Ранний курдский национализм

Националистическое курдского движение среди народа впервые возникло в конце 19 века с восстанием в 1880 году под руководством шейха Убейдуллы . Многие курды работали с другими противниками османского режима в Комитете Союза и Прогресса (CUP). Рост этнического самосознания в начале 20-го века был инициирован Обществом Возвышения Курдистана . Некоторые курдские националистические группы агитировали за отделение , другие за автономию .
Во время Первой мировой войны , в то время как некоторые курдские националисты сотрудничали с британскими и российскими вражескими державами, курдские племенные силы сражались бок о бок с османскими войсками на российском фронте. Гибель и перемещение произошли в больших масштабах среди курдского гражданского населения из-за условий военного времени и преднамеренной политики этнических чисток.
После Первой мировой войны с распадом Османской империи появилась короткая возможность для курдского национализма . Западные державы (особенно Великобритания ) пообещали курдам, что они будут гарантами курдской свободы, но впоследствии нарушили это обещание. Некоторые из автономистских курдских групп получили поддержку Великобритании, что привело к подписанию Севрского договора (1920 г.), который подготовил местную автономию для курдских регионов и предусматривал последующую независимость. Оппозиция со стороны Кемаля Ататюрка , лидера нового национального государства Турции , и изменения в британской политике предотвратили такой результат. После Лозаннского договора (1923 г.) курдская территория была разделена между Турцией, французским мандатом в Сирии , британским мандатом в Ираке и Персией .
До 1914 г.
[ редактировать ]Националистическое движение среди курдов впервые возникло в конце 19 века с восстанием шейха Убейдуллы , курдского землевладельца и главы могущественной семьи Шемдинан . В 1880 году Убейдулла потребовал политической автономии или полной независимости курдов и признания государства Курдистан, отдельного как от Османской империи , так и от Каджарской Персии . [ 1 ] Восстание было подавлено османами.
Первые курды, бросившие вызов власти Османской империи, сделали это в первую очередь как османские подданные, а не курды. Они работали с другими турками и османскими подданными, которые были против политики султана Абдул Хамида , и в 1889 году сформировали Комитет Союза и Прогресса (CUP). Абдул Хамид ответил политикой репрессий, но также и интеграции, вовлекая видных курдских оппонентов в структуру власти Османской империи, занимая престижные должности в своем правительстве. Эта стратегия кажется успешной, учитывая лояльность, проявленную курдскими полками Хамидие во время Первой мировой войны. [ 2 ]
В первое десятилетие 20-го века курдский национализм все еще оставался неоднозначной, противоречивой или незнакомой концепцией для многих курдов. Образованные курды, в основном из Стамбула , искали политическое решение в основном в пределах Османской империи, которое не основывалось бы исключительно на этнической основе. Такая идентичность была связана с более племенным сознанием; тот, которому многим не хватало изысканности. Другим было бы что терять, если бы статус-кво был изменен. Для многих это было вызвано религиозной озабоченностью, поскольку султан уже давно подчинил мусульман безопасному Халифату . У других, особенно вождей племен, были экономические проблемы. Другие курды, особенно за пределами Анатолии , не понимали национализма или просто не знали об этом и не были затронуты этим явлением. [ 3 ]
За короткое время своего существования Курдское общество сотрудничества и прогресса ( Kürt Terraki ve Teavun Cemiyeti ) было ведущей силой в поддержке курдской нации. Он был основан после младотурецкой революции в 1908 году несколькими членами курдской политической элиты. Некоторыми из соучредителей были основатели шейх Абдулкадир (сын шейха Убейдуллы ); Эмин Али Бедир-хан из семьи Бедир-хана и бывший османский чиновник Мухаммад Шериф-паша . [ 4 ] Создав школу, она также поддержала образование курдского населения Стамбула, которое в то время составляло около 30 000 человек. В заведении присутствовал Саид Нурси , который в будущем должен был стать лидером Нуркулука . Общество также продолжало распространять газету «Курдистан» , которой руководили члены семьи Бедир-хана. В 1909 году Общество было запрещено правительством, которое не увидело пользы в организации курдского народа. [ 4 ]
Организация, известная как Общество возвышения Курдистана (Kürdistan Teali Cemiyeti), сыграла центральную роль в формировании особой курдской идентичности. Он воспользовался периодом политической либерализации во время Второй конституционной эры (1908–1920) Турции, чтобы превратить возобновившийся интерес к курдской культуре и языку в политическое националистическое движение, основанное на этнической принадлежности . [ 5 ] Акцент на курдском народе как на отдельной этнической группе был поддержан примерно в начале 20-го века российскими антропологами , которые предположили, что курды были европейской расой (по сравнению с азиатскими турками), основанной на физических характеристиках и их языке, который является частью индоевропейской языковой группы. [ 2 ] Основываясь больше на этой этнонационалистической точке зрения, две видные курдские семьи, Бадр-ханы и Сайиды, возобновили оппозицию империи. Эти два дома основали первые две разновидности курдского национализма. Бадр-ханы были сепаратистами , в то время как Сайиды Нихири были автономистами . [ 6 ]
Действуя в рамках автономии, шейх Абд аль-Кадир в 1910 году обратился к Комитету по союзу и прогрессу (который после младотурецкой революции 1908 года теперь обладал властью в правительстве после свержения султана Абд аль-Хамида) с просьбой создать автономное курдское государство в восток. В том же году Саид Нурси совершил поездку по Диярбакырскому региону и призвал курдов объединиться и забыть свои разногласия, при этом осторожно заявляя о своей лояльности КЕП. Другие курдские шейхи в регионе начали склоняться к региональной автономии.
В это время Бадр-ханы поддерживали контакты с недовольными шейхами и вождями на Дальнем Востоке Анатолии, вплоть до иранской границы, однако больше в рамках отделения. Шейк Абд аль-Раззак Бадр Хан в конечном итоге заключил союз с шейхом Таха и шейхом Абд аль-Саламом Барзани, еще одной влиятельной семьей в Курдистане. Из-за этой возможной курдской угрозы, а также из-за отношений альянса с Россией, османские войска выступили против этого альянса в 1914 году. Два кратких и незначительных восстания, восстания в Барзане и Битлисе , были быстро подавлены. [ 3 ]
Проблема для этих первых курдских повстанцев заключалась в координации действий. Британский вице-консул в Битлисе сообщил, что «если бы курды объединились против правительства хотя бы в одной провинции, турецким войскам в восточной части Малой Азии было бы трудно подавить восстание». (стр. 101) [ 3 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
Начало Первой мировой войны стало мощным сдерживающим фактором для растущего курдского национализма. Однако некоторые курды продолжали закулисно работать на благо независимого Курдистана. Это одни из первых попыток курдов работать с иностранными державами против турок за их автономию. В 1914 году генерал Мухаммад Шариф-паша предложил свои услуги британцам в Месопотамии. В другом месте члены семьи Бадр Хана поддерживали тесные отношения с российскими чиновниками и обсуждали свои намерения сформировать независимый Курдистан. [ 7 ]
конфликт между курдами и армянами Тем временем на востоке бушевал . Османские власти угрожали курдам наказанием, если они не подчинятся приказу о выселении или убийстве армян. В редких случаях курды щадили своих жертв-христиан и защищали их, потому что они были соседями, с которыми у них были теплые отношения. Трудно признать, что борьба носила чисто этнический характер. Армяне, как считалось, представляли реальную угрозу для многих курдов, особенно тех, кто шел дальше на восток. В конце концов, армяне имели отношения с враждебными европейскими державами и Россией. По словам Дэвида Макдауэлла, «большинство курдов, участвовавших в массовых убийствах, вероятно, считали, что это вопрос «они или мы»». (стр. 105) [ 3 ] [ 7 ]
Курды внесли значительный вклад в военные усилия Османской империи. Племенные силы служили против русской армии в Персии и Турции. Потери курдов в боях оцениваются в 300 000 человек. Однако влияние войны на курдские населенные пункты было более серьезным. Многие регионы Курдистана были опустошены, а их население уничтожено наступающими и отступающими войсками. Более того, по мере продолжения войны младотурки проводили крупномасштабные этнические чистки как армян , так и курдов, включая депортацию курдов из Эрзурума и Битлиса зимой 1916 года. [ 8 ] К концу Первой мировой войны до 700 000 курдов были насильственно депортированы, и почти половина перемещенных лиц погибла. [ 7 ] [ 9 ] Тем не менее, в то время османские курды все еще имели законное право вести свои дела на курдском языке, соблюдать уникальные традиции и идентифицировать себя как отдельную этническую группу. [ 10 ]
Конец Османской империи
[ редактировать ]Курдское этнонационалистическое движение, возникшее после Первой мировой войны и распада Османской империи, было в значительной степени реакцией на изменения, происходящие в основной части Турции, в первую очередь на радикальную секуляризацию , которую решительно ненавидели курды -мусульмане , централизацию власти, которая угрожала власти местных вождей. и курдская автономия, а также безудержный турецкий национализм в новой Турецкой Республике, который явно угрожал их маргинализацией. [ 5 ]
В 1918 году видный курдский националист Шериф-паша потребовал от британцев принять политику поддержки автономных курдских регионов по всему Курдистану. Он предложил поручить британским чиновникам назначать чиновников для управления регионами и контроля их финансов. В стратегическом отношении он хотел, чтобы движение к этому плану было осуществлено до окончания войны и Парижской мирной конференции . Шерифу не удалось убедить в этом британцев. Однако его усилия защитить интересы своего народа перед Мирной конференцией произвели впечатление на западные державы. Благодаря его дружбе с армянами, после того как различные курдские националистические организации выбрали его представлять курдов на Мирной конференции, между Шерифом и представителями Армении на конференции в 1919 году было достигнуто курдо-армянское мирное соглашение. Британцы убедили курдов и Представители Армении подпишут эту курдско-армянскую декларацию солидарности против кемалистов по стратегическим причинам. Британцы считали, что это повысит вероятность создания независимых курдских и армянских государств, которые создадут буфер между британскими властями. Месопотамия и тюрки. [ 3 ] [ 7 ]
Первая возможность для курдов создать независимое государство появилась с распадом Османской империи и окончанием Первой мировой войны. В свою программу «Четырнадцать пунктов за мир во всем мире» президент США Вудро Вильсон включил заявление о том, что нетурецким меньшинствам Османской империи должна быть «гарантирована абсолютная беспрепятственная возможность автономного развития». Помимо сторонников таких настроений в США, Великобритании, Франции и, конечно, курдах, нужно было учитывать и другие аспекты. К ним относятся оперативный распад Османской империи, кемалистское движение, территориальные амбиции России, статус христианского армянского населения и желание Великобритании сохранить стабильность внутри и вокруг своих колониальных владений. [ 11 ]
Анатолия
[ редактировать ]Турецкие войска часто нарушали условия перемирия, вооружая курдские силы в восточной Анатолии. Турецкие силы смогли разжечь религиозное недовольство среди курдов против армян-христиан в стремлении создать эффективный курдский буфер между Турцией и возможным армянским государством или вообще предотвратить его создание. Большая часть этой работы была выполнена Али Ихсан-пашой. [ 7 ]
В других странах антибританские настроения были развиты Али Бегом и его турецко-курдской партией независимости, а также Курдским клубом, который, как утверждал Эдвард Уильям Чарльз Ноэль, был поражен коррупцией и корыстными людьми, которые также были членами турецкой CUP. [ 7 ]
После Мудросского договора стамбульские курды начали возрождать свои националистические группы. К концу 1918 года шейх Абд аль-Кадир из Бадр-ханов и другие воссоздали Курдский клуб под новым названием « Общество подъема Курдистана» . Но многим, в том числе британцам, было неясно, кого именно и что представляют Курдский клуб и его филиалы в провинциях. [ 3 ]
Понимая угрозу, которую представляли эти обновленные курдские клубы в случае союза с британцами (которые к настоящему времени ясно дали понять, что склоняются к созданию автономного курдского государства), CUP начала пропагандировать политику децентрализации и проникла в эти курдские клубы, чтобы сохранить их лояльность. Более того, курдский национализм тогда получил тактическую поддержку в восточных регионах. Вдохновляя суннитскую солидарность среди курдов, они одновременно работали над разжиганием антибританских настроений среди курдов. [ 3 ]
К 1919 году два события разрушили надежды курдов на достижение автономии или независимости в Восточной Анатолии. Греки высадились в Смирне , а итальянцы вторглись дальше на юг, в Анталию . Психологический эффект, который эти иностранные христианские вторжения оказали на курдское мусульманское население, был значительным и неизбежным. Идеи национализма были мгновенно затмены христианской угрозой, и османское правительство легко мобилизовало курдов в рамках панисламского единства. Второй катастрофой стал приход к власти Мустафы Кемаля . Он воинственно выразил обеспокоенность безопасностью султаната и призвал защитить восточную Анатолию от христианской угрозы. Это также имело аналогичный эффект на курдов. Власть кемалистов росла на протяжении 1919 года. Вместе с этим ростом сопровождались преследования курдов и сужение курдского политического пространства. Новой курдской политической партии было отказано в регистрации. Газеты связали призывы к независимости курдов с поддержкой армянского национализма. Откровенных курдов сажали в тюрьму или казнили за предательские заявления. В 1920 году был подписан Национальный пакт. [ 3 ]
Севрский договор
[ редактировать ]
В преддверии Севрского договора , помимо неспособности курдов создать заслуживающее доверия руководство, большая неудача в достижении лучшего понимания автономного курдского государства была связана просто с количеством времени, которое прошло между Мудросом в 1918 году и Севром. в 1920 году. Британцы не предоставили курдам особой альтернативы. После покушений греков на Анатолию, подъема кемалистов и растущей осознанной армянской угрозы у анатолийских курдов отсутствовали националистические и сепаратистские стремления. [ 3 ] [ 7 ]

Договор был подписан между союзными державами и правительством в Стамбуле, несмотря на растущую мощь и авторитет правительства и авторитет Великого Национального Собрания в Анкаре. Правительство в Стамбуле было вынуждено подписать договор, хотя оно само категорически не одобряло его условия. [ 3 ]
По мнению курдов, договор имел свои недостатки. Из договора исключались курдские территории в Сирии , часть региона Дерсим , лежащая к западу от Евфрата , а также неспособность провести демаркацию границы между курдами и армянами. Однако эти недостатки были незначительными, и их преобладал «тот фундаментальный факт, что договор был навязан невольному и символическому правительству, у которого не было электората даже в Стамбуле». (стр. 137) [ 3 ]
Раздел III договора включает всю информацию, связанную с вопросом об автономном государстве Курдистан, в статьях 62–64. Согласно статье 62, британским, французским и итальянским чиновникам было поручено подготовить в течение шести месяцев после вступления в силу договора « схема местной автономии для преимущественно курдских территорий». [ 12 ] В статье 64 прямо говорится, что курдские регионы имеют право провозглашать независимость от Турции или других регионов, находящихся под управлением главных союзных держав в любой части Курдистана. [ 12 ]
Севрский договор был подписан 10 августа 1920 года. Сторонники курдского военачальника полковника Халида Бега Чибрана и другие курдские националисты начали выступать против кемалистов и турецких националистических настроений, опасаясь, что эти настроения предадут их собственные интересы в независимом Курдистане. Халид-бек Джибран путешествовал по частям восточной Анатолии, заручаясь поддержкой своего дела, временами применяя жестокое принуждение против не поддерживающих его курдских племен алевитов . [ 13 ]
Кочгирское восстание
[ редактировать ]В другом месте восстание Кочгири полностью вспыхнуло в регионе Дерсим в ноябре 1920 года. В это время кемалистское правительство в Анкаре пыталось повлиять на курдов, чтобы они присоединились к турецкому националистическому делу, предлагая рабочие места и взятки. На протяжении 1920 года курдские организаторы в регионе Дерсим добились все большего успеха в племенной организации автономного Курдистана против кемалистов, хотя многие в регионе поддерживали кемалистов. В летние месяцы курдские вооруженные силы в регионе начали атаковать турецкие склады боеприпасов и полицейские участки. К ноябрю, через три месяца после подписания Севрского договора, курды потребовали официального признания своей автономии. Однако зима подавила их способность к организации, и вооруженные действия прекратились. За это время кемалисты смогли окружить регион, кооптировать многих вождей курдских племен и привести их в кемалистский лагерь. [ 13 ]
Столкновения возобновились уже в январе 1921 года. Заняв новое преимущество, турецкие кемалисты арестовали и депортировали курдских националистов и потребовали безоговорочной капитуляции встретившихся им курдских сил, угрожая разрушением их деревень, если они не будут сотрудничать. Тем не менее, к марту курдские силы выиграли несколько важных сражений и заняли важные позиции в регионе. Эти успехи вызвали активную реакцию Анкары. К апрелю курдское восстание было решительно подавлено. Причины восстания Кочгири были как идеологическими, так и стратегическими. Основная причина поддержки восстания курдами заключалась в выполнении статей 62–64 Севрского договора и увеличении их автономии в курдской Анатолии. В стратегическом плане курдские организаторы и силы в регионе считали, что смогут воспользоваться преимуществами молодого кемалистского правительства, а также его озабоченностью греческим конфликтом на западе. В этом последнем отношении курды сильно просчитались. Есть также свидетельства того, что они ожидали иностранной поддержки со стороны французов, британцев или греков. Но нет никаких доказательств того, что они их получили. Некоторые курдские силы также не согласились просить иностранную поддержку против турок. [ 13 ]
Есть четыре основные причины провала восстания Кочгири. Во-первых, курды не получили никакой внешней поддержки со стороны Европы. Во-вторых, племенной характер курдского общества позволил кемалистам кооптировать племена и разрушить единство движения. В-третьих, среди курдов существовали религиозные и сектантские разногласия (в первую очередь разногласия суннитов и алевитов), которые создавали недоверие и слабое единство. Наконец, военная, организационная и покровительственная мощь турок была значительно превосходящей. Маловероятно, чтобы какое-либо из племен, участвовавших в восстании, имело боевой опыт Первой мировой войны. Большинство курдских полков Хамидие , сражавшихся на Балканах под османским флагом, жили дальше на восток и юг. Восстание в Кочгири также происходило недалеко от Анкары и было относительно доступно турецким войскам. [ 13 ]
Восстание Кочгири оказало значительное влияние на правительство Анкары. Правительство продолжило свою политику попыток привлечь на свою сторону лидеров курдских племен, но создало специальные комиссии для расследования восстания. В феврале 1922 года на рассмотрение Великого национального собрания был представлен законопроект, касающийся управления курдскими регионами. Из-за его поверхностного характера в отношении курдской автономии большинство курдских депутатов Великого Национального Собрания выступили против него. В своем анализе законопроекта Робер Олсон утверждает, что курдская оппозиция закону показывает, что эти курдские кемалисты надеялись на получение большей автономии для курдов. Он также утверждает, что законопроект и его поддержка подавляющим большинством показывают, что в то время турки в Ассамблее не поддерживали насильственную политику по отношению к курдам, но что они «дальше не рассматривали независимость или даже автономию в каком-либо значимом смысле этого термина». » для курдов (с. 41). [ 13 ]
Ирак
[ редактировать ]
Первый прямой контакт с курдами в Ираке и британцами произошел в 1917 году после того, как британцы оккупировали Ханакин , а затем и другие регионы на севере нынешнего Ирака, включая Кифри , Туз-Хурмату и Киркук . В 1918 году первые курдские войска для борьбы с турками были задействованы британцами. После дальнейших британских успехов в регионе лидеры курдских племен были впечатлены и попытались поддержать британские усилия. Курдские видные деятели, в том числе шейх Махмуд, согласились, что они и в дальнейшем будут искать поддержки у британцев для создания автономного государства на оккупированной Британией территории. [ 7 ]
Курдский энтузиазм не встретил поддержки британцев. Они начали вывод войск из Киркука и прилегающих регионов в мае 1918 года. Эти районы были быстро вновь оккупированы турецкими войсками. Эта повторная оккупация турецкими войсками привела к большому возмездию для курдов в регионе. Уход британцев нанес серьезный удар по престижу Великобритании и высмеял курдских лидеров, выступавших в поддержку британцев. Курды по-прежнему будут с подозрением и сомнением относиться к британской мощи и ее намерениям даже спустя годы после окончания Первой мировой войны. [ 7 ]
Действительно, турецкая пропаганда против британцев не ограничивалась только Восточной Анатолией и Персией. Они имели сильное присутствие в Мосульском вилаяте Южного Курдистана. В Амадии курды легче поддавались влиянию против британцев, потому что британцы были новым иностранным присутствием на их земле. Многие курдские вожди в регионе, вдали от Стамбула, предпочитали старую схему вещей при османах, где они пользовались полуавтономией. Новые административные меры Великобритании, включая сбор налогов и репатриацию ассирийских беженцев, взволновали курдов Амадии. После этой агитации и давления со стороны турецких подстрекателей курды в регионе восстали против британцев. Однако к 1919 году это восстание было подавлено. Незначительные восстания такого рода вспыхивали время от времени в последующие годы в районе Мосула. [ 7 ]
Сирия
[ редактировать ]Во время конфликта между кемалистами и курдами и турецкой войны за независимость в 1920-х годах многие курды бежали в Сирию из Турции, спасаясь от притеснений. Эти беженцы поселились в основном в районе Джазира на севере Сирии, где ранее кочевые курды уже поселились десятилетиями ранее и стали земледельцами. Единая курдская политическая деятельность в Сирии была относительно неразвитой и редкой. Во время турецкой войны за независимость курдские племена в Джазире помогали французским войскам в отражении турецкого наступления. Французы в это время рассматривали возможность создания курдского анклава, простирающегося от Урфы на западе до Джизре на востоке. [ 14 ]
Французская политика децентрализации принесла пользу многим курдам в этом регионе в то время из-за возросшей местной власти, которую им предоставили. Однако курды в Сирии не были едины в этой позиции. Многие богатые курды в Дамаске поддерживали центральную власть и статус-кво при турках-османах и не поддерживали французскую децентрализацию. Другие курдские племена поддерживали независимость Сирии от французов наряду с арабскими племенами. Это разнообразие мнений относительно курдской автономии и отношений с французами «препятствовало развитию курдской националистической политической активности в Сирии». (с. 28). [ 14 ]
Британская политика
[ редактировать ]Британская политика по отношению к курдам несколько раз менялась в период с 1918 по 1923 год, между Мудросским перемирием и Лозаннским договором . Общим историческим аргументом является то, что отмена Севрского договора стала результатом успеха кемалистских сил и воинствующего турецкого национализма. Однако эволюция британской политики в отношении курдов в конечном итоге пошла вразрез с выполнением статей 62–64 Севрского договора. [ 13 ]
После Мудросского перемирия и до подписания Севрского договора в августе 1920 года британская политика в отношении курдов заключалась в поддержке автономных единиц по всему Курдистану. активно поддерживались агентом британской разведки Эдвардом Уильямом Чарльзом Ноэлем Курдский национализм и автономия во всех регионах, населенных курдами , в это время . Но растущая сила турецких националистических сил к 1920 году подорвала политические амбиции Ноэля, особенно на севере. [ 13 ]
Британцы все больше не решались создать «квазиавтономный» независимый Курдистан на юге из-за возможности того, что французы в ответ создадут аналогичное государство с французскими советниками на севере. [ 13 ]
Восстания шейха Махмуда
[ редактировать ]
После Первой мировой войны и после полной турецкой эвакуации южного Курдистана Великобритания достигла соглашения с шейхом Махмудом Барзанджи и другими курдскими деятелями о том, что позже было названо «Племенной системой» или «Системой Сандемана», названной в честь сэра Роберта Гроувса Сандемана . Оно основывалось на принципе косвенного правления. Вождям племен было поручено управление своими племенами, и на них была возложена ответственность за выполнение британских административных обязанностей через шейха Махмуда. Их признали и заплатили как британских правительственных чиновников. Этот регион Южного Курдистана стал известен как Южно-Курдская Конфедерация. Многие другие курдские племена вскоре согласились присоединиться к этой системе. После многих лет войны и борьбы они стремились присоединиться к мирному урегулированию, которое могло бы предложить им защиту и финансовую поддержку. [ 7 ]
Эта система в конечном итоге развалилась из-за разногласий между шейхом Махмудом и британцами. Благодаря своей финансовой поддержке британцы создали довольно мощного курдского лидера. Шейх Махмуд разработал очень оппортунистическую стратегию по отношению к британцам. Набрав такую большую власть в регионе, шейх Махмуд в конце концов начал полномасштабное восстание против британцев после того, как они попытались обуздать его неуправляемое поведение. Шейх и его последователи потерпели поражение в июне 1919 года. [ 7 ]
Шейх ни в коем случае не пользовался поддержкой всех курдов конфедерации. Призыв шейха к оружию против британцев в условиях национализма и ислама оказался по большей части тщетным. Курды на юге Курдистана были слишком незнакомы с концепцией национализма. при султане А их прошлый опыт джихада во время Первой мировой войны в течение четырех лет против британцев оказался провальным. [ 7 ]
Воздушная схема
[ редактировать ]Аспектом, который в конечном итоге привел к краху британской политики поддержки автономного Курдистана, была политика Воздушной схемы. Эта политика использования в первую очередь Королевских ВВС в качестве доминирующего военного присутствия в Месопотамии в то время была экспериментальной. Воздушная схема была популярна среди британских политиков. Самые ярые сторонники Воздушной схемы были также среди самых ярых сторонников «Великого Ирака». В стратегии начала 1920 года предпочтение заключалось в том, чтобы включить южный Курдистан под эгиду Британской воздушной схемы. Британская политика на тот момент по-прежнему относилась к Северному Курдистану, как описано в статьях 62–64 Севрского договора. [ 13 ]
Однако на политических встречах, состоявшихся в Каире в марте 1921 года, британская политика в отношении курдов была изменена. Недавно сформированный Департамент Ближнего Востока пришел к выводу, что «чисто курдские территории не следует включать в арабское государство Месопотамия». Разработчики этой политики заявили, что курдские территории будут переданы под контроль Верховной комиссии Великобритании , а не под контроль какого-либо иракского правительства. Ноэль и другие поддержали эту позицию, потому что считали, что курды предпочтут правление ближе к дому и правление, которое не было под властью арабов или турок. Эта позиция также считалась стратегической, поскольку автономный Курдистан создал бы буфер между турками за пределами Ирака, а также антибританскими движениями внутри Ирака. Уинстон Черчилль , в то время министр колоний, согласился с этими настроениями и этой позицией. Черчилль также опасался, что будущий правитель Ирака будет притеснять курдское меньшинство. [ 13 ]
В конце концов, эта политика была полностью изменена благодаря работе сэра Перси Кокса , первого Верховного комиссара Ирака. Со временем Кокс пришел к убеждению, что в финансовых и финансовых целях лучше всего включить южный Курдистан в состав Ирака. Под впечатлением, что такая политика не будет противоречить политике, принятой в Каире, Черчилль согласился на эту новую политику. Переписка показывает, что Черчилль по-прежнему предполагал, что единственная связь между южными курдскими регионами и Ираком будет осуществляться через британскую Верховную комиссию. [ 13 ]
По мере того как турецкие силы росли в силе и воинственности, Кокс начал сотрудничать с королем Ирака Фейсалом I, пытаясь определить, как курды южного Курдистана должны быть включены в состав Ирака территориально и политически. Кокс и Фейсал разработали политику, согласно которой курдские регионы могли решать, присоединяться ли к Ираку политически, а не просто территориально под управлением Верховной комиссии. Кокс утверждал, что два из четырех определенных курдских округов хотели стать частью Ирака. Черчилль был убежден и согласился с политикой Кокса и отношениями Кокса с Фейсалом. [ 13 ]
Персия
[ редактировать ]
После перемирия курдские националистические настроения возросли в Персидском Курдистане, где раньше у него было мало сторонников. Частично это произошло благодаря поддержке османского султана. Эта панисламская политика была разработана для того, чтобы привлечь курдов в регионе к возможности использовать их в качестве барьера против русских или армян. [ 7 ]
Однако курдский национализм рос и в других условиях. В 1918 году члены племени Мукри из региона Махабад вели переговоры с британскими официальными лицами, обсуждая возможную схему создания независимого курдского государства под защитой Великобритании. Как и Шариф-паша, эти люди подчеркнули свое стремление к автономии и желание достичь мирного соглашения с армянами. [ 7 ]
Позже, в 1921 году, персидский курд Симко Шикак придерживался другой стратегии. Симко имел дело напрямую с персидскими и российскими чиновниками. Он стал нетерпеливым из-за нежелания Персии действовать по предоставлению курдской автономии и поэтому восстал в 1922 году. В персидских операциях против восстания Симко турецкие армии оказали ценную поддержку. Восстание было быстро подавлено. Однако после этого восстания майор Ноэль безуспешно пытался объединить Симко и других курдских националистических лидеров, включая шейха Махмуда. Целью было создать курдский альянс, чтобы сорвать планы Турции. Между этими лидерами не было достигнуто никакого соглашения. [ 7 ]
Лозаннский договор
[ редактировать ]После того, как стало очевидно, насколько яростно правительство Анкары выступает против Севрского договора, и с ростом власти кемалистов, майор Ноэль и британцы начали серьезно рассматривать возможность поддержки курдского восстания. Опасения, что восстание не удастся контролировать, привели к отказу от этого плана. [ 3 ]
Однако этот план был возрожден в 1921 году после того, как было обнаружено, что кемалистские войска вмешиваются в дела племен к югу от линии перемирия. Британские политики снова начали рассматривать возможность оказания помощи широкомасштабному курдскому восстанию против турок, чтобы противостоять их растущей силе и влиянию в регионе. У этого плана было много недостатков. Это негативно отразится на короле Ирака Фейсале, поскольку оружие будет поступать в северный Курдистан через Ирак. Считалось, что если восстание потерпит неудачу, британцы в Ираке столкнутся с огромным количеством курдских беженцев. Также существовало постоянное беспокойство по поводу ненадежности курдских лидеров и отсутствия единства курдских сил. Но французы достигли соглашения с правительством в Анкаре на основе Национального пакта, а не Севрского договора. Это было сделано после того, как греки, казалось, могли проиграть туркам. Франция уступила большую часть своих ранее оккупированных земель на юге Анатолии, предоставив тем самым кемалистам идеальную точку сбора для нападения на оккупированный Великобританией Ирак. Это заставило британцев переоценить правдоподобность своих планов по разжиганию восстания курдов против турок. [ 3 ] [ 13 ]
Тем не менее, по-прежнему казалось, что британцы выступали за курдскую автономию в Ираке, когда они опубликовали Совместную декларацию с иракским правительством в 1922 году, которая была передана в Лигу Наций. Он признал право курдов сформировать правительство в пределах границ Ирака. [ 15 ]
В конце концов, по мере того как кемалистские силы распространялись и росли в силе, «стремление Великобритании к миру с Турцией, конечно, на лучших для себя условиях, подчинило этой цели британскую курдскую политику». (с. 81). Британцам стало желательно вести переговоры о мире с Турцией на условиях, сильно отличающихся от условий Севрского договора. [ 3 ]

24 июля 1923 года был подписан Лозаннский договор между британцами, их союзниками и турками. В договоре не упоминались курды, хотя они составляли около 1/3 населения Турции в новых границах и составляли 48,5 процента от общего курдского населения. [ 11 ]
Границы между Турцией и Ираком должны были быть определены между Великобританией и Турцией в течение девяти месяцев после вступления в силу договора. Курдские лидеры действительно обратились к Лиге Наций и Великобритании с просьбой о признании курдской автономии во время переговоров по Лозаннскому договору в 1923 году. В конце концов, Лига Наций отказалась от этнических соображений в пользу экономических и стратегических. Курдская территория в современном Ираке была передана Ираку под британский контроль. Курдские регионы были полностью включены в состав государства в 1923 году, когда Ирак провел свои первые выборы в Учредительное собрание. [ 3 ]
Премьер-министру Ирака еще до подписания Лозаннского договора было разрешено встретиться с вождями курдских племен в Сулеймании в 1923 году. К этому времени он обнаружил, что они полностью поддерживают план признания их национальных устремлений, но в пределах рамках одной страны. Они даже продемонстрировали поддержку королю Фейсалу на встрече с ним в мае 1923 года. Эти курдские лидеры, а также другие курдские бизнесмены и высокопоставленные лица были против стиля национализма шейха Махмуда из-за его истории политических манипуляций и беззакония. По словам Мухсина аль-Мусави, многие племенные шейхи и многие представители курдской элиты к этому времени были твердо склонны к объединению Ирака. [ 16 ] Тем не менее, курды в Ираке основали недолговечное Королевство Курдистан в городе Сулеймания . [ 17 ] [ 18 ] Королевство просуществовало с сентября 1922 года по июль 1924 года. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]- Курдский национализм
- Курдистан
- История курдов#история 20 века
- «Современная история курдов» Дэвида Макдауэлла.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Озоглу, Хакан. Курдская знать и Османское государство: развитие идентичности, конкуренция в лояльности и смещение границ. Февраль 2004 года. ISBN 978-0-7914-5993-5 . п. 75.
- ^ Jump up to: а б Лачинер, Баль; Бал, Ихсан (2004). «Идеологические и исторические корни курдистских движений в Турции: этническая демография, политика» . Национализм и этническая политика . 10 (3): 473–504. дои : 10.1080/13537110490518282 . S2CID 144607707 . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Проверено 19 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Макдауэлл, Дэвид (1996). Современная история курдов . Лондон: ИБ Таурис. стр. 131–137. ISBN 1850436533 .
- ^ Jump up to: а б Олсон, Роберт В. (1989). Возникновение курдского национализма и восстание шейха Саида, 1880-1925 гг . Издательство Техасского университета. п. 15. ISBN 978-0-292-77619-7 .
- ^ Jump up to: а б Натали, Дениз (2004). «Османские курды и возникающий курдский национализм». Критика: критические исследования Ближнего Востока . 13 (3): 383–387. дои : 10.1080/1066992042000300701 . S2CID 220375529 .
- ^ Макдауэлл, Дэвид (1996). Современная история курдов . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 1850436533 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Джвайде, Вади (2006). Курдское национальное движение: его истоки и развитие . Сиракузы: Издательство Сиракузского университета. ISBN 081563093X .
- ^ Фиск, Р. Великая война за цивилизацию: завоевание Ближнего Востока, стр.322. Винтаж. ISBN 978-1-4000-7517-1
- ^ Доминик Дж. Шаллер, Юрген Циммерер, Поздние османские геноциды: распад Османской империи и политика младотурецкого населения и истребления - введение , Журнал исследований геноцида, Том 10, № 1, стр. 8, март 2008 г.
- ^ Рождество 2005 г. , с. 14
- ^ Jump up to: а б Йылдыз, Керим (2007). Курды в Ираке: прошлое, настоящее и будущее . Лондон: Плутон, Курдский проект по правам человека. ISBN 978-0745326634 .
- ^ Jump up to: а б Севрский договор 1920 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Олсон, Роберт (1989). Возникновение курдского национализма и восстание шейха Саида, 1880-1925 гг . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 0292776195 .
- ^ Jump up to: а б Йылдыз, Керим (2005). Курды в Сирии . Лондон: Pluto Press, Курдский проект по правам человека. ISBN 0745324991 .
- ^ Йылдыз, Керим (2007). Курды в Ираке: прошлое, настоящее и будущее . Лондон: Pluto Press, Курдский проект по правам человека. ISBN 978-0745326634 .
- ^ Аль-Мусави, Мухсин (2006). Читая Ирак: Культура и власть в конфликте . Лондон: ИБ Таурис. стр. 31–32. ISBN 1845110706 .
- ^ Стоукс, Джейми (2009). Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока, Королевство Курдистан . ISBN 9781438126760 . Проверено 23 октября 2014 г.
- ^ Асади, Ават (2007). Курдистанско-иракский конфликт: путь к автономии после Первой мировой войны . ISBN 9783899300239 . Проверено 23 октября 2014 г.
- ^ Принс, Дж. (1993), «Курдское государство в Ираке» в журнале «Современная история» , январь.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Натали, Дениз (2005). Курды и государство: развитие национальной идентичности в Ираке, Турции и Иране . Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-3084-5 .