Jump to content

История евреев в Швейцарии

Швейцарские евреи - Schweizer Juden - Juifs suisses - Ebrei svizzeri - Schweizer Juden
Расположение Швейцарии (темно-зеленый) в Европе.
Общая численность населения
20,000 [1]
Регионы со значительной численностью населения
Цюрих , Женева и Базель
Языки
Швейцарский немецкий , швейцарский стандартный немецкий , швейцарский французский , швейцарский итальянский , ретороманский , иврит , идиш
Религия
иудаизм
«Указ о еврейской сельской торговле» («Указ о еврейской сельской торговле», 1768), в собрании Еврейского музея Швейцарии в Базеле .
Синагога Ленгнау .
Синагогенгассе , Ноймаркт в Цюрихе

История евреев в . Швейцарии насчитывает по меньшей мере тысячу лет Евреи и иудаизм присутствовали на территории нынешней Швейцарии еще до возникновения средневековой Старой Швейцарской Конфедерации в 13 веке (первые общины поселились в Базеле в 1214 году).

В Швейцарии находится десятая по величине еврейская община в Европе, насчитывающая около 20 000 евреев. [1] примерно 0,4% населения. Большинство еврейских общин проживают в крупнейших городах страны, то есть в Цюрихе , Женеве и Базеле .

Первый Всемирный сионистский конгресс 1897 года состоялся в Базеле и проходил в городе десять раз — больше, чем в любом другом городе мира. В Базеле также находится Еврейский музей Швейцарии , первый еврейский музей, открытый в немецкоязычной Европе после Второй мировой войны. В то время как общины Базеля и Цюриха традиционно состоят из крупных ашкенази общин , в Женеве также проживает важная сефардская община. Его главная синагога, Синагога Хекхал Ханесс , считается самой важной сефардской синагогой в Швейцарии.

Ранняя история

[ редактировать ]

Кольцо с изображением Меноры , найденное в Августе Раурике ( Кайзераугст , Швейцария) в 2001 году, свидетельствует о присутствии евреев в Верхней Германии , провинции Римской империи. [2] В « Энциклопедии иудаика» упоминаются первые документальные свидетельства о евреях в Швейцарии в 1214 году. В средние века, как и во многих других местах Европы, они часто подвергались преследованиям, например, в 1294 году в Берне многие евреи города были казнены, а оставшиеся в живых изгнаны согласно предлог убийства христианского мальчика. Еще один погром на месте бывшей синагоги на Фрошаугассе, 4 в бывшем квартале Ноймаркт была установлена ​​мемориальная доска. произошел в Цюрихе в 1249 году . В память о погроме [3] Евреи также стали жертвами преследований во время Черной чумы , в которой их часто обвиняли в отравлении колодцев. В 1349 году 600 евреев Базеля были сожжены на кострах и 140 детей насильно обращены в католицизм . [4] в то время как в Цюрихе имущество евреев было конфисковано, а несколько евреев были сожжены на кострах. [5] В период чумы таких случаев было немало. В 1401 году Шаффхаузен стал местом Шаффхаузенской резни . [6]

Ранний современный период

[ редактировать ]

Евреи были изгнаны из швейцарских кантонов в 1620-х годах. С 1776 года им было разрешено проживать исключительно в двух деревнях, Ленгнау и Оберендинген , на территории нынешнего кантона Аргау . В конце XVIII века 553 еврея в этих деревнях представляли почти все еврейское население Швейцарии. Важным источником информации о положении швейцарских евреев в 18 веке является Sammlung Jüdischer Geschichten 1768 года Иоганна Каспара Ульриха .

Начиная с 1603 года умерших евреев сурбтальских общин хоронили на небольшом острове на реке Рейн , называемом Юденауле («Еврейский остров»), который был сдан в аренду еврейской общине. Поскольку остров неоднократно подвергался затоплению и опустошению, в 1750 году евреи Сурбтала обратились к Тагацунгу с просьбой основать кладбище вблизи их общин в долине Сурб. Раз в год общинная хевра кадиша ( хевра кадишах , арамейский : חברא קדישא, Хебхра Кадиша , что означает «святое общество») посещала могилы на острове. В 1750 году Тагацунг «разрешил» еврейским общинам Эндингена и Ленгнау приобрести лесной участок на небольшом холме между Эндингеном и Ленгнау для основания кладбища Эндинген . Кладбище несколько раз расширялось. На основании договора, заключенного в 1859 году, две пятых кладбища принадлежат израильской общине Ленгнау, а три пятых – израильской общине Эндингена. [7] [8]

Две отдельные двери (одна для евреев и одна для христиан) в доме в Эндингене.

В соответствии с постановлением Тагацунга 1678 года евреям было разрешено селиться в общинах долины Сурб . После 1776 года им было запрещено проживать в Эндингене или Ленгнау. Миграция евреев в эти деревни из других уголков Швейцарии медленно, но неуклонно меняла внешний вид общин. В деревне Эндинген никогда не было христианской церкви, только еврейская синагога . Местные христиане ездили в соседние села на церковные службы. Еврейские и христианские семьи часто жили под одной крышей.

Еврейским жителям был ограничен выбор профессий, которыми они могли заниматься. Дома строились с двумя отдельными входами: для евреев и для христиан. [9] Они находились под юрисдикцией судов высшей и низшей инстанций баденского судебного пристава и были вынуждены покупать патент на письма о «защите и безопасности». у властей [10] Более того, правила XVIII века постановили, что евреям разрешалось покупать и продавать свой скот только на открытых рынках, а не напрямую у фермера. У христиан не было таких правил. [11] [12]

Наполеоновская эпоха

[ редактировать ]

В 1798 году французы под предводительством Наполеона I вторглись в Швейцарию и основали Гельветическую республику . Республика попыталась модернизировать и централизовать Швейцарскую Конфедерацию , которая была не единой страной, а скорее союзом суверенных государств. В рамках этого нового либерального государства швейцарские реформаторы попытались эмансипировать евреев в новом Гельветическом парламенте в Аарау . Когда эти усилия потерпели неудачу, они попытались убедить французов навязать эти изменения новому швейцарскому правительству. Изменения в республике не были приняты многими швейцарцами, и вопрос эмансипации евреев стал еще одним спорным вопросом между старым порядком и новым правительством.

В 1802 году часть населения восстала и обратилась против евреев. Толпа разграбила еврейские деревни Эндинген и Ленгнау в ходе так называемой Zwetschgenkrieg («Сливовая война»). В то же время другие восстания, такие как Стеккликриг , слишком истощили французскую армию, чтобы французские власти могли гарантировать безопасность евреев. Наполеону не хватало войск, чтобы принести мир в Швейцарию, и для своих кампаний ему были нужны швейцарские полки. Стремясь к мирному разрешению восстания, в 1803 году он издал Акт о посредничестве . Акт о посредничестве был компромиссом между Ancien Regime и республикой. Одним из компромиссов Закона было то, что евреям не предоставлялось никаких дополнительных прав. [13]

Современная Швейцария

[ редактировать ]

К середине 19 века в деревне Эндинген проживало около 2000 жителей, наполовину евреев, наполовину христиан. Для сравнения, в городе Баден одновременно проживало около 1500 человек. [9]

К еврейскому населению относились довольно хорошо, оно самоуправлялось и имело свою собственную школу. еврейская община Цюриха, Israelitische Cultusgemeinde Zürich (ICZ) В 1862 году была основана синагога Цюриха была построена , а в 1884 году на дороге Лёвенштрассе . [14] В 1879 году была построена еврейская деревня Ной-Эндинген. Он оставался в основном независимым до 1983 года, когда снова объединился с деревней Эндинген. [10]

Право на свободное поселение не было восстановлено евреям швейцарской конституцией 1848 года и было предоставлено только после одобрения на референдуме 1866 года. Двумя важными еврейскими фигурами в борьбе за эмансипацию были учитель и публицист Маркус Г. Дрейфус. [11] и раввин и историк Мейер Кайзерлинг . [15] Права евреев в Швейцарии были усилены пересмотренной конституцией 1874 года. Статья 49 конституции 1874 года гарантирует свободу религии .

В 1876 году евреям было предоставлено полное равенство в гражданских правах и разрешено путешествовать. К 1920 году большинство евреев покинули долину Сурб. В конце 19-го и начале 20-го веков многие евреи из Эльзаса , Германии и Восточной Европы к этой основной группе присоединились . В 1920 году еврейское население достигло своего пика и составило 21 000 человек (0,5% от общей численности населения), и с тех пор эта цифра остается почти постоянной.

В 1999 году Рут Дрейфус стала первым еврейским президентом Федерального совета Швейцарии.

Евреи, живущие в долине Сурб, когда-то говорили на диалекте западного идиша , следы которого можно найти и сегодня в этом регионе. Западный идиш представляет собой в основном смесь верхненемецких диалектов с ивритом и арамейской лексикой, а также с некоторым влиянием романских языков. Он отличается от восточного идиша тем, что в нем гораздо меньше славянских заимствований ( см. Идиш ). В отличие от восточного идиша , на котором в некоторой степени говорят польские и американские евреи, западный идиш практически исчез . Сегодня лишь немногие, в основном пожилые евреи, знают диалект евреев долины Сурб, и Звуковой архив Цюрихского университета начал записывать то, что осталось от диалекта.

Демография

[ редактировать ]

По переписи 2000 года еврейское население Швейцарии составляло 17 914 человек (0,2% от общей численности населения). В 2015 году в Швейцарии проживало 17 250 евреев старше 15 лет (около 0,25% от общего числа). [16] Хотя число евреев оставалось довольно стабильным с тридцатых годов, их процент от населения Швейцарии значительно снизился. Это плато связано с иммиграцией, без которой швейцарские евреи не смогли бы предотвратить демографический спад, связанный со старением населения и многочисленными смешанными браками. Среди кантонов Швейцарии только в Цюрихе , Базеле , Женеве и Во еврейская община превышает 1000 человек. Треть швейцарских евреев проживает в кантоне Цюрих (в 2015 году — 6045 человек старше 15 лет). [16]

Год Еврейское население %
1850 3,145 0.1
1860 4,216 0.2
1870 6,996 0.3
1880 7,373 0.3
1888 8,069 0.3
1900 12,264 0.4
1910 18,462 0.5
1920 20,979 0.5
1930 17,973 0.4
1941 19,429 0.4
1950 19,048 0.4
1960 19,984 0.4
1970 20,744 0.3
1980 18,330 0.3
1990 17,577 0.2
2000 17,914 0.2
2010 20,991 0.4

Места с еврейской общиной

[ редактировать ]
Главная синагога Базеля
Рисунок еврейского кладбища в Эндингене 1754 года работы Иоганна Каспара Ульриха.

Сообщества Поррентрюи , Ивердона , Авенша , Давоса и Делемона распались из-за нехватки членов.

Антисемитизм в Швейцарии

[ редактировать ]

Изгнание и эмансипация

[ редактировать ]

В 1622 году большинство евреев , за исключением врачей, были изгнаны из всей Швейцарии, за исключением двух деревень в кантоне Аргау . Те, кому разрешили остаться, подвергались дискриминации в финансовых вопросах (школьный бюджет) и семейных правах (брак). Эмансипация смогла внести небольшие положительные изменения в евреев Швейцарии жизнь . Такие страны, как Великобритания, Франция и США, оказывали давление на Швейцарию, чтобы она предоставила равные права всем гражданам, что было официально предоставлено изменением конституции в 1874 году. [34]

Запрет кошерного убоя

[ редактировать ]
Мясо кошерного убоя

Швейцарские евреи получили полное юридическое равенство в 1874 году. Однако позже ритуальный забой (щита кшера) был запрещен. В 1886 году организации против жестокого обращения с животными потребовали от правительства запретить кошерный убой. В 1893 году запрет был одобрен на общенациональном референдуме, и кошерная шчита была запрещена в Швейцарии . Этот запрет не снят и по сей день. [34] Вопрос кошерного убоя оставался политически актуальным, и еврейские общины выступали за изменение закона. В 2002 году правительство Швейцарии разрешило евреям импортировать кошерное мясо, однако члены еврейской общины Швейцарии были этим недовольны. Альфред Донат (президент Еврейской федерации ) заявил, что закон является «дискриминационным и нарушает права человека и свободу вероисповедания». [34] Один из противников требований еврейской общины Эрвин Кесслер (президент Во-секции Общества защиты животных) заявил: «либо станьте вегетарианцами, либо покиньте Швейцарию». За это и другие комментарии, сравнивающие еврейских палачей с нацистами, Кесслер был приговорен к пяти месяцам тюремного заключения в соответствии со швейцарскими законами о разжигании расовой ненависти в 2004 году. [35] Исследование, опубликованное в «Обзоре еврейских политических исследований » (опубликованном Иерусалимским центром по связям с общественностью ), приходит к выводу, что реальным мотивом запрета в то время было ограничение еврейской иммиграции в Швейцарию из Восточной Европы. [36]

Холокост

[ редактировать ]

Примерно 23 000 евреев нашли убежище в Швейцарии, однако правительство решило оставаться нейтральным и быть страной только транзита для еврейских беженцев. К еврейским беженцам относились иначе, чем к беженцам других религий, в отношении полученной ими финансовой поддержки.

Дело Джей Стэмпа

[ редактировать ]

В конце 90-х годов как швейцарские, так и американские СМИ широко писали о том, что в 1938 году швейцарское правительство попросило Германию ставить штамп «J» в паспортах евреев, чтобы облегчить отказ в приеме еврейских беженцев. [34] [37] [38] Это было основано на статье 1954 года, опубликованной в швейцарском новостном журнале Beobachter , который первоначально раскрыл J Stamp и назвал его изобретением начальника швейцарской полиции во время Второй мировой войны Генриха Ротмунда. Однако в середине 2001 года Беобахтер отказался от своих претензий и оправдал Ротмунда на основании новых документов и заявил, что первоначальное предложение было сделано немецкой стороной. [39] [40] Точно так же Комиссия Бержье, группа международных историков, которым было поручено расследовать связи Швейцарии с нацистской Германией, не назвала марку «швейцарской идеей» в своем окончательном отчете, заявив лишь, что она возникла в результате переговоров между нацистской Германией и Швейцарией (хотя, в частности, Также упоминалась поддержка послом Швейцарии в Германии Гансом Фрёлихером «J-Stamp» в рамках продолжавшихся тогда переговоров 1938 года с нацистами). [41]

Отказ во въезде еврейским беженцам

[ редактировать ]

Когда тысячи евреев пытались бежать из Австрии после аншлюса в марте 1938 года, а затем в 1942-1943 годах, когда евреи пытались избежать депортации из Франции , Нидерландов и Бельгии , значительной части из них было отказано во въезде в страну. [36] Согласно Комиссии Берже итоговому отчету , во время Второй мировой войны Швейцария предоставила убежище 25 000 евреям, в то же время отказав во въезде в страну примерно 20 000 беженцев (из которых значительная часть, по оценкам, были евреями). [42] Однако Серж Кларсфельд , франко-еврейский историк, активист и охотник за нацистами, заявил в 2013 году, что швейцарские власти отвергли меньше еврейских беженцев времен Второй мировой войны, чем предполагалось. Основываясь на своем собственном исследовании, Кларсфельд заявил, что число отказов во въезде приближается к 3000. [43] [44] Большинство беженцев уехали к 1953 году. [36] [ нужен лучший источник ]

Справочные сети

[ редактировать ]

Сети помощи действительно существовали, наиболее заметной из которых была группа Ладось (также известная как Бернская группа), которая привлекла большее внимание общественности в Швейцарии после выставки в Еврейском музее в Базеле. Сеть дипломатов и других сторонников, сосредоточенная вокруг польского посольства в Берне, работала над тем, чтобы обеспечить от 7000 до 10 000 находящихся под угрозой исчезновения евреев латиноамериканскими проездными документами и удостоверениями личности. Тем не менее, многие получатели не пережили Холокост . [45]

Паспорт, изображенный здесь, принадлежал Агате Зюсс. Сегодня он находится в коллекции Еврейского музея Швейцарии в Базеле . [46]

После Второй мировой войны

[ редактировать ]

Швейцария в целом поддерживала Израиль , сохраняя при этом свой нейтралитет в более широком израильско-палестинском конфликте. Эта поддержка усилилась, когда в 1969 году был совершен арабский террористический акт против самолета Эль-Аль в Цюрихе и когда в 1970 году был совершен акт саботажа против самолета Swissair, направлявшегося в Израиль. Однако, как и в других европейских странах, антисемитизм и антисемитизм усилились. с 2000 года настроения в Израиле возросли . - По данным Института Стивена Рота по изучению современного антисемитизма и расизма, [34]

В 1998 году, по данным New York Times и Chicago Tribune , в Швейцарии усилился антисемитизм в ответ на тогдашнее повышенное внимание к действиям страны во время Второй мировой войны и иск Всемирного еврейского конгресса против швейцарских банков . Годичное исследование показало, что запреты на открытое выражение расистских взглядов были сметены разногласиями по поводу ответственности швейцарских банков компенсировать жертвам Холокоста активы, утраченные во время Второй мировой войны. Споры переросли в широкомасштабное исследование роли Швейцарии в войне. [47] [48]

Опрос, проведенный в 2014 году, показал, что более одного из четырех жителей Швейцарии являются антисемитами, что делает население Швейцарии одним из самых антиеврейских в Западной Европе , согласно онлайн-отчету, опубликованному Антидиффамационной лигой. [49] Израильские военные действия часто обвиняют в всплесках антисемитизма в Швейцарии , таких как конфликт между Израилем и сектором Газа в 2014 году . Согласно отчету CFCA (Координационного форума по борьбе с антисемитизмом), в Швейцарии резко возросло число антисемитских инцидентов. С июля 2014 года и начала войны в Газе Федерация еврейских общин Швейцарии сообщила в два раза больше инцидентов, чем обычно происходит в течение всего года. [50] Выводы доклада заключаются в том, что нынешняя ситуация гораздо более драматична, чем другие войны на Ближнем Востоке, вызвавшие аналогичную реакцию у населения Швейцарии. В 15 случаях инциденты привели к подаче жалоб в полицию. Заявления, появляющиеся в письмах или в Facebook, стали гораздо более жестокими. Федерация также сообщила об оскорблениях и угрозах. [50] Европейский еврейский конгресс утверждает, что эта статистика демонстрирует «огромный рост антисемитских инцидентов в Швейцарии», ссылаясь на другое исследование, проведенное Межобщинной координацией по борьбе с антисемитизмом и диффамацией (CICAD). [51] СИКАД сообщил о физическом нападении на еврея, пяти случаях угроз, трех случаях нанесения ущерба имуществу и трех случаях нанесения граффити. [52] Об одном из таких инцидентов сообщила газета «Гаарец» : «Ортодоксальный еврей из Бельгии был легко ранен в результате нападения в Швейцарии, которое свидетели назвали антисемитским нападением. Жертва, опознанная только как А. Ваксшток, шла к своей машине. где его ждали жена и четверо детей, когда мужчина лет шестидесяти начал бить его и выкрикивать антисемитские ругательства, в том числе «Juden raus» или «Евреи, уходите» по-немецки. [53]

В феврале 2024 года швейцарская полиция расследовала лыжный магазин в Давосе на предмет запрета покупателям-евреям (владельцы утверждали, что покупатели-евреи не возвращали арендованные сани, а также наличие ряда других «очень досадных инцидентов») [54] но магазин быстро отменил свое решение из-за негативной реакции общественности. Инцидент вызвал критику и осуждение со стороны антирасистских групп и Швейцарской федерации еврейских общин . [55] После этого инцидента Швейцарская федерация еврейских общин (SIG) и местные представители Давоса провели серию переговоров при посредничестве внешнего частного агентства, специализирующегося на посредничестве и разрешении конфликтов. Итоговое соглашение, состоящее из десяти пунктов, направлено на содействие лучшему пониманию и интеграции еврейских гостей в Давосе. Этот план, опубликованный в начале июля 2024 года, включает в себя создание контактного пункта для посетителей-евреев, расширение взаимодействия с раввинами в качестве консультантов, расширение проекта SIG по предотвращению антисемитизма и пересмотренные информационные материалы о правилах поведения для всех посетителей. , которые будут предоставлены им до их визита. Кроме того, инициативы будут сосредоточены на ознакомлении как иностранных гостей, так и местного населения со швейцарскими обычаями и историей еврейской жизни в регионе. Также были согласованы меры по управлению туристическими потоками и обеспечению равного обращения со всеми гостями туристического бизнеса. [56]

В марте 2024 года 50-летний ортодоксальный еврей получил ножевое ранение в Цюрихе. Нападение предположительно совершил 15-летний гражданин Швейцарии тунисского происхождения, который присягнул на верность Исламскому государству и призвал к «битве против евреев». [57] Президент Швейцарии Виола Амхерд выразила шок по поводу нападения и подчеркнула, что «антисемитизму нет места в Швейцарии». [58]

The Times of Israel сообщила, что число антисемитских инцидентов в Швейцарии утроилось с 7 октября 2023 года по март 2024 года, и назвала этот рост «беспрецедентным». Президент Швейцарской федерации еврейских общин Ральф Левин заявил, что «в результате ужасных террористических атак ХАМАСа 7 октября 2023 года антисемитизм также проявился в Швейцарии так, как мы не могли себе представить». [59]

Споры о мужском обрезании

[ редактировать ]

Мужское обрезание разрешено в Швейцарии. Однако в июле 2012 года детская больница Цюриха и детская больница Санкт-Галлена на короткое время приостановили проведение обрезания до рассмотрения этических норм, связанных с этой процедурой. Это было вызвано событиями в соседней Германии, где суд постановил, что так называемое «добровольное обрезание» приравнивается к умышленному преступному нанесению телесных повреждений. [60] [61] Дисквалификация была снята в августе 2012 года. [62]

Кино и телевидение

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Хейн, Ави. «Виртуальный еврейский мир — Швейцария» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 12 декабря 2015 г.
  2. ^ Августа Раурика (2005)
  3. ^ «По следам средневековой синагоги Цюриха: археологические исследования в доме на Фрошаугассе, 4» (на немецком языке). Город Цюрих. 8 августа 2002 г. Архивировано из оригинала 23 декабря 2015 г. Проверено 30 октября 2014 г.
  4. ^ «Еврейская община Базеля» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года . Проверено 24 июня 2018 г.
  5. ^ «Еврейская община Цюриха» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года . Проверено 24 июня 2018 г.
  6. ^ Дензел, Ральф (17 сентября 2018 г.). «Как слух стоил жизни всем евреям Шаффхаузена в 1401 году» . Новости Шаффхаузена . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 года . Проверено 18 апреля 2023 г.
  7. ^ Андреас Штайгмайер (4 февраля 2008 г.). «Юденауле» (на немецком языке). ХДС . Проверено 17 декабря 2015 г.
  8. ^ «Еврейское кладбище Эндинген / Ленгау (кантон Аргау / Швейцария)» (на немецком языке). alemannia-judaica.de . Проверено 17 декабря 2015 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Муниципальный веб-сайт Эндингена - История (на немецком языке), по состоянию на 16 июня 2010 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Эндинген на немецком , французском и итальянском языках в онлайн- историческом словаре Швейцарии .
  11. ^ Перейти обратно: а б Баттегай, Каспар 1978- (2018). Еврейская Швейцария: 50 объектов рассказывают свои истории . Любрих, Наоми 1976-, Кристоф Мериан Верлаг, Еврейский музей Швейцарии ([1-е издание] изд.). [Базель]. ISBN  978-3-85616-847-6 . OCLC   1015350203 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  12. ^ Кауфманн, Ури (1988). Еврейские и христианские торговцы скотом в Швейцарии, 1780–1930 гг . Хронос.
  13. Веб-сайт швейцарских евреев (на немецком языке), по состоянию на 16 июня 2010 г.
  14. ^ «Еврейская община Цюриха (ICZ) и ее синагога на Лёвенштрассе» (на немецком языке). alemannia-judaica.de . Проверено 25 января 2015 г.
  15. ^ Халлер, Эрнст. «Правовой статус евреев в кантоне Аргау (1900 г.)» . Проверено 4 января 2024 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б Федеральное статистическое управление Швейцарии – Постоянно проживающее население в возрасте 15 лет и старше 1) по религиозной принадлежности и кантонам, 2015 г. (на немецком языке) , по состоянию на 20 октября 2017 г.
  17. ^ «Израильская религиозная община в Бадене» .
  18. ^ «Израильская община Базеля» .
  19. ^ «Еврейские организации и общины в Базеле» .
  20. ^ «Мигван» .
  21. ^ Перейти обратно: а б «Еврейская община Берна» .
  22. ^ «Израильская община» .
  23. ^ «Еврейские общины» .
  24. ^ «Израильская община Женевы» .
  25. ^ «Либеральная еврейская община Женевы» .
  26. ^ «Израильская община Лозанны» .
  27. ^ «Еврейская община Люцерна» .
  28. ^ «rel.info» .
  29. ^ «Израильская община Винтертура» .
  30. ^ «Израильское культовое сообщество Цюриха» .
  31. ^ «Израильское религиозное общество Цюриха» .
  32. ^ «rel.info» .
  33. ^ «Ор Чадаш» .
  34. ^ Перейти обратно: а б с д и «Виртуальный тур по еврейской истории Швейцарии» .
  35. ^ Конгресс, Всемирный еврейский конгресс. «Всемирный еврейский конгресс» . Всемирный еврейский конгресс . Проверено 24 июня 2024 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б с «Реальная, воображаемая и символическая роли евреев в швейцарском обществе» .
  37. ^ swissinfo.ch, SWI (10 декабря 1999 г.). «Доклад Бержье: Тысячи евреев повернули назад, «широко распространенный антисемитизм» » . SWI swissinfo.ch . Проверено 28 июня 2024 г.
  38. ^ Олсон, Элизабет; Трибьюн, Международный Вестник (11 декабря 1999 г.). «Швейцарская политика обрекла бегство евреев, говорят историки» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 28 июня 2024 г.
  39. ^ Раубер, Урс (18 марта 2001 г.). «Еврейский храм: исправление полуправды» . Наблюдатель онлайн . Проверено 30 августа 2023 г.
  40. ^ «Еврейская марка — немецкое изобретение» . www.hagalil.com . Проверено 2 июля 2024 г.
  41. ^ Отчет ICE . 2002. стр. 130–131. {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  42. ^ Независимая комиссия экспертов Швейцария – Вторая мировая война (2002 г.). Итоговый отчет Независимой комиссии экспертов Швейцария – Вторая мировая война (PDF) (под ред. Итогового отчета). Цюрих: Pendo Verlag. п. 118. {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  43. ^ Конгресс, Всемирный еврейский конгресс. «Всемирный еврейский конгресс» . Всемирный еврейский конгресс . Проверено 25 июня 2024 г.
  44. ^ О'Ди, Клэр О'Ди, Клэр О'Ди, Клэр (10 февраля 2013 г.). «Охотник за нацистами говорит, что Швейцария отвергает меньше евреев» . SWI swissinfo.ch . Проверено 25 июня 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  45. ^ Любрич, Наоми (2021). Паспорта, спекулянты, полиция: швейцарская военная тайна (на английском и немецком языках). издание тайное. ISBN  978-3907262092 .
  46. ^ Баттегей, Каспар; Любрич, Наоми (2018). Еврейская Швейцария: 50 объектов рассказывают свои истории = Еврейская Швейцария: 50 объектов рассказывают свои истории (на немецком и английском языках) (1-е изд.). Базель: Кристоф Мериан. ISBN  9783856168476 . OCLC   1030337455 .
  47. ^ Олсон, Элизабет (6 ноября 1998 г.). «В Швейцарии растет антисемитизм, результаты исследования» . Нью-Йорк Таймс .
  48. ^ «Годичное расследование выявило рост антисемитизма в Швейцарии» .
  49. ^ «Опрос утверждает, что каждый четвертый швейцарец «антисемит» — The Local» . Архивировано из оригинала 16 мая 2014 г.
  50. ^ Перейти обратно: а б «CFCA – Рост числа антисемитских инцидентов в Швейцарии» . antisemitism.org.il . Архивировано из оригинала 30 ноября 2014 г.
  51. ^ «Огромный рост антисемитских инцидентов в Швейцарии» . Архивировано из оригинала 30 мая 2016 г. Проверено 29 апреля 2016 г.
  52. ^ «Антисемитизм | ОБСЕ – БДИПЧ» . Архивировано из оригинала 1 июня 2016 г. Проверено 16 июня 2019 г.
  53. ^ «Ортодоксальный еврей ранен в результате предположительно антисемитского нападения в Швейцарии» . Гаарец .
  54. ^ Китен, Джейми (12 февраля 2024 г.). «Возмущение по поводу заявлений о том, что лыжный магазин в Давосе не сдает в аренду снаряжение евреям» . Независимый . Проверено 23 июня 2024 г.
  55. ^ «Швейцарский антисемитизм потряс вывеской магазина в Давосе, гласящей, что евреям нельзя лыжи» . Би-би-си . 13 февраля 2024 г. Проверено 8 марта 2024 г.
  56. ^ «Меры по интеграции еврейских гостей в Давосе» . Tages-Anzeiger (на немецком языке). 04 июля 2024 г. Проверено 5 июля 2024 г.
  57. ^ «Подросток, подозреваемый в нанесении ножевого ранения еврею в Цюрихе, выразил солидарность с группировкой «Исламское государство»» . АП Новости . 04.03.2024 . Проверено 8 марта 2024 г.
  58. ^ «Президент Швейцарии заявил, что «антисемитизму нет места» в стране после того, как еврея зарезали» . Таймс Израиля .
  59. ^ «Антисемитизм в Швейцарии почти утроился из-за конфликта Хамас-Израиль, как показывает исследование» . Таймс Израиля . Проверено 11 июня 2024 г.
  60. ^ Пресс, Ассошиэйтед (25 июля 2012 г.). «Больницы в Австрии и Швейцарии приостанавливают обрезание» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 23 июня 2024 г.
  61. ^ Дуэз, Софи (26 июля 2012 г.). «Швейцарские юристы разделились во мнениях по поводу обрезания» . SWI swissinfo.ch . Проверено 23 июня 2024 г.
  62. ^ «Детская больница Цюриха снимает запрет на обрезание» . www.medicalxpress.com . Проверено 23 июня 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 284fa9efc826c6d6cdd95dc55b1e78c3__1722527940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/c3/284fa9efc826c6d6cdd95dc55b1e78c3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Switzerland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)