Красная Рука Ольстера
Красная рука Ольстера символ , — геральдике. используемый в [1] для обозначения ирландской провинции Ольстер в и, частности, Северного Уи-Нейла . Однако он также использовался другими ирландскими кланами по всему острову, включая правящие семьи западного Коннахта (т.е. О'Флаэрти и МакХью) и вождей Мидлендса (например, О'Дейли, Кирни и т.д.). [2]
Это открытая ладонь красного цвета, пальцы которой направлены вверх, большой палец расположен параллельно пальцам, а ладонь обращена вперед. Обычно изображается как правая рука, но иногда бывает и левой, например, на гербах баронетов .
Историческая справка
[ редактировать ]
Красная Рука уходит корнями в гэльскую культуру как знак великого воина. Считается, что оно восходит к языческим временам.
Красная Рука впервые упоминается в сохранившихся записях 13 века, когда она использовалась Хиберно-нормандскими графами де Бургами Ольстерскими . [3] Именно Вальтер де Бург стал первым графом Ольстера в 1243 году, который объединил крест де Бурга с Красной рукой, чтобы создать флаг, который представлял графство Ольстер и позже стал современным флагом Ольстера .
Впоследствии он был принят О'Нилами, когда они приняли на себя древнее королевство Ольстера, изобрели для себя титул Рекс Ултони (король Ольстера) в 1317 году, а затем заявили о своих правах на него без сопротивления с 1345 года. [4] [5] [6] Раннее ирландское геральдическое использование открытой правой руки в Ирландии можно увидеть на печати Аода Реамхара О Нейла , короля ирландцев Ольстера, 1344–1364 гг. [7]
написанное в начале XV века, Стихотворение Маэля О Хуйгинна, называется « Lámh dàerg Éireann í Eachach» . [8] [9] первая строка которого представляет собой вариацию названия: « Красная рука Эйрионда Ибха Иатоха » , [9] переводится как «Уи Эшач - «красная рука» Ирландии». [10] Уи Эшач были одним из племен Крутинов (известных как Дал нАраиди после 773 г.). [11] ), входившие в состав древнего королевства Улайд . [12] [13]
Считается, что символ Красной Руки использовался О'Нилами во время Девятилетней войны (1594–1603) против английского правления в Ирландии , а также боевой клич lámh Dearg Éireann abú ! («Красная рука Ирландии к победе») также ассоциировалась с ними. [14] Английский писатель того времени отметил: «Древняя Красная Рука Ольстера, кровавая Красная Рука, ужасное знание! И в намеке на это ужасное знание - боевой клич Ламха Дирг Абу!» [6]
Орден баронетов был учрежден патентным письмом от 10 мая 1612 года, в котором говорилось, что «баронеты и их потомки должны и могут носить либо в кантоне на своем гербе, либо в inescutcheon , по их избранию, герб Ольстер, то есть в серебряном поле, красная рука или кровавая рука». [15] Самые старые баронеты использовали ловкую (правую) руку, как и О'Нилы; однако позже она стала зловещей (левой) рукой. [15]
Спор о собственности
[ редактировать ]Исключительные права на использование символа Красной Руки на протяжении веков вызывали споры, в первую очередь принадлежали ли они О'Нилам или Магеннисам . О'Нилы стали главной династией Сенела -неогейна Северного Уи-Нейла , а затем королями Ольстера , в то время как Магеннисы были правящей династией Уи Ишач Кобо , главной династии Крутинов Улайда, [13] а также глава Кланы Рудрейдж . [16] В стихотворении 16-го века отмечены разногласия между « Сиол Рурай » (псевдоним Кланна Рудрайге) и Северным Уи Нейл.
Между несколькими ирландскими поэтами возник спор, датированный 1689 годом, о том, чьи претензии на Красную Руку были наиболее законными. [3] [17] [18]
- Диармайд Мак ан Бхайрд , один из последних полностью подготовленных ирландских поэтов-бардов . [19] предостерегает от притязаний О'Нилов на Красную Руку, утверждая, что оно по праву принадлежит Магеннисам, которым должно быть разрешено сохранить его. [17] Он поддерживает свое заявление, цитируя несколько средневековых текстов, приписывающих его Коналу Сернаху , легендарному предку Уи Ишач Кобо. [17]
- Эоган О Доннхейл опровергает права Кланны Рух (Clanna Rudraige) на этот символ. [17] Он цитирует историю, основанную на Леборе Габала Эренне, утверждая, что он принадлежит потомкам Эримона , от которого, как говорят, произошли Конн Ста Битв и, следовательно, О'Нилы. [17]
- Найл Мак Мюиредхай отвергает оба эти утверждения и заявляет, что символ принадлежит клану Домнайл (Кландоннелл, потомок Трех Коллас , легендарных предков Аиргаллы ) . [17] Мак Мюиредхай высмеивает О Доннгейла как дурака и находит прискорбным то, что он писатель. [17]
Дальнейшие поэтические четверостишия в споре были написаны Мак-ан-Бэрдом, О Доннгейлом, а также сыном Мак-ан-Бэрда Эогейном. [17] Макан Бхайрды, похоже, высмеивают О Доннгейла как не выходца из наследственной бардской семьи и что он имеет очень низкий ранг и не имеет чести, а также намекают на генеалогическую связь его семьи с О'Нилами. [17]
В 1908 году тогдашний глава клана О'Нилов говорит о Красной Руке: «История учит нас, что уже в языческие времена она была принята О'Нилами из Макгеннисов, которые были принцами в северной части Ирландии, населенной регионом ими». [20]
Возможное происхождение
[ редактировать ]Участники бардовского спора 1689 года утверждали, что символ Красной Руки произошел от легендарного предка, который после победы в бою положил свою окровавленную руку на знамя:
- Диармайд Мак ан Бхайрд утверждал, что Коналл Кернах (мифический герой Улайдов из Ольстерского цикла ) положил окровавленную руку на знамя, отомстив за смерть Кухулина (еще одного мифического героя Улайда), и с тех пор оно принадлежало потомкам Коналла. затем. [17] По его словам, это подтверждается средневековыми текстами, такими как « Scéla Mucce Meie Da Thó» (« Сказка о свинье Мак Да То »), « Leabhar Ultach» (также известный как « Senchas Ulad» и «Senchas Síl Ír» ) и стихотворением Охюгинна, начинающимся с Эшач — рука Ирландии . [17]
- Эоган О Доннхайле, основываясь на своем рассказе о Леборе Габала Эренне , утверждал, что после того, как милетцы победили Туата Де Дананн , им были вручены три драгоценных предмета, среди которых знамя с красной рукой. [17] Это знамя в конечном итоге безоговорочно оказалось в руках потомков сына Миля Эримона , от которого, как говорят, произошли Конн Ста Битв и, таким образом, О'Нилы. [17] В сохранившихся текстах Лебора Габала Эренна упоминаются четыре сокровища , но не знамя. [17]
- Найл Мак Мюридхай утверждал, что, когда Три Коллы победили Улайдов , один из Коллас положил свою окровавленную руку на отнятое у них знамя. [17] Затем он заявляет, что клан Домнайл использовал этот символ в его время, и принимает стихотворение Lámh Éireann í Eachach . [17] Однако, по словам историка Гордона О Риана, Мак Мюредхай ошибочно принял элемент í Eachach за обозначение потомков Эчу Доймлена , отца Коллас, хотя на самом деле он относится к Эчу Кобе, легендарному предку Магеннисов. [17]
Ф. Дж. Биггер в докладе, прочитанном перед Королевской Ирландской академией в апреле 1900 года, отметил использование правой руки О'Нилами около 1335 года и предполагает, что для них она могла быть символом, обозначающим божественную помощь и силу, а также предполагая, что древние финикийцы , возможно, принесли этот символ в Ирландию. [21]
В средневековой ирландской литературе нескольким реальным и легендарным королям давали прозвища «красная рука» или «красная рука», что означало, что они были великими воинами. [22] Одним из них является мифический Верховный король Ирландии Лугайд Ламдерг (Лугайд с поличным), который, по словам Юджина О'Карри , упоминается в одной ирландской легенде как король Крутина Улайда во время правления мифического Конхобара Мак Нессы. . [23] [24] В Средние века О'Нилы верили, что мессианский король «с поличным» по имени Аод Энгач придет, чтобы возглавить их и изгнать англичан из Ирландии. [22] В выпуске All Ireland Review 1901 года писатель под псевдонимом «ММ» предполагает, что Красная Рука названа в честь основателя Кланы Рудрейдж, Рудрейджа мак Ситриги . [25] и что имя Рудрейджа может означать «красное запястье». [25] В другом издании «YM» предполагает то же самое, утверждая, что имя Рудрейджа означает «красная рука». [26] Они также предполагают, что Cróeb Ruad (Красная ветвь) древнего Улайда на самом деле может происходить от crob и ruadh (красная рука). [26]
Другая легенда, получившая широкое распространение, гласит, что первый человек, прикоснувшийся к провинции Ольстер, будет претендовать на нее. [27] В результате воины бросились к суше, один из которых отрубил ему руку и бросил ее на своих товарищей, тем самым завоевав землю. [27] В некоторых версиях сказки человек, который отрезает ему руку, принадлежит О'Нилам или самому Найлу из Девяти заложников . [ нужна ссылка ] В других версиях этим человеком является мифический Эримон . [28]
«Красная рука» как прозвище
[ редактировать ]В средневековой ирландской литературе несколько реальных и легендарных королей получили прозвище «красная рука» или «красная рука» ( lámhdhearg или crobhdhearg ). Это означало, что они были великими воинами, их руки были красными от крови врагов. [22]
- Древний ирландский бог Нуада Аиргетлам (Нуада Среброрукий) был также известен под псевдонимом Нуада Дерг Ламх, с поличным, среди других псевдонимов. [29] Нуада упоминается в Книге Лекана как предок Эоганахты и Дала г-Кайса из Мюнстера . [29]
- Лугайд Ламдерг — легендарная фигура, которая появляется в « Книге Ленстера» и «хаотическом прошлом» происхождения Дал-г-Кайсов. [30] [31] Его эпитет, означающий «красная рука», был передан Лугайду Минну примерно в начале ирландского исторического периода. [30]
- Лабрейд Ламдерг (краснорукий Лабрейд) — персонаж фенийского цикла ирландской мифологии , друг героя-воина Оскара . [1] [32]
- В «Анналах четырех мастеров» упоминается «Рихта Райдхерг» ( Rechtaid Rígderg ) как Верховный король Ирландии . [33] По словам Джеффри Китинга, он получил имя «Райдхеарг», поскольку у него была рука, которая «превышала красный». [33] Речата указан как правнук «Лугайгд Ламдерг» (Лугайд Ламдерг). [33]
- Катал Кробдеарг Уа Конхобайр , также известный как «Катал О'Конор с поличным», был королем Коннахта в начале 13 века. [34] Существует стихотворение, написанное между 1213 годом и смертью Катала в 1224 году, в котором часто упоминается красная рука Катала. [35]
- Дермотт Ламдеарг цитируется Мередитом Ханмером в его «Хрониках Ирландии» (впервые опубликованных в 1633 году) как король Ленстера , сражавшийся примерно в начале V века против армии мародеров в Нокнигене недалеко от Дублина. [36]
- Семья Кавана из Борриса, графство Карлоу , происходит от Дермота Кавана Ламдерга, лорда Сент-Муллина , второго сына Джеральда Кавана, лорда папоротников в 1431 году. [37] Джеральд происходил от Домнала Каомханаха , сына Диармайт Мак Мурчада , короля Ленстера . [37]
- Кавена из Килдэра, ставшие частью протестантского господства , являются родственниками Кавана из Борриса и, согласно их собственным традициям, заявляют о своем происхождении от Катайра Руа Каомханаха, который, как говорят, был потомком ветви Ламхдхеарг (Красная Рука) клана Каомханах . [38]
- В катране 78 классической ирландской поэмы « Карн Фраойх Сойтеах на Саоркланн » упоминается « inghean rógh lámhdærg Leinster », что переводится как «потомок (букв. «дочь») королей с поличным Ленстера». [39] В этом стихотворении, а также в связанном с ним стихотворении Osnach Carad i Cluain Fraoch упоминается Карн Ламха, место захоронения руки Фраоха. [40]
- Глеуар Ламдерг, или Глеуар с поличным, был королем Ламрейга и предположительно отчимом Фионна мак Камхейла из фенийского цикла ирландской мифологии. [41] Утверждается, что Ламрейги происходят от Ламхи, сына Конхобара мак Нессы , легендарного короля Ольстера. [41]
Похожие символы
[ редактировать ]Dextera Dei , или «Правая рука Бога», — это символ, который появляется только на трех высоких крестах в Ирландии: Крест Мюредаха в Монастербойсе ; Крест короля Фланна (также известный как Крест Священного Писания) в Клонмакнойзе ; и Крест на улице Келлс . [21] У первых двоих полная рука с вытянутыми пальцами, как у Красной Руки. [21] Форма и положение Келлского Dextera Dei соответствуют образцу, обычно встречающемуся на континенте, тогда как тот, который использовался в Монастербойсе и Клонмакнойсе, кажется уникальным в христианском мире. [21]
Биггер предположил, что упоминание Dextera Dei в Псалме 118 и Деяниях 2 представляет собой образное выражение Старого Света, обозначающее силу и власть, и такие символы рук можно найти в древних цивилизациях, включая, среди прочего , ассирийцев , вавилонян , карфагенян , халдеев и финикийцев . [21] Его также используют евреи, мусульмане, его можно найти в Палестине и Марокко . [21] Австралийские аборигены почитали руки своих умерших вождей. [21] В опубликованной версии своей статьи Биггер упоминает книгу, опубликованную после того, как он прочитал свою статью, «Рога изобилия» Ф.Т. Элворти (хотя вместо FT фигурирует FJ), написав, что она убедительно доказывает древний характер и широкое использование этого символа среди Ранние языческие цивилизации. [21]
По словам Чарльза Валланси в 1788 году, красная рука, направленная вверх, была гербовым символом королей Ирландии и до сих пор использовалась семьей О'Брайен, чей девиз был Lamh Layir a Uachdar , что означает «сильная рука вверх». или «Сильная рука победит». [42] Руки занимают видное место в публикации Дермота О'Коннора XVIII века «Гербы и ирландская геральдическая терминология», где на септе Ó Fearghail изображен девиз Lámh dhearg air chlogad lúptha . [43]
Ссылки на Галицию
[ редактировать ]В некоторых центральноевропейских гербовниках 15, 16 и 17 веков Галицианское королевство представлено гербом с красной рукой или красной перчаткой. Это может быть связано с фонетическим сходством гэльского и галисийского языков (« скошенные руки » использовались для этого намеренно или из-за путаницы, например, Galice — Calice или D’ Aragón — Dragón ), или ассимиляцией галисийского народа с милезийцами. (жители Бреогана ). Самый распространенный геральдический щит в Галиции, как автономной области или как королевстве, представляет собой Грааль с крестами или трилистником с XIII века до наших дней. В 17 веке Сент-Джеймс Компостелла ( Сантьяго-де-Компостела ) стал, по словам епископа Томаса Стронга (дяди Томаса Уайта, основателя Ирландского колледжа Компостеллы после бегства графов ), «истинной столицей ирландского народа ». в изгнании» . [44]
- Герб Королевства Галиция в гербовом дворце Мильтенберга , ок. 1486–1500.
- Герб Галиции в антологии нескольких гербов , ок. 1530.
- Герб Галиции в Хофклайдербухе , 1508–1551 гг.
- Герб Галиции в другом немецком гербовнике, 17 век.
Современное использование
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2017 г. ) |

Обычно используемая форма представляет собой открытую правую ( ловкую ) руку красного цвета с пальцами вверх, большим пальцем параллельно пальцам и ладонью вперед.
Красная Рука изображена на гербах других ирландских кланов , включая О'Доннелли , О'Каханов , МакХью из графства Голуэй и их собратьев из Коннахта Флаэрти, Дейли, Мелаглинов и Кирни. На гербе О'Нила и Доннелли девиз - Lámh Dhearg Éireann (Красная Рука Ирландии). [45] На гербе вождей шотландского клана МакНил (из Барры ) изображена Красная Рука; клан традиционно заявлял о своем происхождении от Найла из Девяти заложников . Многие другие семьи использовали Красную Руку, чтобы подчеркнуть свое ольстерское происхождение. [ нужна ссылка ] Глава семьи Гиннесс , граф Айви , имеет на своем гербе три Красные руки, врученные еще в 1891 году. [46]
Красная Рука присутствует на гербе ряда графств Ольстера, таких как Антрим , Каван , Лондондерри , Монаган и Тайрон . Он также появляется на баннере Ольстера и используется многими другими официальными и неофициальными организациями по всей провинции.
На гербе Ирландского общества , осуществившего плантацию Ольстера, изображена Красная Рука. [47]
«Красная рука» используется как националистами, так и лоялистами, хотя она более тесно связана с последними, чьи фрески часто центрируют этот символ в качестве фокуса. [48]
баронеты
[ редактировать ]
Левая ( зловещая ) Красная Рука — это вариант, который баронеты могут добавить к своему оружию, чтобы указать на свое звание. официально Гербовая коллегия разрешила это в 1835 году, постановив, что баронеты Англии, Ирландии, Великобритании или Соединенного Королевства могут «нести либо кантон на своем гербе, либо на гербе, по своему усмотрению, герб Ольстера». (а именно) Рука Гулеса или Кровавая Рука в Полевом Аргенте». [50] изображено На гербе следующее: зловещая рука на запястье, вытянутая в бледно-красных тонах . [51]
Король Англии Джеймс I учредил наследственный Орден баронетов в Англии 22 мая 1611 года, по словам Коллинза (1741 г.): «для плантаций и защиты всего Ирландского королевства, но особенно для защиты и безопасности Провинция Ольстер, и, следовательно, в знак отличия представители этого ордена и их потомки могут иметь (Красную Руку Ольстера) на своих гербах либо в кантоне, либо на гербе по своему выбору». [51] Такие баронеты могут также отображать Красную Руку Ольстера как значок , подвешенный на ленте под гербом. [52] Баронеты Новой Шотландии , в отличие от других баронетов, не используют Красную Руку Ольстера, но имеют собственный значок с изображением Королевского герба Шотландии на щите над Солтирой Святого Андрея . [50] Левая версия также использовалась Ирландскими национальными лесниками , Ирландской гражданской армией и Федеративным профсоюзом рабочих Ирландии .
Примеры
[ редактировать ]- Флаг провинции Ольстер
- Флаг четырех провинций Ирландии
- Флаг парламента Северной Ирландии (1953–1972 гг.)
- Прапорщик Королевского яхт-клуба Ольстера
- Домашний флаг пароходной компании Ларн и Странраер
- Домашний флаг Ольстерской пароходной компании
- Значок, который носят баронеты Соединенного Королевства.
- Печать левой рукой для баронетов Курциуса
- Герб НРР .
- Республиканская национальная ассоциация могил, Белфаст
- Герб Маккартана , филиала Магенниса.
Библиография
[ редактировать ]- Барри, Э. (1895). «О камнях Огама, увиденных в округе Килкенни». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии . Пятая серия. 5 (4). Королевское общество антикваров Ирландии : 348–368.
- Бергин, Осборн (1925). «Неопубликованные ирландские стихи. XXIX: О Катале Красной Руке». Исследования: Ежеквартальный обзор Ирландии . 14 (53). Ирландская провинция Общества Иисуса: 61–65.
- Биггер, Фрэнсис Джозеф (1900). «Декстера Деи, скульптура на высоких крестах Ирландии» . Труды Королевской ирландской академии . Третья серия (6). Королевская ирландская академия – через Интернет-архив . Прочитано в Королевской ирландской академии 9 апреля 1900 г. Опубликовано в октябре 1900 г. с дополнительным абзацем.
- Берк, Бернард (1884). Генеральный арсенал Англии, Шотландии, Ирландии и Уэльса, включающий реестр гербовых знаков с древнейших времен до наших дней . Книги наследия – через Интернет-архив .
- Буртчелл, Джорджия (1902). «Знак Королевского общества антикваров Ирландии». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии . Пятая серия. 32 (4). Королевское общество антикваров Ирландии : 415–418.
- Кавана, Катал (2006). «Разные истории благотворительности в изгнании». Прошлое (27). Историческое общество Киншасы: 96–105. JSTOR 25520125 .
- Фитцпатрик, Элизабет (2004). Королевская инаугурация в гэльской Ирландии ок. 1100–1600: исследование культурного ландшафта . Бойделл Пресс. ISBN 9781843830900 .
- Даффи, Шон (2005). Средневековая Ирландия Энциклопедия . Рутледж. ISBN 0-415-94052-4 .
- Гамильтон, Джорджия (1844 г.). «О «Северном доме» во владениях Хэмптона и открытии кургана недалеко от Кнокингена». Труды Королевской ирландской академии . Том. 3. Королевская ирландская академия . стр. 249–252.
- Китинг, Джеффри (1723). Всеобщая история Ирландии . Дж. Беттенхэм.
- Китинг, Джеффри (1983). История Ирландии Китинга . Ирландский генеалогический фонд. ISBN 978-0-686-44360-5 .
- М., М. (1901). «Три волны» Древнего Эрина» . Обзор всей Ирландии . 2 (24): 184–185. дои : 10.2307/20545459 . JSTOR 20545459 .
- Макманус, Дамиан (2013). «Фамилии и потомки: прилагательная квалификация христианских имен и когномин в классической ирландской поэзии». Эриу . 63, стр. 117–143. Королевская ирландская академия .
- О Кронин, Дайви (1995). Раннесредневековая Ирландия 400–1200 гг . Лонгман.
- О'Карри, Юджин (2010). О нравах и обычаях древних ирландцев, III . Издательство Кессинджер. ISBN 978-1163577769 .
- О'Дейли, Джон; О'Донован, Джон (1853). «Инаугурация Катала Кробхардга О'Конора, короля Коннахта». Труды Археологического общества Килкенни . 2 (2). Королевское общество антикваров Ирландии : 335–347.
- О'Нил, The (1908). «Геральдический герб Ирландии». Ольстерский журнал археологии . Вторая серия. 14 (4). Ольстерское археологическое общество: 178–180.
- О Риан, Гордон (2011). «ВАРИА III. Четверостишия, относящиеся к полемике о Красной Руке» . Эриу . 61 . Королевская ирландская академия : 171–178. дои : 10.1353/eri.2011.0006 . hdl : 10344/5838 . S2CID 245848621 .
- ИЛИ Риан, Гордон (2013). «ПЕРЕМНАЯ Я» Эриу 63 . Королевская ирландская академия : 145–153. дои : 10.3318/ЭРИУ.2013.63.145 .
- Шлегель, Дональд М. (2002). Переплетение гобелена Древнего Ольстера . Том. Клогер Рекорд. Историческое общество Клогера. стр. 747–9.
- Ширман, Дж. Ф. (1877). «Loca Patriciana: Часть XI. Прогресс Святого Патрика в Оссори-Дизертум Патриции, Мартартек в Маг Ройне - патрицианские миссионеры в Оссори, их церкви, Килламори: Святой Киаран, первый епископ и покровитель Оссори: его период и т. д. и т. д. .: Записки некоторых святых из рода оссорианцев». Журнал Королевской исторической и археологической ассоциации Ирландии . Четвертая серия. 4 (29). Королевское общество антикваров Ирландии : 188–245.
- Уэлш, Роберт (1996). Оксфордский краткий справочник по ирландской литературе . ISBN 0-19-280080-9 .
- Вестропп, Томас Джонсон (1918). «Земляные работы, традиции и боги юго-восточного графства Лимерик, особенно от Ноклонга до Темаира Эранна». Труды Королевской ирландской академии . 34 . Королевская ирландская академия: 127–183. JSTOR 25504213 .
- Уильямс, Нью-Джерси (1990). «Главы Дермота О'Коннора и ирландская геральдическая терминология». Ирландия восемнадцатого века / Iris an Dá Chultúr . 5 . Ирландское общество восемнадцатого века: 61–88. дои : 10.3828/eci.1990.7 . S2CID 256187747 .
- Валланси, Чарльз (1788). «Описание древнего памятника в церкви Ласк в графстве Дублин». Труды Королевской ирландской академии . 2 . Королевская ирландская академия : 57–68.
- М., Ю. (1901). «Анналы четырех мастеров». Обзор всей Ирландии . 2 (14): 102–103. дои : 10.2307/20545308 . JSTOR 20545308 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Ирландские предки/Геральдические традиции» . Ирландские Таймс . Архивировано из оригинала 5 марта 2011 г. Проверено 7 марта 2009 г.
- ^ Уильямс, Николас (2017). Ирландская геральдика: краткое введение . Портлаойз, Ирландия: Evertype. стр. 8–9, листы 1, 22. ISBN. 978-1-78201-139-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Шлегель (2002) , стр. 747–9.
- ^ Даффи (2005) , с. 231
- ^ Даффи (2005) , с. 481
- ^ Перейти обратно: а б Джон Корнелиус О'Каллаган (1870). «История ирландских бригад на службе Франции» . Кэмерон и Фергюсон.
- ^ Геральдика Национальной библиотеки Ирландии в Ирландии
- ^ Ó Риан (2013) , стр. 147–8
- ^ Перейти обратно: а б Дублинский институт перспективных исследований – 1185. Red Hand Ireland Uigh Eathach ; Д-р Кэтрин Симмс, исторический факультет Тринити-колледжа в Дублине
- ^ Макманус (2013) , с. 122
- ^ Из Кронина (1995) , с. 48
- ^ Топонимы Н.И. «Айви» . Архивировано из оригинала 16 июня 2020 года . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Университетский колледж Корка - Ранние ирландские группы населения: их номенклатура, классификация и хронология. Раздел 3, Сентябрь-Имена
- ^ О'Нил (1908) , с. 179
- ^ Перейти обратно: а б Буртчелл (1902) , с. 418
- ^ Китинг (1983) , с. 728
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Райан (2011) , с. 171
- ^ Уильямс (1990) , с. 64
- ^ Валлийский (1996) [ нужна страница ]
- ^ О'Нил (1908) , с. 180
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Bigger 1900 , стр. 79–84.
- ^ Перейти обратно: а б с Оган, Даит. Миф, легенда и романтика: энциклопедия ирландской народной традиции . Prentice Hall Press, 1991. стр. 36-37.
- ^ О'Карри (2010) , стр. 78–94.
- ^ Шлегель (2002) , с. 728
- ^ Перейти обратно: а б М. (1901а) , с. 184
- ^ Перейти обратно: а б М. (1901б) , с. 102
- ^ Перейти обратно: а б Эриксен, Томас Хилланд ; Дженкинс, Ричард (2007). Флаг, нация и символика в Европе и Америке . Рутледж. п. 81. ИСБН 978-1-134-06696-4 .
- ^ «Красная рука Ольстера» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 октября 2016 г. Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вестропп (1918) , стр. 145–7.
- ^ Перейти обратно: а б Вестропп (1918) , с. 134
- ^ Барри (1895) , с. 365
- ^ «Результаты поиска Лабрайда Ламдерга» . Оксфордский справочник.
- ^ Перейти обратно: а б с Китинг (1723) , с. 157
- ^ О'Дейли и О'Донован (1853) , стр. 337.
- ^ Бергин (1925) , стр. 61–65.
- ^ Гамильтон (1844) , с. 252
- ^ Перейти обратно: а б Берк (1884) , с. 552
- ^ Кавана (2006) , с. 100
- ^ Макманус (2013) , с. 120
- ^ Фитцпатрик (2004) , с. 65
- ^ Перейти обратно: а б Ширман (1877) , с. 209
- ^ Валланси (1788) , с. 59
- ^ Уильямс (1990) , с. 68
- ^ «Томас Уайт» . dbe.rah.es.
- ^ «О, Нил, Нил, Нил, Нил» . Аральтас.com.
- ^ Пэрство Берка, Лондон, 2003, субтитр "Айви"
- ^ «Войны и конфликты – Плантация Ольстера – Английские и шотландские плантаторы – Лондонские компании» . Би-би-си.
- ^ Брайтон, Стивен А. (2004). «Символы, мифотворчество и идентичность: Красная рука Ольстера в Патерсоне конца девятнадцатого века, штат Нью-Джерси» . Международный журнал исторической археологии . 8 (2): 149–164. дои : 10.1023/B:IJHA.0000043699.88179.13 . ISSN 1573-7748 .
- ^ Мосли, Чарльз, изд. (2003). Пэрство, баронетство и рыцарство Берка (107 изд.). Пэрство и дворянство Берка. п. 524. ИСБН 0-9711966-2-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Пиксли, FSA, Фрэнсис В. (2016). История баронета стр. 100-1 262–269. ISBN 9780956815750 . Проверено 6 июля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Коллинз, Артур, Английское баронетство: содержащий генеалогический и исторический отчет обо всех существующих сейчас английских баронетах , том 4, Лондон, 1741, стр.287 [1]
- ^ Пэрство Дебретта , 1968, стр.1235.