История евреев в Базеле
С XII века до наших дней в швейцарском городе Базель проживали три еврейские общины . Поначалу средневековая община процветала, но закончилась жестокой резней в Базеле в 1349 году. Как и многие жестокие антииудаистские события того времени, она была связана со вспышкой Черной смерти . В конце 14 века образовалась вторая община. Но оно просуществовало недолго и распалось еще на рубеже веков. В течение следующих 400 лет в Базеле не было еврейской общины. Сегодня существует несколько общин, от либеральных до религиозных и ортодоксальных , и еще больше евреев, которые не принадлежат ни к одной общине.
Первая еврейская община
[ редактировать ]Еврейская община сформировалась в Базеле в конце XII — начале XIII века, мигрировавшая из Рейнской области . Синагога и еврейское кладбище существовали в 13 веке. Кладбище располагалось рядом с Петерсплац, на месте здания университета (Kollegienhaus). При его строительстве в 1937 году было обнаружено более 150 могил, а также множество фрагментированных надгробий.
Евреи Базеля были торговцами, врачами, писцами и ростовщиками — профессия, запрещенная церковью, но разрешенная раввинами . Их основными заказчиками были городские высшие слои епископов и дворянства. Исключенная из гильдий, еврейская община полагалась на торговлю своей продукцией.
Примечательная сделка зафиксирована в кредитном документе 1223 года. Епископ Базельский Генрих временно передал казну собора евреям Базеля, чтобы получить кредит. Он использовал деньги для финансирования строительства Mittlere Rheinbrücke , одного из первых мостов через Рейн в этом районе, и сыграл решающую роль в развитии торговли в Базеле. За проезд мулов, лошадей и товаров по мосту взималась плата в размере 30 серебряных марок, которую епископ переводил в свой карман до тех пор, пока не сможет погасить долг. Процедура предоставления христианских сокровищ и религиозных артефактов в качестве залога под ссуду у еврейских ростовщиков была обычной, но опасной для евреев, разжигая широко распространенные антиеврейские настроения. [ 1 ] [ 2 ]
Мало что известно об антиеврейских волнениях в Европе 13 века, но ясно, что евреи находились под угрозой исчезновения. Их правовое положение было шатким, поскольку они находились не под прямой защитой городских властей (епископа и дворянства), а под косвенной защитой империи. Антиеврейская пропаганда в Базеле хорошо документирована.
Базельская резня
[ редактировать ]С распространением Черной смерти в 14 веке произошли погромы против евреев, вызванные слухами об отравлении колодцев . Уже на Рождество 1348 года, еще до того, как чума достигла Базеля, еврейское кладбище было разрушено, и несколько евреев бежали из города. В январе 1349 года состоялась встреча епископа Страсбурга и представителей городов Страсбург , Фрайбург и Базель для координации их политики перед лицом растущей волны нападений на евреев в регионе, которые номинально находились под имперской защитой.
Погром был совершен разъяренной толпой и не был санкционирован ни городским советом, ни епископом. Толпа схватила всех оставшихся в городе евреев и заперла их в деревянной хижине, которую они построили на острове на Рейне (местоположение этого острова неизвестно, возможно, он находился недалеко от устья Бирсига , ныне заасфальтированного). Хижину подожгли, а запертые внутри евреи сгорели заживо или задохнулись.
Число от 300 до 600 жертв, упомянутое в средневековых источниках, не заслуживает доверия; вся община евреев в городе в то время, вероятно, насчитывала порядка 100 человек, и многие из них бежали бы от преследований в предыдущие недели. Современные историки считают правдоподобной цифру от 50 до 70 жертв. Еврейских детей, судя по всему, пощадили, но их насильно крестили и помещали в монастыри. Похоже, что несколько взрослых евреев были пощажены, потому что они приняли обращение. [ 3 ]
Аналогичные погромы произошли во Фрайбурге 30 января и в Страсбурге 14 февраля. Примечательно, что резня произошла еще до того, как Черная смерть достигла города. Когда оно, наконец, разразилось в апреле-мае 1349 года, обращенных евреев все еще обвиняли в отравлении колодца. Их обвинили и частично казнили, частично исключили. К концу 1349 года евреи Базеля были убиты, их кладбище разрушено, а все долги евреям объявлены погашенными. [ 4 ]
Вторая еврейская община
[ редактировать ]После изгнания евреев в 1349 году Базель публично решил не пускать евреев обратно в город в течение как минимум 200 лет. Однако менее чем 15 лет спустя, после разрушительного землетрясения 1356 года , евреям разрешили вернуться, и к 1365 году было документально подтверждено существование второй еврейской общины. По оценкам, к 1370 году в нем проживало около 150 человек (из общей численности населения около 8000 человек). [ 5 ] Здание на углу улиц Грюнпфальгассляйн и Гербергассе служило второй общине синагогой. С 1394 года они некоторое время использовали место на Хиршгэссляйне как кладбище. Еще в 16 веке на карте города Себастьяна Мюнстера он все еще значился как «Райский сад» , хотя в то время в Базеле уже не было еврейской общины. Вполне возможно, что им до сих пор пользовались евреи, жившие в других частях региона. [ 6 ]
Еврейская община снова покинула город в 1397 году, на этот раз добровольно, несмотря на попытки городского совета удержать их, и двинулась на восток, на территории Габсбургов, возможно, опасаясь возобновления преследований перед лицом антииудаистских настроений в Эльзасе. в 1390-е гг. На этот раз распад еврейской общины был длительным: современная еврейская община в Базеле возникла только спустя более чем четыре столетия, в 1805 году. [ 7 ]
400 лет без еврейской общины
[ редактировать ]
В 1398 году при расширении стен , частично разрушенных землетрясением, были построены городские ворота «Спалентор». Надгробия с кладбища первой еврейской общины наряду с другими камнями и мусором использовались для строительства стены. Об этих надгробиях упоминают несколько ранних учёных-историков, в том числе Йоханнес Тоньола. В своем предисловии к «Базилее Сепульте» (1661 г.) он описывает подсчет 570 еврейских надгробий, проходя вдоль городской стены.
В 1859 году городские стены были снесены с целью увеличения площади и улучшения санитарно-гигиенических условий в городе. Обломки снесенных стен были использованы для засыпки городского рва, а эти территории были преобразованы в улицы и зеленые насаждения, которые в основном до сих пор носят названия, относящиеся к первоначальной стене. В ходе этого процесса большая часть встроенных надгробий была утрачена. Лишь немногие из них остались. Десять из них выставлены во дворе Еврейского музея Швейцарии .

Примерно с 1500 года Базель стал центром научного изучения иудаизма. Иврит преподавали в Базельском университете , а базельские типографии получили всемирную известность благодаря отпечаткам еврейских сочинений. В 1578 году Амброзиус Фробен опубликовал цензурированное издание Вавилонского Талмуда . В 1629 году базельский богослов Иоганн Буксторф Младший перевел религиозно-философский труд «Führer der Unschlüssigen» средневекового еврейского учёного Маймонида , а в 1639 году завершил « Lexicon chaldaicum, talmudicum et rabbinicum» , начатый его отцом Иоганном Буксторфом Старшим . Эти работы подвергались значительной цензуре со стороны властей. Еврейским редакторам разрешили остаться в Базеле для корректуры и набора текста. Однако их виды на жительство были временными, и в период с 16 по 18 века город решительно исключал евреев, в том числе из деревень, окружающих Базель. [ 8 ]
Еврейским торговцам было разрешено работать в дневное время, как показывают таможенные пошлины того времени. В 1552 году Базельский совет принял решение о введении «еврейского налога в размере 6 шиллингов», облагая людей налогом так же, как товары и животные. В таможенном ордере на Шпалентор 1775 года указан список обвинений, включающий евреев.
Еще одной антииудейской мерой стала игра в кости . Путешествующим евреям по Швейцарии , Германии и Лихтенштейну часто приходилось платить игральными костями в дополнение к необходимым таможенным деньгам. Символично, что это относилось к солдатам, которые играли в кости за одежду Иисуса у подножия креста. Практика уплаты кубиков была не только унизительной для путешествующих евреев, но и очень неудобной, поскольку игральные кости требовали не только на таможенных постах, но и враждебно настроенные прохожие. [ 9 ] В Швейцарии в течение 17 века плата за игру в кости была в значительной степени заменена финансовым регулированием. После Французской революции Франция (среди прочих) оказала давление на Базель, чтобы тот прекратил дискриминационные меры, а в 1794 году пошлина против евреев также была отменена. [ 10 ]
Третья еврейская община
[ редактировать ]После Французской революции, предоставившей евреям равные права в 1791 году, и провозглашения Гельветической республики в 1798 году, евреям было предоставлено юридическое равенство – на бумаге. На практике евреи изначально получили права оседлых французов вместо швейцарского гражданства. После распада Гельветической республики новые меры были отменены, и только в 1872 году евреям было предоставлено полное гражданство в Базеле. Хотя швейцарский референдум 1866 года обязался предоставить евреям полные и равные права на проживание и торговлю, они не были полностью реализованы в Швейцарии до 1874 года. Однако религиозная свобода, предоставленная во времена Гельветической республики, проложила путь для третьей еврейской общины Базеля, которая была основана около 1805 года. Источники указывают, что в то время в Базеле проживало от 10 до 35 еврейских семей.


Унтерер Хойберг был местом расположения небольшой синагоги, построенной в 1840-х годах. Это был первый молитвенный дом, принадлежавший исключительно еврейской общине, тогда как раньше евреи молились в своих частных домах. Старая синагога использовалась до 1868 года, когда была открыта Большая синагога (Grosse Synagoge Basel). После аннексии Эльзаса немцами в 1871 году многие эльзасские евреи переехали в Базель. Другие пришельцы прибыли из Южной Германии и из швейцарских «Юдендорферов» Эндингена и Ленгнау , где евреям было разрешено селиться с 17 века. Чтобы вместить растущее сообщество, Большая синагога была расширена в 1892 году, всего через 30 лет после ее постройки. [ 11 ]
Среди множества евреев, мигрировавших в Базель из Эльзаса, была семья молодого Альфреда Дрейфуса , получившего известность в так называемом « деле Дрейфуса ». Ненависть и антисемитизм, проявленные в скандале вокруг его публичного позора, усилили призывы к созданию еврейского государства. Писатель и журналист Теодор Герцль организовал первый сионистский конгресс , который состоялся в Базеле в 1897 году. Позже там прошли 10 из 22 сионистских конгрессов. Хотя конгрессы встретили в основном общественную симпатию, многие евреи Базеля сохраняли настороженное отношение к сионизму до подъема национал-социализма в Германии.
Около столетия еврейская община Базеля хоронила своих умерших в Хегенхайме (Jüdischer Friedhof Hegenheim). Попытки создать еврейское кладбище в Базеле увенчались успехом в 1903 году, когда открылось кладбище на улице Теодора Герцля.
В 1900 году еврейское население Базеля насчитывало около 1900 человек. Еврейские беженцы, бежавшие из нацистской Германии, начиная с 1933 года, увеличили это число до 3000. После 1938 года еврейские паспорта были отмечены красной буквой J, идентифицирующей их, чтобы их было легче вернуть на границе. Согласно швейцарским правилам, религиозные общины несут ответственность за финансовую поддержку своих единоверцев.
В 1966 году Еврейский музей Швейцарии на Корнхаусгассе открылся . Это был первый еврейский музей в немецкоязычной Европе, на 22 года опередивший старейшие немецко-еврейские музеи в Аугсбурге и Франкфурте. В музее хранится множество предметов, имеющих отношение к еврейской истории этого региона.
В 1973 году Israelitische Gemeinde Basel (или IGB) стала первой еврейской общиной в Швейцарии, признанной в соответствии с публичным правом, что дало ей тот же статус, что и национальным церквям.
В 1998 году в университете был создан Центр еврейских исследований — центр еврейских исследований.
Базель является домом как для либеральных, так и для консервативных еврейских семей. Существует также ортодоксальная община «Israelitische Religionsgesellschaft Basel», которая отделилась от IGB в 1927 году. В 2004 году либеральные евреи основали Мигван. С момента основания Государства Израиль в 1948 году многие евреи Базеля уехали. Старение населения и общая тенденция секуляризма способствовали сокращению еврейского населения Базеля. Хотя в 1980 году в Базеле все еще проживало около 2000 евреев, их число упало до 1218 в 2004 году и чуть более 1100 в 2009 году. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]- История евреев в Швейцарии
- Преследование евреев «Черной смертью»
- Еврейский музей Швейцарии
- Сионистский Конгресс
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «О передаче в залог священных предметов культа евреям в средневековой империи: норма и практика» (PDF) .
- ^ «Европейский день еврейской культуры» наводит мосты» .
- ^ «Еврейская община Базеля» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года . Проверено 24 июня 2018 г.
- ^ Хауманн, Эрлангер, Кури, Мейер, Вичерс, Хейко, Саймон, Патрик, Вернер, Германн (1999). Евреи в Базеле и окрестностях К истории меньшинства. Презентация и источники для использования в школах . Schwabe Verlagsgruppe AG Schwabe Verlag.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Нолте (2019), с. 71
- ^ Хауманн, Эрлангер, Кури, Мейер, Вичерс (1999). Евреи в Базеле и окрестностях К истории меньшинства. Презентация и источники для использования в школах . Schwabe Verlagsgruppe AG Schwabe Verlag.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Катя Гут-Дрейфус, 175 лет израильской общины Базеля (1980).
- ^ Евреи в Базеле и окрестностях К истории меньшинства. Презентация и источники для использования в школах .
- ^ Любрич, Баттегай, Наоми, Каспар (2018). Еврейская Швейцария. 50 предметов рассказывают историю / Еврейская Швейцария. 50 объектов рассказывают свои истории . Базель: Кристоф Мериан Верлаг. ISBN 978-3-85616-847-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Вольф, Артур (1909). Евреи в Базеле. 1543 – 1872 гг . Базель.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Евреи в Базеле и окрестностях К истории меньшинства. Презентация и источники для использования в школах .
- ^ «Информационный бюллетень Базель» (PDF) .
- Хайко Хауманн (редактор), Восемь веков евреев в Базеле , Schwabe AG (2005).
- Ахим Нольте, Еврейские общины в Бадене и Базеле (2019).
- Каспар Баттегай, Наоми Любрих: Еврейская Швейцария. 50 предметов рассказывают историю / Еврейская Швейцария. 50 объектов рассказывают свои истории. Кристоф Мериан Верлаг, Базель 2018, ISBN 978-3-85616-847-6