1917 г., депортация из Яффо.
Депортация из Тель-Авива и Яффы — эвакуация 6 апреля 1917 года 10 000 человек из Яффо , включая Тель-Авив , властями Османской империи в Палестину. [1] [2] Депортация в основном была нацелена на еврейское население города, в результате чего были выселены все 8000 еврейских жителей. Выселенным мирным жителям не разрешили вынести свое имущество, а депортация сопровождалась жестоким насилием, голодом, воровством, преследованиями и издевательствами. [3] [4] [5] [6] [7] Считается, что в результате депортации погибло около 1500 выселенных. [8] Вскоре после депортации пострадавшие мусульмане смогли вернуться в свои дома, но еврейское население смогло вернуться только летом 1918 года. [6]
Предыдущие события
[ редактировать ]В ноябре 1914 года Османская империя вступила в Первую мировую войну на стороне Центральных держав . В Палестине проживало множество людей, являвшихся гражданами противоборствующих стран-союзников , и турецкие чиновники считали их угрозой военной безопасности. [9]
Вскоре после вступления в войну османы отменили капитуляцию , которая позволяла иностранцам жить в империи, не принимая гражданства. [9] Османский губернатор сделал публичные заявления против различных иностранных граждан по всей империи, которые считались потенциальными шпионами. В декабре они выслали до 6000 проживавших в Яффо российских граждан (все были евреями). [10] Они были переселены в Александрию , Египет . [11] Османская империя объявила насильственный призыв своего населения в армию, требуя, чтобы неграждане (включая евреев) либо приняли османское гражданство до 15 мая 1915 года, либо были изгнаны из региона. После разрушительных последствий голода в Ливане ситуация ухудшилась. [12] Аарон Ааронсон описал ситуацию:
«Тем временем люди буквально голодают. Нашим глазам предстали ужасающие картины: бродящие старухи и дети, голод и кошмарное безумие в их умирающих глазах, еда не попадает под них и они умирают».
Неназванный очевидец заявил:
«Даже богатые люди в Иерусалиме становятся получателями (милостыни) и даже ухаживают за оставшимися». [13]
Нил
[ редактировать ]Возмущаясь жестоким обращением Османской империи с евреями и зная о том, что случилось с армянами , ассирийцами и греками , несколько еврейских диссидентов сформировали шпионскую сеть под названием «Нили» , которая тайно действовала на британской стороне. Деятельность шпионской сети была позже раскрыта в 1917 году, что вызвало ярость среди османских чиновников по поводу предполагаемого еврейского предательства Османской империи, что чуть не привело к резне, прежде чем официальные лица Германии и Ватикана вмешались, чтобы предотвратить это. [14] [15] Тем не менее, это стало последней каплей для возможной депортации.
Эвакуация
[ редактировать ]К январю 1917 года британские войска пересекли Синайскую пустыню и собирались вторгнуться в Палестину, что встревожило турецкие власти. Османская империя начала скептически относиться к жителям региона, в основном к евреям, поскольку османы презирали их за предполагаемое сотрудничество с британцами после раскрытия шпионской сети Нили .
В начале марта были изгнаны все жители Газы, города с населением 35–40 000 человек, в основном арабов. [16] [17] У них было 48 часов, чтобы уйти, «даже если они ползут на коленях». [16] Многие из мужчин были призваны, а остальные разбросаны по Палестине и Сирии, сначала в близлежащие деревни, а затем дальше, поскольку эти деревни также были эвакуированы. [16] Смерть от холода или голода была широко распространена. [16] Газа не восстановила свое довоенное население до 1940-х годов. [16]
28 марта 1917 года Джемаль-паша приказал эвакуировать жителей Яффо. [18] [17] Они могли поехать куда угодно, кроме Иерусалима или Хайфы. [18] Из числа исключенных были фермеры с урожаем на полях, работники винодельни в Ришон-ле-Ционе , а также преподаватели и ученики школы Микве Исраэль и поместья Латрун. [18] Джемаль-паша, руководивший Большим сирийским театром военных действий, был вынужден дать объяснения. [19]
Исайя Фридман считает, что обращение с евреями было хуже, чем с неевреями, потому что Джемаль-паша был против сионистского проекта в Палестине. [20] Шеффи считает, что это больше отражает культурные и поведенческие различия: у арабов не было центральной организации, и, учитывая их опыт исполнения правительственных постановлений, они просто оставались поблизости, пока не прошел ураган, тогда как евреи подчинились указу об эвакуации как группа. . [17] В любом случае, когда новозеландские войска вошли в Яффо в ноябре 1917 года, там присутствовало лишь около 8 000 человек из прежнего населения в 40 000 человек. [17]
Еврейское население
[ редактировать ]Ответ
[ редактировать ]Евреи Яффо и Тель-Авива организовали миграционный комитет, который возглавили Меир Дизенгоф и раввин Менахем Ицхак Келионер. Комитет организовал транспортировку депортированных евреев в безопасное место при помощи евреев из Галилеи , прибывших в Тель-Авив на телегах. Изгнанников гнали в Иерусалим , в города центральной Палестины (такие как Петах-Тиква и Кфар-Саба ) и на север Палестины, где они были рассеяны по различным еврейским поселениям в Нижней Галилее , в Зихрон-Яакове , Тверии и Цфате. . Из Тель-Авива, в котором почти не осталось жителей, было эвакуировано до 16 тысяч депортированных. [21]
Дома и имущество евреев Яффо и Тель-Авива находились во владении османских властей и охранялись горсткой еврейских охранников. Джемаль-паша также освободил двух врачей-евреев, чтобы они присоединились к депортированным. Тем не менее, многие депортированные погибли в суровую зиму 1917–1918 гг . Дамаск . [22] [21]
Место назначения
[ редактировать ]Многие депортированные евреи оказались в Зихрон-Яакове , Хадере , Петах-Тикве и Кфар-Сабе , и лишь немногие решили поехать в Иерусалим, несмотря на запрет со стороны османских властей. Сочувствуя ситуации, некоторые представители населения решили оказать необходимую медицинскую и финансовую поддержку. Но когда наступила зима 1917–1918 годов, ситуация для многих депортированных ухудшилась, и многие умерли от голода, голода и жестокого обращения, поскольку некоторые ишувы не приняли их и думали, что они могут быть османскими шпионами. [23] Ухудшение состояния побудило многих евреев бежать, и некоторые из них мигрировали в Египет, Европу и Соединенные Штаты . [24] [21]
Последствия и мемориалы
[ редактировать ]Депортация и последующая смерть такого большого количества депортированных евреев не были должным образом задокументированы. [22]
После выступления Шрагая городской совет Кфар-Сабы в октябре 2009 года проголосовал за изменение названия «Улица Пилотов» в городе на улицу «Тель-Авив-Яффо» в память о жертвах депортации. Ассоциация семей основателей Тель-Авива уже много лет работает с похоронным обществом над созданием гилада на кладбище Трумпельдор в Тель-Авиве в память о тех, кто погиб среди депортированных из Тель-Авива. [25]
В литературе
[ редактировать ]Деборы Барун Книга « Изгнанники », опубликованная в 1970 году после ее смерти, посвящена депортации. [26]
В двух книгах Наума Гутмана упоминается депортация, как в момент ее начала, так и после нее. [27] [28]
Израильский писатель Йосеф Хаим Бреннер , который был депортирован и выжил, написал « Происхождение » о депортации, которую он пережил. [29]
См. также
[ редактировать ]- Нил
- Израильско-турецкие отношения
- геноцид армян
- Ассирийский геноцид
- Греческий геноцид
- Геноцид 1915 года в Диярбакыре
- Великий голод на горе Ливан
- Депортации курдов (1916–1934 гг.)
- Алия и ишув во время Первой мировой войны
- Антисемитизм в Турции
- Расизм в Турции
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Когда Тель-Авив был пустыней. Архивировано 24 июня 2019 г. в Wayback Machine , Haaretz.
- ^ Алрой, Гур (6 сентября 2016 г.). «Изгнание евреев из Тель-Авива-Яффо в Нижнюю Галилею, 1917-1918» . Восток XXI . Архивировано из оригинала 14 сентября 2021 г. Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «УГРОЖАЕТ РАССМОТРЕНИЕМ ЕВРЕЕВ В ПАЛЕСТИНЕ; говорят, что турецкий губернатор объявил о подобной резне в Армении» . Нью-Йорк Таймс . 4 мая 1917 г. с. 7.
- ^ «ЖЕСТОКОЕ К ПАЛЕСТИНСКИМ ЕВРЕЯМ. Турки грабят и убивают жертв, депортированных в качестве «военной меры». » . Нью-Йорк Таймс . 8 мая 1917 г. с. 4.
- ^ «ТУРКИ УБИВАЮТ ЕВРЕЕВ, СОПРОТИВЛЯЮЩИХСЯ ГРАБОТЕ; Вашингтон получает подтверждение сообщений о зверствах в Палестине» . Нью-Йорк Таймс . 19 мая 1917 г. с. 7.
- ^ Jump up to: а б «ЖЕСТОКОСТЬ К ЕВРЕЯМ, ДЕПОРТИРОВАННЫМ В ЯФФЕ; консул в Александрии утверждает, что их грабили, нападали, а некоторые были убиты. НАСЕЛЕНИЕ УМИРАЛО ГОЛОДОМ. Рассказ о том, что всех евреев в Палестине ожидает та же участь – в этом виноват Джемаль-паша» . Нью-Йорк Таймс . 3 июня 1917 г. стр. Раздел Е, стр. 23.
- ^ «Банальность безразличия: сионизм и геноцид армян» . Рутледж и CRC Press . стр. 82–83 . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ «1917: Османские власти приказывают евреям покинуть Тель-Авив» . Гаарец . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Абрамсон, Гленда (19 августа 2022 г.). «Депортация евреев Яффо в 1914 году: «маленькая сноска о войне»?» . Дела Израиля . 28 (5). Информа UK Limited: 706–723. дои : 10.1080/13537121.2022.2112388 . ISSN 1353-7121 . S2CID 251708940 .
- ^ Мэри МакКьюн (июль 2005 г.). Весь мир без границ: международная помощь, гендерная политика и американские еврейские женщины, 1893–1930 гг . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 46. ИСБН 978-0-8143-3229-0 . Архивировано из оригинала 13 мая 2020 года . Проверено 26 ноября 2010 г.
- ^ Джонатан Р. Адельман (2008). Возвышение Израиля: история революционного государства . Рутледж. стр. 58–59. ISBN 978-0-415-77510-6 . Архивировано из оригинала 2 мая 2014 года . Проверено 26 ноября 2010 г.
- ^ «Израильское историческое фото недели: Саранча 1915 года» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 5 января 2012 г. Архивировано из оригинала 29 октября 2020 г. Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Мордехай бен Гилель Ха-Коэн, «Вербовка граждан страны в турецкую армию», в: В осаде и в пропасти, редактор: М. Элиав, Иерусалим, 1991, стр. 444.
- ^ «Ответ историка Михаэля Хеземанна» . Предотвратил ли немецкий офицер резню евреев Эрец-Исраэль во время Первой мировой войны? . IsraelDailyPicture.com. 9 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 18 августа 2020 г. . Проверено 4 сентября 2015 г.
- ^ Хольгер Аффлербах (1994). Фалькенхайн: Политическая мысль и действие в Империи . Вклад в военную историю. Мюнхен: Р. Ольденбург Верлаг. п. 485. ИСБН 9783486559729 .
- ^ Jump up to: а б с д и Дотон Халеви (2015). «Тыловая сторона фронта: Газа и ее жители в Первой мировой войне». Журнал левантийских исследований . 5 (1): 35–57.
- ^ Jump up to: а б с д Игаль Шеффи (2009). «Депортация евреев Тель-Авива 1917 года: политическое злоупотребление или военная необходимость?» Бои у подъездов Яффо и победа Яркона: 8-я ежегодная конференция Ассоциации наследия Первой мировой войны в Израиле . стр. 22–30.
- ^ Jump up to: а б с Гур Алрой (2006). «Изгнанники в своей стране? Дело о депортированных из Тель-Авива и Яффо в Нижней Галилее, 1917-1918» (PDF) . Кафедра (120): 135–160. Архивировано (PDF) из оригинала 29 октября 2020 г. Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Хассон, Нир. «Изгнание евреев Тель-Авива в 1917 году глазами турок» . Гаарец . Архивировано из оригинала 24 декабря 2016 года . Проверено 25 декабря 2016 г. (требуется подписка)
- ^ Фридман, Исайя (1971). «Немецкая интервенция по поручению ишува, 1917 г.» . Еврейские социальные исследования . 33 (1). Издательство Университета Индианы: 23–43. eISSN 1527-2028 . ISSN 0021-6704 . JSTOR 4466625 . Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Начало изгнания евреев из Тель-Авива турками в 1917 году | Институт Холокоста и геноцида в Иерусалиме» . Архивировано из оригинала 10 июля 2021 г. Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Nadav Shragai (September 12, 2007). Почему муниципалитет Тель-Авива не чтит память жертв депортации 1917 года? [Почему муниципалитет не чтит память жертв депортации 1917 года?]. Гаарец (на иврите). Архивировано из оригинала 28 октября 2020 года . Проверено 14 августа 2014 г.
- ^ Бар-Эль, Дэн; Гринберг, Залман, Болезнь и холера в Тверии во время Первой мировой войны
- ^ Это глава «Старое поселение и новое поселение» в книге Иеошуа Каниэль , Продолжение и перестановка: Старое поселение и Новое поселение в период первой и второй алии , страницы 102-128.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 29 октября 2020 г. Проверено 26 октября 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Книжный магазин Итамара» . Архивировано из оригинала 16 мая 2021 г. Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ «Город маленький и мало людей в нем — Наум Гутман» . Архивировано из оригинала 29 октября 2020 г. Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ «След апельсиновых корок» . Архивировано из оригинала 10 июля 2021 г. Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ Происхождение , заархивировано из оригинала 28 января 2018 г. , получено 26 октября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История двух городов и одной телеграммы: Османский военный режим и население Великой Сирии во время Первой мировой войны (BJMES 2018) Юваль Бен-Бассат и Дотан Халеви
- Том Сегев (5 октября 2009 г.). «Когда Тель-Авив был пустыней» . Гаарец . Архивировано из оригинала 23 мая 2009 года . Проверено 14 августа 2014 г.
- Депортация Тель-Авива и Яффо на сайте муниципалитета Тель-Авива (на иврите)
- Антисионизм в Османской империи
- Антисемитизм на Ближнем Востоке
- Военная история Тель-Авива
- Ишув во время Первой мировой войны
- Этническая чистка в Азии
- Преследования в Османской империи
- Преступления Османской империи во время Первой мировой войны
- Изгнание евреев
- Марши смерти
- Еврейские беженцы на Ближнем Востоке
- Военная история Яффо