История евреев в Швейцарии
Общая численность населения | |
---|---|
20,000 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Цюрих , Женева и Базель | |
Языки | |
Швейцарский немецкий , швейцарский стандартный немецкий , швейцарский французский , швейцарский итальянский , ретороманский , иврит , идиш | |
Религия | |
иудаизм |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История Швейцарии |
---|
Ранняя история |
|
Старая Швейцарская Конфедерация |
|
Переходный период |
|
Современная история |
|
Хронология |
Актуальный |
Портал Швейцарии |
История евреев в . Швейцарии насчитывает по меньшей мере тысячу лет Евреи и иудаизм присутствовали на территории нынешней Швейцарии еще до возникновения средневековой Старой Швейцарской Конфедерации в 13 веке (первые общины поселились в Базеле в 1214 году).
В Швейцарии находится десятая по величине еврейская община в Европе, насчитывающая около 20 000 евреев. [1] примерно 0,4% населения. Большинство еврейских общин проживают в крупнейших городах страны, то есть в Цюрихе , Женеве и Базеле .
Первый Всемирный сионистский конгресс 1897 года состоялся в Базеле и проходил в городе десять раз — больше, чем в любом другом городе мира. В Базеле также находится Еврейский музей Швейцарии , первый еврейский музей, открытый в немецкоязычной Европе после Второй мировой войны. В то время как общины Базеля и Цюриха традиционно состоят из крупных ашкенази общин , в Женеве также проживает важная сефардская община. Его главная синагога, Синагога Хекхал Ханесс , считается самой важной сефардской синагогой в Швейцарии.
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Кольцо с изображением Меноры , найденное в Августе Раурике ( Кайзераугст , Швейцария) в 2001 году, свидетельствует о присутствии евреев в Верхней Германии , провинции Римской империи. [2] В « Энциклопедии иудаика» упоминаются первые документальные свидетельства о евреях в Швейцарии в 1214 году. В средние века, как и во многих других местах Европы, они часто подвергались преследованиям, например, в 1294 году в Берне многие евреи города были казнены, а оставшиеся в живых изгнаны согласно предлог убийства христианского мальчика. Еще один погром на месте бывшей синагоги на Фрошаугассе, 4 в бывшем квартале Ноймаркт была установлена мемориальная доска. произошел в Цюрихе в 1249 году . В память о погроме [3] Евреи также стали жертвами преследований во время Черной чумы , в которой их часто обвиняли в отравлении колодцев. В 1349 году 600 евреев Базеля были сожжены на кострах и 140 детей насильно обращены в католицизм . [4] в то время как в Цюрихе имущество евреев было конфисковано, а несколько евреев были сожжены на кострах. [5] В период чумы таких случаев было немало. В 1401 году Шаффхаузен стал местом Шаффхаузенской резни . [6]
Ранний современный период
[ редактировать ]Евреи были изгнаны из швейцарских кантонов в 1620-х годах. С 1776 года им было разрешено проживать исключительно в двух деревнях, Ленгнау и Оберендинген , на территории нынешнего кантона Аргау . В конце XVIII века 553 еврея в этих деревнях представляли почти все еврейское население Швейцарии. Важным источником информации о положении швейцарских евреев в 18 веке является Sammlung Jüdischer Geschichten 1768 года Иоганна Каспара Ульриха .
Начиная с 1603 года умерших евреев сурбтальских общин хоронили на небольшом острове на реке Рейн , называемом Юденауле («Еврейский остров»), который был сдан в аренду еврейской общине. Поскольку остров неоднократно подвергался затоплению и опустошению, в 1750 году евреи Сурбтала обратились к Тагацунгу с просьбой основать кладбище вблизи их общин в долине Сурб. Раз в год общинная хевра кадиша ( хевра кадишах , арамейский : חברא קדישא, Хебхра Кадиша , что означает «святое общество») посещала могилы на острове. В 1750 году Тагацунг «разрешил» еврейским общинам Эндингена и Ленгнау приобрести лесной участок на небольшом холме между Эндингеном и Ленгнау для основания кладбища Эндинген . Кладбище несколько раз расширялось. На основании договора, заключенного в 1859 году, две пятых кладбища принадлежат израильской общине Ленгнау, а три пятых – израильской общине Эндингена. [7] [8]
В соответствии с постановлением Тагацунга 1678 года евреям было разрешено селиться в общинах долины Сурб . После 1776 года им было запрещено проживать в Эндингене или Ленгнау. Миграция евреев в эти деревни из других уголков Швейцарии медленно, но неуклонно меняла внешний вид общин. В деревне Эндинген никогда не было христианской церкви, только еврейская синагога . Местные христиане ездили в соседние села на церковные службы. Еврейские и христианские семьи часто жили под одной крышей.
Еврейским жителям был ограничен выбор профессий, которыми они могли заниматься. Дома строились с двумя отдельными входами: для евреев и для христиан. [9] Они находились под юрисдикцией судов высшей и низшей инстанций баденского судебного пристава и были вынуждены покупать патент на письма о «защите и безопасности». у властей [10] Более того, правила XVIII века постановили, что евреям разрешалось покупать и продавать свой скот только на открытых рынках, а не напрямую у фермера. У христиан не было таких правил. [11] [12]
Наполеоновская эпоха
[ редактировать ]В 1798 году французы под предводительством Наполеона I вторглись в Швейцарию и основали Гельветическую республику . Республика попыталась модернизировать и централизовать Швейцарскую Конфедерацию , которая была не единой страной, а скорее союзом суверенных государств. В рамках этого нового либерального государства швейцарские реформаторы попытались эмансипировать евреев в новом Гельветическом парламенте в Аарау . Когда эти усилия потерпели неудачу, они попытались убедить французов навязать эти изменения новому швейцарскому правительству. Изменения в республике не были приняты многими швейцарцами, и вопрос эмансипации евреев стал еще одним спорным вопросом между старым порядком и новым правительством.
В 1802 году часть населения восстала и обратилась против евреев. Толпа разграбила еврейские деревни Эндинген и Ленгнау в ходе так называемой Zwetschgenkrieg («Сливовая война»). В то же время другие восстания, такие как Стеккликриг , слишком истощили французскую армию, чтобы французские власти могли гарантировать безопасность евреев. Наполеону не хватало войск, чтобы принести мир в Швейцарию, и для своих кампаний ему были нужны швейцарские полки. Стремясь к мирному разрешению восстания, в 1803 году он издал Акт о посредничестве . Акт о посредничестве был компромиссом между Ancien Regime и республикой. Одним из компромиссов Закона было то, что евреям не предоставлялось никаких дополнительных прав. [13]
Современная Швейцария
[ редактировать ]К середине 19 века в деревне Эндинген проживало около 2000 жителей, наполовину евреев, наполовину христиан. Для сравнения, в городе Баден одновременно проживало около 1500 человек. [9]
К еврейскому населению относились довольно хорошо, оно самоуправлялось и имело свою собственную школу. еврейская община Цюриха, Israelitische Cultusgemeinde Zürich (ICZ) В 1862 году была основана синагога Цюриха была построена , а в 1884 году на дороге Лёвенштрассе . [14] В 1879 году была построена еврейская деревня Ной-Эндинген. Он оставался в основном независимым до 1983 года, когда снова объединился с деревней Эндинген. [10]
Право на свободное поселение не было восстановлено евреям швейцарской конституцией 1848 года и было предоставлено только после одобрения на референдуме 1866 года. Двумя важными еврейскими фигурами в борьбе за эмансипацию были учитель и публицист Маркус Г. Дрейфус. [11] и раввин и историк Мейер Кайзерлинг . [15] Права евреев в Швейцарии были усилены пересмотренной конституцией 1874 года. Статья 49 конституции 1874 года гарантирует свободу религии .
В 1876 году евреям было предоставлено полное равенство в гражданских правах и разрешено путешествовать. К 1920 году большинство евреев покинули долину Сурб. В конце 19-го и начале 20-го веков многие евреи из Эльзаса , Германии и Восточной Европы к этой основной группе присоединились . В 1920 году еврейское население достигло своего пика и составило 21 000 человек (0,5% от общей численности населения), и с тех пор эта цифра остается почти постоянной.
В 1999 году Рут Дрейфус стала первым еврейским президентом Федерального совета Швейцарии.
Язык
[ редактировать ]Евреи, живущие в долине Сурб, когда-то говорили на диалекте западного идиша , следы которого можно найти и сегодня в этом регионе. Западный идиш представляет собой в основном смесь верхненемецких диалектов с ивритом и арамейской лексикой, а также с некоторым влиянием романских языков. Он отличается от восточного идиша тем, что в нем гораздо меньше славянских заимствований ( см. Идиш ). В отличие от восточного идиша , на котором в некоторой степени говорят польские и американские евреи, западный идиш практически исчез . Сегодня лишь немногие, в основном пожилые евреи, знают диалект евреев долины Сурб, и Звуковой архив Цюрихского университета начал записывать то, что осталось от диалекта.
Демография
[ редактировать ]По переписи 2000 года еврейское население Швейцарии составляло 17 914 человек (0,2% от общей численности населения). В 2015 году в Швейцарии проживало 17 250 евреев старше 15 лет (около 0,25% от общего числа). [16] Хотя число евреев оставалось довольно стабильным с тридцатых годов, их процент от населения Швейцарии значительно снизился. Это плато связано с иммиграцией, без которой швейцарские евреи не смогли бы предотвратить демографический спад, связанный со старением населения и многочисленными смешанными браками. Среди кантонов Швейцарии только в Цюрихе , Базеле , Женеве и Во еврейская община превышает 1000 человек. Треть швейцарских евреев проживает в кантоне Цюрих (в 2015 году — 6045 человек старше 15 лет). [16]
Год | Еврейское население | % |
---|---|---|
1850 | 3,145 | 0.1 |
1860 | 4,216 | 0.2 |
1870 | 6,996 | 0.3 |
1880 | 7,373 | 0.3 |
1888 | 8,069 | 0.3 |
1900 | 12,264 | 0.4 |
1910 | 18,462 | 0.5 |
1920 | 20,979 | 0.5 |
1930 | 17,973 | 0.4 |
1941 | 19,429 | 0.4 |
1950 | 19,048 | 0.4 |
1960 | 19,984 | 0.4 |
1970 | 20,744 | 0.3 |
1980 | 18,330 | 0.3 |
1990 | 17,577 | 0.2 |
2000 | 17,914 | 0.2 |
2010 | 20,991 | 0.4 |
Места с еврейской общиной
[ редактировать ]- Баден [17]
- Базель ( → Основная статья: История евреев в Базеле )
- Берн ( → Основная статья: История евреев в Берне )
- Еврейская община Берна [21]
- Биль/Бьен [21]
- Бремгартен
- Ла Шо-де-Фон [22]
- Эндинген АГ [23]
- Фрайбург
- Израильская община Таферс
- Женева ( → Основная статья: История евреев в Женеве )
- Еврейская община Женевы [24]
- Либеральная еврейская община Женевы [25]
- Синагога Сефарад Хекхал Ханесс
- Кройцлинген
- Лозанна [26]
- Ленгнау АГ
- Лугано
- Люцерн [27]
- Санкт-Галлен [28]
- Веве и Монтрё
- Винтертур [29]
- Цюрих ( → Основная статья: История евреев в Цюрихе )
- Еврейская община Цюриха (ICZ) [30]
- Еврейское религиозное общество Цюриха (IRGZ) [31]
- Еврейская община Агудас Ахим Цюрих [32]
- Еврейская либеральная община Ор Хадаш Цюрих (первая либеральная община в немецкоязычной Европе после 1945 года) [33]
Сообщества Поррентрюи , Ивердона , Авенша , Давоса и Делемона распались из-за нехватки членов.
Антисемитизм в Швейцарии
[ редактировать ]Изгнание и эмансипация
[ редактировать ]В 1622 году большинство евреев , за исключением врачей, были изгнаны из всей Швейцарии, за исключением двух деревень в кантоне Аргау . Те, кому разрешили остаться, подвергались дискриминации в финансовых вопросах (школьный бюджет) и семейных правах (брак). Эмансипация смогла внести небольшие положительные изменения в евреев Швейцарии жизнь . Такие страны, как Великобритания, Франция и США, оказывали давление на Швейцарию, чтобы она предоставила равные права всем гражданам, что было официально предоставлено изменением конституции в 1874 году. [34]
Запрет кошерного убоя
[ редактировать ]Швейцарские евреи получили полное юридическое равенство в 1874 году. Однако позже ритуальный забой (щита кшера) был запрещен. В 1886 году организации против жестокого обращения с животными потребовали от правительства запретить кошерный убой. В 1893 году запрет был одобрен на общенациональном референдуме, и кошерная шчита была запрещена в Швейцарии . Этот запрет не снят и по сей день. [34] Вопрос кошерного убоя оставался политически актуальным, и еврейские общины выступали за изменение закона. В 2002 году правительство Швейцарии разрешило евреям импортировать кошерное мясо, однако члены еврейской общины Швейцарии были этим недовольны. Альфред Донат (президент Еврейской федерации ) заявил, что закон является «дискриминационным и нарушает права человека и свободу вероисповедания». [34] Один из противников требований еврейской общины Эрвин Кесслер (президент Во-секции Общества защиты животных) заявил: «либо станьте вегетарианцами, либо покиньте Швейцарию». За это и другие комментарии, сравнивающие еврейских палачей с нацистами, Кесслер был приговорен к пяти месяцам тюремного заключения в соответствии со швейцарскими законами о разжигании расовой ненависти в 2004 году. [35] Исследование, опубликованное в «Обзоре еврейских политических исследований » (опубликованном Иерусалимским центром по связям с общественностью ), приходит к выводу, что реальным мотивом запрета в то время было ограничение еврейской иммиграции в Швейцарию из Восточной Европы. [36]
Холокост
[ редактировать ]Примерно 23 000 евреев нашли убежище в Швейцарии, однако правительство решило оставаться нейтральным и быть страной только транзита для еврейских беженцев. К еврейским беженцам относились иначе, чем к беженцам других религий, в отношении полученной ими финансовой поддержки.
Дело Джей Стэмпа
[ редактировать ]В конце 90-х годов как швейцарские, так и американские СМИ широко писали о том, что в 1938 году швейцарское правительство попросило Германию ставить штамп «J» в паспортах евреев, чтобы облегчить отказ в приеме еврейских беженцев. [34] [37] [38] Это было основано на статье 1954 года, опубликованной в швейцарском новостном журнале Beobachter , который первоначально раскрыл J Stamp и назвал его изобретением начальника швейцарской полиции во время Второй мировой войны Генриха Ротмунда. Однако в середине 2001 года Беобахтер отказался от своих претензий и оправдал Ротмунда на основании новых документов и заявил, что первоначальное предложение было сделано немецкой стороной. [39] [40] Точно так же Комиссия Бержье, группа международных историков, которым было поручено расследовать связи Швейцарии с нацистской Германией, не назвала марку «швейцарской идеей» в своем окончательном отчете, заявив лишь, что она возникла в результате переговоров между нацистской Германией и Швейцарией (хотя, в частности, Также упоминалась поддержка послом Швейцарии в Германии Гансом Фрёлихером «J-Stamp» в рамках продолжавшихся тогда переговоров 1938 года с нацистами). [41]
Отказ во въезде еврейским беженцам
[ редактировать ]Когда тысячи евреев пытались бежать из Австрии после аншлюса в марте 1938 года, а затем в 1942-1943 годах, когда евреи пытались избежать депортации из Франции , Нидерландов и Бельгии , значительной части из них было отказано во въезде в страну. [36] Согласно Комиссии Берже итоговому отчету , во время Второй мировой войны Швейцария предоставила убежище 25 000 евреям, в то же время отказав во въезде в страну примерно 20 000 беженцев (из которых значительная часть, по оценкам, были евреями). [42] Однако Серж Кларсфельд , франко-еврейский историк, активист и охотник за нацистами, заявил в 2013 году, что швейцарские власти отвергли меньше еврейских беженцев времен Второй мировой войны, чем предполагалось. Основываясь на своем собственном исследовании, Кларсфельд заявил, что число отказов во въезде приближается к 3000. [43] [44] Большинство беженцев уехали к 1953 году. [36] [ нужен лучший источник ]
Справочные сети
[ редактировать ]Сети помощи действительно существовали, наиболее заметной из которых была группа Ладось (также известная как Бернская группа), которая привлекла большее внимание общественности в Швейцарии после выставки в Еврейском музее в Базеле. Сеть дипломатов и других сторонников, сосредоточенная вокруг польского посольства в Берне, работала над тем, чтобы обеспечить от 7000 до 10 000 находящихся под угрозой исчезновения евреев латиноамериканскими проездными документами и удостоверениями личности. Тем не менее, многие получатели не пережили Холокост . [45]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]Швейцария в целом поддерживала Израиль , сохраняя при этом свой нейтралитет в более широком израильско-палестинском конфликте. Эта поддержка усилилась, когда в 1969 году был совершен арабский террористический акт против самолета Эль-Аль в Цюрихе и когда в 1970 году был совершен акт саботажа против самолета Swissair, направлявшегося в Израиль. Однако, как и в других европейских странах, антисемитизм и антисемитизм усилились. с 2000 года настроения в Израиле возросли . - По данным Института Стивена Рота по изучению современного антисемитизма и расизма, [34]
В 1998 году, по данным New York Times и Chicago Tribune , в Швейцарии усилился антисемитизм в ответ на тогдашнее повышенное внимание к действиям страны во время Второй мировой войны и иск Всемирного еврейского конгресса против швейцарских банков . Годичное исследование показало, что запреты на открытое выражение расистских взглядов были сметены разногласиями по поводу ответственности швейцарских банков компенсировать жертвам Холокоста активы, утраченные во время Второй мировой войны. Споры переросли в широкомасштабное исследование роли Швейцарии в войне. [47] [48]
Опрос, проведенный в 2014 году, показал, что более одного из четырех жителей Швейцарии являются антисемитами, что делает население Швейцарии одним из самых антиеврейских в Западной Европе , согласно онлайн-отчету, опубликованному Антидиффамационной лигой. [49] Израильские военные действия часто обвиняют в всплесках антисемитизма в Швейцарии , таких как конфликт между Израилем и сектором Газа в 2014 году . Согласно отчету CFCA (Координационного форума по борьбе с антисемитизмом), в Швейцарии резко возросло число антисемитских инцидентов. С июля 2014 года и начала войны в Газе Федерация еврейских общин Швейцарии сообщила в два раза больше инцидентов, чем обычно происходит в течение всего года. [50] Выводы доклада заключаются в том, что нынешняя ситуация гораздо более драматична, чем другие войны на Ближнем Востоке, вызвавшие аналогичную реакцию у населения Швейцарии. В 15 случаях инциденты привели к подаче жалоб в полицию. Заявления, появляющиеся в письмах или в Facebook, стали гораздо более жестокими. Федерация также сообщила об оскорблениях и угрозах. [50] Европейский еврейский конгресс утверждает, что эта статистика демонстрирует «огромный рост антисемитских инцидентов в Швейцарии», ссылаясь на другое исследование, проведенное Межобщинной координацией по борьбе с антисемитизмом и диффамацией (CICAD). [51] СИКАД сообщил о физическом нападении на еврея, пяти случаях угроз, трех случаях нанесения ущерба имуществу и трех случаях нанесения граффити. [52] Об одном из таких инцидентов сообщила газета «Гаарец» : «Ортодоксальный еврей из Бельгии был легко ранен в результате нападения в Швейцарии, которое свидетели назвали антисемитским нападением. Жертва, опознанная только как А. Ваксшток, шла к своей машине. где его ждали жена и четверо детей, когда мужчина лет шестидесяти начал бить его и выкрикивать антисемитские ругательства, в том числе «Juden raus» или «Евреи, уходите» по-немецки. [53]
В феврале 2024 года швейцарская полиция расследовала лыжный магазин в Давосе на предмет запрета покупателям-евреям (владельцы утверждали, что покупатели-евреи не возвращали арендованные сани, а также наличие ряда других «очень досадных инцидентов») [54] но магазин быстро отменил свое решение из-за негативной реакции общественности. Инцидент вызвал критику и осуждение со стороны антирасистских групп и Швейцарской федерации еврейских общин . [55] После этого инцидента Швейцарская федерация еврейских общин (SIG) и местные представители Давоса провели серию переговоров при посредничестве внешнего частного агентства, специализирующегося на посредничестве и разрешении конфликтов. Итоговое соглашение, состоящее из десяти пунктов, направлено на содействие лучшему пониманию и интеграции еврейских гостей в Давосе. Этот план, опубликованный в начале июля 2024 года, включает в себя создание контактного пункта для посетителей-евреев, расширение взаимодействия с раввинами в качестве консультантов, расширение проекта SIG по предотвращению антисемитизма и пересмотренные информационные материалы о правилах поведения для всех посетителей. , которые будут предоставлены им до их визита. Кроме того, инициативы будут сосредоточены на ознакомлении как иностранных гостей, так и местного населения со швейцарскими обычаями и историей еврейской жизни в регионе. Также были согласованы меры по управлению туристическими потоками и обеспечению равного обращения со всеми гостями туристического бизнеса. [56]
В марте 2024 года 50-летний ортодоксальный еврей получил ножевое ранение в Цюрихе. Нападение предположительно совершил 15-летний гражданин Швейцарии тунисского происхождения, который присягнул на верность Исламскому государству и призвал к «битве против евреев». [57] Президент Швейцарии Виола Амхерд выразила шок по поводу нападения и подчеркнула, что «антисемитизму нет места в Швейцарии». [58]
The Times of Israel сообщила, что число антисемитских инцидентов в Швейцарии утроилось с 7 октября 2023 года по март 2024 года, и назвала этот рост «беспрецедентным». Президент Швейцарской федерации еврейских общин Ральф Левин заявил, что «в результате ужасных террористических атак ХАМАСа 7 октября 2023 года антисемитизм также проявился в Швейцарии так, как мы не могли себе представить». [59]
Споры о мужском обрезании
[ редактировать ]Мужское обрезание разрешено в Швейцарии. Однако в июле 2012 года детская больница Цюриха и детская больница Санкт-Галлена на короткое время приостановили проведение обрезания до рассмотрения этических норм, связанных с этой процедурой. Это было вызвано событиями в соседней Германии, где суд постановил, что так называемое «добровольное обрезание» приравнивается к умышленному преступному нанесению телесных повреждений. [60] [61] Дисквалификация была снята в августе 2012 года. [62]
Кино и телевидение
[ редактировать ]- Лодка полна — швейцарский фильм 1981 года.
- «Падение Грюнингера» — швейцарский документальный фильм 1997 года.
- «Досье Грюнингера» — швейцарско-австрийский фильм 2013 года.
- «Чудесное путешествие Волькенбруха в объятия шиксы» — швейцарский фильм 2018 года.
См. также
[ редактировать ]- История евреев в Базеле
- История евреев в Берне
- История евреев в Женеве
- История евреев в Цюрихе
- Сурбтальские евреи
- Религия в Швейцарии
- Швейцария во время мировых войн
- Рут Дрейфус , первый швейцарский федеральный советник еврейского происхождения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Хейн, Ави. «Виртуальный еврейский мир — Швейцария» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 12 декабря 2015 г.
- ^ Августа Раурика (2005)
- ^ «По следам средневековой синагоги Цюриха: археологические исследования в доме на Фрошаугассе, 4» (на немецком языке). Город Цюрих. 8 августа 2002 г. Архивировано из оригинала 23 декабря 2015 г. Проверено 30 октября 2014 г.
- ^ «Еврейская община Базеля» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года . Проверено 24 июня 2018 г.
- ^ «Еврейская община Цюриха» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года . Проверено 24 июня 2018 г.
- ^ Дензел, Ральф (17 сентября 2018 г.). «Как слух стоил жизни всем евреям Шаффхаузена в 1401 году» . Новости Шаффхаузена . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 года . Проверено 18 апреля 2023 г.
- ^ Андреас Штайгмайер (4 февраля 2008 г.). «Юденауле» (на немецком языке). ХДС . Проверено 17 декабря 2015 г.
- ^ «Еврейское кладбище Эндинген / Ленгау (кантон Аргау / Швейцария)» (на немецком языке). alemannia-judaica.de . Проверено 17 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Муниципальный веб-сайт Эндингена - История (на немецком языке), по состоянию на 16 июня 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эндинген на немецком , французском и итальянском языках в онлайн- историческом словаре Швейцарии .
- ^ Перейти обратно: а б Баттегай, Каспар 1978- (2018). Еврейская Швейцария: 50 объектов рассказывают свои истории . Любрих, Наоми 1976-, Кристоф Мериан Верлаг, Еврейский музей Швейцарии ([1-е издание] изд.). [Базель]. ISBN 978-3-85616-847-6 . OCLC 1015350203 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Кауфманн, Ури (1988). Еврейские и христианские торговцы скотом в Швейцарии, 1780–1930 гг . Хронос.
- ↑ Веб-сайт швейцарских евреев (на немецком языке), по состоянию на 16 июня 2010 г.
- ^ «Еврейская община Цюриха (ICZ) и ее синагога на Лёвенштрассе» (на немецком языке). alemannia-judaica.de . Проверено 25 января 2015 г.
- ^ Халлер, Эрнст. «Правовой статус евреев в кантоне Аргау (1900 г.)» . Проверено 4 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Федеральное статистическое управление Швейцарии – Постоянно проживающее население в возрасте 15 лет и старше 1) по религиозной принадлежности и кантонам, 2015 г. (на немецком языке) , по состоянию на 20 октября 2017 г.
- ^ «Израильская религиозная община в Бадене» .
- ^ «Израильская община Базеля» .
- ^ «Еврейские организации и общины в Базеле» .
- ^ «Мигван» .
- ^ Перейти обратно: а б «Еврейская община Берна» .
- ^ «Израильская община» .
- ^ «Еврейские общины» .
- ^ «Израильская община Женевы» .
- ^ «Либеральная еврейская община Женевы» .
- ^ «Израильская община Лозанны» .
- ^ «Еврейская община Люцерна» .
- ^ «rel.info» .
- ^ «Израильская община Винтертура» .
- ^ «Израильское культовое сообщество Цюриха» .
- ^ «Израильское религиозное общество Цюриха» .
- ^ «rel.info» .
- ^ «Ор Чадаш» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Виртуальный тур по еврейской истории Швейцарии» .
- ^ Конгресс, Всемирный еврейский конгресс. «Всемирный еврейский конгресс» . Всемирный еврейский конгресс . Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Реальная, воображаемая и символическая роли евреев в швейцарском обществе» .
- ^ swissinfo.ch, SWI (10 декабря 1999 г.). «Доклад Бержье: Тысячи евреев повернули назад, «широко распространенный антисемитизм» » . SWI swissinfo.ch . Проверено 28 июня 2024 г.
- ^ Олсон, Элизабет; Трибьюн, Международный Вестник (11 декабря 1999 г.). «Швейцарская политика обрекла бегство евреев, говорят историки» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 28 июня 2024 г.
- ^ Раубер, Урс (18 марта 2001 г.). «Еврейский храм: исправление полуправды» . Наблюдатель онлайн . Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ «Еврейская марка — немецкое изобретение» . www.hagalil.com . Проверено 2 июля 2024 г.
- ^ Отчет ICE . 2002. стр. 130–131.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Независимая комиссия экспертов Швейцария – Вторая мировая война (2002 г.). Итоговый отчет Независимой комиссии экспертов Швейцария – Вторая мировая война (PDF) (под ред. Итогового отчета). Цюрих: Pendo Verlag. п. 118.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Конгресс, Всемирный еврейский конгресс. «Всемирный еврейский конгресс» . Всемирный еврейский конгресс . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ О'Ди, Клэр О'Ди, Клэр О'Ди, Клэр (10 февраля 2013 г.). «Охотник за нацистами говорит, что Швейцария отвергает меньше евреев» . SWI swissinfo.ch . Проверено 25 июня 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Любрич, Наоми (2021). Паспорта, спекулянты, полиция: швейцарская военная тайна (на английском и немецком языках). издание тайное. ISBN 978-3907262092 .
- ^ Баттегей, Каспар; Любрич, Наоми (2018). Еврейская Швейцария: 50 объектов рассказывают свои истории = Еврейская Швейцария: 50 объектов рассказывают свои истории (на немецком и английском языках) (1-е изд.). Базель: Кристоф Мериан. ISBN 9783856168476 . OCLC 1030337455 .
- ^ Олсон, Элизабет (6 ноября 1998 г.). «В Швейцарии растет антисемитизм, результаты исследования» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Годичное расследование выявило рост антисемитизма в Швейцарии» .
- ^ «Опрос утверждает, что каждый четвертый швейцарец «антисемит» — The Local» . Архивировано из оригинала 16 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «CFCA – Рост числа антисемитских инцидентов в Швейцарии» . antisemitism.org.il . Архивировано из оригинала 30 ноября 2014 г.
- ^ «Огромный рост антисемитских инцидентов в Швейцарии» . Архивировано из оригинала 30 мая 2016 г. Проверено 29 апреля 2016 г.
- ^ «Антисемитизм | ОБСЕ – БДИПЧ» . Архивировано из оригинала 1 июня 2016 г. Проверено 16 июня 2019 г.
- ^ «Ортодоксальный еврей ранен в результате предположительно антисемитского нападения в Швейцарии» . Гаарец .
- ^ Китен, Джейми (12 февраля 2024 г.). «Возмущение по поводу заявлений о том, что лыжный магазин в Давосе не сдает в аренду снаряжение евреям» . Независимый . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ «Швейцарский антисемитизм потряс вывеской магазина в Давосе, гласящей, что евреям нельзя лыжи» . Би-би-си . 13 февраля 2024 г. Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ «Меры по интеграции еврейских гостей в Давосе» . Tages-Anzeiger (на немецком языке). 04 июля 2024 г. Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ «Подросток, подозреваемый в нанесении ножевого ранения еврею в Цюрихе, выразил солидарность с группировкой «Исламское государство»» . АП Новости . 04.03.2024 . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ «Президент Швейцарии заявил, что «антисемитизму нет места» в стране после того, как еврея зарезали» . Таймс Израиля .
- ^ «Антисемитизм в Швейцарии почти утроился из-за конфликта Хамас-Израиль, как показывает исследование» . Таймс Израиля . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Пресс, Ассошиэйтед (25 июля 2012 г.). «Больницы в Австрии и Швейцарии приостанавливают обрезание» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ Дуэз, Софи (26 июля 2012 г.). «Швейцарские юристы разделились во мнениях по поводу обрезания» . SWI swissinfo.ch . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ «Детская больница Цюриха снимает запрет на обрезание» . www.medicalxpress.com . Проверено 23 июня 2024 г.