История евреев в Уэльсе
Валлийские евреи Валлийские евреи | |
---|---|
Общая численность населения | |
2,044 [1] (2021) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Кардифф | |
Языки | |
английский , валлийский , иврит , идиш | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Британские евреи , английские евреи , шотландские евреи , ирландские евреи , североирландские евреи , евреи ашкенази |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История Уэльса |
---|
История евреев Уэльса начинается в 13 веке. Однако после завоевания Уэльса англичанами (1287–1283) Эдуард I издал Указ 1290 года об изгнании евреев из Англии . С тех пор и до официального возвращения евреев в Англию в 1655 году на валлийской земле имеется только одно упоминание о евреях.
Еврейские общины были зарегистрированы в 18 веке, а крупные еврейские поселения датируются 19 веком.
Средний возраст
[ редактировать ]Как и остальная часть Западной Европы , средневековый Уэльс был христианским.
Священнослужитель и писатель Джеральд Уэльский (ок. 1146 – ок. 1223) написал отчет о своем путешествии по Уэльсу в 1188 году с целью набора солдат для Третьего крестового похода , Itinerarium Cambriae (1191). В нем он не упоминает евреев в Уэльсе, но включает аллегорический рассказ о еврее и христианском священнике, путешествующих в Шропшир , Англия. [2]
В 13 веке есть записи о евреях в Абергавенни , Карлеоне и Чепстоу , которые все находились в графствах Марчер в Южном Уэльсе. [3]
Когда Эдуард I основал новые городки в Северном Уэльсе как до, так и после 1290 года, он добился того, чтобы хартии запрещали присутствие евреев. В городских уставах Бере , Кернарфона , Конви , Криксиета , Флинта , Харлеха и Раддлана от 1284 года говорилось, что «евреи никогда не должны проживать в этом районе». Несмотря на всеобщее изгнание в 1290 г., те же положения использовались в хартиях Бомариса (1296 г.) и Овертона (1292 г.). [4]
Вполне вероятно, что большинство, если не все, евреи покинули Уэльс после акта Эдуарда I в 1290 году , хотя приказ английского короля не действовал во многих графствах Марчер. Валлийская хроника Brut y Tywysogion упоминает об этом поступке, но только в контексте евреев в соседней Англии. [5] Есть запись о неназванном еврее в коммуне поместья Дейло в Кармартеншире (за пределами графства Марчер) в 1386/7 году. [3]
Ранний современный период
[ редактировать ]В Англии, между 1290 годом и их формальным возвращением в эту страну в 1655 году, нет никаких других официальных следов евреев как таковых, за исключением Domus Conversorum , который удерживал в своих стенах ряд евреев, обратившихся в христианство, до 1551 года. и даже позже. Для Уэльса сопоставимых данных нет.
Би -би-си отмечает: «Самой старой нехристианской религией [в Уэльсе], которая была установлена, был иудаизм, присутствие которого в Суонси датируется примерно 1730 годом. Еврейские общины были сформированы в следующем столетии в Кардиффе , Мертир-Тидфиле , Понтипридде и Тредегаре ». [6]
Современный период
[ редактировать ]Быстрое расширение угледобывающей промышленности в 19 веке привело к значительному экономическому росту и значительному увеличению иммиграции в Уэльс. Евреи иммигрировали в Уэльс в больших количествах, что привело к основанию новых еврейских общин, особенно в промышленно развитых долинах Южного Уэльса . В то время как в 1852 году еврейское население Кардиффа составляло 13 семей, после притока евреев, спасавшихся от русских погромов в 1880-х годах, еврейское население города выросло до пика в 5500 человек. [7] Синагога была основана в Мертир-Тидвиле в 1875 году, и к концу века в большинстве городов в долинах были небольшие еврейские общины и торговые станции. [8] В целом к этим общинам относились хорошо, хотя были и некоторые заметные исключения. В 1911 году антисемитские настроения достигли апогея в районе Тредегара , где толпы рабочего класса напали на принадлежащие евреям предприятия, причинив ущерб на тысячи фунтов. [9] Валлийское еврейское общество начала 20-го века показано в фильме 1999 года «Соломон и Генор» , действие которого происходит во время беспорядков в Тредегаре.
Некоторые из этих тем были затронуты в документальном фильме «Кошерный комик», представленном еврейско-валлийским писателем-комиком Беннеттом Арроном .
они пополнились беженцами из Европы, где доминировали нацисты Еврейские общины по-прежнему остаются значительными в Уэльсе, и в конце 1930-х годов . См. также: Евреи бегут из нацистской Европы в Великобританию .
Современное сообщество в Южном Уэльсе сосредоточено на Кардиффской реформистской синагоге и Кардиффской объединенной синагоге . также есть синагога В Суонси . Синагога Мертир-Тидфил , крупнейшая к северу от Кардиффа, прекратила проводить регулярные службы в 1970-х годах и позже была продана. Это здание является памятником архитектуры , и, хотя есть разрешение на переоборудование его в квартиры, раздаются призывы перенести его в Национальный музей Уэльса в Сент-Фагансе , недалеко от Кардиффа. [10]
В период между переписями 2011 и 2021 годов численность еврейской общины Уэльса оставалась стабильной.
Известные люди
[ редактировать ]Известные люди валлийско-еврейского происхождения включают:
- Луи Барнетт Абрахамс
- Дэнни Абсе
- Лео Абсе
- Уилфред Абсе
- Беннетт Аррон
- Дэвид Баддиел
- Алекс Карлайл, барон Карлайл Берриу
- Исаак Коэн
- Саша Барон Коэн , отец Джеральд валлийско-еврейского происхождения [11]
- Морис Эдельман
- Раймонд Гарлик
- Дэвид Глик
- Берн Альберт
- Майкл Ховард
- Дэвид Джейкобс
- Джо Джейкобсон
- Барнетт Дженнер
- Гревилл Яннер
- Брайан Джозефсон
- Дениз Левертов
- Сьюзан Мендус
- Майкл Мориц
- Люси Оуэн
- Джон Ронсон
- Бернис Рубенс
- Норман Соломон
- Лорд Стоун Хендонский, доктор сэр Джозеф Эллис Стоун
- Лорд Эшдаун из Челвуда
- Сара Шугарман
Мифическая история евреев в Уэльсе
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Религия, Англия и Уэльс — Управление национальной статистики» .
- ^ Джеральд Уэльский. Маршрут по Уэльсу и описание Уэльса , пер. Ричард Кольт Хоар (Обычная библиотека), с. 137.
- ^ Перейти обратно: а б Патрисия Скиннер (2003). Евреи в средневековой Британии: исторические, литературные и археологические перспективы . Бойделл Пресс. п. 39. ИСБН 978-0-85115-931-7 .
- ^ Хиллаби и Хиллаби 2013 , с. 143.
- ^ Томас Джонс (редактор), Brut y Tywysogion, Peniarth MS. 20 (Кардифф, 1941), с. 229б.
- ^ «Мультикультурный Уэльс» . Британская радиовещательная компания . Проверено 6 декабря 2007 г.
- ^ «Еврейская община Кардиффа» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот . Проверено 25 июня 2018 г.
- ^ Эндельман, Тодд М. (2002). Евреи Британии, 1656–2000 гг . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 130 .
- ^ Эндельман, Тодд М. (2002). Евреи Британии, 1656–2000 гг . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 162 .
- ^ «Призыв к созданию постоянного еврейского музея в Уэльсе» . 16 декабря 2017 г.
- ^ «Злой валлийский корень долины G» . Новости Би-би-си. 28 марта 2002 года . Проверено 22 ноября 2006 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Книги
- Бермант, К. (1969) Беспокойный Эдем: анатомия британского еврейства ; стр. 59–61. Лондон: Валлентайн Митчелл
- Дэвис, Г. (ред.) Избранный народ: Уэльс и евреи . Серен (1 марта 2002 г.) ISBN 1-85411-309-7 ISBN 978-1854113092
- Энрикес, URQ (редактор) (1993) Евреи Южного Уэльса: исторические исследования . Кардифф: Издательство Уэльского университета
- Парри-Джонс, К. (2017) Евреи Уэльса: История . Кардифф: Издательство Уэльского университета
- Рот, К. (1950) Подъём провинциального еврейства , 1950, с. 104 (Архив Сассера - доступен в Интернете)
- Джордан Г., Хейман К., Лавин Э., Парри-Джонс К., Соффа Д. и Уидон К. (ред.) (2012) Хинени: Портреты из жизни еврейской общины . Кардифф: Центр истории и искусств Бьюттауна
Статьи и разное
- «Еврейские общины Южного Уэльса». Шмот, июль 1994 г., том. 2/3
- «Еврей из Мертира-Тидвила». Шмот, сентябрь 1998 г., том. 6/3
- «Исчезнувшее сообщество - Мертир Тидвил, 1830–1998» [ нужны разъяснения ] Сентябрь 2001 г., том. 9/3
- Хиллаби, Джо; Хиллаби, Кэролайн (2013). Словарь Пэлгрейва средневековой англо-еврейской истории . Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-23027-816-5 .
- Марс, Леонард «Празднуя разнообразие идентичностей, людей, работ и мест в Южном Уэльсе»; в книге «Идентичность и аффект: опыт в глобализирующемся мире» , Кэмпбелл Дж. Р. и Рью А., ред. Лондон: Плутон, 1999, стр. 251–274 (речь идет о еврейском враче, который был членом общины Суонси).
- Марс, Леонард «Сотрудничество и конфликт между евреями-ветеранами и иммигрантами в Суонси», в: Религия и власть, упадок и рост: социологический анализ религии в Великобритании, Польше и Америке , [Лондон]: Британская социологическая ассоциация, Социология исследования религии. Группа, 1991, Питер Джи и Джон Фултон, ред.; стр. 115–130
- Олдерман, Г. «Еврей как козел отпущения? Поселение и прием евреев в Южном Уэльсе до 1914 года», в: Trans JHSE ; XXVI (1977)
- Джеймс, Э. Вин, «И весь мир в бумаге». . .' Часть 3: Международное влияние – санскрит и иврит», Кану Верин: Журнал Валлийского общества народной песни , 27 (2004), 34–47 ISSN 0967-0599.
- Стивенсон, Дэвид, «Еврейское присутствие и отсутствие в Уэльсе в двенадцатом и тринадцатом веках», Jewish Historical Studies , 43 (2011), 7–20.
- Почетный список евреев Кардиффа во время Первой мировой войны, основанный на Western Mail 1919 года.
- Ассоциация бывших еврейских военнослужащих и женщин (AJEX) освятила и открыла военный мемориал 1939–1945 годов в синагоге на Кафедральной дороге.