Депортации курдов (1916–1934 гг.)
Депортация курдов Турцией , означает перемещение сотен тысяч курдов из Турецкого Курдистана которое было увековечено Османской империей и ее преемницей Турцией с целью тюркизации региона. Большинство депортированных курдов были вынуждены покинуть свои автохтонные земли, однако депортации включали и насильственную оседлость курдских племен . [ 1 ] [ 2 ] Турецкий историк Исмаил Бешикчи подчеркнул влияние фашизма на эту политику, а итальянский историк Джулио Саппели утверждал: «Идеалы Кемаля Ататюрка означали, что война против курдов всегда рассматривалась как историческая миссия, направленная на подтверждение превосходства турецкого происхождения». [ 3 ] Это произошло сразу после геноцида армян . Многие курды полагали, что их постигнет та же участь, что и армян . [ 4 ] Историки Доминик Й. Шаллер и Юрген Циммерер заявляют, что это событие «не только служит напоминанием о тревожном факте, что жертвы могут стать преступниками, но и о том, что преступники [как некоторые курды во время Геноцида армян] могут стать жертвами». [ 5 ]
Предыстория и османские депортации (1916 г.)
[ редактировать ]В 1910-е годы курдско-османские отношения были сложными, поскольку некоторые османские курды встали на сторону Комитета Союза и Прогресса против христианских меньшинств по оппортунистическим причинам, в то время как другие выступили против османов и встали на сторону христиан. Курдская рабочая сила также использовалась в кавказской кампании против Российской империи , но османы не считали курдов лояльными, полагая, что они будут сотрудничать с армянами и русскими для продвижения своих собственных националистических устремлений . [ 6 ] На это историк и по геноциду эксперт Угур Юмит Юнгор указывает на мемуары командующего Ахмеда Иззет-паши :
Относительно сговорчивый и либеральный Иззет был шокирован анекдотом, Мустафа Кемаль-паша (позже Ататюрк который ему рассказал ). Когда Кемаль-паша прибыл в район Хазро , чтобы изучить регион на предмет условий войны, он поселился у местного курдского знатного человека Хатип-бея. Но мэр Хазро конфиденциально сказал Кемалю, что местной курдской элите нельзя доверять. Он предположил, что семьи необходимо как можно скорее «искоренить с корнем и ветками». [ 7 ]
Более того, Талаат-паша приказал в мае 1916 года:
Чтобы не допустить продолжения курдскими беженцами своей племенной жизни и своей национальности, где бы они ни были депортированы, вождей необходимо всеми способами отделить от простого народа, а всех влиятельных личностей и лидеров необходимо отправить отдельно в провинции Конья и Кастамону , а также районы Нигде и Кайсери . Больные, пожилые, одинокие и бедные женщины и дети, не имеющие возможности путешествовать, будут расселены и поддержаны в Маден городе , уездах Эргани и Бехремаз , а затем рассеяны по турецким деревням и среди турок. [ 8 ]
Когда началась принудительная оседлая политика и депортации, власти тщательно следили за тем, чтобы выяснить, насколько хорошо работает эта политика, запрашивая информацию о том, ассимилировались ли депортированные с турецкой культурой. Более того, крупнейший курдский город Диярбекир был объявлен « регионом тюркизации », а курды были депортированы из этого района, так как мигрантов с Балкан . там планировалось расселить [ 9 ] Курдам, депортированным из Диярбекира, разрешили вернуться только с разрешения властей. [ 10 ] В 1916 году около 300 000 курдов были депортированы из Битлиса , Эрзурума , Палу и Муша в Конью и Газиантеп зимой , и большинство из них погибло от голода . [ 11 ]
Когда в 1918 году (до 1923 года) к власти пришла либеральная Партия свободы и согласия , немногим выжившим депортированным курдам было предложено вернуться в места своего происхождения. [ 12 ]
Количество депортированных
[ редактировать ]Большинство источников предполагают, что во время Первой мировой войны было депортировано около 700 000 курдов, хотя достоверных статистических данных нет. [ 13 ] По оценкам Сафрастяна (1945), половина депортированных курдов умерла. [ 13 ] Унгёр (2009) пишет, что «чтобы тщательно подсчитать, сколько людей было депортировано, потребуется отдельное исследование». [ 13 ]
Турецкие депортации (1923–1934)
[ редактировать ]Официальная политика новообразованной Турции заключалась в демонтаже традиционного курдского исламского племенного общества и институтов, а также в продолжении Первой мировой войны времен CUP тюркской ассимиляционной политики против курдов. Следовательно, курды начали мобилизоваться для сопротивления, и группа курдов во главе с полковником Халидом Беге Чибрани ненадолго захватила город Бейтушшебап (см. Восстание в Бейтуссебабе 1924 года). [ 14 ] Несмотря на неудачу, восстание вызвало еще большее недоверие и переросло в восстание шейха Саида в 1925 году, которое вынудило мобилизовать половину турецкой армии и побудило турок бомбить курдов. В конечном итоге восстание было подавлено, а шейх Саид казнен. Крайне правое крыло младотурок воспользовалось этой ситуацией и потребовало более жестких наказаний, и даже прогосударственные курды подверглись преследованиям, в том числе политики Азиз Фейзи Пиринчизаде и Пиринчизаде Сидки . К середине 1925 года правительство начало погром в Диярбакыре, в ходе которого были казнены мирные жители и сожжены деревни дотла, в результате чего в общей сложности было разрушено около 206 деревень и убито 15 200 человек. [ 15 ] К концу 1925 года был принят новый закон о депортации «Закон о мигрантах, беженцах и племенах, покидающих свои местные поселения без разрешения», и курдская элита, насчитывавшая около 500 человек, была депортирована в западную Турцию. В деревне шейха Саида всех мужчин депортировали, в результате чего 14-летний мальчик стал самым старым мужчиной. Последующие законы «Закон о поселениях» от мая 1926 года и «Закон о перевозке определенных лиц из восточных регионов в западные провинции» позволили правительству депортировать курдов. [ 16 ] В западных частях страны курды испытывают ксенофобию , а в некоторых случаях и линчевание . [ 17 ]
Полагая, что законы оказались успешными, Турция ослабила ограничения и позволила некоторым депортированным вернуться в 1929 году. [ 17 ]
Подобно предыдущему восстанию шейха Саида, курды горы Арарат восстали во время Араратского восстания с 1927 по 1930 год и также были подавлены. Следовательно, турецкий парламент обсудил новые методы притеснения курдов. Кемалист Мустафа Нашит Улуг утверждал, что необходимо « искоренить с корнем и разветвлениями все оставшиеся социальные институты Средневековья», чтобы они «никогда больше не расцвели ». Так, в 1934 году Закон о поселениях был принят , который запретил публичное использование курдского языка и отдал поселение турок в курдский регион. [ 18 ] Об этой волне депортаций Юнгёр пишет:
Депортации 1934 года отличились большей точностью. Помимо перемещения целых категорий людей, кемалисты также управляли депортацией отдельных лиц на микроуровне. [ 19 ]
В 1940-х годах большинство выживших депортированных курдов получили амнистию и вернулись в Курдистан. [ 20 ]
Трибунал независимости Диярбекира
[ редактировать ]Трибунал независимости Диярбакыра — это суд, созданный в марте 1925 года для подавления восстания шейха Саида . Суд был вдохновлен Трибуналами независимости , которые были созданы во время турецкой войны за независимость и которым были предоставлены обширные полномочия для подчинения врагов правительства Мустафы Кемаля-паши . [ 21 ] и учрежден после издания Закона о поддержании порядка правительством премьер-министра Исмета Инёню 4 марта 1925 года. Закон должен был действовать в течение двух лет. [ 22 ] после чего Трибунал независимости Диярбкыра был распущен.
Последствия восстания в Дерсиме
[ редактировать ]Турецкие власти с подозрением отнеслись к территории нынешнего района Тунджели после восстания и последовавшей за ним резни в 1930-х годах, включая новые депортации. Сегодня большинство жителей Дерсима проживают в Западной Турции и Европе. [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]- Депортация армянской интеллигенции 24 апреля 1915 г.
- Хасан Хайри
- Отчет о реформе на Востоке 1925 года (Турция)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брюнессен (2005) , с. 19-34.
- ^ Ядирги, Вели (2020). «Геноцид армян 1915 года и насильственная депортация османских курдов в 1916 году». В Гюрсесе, Мехмет (ред.). Курды на Ближнем Востоке: непреходящие проблемы и новая динамика . Роуман и Литтлфилд . п. 52.
- ^ Сапелли (2014) , с. 185.
- ^ Олсон (1989) , стр. 27 и 37.
- ^ Шаллер и Циммерер (2008) .
- ^ Унгёр (2011) , с. 108.
- ^ Унгёр (2011) , с. 110.
- ^ Унгёр (2011) , стр. 110–111.
- ^ Унгёр (2011) , с. 113.
- ^ Унгор, Угур Умит (2012). Йорнгерден, Йост; Верхей, Йелле (ред.). Социальные отношения в Османском Диярбекире, 1870-1915 гг . Брилл. стр. 287–288. ISBN 9789004225183 .
- ^ Шаллер и Циммерер (2008) , стр. 7–8.
- ^ Унгёр (2011) , с. 121.
- ^ Jump up to: а б с Юнгор, У. (2009). Социальная инженерия младотурок: массовое насилие и национальное государство в восточной Турции, 1913-1950 (Диссертация). Университет Амстердама. hdl : 11245/1.319592 . S2CID 264660536 .
- ^ Олсон (1989) , стр. 89–91.
- ^ Унгёр (2011) , стр. 123–129.
- ^ Унгёр (2011) , стр. 136–138.
- ^ Jump up to: а б Унгёр (2011) , с. 145.
- ^ Унгёр (2011) , с. 148.
- ^ Унгёр (2011) , стр. 157–158.
- ^ Унгёр (2011) , стр. 164–165.
- ^ Карпат, Кемаль Х. (08 декабря 2015 г.). Политика Турции: переход к многопартийной системе . Издательство Принстонского университета. п. 47. ИСБН 978-1-4008-7942-7 .
- ^ Олсон (1989) , с. 124.
- ^ Брюнессен (1994) , с. 154.
Библиография
[ редактировать ]- Брюнессен, Мартин ван (1994), Андреопулос, Джордж Дж. (редактор), «Геноцид в Курдистане? Подавление восстания Дерсима в Турции (1937–38) и химическая война против иракских курдов (1988)», Концептуальный и исторические аспекты геноцида , Пенсильванский университет: 141–170.
- Брюнессен, Мартин ван (2005), «Исмаил Бешикчи: турецкий социолог, критик кемализма и курдолог», Журнал курдских исследований , V
- Олсон, Роберт В. (1989), Возникновение курдского национализма и восстание шейха Саида, 1880–1925 , University of Texas Press, ISBN 978-0-292-77619-7
- Поль, Дж. Отто (ноябрь 2022 г.), «Советская национальная политика в отношении курдов, 1917–1956» , Kulturní studia / Culture Studies , 10 (2): 78–92, doi : 10.7160/KS.2022.190204 , S2CID 253822197
- Сапелли, Джулио (2014), Южная Европа: политика, общество и экономика с 1945 года , Routledge, ISBN 9781317897958
- Шаллер, Доминик Дж.; Циммерер, Юрген (март 2008 г.), «Поздние османские геноциды: распад Османской империи и младотурецкое население и политика истребления — введение», Journal of Genocide Research , 10 (1): 7–14, doi : 10.1080/14623520801950820 , S2CID 71515470
- Юнгор, Угур Юмит (2011), Создание современной Турции: нация и государство в Восточной Анатолии, 1913–1950 , Oxford University Press, ISBN 9780199603602
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гёчек, Фатма Мюге (2015). Отрицание насилия: османское прошлое, турецкое настоящее и коллективное насилие против армян, 1789-2009 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-933420-9 .
- Джемиль Гюндоган (1994). Восстание 1924 года в Бейтюшебапе и его влияние на восстание Шейха Саита (на турецком языке). Публикации Комала. п. 21.
- Насильственные выселения и разрушения деревень в Дерсиме (Тунджели) и западной части Бингёля, Турецкий Курдистан, сентябрь-ноябрь 1994 года . Штихтинг Нидерланды-Кердистан. 1995. ISBN 9074666035 .
- Вели Ядирги (2017). Политическая экономия курдов Турции: от Османской империи до Турецкой республики . ISBN 9781316632499 .
- Заведения 1916 года в Османской империи
- Закрытие 1934 года в Турции
- Депортация
- кемализм
- Преследование курдов в Турции
- Преследования в Османской империи
- 1916 год в Османской империи.
- 1920-е годы в Турции
- 1930-е годы в Турции
- Преступления Османской империи во время Первой мировой войны
- Этническая чистка в Европе
- Этническая чистка в Азии
- Преследование со стороны мусульман
- Турецкий национализм
- Насилие на расовой почве в Азии
- Этнические преследования
- Турецкие военные преступления