Османские курды
![]() Рисунок курдского принца в Османской империи в итальянской книге Джиро Мондо. | |
Общая численность населения | |
---|---|
Более 500 000 семей [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
По всему Османскому Курдистану | |
Языки | |
Родной: курдский ( Курманджи , Сорани и др.) Среднее: османский турецкий Литургический: Коранический арабский. | |
Религия | |
Преимущественно: шафиитская школа суннитского ислама. Меньшинства: шииты-двунадесятники , алевизм , ханафизм. | |
Родственные этнические группы | |
Современные курды и другие иранские народы |
Османские курды были этническими курдами , жившими на территории Османской империи . На пике своего развития Османская империя управляла Северным Курдистаном , Южным Курдистаном , Западным Курдистаном и небольшой частью Восточного Курдистана . Эти части Большого Курдистана, управляемые османами, вместе известны как Османский Курдистан .
История
[ редактировать ]Османы впервые вступили в контакт с курдами во время конфликта с Сефевидами в 1514 году, во время правления Селима I. Их первое общение было положительным. Курды во главе с Идрисом Битлиси встали на сторону османских захватчиков против Сефевидов во время битвы при Чалдыране . Курдские силы сыграли большую роль в освобождении Диярбакыра и других частей Восточной Анатолии от Сефевидов. [ 2 ] В Османской империи курды были известны как «Черная нация», а туркмены были известны как «Серая нация». [ 3 ] После того, как османы получили контроль над Восточной Анатолией, султан Селим I наградил курдов налоговыми и военными льготами, когда это необходимо, а также полуавтономным статусом, который защищался и признавался османами. Автономная система управлялась курдскими племенами и передавалась от отца к сыну. Автономная система просуществовала с 1514 года до середины 1800-х годов. Середина 1800-х годов была временем, когда османские и курдские отношения начали ухудшаться. [ 4 ] [ 5 ] Однако до 1900-х годов большинство курдов оставались верными Османской империи. [ 6 ] Это было примерно в 1829–1830 годах, после войны 1828–1829 годов с русскими , когда отношения Османской империи с курдским населением обострились. Реформы Махмуда II были настолько сильными, что проложили путь идеологии турецкого национального движения . [ 7 ] Махмуд II еще больше централизовал Османскую империю, что ослабило автономное курдское правление и вмешалось в курдскую племенную систему. [ 8 ] Именно на этот раз курдские племена сопротивлялись реформам, которые дошли до такой степени, что Махмуд II приказал Решиду Мехмеду-паше , губернатору округа Сивас, подавить сопротивление. Армия Резида Мехмед-паши была гораздо более современной, чем курдские племена, которые все еще использовали янычарскую технику и методы. Восстания были подавлены. Позже, в 1834 году, османы опасались сотрудничества между Соранским эмиратом и Мухаммедом Али-пашой , что побудило их отправить армию в Соран в 1834 году, которая была отбита Мир Кором . Курдские знатные люди из Брадоста, Акре и Амеди позже пожаловались Решиду Мехмеду-паше из османского правительства, что их угнетает Мир Кор. Два года спустя Мир Кор был изгнан османами. [ 9 ]
Пост-Танзимат
[ редактировать ]После Танзимата , который был самой сильной османской реформой, Бедир Хан Бег , бывший союзник Османской империи, который встал на сторону османов во время битвы при Незибе , позже восстал, чтобы восстановить свою автономию и бороться с растущими требованиями централизации. Он провозгласил независимость в 1847 году. [ 10 ] Бедир-хан-бек жестко исламизировал и преследовал езидов и ассирийцев . Усиливающееся преследование христиан привело к тому, что европейские державы начали оказывать давление на османов, чтобы те остановили Бедир-хан-бека. В 1847 году 12-тысячное османское войско под предводительством Омар-паши вторглось в Бохтан . Езиды, стремясь отомстить, объединились с османами против Бедир-хан-бека, который первоначально выигрывал конфликт, но проиграл после того, как один из его высших командиров дезертировал в Османскую империю. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Бедир-хан-бек сдался 4 июля 1847 года в Эрухе . [ 14 ]
Курдистан Эялет — провинция Османской империи, просуществовавшая около 21 года, с 1846 по 1867 год. [ 15 ]
После поражения Бедир-хан-бека большая часть османских курдских земель оказалась под контролем центрального правительства. В 1876 году Абдул Хамид II к власти пришёл . При Абдул-Хамиде II отношения между Османской империей и курдами на какое-то время улучшились. Абдул-Хамид II придерживался скорее панисламистского мышления, чем османистского . Это позволило бы многим шейхам подняться в Курдистане, в первую очередь шейху Убейдулле занимался конфликтом с Каджаром Ираном , который в то время . Шейх Убейдулла послал небольшое количество своих солдат на помощь Османской армии в Османско-русской войне 1877–1878 годов . Летом 1879 года распространились слухи о том, что шейх Убейдулла обещал некоторым вождям курдских племен, что он «сметет всех христиан с земли». [ 16 ] Год спустя, в 1880 году, сообщалось, что шейху Убейдулле сообщили, что «армяне собираются иметь в Ване независимое государство , а несториане (ассирийцы) собираются поднять британский флаг и объявить себя британскими подданными». . Шейх Убейдулла ответил, что никогда не допустит этого, даже если ему придется «вооружить женщин». [ 17 ] В письме султану Абдул-Хамиду II шейх Убейдулла заявил, что мусульмане не допустят образования «армянского государства», и сказал, что власть халифа была серьезно подорвана Танизматом. [ 18 ] По словам шейха Убейдуллы, курды в Османской империи насчитывали более 500 000 семей. [ 1 ] Последствия войны с русскими нанесли огромный урон Османской империи, особенно восточным регионам, где проживали курды, а также некоторые туркмены . В результате голода многие курды обратились за помощью к шейху Убейдулле, богатому исламскому алиму . Он готовился к восстанию против османов из-за их плохой реакции на борьбу с голодом. Шейх Убейдулла в конце концов восстал и воевал против Российской империи , османов и каджарского Ирана одновременно . Он проиграл османам и был доставлен в Стамбул , но позже бежал обратно в свой родной город Шемдинли , чтобы организовать новое восстание, но снова был схвачен и сослан в Хиджаз , где он жил до своей смерти. [ 19 ]
Абдулхамид II старался вести прокурдскую политику. Курды любили его до такой степени, что его прозвали «Баве Курдан», что означает «отец курдов». [ 20 ] [ 21 ] Абдулхамид II сформировал кавалерию Хамидие в 1890 году. Курды составят большинство солдат кавалерии Хамидие. [ 22 ] Конница Хамидие преследовала армян, живущих на востоке Османской империи, и убивала их во время резни в Хамидиане . [ 23 ] Кавалерия Хамидие также убивала ассирийцев во время резни в Диярбакыре в 1895 году. [ 24 ]
Примерно в 1908 году турецкий национализм , который был светским , [ 25 ] пробился в Османскую империю и бросил вызов панисламистской политике Абдул-Хамида II. [ 26 ] в июле 1908 года, Младотурецкая революция совершенная националистическими младотурками и КЕП, вынудила Абдул-Хамида II восстановить Османский парламент и Османскую конституцию , что положило конец абсолютному правлению Абдул-Хамида II над распадающейся Османской империей. [ 27 ] Прокурдская политика Абдулхамида II была частью его панисламистской программы. Панисламизм направлен на объединение всех мусульман, включая курдов, которые в основном являются мусульманами-суннитами . Абдул-Хамид II был последним османским султаном, правившим с абсолютной властью, и его правление закончилось 27 апреля 1909 года. [ 28 ]
В 1915 году некоторые курдские племена помогали КЕП во время геноцида армян . [ 29 ] Примерно в это же время курды разделились: некоторые выступали против действий CUP, а некоторые поддерживали ее. [ 30 ]
В феврале 1915 года Симко Шикак организовал резню армян и ассирийцев в Хафтеване , османская армия в чем ему помогла . Было убито около 700–800 армян и ассирийцев. [ 31 ]
В 1916 году, через 3 года после османского переворота 1913 года , депортации курдов начались . Талаат-паша , говоря о депортациях, заявил: «Чтобы не допустить, чтобы курдские беженцы продолжали свою племенную жизнь и свою национальность, где бы они ни были депортированы, вождей необходимо во что бы то ни стало отделить от простого народа, а всех влиятельных личностей и лидеров необходимо отправить отдельно в провинции Конья и Кастамону , а также в районы Нигде и Кайсери . Больных, пожилых, одиноких и бедных женщин и нетрудоспособных детей. для путешествий будут расселены и поддержаны в городе Маден и уездах Эргани и Бехремаз, которые будут рассредоточены по турецким деревням и среди турок ». [ 32 ]
Курды, будучи кочевым народом, после этих депортаций были насильственно оседланы и вынуждены осесть. Курды из Диярбакыра были отправлены в другие места, а мигранты с Балкан были расселены там правительством. [ 33 ] Курдам нужно было разрешение вернуться в Диярбакыр. [ 34 ]
Также в 1916 году Российская империя с помощью ассирийцев и армян вырезала около 8000 курдов в Равандизе . [ 35 ]
В 1916 году около 300 000 курдов из Битлиса , Эрзурума , Палу и Муша были отправлены в Конью и Газиантеп зимой , и большинство из них умерло от голода . [ 36 ]
Даже после распада Османской империи и создания Турции депортации продолжались при Мустафе Кемале Ататюрке . [ 37 ]
Также в 1916 году произошло арабское восстание , которое сыграло важную роль в падении османов. [ 38 ]
После распада Османской империи и разделения бывшей Османской империи европейскими державами курды оказались разделены между недавно созданной Турцией, французской Сирией и британским Ираком . Королевство Курдистан , небольшое королевство во главе с Махмудом Барзанджи, находилось против границ, проведенных британцами. Королевство Курдистан просуществовало с 1921 по 1925 год, когда оно было поглощено остальной частью Британского Ирака. [ 39 ] [ 40 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Официальная карта Османской империи 1893 года с изображением земель в пределах Империи, опубликованная во время правления Абдул Хамида II . Слово Курдистан (کردستان) простирается от Западного Ирана и Северного Ирака до Аль-Джазиры и Юго-Восточной Анатолии .
-
Карта, изображающая курдский племенной состав на османских территориях.
-
Курдская кавалерия в горах Кавказа в 1915 году.
-
Слева — курдка из Йозгата , 1880 год. ( Kurden-Frau aus Juzgat )
-
Османский турецкий офицер (сидит) в окружении курдской пехоты.
-
Слева направо: курд из Диярбакыра, курд из Мардина и курд из Джазиры в 1873 году, Османская империя.
-
Османский Курдистан в 1855 году.
-
Курдские солдаты Османской империи на Кавказе в 1877 году.
-
Курдский боец из Хаккари, 1819 г.
-
Курдские кавалеристы в июле 1918 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Олсон (1989) , с. 3.
- ^ Озоглу, Хакан (12 февраля 2004 г.). Курдская знать и Османское государство: развитие идентичностей, конкуренция в лояльности и смещение границ . СУНИ Пресс. стр. 47–49. ISBN 978-0-7914-5993-5 .
- ^ «Кто был здесь до нас?» . Миллиет (на турецком языке). 18 ноября 2009 г. Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ Современная история курдов - Макдауэлл, Дэвид стр.28
- ^ Кляйн, Джанет (31 мая 2011 г.). Границы империи: курдские ополчения в зоне османских племен . Издательство Стэнфордского университета. п. 55. ИСБН 978-0-8047-7570-0 .
- ^ Дениз Натали (2004) «Османские курды и возникающий курдский национализм» , Критика: критические ближневосточные исследования, 13:3, 383-387, DOI: 10.1080/1066992042000300701
- ^ Карпат, Х. Кемаль (1959). Политика Турции: переход к многопартийной системе . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-62623-9 .
- ^ Хакан Озоглу Курдские знатные люди и Османское государство: развитие идентичности, конкуренция в лояльности и смещение границ стр.60
- ^ Эппель (2016) , стр. 54–55.
- ^ Атес, Сабри (22 апреля 2021 г.), Конец курдской автономии: разрушение Курдских Эмиратов в Османской империи , Кембриджский университет (опубликовано в 2021 г.), стр. 86–87, ISBN 978-1-108-47335-4 , получено 6 сентября 2021 г.
- ^ Галип, Озлем Бельчим (24 апреля 2015 г.). Представляя Курдистан: идентичность, культура и общество . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-85772-643-8 .
- ^ Макдауэлл, Дэвид (2021). Современная история курдов . ISBN 978-0-7556-0076-2 . OCLC 1246622101 .
- ^ «Кровавая тень Бедирхан-бека» . ЭзидиПресс – английский . 07.12.2017 . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Хеннинг, Барбара (2018), с. 109
- ^ Озоглу, Хакан (2004). Курдская знать и Османское государство: развитие идентичностей, конкуренция в лояльности и смещение границ . СУНИ Пресс. стр. 60–63. ISBN 978-0-7914-5993-5 .
- ↑ PRO FO 78/2991, Van (29 August 1879).
- ^ PRO FO 195/1315, Van (11 July 1880).
- ^ БОА Ю.ПРК.КОМ 3/66 (21 августа 1882 г.).
- ^ Озоглу, Хакан. Курдская знать и Османское государство: развитие идентичностей, конкуренция в лояльности и смещение границ . Февраль 2004 года. ISBN 978-0-7914-5993-5 . стр. 74-75.
- ^ «Могущественные государи османского престола: султан Абдул-Хамид II» . Ежедневный Сабах . 13 мая 2022 г.
- ^ « Баве Курдан»: Курды, восставшие за Абдулхамида» .
- ^ Эппель, Майкл (13 сентября 2016 г.). Народ без государства: курды от расцвета ислама до зари национализма, стр. 81 . Издательство Техасского университета. ISBN 9781477311073 .
- ^ Ованнисян, Ричард Г. «Армянский вопрос в Османской империи, 1876-1914» в книге «Армянский народ от древних до наших дней», том II: Иностранное владычество к государственности: от пятнадцатого века до двадцатого века . Ричард Г. Ованнисян (редактор) Нью-Йорк: St. Martin's Press, 1997, стр. 217. ISBN 0-312-10168-6 .
- ^ О'Махони 2006 , стр. 512
- ^ Айтюрк, Илькер (2014). «Национализм и ислам в Турции времен холодной войны, 1944–69» . Ближневосточные исследования . 50 (5): 693–694. ISSN 0026-3206 . JSTOR 24585883 – через JSTOR .
- ^ «Турецкое общество (турецкая организация) — Интернет-энциклопедия Britannica» . Архивировано из оригинала 23 января 2008 г. Проверено 22 марта 2008 г. (1912)
- ^ Рошвальд, Авиэль (2013). «Часть II. Возникновение национализма: политика и власть - национализм на Ближнем Востоке, 1876–1945» . В Брейи, Джон (ред.). Оксфордский справочник по истории национализма . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 220–241. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199209194.013.0011 . ISBN 9780191750304 .
- ^ Рене Уорринджер (2004). «Больной человек Европы или Япония Ближнего Востока?: Построение османской современности в эпоху Гамидиана и младотурок» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 36 (2): 209. дои : 10.1017/S0020743804362033 . S2CID 156657393 .
- ^ Холстед, Хью (8 июня 2021 г.). « Мы действительно совершили эти преступления»: постосманская солидарность, оспариваемые места и курдские извинения за Геноцид армян в Web 2.0» . Исследования памяти . 14 (3): 634–649. дои : 10.1177/17506980211010933 . hdl : 10023/23469 – через DOI.org (Crossref).
- ^ Унгёр (2011) , стр. 108.
- ^ Гонт, Дэвид (2006). Резня, сопротивление, защитники: мусульманско-христианские отношения в Восточной Анатолии во время Первой мировой войны . Горгиас Пресс. стр. 81, 83–84. ISBN 978-1-59333-301-0
- ^ Унгёр (2011) , стр. 110–111.
- ^ Унгёр (2011) , с. 113.
- ^ Унгор, Угур Умит (2012). Йорнгерден, Йост; Верхей, Йелле (ред.). Социальные отношения в Османском Диярбекире, 1870-1915 гг . Брилл. стр. 287–288. ISBN 9789004225183 .
- ^ Уимс, Сэмюэл А. Армения. Тайны «христианского» террористического государства: серия «Великий армянский обман», том 1 . п. 28. ISBN 0-9719212-3-7 . OCLC 1030931191 .
- ^ Шаллер и Циммерер (2008) , стр. 7–8.
- ^ Олсон (1989) , стр. 89–91.
- ^ «Т.Э. Лоуренс о партизанской войне | Британника» . www.britanica.com . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Факты в архиве, Incorporated (2009). Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока, Королевство Курдистан . ISBN 9781438126760 . Проверено 23 октября 2014 г.
- ^ Асади, Ават (2007). Курдистанско-иракский конфликт: путь к автономии после Первой мировой войны . ISBN 9783899300239 . Проверено 23 октября 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Олсон, Роберт В. (1989). Возникновение курдского национализма и восстание шейха Саида, 1880-1925 гг . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-77619-7 .
- О'Махони, Энтони (2006). «Сирийское христианство на современном Ближнем Востоке». В Ангольде, Майкл (ред.). Кембриджская история христианства: Том 5, Восточное христианство . Издательство Кембриджского университета. стр. 511–536. дои : 10.1017/CHOL9780521811132.022 . ISBN 978-0521811132 .
- Унгёр, Угур Юмит (2011). Создание современной Турции: нация и государство в Восточной Анатолии, 1913–1950 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199603602.003.0004 . ISBN 9780199603602 .
- Шаллер, Доминик Дж.; Циммерер, Юрген (2008). «Поздние османские геноциды: распад Османской империи и младотурецкое население и политика истребления - введение». Журнал исследований геноцида . 10 (1): 7–14. дои : 10.1080/14623520801950820 . S2CID 71515470 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Озок-Гюндоган, Нилай (2023). Курдская знать в Османской империи: лояльность, автономия и привилегии . Издательство Эдинбургского университета.