Послевоенная Британия (1945–1979)
Послевоенная Британия | |||
---|---|---|---|
8 мая 1945 г. - 3 мая 1979 г. | |||
![]() Уинстон Черчилль машет рукой толпе в Уайтхолле в День Победы, 8 мая 1945 года , после того, как сообщил нации, что война против Германии выиграна. Эрнест Бевин стоит справа от него. | |||
Монарх (ы) | |||
Лидер(ы) | |||
Хронология
|
История Соединенного Королевства |
---|
![]() |
![]() |
Периоды английской истории |
---|
Хронология |
Когда Великобритания вышла победителем из Второй мировой войны , Лейбористская партия под руководством Клемента Эттли пришла к власти и создала всеобъемлющее государство всеобщего благосостояния , создав Национальную службу здравоохранения, предоставляющую бесплатное медицинское обслуживание всем британским гражданам, и другие реформы по предоставлению льгот. Банк Англии , железные дороги, тяжелая промышленность и угольная промышленность были национализированы . В отличие от других, самым спорным вопросом была национализация стали, которая была прибыльной. Восстановление экономики было медленным, жилья не хватало, а хлеб выдавался по нормам, а также многие предметы первой необходимости в дефиците. Это был «эпоха жесткой экономии». Американские кредиты и гранты по плану Маршалла поддерживали экономику на плаву. Индия , Пакистан , Бирма и Цейлон получили независимость. Великобритания была сильным антисоветским фактором в холодной войне и помогла создать НАТО в 1949 году. Многие историки описывают эту эпоху как « послевоенный консенсус », подчеркивая, как и Лейбористская, и Консервативная партии до 1970-х годов терпели или поощряли национализацию, сильную профсоюзы , жесткое регулирование, высокие налоги и щедрое государство всеобщего благосостояния . [ 1 ]
В 1951 году Лейбористская партия ввела плату за стоматологические услуги и очки Национальной службы здравоохранения. [ 2 ] [ 3 ] Консерваторы . вернулись к власти в 1951 году, приняв большинство послевоенных реформ лейбористов, но введя в 1952 году в Национальную службу здравоохранения плату за рецепты и денационализировав сталь в 1953 году. Они руководили более 13 лет экономического восстановления и стабильности Однако Суэцкий кризис 1956 года продемонстрировал, что Великобритания больше не является сверхдержавой . Гана , Малайя , Нигерия и Кения получили независимость в этот период. Лейбористская партия вернулась к власти при Гарольде Вильсоне в 1964 году и провела серию социальных реформ, включая частичную декриминализацию гомосексуализма и абортов, смягчение законов о разводе и отмену смертной казни. Эдвард Хит вернул консерваторов к власти с 1970 по 1974 год и курировал десятичную систему британской валюты, вступление Британии в Европейские сообщества и разгар беспорядков в Северной Ирландии . После нефтяного кризиса 1973 года и забастовки шахтеров Хит ввел трехдневную рабочую неделю для экономии электроэнергии.
Лейбористы вернулись к власти в 1974 году, но серия забастовок, проведенных профсоюзами зимой 1978/79 года (известная как « Зима недовольства »), парализовала страну, и лейбористы потеряли большинство в парламенте. Всеобщие выборы 1979 года привели к власти консерватора Маргарет Тэтчер , фактически положив конец послевоенному государственному интервенционистскому консенсусу предыдущих десятилетий, несмотря на первоначальную интенсивную оппозицию лейбористов.
Лейбористское правительство, 1945–1951 гг.
[ редактировать ]После Второй мировой войны убедительные выборы 1945 года вернули Лейбористскую партию к власти, и Клемент Эттли стал премьер-министром Соединенного Королевства . [ 4 ] Партия быстро национализировала важнейшие отрасли экономики, особенно те, которые находились в упадке. Банк Англии был национализирован вместе с железными дорогами (см. Закон о транспорте 1947 г. ), добычей угля, коммунальными предприятиями и тяжелой промышленностью. Самым спорным делом стало поглощение высокодоходной компании [ нужна ссылка ] черной металлургии, против которой выступили консерваторы и которая в конце концов была отменена. [ 5 ]
Государство всеобщего благосостояния
[ редактировать ]Государство всеобщего благосостояния было создано Законом о национальном страховании 1946 года , согласно которому работающие люди платили фиксированную ставку национального страхования . Взамен они (и жены вкладчиков-мужчин) имели право на фиксированную пенсию, пособие по болезни , пособие по безработице и пособие на похороны. Различные другие законодательные акты предусматривали детские пособия и поддержку для людей, не имеющих другого источника дохода. [ 6 ]

По оценкам историков, а затем и политиков крупнейших партий, наиболее успешной и постоянной программой было создание Национальной службы здравоохранения , которая начала свою деятельность в 1947 году. [ 7 ] Он давал всем гражданам право на медицинское обслуживание, которое, финансируемое за счет налогов, было бесплатным в момент оказания медицинской помощи. Противодействие со стороны врачей было подкуплено тем, что им разрешили сохранить прибыльную частную практику. Все больницы были национализированы и включены в систему. Джон Кэрриер и Ян Кендалл считают, что миссия министра здравоохранения Анёрина Бевана заключалась в разрешении «потенциального конфликта между целью предоставления универсалистских, комплексных медицинских услуг хорошего стандарта и целью сдерживания расходов на здравоохранение до разумного уровня, а также тем, как финансировать систему таким образом, чтобы можно было гарантировать определенность и достаточность средств». [ 8 ] Майкл Фут добавляет, что Бевану пришлось убедить «самую консервативную и уважаемую профессию в стране принять и реализовать наиболее по сути социалистическое предложение лейбористского правительства». [ 9 ] В конце концов, историки отдают должное Бевану за успех. [ 10 ]
Одним из главных достижений правительства Эттли было поддержание почти полной занятости . Правительство сохраняло большую часть военного контроля над экономикой, включая контроль над распределением материалов и рабочей силы, а безработица редко превышала 500 000 человек, или 3% от общей численности рабочей силы. На самом деле рабочей силы нехватка оказалась еще большей проблемой. Одной из областей, где правительство не добилось таких успехов, было жилищное строительство , за которое также отвечал Анейрин Беван. Правительство намеревалось строить 400 000 новых домов в год взамен разрушенных во время войны, но из-за нехватки материалов и рабочей силы было построено менее половины этого числа. [ 11 ]
Международные отношения
[ редактировать ]Несмотря на крупные американские гранты на продовольственное масло и боеприпасы по ленд-лизу (которые не нужно было погашать), а также американские кредиты , а также денежные гранты и займы от Канады в конце войны, Великобритания оказалась на грани банкротства. Джон Мейнард Кейнс утверждал, что единственным решением было резко сократить расходы Британской империи , которые составили 2 миллиарда фунтов стерлингов. [ 12 ] Послевоенный зарубежный дефицит составил 1400 миллионов фунтов стерлингов, предупредил Кейнс. и «именно эти расходы полностью ответственны за финансовые трудности». И Черчилль, и Эттли проигнорировали его совет и продолжали тратить большие средства, в том числе за счет займов у Индии . [ 13 ] Соединенные Штаты предоставили крупный кредит сроком на 50 лет в 1946 году, а внезапное предоставление независимости Индии и Пакистану в 1947 году резко сократило расходы. Деньги по плану Маршалла начали поступать в 1948 году, а к тому времени, когда он закончился в 1951 году, финансовый кризис уже закончился. [ 14 ] Новое лейбористское правительство знало, что расходы на британское вмешательство во всем мире были финансово разрушительными. Послевоенные военные расходы обошлись в 200 миллионов фунтов стерлингов в год, чтобы обеспечить 1,3 миллиона мужчин (и несколько тысяч женщин) в военной форме, сохранить оперативные боевые флоты, дислоцированные в Атлантике, Средиземноморье и Индийском океане, а также в Гонконге, финансировать базы по всему миру, а также 120 полных эскадрилий Королевских ВВС . [ 15 ] Великобритания сейчас как можно быстрее отказывается от традиционных военных ролей за рубежом. [ 16 ] Американская финансовая помощь была доступна на условиях Вашингтона, как видно из кредита 1945 года, кризиса конвертируемости фунта стерлингов в 1947 году, девальвации фунта стерлингов в 1949 году и программы перевооружения в поддержку США в Корейской войне 1950–53 годов. С другой стороны, ему удалось убедить Вашингтон взять на себя функции, которые были слишком дороги для Британии, включая восстановление европейской экономики и поддержку антикоммунистических правительств в Греции и других странах. [ 17 ] [ 18 ] Бевин пользовался твердой поддержкой своей партии, особенно премьер-министра Эттли, несмотря на левую оппозицию. Ведущие американские дипломаты, такие как Дин Ачесон, доверяли Бевину и работали через него. [ 19 ]
Индия
[ редактировать ]На протяжении десятилетий консерваторы по вопросу Индии были расколоты между стойкими империалистами (во главе с Черчиллем) и умеренными элементами, которые пытались обеспечить ограниченный местный контроль . [ 20 ] Тем временем небольшое лейбористское меньшинство в парламенте симпатизировало движению Конгресса, возглавляемому Махатмой Ганди и Джавахариалом Неру . [ 21 ] Деколонизация никогда не была серьезной проблемой выборов; Лейбористская партия официально не выступала за деколонизацию, когда она была избрана в 1945 году. Ввиду эскалации насилия в Индии после войны, но финансовой мощи Великобритании в упадке, крупномасштабное военное вмешательство было невозможно. Вице -король Индии предупредил, что ему понадобятся еще семь армейских дивизий, чтобы предотвратить межобщинное насилие, если переговоры о независимости потерпят неудачу. Их не было, поэтому политическая реструктуризация была ускорена. [ 22 ] Лейбористское правительство неожиданно быстро предоставило независимость Индии и Пакистану в 1947 году. Один недавний историк и сторонник Консервативной партии Эндрю Робертс говорит, что независимость Индии была «национальным унижением», но она была вызвана неотложными финансовыми, административными, стратегическими и политическими проблемами. потребности. [ 23 ] В то время как Черчилль в 1940–1945 годах усилил контроль над Индией и заключил в тюрьму руководство Конгресса, лейбористы надеялись сделать ее полностью независимым доминионом, таким как Канада или Австралия. Многие лидеры Конгресса в Индии учились в Англии, и лидеры лейбористов высоко ценили их как своих собратьев-социалистов-идеалистов. Эттли был экспертом по лейбористской партии Индии и отвечал за деколонизацию. [ 24 ] Эттли обнаружил, что наместник Черчилля, фельдмаршал Арчибальд Уэйвелл , был слишком империалистическим, слишком увлекался военными решениями (он хотел еще семь армейских дивизий) и слишком пренебрегал политическими взглядами Индии. [ 25 ] Новым вице-королем стал лорд Маунтбаттен , отважный герой войны и двоюродный брат короля Георга VI . [ 26 ] Граница между недавно созданными государствами Пакистан и Индия повлекла за собой повсеместное переселение миллионов мусульман и индуистов (а также многих сикхов). Крайнее насилие последовало после Пенджаб и Бенгалия разделения провинций . По оценкам историка Ясмин Хан, было убито от полумиллиона до миллиона мужчин, женщин и детей. [ 27 ] [ 28 ] Сам Ганди был убит индуистским активистом в январе 1948 года. [ 29 ] Общественное мнение и элита в Британии в то время рассматривали независимость Индии не как унижение, а как успешное завершение давно идущего процесса, решительно поддерживаемого лейбористами, а также большей частью консервативной партии. Основной причиной того, что Черчилль находился в пустыне в 1930-е годы, был его отказ поддержать позицию консерваторов в пользу независимости Индии. Независимость укрепила Содружество Наций и оказала ценное влияние на британскую экономику : туда и обратно перемещались большие суммы, а также прибывали новые мигранты из Индии . В отличие от этого, Франция чувствовала себя униженной потерей своей колониальной империи , особенно Алжира и Вьетнама . Успех в Индии вдохновил и придал смелости программам развития амбициозных молодых британских колониальных чиновников в Африке и остальной Азии. [ 30 ]
В отличие от этого, британский народ был разочарован своим унижением в Подмандатной Палестине . Им удалось оттолкнуть обе стороны. Арабы и евреи воевали в течение многих лет в жестоких конфликтах, которые оставались ожесточенными семь десятилетий спустя. Британцы решили уйти в 1948 году, чтобы не вызывать дальнейшего отчуждения своей очень большой клиентуры в арабских странах. [ 31 ] [ 32 ]
Международные отношения
[ редактировать ]Великобритания стала одним из основателей Организации Объединенных Наций В это время и НАТО в 1949 году. При министре иностранных дел Эрнесте Бевине Великобритания заняла решительную антисоветскую позицию в зарождающейся холодной войне . [ 33 ] Сотрудничество с Соединенными Штатами было хорошим, за исключением области ядерного оружия, где президент Гарри Трумэн прекратил сотрудничество . Великобритании пришлось разработать собственный ядерный арсенал, первое испытание которого состоялось в 1952 году. [ 34 ] Обязательная военная служба продолжалась, поскольку, несмотря на окончание Второй мировой войны, Великобритания продолжала вести многочисленные небольшие колониальные конфликты по всему миру: Чрезвычайное положение в Малайзии , 1948–1960 гг., [ 35 ] в Кении против восстания Мау-Мау (1952–60) и против Египта во время Суэцкого кризиса 1956 года .
Финансы
[ редактировать ]Международные финансы были проблемным вопросом, поскольку Великобритания израсходовала все свои резервы и была вынуждена занять большие суммы у Соединенных Штатов и Международного валютного фонда . США предоставили кредит в размере 3,75 млрд долларов США (57 млрд долларов США в 2017 году) по низкой процентной ставке в 2% ; Канада предоставила кредит дополнительно на 1,19 миллиарда долларов США (16 миллиардов долларов США в 2017 году). [ 36 ] Начиная с 1948 года США предоставили гранты на сумму 3,3 миллиарда долларов США (около 33 миллиардов долларов США в 2017 году). Эти средства поступили в рамках плана Маршалла и не нуждались в возврате, однако они содержали условие, согласно которому Великобритания модернизирует управление своими крупными корпорациями. Помощь позволила Великобритании обеспечить потребление на приемлемом уровне, несмотря на меры жесткой экономии. Около 40 процентов долларов ушло на продукты питания, напитки и табак из США, а 40 процентов - на сырье. Остальная часть пошла в основном на машины и нефть. [ 37 ]
К 1950 году Корейская война привела к новому серьезному истощению Казначейства на военные расходы. Это вызвало горький раскол внутри Лейбористской партии. Консерваторы сделали политику жесткой экономии главным вопросом на всеобщих выборах 1950 года . [ 38 ] Лейбористы потеряли большую часть своего подавляющего большинства. Колебание против него составило 3,6%, и оно потеряло 78 мест, в результате чего Эттли получил незначительное большинство в Палате представителей. [ 39 ] Однако год спустя лейбористы проиграли всеобщие выборы 1951 года, несмотря на то, что набрали больше голосов, чем на выборах 1945 года, и действительно больше голосов, чем Консервативная партия. [ 40 ] [ 41 ]
Консервативное правительство, 1951–1964 гг.
[ редактировать ]Уинстон Черчилль (1951–1955)
[ редактировать ]

Уинстон Черчилль снова стал премьер-министром. Его третье правительство — после национального правительства военного времени и кратковременного временного правительства 1945 года — просуществовало до его отставки в 1955 году. В этот период он возобновил то, что он назвал « особыми отношениями » между Великобританией и Соединенными Штатами, и занялся формирование послевоенного порядка.
Его внутренние приоритеты соответствовали послевоенному консенсусу с небольшими корректировками. Однако внешнеполитический кризис занял центральное место. Частично они были результатом продолжающегося упадка британского военного и имперского престижа и мощи.
В феврале 1952 года король Георг VI умер, и ему наследовала его старшая дочь Елизавета II . Ее коронация 2 июня 1953 года дала британскому народу новое чувство национальной гордости и энтузиазма, которое было ослаблено войной.
Англо-иранский нефтяной спор
[ редактировать ]В марте 1951 года иранский парламент (Меджлис) проголосовал за национализацию Англо-Иранской нефтяной компании (АМОК) и ее активов, приняв законопроект, решительно поддержанный Мохаммадом Мосаддыком , который был избран премьер-министром в апреле следующего года подавляющим большинством голосов. парламент. Для разрешения спора был вызван Международный Суд, но соглашение о разделе прибыли 50/50 с признанием национализации было отклонено Мосаддыком. [ 42 ] Прямые переговоры между Великобританией и иранским правительством прекратились, и в течение 1951 года британцы усилили давление на иранское правительство и изучали возможность государственного переворота против него. Президент США Трумэн не хотел соглашаться, отдавая гораздо более высокий приоритет Корейской войне. Возвращение Черчилля к власти и президентство Дуайта Д. Эйзенхауэра принесли с собой политику подрыва правительства Мосаддыка. [ 43 ] Обе стороны выдвинули предложения, неприемлемые для другой, причем каждая из сторон считала, что время на ее стороне. Переговоры сорвались, и поскольку политические и экономические издержки блокады внутри Ирана росли, заговоры о перевороте . армия и пробританские фракции в Меджлисе начали [ 44 ]
Восстание Мау-Мау
[ редактировать ]В 1951 году недовольство колониальным распределением земель достигло апогея, когда Кенийский африканский союз потребовал большего представительства и земельной реформы. Когда эти требования были отклонены, выступили более радикальные элементы, начав восстание Мау-Мау в 1952 году. 17 августа 1952 года было объявлено чрезвычайное положение, и британские войска были переброшены в Кению для подавления восстания. Поскольку обе стороны усилили жестокость своих атак, страна перешла к полномасштабной гражданской войне.
Малайская чрезвычайная ситуация
[ редактировать ]В Малайе с 1948 года продолжалось восстание против британского правления, возглавляемое коммунистами из местной китайской общины . И снова правительство Черчилля унаследовало кризис, и снова Черчилль решил использовать прямые военные действия против тех, кто восстал, пытаясь построить союз с теми, кто не восстал. Он активизировал реализацию кампании «сердца и умы» и одобрил создание укрепленных деревень - тактику, которая станет постоянной частью западной военной стратегии в Юго-Восточной Азии, особенно в роли Америки во Вьетнамской войне . [ 45 ] [ 46 ]
Энтони Иден (1955–1957)
[ редактировать ]
Суэцкий кризис
[ редактировать ]В апреле 1955 года Черчилль наконец ушел в отставку, и Энтони Иден сменил его на посту премьер-министра. Иден был очень популярной фигурой благодаря его долгой военной службе, а также его знаменитой внешности и обаянию. Вступив в должность, он немедленно созвал всеобщие выборы , на которых консерваторы получили большее большинство. Он оставил внутренние вопросы своим помощникам, таким как Раб Батлер , и сосредоточился в основном на внешней политике, сформировав тесный союз с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром . [ 47 ]
26 июля 1956 года Гамаль Абдель Насер , президент Египта, национализировал компанию Суэцкого канала в нарушение международного соглашения, которое он подписал с Великобританией в 1954 году. Она принадлежала и контролировалась Великобританией с 1875 года и считалась важной для национальной экономики. обороны и доступа на Дальний Восток. Иден, опираясь на свой опыт 1930-х годов, видел в Насере еще одного Муссолини , которого нужно остановить. В ноябре 1956 года, после нескольких месяцев переговоров и попыток посредничества, которые не смогли отговорить Насера, Великобритания и Франция совместно с Израилем вторглись в Египет и оккупировали зону Суэцкого канала.
Дуайт Д. Эйзенхауэр предупредил Идена не делать этого, заявив, что американский народ никогда не одобрит военное решение кризиса. [ 48 ] Он пригрозил применить финансовое давление, если британцы не уйдут из Египта. Иден проигнорировал финансовую зависимость Великобритании от США после Второй мировой войны и был вынужден поддаться давлению Америки, требующей вывода войск. У Идена была плохая кадровая поддержка, потому что министерство иностранных дел , министерство по делам Содружества и министерство по делам колоний не спешили осознавать необходимость изменения мировой роли Великобритании. После Суэца они начали прислушиваться к предупреждениям Казначейства о влиянии высоких расходов на оборону на экономику и медленном росте населения Великобритании по сравнению с Соединенными Штатами и Советским Союзом. Историки часто используют кризис, чтобы отметить конец статуса Великобритании как сверхдержавы, способной действовать и контролировать международные дела без помощи или коалиции. [ 49 ]
Гарольд Макмиллан (1957–1963)
[ редактировать ]
Иден ушел в отставку после Суэцкого кризиса, и 10 января его сменил министр финансов Гарольд Макмиллан на посту премьер-министра. Он перенес на пост премьер-министра экономические проблемы казначейства, но его подход к экономике заключался в поиске высокой занятости; тогда как его министры финансов утверждали, что поддержка требований Бреттон-Вудской системы в отношении фунта стерлингов потребует строгого контроля над денежной базой и, следовательно, роста безработицы. Их совет был отклонен, и в январе 1958 года все министры финансов подали в отставку. Макмиллан отмахнулся от этого инцидента, назвав его «небольшой местной проблемой». [ 50 ]
Макмиллан хотел, чтобы новая Комиссия по национальным доходам установила контроль над доходами в рамках его роста без политики инфляции; оно потерпело неудачу, когда профсоюзы бойкотировали его. [ 51 ]
Одним из наиболее примечательных действий Макмиллана было прекращение призыва на военную службу . Национальная служба прекращалась постепенно с 1957 года; в ноябре 1960 года на вооружение поступили последние люди. Поскольку британская молодежь больше не подлежит военной службе, а послевоенное нормирование и реконструкция прекратились, была подготовлена почва для начала социальных восстаний 1960-х годов.
Макмиллан взял под строгий контроль внешнюю политику. Он работал над сокращением постсуэцкого раскола в отношениях с США, где была полезна его дружба с Дуайтом Д. Эйзенхауэром они провели приятную конференцию на Бермудских островах . во время войны, и еще в марте 1957 года [ 52 ] Дружеские отношения продолжились с президентом Джоном Ф. Кеннеди после 1960 года. [ 53 ] Макмиллан также осознавал ценность сближения с континентальной Европой и стремился к выходу на Общий рынок . Что касается Империи, Макмиллан продолжил деколонизацию , и его речь «Ветер перемен» в феврале 1960 года отражала его политику. Гана и Малайя получили независимость в 1957 году, Нигерия — в 1960 году, а Кения — в 1963 году. Однако на Ближнем Востоке Макмиллан гарантировал, что Великобритания останется силой — вторгаясь в Ирак в 1958 году ( Революция 14 июля ) и 1960 года и участвуя в делах Омана . Иммигранты из Содружества хлынули в Англию после того, как британское правительство разместило в Британской Вест-Индии приглашения рабочим приехать в Англию, чтобы «помочь метрополии».

Он привел тори к победе на всеобщих выборах в октябре 1959 года , увеличив большинство своей партии с 67 до 107 мест.
После технических неудач британской независимой системы ядерного сдерживания с проектами Blue Streak и Blue Steel Макмиллан договорился о поставке американских ракет Polaris в соответствии с Соглашением Нассау в декабре 1962 года. Ранее он согласился разместить шестьдесят ракет Thor в Великобритании под совместным контролем. , а с конца 1957 года американский закон Мак-Магона был смягчен, чтобы предоставить Великобритании больший доступ к ядерным технологиям. Великобритания, США и Советский Союз подписали Договор о частичном запрещении ядерных испытаний осенью 1963 года. Заявление Великобритании о присоединении к Общему рынку было наложено вето президентом Франции Шарлем де Голлем 29 января 1963 года из-за его опасений, что «конец будет колоссальное Атлантическое сообщество, зависящее от Америки», и личный гнев по поводу англо-американского ядерного соглашения. [ 54 ]
Великобритании Проблемы платежного баланса привели к введению семимесячного замораживания заработной платы в 1961 году. [ 55 ] Это привело к потере популярности правительства и привело к серии поражений на дополнительных выборах . Он организовал крупную смену кабинета министров в июле 1962 года , но продолжал терять поддержку внутри своей партии.
Он ушел в отставку 18 октября 1963 года после того, как был госпитализирован из-за заболевания простаты . Он умер 23 года спустя, в 1986 году.
Алек Дуглас-Хоум (1963–1964)
[ редактировать ]
Макмиллана стал граф Хоум Преемником Алек Дуглас-Хьюм . Однако, поскольку ни один премьер-министр не возглавлял Палату лордов со времен маркиза Солсбери в 1902 году, Хоум решил стать членом парламента, чтобы войти в Палату общин. Он отказался от своего графства и, как «сэр Алек Дуглас-Хоум», участвовал в дополнительных выборах в безопасном месте в Кинроссе и Западном Пертшире . Он победил и стал единственным премьер-министром, который подал в отставку из палаты лордов, чтобы войти в палату общин. Однако его поведение и внешний вид оставались аристократическими и старомодными. Его понимание экономики было примитивным, и он предоставил своему канцлеру Реджинальду Модлингу полную свободу действий в ведении финансовых дел. Немногочисленные меры внутренней политики Хоума не были хорошо приняты, но он отменил поддержание розничных цен, что позволило потребителям найти больше выгодных предложений на распродажах. Ему нравилось заниматься внешней политикой, но серьезных кризисов или проблем, которые нужно было решать, не было. Его министр иностранных дел Раб Батлер не отличался особой энергичностью. Заявление Великобритании о присоединении к Европе уже было наложено вето де Голлем, Кубинский ракетный кризис был разрешен, и Берлин снова оказался на втором плане. Вопросы деколонизации были в основном рутинными, а кризисы в Родезии и Южной Африке лежали в будущем. [ 56 ]
На всеобщих выборах 1964 года Лейбористская партия вернулась к власти под руководством Гарольда Вильсона . Дуглас-Хьюм стал лидером оппозиции. В июле 1965 года Эдвард Хит победил Реджинальда Модлинга и Еноха Пауэлла и стал его преемником на посту лидера Консервативной партии. Энох Пауэлл получил пост теневого министра обороны и стал фигурой национального значения, когда в 1968 году произнес скандальную речь «Реки крови» , предостерегая об опасностях массовой иммиграции из стран Содружества . Вполне возможно, что успех консерваторов на всеобщих выборах 1970 года стал результатом того, что Пауэлл поддержал широкую общественность, даже когда он был уволен из теневого кабинета.
«Тринадцать потерянных лет!»
[ редактировать ]«Тринадцать потерянных лет!» был популярным лозунгом, критикующим послужной список консерваторов в 1951–1964 годах. Критика исходила в первую очередь от лейбористов. Кроме того, были нападки со стороны правого крыла самой Консервативной партии за ее толерантность к социалистической политике. Критики утверждают, что Великобританию обогнали ее экономические конкуренты, и она не смогла предотвратить вызывающий беспокойство спираль роста цен на заработную плату. Историк Грэм Гудлад призывает к более долгосрочной перспективе. Он утверждает, что произошли значительные успехи в сфере транспорта, здравоохранения и высшего образования. Нереалистично ожидать, что Великобритания могла бы продолжать оставаться мировой державой после огромных затрат, связанных с Второй мировой войной, а также независимости Индии и других колоний. Гудлад говорит, что консервативное внешнеполитическое руководство правильно скорректировало мировую роль Британии, создав независимый ядерный потенциал и сохранив ведущую роль в мировых делах, и в любом случае сменявшие друг друга правительства редко выполняли свою работу лучше. [ 57 ] [ 58 ]
Лейбористское правительство, 1964–1970 гг.
[ редактировать ]
Гарольд Уилсон
[ редактировать ]В 1964 году лейбористы вернули себе пост премьер-министра, поскольку Гарольд Вильсон с небольшим перевесом выиграл всеобщие выборы с большинством в пять голосов. Этого было недостаточно, чтобы продержаться полный срок, и после короткого периода компетентного правления в марте 1966 года он выиграл переизбрание с подавляющим большинством в 99 голосов. На посту премьер-министра его оппоненты обвиняли его в коварстве, особенно в отношении Вопрос о девальвации фунта стерлингов в ноябре 1967 года . Вильсон отвергал девальвацию в течение многих лет, но в своей передаче, казалось, представил ее как триумф.
Открытый университет
[ редактировать ]Вильсон с особой гордостью относился к созданию Открытого университета как модели для Европы. Планы были разработаны Дженни Ли , министром искусств; она имела полную поддержку Уилсона. Он рассматривал Открытый университет как главный показатель приверженности Лейбористской партии модернизации. Он подчеркнул, что это укрепит более конкурентоспособную экономику, а также будет способствовать большему равенству возможностей и социальной мобильности. Он особенно выступал за активное использование технологий, таких как теле- и радиотрансляции его курсов. В правительстве и коммерческом телерадиовещании были сильные сомневающиеся и противники; Вильсон перехитрил их, чтобы добиться утверждения бюджета, хотя его суммы оказались слишком маленькими. [ 59 ]
Вьетнамская война
[ редактировать ]За границей Вильсона беспокоили кризисы в Родезии и Южной Африке . Война во Вьетнаме была деликатным вопросом, поскольку президент Линдон Б. Джонсон срочно нуждался в символическом британском военном присутствии. «Линдон Джонсон умоляет меня даже послать во Вьетнам оркестр волынок», — заявил Вильсон своему кабинету министров в декабре 1964 года. Лейбористская партия решила не противодействовать своим сильным антивоенным элементам и отклонила просьбы Джонсона. [ 60 ] Однако Вильсон предоставил американцам разведданные, военное оружие и обучение в джунглях, а также позволил примерно 2000 британским солдатам пойти добровольцами на службу во Вьетнам. [ 61 ]
Промышленная забастовка
[ редактировать ]Помимо ущерба, нанесенного его репутации девальвацией, правительство Вильсона страдало от ощущения, что его реакция на проблемы трудовых отношений была неадекватной. Шестинедельная забастовка членов Национального союза моряков , начавшаяся вскоре после переизбрания Вильсона в 1966 году, во многом укрепила это мнение, а также собственное чувство неуверенности Вильсона на своем посту.
Консервативное правительство, 1970–1974 гг.
[ редактировать ]Эдвард Хит
[ редактировать ]Премьерство его преемника Эдварда Хита было самым кровавым в истории в Северной Ирландии смуты . Он был премьер-министром во время Кровавого воскресенья в 1972 году, когда 14 безоружных мужчин были убиты солдатами 1-го батальона парашютно-десантного полка во время запрещенного марша Ассоциации гражданских прав Северной Ирландии в Дерри . В 2003 году он дал показания в ходе расследования Сэвилла и заявил, что никогда не поощрял и не соглашался на применение незаконной смертоносной силы в Северной Ирландии . В июле 1972 года он разрешил своему государственному секретарю Северной Ирландии Уильяму Уайтлоу провести неофициальные переговоры в Лондоне с Временной Ирландской республиканской армии делегацией во главе с Шоном Мак Стиофаином . После этих неудачных переговоров правительство Хита настаивало на мирном урегулировании с демократическими политическими партиями. В 1974 году было заключено Саннингдейлское соглашение , которое яростно отвергли многие юнионисты, и Ольстерская юнионистская партия перестала поддерживать консерваторов в Вестминстере.
Хит принял Соединенное Королевство в Европейские сообщества , широко известные в то время как «Общий рынок» (позже переименованный в Европейский Союз ) 1 января 1973 года после победы в решающем голосовании по членству в Палате представителей 336–244, большинством голосов. 112. По словам биографа Джона Кэмпбелла, это был «звездный час Хита». [ 62 ] Между тем, на внутреннем фронте галопирующая инфляция привела его к конфронтации с некоторыми из самых влиятельных профсоюзов. Дефицит энергии, связанный с нефтяным шоком, привел к тому, что большая часть промышленности страны работала трехдневную неделю для экономии энергии. Пытаясь укрепить свое правительство, Хит назначил выборы на 28 февраля 1974 года . Результат был безрезультатным: Консервативная партия получила большинство поданных голосов, но Лейбористская партия получила множество мест из-за того, что депутаты -юнионисты Ольстера отказались поддержать консерваторов. Хит начал переговоры с Либеральной партией под руководством Джереми Торпа о формировании коалиции , но, когда они потерпели неудачу, ушел с поста премьер-министра.
Лейбористское правительство, 1974–1979 гг.
[ редактировать ]Гарольд Уилсон (1974–1976)
[ редактировать ]Хита сменил Гарольд Вильсон , который вернулся 4 марта 1974 года, чтобы сформировать правительство меньшинства. Вильсон был утвержден в должности с большинством в три места на вторых выборах в октябре того же года . [ 63 ] На всеобщих выборах в феврале 1974 года это было манифестное обещание лейбористскому правительству пересмотреть лучшие условия членства Великобритании в Европейском экономическом пространстве , а затем провести референдум о том, должна ли Великобритания оставаться в ЕЭС на новых условиях. После того, как Палата общин проголосовала за сохранение Общего рынка на пересмотренных условиях, 5 июня 1975 года был проведен референдум . Большинство высказалось за сохранение Общего рынка. [ 64 ] Но Вильсону не удалось положить конец экономическому кризису. Безработица по-прежнему превышала 1 000 000 человек, инфляция достигла пика в 24% в 1975 году, а государственный долг рос. Расцвет панк-рок -групп, таких как Sex Pistols и The Clash, был отражением недовольства британской молодежи во время трудностей конца 1970-х годов.
Джеймс Каллаган (1976–1979)
[ редактировать ]Вильсон объявил о своей неожиданной отставке 16 марта 1976 года и неофициально одобрил своего министра иностранных дел Джеймса Каллагана в качестве своего преемника. Его широкая популярность во многих частях лейбористского движения позволила ему пройти три голосования в парламенте от лейбористской партии, победив архибеваниста Майкла Фута , главного левого кандидата. Каллаган был первым премьер-министром, который до того, как стать премьер-министром, занимал все три ведущие должности в кабинете министров — канцлера казначейства, министра внутренних дел и министра иностранных дел. [ 65 ]
Поддержку Каллаганом профсоюзного движения и со стороны него не следует путать с позицией левого крыла. Каллаган продолжил политику Вильсона по сбалансированному кабинету министров и во многом полагался на Майкла Фута . Фут был назначен лидером Палаты общин и получил задание руководить законодательной программой правительства.
Во время пребывания Каллагана на посту премьер-министра преобладали проблемы с управлением правительством с меньшинством в Палате общин ; Поражения на дополнительных выборах уничтожили трехместное большинство лейбористов к началу 1977 года. Каллаган был вынужден заключать сделки с второстепенными партиями, чтобы выжить, включая пакт между либералами и лабораториями . Он был вынужден согласиться на референдумы о передаче полномочий в Шотландии и Уэльсе (первый проголосовал за, но не набрал необходимого большинства, а второй выступил резко против).
Однако к осени 1978 года экономика начала проявлять признаки восстановления: хотя безработица сейчас составляла 1 500 000 человек, экономический рост был сильным, а инфляция упала ниже 10%. Большинство опросов общественного мнения показывали, что Лейбористская партия впереди, и ожидалось, что он объявит выборы до конца года. Он решил не делать этого. [ 66 ]
Способ Каллагана справиться с долгосрочными экономическими трудностями заключался в ограничении заработной платы, которое действовало в течение четырех лет с разумным успехом. Он сделал ставку на то, что пятый год обучения еще больше улучшит экономику и позволит ему быть переизбранным в 1979 году, и поэтому попытался удержать повышение заработной платы на уровне 5% или меньше. Профсоюзы отвергли дальнейшее ограничение заработной платы и в ходе серии забастовок зимой 1978/79 года (известных как « Зима недовольства ») добились более высоких зарплат, хотя это фактически парализовало страну, запятнало политическую репутацию Великобритании и привело к резкому прорыву консерваторов. в опросах общественного мнения. [ 67 ] [ 68 ]
Он был вынужден объявить выборы, когда 28 марта 1979 года Палата общин одним голосом приняла вотум недоверия. Консерваторы вместе с консультантами по рекламе Saatchi & Saatchi провели кампанию под лозунгом « Лейбористская партия не работает ». Как и ожидалось, Маргарет Тэтчер (сменившая Эдварда Хита на посту лидера консерваторов в феврале 1975 года ) победила на всеобщих выборах, состоявшихся 3 мая, став первой женщиной-премьер-министром Великобритании. [ 69 ]
Историк Кеннет О. Морган утверждает:
Падение Джеймса Каллагана летом 1979 года означало, по мнению большинства комментаторов всего политического спектра, конец старого режима, системы корпоративизма, кейнсианских программ расходов, субсидированного социального обеспечения и власти профсоюзов. [ 70 ]
Историки Алан Скед и Крис Кук резюмировали общее мнение историков относительно лейбористской партии, находившейся у власти в 1970-х годах:
Если послужной список Вильсона на посту премьер-министра вскоре стал восприниматься как неудачный, то это чувство неудачи было мощно усилено сроком пребывания Каллагана на посту премьер-министра. Лейбористская партия, казалось, была неспособна на позитивные достижения. Он был не в состоянии контролировать инфляцию, не в состоянии контролировать профсоюзы, не в состоянии решить ирландскую проблему, не в состоянии решить родезийский вопрос, не в состоянии обеспечить свои предложения по передаче полномочий Уэльсу и Шотландии, не в состоянии достичь популярного образа жизни с Общим рынком, неспособный даже удержаться у власти до тех пор, пока не сможет отправиться в страну и дату по своему выбору. Поэтому неудивительно, что г-жа Тэтчер одержала убедительную победу над ним в 1979 году. [ 71 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвид Даттон, Британская политика с 1945 года: взлет, падение и возрождение консенсуса (2-е изд. Блэквелл, 1997).
- ^ Ассиндер, Ник (1 июля 1998 г.). «Специальный отчет: Обращаться осторожно» . Би-би-си онлайн . Архивировано из оригинала 2 сентября 2017 года . Проверено 1 февраля 2018 г.
- ^ Кеннет О. Морган, «Анейрин Беван» у Кевина Джеффриса (редактор), Рабочие силы: от Эрни Бевина до Гордона Брауна (IB Tauris: Лондон и Нью-Йорк, 2002), стр. 91–92.
- ^ Батлер 1989 , с. 5.
- ^ Кеннет О. Морган, Лейбористская партия у власти, 1945–1951 (Оксфорд, UP, 1985), стр. 94–141.
- ^ Морган, Лейбористская партия у власти, 1945–1951 (1985), стр. 142–87.
- ^ Морган, Лейбористская партия у власти, 1945–1951 (1985), стр. 152–63.
- ^ Джон Кэрриер и Ян Кендалл (2015). Здоровье и Национальная служба здравоохранения . Тейлор и Фрэнсис. п. 61. ИСБН 9781135310950 . Архивировано из оригинала 15 февраля 2017 года . Проверено 27 января 2017 г.
- ^ Майкл Фут, Анейрин Беван (1975) 2: 105
- ^ Фрэнк Хонигсбаум, Здоровье, счастье и безопасность: создание Национальной службы здравоохранения (1989).
- ^ Николас Баллок, «Планы послевоенного жилищного строительства в Великобритании: аргументы в пользу смешанной застройки и квартиры». Перспективы планирования 2.1 (1987): 71-98.
- ^ Роберт Скидельски, Джон Мейнард Кейнс, Том. 3: Борьба за свободу, 1937–1946 (2001), стр. 403–58.
- ^ Патрик Френч (2016). Свобода или смерть: путь Индии к независимости и расколу . п. 244. ИСБН 9781101973349 . Архивировано из оригинала 16 декабря 2019 года . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ Джон Бью, Клемент Эттли: Человек, создавший современную Британию (2017), стр. 371–85.
- ^ Виктор Себастьен, 1946: Создание современного мира (2014), стр. 72–78.
- ^ Майкл Астерис, «Британские заграничные военные обязательства 1945–47: принятие болезненного выбора». Современная британская история 27.3 (2013): 348–371. онлайн. Архивировано 23 сентября 2017 г. на Wayback Machine.
- ^ Мартин Х. Фолли, «Впечатление растет... что с Соединенными Штатами трудно иметь дело с нами»: Эрнест Бевин и англо-американские отношения на заре холодной войны». Журнал трансатлантических исследований 10.2 (2012): 150–166. онлайн. Архивировано 11 августа 2017 г. на Wayback Machine.
- ^ Рианнон Викерс (2000). Манипулирование гегемонией: государственная власть, лейбористы и план Маршалла в Великобритании . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. стр. 45–47. ISBN 9780333981818 . Архивировано из оригинала 14 мая 2020 года . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ Майкл Ф. Хопкинс (2017). Дин Ачесон и обязательства власти . п. 261. ИСБН 9781538100028 . Архивировано из оригинала 13 мая 2020 года . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ Артур Герман, Ганди и Черчилль: эпическое соперничество, которое разрушило империю и создало нашу эпоху (2008), стр. 321–25.
- ^ Роберт Пирс (2006). Лейбористское правительство Эттли, 1945–51 . Рутледж. стр. 94–95. ISBN 9781134962396 . Архивировано из оригинала 15 февраля 2017 года . Проверено 30 января 2017 г.
- ^ Чендлер, Дэвид Оксфордская иллюстрированная история британской армии (1994), стр. 331
- ^ Эндрю Робертс, Выдающиеся черчилльцы (1994), стр. 78.
- ^ Кеннет Харрис, Эттли (1982), стр. 362–87.
- ^ Ириал Глинн, «Неприкасаемый в присутствии брахманов. Катастрофические отношения лорда Уэйвелла с Уайтхоллом во время его пребывания на посту вице-короля Индии, 1943–7». Современные азиатские исследования 41 № 3 (2007): 639–663.
- ^ Р. Дж. Мур, «Маунтбеттен, Индия и Содружество», Журнал Содружества и сравнительной политики 19.1 (1981): 5–43.
- ^ Ясмин Хан, Великий раздел: создание Индии и Пакистана (Йельский университет, 2005), стр. 6, 83–103, 211.
- ^ Дэвис Чендлер, Оксфордская иллюстрированная история британской армии (1994), стр. 331
- ^ «Ганди убит индусом; Индия потрясена, мир скорбит; 15 человек погибли в беспорядках в Бомбее. Три выстрела» New York Times, 30 января 1948 г. Архивировано 7 февраля 2017 г. в Wayback Machine
- ^ Кеннет О. Морган, Народный мир: британская история 1945–1990 (1992) 44–48.
- ^ Кеннет О. Морган, Народный мир: британская история 1945–1990 (1992) 49–52.
- ^ Робертс, Николас Э. (март 2011 г.). «Вспоминая мандат: историографические дебаты и ревизионистская история в изучении Британской Палестины». Исторический компас . 9 (3): 215–230. дои : 10.1111/j.1478-0542.2010.00751.x .
- ^ Грэм Гудлад, «Бевин и холодная война Великобритании», History Review (2011), выпуск 69, стр. 1–6.
- ^ Септимус Х. Пол, Ядерные соперники: англо-американские атомные отношения, 1941–1952 (штат Огайо, 2000).
- ^ Эдгар О'Балланс, Малайя: Коммунистическая повстанческая война, 1948–1960 (Фабер, 1966).
- ^ Филип А. Грант-младший, «Президент Гарри С. Трумэн и Закон о британских займах 1946 года», Presidential Studies Quarterly (1995) 25 № 3, стр. 489–96
- ^ Джим Томлинсон, «Помощь Маршалла и «экономика дефицита» в Великобритании в 1940-х годах». Современная европейская история 9 № 1 (2000): 137–155. в JSTOR. Архивировано 3 февраля 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Ина Цвайнигер-Барцеловска, «Нормирование, жесткая экономия и восстановление Консервативной партии после 1945 года». Исторический журнал 37 № 1 (1994): 173–197.
- ^ Х. Николас, Всеобщие выборы в Великобритании 1950 (1951)
- ^ Дэвид Э. Батлер, Всеобщие выборы в Великобритании 1951 (1952).
- ^ Роберт Кроукрофт и Кевин Тикстон. «Падение правительства Эттли, 1951 год». в Тимоти Хеппелле и Кевине Тикстоне, ред., «Как падают лейбористские правительства» (2013), стр. 61–82.
- ^ Джером Б. Элкинд (1984). Неявка в Международный Суд: функциональный и сравнительный анализ . Мартинус Нийхофф. стр. 44–45. ISBN 9024729211 . Архивировано из оригинала 14 мая 2020 года . Проверено 13 мая 2019 г.
- ^ Стив Марш, «Преемственность и изменения в новой интерпретации политики администраций Трумэна и Эйзенхауэра в отношении Ирана, 1950–1954». Журнал исследований холодной войны 7.3 (2005): 79–123.
- ^ Питер Г. Бойл (1990). Переписка Черчилля-Эйзенхауэра, 1953–1955 гг . У Северной Каролины Пресс. стр. 52–54. ISBN 9780807849514 . Архивировано из оригинала 14 мая 2020 года . Проверено 13 мая 2019 г.
- ^ Ричард Стаббс, Сердца и умы в партизанской войне: малайская чрезвычайная ситуация 1948–1960 (1989).
- ^ Карл Хак, (1999) «Железные когти Малайи: историография малайской чрезвычайной ситуации». Журнал исследований Юго-Восточной Азии 30 № 1 (1999): 99–125.
- ^ Кевин Руан, «Англо-американские отношения, холодная война и оборона Ближнего Востока, 1953–1955». Журнал трансатлантических исследований 4 № 1 (2006): 1–25.
- ^ Джонатан Пирсон, сэр Энтони Иден и Суэцкий кризис: неохотная игра (Springer, 2002). онлайн. Архивировано 16 мая 2018 г. на Wayback Machine.
- ^ GC Peden, «Суэц и упадок Великобритании как мировой державы». Исторический журнал 55.4 (2012): отрывок из 1073–96. Архивировано 2 февраля 2017 г. в Wayback Machine .
- ^ Богданор, Вернон (1 июля 2005 г.). «Гарольд Макмиллан | Некролог» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 6 апреля 2018 года . Проверено 28 мая 2013 г.
- ^ Джереми Блэк (2016). Мир тори: глубокая история и тема тори в британской внешней политике, 1679–2014 гг . Рутледж. п. 343. ИСБН 9781317013785 . Архивировано из оригинала 14 мая 2020 года . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ Найджел Дж. Эштон , «Гарольд Макмиллан и возвращение к «золотым дням» англо-американских отношений, 1957–63». Дипломатическая история 29.4 (2005): 691–723.
- ^ Э. Брюс Гилхуд, Энтони О. Эдмондс (2003): Эйзенхауэр, Макмиллан и союзное единство, 1957–1961. Пэлгрейв Макмиллан, ISBN 978-0-333-64227-6 . ( Отзыв заархивирован 24 сентября 2015 г. на Wayback Machine.
- ^ Питер Мангольд, Почти невозможный союзник: Гарольд Макмиллан и Шарль де Голль (2006).
- ^ http://www.nationalarchives.gov.uk. Архивировано 10 октября 2010 г. в Wayback Machine : Документы Кабинета министров - Натянутый консенсус и лейбористы.
- ^ Эндрю Холт, Внешняя политика правительства Дугласа-Хоума: Великобритания, Соединенные Штаты и конец империи (Springer, 2014).
- ^ Грэм Гудлад, «Тринадцать потерянных лет: заслуживают ли консервативные правительства 1951–64 годов этого ярлыка» Modern History Review (2001) 13 № 2, стр. 2–5.
- ^ Питер Клементс (2017). Мои примечания к редакции: История AQA AS/A-level: Создание современной Британии, 1951–2007 гг . Ходдерское образование. п. 13. ISBN 9781471876295 . Архивировано из оригинала 14 мая 2020 года . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ Пит Дори, «Ну, Гарольд настаивает на этом!» - Политическая борьба за создание Открытого университета, 1965–67». Современная британская история 29.2 (2015): 241–272.
- ^ Сильвия А. Эллис, «Содействие солидарности внутри страны и за рубежом: цели и тактика движения против войны во Вьетнаме в Великобритании». Европейский обзор истории: Revue européenne d'histoire 21.4 (2014): 557–576.
- ^ Марк Тайли, «Британия, Вьетнам и особые отношения», History Today 63 № 12 (2013), стр. 1–4.
- ^ Джон Кэмпбелл, Эдвард Хит (1993), стр. 404-5.
- ^ Филип Зиглер, Уилсон: Разрешенная жизнь (1993).
- ^ Рой Пирс, Генри Вален и Ола Листхауг. «Поведение при голосовании на референдуме: норвежские и британские референдумы о членстве в Европейском сообществе». Американский журнал политической науки (1983): 43–63. в JSTOR. Архивировано 5 октября 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Кеннет О. Морган , Каллаган: Жизнь (Оксфорд, UP, 1997).
- ^ Питер Дори, ««Должен ли я остаться или уйти?»: Решение Джеймса Каллагана не назначать всеобщие выборы осенью 1978 года». Британская политика 11 (2016): 95–118. онлайн
- ^ Джон Шеперд, Кризис? Какой кризис?: Правительство Каллагана и британская «зима недовольства». (Издательство Манчестерского университета, 2013).
- ^ Колин Хэй, «Зима недовольства тридцать лет спустя». Политический ежеквартальный журнал 80.4 (2009): 545–552.
- ^ Джон Шеперд, «Падение правительства Каллагана, 1979». в книге « Как падают лейбористские правительства: от Рамзи Макдональда до Гордона Брауна» (Лондон: Palgrave Macmillan UK, 2013). 113-140.
- ^ Кеннет О. Морган (2001). Великобритания с 1945 года: Народный мир . п. 437. ИСБН 9780191587993 . Архивировано из оригинала 28 января 2020 года . Проверено 2 ноября 2016 г. .
- ^ Алан Скед и Крис Кук, Послевоенная Британия: политическая история (4-е изд. 1993), стр. 324.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барнетт, К. (1972). Крах британской власти . Лондон: Пан Книги. ISBN 978-0-330-49181-5 .
- Беккет, Энди. Когда погас свет: Британия в 1970-х (2009), отрывок, 576 стр., текстовый поиск
- Бернштейн, Г. (2004). Миф об упадке: подъем Британии с 1945 года . Лондон: Харвилл Пресс. ISBN 978-1-84413-102-0 .
- Беу, Джон. Клемент Эттли: Человек, который создал современную Британию (2017).
- Батлер, Дэвид (1989). Всеобщие выборы в Великобритании с 1945 года . Лондон: Блэквелл. ISBN 978-0-631-16053-3 .
- Кэмпбелл, Джон и Дэвид Фриман. Железная леди: Маргарет Тэтчер, от дочери бакалейщика до премьер-министра (2011), 564 стр.; сокращенная версия двухтомной биографии Кэмпбелла
- Картер, Нил. «Партийная политизация окружающей среды в Великобритании» Party Politics, 12 № 6 (2006), стр. 747–67.
- Гарнетт, Марк; Саймон Мабон; Роберт Смит (2017). Британская внешняя политика с 1945 года . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781317588993 .
- Хак, Гэри и Алистер Пол. Экологизм с 1945 года (2011)
- Харрис, Кеннет, Эттли (1982), научная биография
- Харрисон, Брайан. В поисках роли: Соединенное Королевство, 1951–1970 (Новая Оксфордская история Англии) (2011) отрывок и текстовый поиск ; онлайн
- Харрисон, Брайан. В поисках роли?: Соединенное Королевство 1970–1990 (Новая Оксфордская история Англии) (2011) отрывок и текстовый поиск ; онлайн- опрос крупный научный
- Хеннесси, Питер. Никогда снова! Великобритания, 1945–1951 (1994).
- Хеннесси, Питер. Как хорошо: Британия в 1950-е годы (2008).
- Левенталь, Фред М., изд. Британия двадцатого века: энциклопедия (Peter Lang Pub Inc, 2002); 910стр.
- Марр, Эндрю (2007). История современной Британии . Лондон: Макмиллан. ISBN 978-1-4050-0538-8 .
- Марр, Эндрю. Елизаветинцы: как была создана современная Британия (2021).
- Морган, Кеннет О. (1985). Лейбористская партия у власти, 1945–1951 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-285150-5 .
- Морган, Кеннет О. Британия с 1945 года: Народный мир (2001).
- Нортедж, Ф.С. Отказ от власти Британская внешняя политика 1945-1973 (1974) онлайн
- Пантон, Кеннет Дж. и Кейт А. Коулард, ред. Исторический словарь современного Соединенного Королевства (2008) 640 стр; биографии людей, действовавших в 1979–2007 гг.
- Ричардс, Дэвид, Мартин Смит и Колин Хэй, ред. Институциональный кризис в Британии 21 века (Пэлгрейв Макмиллан, 2014)
- Сэмпсон, Энтони. Анатомия Британии сегодня65)] онлайн
- Сэмпсон, Энтони. Основная анатомия Британии: демократия в кризисе (1992)
- Дикарь Майк. Идентичность и социальные изменения в Великобритании с 1940 года: политика метода (Oxford UP, 2010)
- Симс, Пол Дэвид. «Развитие экологической политики в межвоенной и послевоенной Британии» (докторская диссертация, Лондонский университет королевы Марии, 2016 г.) онлайн ; Библиография вторичных источников, стр. 312–26.
- Сиссонс, М.; Френч, П. (1963). Эпоха жесткой экономии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 255–75. ISBN 978-0-19-281949-9 .
- Скед, Алан; Кук, Крис (1979). Послевоенная Британия: политическая история . Харвестер Пресс. ISBN 978-0-06-496322-0 .
- Стивенс, П. (1997). Политика и фунт: Тори, экономика и Европа . Лондон: Макмиллан. ISBN 978-0-333-63297-0 .
- Томлинсон, Джим (2000). Политика упадка: понимание послевоенной Британии . Лонгман. ISBN 9780582423688 .
- Тернер, Олвин В. Кризис? Какой кризис?: Британия в 1970-х (2009), отрывок, 336 стр., текстовый поиск
Историография
[ редактировать ]- Блэк, Лоуренс (2012). «Десятилетие просвещения? Новые истории Британии 1970-х годов». Международная история труда и рабочего класса . 82 : 174–186. дои : 10.1017/s0147547912000506 . S2CID 144856938 .
- Джонс, Харриет; Кандиа, Майкл Д. (1996). Миф о консенсусе: новые взгляды на британскую историю, 1945–64 . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. ISBN 978-1-349-24942-8 .
- Соффер, Реба (2009). История, историки и консерватизм в Британии и Америке: от Великой войны до Тэтчер и Рейгана . Издательство Оксфордского университета.
Газеты и первоисточники
[ редактировать ]- «Основные факты 1970-х годов» . Биз/ред . Проверено 12 декабря 2010 г.
- «BBC в этот день - 11 октября 1974 года: рабочие терпят убытки рабочему большинству» . Би-би-си. 11 октября 1974 года . Проверено 12 декабря 2010 г.
- Пимлотт, Бен , изд. (1986). Политический дневник Хью Далтона, 1918–1940, 1945–1960 гг . Лондон: Джонатан Кейп. ISBN 978-0-224-01912-5 .