История Северной Ирландии
История Ирландии |
---|
![]() |
![]() |
Северная Ирландия — одна из четырёх стран Соединенного Королевства. [1] [2] (хотя в официальных источниках он также описывается как провинция или регион [3] [4] ), расположенный на северо-востоке острова Ирландия . Он был создан как отдельное юридическое лицо 3 мая 1921 года в соответствии с Законом о правительстве Ирландии 1920 года . [5] Новая автономная Северная Ирландия была образована из шести из девяти графств Ольстера : четырех округов с профсоюзным большинством – Антрим , Арма , Даун и Дерри/Лондондерри – и двух графств с небольшим [а] Ирландское националистическое большинство – Фермана и Тайрон – на всеобщих выборах 1918 года . [6] Остальные три округа Ольстера с большим националистическим большинством не были включены. По большей части профсоюзные деятели, по крайней мере на северо-востоке, поддержали его создание, тогда как националисты были против.
За беспорядками в Северной Ирландии (1920–1922) последовали десятилетия относительно мирного правления правительства Ольстерской юнионистской партией , контролируемого Северной Ирландии (1921–1972) , прерванного атаками Люфтваффе во время Второй мировой войны . Системная дискриминация католиков со стороны правительства обеспечила высокий уровень эмиграции. [ нужна ссылка ] из этого сообщества и способствовал его продолжающемуся недовольству разделом Ирландии . Проблемы разразились в конце 1960-х годов и продолжались до Белфастского соглашения 1998 года .
Сопротивление самоуправлению
[ редактировать ]С конца 19 века большинство людей, живущих в Ирландии, хотели, чтобы британское правительство предоставило Ирландии некоторую форму самоуправления. Ирландская парламентская партия (IPP) иногда поддерживала баланс сил в Палате общин в конце 19-го и начале 20-го веков, и эта позиция стремилась добиться самоуправления , которое дало бы Ирландии автономию во внутренних делах, не нарушая при этом вверх по Соединенному Королевству . Два законопроекта о предоставлении Ирландии самоуправления были приняты Палатой общин в 1886 и 1893 годах, но отклонены Палатой лордов . С принятием Закона о парламенте 1911 года правительством Либеральной партии (который ограничил полномочия лордов от отмены парламентских законопроектов до отсрочки их реализации на два года) стало очевидно, что самоуправление, вероятно, вступит в силу в ближайшие пять лет. годы. ИПП и ее предшественница, Лига самоуправления , боролись за это почти пятьдесят лет.
Однако значительное меньшинство было категорически против этой идеи и желало сохранить Союз в его существующей форме. Ирландские профсоюзные активисты успешно агитировали против самоуправления с 1880-х годов, и 28 сентября 1912 года их лидер Эдвард Карсон представил Ольстерское соглашение в Белфасте , пообещав исключить Ольстер из самоуправления. Пакт подписали 450 000 человек. Ускорив раскол с профсоюзными активистами на юге и западе (включая особенно значительную общину в Дублине ), он дал северным профсоюзным деятелям реальную цель, к которой можно было стремиться.
К началу 20 века Белфаст , крупнейший город Ольстера , стал крупнейшим городом Ирландии. [7] Ее промышленная экономика с сильным машиностроительным и судостроительным секторами была тесно интегрирована с экономикой Великобритании . Белфаст был преимущественно протестантским городом Ольстера с католическим меньшинством менее 30 процентов, сосредоточенным на западе города.
Третий законопроект о самоуправлении был внесен правительством либерального меньшинства в 1912 году. Однако Консервативная партия сочувствовала юнионистской позиции, и поэтому политический голос ирландского юнионизма усилился в парламенте. После серьезных поправок, внесенных Палатой лордов, в 1914 году Палата общин согласилась разрешить четырем округам Ольстера голосовать за выход из ее положений в течение шести лет. На протяжении 1913 и 1914 годов были набраны и вооружены военизированные формирования, в первую очередь профсоюзные Ольстерские добровольческие силы (UVF), а в ответ — националистические ирландские добровольцы . В ответ на возможность захвата оружия УФФ подразделениям британской армии , дислоцированным в Ирландии, было приказано занять правительственные здания, отражать любые нападения УФФ и охранять арсеналы. Когда (март 1914 г.) был отдан приказ о переводе офицеров с главной армейской базы в Карра на север Ирландии, многие офицеры предпочли уйти в отставку, чем подчиниться. [8] См.: Инцидент в Курре . События в Европе должны были иметь приоритет после начала Первой мировой войны . Самоуправление было отложено на время войны, которая должна была стать короткой, и лидеры профсоюзов и националистов согласились поощрять своих добровольцев вступать в британскую армию.
1916: Пасхальное восстание, битва на Сомме и последствия.
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны напряженность в Ирландии продолжала нарастать. Жесткие ирландские сепаратисты (известные в то время как ирландские националисты , а позже как республиканцы ) полностью отвергли самоуправление, поскольку оно предполагало поддержание связей с Великобританией. Они сохранили контроль над одной фракцией ирландских добровольцев , и в Пасху 1916 года во главе с Томасом Кларком , Джеймсом Коннолли и другими предприняли попытку восстания в Дублине . После суммарных судебных процессов британское правительство казнило лидеров за государственную измену. Правительство обвинило небольшую партию Шинн Фейн, которая не имела к этому никакого отношения. Казнь лидеров восстания оказалась пропагандистским переворотом в поддержку воинствующего республиканизма, и Шинн Фейн ранее незначительная народная поддержка выросла. Выжившие лидеры Ирландских добровольцев проникли в партию и взяли на себя ее руководство в 1917 году . 1918 год . Шинн Фейн была в авангарде организации кампании против воинской повинности .
36- я (Ольстерская) дивизия была одной из первых частей британской армии, отправленных на Сомму в июле 1916 года. Несмотря на то, что это была одна из немногих дивизий, достигших своих целей, ольстерцы понесли потери почти 85%. Хотя 36-я дивизия состояла как из католиков, так и из протестантов с севера, одним из результатов тяжелых потерь на Сомме стало то, что сообщество юнионистов стало еще более решительно настроено оставаться в Соединенном Королевстве, полагая, что они принесли в жертву своих сыновей по приказу. Короны. В большом количестве присоединились и националисты, причем «старые» ирландские полки из Мюнстера и Ленстера этими новобранцами были значительно усилены . Когда ветераны Первой мировой войны по обе стороны политического раскола вернулись с фронта в 1918 и 1919 годах, они вернулись закаленными в боях солдатами. На всеобщих выборах 1918 года Ирландская парламентская партия уступила почти все свои места Шинн Фейн. Из 30 мест в шести графствах, которые впоследствии станут Северной Ирландией, 23 получили юнионисты, в том числе три Лейбористские юнионисты и пять из шести членов IPP, вернувшихся в Ирландию, были избраны в Ольстере в результате соглашений о местном голосовании с Шинн Фейн. [9]
Партизанская война в Ирландии набрала обороты после выборов, что привело к англо-ирландской войне . Хотя интенсивность конфликта в Ольстере была ниже, чем в остальной части Ирландии, конфликт там осложнялся тем, что в нем участвовали не только ИРА, британская армия и Королевская ирландская полиция , но Ольстерские добровольческие силы и (УФФ).
Раздел
[ редактировать ]
Четвертый и последний законопроект о самоуправлении ( Закон о правительстве Ирландии 1920 года ) разделил остров на Северную Ирландию (шесть северо-восточных графств) и Южную Ирландию (остальную часть острова). Некоторые профсоюзные деятели, такие как сэр Эдвард Карсон, выступали против раздела, рассматривая его как предательство профсоюзного движения как панирландского политического движения. Члены профсоюза трех графств (те, кто проживает в округах Ольстера Каван , Донегол и Монаган ), оказавшиеся не по ту сторону новой границы, разделившей Ольстер , почувствовали себя преданными теми, кто присоединился к ним, пообещав «поддерживать друг друга». в Ольстерском пакте . [10] The Belfast Telegraph заверила профсоюзных активистов, которые чувствовали себя виноватыми по этому поводу, «что лучше, чтобы две трети пассажиров спаслись, чем все утонули». [11] Многие ирландские националисты также выступали против раздела, хотя некоторые были рады тому, что в Северной Ирландии проживает большое националистическое меньшинство, которое отрицает ее стабильность.
Договор вступил в силу в Соединенном Королевстве посредством Закона о Конституции Ирландского свободного государства 1922 года . Согласно статье 12 Договора, Северная Ирландия могла отказаться от участия , обращение направив королю с просьбой не быть частью Ирландского свободного государства. После ратификации Договора у парламента Северной Ирландии был один месяц, чтобы воспользоваться этим отказом, в течение которого правительство Ирландского Свободного государства не могло принимать законы для Северной Ирландии, приостанавливая эффективную юрисдикцию Свободного государства на месяц.
7 декабря 1922 года (на следующий день после создания Ирландского свободного государства) парламент Северной Ирландии постановил обратиться к королю со следующим обращением о выходе из Ирландского свободного государства: [12]
МИЛОСТНЫЙ ГОСПОДИН, Мы, самые послушные и верные подданные Вашего Величества, сенаторы и члены общин Северной Ирландии, собравшиеся в парламенте, узнав о принятии Закона о Конституции Ирландского свободного государства 1922 года, являющегося актом парламента о ратификации Статьи соглашения о договоре между Великобританией и Ирландией, в этом скромном Обращении молите Ваше Величество, чтобы полномочия Парламента и Правительства Ирландского Свободного Государства больше не распространялись на Северную Ирландию.
13 декабря 1922 года премьер-министр Джеймс Крейг обратился к парламенту Северной Ирландии, сообщив им, что король ответил на обращение парламента следующим образом: [13]
Я получил обращение, представленное мне обеими палатами парламента Северной Ирландии в соответствии со статьей 12 Статей соглашения, изложенных в приложении к Закону о Ирландском свободном государстве (Соглашении) 1922 года, и разделом 5 Закон о Конституции Ирландского свободного государства 1922 года, и я проинформировал об этом своих министров и правительство Ирландского свободного государства.
Первые годы самоуправления
[ редактировать ]Северная Ирландия, получившая самоуправление в составе Соединенного Королевства в соответствии с Законом о правительстве Ирландии, в некоторых отношениях была предоставлена самой себе.
Первые годы нового автономного региона были отмечены жестоким насилием, особенно в Белфасте . ИРА была полна решимости противостоять разделу Ирландии, поэтому власти создали Ольстерскую специальную полицию (в основном бывшую УФФ) для помощи Королевской полиции Ирландии (RIC) и ввели чрезвычайные полномочия для борьбы с ИРА. Многие погибли в результате политического насилия в период с 1920 по 1923 год, когда Белфаст пережил самое жестокое насилие в своей истории. См. «Кровавое воскресенье» (1921 г.) и «Проблемы в Северной Ирландии» (1920–1922 гг.) . Убийства прекратились в 1923 году после подписания англо-ирландского договора в 1922 году.
Всего с июля 1920 по июль 1922 года в Северной Ирландии было убито 636 человек. Примерно 460 из этих смертей произошли в Белфасте (258 католиков, 159 протестантов и 3 человека неизвестной религии). Однако, поскольку католики составляли менее четверти населения города, уровень смертности на душу населения был намного выше. [14]
Продолжающееся насилие создало атмосферу страха в новом регионе, и возникла миграция через новую границу. Помимо движения протестантов из Свободного государства в Северную Ирландию, некоторые католики бежали на юг, в результате чего некоторые из тех, кто остался, чувствовали себя изолированными. Несмотря на смешанную религиозную принадлежность старой Королевской полиции Ирландии и перевод многих офицеров полиции-католиков RIC в недавно сформированную Королевскую полицию Ольстера (1922 г.), северные католики не присоединились к новым силам в большом количестве. Многие националисты стали рассматривать новую полицию как сектантскую, что усиливало их чувство отчуждения от государства.
1925–1965
[ редактировать ]
При сменявших друг друга премьер-министрах- юнионистах, начиная с сэра Джеймса Крейга (позже лорда Крейгавона) и далее, профсоюзный истеблишмент практиковал то, что обычно считается политикой дискриминации в отношении националистического / католического меньшинства.
Эта закономерность прочно утвердилась в случае местного самоуправления. [15] где фальсифицированные границы округов сфальсифицировали выборы в местные органы власти, чтобы обеспечить профсоюзный контроль над некоторыми местными советами с националистическим большинством. В ряде случаев, особенно в Корпорации Дерри , Городском округе Ома и Совете графства Фермана , границы приходов были проведены так, чтобы разместить как можно больше католиков в приходах с подавляющим националистическим большинством, в то время как другие приходы создавались там, где у профсоюзных активистов было мало но обеспечить большинство, максимизируя представительство профсоюзов. [16]
Положения о голосовании давали коммерческим компаниям несколько голосов в зависимости от размера и ограничивали право голоса владельцами недвижимости, основными арендаторами и их супругами. Эта система ( множественное голосование ) прекратила свое существование в Великобритании в 1940-х годах, но продолжалась в Северной Ирландии до 1969 года. [17] [18] и стал все более возмущаться. Споры по поводу махинаций местных властей были в центре движения за гражданские права Северной Ирландии в 1960-х годах. [19]
Кроме того, широко распространена дискриминация при приеме на работу , особенно на высших уровнях государственного сектора и в некоторых секторах экономики, таких как судостроение и тяжелое машиностроение. Эмиграция в поисках работы была значительно более распространена среди католического населения. [ нужна ссылка ] В результате демография Северной Ирландии еще больше сместилась в пользу протестантов, в результате чего к концу 1950-х годов их господство казалось неприступным.
Отмена пропорционального представительства в 1929 году означала, что структура партийной политики дала Ольстерской юнионистской партии постоянное значительное большинство в парламенте Северной Ирландии , что привело к пятидесяти годам однопартийного правления . В то время как националистические партии продолжали сохранять то же количество мест, которое они имели при пропорциональном представительстве, Лейбористская партия Северной Ирландии и различные более мелкие левые юнионистские группы были подавлены, а это означает, что для какой-либо группы оказалось невозможным выдержать вызов Ольстерской юнионистской партии со стороны среди юнионистской части населения.
потрясло самое страшное насилие со времен раздела В 1935 году Белфаст . После парада Ордена Оранжистов было решено вернуться в центр города через католический район вместо обычного маршрута; В результате насилия девять человек погибли. Более 2000 католиков были вынуждены покинуть свои дома по всей Северной Ирландии. [20]
Несмотря на споры на протяжении десятилетий, многие лидеры профсоюзов теперь признают, что правительство Северной Ирландии в период 1922–1972 годов носило дискриминационный характер, хотя видные деятели Демократической юнионистской партии продолжают отрицать это или его масштабы. [21] Один из лидеров профсоюзов, Нобелевской премии мира один из лауреатов первый министр Северной Ирландии , бывший лидер UUP и Дэвид Тримбл охарактеризовал Северную Ирландию как «холодный дом для католиков». [22]
Несмотря на это, Северная Ирландия была относительно мирной на протяжении большей части периода с 1924 года до конца 1960-х годов, за исключением некоторых кратких всплесков активности ИРА, атаки Люфтваффе молниеносной в Белфасте во время Второй мировой войны в 1941 году и пограничной кампании с 1956 по 1962 год. Оно не нашло поддержки среди националистов. Однако многие католики были обижены на государство, а националистическая политика была фаталистической . Между тем, в этот период произошел почти полный синтез Ольстерской юнионистской партии и лоялистского Оранжевого Ордена , при этом католики (даже католики-юнионисты) были исключены из любой позиции политической или гражданской власти за пределами горстки советов, контролируемых националистами. [23]
На протяжении всего этого времени, хотя уровень рождаемости у католиков оставался выше, чем у протестантов, доля католиков в населении сокращалась, поскольку плохие экономические перспективы, особенно к западу от реки Банн , привели к эмиграции католиков в непропорционально большом количестве.
Националистические политические институты пришли в упадок: Националистическая партия бойкотировала парламент Стормонта на протяжении большей части этого периода, а организации его избирателей превратились в немногим больше, чем оболочки. Шинн Фейн была запрещена, хотя она часто действовала через республиканские клубы или аналогичные структуры. В разное время партия баллотировалась и побеждала на выборах, придерживаясь платформы воздержания .
Политика, основанная на лейбористах, была слабой в Северной Ирландии по сравнению с Великобританией. [ нужна ссылка ] Небольшая Лейбористская партия Северной Ирландии существовала, но претерпела множество расколов как на националистические, так и на профсоюзные фракции. [ нужна ссылка ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Белфаст
[ редактировать ]Белфаст был представительным британским городом, хорошо изученным историками. [24] [25] Это был ключевой промышленный город, производивший корабли, танки, самолеты, инженерные сооружения, вооружение, униформу, парашюты и множество других промышленных товаров. Безработица, которая была столь устойчивой в 1930-е годы, исчезла, и возникла нехватка рабочей силы. В 1944 году произошла крупная забастовка боеприпасов. [26] Как ключевой промышленный город, Белфаст стал целью немецких бомбардировок, но он был слабо защищен; в городе было всего 24 зенитных орудия. Правительство Северной Ирландии под руководством Ричарда Доусона Бейтса (министра внутренних дел) подготовилось слишком поздно, полагая, что Белфаст находится достаточно далеко, чтобы быть в безопасности. Когда Германия завоевала Францию весной 1940 года, она получила более близкие аэродромы. Городская пожарная команда была неадекватной, не было общественных бомбоубежищ, поскольку правительство Северной Ирландии не хотело тратить на них деньги, а в городе не было прожекторов, что еще больше затрудняло сбивание вражеских бомбардировщиков. После молниеносной атаки в Лондоне осенью 1940 года правительство начало строить бомбоубежища. В начале 1941 года Люфтваффе выполнили разведывательные миссии, которые определили доки и промышленные районы, подлежащие нападению. Особенно сильно пострадали рабочие районы на севере и востоке города: более 1000 человек были убиты и сотни получили серьезные ранения. Многие люди покинули город, опасаясь будущих нападений. Бомбардировка выявила ужасные условия в трущобах города. В мае 1941 года во время последнего рейда войны на Белфаст бомбы Люфтваффе нанесли огромный ущерб докам и порту. Harland and Wolff Верфь была закрывает ее на шесть месяцев. В результате бомбардировки Белфаста разрушена половина домов города. Был причинен ущерб на сумму около 20 миллионов фунтов стерлингов. Правительство Северной Ирландии подверглось резкой критике за недостаточную подготовку, а премьер-министр Северной Ирландии Дж. М. Эндрюс подал в отставку.
Дерри
[ редактировать ]С началом Второй мировой войны и началом битвы за Атлантику Адмиралтейство , решило построить новую крупную военно-морскую базу в Северной Ирландии которая будет служить базой для сопровождения конвоев, обеспечивая возможности для ремонта и дозаправки. Дерри был выбран в качестве лучшего места, поскольку порт Лондондерри является самым западным портом Великобритании и обеспечивает самый быстрый доступ к Атлантике. Военно-морская база под названием HMS Ferret была береговым учреждением . Кораблю было присвоено имя « Каменный фрегат» . После окончания войны большое количество захваченных немецких подводных лодок было сдано британским войскам на шотландском и ирландском побережьях и доставлено в Лисахалли .
Проблемы
[ редактировать ]
Начало
[ редактировать ]Смута была периодом этнополитического [27] [28] [29] [30] [31] Конфликт в Северной Ирландии , который в разное время перекинулся на Англию, Ирландскую Республику и материковую Европу . Продолжительность беспорядков традиционно датируется концом 1960-х годов и, по мнению многих, закончилась Белфастским соглашением «Страстной пятницы» 1998 года. [32] [33] [34] [35] [36] Тем не менее насилие периодически продолжается. [33] [37] [38]
В 1960-х годах умеренный премьер-министр- юнионист Теренс О'Нил (позже лорд О'Нил штата Мэн) попытался провести реформы, но столкнулся с сильной оппозицией как со стороны фундаменталистов, протестантских лидеров- таких как Ян Пейсли, так и внутри своей собственной партии. Растущее давление со стороны ирландских националистов, требующих реформ, и противодействие сторонников Ольстера компромиссу привели к появлению Ассоциации гражданских прав Северной Ирландии , возглавляемой такими фигурами, как Остин Карри и Джон Хьюм . У него была некоторая умеренная поддержка и членство протестантов, а также значительная доза студенческого радикализма после того, как Северная Ирландия была охвачена всемирными протестами 1968 года . Столкновения между участниками марша и RUC привели к усилению межобщинных распрей, кульминацией которых стало нападение толпы профсоюзных активистов (в которую входили полицейские резервисты ) во время марша, известного как инцидент на мосту Бернтоллет , недалеко от Дерри 4 января 1969 года. Масштабное насилие вспыхнуло после того, как Ученик мальчиков 12 августа 1969 года ККО провел марш через ирландский националистический район Богсайд в Дерри, что привело к крупномасштабным беспорядкам, известным как Битва при Богсайде . Беспорядки продолжались до 14 августа, и за это время 1091 канистру, каждая из которых содержала 12,5 г газа CS ККО выпустила , и 14 канистр по 50 г. Еще более серьезные беспорядки вспыхнули в Белфасте и других местах в ответ на события в Дерри (см. беспорядки в Северной Ирландии в августе 1969 года ). Следующие тридцать лет междоусобиц стали известны как «Смута».
По запросу правительства Северной Ирландии, контролируемого профсоюзами, британская армия была развернута министром внутренних дел Великобритании Джеймсом Каллаганом два дня спустя, 14 августа 1969 года. Две недели спустя контроль над безопасностью в Северной Ирландии был передан от правительства Стормонта лейтенанту. -Генерал Ян Фриланд ( ГОК ). Поначалу солдаты были тепло встречены ирландскими националистами, которые надеялись, что они защитят их от нападений лоялистов (что ИРА по идеологическим причинам не сделала эффективно). [ нужна ссылка ] Однако в последующие годы напряженность росла, и важной вехой в ухудшении отношений между британской армией и ирландскими националистами стал комендантский час у водопада 3 июля 1970 года, когда 3000 британских солдат ввели трехдневный комендантский час в районе Лоуэр-Фолс на Западе. Белфаст.
После введения 9 августа 1971 года интернирования без суда для подозреваемых членов ИРА даже самые умеренные ирландские националисты отреагировали полным отказом от сотрудничества с государством. от Социал -демократической и лейбористской партии (СДЛП) Члены Парламента Северной Ирландии вышли из этого органа 15 августа, и началась широкомасштабная кампания гражданского неповиновения .
1972–1974
[ редактировать ]Напряженность возросла после убийства четырнадцати безоружных мирных жителей в Дерри 1-м батальоном парашютного полка 30 января 1972 года, событие, получившее название « Кровавое воскресенье» .Многие мирные жители были убиты и ранены в результате неизбирательных бомбардировок, проводимых, в основном, Временной ИРА.В этот период начали формироваться основные военизированные организации. В 1970 году Временная ИРА была создана как отделение от того, что затем стало известно как Официальная ИРА . Временные члены придерживались различных политических точек зрения, хотя большинство из них отвергали все более марксистские взгляды официальных лиц и были едины в своем неприятии точки зрения чиновников о том, что одна только физическая сила не положит конец разделу. Кампания сектантских нападений со стороны лоялистских военизированных группировок, таких как Ассоциация защиты Ольстера (сформированная для координации различных возникших лоялистских группировок линчевателей) и других, поставила Северную Ирландию на грань гражданской войны. 30 марта 1972 года британское правительство, не желая предоставлять юнионистскому правительству Северной Ирландии больше авторитарных особых полномочий и теперь убежденное в своей неспособности восстановить порядок, протолкнуло чрезвычайное законодательство, которое приостановило работу парламента Северной Ирландии и ввело прямое управление из Лондона. [39] 1972 год был самым жестоким годом конфликта. В 1973 году британское правительство распустило парламент Северной Ирландии и его правительство в соответствии с Законом о Конституции Северной Ирландии 1973 года .
Британское правительство провело переговоры с различными партиями, включая Временную ИРА, в 1972 и 1973 годах. Официальная ИРА объявила о прекращении огня в 1972 году и в конечном итоге полностью положила конец насилию против британцев, хотя отколовшаяся группа, Ирландская национально-освободительная армия , продолжала действовать. Временная ИРА оставалась крупнейшей и наиболее эффективной националистической военизированной группировкой.
9 декабря 1973 года, после переговоров в Саннингдейле , Беркшир, UUP, SDLP и Партия Альянса Северной Ирландии , а также оба правительства достигли Саннингдейлского соглашения о межсообщественном правительстве Северной Ирландии, которое вступило в должность 1 января 1974 года. Временная ИРА был не впечатлен [ почему? ] , увеличивая темп своей кампании, в то время как многие профсоюзные деятели были возмущены участием ирландских националистов в правительстве Северной Ирландии и в трансграничном Совете Ирландии . Хотя партии, поддерживающие Саннингдейл, имели явное большинство в новой Ассамблее Северной Ирландии , неспособность партий, выступающих за Соглашение, координировать свои усилия на всеобщих выборах 28 февраля в сочетании с бойкотом, спонсируемым ИРА, со стороны жестких республиканцев, позволил профсоюзным деятелям, выступающим против Саннингдейла, получить 51,1% голосов и 11 из 12 мест Северной Ирландии в Палате общин Великобритании.
Воодушевленная этим, коалиция политиков и военизированных формирований, выступающих против Соглашения, организовала забастовку Рабочего совета Ольстера , которая началась 15 мая. Забастовщики остановили Северную Ирландию, отключив электростанции, а после того, как премьер-министр Гарольд Вильсон отказался ввести войска, чтобы сменить забастовщиков, 28 мая 1974 года система разделения власти рухнула.
Некоторые британские политики, в частности бывший труда министр Великобритании Тони Бенн , выступали за вывод британских войск из Ирландии, но многие выступали против этой политики и называли свои прогнозы возможных результатов вывода британских войск «сценарием Судного дня», предвидя широкомасштабные межобщинные раздоры. Худшие опасения предполагали гражданскую войну, которая охватит не только Северную Ирландию, но также Ирландскую Республику и Шотландию , обе из которых имели серьезные связи с народом Северной Ирландии . Позже возможным последствием ухода британцев, которого опасались, стала « балканизация » Северной Ирландии.
Уровень насилия снизился с 1972 года и снизился до менее 150 смертей в год после 1976 года и до менее 100 после 1988 года. [40] [41] Временная ИРА, используя оружие и взрывчатку, контрабандно доставленные из США, Ирландии и Ливии, бомбила Англию и различные базы британской армии в континентальной Европе, а также проводила постоянные нападения на территории Северной Ирландии. Эти атаки были направлены не только на объекты безопасности, но также на коммерческие объекты и различные центры городов. Вероятно, в его характерной атаке будут задействованы автомобили, начиненные взрывчаткой. В то же время лоялистские военизированные формирования в значительной степени (но не исключительно) сосредоточили свою кампанию внутри Северной Ирландии, игнорируя не вовлеченные в нее вооруженные силы Ирландской Республики и вместо этого заявляя о (очень) небольшом числе потерь среди республиканских военизированных формирований. Они обычно [40] нацелены на католиков (особенно на тех, кто работает в протестантских районах) и нападают на часто посещаемые католиками пабы, используя автоматическое огнестрельное оружие. Такие атаки были эвфемистически известны как «опрыскивание». Обе группы также будут проводить обширные «наказания» против членов своих сообществ за различные предполагаемые, предполагаемые или предполагаемые преступления.
1975–1998
[ редактировать ]С тех пор и до начала 1990-х годов велись различные прерывистые политические переговоры, подкрепленные такими схемами, как скользящая передача полномочий , а в 1975 году произошло кратковременное временное прекращение огня ИРА. Однако двумя событиями, имеющими реальное значение в этот период, были голодовки (1981 г.) и англо-ирландское соглашение (1985 г.).

Несмотря на провал голодовки, современное республиканское движение сделало свой первый шаг в электоральную политику, добившись скромного успеха на выборах по обе стороны границы, включая избрание Бобби Сэндса в Палату общин. Это убедило республиканцев принять стратегию Armalite и избирательных урн и постепенно перейти к более политическому подходу.
Хотя англо-ирландское соглашение не смогло положить конец политическому насилию в Северной Ирландии, оно улучшило сотрудничество между британским и ирландским правительствами, что сыграло ключевую роль в создании Соглашения Страстной пятницы десять лет спустя.
На стратегическом уровне соглашение продемонстрировало, что британцы признали законным желание республики иметь прямой интерес в делах Северной Ирландии. Это также продемонстрировало военизированным формированиям, что их отказ вести переговоры с правительствами может в долгосрочной перспективе оказаться обреченным на провал. В отличие от Саннингдейлского соглашения, англо-ирландское соглашение выдержало гораздо более согласованную кампанию насилия и запугивания, а также политическую враждебность со стороны профсоюзных активистов. Однако профсоюзные деятели всего спектра чувствовали себя преданными британским правительством, а отношения между профсоюзными активистами и британским правительством находились в худшем состоянии со времен Ольстерского соглашения 1912 года, когда аналогичные массовые митинги прошли в Белфасте. Сотрудничество юнионистов, необходимое для борьбы с республиканским насилием, стало настолько подорванным, что в 1998 году Маргарет Тэтчер заявила, что сожалеет о подписании Соглашения по этой причине. [42] Республиканцы также оказались в положении, когда они отвергли единственные значимые общеирландские структуры, созданные после раздела.
К 1990-м годам предполагаемый тупик между ИРА и британскими силами безопасности, а также растущие политические успехи Шинн Фейн убедили большинство внутри республиканского движения в том, что на данном этапе большего прогресса в достижении республиканских целей можно достичь путем переговоров, а не насилия. [43] Этот переход от военизированных методов к политическим был частью более широкого мирного процесса в Северной Ирландии , который последовал за появлением новых лидеров в Лондоне ( Джон Мейджор ) и Дублине ( Альберт Рейнольдс ).
Ассамблея Северной Ирландии
[ редактировать ]Белфастское соглашение/Соглашение Страстной пятницы
[ редактировать ]
Повышенное внимание правительства к проблемам Северной Ирландии привело в 1993 году к тому, что два премьер-министра подписали Декларацию Даунинг-стрит . В то же время Джерри Адамс , лидер Шинн Фейн , и Джон Хьюм , лидер Социал-демократической и Лейбористской партии , вели переговоры. Политический ландшафт Великобритании резко изменился, когда на всеобщих выборах 1997 года к власти вернулось лейбористское правительство во главе с премьер-министром Тони Блэром , обладающее значительным парламентским большинством. Новый лидер Ольстерской юнионистской партии Дэвид Тримбл , первоначально считавшийся сторонником жесткой линии, вывел свою партию на межпартийные переговоры, в результате которых в 1998 году было подписано Белфастское соглашение («Соглашение Страстной пятницы»), подписанное восемью партиями 10 апреля 1998 года. , хотя и без участия Пейсли Яна Демократической юнионистской партии или Британской юнионистской партии . Большинство обеих общин Северной Ирландии одобрили это Соглашение, как и народ Ирландской Республики , на референдуме 22 мая 1998 года. Республика внесла поправки в свою конституцию. , заменить притязания на территорию Северной Ирландии подтверждением права всего народа Ирландии быть частью ирландской нации и декларацией о стремлении к Объединенной Ирландии (см. Девятнадцатую поправку к Конституции). Ирландии ).
В соответствии с Соглашением Страстной пятницы, известным как Белфастское соглашение , избиратели избрали новую Ассамблею Северной Ирландии для формирования парламента. Каждая партия, достигшая определенного уровня поддержки, получает право назначать членов своей партии в правительство и претендовать на одно или несколько министерств. Ольстерской юнионистской Лидер партии Дэвид Тримбл стал первым министром Северной Ирландии . Заместитель лидера СДЛП Шеймус Мэллон стал заместителем первого министра Северной Ирландии , хотя впоследствии его сменил новый лидер его партии Марк Дюркан . Ольстерские юнионисты , Социал-демократическая и Лейбористская партия , Шинн Фейн и Демократическая юнионистская партия имели по праву министров в ассамблее с разделением власти.
Ассамблея и ее исполнительный орган действовали по принципу «стоп-старт», с неоднократными разногласиями по поводу того, выполняет ли ИРА свои обязательства по разоружению, а также с утверждениями Полицейской службы Северной Ирландии о специального отдела том, что существует шпионская сеть ИРА. в центре государственной службы. Впоследствии выяснилось, что шпионской сетью руководила МИ-5 (см. Денис Дональдсон ). Тогда Северной Ирландией снова управлял прямого правления государственный секретарь Северной Ирландии Питер Хейн и подотчетная ему команда британских министров. Хейн был подотчетен только Кабинету министров.
Изменение британской позиции по отношению к Северной Ирландии было отражено в визите королевы Елизаветы II в Стормонт, где она встретилась с министрами-националистами из СДЛП, а также с министрами-юнионистами и говорила о праве людей, считающих себя ирландцами, на обращение с ними как с равными гражданами. наряду с теми, кто считает себя британцами. Аналогичным образом, во время визитов в Северную Ирландию президент Ирландии встречалась Мэри Макэлис с министрами-юнионистами и с лордами-лейтенантами каждого графства – официальными представителями королевы.
Республиканцы-диссиденты во Временной ИРА, отказавшиеся признать Соглашение Страстной пятницы, отделились от основной части и сформировали отдельную организацию, известную как Настоящая ИРА . Именно эта военизированная группа была ответственна за взрыв в Оме в августе 1998 года, унесший жизни 29 человек, включая мать и ее нерожденных близнецов. В отходе от традиционной республиканской политики Мартин МакГиннесс официально осудил действия Настоящей ИРА, создав прецедент, который привел к отчуждению и незначительной поддержке диссидентских групп внутри республиканского движения. [44]
Крах правительства 2002-2007 гг.
[ редактировать ]Однако на выборах в Ассамблею 30 ноября 2003 года Шинн Фейн и Демократическая юнионистская партия (DUP) стали крупнейшими партиями в каждом сообществе, что было воспринято как затрудняющее восстановление переданных институтов. Однако серьезные переговоры между политическими партиями и правительствами Великобритании и Ирландии в течение 2004 года имели устойчивый, хотя и заикающийся прогресс, причем DUP, в частности, удивляла многих наблюдателей своим недавно обнаруженным прагматизмом. Однако сделка по поставкам оружия правительству между Шинн Фейн и DUP была разорвана в декабре 2004 года из-за спора по поводу необходимости фотографических доказательств вывода ИРА из эксплуатации, а также из-за отказа ИРА одобрить предоставление таких доказательств.
произошла На всеобщих выборах в Великобритании в 2005 году дальнейшая поляризация: DUP добилась огромных успехов, хотя Шинн Фейн не добилась прорыва, которого многие предсказывали. В частности, неспособность Шинн Фейн получить место в Фойле от лидера СДЛП Марка Дюркана ознаменовала собой серьезный отпор республиканской партии. UUP занял только одно место, а лидер Дэвид Тримбл потерял его и впоследствии ушел с поста лидера.
28 июля 2005 года ИРА выступила с публичным заявлением, в котором приказала положить конец вооруженной кампании и поручила своим членам сложить оружие и осуществлять чисто политические программы. Хотя правительства Великобритании и Ирландии тепло приветствовали это заявление, политическая реакция в самой Северной Ирландии продемонстрировала тенденцию к подозрительности, порожденную многолетними политическими и социальными конфликтами. [45] В августе британское правительство объявило, что в связи с улучшением ситуации с безопасностью и в соответствии с положениями Соглашения Страстной пятницы операция «Баннер» завершится к 1 августа 2007 года. [46]
13 октября 2006 года в Шотландии было предложено соглашение после трех дней многосторонних переговоров в Сент-Эндрюсе , которое поддержали все стороны, включая DUP. По соглашению Шинн Фейн полностью поддержит полицию Северной Ирландии, а DUP разделит власть с Шинн Фейн. Все основные партии Северной Ирландии, включая DUP и Шинн Фейн, впоследствии официально одобрили соглашение.
2007-2017 гг. управление
[ редактировать ]8 мая 2007 года передача полномочий вернулась к Северной Ирландии. Лидер DUP Ян Пейсли из Шинн Фейн и Мартин МакГиннесс заняли посты первого министра и заместителя первого министра соответственно. (Би-би-си). « You Raise Me Up », трек Westlife 2005 года , прозвучал на их инаугурации.
5 июня 2008 года Питер Робинсон был утвержден на посту первого министра, сменив Яна Пейсли. В ноябре 2015 года он объявил о намерении уйти в отставку, официально уйдя в отставку в январе 2016 года. [47] [48]
Его преемница на посту лидера Демократической юнионистской партии (DUP) Арлин Фостер стала новым первым министром 11 января 2016 года. Она была первой женщиной, занявшей пост первого министра. [49]
Крах правительства 2017-2020 гг.
[ редактировать ]9 января 2017 года, после скандала со стимулом к использованию возобновляемых источников тепла , Мартин МакГиннесс подал в отставку с поста заместителя первого министра, что спровоцировало выборы в Ассамблею Северной Ирландии в 2017 году и крах исполнительной власти Северной Ирландии . С тех пор работа исполнительной власти была приостановлена и не реформировалась.
Выборы ознаменовали значительный сдвиг в политике Северной Ирландии: они стали первыми выборами после раздела Ирландии в 1921 году, на которых юнионистские партии не получили большинства мест, и первым случаем, когда юнионистские и националистические партии получили равное представительство в Ассамблее (39 членов). между Шинн Фейн и СДЛП, 39 членов между DUP, UUP и TUV). Потеря мест DUP также не позволяет ей в одностороннем порядке использовать механизм подачи петиций, вызывающих обеспокоенность , который партия использовала для блокирования таких мер, как введение однополых браков в Северной Ирландии . [50] [51]
Лидер UUP Майк Несбитт объявил о своей отставке после того, как партия не смогла добиться какого-либо прорыва. [52]
Шинн Фейн повторила, что она не вернется к соглашению о разделении власти с DUP без существенных изменений в подходе DUP, включая то, что Фостер не станет первым министром до завершения расследования RHI. [53] У сторон было три недели на формирование администрации; в противном случае, скорее всего, будут назначены новые выборы.
Хотя юнионизм потерял абсолютное большинство в Ассамблее, политический аналитик Мэтью Уайтинг охарактеризовал результат как скорее избиратели, стремящиеся к компетентному местному руководству, а DUP добилась меньших успехов, чем Шинн Фейн, в мотивации своих традиционных избирателей к участию в выборах. , чем о значительном движении к объединенной Ирландии. [54]
Госсекретарь Северной Ирландии Джеймс Брокеншир дал политическим партиям больше времени для достижения коалиционного соглашения после истечения крайнего срока 27 марта. [55] Шинн Фейн призвала провести новые выборы, если соглашение не будет достигнуто. [56] Переговоры были приостановлены на Пасху, но Брокеншир пригрозил новыми выборами или прямым правлением, если к началу мая не будет достигнуто соглашение. [57] 18 апреля Консервативной партии премьер-министр Тереза Мэй назначила досрочные всеобщие выборы на 8 июня 2017 года. Затем был установлен новый крайний срок - 29 июня - для переговоров о разделе власти. [58]
На всеобщих выборах в Великобритании и DUP, и Шинн Фейн продвинулись вперед, а UUP и SDLP потеряли всех своих депутатов. В результате консерваторы потеряли места, что привело к зависанию парламента . Мэй стремился продолжить работу на посту премьер-министра, управляя администрацией меньшинства, заручившись поддержкой DUP. Различные комментаторы предположили, что это создает проблемы для роли правительства Великобритании как нейтрального арбитра в Северной Ирландии, как того требует Соглашение Страстной пятницы . [59] [60] [61] Переговоры возобновились 12 июня 2017 года, а соглашение консерваторов и DUP было объявлено и опубликовано 26 июня.
Новый крайний срок был установлен на 29 июня, но оказалось, что соглашение не будет достигнуто вовремя, поскольку главным камнем преткновения является желание Шинн Фейн принять закон об ирландском языке, отвергнутое DUP, в то время как Шинн Фейн отвергает гибридный закон, который также охватывает Ольстерских шотландцев . [62] Срок прошел, а решения нет. Брокеншир продлил время переговоров, но Шинн Фейн и DUP по-прежнему пессимистично настроены в отношении быстрого решения проблемы. [63]
Переговоры возобновились осенью 2017 года, но потерпели неудачу, в результате чего парламенту Великобритании пришлось принять бюджет на текущий 2017–18 финансовый год. Законопроект, принятие которого началось 13 ноября, в случае его принятия позволит освободить последние 5% блочного гранта Северной Ирландии. [64] [65] [66]
Возобновление переговоров, 2018 г.
[ редактировать ]Переговоры между DUP и Шинн Фейн возобновились 6 февраля 2018 года, всего за несколько дней до крайнего срока в середине февраля, когда в отсутствие соглашения Вестминстер должен будет утвердить региональный бюджет . [67] Несмотря на участие Терезы Мэй и Лео Варадкара , переговоры провалились, и переговорщик от DUP Саймон Гамильтон заявил, что «между нами и Шинн Фейн сохраняются значительные и серьезные разногласия». [68] Тупиковая ситуация продолжалась и в сентябре, после чего Северная Ирландия достигла 590 дней без полностью функционирующей администрации, превзойдя рекорд, установленный в Бельгии в период с апреля 2010 года по декабрь 2011 года. [69]
18 октября министр Северной Ирландии Карен Брэдли представила законопроект о Северной Ирландии (формирование исполнительной власти и выполнение функций) , отменяющий временные рамки выборов в Ассамблею до 26 марта 2019 года, которые могут быть заменены на более позднюю дату министром по делам Северной Ирландии. только один раз, и в течение которого исполнительная власть Северной Ирландии может быть сформирована в любое время, что позволяет государственным служащим принимать определенную степень ведомственных решений, которые будут в общественных интересах, а также позволяет министрам Короны иметь несколько назначений в Северной Ирландии. [70] [71] [72] Третье чтение законопроекта было принято Палатой общин и Палатой лордов 24 и 30 октября соответственно. [73] Законопроект стал Законом Северной Ирландии (О формировании и осуществлении функций исполнительной власти) 2018 года и вступил в силу после того, как получил королевскую санкцию и был принят 1 ноября. [74] [75] [76]
Во время периода вопросов министру Северной Ирландии 31 октября Карен Брэдли объявила, что на следующий день она проведет встречу в Белфасте с основными сторонами относительно реализации законопроекта (который на тот день еще не был законом) и следующих шагов в направлении восстановление передачи полномочий и что она полетит в Дублин вместе с фактическим заместителем Терезы Мэй Дэвидом Лидингтоном, чтобы провести межправительственную конференцию с правительством Ирландии. [77] Никакой сделки на тот момент достигнуто не было.
Однополые браки и аборты
[ редактировать ]Однополые браки и либерализация абортов были легализованы в Северной Ирландии 22 октября 2019 года. Легализация получила королевское одобрение 24 июля 2019 года посредством внесения поправки в Закон о Северной Ирландии (исполнительные органы и т. д.) 2019 года, которая была в первую очередь направлена на внедрение устойчивого управления в Северная Ирландия в отсутствие руководителя. Британское правительство заявило, что легализация вступит в силу только в том случае, если исполнительная власть не заработает к крайнему сроку 22 октября. 21 октября были предприняты попытки возобновить ассамблею, преимущественно профсоюзными партиями, но Шинн Фейн и Альянс отказались войти в Ассамблею. [78] Легализация была принята, и прогресс в перезапуске Стормонта застопорился на несколько месяцев, пока не стала вероятной возможность проведения новых выборов.
Управление на 2020-2022 гг.
[ редактировать ]В начале января 2020 года правительства Великобритании и Ирландии объявили текст соглашения о восстановлении разделения власти в Северной Ирландии и восстановлении передачи полномочий. [79]
Ассамблея Северной Ирландии и исполнительная власть (которые распались три года назад) возобновили работу 11 января 2020 года после подписания соглашения под названием « Новое десятилетие, новый подход » между DUP и Шинн Фейн, а также правительствами Великобритании и Ирландии, а затем и большинством других стран. вечеринки.
В апреле 2021 года Арлин Фостер объявила, что уйдет в отставку с поста лидера DUP 28 мая и завершит свои полномочия на посту первого министра в конце июня 2021 года. [80]
3 февраля 2022 года Пол Гиван подал в отставку с поста первого министра, что автоматически привело к отставке Мишель О'Нил с поста заместителя первого министра и краху исполнительной власти Северной Ирландии. [81]
Бойкот DUP Протокола NI и восстановление Стормонта с 2024 г. по настоящее время
[ редактировать ]18 января 2024 года более 100 000 работников Национальной службы здравоохранения, Translink NI и профсоюзов учителей устроили забастовку в государственном секторе из-за заработной платы во многих городах, включая Белфаст. [82] 30 января 2024 года лидер Демократической юнионистской партии Джеффри Дональдсон объявил, что DUP восстановит исполнительное правительство при условии, что Палата общин Великобритании примет новый закон. [83] После двух лет приостановки Ассамблея NI соберется 3 февраля 2024 года и назначит Мишель О'Нил первым министром, а Эмму Литтл-Пенджелли - заместителем первого министра. Впервые в истории Северной Ирландии первым министром стал республиканец, а два высших поста заняли женщины. [84]
См. также
[ редактировать ]- Флаг Северной Ирландии
- История Ирландии
- История Соединенного Королевства
- Фрески в Северной Ирландии
- История Британских островов
- Политика Северной Ирландии
Примечания
[ редактировать ]- ^ (53,6 и 54,6 процента соответственно
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Страны Великобритании» . 11 ноября 1997 года. Архивировано из оригинала 9 декабря 2009 года . Проверено 21 апреля 2019 г.
Высшим подразделением административной географии Великобритании являются 4 страны – Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия.
- ^ «Страны внутри страны» . Даунинг-стрит, 10 . 10 января 2003 года. Архивировано из оригинала 9 сентября 2008 года . Проверено 10 октября 2012 г.
Соединенное Королевство состоит из четырех стран: Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.
- ^ «Топонимические рекомендации для картографов и других редакторов Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии» . 27 мая 2021 г. Проверено 9 апреля 2023 г.
Соединенное Королевство — конституционная монархия, состоящая из 4 составных частей: 3 стран: Англии, Шотландии и Уэльса и 1 провинции: Северной Ирландии.
- ^ «Европейская программа устойчивой конкурентоспособности Северной Ирландии на 2007–2013 годы» (PDF) . Исполнительная власть Северной Ирландии . 4 октября 2007 г. с. 16. Архивировано из оригинала (PDF) 17 февраля 2010 года . Проверено 28 марта 2010 г.
NI (NI) — регион Соединенного Королевства (UK), который действует в рамках островной экономики и имеет сухопутную границу с Ирландией.
- ^ Законодательные правила и постановления, опубликованные властями, 1921 г. (№ 533); Дополнительный источник за дату 3 мая 1921 г.: Элвин Джексон (2004). Самоуправление – ирландская история . Издательство Оксфордского университета. п. 198.
- ^ «Ирландские выборы 1918 года» . ark.ac.uk. Социально-политический архив Северной Ирландии .
- ^ «Каким был Белфаст в начале 20 века?» . www.census.nationalarchives.ie . Проверено 6 июля 2022 г.
- ^ Бромедж, Мэри (1964), Черчилль и Ирландия, University of Notre Dame Press, Нотр-Дам, Иллинойс, стр. 44, Номер карточки в каталоге Библиотеки Конгресса 64-20844
- ^ Николас Уайт (25 марта 2006 г.). «Ирландские выборы 1918 года» . АРК . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ «Появление «Двух Ирландий», 1912–25» . История Ирландии . 2004.
- ^ Дж. Брюэр; Г. Хиггинс (1998). «3». Антикатолицизм в Северной Ирландии, 1600–1998: Мошка и луч . Macmillan Publishers Ltd. ISBN 978-0-333-99502-0 .
- ^ «Парламентский отчет Северной Ирландии» . ahds.ac.uk. Документы Стормонта. 7 декабря 1922 г., стр. 1147 и 1150. Архивировано из оригинала 15 апреля 2016 г. Проверено 5 марта 2009 г.
- ^ «Парламентский отчет Северной Ирландии» . ahds.ac.uk. Том. 2. Документы Стормонта. 13 декабря 1922 г., стр. 1191–1192. Архивировано из оригинала 15 апреля 2016 года . Проверено 5 марта 2009 г.
- ^ Линч, Роберт, «Народные защитники? Ирландская республиканская армия и «Погром в Белфасте», 1920–1922», Журнал британских исследований , том 47, выпуск 2, апрель 2008 г., стр. 375-391, сноски. 9 [1]
- ^ Фионнуала МакКенна (14 января 2012 г.). « Какая дискриминация существовала при юнионистском режиме в 1921–1968 годах?» Джона Уайта» . АРК . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ О'Брайен, Джон. (2010). Дискриминация в Северной Ирландии, 1920-1939 годы: миф или реальность? . Ньюкасл-апон-Тайн: Паб Cambridge Scholars. ISBN 9781443817448 . OCLC 745969863 .
- ^ «КАИН Хронология» . 25 ноября 1969 г.
Закон о выборах (Северная Ирландия) вступил в силу. Основное положение закона заключалось в том, чтобы сделать избирательное право на выборах в местные органы власти в Северной Ирландии таким же, как и в Великобритании.
- ^ «Закон о избирательном праве (Северная Ирландия) 1968 года» . www.legislation.gov.uk . Проверено 13 октября 2023 г.
- ^ Уокер, Грэм (4 сентября 2004 г.). История Ольстерской юнионистской партии: протест, прагматизм и пессимизм (Манчестерские исследования в современной истории) . Издательство Манчестерского университета. п. 162. ИСБН 978-0-7190-6109-7 .
- ^ Керли, Хелен (2000). Местный альманах Ирландии и ежегодник фактов 2000 (Местный ирландский альманах и ежегодник фактов) . Местная Ирландия. п. 17. ISBN 978-0-9536537-0-6 .
- ^ «Кэмпбелл подаст жалобу BBC на документальный фильм о справедливом трудоустройстве» . ДУП . 6 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2014 г.
- ^ Тримбл, Дэвид (10 декабря 1998 г.). «Нобелевская лекция лауреата Нобелевской премии мира 1998 года» . Осло. Архивировано из оригинала 16 марта 2007 года . Проверено 13 февраля 2007 г.
- ^ МАРК МАЛХОЛЛАНД (2000). «Ассимиляция против сегрегации: стратегия юнионистов в 1960-е годы» (PDF) . Британская история двадцатого века. Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2007 года . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ Брайан Бартон, «Белфастский блиц: апрель – май 1941 года», History Ireland, (1997) 5 № 3, стр. 52–57.
- ^ Робсон С. Дэвисон, «Белфастский блиц», Irish Sword: Журнал Военно-исторического общества Ирландии, (1985) 16 № 63, стр. 65–83
- ^ Бойд Блэк, «Триумф волюнтаризма? Промышленные отношения и забастовки в Северной Ирландии во время Второй мировой войны», Labor History Review (2005) 70 № 1, стр. 5–25
- ^ Кеннеди-Пайп, Кэролайн (январь 1997 г.). Истоки нынешних проблем в Северной Ирландии . Лонгман. ISBN 978-0-582-10073-2 .
- ^ МакГарри, Джон; Брендан О'Лири (15 июня 1995 г.). Описание Северной Ирландии . Уайли-Блэквелл. п. 18. ISBN 978-0-631-18349-5 .
- ^ Дермот Кио, изд. (28 января 1994 г.). Северная Ирландия и политика примирения . Издательство Кембриджского университета. стр. 55–59 . ISBN 978-0-521-45933-4 .
- ^ Вейцер, Рональд (январь 1995 г.). Полиция под огнем: этнический конфликт и отношения между полицией и обществом в Северной Ирландии . Издательство Государственного университета. ISBN 978-0-7914-2248-9 .
- ^ Кокли, Джон. «ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ И РЕШЕНИЕ ДВУХ ГОСУДАРСТВ: ИРЛАНДСКИЙ ОПЫТ РАЗДЕЛА» . Архивировано из оригинала 29 февраля 2012 года . Проверено 15 февраля 2009 г.
- ^ Оги, Артур (2005). Политика Северной Ирландии: за пределами Белфастского соглашения . Психология Пресс. п. 7 . ISBN 978-0-415-32788-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Холланд, Джек (1999). Надежда против истории: ход конфликта в Северной Ирландии . Генри Холт и компания. п. 221 . ISBN 0-8050-6087-1 .
Проблемы закончились, но убийства продолжались. Некоторые из наследников жестоких традиций Ирландии отказались отказаться от своего наследства.
- ^ Гиллеспи, Гордон (2008). Исторический словарь конфликта в Северной Ирландии . Пугало Пресс. п. 250. ИСБН 978-0-8108-5583-0 .
- ^ Эллиот, Марианна (2007). Долгий путь к миру в Северной Ирландии: лекции о мире Института ирландских исследований Ливерпульского университета . Институт ирландских исследований Ливерпульского университета, издательство Ливерпульского университета . п. 2. ISBN 978-1-84631-065-2 .
- ^ Гудспид, Майкл (2002). Когда разум терпит неудачу: портреты армий на войне: Америка, Британия, Израиль и будущее . Издательская группа Гринвуд. стр. 44 и 61. ISBN. 0-275-97378-6 .
- ^ «Проект списка смертей, связанных с конфликтом. 2002–» . Проверено 31 июля 2008 г.
- ^ ( Эллиот 2007 , стр. 188)
- ^ Закон о Северной Ирландии (временные положения) 1972 г. (ок. 22)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Малкольм Саттон (1994). Имейте в виду этих погибших... Индекс смертей в результате конфликта в Ирландии 1969-1993 годов . Публикации «За пределами бледности» .
- ^ «Справочная информация об обществе Северной Ирландии – безопасность и оборона» . КОВЧЕГ. 17 января 2012 года . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ «Обнаружились опасения Тэтчер по поводу англо-ирландского соглашения» . Белфастский телеграф . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ Тейлор, Питер (1999). «21: Тупик ». За маской: ИРА и Шинн Фейн . Телевизионные книги. стр. 246–261. ISBN 1-57500-077-6 .
- ^ «В центре внимания проблемы: Тайная история, эпизод 7» . Би-би-си. 22 октября 2019 г. Проверено 25 февраля 2020 г.
- ^ Лавери, Брайан; Коуэлл, Алан (29 июля 2005 г.). «ИРА отказывается от применения насилия; клянется разоружиться» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 мая 2010 г.
- ^ Брайан Роуэн (2 августа 2005 г.). «Военный шаг знаменует конец эпохи» . Новости Би-би-си . Проверено 21 марта 2008 г.
- ^ Макдональд, Генри (19 ноября 2015 г.). «Питер Робинсон уйдет с поста первого министра Северной Ирландии» . Хранитель .
- ^ «Питер Робинсон официально уходит с поста первого министра» . Новости Би-би-си . 11 января 2016 г.
- ^ «Арлин Фостер: лидер DUP становится новым первым министром NI» . Новости Би-би-си . 11 января 2016 г.
- ^ «Шинн Фейн сокращает лидерство DUP на одно место в Ассамблее Стормонта, поскольку в Северной Ирландии растет число националистов» . МСН .
- ^ Хамфрис, Конор. «Северная Ирландия готовится к неопределенной новой эре после МакГиннесса» . Рейтер Великобритания . Проверено 23 марта 2017 г.
- ^ «Майк Несбитт уходит с поста лидера UUP» . Новости Би-би-си . 3 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2017 г.
- ^ « Внутри DUP нет восстания», — говорит Фостер» . Новости Би-би-си . 6 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 6 марта 2017 г.
- ^ «На шаг ближе к объединенной Ирландии? Объяснение успеха Шинн Фейн на выборах» . blogs.lse.ac.uk . 6 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 7 марта 2017 г.
- ^ Кроет, Синтия (27 марта 2017 г.). «После провала переговоров в Северной Ирландии не будет досрочных выборов» . Политик . Проверено 27 марта 2017 г.
- ^ «Переговоры Стормонта: Шинн Фейн хочет избрания, если не будет соглашения» . Новости Би-би-си . 10 апреля 2017 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2017 г.
- ^ «Переговоры Стормонта: прямое правление или выборы, если не будет соглашения » . Новости Би-би-си . 12 апреля 2017 г.
- ^ «Срок переговоров о разделе власти в Стормонте назначен на 29 июня» . Новости Би-би-си . 21 апреля 2017 г. Архивировано из оригинала 21 апреля 2017 г.
- ^ «Как «дружба» Тори и DUP повлияет на разделение власти в Северной Ирландии? – Левая нога вперед» . leftfootforward.org . 9 июня 2017 г.
- ^ «Решающие голоса Ольстера» . Архивировано из оригинала 20 июня 2018 года . Проверено 10 января 2020 г. .
- ↑ Шоу Эндрю Марра , BBC1, 11 июня 2017 г.
- ^ Мередит, Робби (28 июня 2017 г.). «Ольстерские шотландцы в некотором смысле забыты » . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 28 июня 2017 года.
- ^ «Переговоры Стормонта: Брокенширу нужно «поразмыслить» в условиях продолжающегося тупика» . Новости Би-би-си . 4 июля 2017 г. Архивировано из оригинала 4 июля 2017 г.
- ^ Кэмпбелл, Джон (12 июля 2017 г.). «Брокеншир выделит деньги NI на следующей неделе» . Новости Би-би-си . Проверено 13 ноября 2017 г.
- ^ «Вестминстер установит бюджет NI в условиях кризиса» . Новости Би-би-си . 1 ноября 2017 года . Проверено 1 ноября 2017 г.
- ^ «Приказы Брокеншира пересматриваются, поскольку MLA Стормонта получают полную зарплату» . BelfastTelegraph.co.uk . ISSN 0307-1235 . Проверено 13 ноября 2017 г.
- ^ «Сделка между Шинн Фейн и DUP о разделе власти «достижима» » . Хранитель . 6 февраля 2018 г.
- ^ «Переговоры о восстановлении разделения власти в Северной Ирландии провалились» . Хранитель . 15 февраля 2018 г.
- ^ «Протестующие говорят: «Мы заслуживаем лучшего», поскольку перерыв в выступлениях Стормонта стал рекордным» . Ирландские Таймс . 28 августа 2018 г.
- ^ «Законопроект о формировании и осуществлении функций исполнительной власти внесен в парламент» . GOV.UK.
- ^ «УВЕДОМЛЕНИЕ О ИЗМЕНЕНИЯХ» . парламент.uk .
- ^ «Законопроект о Северной Ирландии (формирование исполнительной власти и выполнение функций): этапы общин» . парламент.uk .
- ^ «Этапы законопроекта — Закон Северной Ирландии (формирование и осуществление функций исполнительной власти) 2018 года» . парламент.uk .
- ^ «Королевское согласие» . Хансард .
- ^ «Закон о Северной Ирландии (формирование и осуществление функций исполнительной власти) 2018 года» . законодательство.gov.uk .
- ^ «Закон о Северной Ирландии (формирование и осуществление функций исполнительной власти) 2018 года» . парламент.uk .
- ^ «Палата общин» . парламентлайв.тв .
- ^ Эдвардс, Марк (20 октября 2019 г.). «ГМС Альянса не будут присутствовать на отзыве Ассамблеи, поскольку призывы Лонга представляют собой «циничный политический трюк» » . Белфастский телеграф . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ Переговоры Стормонта: Опубликован проект соглашения по выходу из тупика . 9 января 2020 г.
- ^ Гордон, Гарет; Уокер, Стивен (30 апреля 2021 г.). «Арлин Фостер покидает DUP после ухода с руководящих должностей» . Новости Би-би-си .
- ^ «Пол Гиван из DUP уходит с поста первого министра Северной Ирландии, поскольку Таосич называет это «очень разрушительным шагом» » . Независимый.т.е . 3 февраля 2022 г. Проверено 30 января 2024 г.
- ^ «Что будет дальше после забастовки NI в государственном секторе?» . Новости Би-би-си . 19 января 2024 г. Проверено 3 февраля 2024 г.
- ^ «Руководитель DUP одобряет сделку по восстановлению передачи полномочий в Стормонте» . Новости Би-би-си . 30 января 2024 г. Проверено 30 января 2024 г.
- ^ «Стормонт: Мишель О'Нил вошла в историю как первый министр-националист» . Новости Би-би-си . 3 февраля 2024 г. Проверено 3 февраля 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бардон, Джонатан. История Ольстера (Белфаст, 1992).
- Бью, Пол, Питер Гиббон и Генри Паттерсон, Северная Ирландия, 1921–1994: политические силы и социальные классы (1995)
- Бью, Пол и Генри Паттерсон. Британское государство и Ольстерский кризис: от Вильсона до Тэтчер (Лондон: Verso, 1985).
- Брэди, Кларан, Мэри О'Дауд и Брайан Уокер, ред. Ольстер: иллюстрированная история (1989)
- Бакленд, Патрик. История Северной Ирландии (Дублин, 1981)
- Эллиотт, Марианна . Католики Ольстера: История. Основные книги. 2001. Интернет-издание. Архивировано 22 января 2010 года в Wayback Machine.
- Фаррелл, Майкл. Северная Ирландия: Оранжевый штат, 2-е издание (Лондон, 1980 г.).
- Гиллеспи, Гордон. Исторический словарь конфликта в Северной Ирландии (Rowman & Littlefield, 2017).
- Хенесси, Томас. История Северной Ирландии, 1920–1996 гг. Св. Мартина, 1998. 365 стр.
- Кеннеди, Лиам; Оллереншоу, Филип, ред. (1985). Экономическая история Ольстера 1820–1940 гг . Манчестер УП. ISBN 0-7190-1827-7 .
- Хилл, Джон. Кино и Северная Ирландия: кино, культура и политика (Блумсбери, 2019).
- Кеннеди, Лиам и Филип Оллереншоу, редакторы, Ольстер с 1600 года: политика, экономика и общество (2013) , отрывки
- Линч, Тимоти Дж. Война за сферы влияния: администрация Клинтона и Северная Ирландия (Routledge, 2019) Роль США.
- Маколи, Джеймс Уайт. Очень британские повстанцы?: Культура и политика ольстерского лоялизма (Bloomsbury Publishing, США, 2015).
- Оллереншоу, Филип. «Война, промышленная мобилизация и общество в Северной Ирландии, 1939–1945». Современная европейская история 16 № 2 (2007): 169–197.
Историография
[ редактировать ]- Адамсон, Ян. Идентичность Ольстера, 2-е издание (Белфаст, 1987 г.)
- Лоутер, Шерил. Правда, отрицание и переход: Северная Ирландия и спорное прошлое (Routledge, 2018).
- Миллер, Дэвид, изд. Переосмысление Северной Ирландии: культура, идеология и колониализм (Routledge, 2014).
- Паркер, Майкл. Меняющаяся история: Республика и Северная Ирландия с 1990 года (Manchester University Press, 2017). онлайн
- Смит, Джим, изд. Вспоминая проблемы: оспаривая недавнее прошлое Северной Ирландии (U of Notre Dame Press, 2017).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Северная Ирландия» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия. 2 июля 2006 г.
- BBC NI – История