Резня в Умани
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2023 г. ) |
Резня в Гумани или резня в Умани ( польский : rzeź humanska украинский : « уманська різня» или «взяття Умані» ) — резня евреев , , поляков и украинских униатов гайдамаками ; в 1768 году . Убийства были совершены в городе Умань на дальнем востоке Речи Посполитой .
Умань была хорошо укрепленным городом, в котором находился большой гарнизон войск Барской конфедерации под командованием Рафала Младановича, губернатора Умани, присоединившегося к Барской конфедерации. Этот факт сделал Умань одной из основных целей движения Колиевщины , и вполне вероятно, что осада Умани была спланирована заранее, возможно, даже русскими офицерами. Иван Гонта , офицер частного ополчения владельца Умани графа Францишка Салези Потоцкого (составленного из дворовых казаков [ нужна ссылка ] ) был обвинен в связях с гайдамаками некоторыми людьми из местной еврейской общины за три месяца до блокады и задолго до восстания.
Однако из-за отсутствия веских доказательств и внезапной смерти главного свидетеля никаких официальных обвинений предъявлено не было. Хотя Иван Гонта был де-факто командиром всех уманских казаков не только своего отряда численностью около 100 человек и не был самым старшим в их рядах, но просто был представителем владельца Умани, не поддержавшего Барскую конфедерацию. Его участие было необходимо для оправдания приказа Младановича и других, которые предали хозяина, присоединившись к Барской конфедерации и отдав ей город. Из писем хозяина к захваченному ими Гонте дворяне узнали, что Гонта станет польским дворянином и владельцем деревень, если Гонта по приказу хозяина совершит какую-нибудь важную миссию во время осады Умани.
В начале июня 1768 года украинские повстанцы под командованием Максима Зализняка двинулись на Умань, захватив Черкассы , Корсунь и Канев . Как Зализняк открыто поощрял резню различных национальных меньшинств независимо от их вероисповедания, за исключением поляков, евреев и румын, для использования их для смешанных браков с русинами (как тогда называли себя украинцы) после обращения евреев и поляков в православную веру и ведь поляки и евреи тоже были убиты, город наполнился беженцами. [ нужны разъяснения ]
За городскими стенами располагался большой лагерь, наполненный польской знатью и ее частной милицией, регулярными солдатами и еврейскими беженцами. Войска Барской конфедерации превосходили силы взрослых повстанцев, в связи с чем было решено, что часть сил будет охранять валы, в то время как Гонта и его казачий отряд, а также все остальные уманские дворовые казаки встретятся с гайдамаками в открытом бою. Однако при встрече Гонты с отрядами Зализняка Гонта открыто заявил, что собирается присоединиться к Колиивщине. Некоторые источники утверждают, что формальные командиры двух дворовых казачьих полков были отправлены Гонтой обратно в Умань, хотя подлинность этой истории весьма спорна.
Объединенные войска 14 июня сравняли лагерь с землей и попытались прорваться через вал, укрывая повстанцев за спинами дворовых казаков Гонты. Однако попытка не удалась, и 17 июня началась осада. В первый же день большое количество украинцев покинуло ряды польских войск и присоединилось к повстанцам, когда город был окружен. Но большинство украинцев, в том числе студенты местной восточно-католической семинарии, остались верны Младановичу и участвовали в обороне города.
После трех дней осады город пал под властью Зализняка, несмотря на мужественную оборону, в которой евреи также играли активную роль. Хотя город был подготовлен к боям на улицах, Младанович и другие местные лидеры Барской конфедерации открыли ворота Зализняку после проникновения в город некоторых гонтинских казаков, думая, что Гонта представляет владельца Умани, короля Польши и официальную власть и он исполняет волю владельца. На самом деле руководителем должен был быть не Зализняк, а русский офицер, но этот офицер умер незадолго до мятежа и отдал все червонцы и военные планы Зализняку как честному православному монаху и бывшему запорожскому казаку, присутствовавшему при смерти этого русского офицер.
После того, как город был взят, все жители были обезоружены, а уманское вино, принадлежавшее владельцу Умани, было выпито повстанцами. Это была жестокая и кровавая резня (в которой многие дворяне, включая Младановича, были убиты, но его дочь и сын были спасены Гонтой, будучи их крестный отец) состоялся. Ранее разоруженные повстанцами евреи затем собрались в синагогах , куда их вели Лейб Шаргородский и Моисей Менакер в попытке защитить себя, но они были уничтожены артиллерийским огнем и ножами. Большинство оставшихся в городе евреев впоследствии были убиты. Гонта спасал еврейских и поляковских детей и тех, кто выжил тогда после трёх дней резни. Гонта заявил, что 33 000 человек были убиты, и он не смог их спасти, и это его вина. По более ранним оценкам, число убитых поляков и евреев составило 20 000 человек. [1] Оценка, данная Гонтой за самоукрашивание во время суда, составила 33 000 человек. [2] Современная историография считает эти цифры преувеличенными: число поляков и евреев, убитых во время «резни в Умани», сейчас оценивается примерно в 2000 человек. 2000, другие жертвы представляли украинцев и меньшинства. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Еврейская энциклопедия
- ^ 13 000 могли быть украинцами, а вместе с детьми старообрядцами, греками, мусульманами, армянами и т. д.
- ^ Пол Роберт Магочи «История Украины», Univ. Вашингтон Пресс 1996, стр.300.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Саймон Дубнов, Израиль Фридлендер, История евреев в России и Польше , Avotaynu Inc, 2000, ISBN 1-886223-11-4 , Печать, стр.88+
- Антикатолицизм в Польше
- Антикатолицизм в восточном православии
- Колиевщина
- Конфликты 1768 года
- Казачьи восстания
- 1768 г. в Речи Посполитой.
- 1760-е годы в Украине
- Польша-Украина военные отношения
- Еврейская польская история
- Восстания в Украине
- Резня в Украине
- XVIII век в Войске Запорожском.
- Человек
- Антиеврейские погромы
- Резня 1768 года
- 1768 убийств в Европе
- Еврейская украинская история