Армяне в Османской империи
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
История Армении |
---|
Хронология • Происхождение • Этимология |
История Османской империи |
Социальная структура |
---|
Двор и аристократия |
Этнорелигиозные общины |
Подъем национализма |
Классы |
в Армянское население Османской империи основном принадлежало либо к Армянской апостольской церкви , либо к Армянской католической церкви . Они были частью армянского проса до тех пор, пока реформы Танзимата в девятнадцатом веке не уравняли всех османских граждан перед законом. Армяне составляли значительное меньшинство в Империи. Они играли решающую роль в промышленности и торговле Османской империи, а армянские общины существовали почти в каждом крупном городе империи. Несмотря на свою важность, армяне подвергались жестоким преследованиям со стороны османских властей, особенно со второй половины XIX века, кульминацией которых стал Геноцид армян .
Фон
[ редактировать ]ряд уникальных подходов к управлению Османы привнесли в традиции ислама . Исламская культура не разделяла религиозные и светские вопросы. Поначалу султан был высшей властью в стране и контролировал практически все. Однако более определённые формы государственная организация начала принимать в первой половине XVI века при Сулеймане I , известном также как «Законодатель». Османы представляли себе два отдельных «учреждения», разделяющих государственную власть: одно отвечало за управление гражданами страны, а другое — за ее вооруженные силы. «Османы оставили гражданский контроль гражданским институтам. Историки часто называют османскую социально-политическую конструкцию « Османской системой ». Однако следует отметить, что термин « Османская система » передает ощущение структурной жесткости, которой, вероятно, не существовало на протяжении всего османского периода.
Интеграция армянского населения частично происходила из-за отсутствия структурной жесткости на протяжении начального периода. Армянский народ по вопросам своих внутренних дел находился в ведении гражданской администрации . Горожане, сельчане и земледельцы образовали класс, называемый стадом/ рея , в том числе и армянский райя. Гражданское и судебное управление осуществлялось в рамках отдельной параллельной системы небольших муниципальных или сельских единиц, называемых казами . Гражданская система считалась проверкой военной системы, поскольку беи , представлявшие исполнительную власть на реаях, не могли осуществлять наказание без приговора религиозного лидера человека. Также султан находился вне упомянутого контроля. Вселенский Патриархат был лидером армянского народа. Вся эта структура получила название в армянском случае Армянское Миллет .
В византийский период Армянской церкви не разрешалось действовать в Константинополе, поскольку Греческая православная церковь считала Армянскую церковь еретической . С созданием Константинопольского Вселенского Патриархата армяне стали религиозными лидерами, а бюрократы Османской империи стали более влиятельными, чем просто их собственная община. Идея о том, что два отдельных «истеблишмента» разделяли государственную власть, давала людям возможность занимать важные должности: административные, религиозно-правовые и социально-экономические.
Армяне занимали важные посты в Османской империи. Артин Дадян-паша , занимавший пост министра иностранных дел с 1876 по 1901 год, является одним из многих примеров граждан Армении, сыгравших основополагающую роль в общественно-политической сфере Османской империи.
Роль армян в экономике Османской империи
[ редактировать ]Некоторые элитные армянские семьи Османской империи завоевали доверие султанов и смогли занять важные позиции в османском правительстве и османской экономике. Хотя их численность была небольшой по сравнению со всем армянским населением Османской империи, это вызвало некоторое недовольство среди османских националистов. Жизнь остальных простых армян была очень трудной, потому что к ним относились как к людям второго сорта.Больших успехов добились такие элитные армяне, как Авраам-паша и Габриэль Норадункян, ставший государственным секретарем иностранных дел. Семья Дадиан контролировала всю военную промышленность Османской империи. Калуст Гюльбенкян стал одним из главных советников Национального банка Турции и Турецкой нефтяной корпорации, которая позже стала Иракской нефтяной корпорацией.Историк А. Чамкертен пишет: «Однако достижения армян в Империи заключались не только в торговле. Они были вовлечены почти во все отрасли экономики и несли высшую степень ответственности. В 19 веке различные армянские семьи стали султанскими ювелирами, султанскими архитекторами. и взял на себя валютные резервы и запасы золота и серебра, включая таможенные пошлины. Шестнадцать из восемнадцати крупнейших банкиров Османской империи были армянами». (Калуст Саркис Гюльбенкян: Человек и его работа. Лиссабон: Пресса Фонда Гюльбенкяна. 2010) Османские армяне были чрезмерно представлены в торговле. [1] Будучи посредническими меньшинствами , несмотря на богатство некоторых армян, [1] их общая политическая власть была низкой, что делало их особенно уязвимыми.
Константинопольский Патриархат
[ редактировать ]После того как Константинополь пал перед турками-османами в 1453 году, патриархат стал более непосредственно заботиться обо всех православных, живущих в Османской империи . Ховагим I был в то время митрополитом Бурсы . В 1461 году Овагим I был привезен в Константинополь султаном Мехмедом II и по политическим причинам установил армянского патриарха Константинополя . Султан Мехмед II хотел разделения Армении и Греции. Константинополь стал настоящим центром их церковной и национальной жизни. Армянский патриарх, а не католикос Эчмиадзина, был их самым важным национальным сановником, как того и хотел Мехмед. В столице султана проживала самая большая армянская община в мире, а его гражданско-церковный авторитет делал султана практически самым влиятельным чиновником для армян. не было армянских церквей Вероятно, до османского завоевания 1453 года в Константинополе . После 1453 года в Стамбуле было построено 55 армянских церквей . [2]
До обнародования « Хатти Шерифа» 1839 года патриарх и его подзащитные в определенных пределах обладали карательной властью над армянским народом. В столице патриарх имел собственную тюрьму и небольшой отряд полиции. Его власть над духовенством была абсолютной, и он мог по своему желанию заключать их в тюрьму или сосылать; и хотя он был вынужден заручиться согласием султана на заключение в тюрьму или изгнание мирян его общины, необходимый фирман был получен очень легко. Патриархальная система правления, передавшая гражданскую власть в руки высших духовных лиц, была результатом того факта, что султан не делал различий между церковью и общиной и часто использовал свою власть для поддержания целостности церкви.
Армянская деревенская жизнь
[ редактировать ]В селах, в том числе в тех, население которых было преимущественно мусульманским, армянские кварталы располагались группами среди других частей населения. По сравнению с другими армяне жили в хорошо построенных домах. Дома располагались один над другим, так что плоская крыша нижнего дома служила передним двором того, что над ним. В целях безопасности дома были прижаты друг к другу. Армянские жилища были приспособлены к экстремальным температурам в высокогорьях Западной Армении (переименованной в Восточную Анатолию в 1941 году). Летом толстые стены и крытые землей крыши сохраняли прохладу в комнатах. Природные и земледельческие традиции армян были схожи с другими, но характеристики можно найти и у Ксенофонта , описавшего многие стороны армянской деревенской жизни и гостеприимства. [3] Он рассказал, что люди говорили на языке, который для его уха звучал как язык персов . [4]
Бей . или старейшина был чем-то вроде лидера деревни, и его дом обычно был самым роскошным жилищем в деревне Нередко было три священника на тридцать пять семей. Большинство армян ездили верхом в соседние села, иногда для религиозных церемоний (например, Ванского праздника), иногда для того, чтобы забрать невесту, сопровождая ее с музыкальными инструментами и аплодисментами в свою деревню.
Османская Армения, 1453–1829 гг.
[ редактировать ]Армяне сохранили свою культуру, историю и язык с течением времени, во многом благодаря своей особой религиозной идентичности среди соседних турков и курдов . Подобно греко-православному и еврейскому меньшинствам Османской империи , они составляли отдельное просо , возглавляемое Армянским Патриархом Константинополя . В рамках этой системы христиане и евреи считались религиозными меньшинствами / гражданами второго сорта ; они подвергались повышенному налогообложению, но взамен получали автономию внутри своих религиозных общин и освобождались от военной службы. Растущее религиозное и политическое влияние со стороны соседних общин потребовало принятия мер безопасности, которые часто требовали более длительного периода ожидания для меньшинств, чтобы обратиться за правовой помощью в суды. [5] Под властью Османской империи армяне сформировали три отдельных миллета : армянские православные григорианцы , армянские католики и армянские протестанты (в 19 веке). [6]
После многих столетий турецкого правления в Анатолии и Армении (сначала сельджуков , затем различных анатолийских бейликов и, наконец, османов) центры с высокой концентрацией армян утратили географическую непрерывность (части Вана , Битлиса и Харпута) . вилайеты ). На протяжении веков племена тюрков и курдов расселились в Анатолии и Армении , которые были сильно обезлюдены в результате множества разрушительных событий, таких как византийско-персидские войны , византийско-арабские войны , турецкая миграция , монгольские вторжения и, наконец, кровавые кампании Тамерлан . [7]
Кроме того, между соперничающими империями шли вековые Османско-персидские войны , поля битвы которых простирались на Западную Армению (следовательно, на большую часть родных земель армян), в результате чего регион и его народы оказались переданы между Османы и персы неоднократно. Войны между главными соперниками начались с начала 16 века и продолжались вплоть до 19 века, имея катастрофические последствия для коренных жителей этих регионов, включая армян Западной Армении .
Вследствие этих событий состав населения претерпел (начиная со второй половины средневековья) настолько глубокую трансформацию, что армяне составляли на всем протяжении своей древней родины не более четверти всего населения. . [8] [9] [10] Несмотря на это, они сохранили и защищали фактическую автономию в некоторых изолированных областях, таких как Сасун , Шатах и части Дерсима . [11] Армянский оплот и символ фактической армянской автономии, Зейтун (Ульния) был расположен между Шестью вилайетами и Киликией , в которой также было сильное армянское присутствие с момента создания Княжества (а затем Королевства) Малая Армения . Однако разрушение Королевства племенем Рамаданидов и последующее правление мусульманских держав, таких как Дулкадириды , мамлюки и османы, привело к постоянному увеличению числа мусульман в регионе, пока, наконец, геноцид не уничтожил оставшиеся остатки армянского народа. .
Существовали также значительные общины в частях Трапезундского и Анкарского вилайетов, граничащих с Шестью вилайетами (например, в Кайсери ). После османских завоеваний многие армяне также двинулись на запад и поселились в Анатолии, в крупных и процветающих османских городах, таких как Константинополь и Смирна .
Западная Армения, 1829–1918 гг.
[ редактировать ]Оставшаяся Османская Армения, состоящая из шести вилайетов ( Эрзурум , Ван , Битлис , Диярбекир , Харпут и Сивас) . [12] ) до Первой мировой войны, под властью Османской империи, также называлась Западной Арменией.
Армяне в 19 веке
[ редактировать ]Помимо учебных профессий, преподававшихся в школах, открывшихся по всей Османской империи , основными занятиями были торговля и коммерция, промышленность и сельское хозяйство. Крестьяне занимались земледелием. В империи армяне занимали более высокие должности, например, Калуст Саркис Гюльбенкян был бизнесменом и филантропом. Он сыграл важную роль в предоставлении нефтяных запасов Ближнего Востока для развития Запада. Армянская пресса и литература в этот период создали институты, которые имели решающее значение; такое отношение сыграло неоценимую роль в устранении злоупотреблений и улучшении ситуации в армянских общинах. Таким образом, их критический инстинкт был скорее положительным, чем отрицательным. Армяне организовались для разных целей; свидетельством их многочисленных обществ, клубов, политических партий и других объединений. Овсеп Пушман был художником, ставшим очень известным в Империи. В этот период армяне основали церковь, школу, библиотеку и газету. Саргис Мубаеджян был плодовитым и разносторонним писателем, получившим образование в Константинополе . Многие из его работ до сих пор разбросаны по армянской периодике.
Многие армяне, эмигрировавшие в зарубежные страны и разбогатевшие там, вернулись на родину. [13] Алекс Манукян, ставший филантропом и активным членом Всеобщего армянского благотворительного союза, был выходцем из османских земель (современный Измир ), Артур Эдмунд Кэрью , урожденный Трапезунд, стал актером в эпоху немого кино.
Армяне занимали важные посты в Османской империи, Артин Дадян-паша занимал пост министра иностранных дел Османской империи с 1876 по 1901 год и является примером того, как граждане Армении служили Османской империи.
Восточный вопрос
[ редактировать ]Восточный вопрос (обычно датируемый 1774 годом) используется в европейской истории для обозначения дипломатических и политических проблем, возникших в результате распада Османской империи в 18 веке; включая нестабильность на территориях, находящихся под управлением Османской империи. Положение образованных и привилегированных христиан внутри Османской империи улучшилось в 17 и 18 веках, и османы все больше осознавали недостающие навыки, которых не хватало более широкому османскому населению, и по мере того, как империя становилась более оседлой, она начала ощущать свою растущую отсталость в отношении европейским державам. С другой стороны, европейские державы, участвовавшие в борьбе за власть за защиту своих милитаристских, стратегических и коммерческих интересов в Империи, дали державам мотивацию помогать нуждающимся людям. Доминирующей темой был рост национализма в Османской империи как прямой результат просвещения христианского проса посредством образования. Армяне, однако, по большей части оставались пассивными в эти годы, за что получили титул просо-и садика или «верное просо». [14]
Восточный вопрос приобрел еще большую актуальность к концу 1820-х годов из-за того, что греческое Просвещение и греческая война за независимость подали пример достижения независимости от османов, и наряду с несколькими странами Балкан , разочарованными условиями, часто с с помощью держав, освободившихся от османского владычества. Великая держава Императорская Россия могла извлечь выгоду из упадка Османской империи; с другой стороны, Австрия и Соединенное Королевство считали, что сохранение Империи отвечает их интересам. Позиция Франции на протяжении веков менялась несколько раз. Вовлечению Армении на международную арену придется подождать до тех пор , пока армянское национальное пробуждение , которое « Армянский вопрос» в европейской истории, станет обычным явлением в дипломатических кругах и в популярной прессе после Берлинского конгресса (1878 г.). Армянская национальная идеология развивалась намного позже греческого движения. Однако факторы, способствующие возникновению Армянский национализм сделал это движение гораздо более похожим на движение греков, чем на движения других этнических групп. [15]
Реализация реформы, 1860–1880-е гг.
[ редактировать ]Три крупнейшие европейские державы – Великобритания, Франция и Россия (известные как Великие державы) – выразили несогласие с обращением Империи с ее христианскими меньшинствами и все больше оказывали давление на Османское правительство (также известное как Блистательная Порта ), чтобы оно предоставило равные права всем его граждане.
Начиная с 1839 года, османское правительство осуществило реформы Танзимата , чтобы улучшить положение меньшинств, хотя они оказались в значительной степени неэффективными. В 1856 году Хатт-и Хумаюн пообещал равенство всем гражданам Османской империи независимо от их этнической принадлежности и вероисповедания, расширив сферу действия Хатт-и Шерифа Гюльхане 1839 года . Реформистский период достиг своего пика с принятием Конституции, названной Kanûn-ı Esâsî (что на османском турецком языке означает « Основной закон »), написанной членами организации « Молодые османы » , которая была обнародована 23 ноября 1876 года. Она устанавливала свободу вероисповедания и равенство всех граждане перед законом. «Фирман реформ» предоставил армянам огромные привилегии, которые сформировали «правление в управлении» с целью устранения аристократического засилья армянской знати путем развития политических слоев общества. [16]
Национальная конституция Армении, 1863 г.
[ редактировать ]В 1863 году утвердила Национальную конституцию Армении (османско-турецкий язык: «Nizâmnâme-i Millet-i Ermeniyan») Османская империя . Это была форма «Свода правил», состоящего из 150 статей, разработанного «армянской интеллигенцией», который определял полномочия Патриарха (должность в Османском Миллете ) и вновь сформированного « Армянского Национального Собрания ». [17] Микртич издал указ, разрешающий женщинам иметь равные голоса с мужчинами и требующий их участия во всех выборах.
Национальное собрание Армении имело широкие функции. Мусульманские чиновники не были наняты для сбора налогов в армянских селах, а налоги во всех армянских селах собирались армянскими сборщиками налогов, назначенными Национальным собранием Армении. Армянам было разрешено создавать свои собственные суды с целью отправления правосудия и ведения судебных разбирательств между армянами, а также для решения всех вопросов, касающихся брака, развода, имущества, наследства и т. д., принадлежащих им. Также армянам было предоставлено право создавать свои собственные тюрьмы для заключения в тюрьму провинившихся армян, и ни в коем случае армянин не должен быть заключен в тюрьму в Османской империи.
Национальное собрание Армении также имело право избирать губернатора Армении местным законодательным советом Армении. Позже советы станут частью выборов во вторую конституционную эпоху. Местные армянские законодательные советы состояли из шести армян, избранных Национальным собранием Армении.
Образование и социальная работа
[ редактировать ]Начиная с 1863 года образование было доступно всем предметам, насколько это позволяли средства. Такое образование находилось под руководством комитетов мирян. В этот период в Русской Армении связь школ с Церковью была тесной, но действует тот же принцип. Это стало проблемой для российской администрации, пик которой пришелся на 1897 год, когда царь Николай назначил губернатором Закавказья армянофоба Григория Сергеевича Голицына, а армянские школы, культурные общества, газеты и библиотеки были закрыты.
Армянские благотворительные учреждения, больницы и сберегательные учреждения были организованы в соответствии с изложенной перспективой. Армяне, помимо уплаты налогов государству, добровольно налагали на себя дополнительные обременения, чтобы поддержать эти благотворительные учреждения. Налоги государству в таких случаях не имели прямого возврата армянам.
Армянский вопрос, 1877 г.
[ редактировать ]Армянский вопрос , используемый в европейской истории , стал обычным явлением в дипломатических кругах и в популярной прессе после Берлинского конгресса (1878 г.); это, как и в Восточном вопросе (обычно датируемом 1774 годом), относится к силам вмешательства Европы в дела армянских подданных Османской империи, начиная с русско-турецкой войны 1877-78 годов . Однако, в конкретном плане, армянский вопрос относится к защите и свободам армян от соседних общин. [18] «Армянский вопрос» объясняет сорок лет армяно-османской истории в контексте английской, немецкой и российской политики между 1877 и 1914 годами.
Национальное пробуждение, 1880-е гг.
[ редактировать ]Национально-освободительное движение балканских народов (см.: Национальные пробуждения на Балканах ) и непосредственное вмешательство европейских держав в Восточный вопрос оказали мощное воздействие на подавленное до сих пор национальное движение среди армян Османской империи – на развитие национально-освободительная идеология. [19] Армянское национально-освободительное движение было армянской национальной попыткой освободить историческую родину армян в восточной части Малой Азии и Закавказья от российского и османского владычества и восстановить независимое армянское государство . называли тех армян, которые не поддерживали национально-освободительные стремления или были нейтральны Чезоками .
Султан Абдул Хамид II, 1876–1909 гг.
[ редактировать ]Абдул Хамид II был 34-м султаном и руководил периодом упадка мощи и размеров Империи , правя с 31 августа 1876 года до своего свержения 27 апреля 1909 года. Он был последним османским султаном, правившим с абсолютной властью.
Столкновение Башкале, 1889 г.
[ редактировать ]Столкновение в Башкале — кровавое столкновение между партией Арменакан и Османской империей в мае 1889 года. Его название происходит от Башкале , пограничного города Ван Эялет Османской империи. Событие было важным, поскольку оно было отражено в основных армянских газетах, поскольку обнаруженные документы об Арменаканах свидетельствовали о обширном заговоре национального движения. [20] Османские официальные лица полагали, что эти люди были членами крупного революционного аппарата, и обсуждение было отражено в газетах («Восточный экспресс», «Восточный рекламодатель», «Саадет» и «Тарик»), а ответы были в армянских газетах. В некоторых армянских кругах это событие было воспринято как мученичество и повлекло за собой новые вооруженные конфликты. [21] Сопротивление Башкале находилось на персидской границе, где арменаканцы поддерживали связь с армянами Персидской империи . Гугунская экспедиция , последовавшая через пару месяцев, представляла собой попытку небольшой группы армянских националистов из Российской Армении начать вооруженную экспедицию через границу в Османскую империю в 1890 году в поддержку местных армян.
Демонстрация Кум Капу, 1890 г.
[ редактировать ]Демонстрация Кум Капу, произошедшая в армянском квартале Кум Капу, резиденции Армянского Патриарха, была предотвращена благодаря оперативным действиям коменданта Хасана Аги. [22] 27 июля 1890 года Арутюн Джангульян , Мигран Дамадян и Амбарцум Бояджян прервали армянскую мессу, чтобы прочитать манифест и осудить безразличие армянского патриарха и Национального собрания Армении . Арутюн Джангюльян (член от Вана ) пытался убить стамбульского патриарха. Целью было убедить армянских священнослужителей привести свою политику в соответствие с национальной политикой. Вскоре они вынудили патриарха присоединиться к процессии, направлявшейся к дворцу Йылдыз, чтобы потребовать выполнения статьи 61 Берлинского договора . Примечательно, что эта резня, в которой, как говорят, погибло 6000 армян, не была результатом общего подъема мусульманского населения. [22] Софта не принимали в этом участия, и многие армяне нашли убежище в мусульманских районах города. [22]
Кровавые годы, 1894–96.
[ редактировать ]Первое заметное сражение в армянском движении сопротивления произошло в Сасуне , где националистические идеалы распространялись активистами Гнчака , такими как Мигран Дамадян и Ампарцум Бояджян . Армянская революционная федерация также сыграла значительную роль в вооружении населения региона. Армяне Сасуна столкнулись с османской армией и курдскими нерегулярными формированиями в Сасуне, уступив превосходящим силам. [23] За этим последовало Зейтунское восстание (1895–96) , которое произошло между 1891 и 1895 годами. Активисты Гунчака совершили поездку по различным регионам Киликии и Зейтуна , чтобы поддержать сопротивление, и основали новые отделения Социал-демократической партии Гунчакян .
Захват Османского банка в 1896 году был совершен армянской группой, вооруженной пистолетами , гранатами , динамитом и ручными бомбами, против Османского банка в Стамбуле . Захват банка длился 14 часов, в результате чего погибли 10 армянских мужчин и османских солдат. Реакция Османской империи на захват власти привела к дальнейшим массовым убийствам и погромам нескольких тысяч армян, живущих в Константинополе, и к тому, что султан Абдул Хамид II угрожал сравнять с землей все здание. Однако благодаря вмешательству европейских дипломатов в городе удалось убедить мужчин сдаться, предоставив выжившим безопасный проход во Францию. Несмотря на уровень насилия, вызванный инцидентом, о захвате власти положительно отзывались в европейской прессе, хваля мужчин за их смелость и цели, которых они пытались достичь. [24] Годы между 1894 и 1896 годами закончились, когда число погибших варьировалось от 80 000 до 300 000 человек. [25] Резня в Гамидиане названа в честь султана Абдул Хамида II, чьи усилия по укреплению территориальной целостности находящейся в боевой готовности Османской империи привели к массовым убийствам.
Сасунское восстание, 1904 г.
[ редактировать ]Османские чиновники, участвовавшие в Сасунском восстании , ранее потерпевшие поражение в Первом Зейтунском восстании , не хотели образования еще одной полуавтономной армянской области в «восточных» вилайетах . В Сасуне армянские активисты работали над вооружением народа и вербовкой молодых людей, мотивируя их на армянское дело. 50-тысячное турецкое и курдское войско начало наступление в Сасуне, где 500 федаев должны были защищать 20-тысячное безоружное население. Армян возглавил Андраник Озанян вместе с Кеворком Чавушем , Сепасдаци Мурадом , Кери , Грайром Чохком и другими. [26]
Покушение на султана Абдул Хамида II, 1905 год.
[ редактировать ]События резни в Хамидиане султана Абдул Хамида II и продолжающаяся антиармянская политика [27] дало возможность Армянской революционной федерации спланировать покушение на султана с целью отомстить. Дашнакцы во главе с основателем АРФ Кристапором Микаэляном начали тайно производить взрывчатку и планировать операцию в Софии (Болгария). Покушение на убийство Абдул Хамида II не увенчалось успехом, хотя в результате погибло 26 человек и еще 58 получили ранения.
Роспуск, 1908–18 гг.
[ редактировать ]Вторая конституционная эра Империи началась вскоре после того, как султан Абдул-Хамид II восстановил конституционную монархию после младотурецкой революции 1908 года . В этот период было создано множество политических групп . Серия выборов в этот период привела к постепенному усилению доминирования Комитета Союза и Прогресса («CUP») в политике. Этот период также ознаменовал распад Османской империи .
Младотурецкая революция, 1908 г.
[ редактировать ]24 июля 1908 года надежды армян на равенство в империи усилились после отстранения Хамида II от власти и восстановления страны в конституционной монархии. Двумя крупнейшими революционными группами, пытавшимися свергнуть султана Абдул-Хамида II, были Армянская революционная федерация и Комитет Союза и Прогресса , группа турок, в основном получивших европейское образование. [28] На общем собрании в 1907 году АРФД признала, что армянские и турецкие революционеры преследовали одни и те же цели. Хотя реформы Танзимата предоставили армянам больше прав и мест в парламенте, АРФД надеялась получить автономию для управления населенными армянами территориями Османской империи как «государство в государстве». «Второй конгресс османской оппозиции» состоялся в Париже, Франция, в 1907 году. На нем присутствовали лидеры оппозиции, в том числе Ахмед Риза (либерал), Сабахеддин бей и член АРФД Хачатур Малумян . В ходе встречи было официально объявлено о союзе между двумя партиями. [28] [29] АРФД решила сотрудничать с Комитетом «Единение и прогресс», надеясь, что в случае прихода младотурков к власти армянам будет предоставлена автономия.
Балканские войны
[ редактировать ]Андраник Озанян участвовал в Балканских войнах 1912–1913 годов вместе с генералом Гарегином Нжде в качестве командующего армянскими вспомогательными войсками. Андраник встретился с революционером Борисом Сарафовым , и они пообещали вместе работать на благо угнетенных народов Армении и Македонии. Андраник участвовал в Первой Балканской войне вместе с Нжде в качестве главного командира 12-го батальона Лозенградской третьей бригады македонско-адрианопольского ополчения под командованием полковника Александра Протогерова . Его отряд состоял из 273 армянских добровольцев. 5 мая 1912 года Армянская революционная федерация официально разорвала отношения с правительством Османской империи; публичное заявление Западного бюро, напечатанное в официальном объявлении, было адресовано «гражданам Османской империи». В июньском номере « Дрошака» об этом была опубликована редакционная статья. [30] : 35 Подавляющее число армян с отличием служили частям Империи во время балканских войн.
Пакет реформ в Армении, 1914 г.
[ редактировать ]Пакет реформ в Армении представлял собой соглашение, согласованное с Россией, действовавшей от имени великих держав, и Османской империей. Его целью было провести реформы среди армянских граждан империи. Это соглашение, закрепленное в феврале 1914 года, основывалось на договоренностях, номинально заключенных в 1878 году. Согласно этому соглашению генеральные инспекторы, чьи полномочия и обязанности составляли ключ к решению вопроса, должны были назначаться сроком на десять лет, и их помолвка не могла быть расторгнута в течение этого периода.
Население
[ редактировать ]Провинция | Населенные пункты | Армяне | Церкви | Монастыри | Школы | Ученики |
---|---|---|---|---|---|---|
Константинополь | 49 | 163,670 | 53 | 64 | ||
Фракия | 9 | 30,316 | 14 | 15 | 2,438 | |
Санджак из Исмета | 42 | 61,675 | 51 | 53 | 7,480 | |
Хюдавендигар | 58 | 118,992 | 54 | 50 | 6,699 | |
Йод | 16 | 21,145 | 26 | 1 | 27 | 2,935 |
Konya | 15 | 20,738 | 14 | 1 | 26 | 4,585 |
Кастамону | 18 | 13,461 | 17 | 18 | 2,500 | |
Трапезунд | 118 | 73,395 | 106 | 31 | 90 | 9,254 |
Ангора | 88 | 135,869 | 105 | 11 | 126 | 21,298 |
Сивас | 241 | 204,472 | 198 | 21 | 204 | 20,599 |
Адана | 70 | 119,414 | 44 | 5 | 63 | 5,834 |
Алеппо | 117 | 189,565 | 93 | 16 | 113 | 8,451 |
Мамурет-уль-Азиз | 279 | 124,289 | 242 | 65 | 204 | 15,632 |
Диярбакыр | 249 | 106,867 | 148 | 10 | 122 | 9,660 |
Эрзурум | 425 | 202,391 | 406 | 76 | 322 | 21,348 |
Битлис | 681 | 218,404 | 510 | 161 | 207 | 9,309 |
К | 450 | 110,897 | 457 | 80 | 192 | |
ОБЩИЙ | 2,925 | 1,914,620 | 2,538 | 451 | 1,996 | 173,022 |
Первая мировая война, 1914–18 гг.
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны Османская империя и Российская империя участвовали друг в друге в Кавказских и Персидских кампаниях , и КЕП начала смотреть на армян с недоверием и подозрением. Это было связано с тем, что в российской армии находился контингент армянских добровольцев . 24 апреля 1915 года армянские интеллектуалы были арестованы османскими властями , и благодаря Закону Техчир (29 мая 1915 года) значительная часть армян, проживающих в Западной Армении, погибла в результате так называемого геноцида армян . В регионе существовало местное армянское сопротивление , направленное против действий Османской империи. , считают, что события 1915–1917 годов Армяне, западные историки и даже некоторые турецкие писатели и историки, такие как Танер Акчам и Орхан Памук были спонсируемыми государством и спланированными массовыми убийствами или геноцидом .
Геноцид армян заложил основу для того, чтобы национальное государство стало более однородным. К концу Первой мировой войны более 90 процентов армян Османской империи исчезли, и большинство следов их существования было стерто. Выживших женщин и детей часто заставляли принять ислам и отказаться от своей армянской идентичности. [33]
См. также
[ редактировать ]- История Армении
- Хронология армянской истории
- Армяне в Турции
- Антиармянские настроения в Турции
- Османское армянское население
- Армянский Патриарх Константинополя
- Армянский спорт в Османской империи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Блоксэм, Дональд (2005). Большая игра геноцида: империализм, национализм и уничтожение османских армян . Издательство Оксфордского университета . стр. 8–9. ISBN 978-0-19-927356-0 .
- ^ Мансель, Филип (10 ноября 2011 г.). Константинополь: город желаний мира, 1453-1924 гг . Джон Мюррей Пресс. ISBN 978-1-84854-647-9 .
- ^ Минасян, Смбат (21 июня 2008 г.). «Армения, какой ее видел Ксенофонт» . Архивировано из оригинала 27 августа 2008 года . Проверено 3 сентября 2008 г.
- ^ Anabasis (Xenophon) , IV.v .2–9. [ нужна проверка ]
- ↑ Мы и они: Армяне в Османской империи. Архивировано 21 ноября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Ортайлы, Ильбер . Последняя империя Османская империя (Последняя империя: Османская империя) , Стамбул, Timas Publications (Timaş Press), 2006. стр. 87–89. ISBN 975-263-490-7 (книга на турецком языке)
- ^ Вольф-Дитер Хюттерот и Фолькер Хёфельд. Турция , Дармштадт, 2002. С. 128–132.
- ^ М. Канард: «Арминия» в Энциклопедии ислама , Лейден, 1993.
- ^ Г. Л. Селеной и Н. фон Зейдлиц: «Распространение армян в Азиатской Турции и в Закавказье», в: Petermanns Nachrichten , Гота, 1896.
- ^ Маккарти, Джастин: Османские народы и конец Империи ; Лондон, 1981 год; стр.86
- ^ Калигян, Дикран Месроб (2009). Армянская организация и идеология под властью Османской империи: 1908–1914 гг . Издатели транзакций. стр. 30–39–40. ISBN 9781412807753 .
- ^ Кахун, Бен (2000). «Армения» . WorldStatesmen.org . .
- ^ Йоханссон, Алиса (январь 2008 г.). «Возвратная миграция в Армению» (PDF) . Университет Радбауда . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Дадриан, Ваагн Н. История Геноцида армян: этнический конфликт от Балкан до Анатолии и Кавказа . Оксфорд: Berghahn Books, 1995, стр. 192. ISBN 1-57181-666-6
- ^ Ованнисян, Ричард , Геноцид армян: история, политика, этика , стр.129
- ^ Ортайли, Ильбер , Традиции местного самоуправления от Танзимата до республики , Стамбул, 1985, стр. 73
- ^ Ованнисян, Ричард «Армянский народ от древности до современности», стр.198
- ^ Арменоведение: Études Arméennes Ливанской ассоциации выпускников армянских университетов, стр. 4–6
- ^ Киракосян, Арман Дж. Британская дипломатия и армянский вопрос: с 1830-х по 1914 год , стр. 58
- ^ Тер-Минасян, Рубен. Хай Хегапохакани Ме Хишатакнере [Воспоминания армянского революционера] (Лос-Анджелес, 1952), II, 268–269.
- ^ Дарбинян, соч. цит., с. 123; Аджемян, соч. цит., с. 7; Варандян, Дашнакцутян Патмутюн, I, 30 лет; Великобритания, Турция № 1 (1889 г.), соч. соч., Приложение в №. 95. Выписка из «Восточного экспресса» от 25 июня 1889 г., стр. 83–84; там же, нет. 102. Сэр У. Уайт маркизу Солсбери (получено 15 июля), с. 89; Великобритания, Турция № 1 (1890 г.), соч. соч., нет. 4. Сэр У. Уайт маркизу Солсбери (получено 9 августа), с. 4; там же, Приложение 1 в вып. 4, полковник Чермсайд — сэру У. Уайту, с. 4; там же, вложение 2 в вып. 4. Вице-консул Деви — полковнику Чермсайду, стр. 4–7; там же, вложение 3 в вып. 4. М. Патигян – М. Кулаксисяну, стр. 7–9; там же, вложение 4 в вып.
- ^ Jump up to: а б с Кризи, Эдвард Шепард. Турция , стр.500.
- ^ Курдоглян, Мигран (1996). Айоц Бадмутюн, Том III (на армянском языке). Афины, Греция: Храдарагун Азкаин Усумнаган Хорхурти. стр. 42–44.
- ^ Балакян, Питер . Пылающий Тигр: Геноцид армян и ответ Америки . Нью-Йорк: Perennial, 2003. стр. 107–108.
- ^ Акчам, Танер . Позорный поступок . 2006, стр.42.
- ^ Курдоглян, Мигран (1996). Айоц Бадмутюн, Том III (на армянском языке). Афины, Греция: Храдарагутиун Азкаин Усумнаган Хорхурти. п. 47.
- ^ Kirakosian, Arman Dzhonovich. The Armenian Massacres, 1894–1896: 1894–1896 : U.S. media testimony , Page 33.
- ^ Jump up to: а б Кансу, Айкут (1997). Революция 1908 года в Турции . Академическое издательство «Брилл». п. 78. ИСБН 90-04-10283-3 .
- ^ Курдоглян, Мигран (1996). Айоц Бадмутюн (История Армении) (на армянском языке). Афины, Греция: Азкаин Осумнаган Хорхорти. стр. 100-1 52–53.
- ^ Эриксон, Эдвард (2013). Османы и армяне: исследование противоповстанческих действий . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1137362209 .
- ^ Киракосян, Дж. С., изд. Айастане мичазкаин диванакитутьян эу советакан арткин кагакаканутьян пастатехтерум, 1828–1923 (Армения в документах международной дипломатии и советской внешней политики, 1828–1923). Ереван, 1972. с.149-358.
- ^ Кеворкян, Раймонд Х. (2011). Геноцид армян: полная история . Лондон: ИБ Таурис. стр. 272–278. ISBN 978-0-85771-930-0 . OCLC 742353455 .
- ^ «Геноцид армян | История, причины и факты | Британника» . www.britanica.com . 17 мая 2024 г. Проверено 15 июня 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фрейзи, Чарльз А. (2006) [1983]. Католики и султаны: Церковь и Османская империя 1453–1923 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521027007 .
- Стопка, Кшиштоф (2016). Армения Христиана: армянская религиозная идентичность и церкви Константинополя и Рима (4-15 века) . Краков: Издательство Ягеллонского университета. ISBN 9788323395553 .