Ранний современный период в Уэльсе

Ранний современный период в Уэльсе — это период в истории Уэльса с 1500 по 1800 год.
Религия
[ редактировать ]После разрыва Генриха VIII с Римом и Папой Уэльс по большей части последовал за Англией в принятии англиканства , хотя ряд католиков активно пытались противодействовать этому и выпустили некоторые из самых ранних книг, напечатанных на валлийском языке. [ нужна ссылка ]
Валлийский язык
[ редактировать ]В 1567 году Ричард Дэвис , Уильям Сейлсбери и Томас Юэт завершили первый современный перевод Нового Завета и первый перевод Книги общей молитвы ( валлийский : Y Llyfr Gweddi Gyffredin ). В 1588 году Уильям Морган завершил перевод всей Библии. Эти переводы были важны для выживания валлийского языка и придали валлийскому статус литургического языка и средства поклонения. Это сыграло значительную роль в его дальнейшем использовании в качестве средства повседневного общения и литературного языка вплоть до наших дней, несмотря на давление английского языка. [1]
В 1588 году Уильям Морган сделал первый полный перевод валлийской Библии . [2] [3] Библия Моргана — одна из самых значительных книг на валлийском языке, и ее публикация значительно увеличила статус и масштабы валлийского языка и литературы . [2]
История Уэльса |
---|
![]() ![]() |
Кальвинизм
[ редактировать ]Епископ Ричард Дэвис и протестантский священнослужитель-диссидент Джон Пенри познакомили Уэльс с кальвинистской теологией. Кальвинизм развивался в пуританский период после восстановления монархии при Карле II и внутри методистского движения Уэльса. Однако до середины XIX века было доступно лишь несколько экземпляров работ Кальвина. [4]
Методистское возрождение
[ редактировать ]В 18 веке также произошло возрождение валлийских методистов , возглавляемое Дэниелом Роулендом , Хауэллом Харрисом и Уильямом Уильямсом Пантиселином . [5] Нонконформизм имел значительное влияние в Уэльсе с восемнадцатого по двадцатый века. Возрождение валлийских методистов XVIII века было одним из самых значительных религиозных и социальных движений в истории Уэльса. Пробуждение началось внутри англиканской церкви в Уэльсе и вначале оставалось как группа внутри нее, но валлийское возрождение отличалось от методистского возрождения в Англии тем, что его богословие было кальвинистским, а не арминианским . В начале 19 века валлийские методисты отделились от англиканской церкви и основали собственную деноминацию, ныне Пресвитерианскую церковь Уэльса . Это также привело к усилению других нонконформистских конфессий, и к середине XIX века Уэльс был в основном нонконформистским в религии. Это имело серьезные последствия для валлийского языка, поскольку он был основным языком нонконформистских церквей в Уэльсе. Воскресные школы , которые стали важной особенностью жизни Уэльса, сделали большую часть населения грамотной на валлийском языке, что было важно для выживания языка, поскольку его не преподавали в школах. Валлийские методисты постепенно создавали свои собственные сети, структуры и даже молитвенные дома (или часовни), что в конечном итоге привело к отделению в 1811 году и формальному созданию кальвинистских методистов. Пресвитерианская церковь Уэльса в 1823 году. [6] Возрождение валлийских методистов также оказало влияние на старые нонконформистские церкви или раскольнических баптистов , и конгрегационалистов которые, в свою очередь, также испытали рост и обновление. В результате к середине девятнадцатого века Уэльс стал преимущественно нонконформистской страной. [ нужна ссылка ]
Войны трех королевств
[ редактировать ]в начале 17 века Уэльс был преимущественно роялистом В Войнах Трех Королевств , хотя были и некоторые заметные исключения, такие как Джон Джонс Мэйзигарнед и пуританский писатель Морган Ллуид . [1] был важным источником людей для армий английского короля Карла I. Уэльс [7] хотя никаких крупных сражений в Уэльсе не произошло. Вторая гражданская война в Англии началась, когда в начале 1648 года неоплачиваемые парламентские войска в Пембрукшире перешли на другую сторону. [8] Полковник Томас Хортон разбил повстанцев-роялистов в битве при Сент-Фагансе в мае, а лидеры повстанцев сдались Кромвелю 11 июля после длительной двухмесячной осады Пембрука .
Образование
[ редактировать ]Образование в Уэльсе в этот период находилось в очень низком упадке: единственное доступное образование было на английском языке, в то время как большинство населения говорило только на валлийском языке. В 1731 году Гриффит Джонс начал распространять школы в Кармартеншире , которые удерживались в одном месте около трех месяцев, прежде чем переехать (или «переехать») в другое место. Языком обучения в этих школах был валлийский. По оценкам, к моменту смерти Гриффита Джонса в 1761 году до 250 000 человек научились читать в школах по всему Уэльсу. [9]

Промышленная революция
[ редактировать ]В конце 18-го века началась промышленная революция , а наличие железной руды, известняка и крупных залежей угля на юго-востоке Уэльса означало, что в этом районе вскоре были созданы металлургические заводы и угольные шахты, в частности металлургический завод Cyfarthfa и Металлургический завод Даулэйса в Мертир-Тидвиле . [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дженкинс, Г.Х. Основы современного Уэльса с. 7
- ^ Jump up to: а б Дэвис, Джон (Эд) (2008). Энциклопедия Уэльской академии Уэльса . Кардифф: Издательство Уэльского университета. п. 572. ИСБН 978-0-7083-1953-6 .
- ^ Уильямс, Г. Восстановление, переориентация и реформация, стр. 322–3.
- ^ Д. Денсил Морган, «Кальвинизм в Уэльсе: около 1590–1909», Валлийский журнал истории религии (2009), Vol. 4, стр. 22-36
- ^ Дженкинс, Г.Х. Основы современного Уэльса, стр. 347–50.
- ^ Питер Ялден, «Ассоциация, сообщество и истоки секуляризации: английское и валлийское нонконформизм, ок. 1850–1930». Журнал церковной истории 55 № 2 (2004): 293-324.
- ^ Дженкинс, Г.Х. Основы современного Уэльса, с. 5-6
- ^ Дэвис, Дж. История Уэльса , с. 280
- ^ Дженкинс, Г.Х. Основы современного Уэльса, стр. 370–377.