Спасение армян во время геноцида армян
Во время Первой мировой войны и до 1923 года отдельные лица и группы помогали (или пытались помочь) армянам избежать геноцида армян, совершенного правительством младотурок , а затем Мустафой Кемалем Ататюрком . После распада СССР и обретения Арменией независимости исследования все больше сосредотачивались на османских людях ( турках , курдах , арабах ) и западных людях ( миссионерах , послах и т. д.), которые в свое время выступали против геноцида. Общепризнано, что такие люди или группы могли также оказывать помощь жертвам геноцида ассирийцев и греков , произошедших примерно в тот же период. [ 1 ]
Османские гражданские власти
[ редактировать ]Несколько гражданских чиновников, в основном младотурки , выступали против геноцида и иногда доходили до спасения армян. Одним из таких случаев является Хасан Мажар , губернатор (вали) Анкары, который отказался участвовать в геноциде, был отправлен в отставку, а позже вернулся, чтобы возглавить стамбульские процессы, приговорившие к смертной казни наиболее очевидных виновников геноцида. [ 2 ] Другой пример — Сулейман Назиф (губернатор Багдада) и его брат Фаик Али Озансой , которого преступники называли «правителем неверных» из-за того, что он спас более трёх тысяч армян от резни и депортации. [ 3 ]

Мехмед Джелал Бей , губернатор Алеппо , отказался проводить депортацию , что привело к его переводу в Конью , где он в очередной раз отклонил приказ о депортации; он стал известен как турецкий Оскар Шиндлер . Столкнувшись с продолжающейся политикой геноцида, он отправился в Константинополь, чтобы получить объяснения в штаб-квартире партии. По возвращении в Конью он обнаружил, что все армянское население было депортировано в его отсутствие. Позже он сказал о своих действиях во время геноцида : [ 4 ]
«Я был человеком, сидевшим на берегу реки, и у которого не было возможности никого спасти. Кровь текла по реке, и тысячи невинных детей, невинных стариков, беззащитных женщин, сильных юношей скатывались по этой реке в забвение. .Всех, кого я мог спасти голыми руками, я спас, а остальные, я думаю, ушли в ту реку и никогда не вернулись».
Некоторые османские губернаторы, выступавшие против намерения государства истребить армян, были казнены или убиты. Хусейн Несими, префект Личе, отказался подчиняться устным приказам и потребовал письменных указаний; он был уволен, вызван в Диярбакыр и убит на дороге Мехмедом Решидом . Вместе с ним были также убиты Ферит, губернатор Басры , Бедри Нури, вице-губернатор Мюнтефака, Сабит, депутат Бешири , и Исмаэль Местан, журналист. [ 5 ]
Префект Мидьята также был убит силами Мехмеда Решида , прозванного «мясником Диярбакыра», как сообщается в телеграмме немецкого консула в Мосуле, Гольштейн: «Префект Мидьята пренебрег приказами убивать христиан в своем регионе; очень быстро он был убит по приказу генерал-губернатора Диярбакыра». [ 6 ]
Мусульманские и другие религиозные лидеры
[ редактировать ]Мусульманские религиозные лидеры
[ редактировать ]Некоторые османские религиозные лидеры, такие как великий муфтий Мустафа Хайри Эфенди , вторая по значимости фигура в суннитском исламе после османского халифа , также открыто выступали против геноцида. Мустафа Хайри Эфенди был арестован, предан суду и казнен младотурками. [ 7 ]

В 1909 году в ответ на призыв турецкого шейха к резне армян во время резни в Адане шейх Салим аль-Бишри, великий имам университета аль-Азхар , издал фетву против всех, кто участвовал в армянской резне. [ 8 ] [ 9 ] В нем он, среди прочего, сказал: [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
В местных газетах мы наткнулись на печальные новости и презренные сообщения о мусульманах в некоторых анатолийских провинциях Османских владений. К ним относятся сообщения о том, что они преступили христиан, нападая на них и жестоко убивая их. Мы были шокированы такими сообщениями и надеялись, что они окажутся ложными, поскольку ислам, как общий принцип, абсолютно запрещает акты неоправданной агрессии и запрещает угнетение, кровопролитие и причинение вреда другим людям, независимо от того, являются ли они мусульманами, христианами или евреями.
Хусейн бин Али
[ редактировать ]Самым значительным мусульманским деятелем, участвовавшим в спасении армян во время геноцида, вероятно, является Хусейн бин Али , который провозгласил Шарифский халифат в 1924 году взамен Османского халифата , после того как он был разрушен Мустафой Кемалем Ататюрком . [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Во-первых, он публично осудил геноцид еще в 1916 году, заявив: «Мы специально привлекаем к мировому осуждению зверства, совершенные против греков и армян, зверства, которые наш священный закон может только не одобрять». [ 15 ] В 1917 году он принял решения по защите армянских беженцев и проживающих на его землях от геноцида армян . [ 16 ] В связи с этим в том же году он издал указ: «Во имя Милосердного Аллаха и нашего пророка Мухаммеда мы обращаемся к нашим арабским братьям (...) принять армянских беженцев в свои семьи, чтобы поделиться с ними свое имущество – верблюдов, еду, кров, одеяла – и делитесь всем, что у вас есть в избытке, и всем, что вы можете дать людям». [ 16 ]

В апреле 1918 года в рамках завоевания сирийских территорий , на которых произошел геноцид армян , он издал указ о защите армян от преследований и разрешении им мирно поселиться, в котором он приказал: [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
«От вас требуется защищать и хорошо заботиться обо всех представителях армянской общины якобитов, живущих на ваших территориях и границах и среди ваших племен; помогать им во всех их делах и защищать их так, как вы защищали бы себя, своих имущество и детей, и обеспечивают всем, что им может понадобиться, независимо от того, осваиваются они или переезжают с места на место, потому что они — народ под защитой мусульман ( Ахль Диммат аль-Муслимин ), о котором Пророк Мухаммад (да дарует ему Аллах Его благословения) и мир) сказал: «Кто отнимет у них хотя бы веревку, тому Я буду противником в Судный день». [ 21 ] Это одна из самых важных вещей, которые мы требуем от вас и ожидаем от вас, учитывая ваш благородный характер и решимость».
Армянский национальный институт считает это старейшим заявлением главы государства о признании геноцида армян. [ 22 ] Наряду с этим он предоставил гражданство своим армянским подданным. [ 23 ] По словам переживших геноцид армян, таких как Левон Йотнахпарян, Хусейн лично принял его и был потрясен известием о происходящем. [ 24 ] Он также поддерживал выживших армян и предоставлял людей и защиту для экспедиций в сирийскую пустыню, направленных на спасение депортированных армян. [ 25 ] [ 26 ] Согласно свидетельствам, этот метод, как говорят, спас до 4000 человек от геноцида в сотрудничестве с Хусейном аль-Аттрашем, вождем друзов, который затем замаскировал беженцев под друзов . [ 25 ] [ 26 ] Его сын Фейсал предоставил всем армянским беженцам бесплатный транспорт для поездки в лагерь британских беженцев в Дамаске и бесплатное пользование железной дорогой Хиджаза ; даже если это означало бы воспрепятствование военным усилиям. [ 27 ]
Христианские миссионеры
[ редактировать ]Во время геноцида армян многочисленные западные католические и протестантские миссионеры активно участвовали в попытках спасти армян на месте. [ 28 ] Примечательно, что среди миссионеров значительную долю составляли женщины, которые в первую очередь заботились о сиротах и через эти приюты сумели спасти армянских, греческих и ассирийских детей от депортации. Некоторые известные личности включают Мэри Луизу Граффам , [ 29 ] Грейс Нэпп , Нелли Миллер-Манн , [ 30 ] Мария Якобсен , [ 31 ] Анна Хедвиг Бюлл , [ 32 ] [ 33 ] спасшая тысячи армянских детей, Сьюзан Уэлти Орвис , спасшая до 4000 армянских и греческих детей, Карен Джеппе , известная как Мать армян, [ 34 ] Альма Йоханссон , [ 35 ] Эдвин Манселл Блисс и Мария Гербер .
Миссионерские организации, такие как Немецкое общество помощи армянам. [ 36 ] и Американский совет уполномоченных по делам иностранных миссий , [ 37 ] смогли спасти тысячи армянских жертв или, по крайней мере, попытались это сделать во время геноцида.
Дипломаты, международные организации
[ редактировать ]Армянский Красный Крест Константинополя, основанный в 1913 году Заруи Бахри , чья собственная семья погибла в результате депортации, занялся спасением детей, переживших геноцид. [ 38 ]
Различные люди
[ редактировать ]В районе Дейр-эз-Зора , главного пункта назначения многих депортаций, многочисленные арабские племена , как мусульманские , так и православные , оказывали депортированным гуманитарную помощь. [ 8 ] В Алеппо арабские семьи смогли предоставить приют армянам , как детям, так и взрослым, чтобы защитить их от геноцида. [ 39 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ширинян, Джордж Н. (2015). «Турки, спасшие армян: праведные мусульмане во время Геноцида армян» . Международное исследование геноцида . 9 (2): 208–227. дои : 10.3138/gsi.9.2.03 . ISSN 2291-1847 . JSTOR 26986023 . S2CID 163938263 . Архивировано из оригинала 24 сентября 2023 г. Проверено 17 августа 2023 г.
В 1913–1923 годах не только армяне, но также ассирийцы и греки подвергались целенаправленной политике младотурецкого, а впоследствии и кемалистского режима, направленной на избавление себя от этих нетурецких и немусульманских меньшинств, которых он обвинял в за экономические, политические и военные неудачи правительства. В этом исследовании я остановлюсь только на случаях спасения армян, хотя ожидаю, что существуют сопоставимые случаи спасения ассирийцев и греков.
- ^ Кворкян, Раймонд Х. (2006). Геноцид армян . История. Пэрис: Джейкоб. ISBN 978-2-7381-1830-1 .
- ^ «Эрменилер Тюрк валийи анды» . Сабах (на турецком языке). Архивировано из оригинала 17 августа 2023 г. Проверено 17 августа 2023 г.
- ^ Доктор Рачо Донеф (2010). Праведные мусульмане во время Геноцида 1915 года (PDF) . Сидней. Архивировано (PDF) из оригинала 17 августа 2023 г. Проверено 17 августа 2023 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Танер Акчам (2006). Позорный акт: геноцид армян и вопрос ответственности Турции . Столичные книги. ISBN 0-8050-7932-7 . OCLC 64844685 .
- ^ Танер Акчам (2006). Позорный акт: геноцид армян и вопрос ответственности Турции . Столичные книги. п. Префект Мидьята также был убит по приказу Решита. «Префект Мидьята игнорировал приказ убивать христиан в своем районе; вскоре он был убит по приказу генерал-губернатора Диярбакыра». ISBN 0-8050-7932-7 . OCLC 64844685 .
- ^ Ширинян, Джордж Н. (2015). «Турки, спасшие армян: праведные мусульмане во время Геноцида армян» . Международное исследование геноцида . 9 (2): 208–227. дои : 10.3138/gsi.9.2.03 . ISSN 2291-1847 . JSTOR 26986023 . S2CID 163938263 . Архивировано из оригинала 24 сентября 2023 г. Проверено 17 августа 2023 г.
Хайри-бей, шейх уль-ислам, «имел безрассудство критиковать политику своих коллег по резне армян». За это и другие разногласия с правительством он был арестован, предан гражданскому суду и казнен.
- ^ Jump up to: а б Самаха, Нур. «Как арабы обратились к армянам во время резни 1915 года» . aljazeera.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2023 г. Проверено 11 сентября 2022 г. .
- ^ Jump up to: а б Балландалус (22 апреля 2015 г.). «Осуждение резни в Адане (1909 г.) шейхом аль-Азхаром Салимом аль-Бишри (ум. 1916)» . Балландалус . Архивировано из оригинала 03 сентября 2023 г. Проверено 03 сентября 2023 г.
- ^ Свейс, Сами Йирийс. Хашимитские домашние тревоги: Мекканский эмират, арабизм и арабское восстание (1880-1919) (Диссертация). Чикагский университет. Архивировано из оригинала 27 сентября 2021 г. Проверено 03 сентября 2023 г.
- ^ Ашджян, Ара (20 августа 2012 г.). «Армянские проблемы: фетва великого шейха Аль-Азхара, осуждающая массовые убийства армян в Адане в 1909 году турками» . Армянские проблемы . Архивировано из оригинала 04 сентября 2023 г. Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ Аль-Абади, Мухаммад Юнус (2023). «Халифат Шарифа Хусейна бин Али и клятва верности народа Палестины мечети Аль-Акса » . газета «Альране» (на арабском языке). Архивировано из оригинала 07 февраля 2023 г. Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Бани Исса, Мохаммад Салех (1 ноября 2023 г.). «Факторы стабильности и устойчивого развития Иордании в ее первое столетие 1921–2021 гг. (аналитическое описательное исследование)» . Гелион . 9 (11): e20993. Бибкод : 2023Heliy...920993B . дои : 10.1016/j.heliyon.2023.e20993 . ISSN 2405-8440 . ПМЦ 10623165 . ПМИД 37928029 .
- ^ Лоуренс, Генри (27 марта 2002 г.). Вопрос о Палестине, том 2: Священная миссия цивилизации (1922–1947) (на французском языке). Фаярд. ISBN 978-2-213-70358-9 . Архивировано из оригинала 28 декабря 2023 г. Проверено 26 декабря 2023 г.
- ^ «Ле Темпс» . Галлика . 12.11.1916. Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 г. Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Аветисян, Виген (03.04.2019). «Уникальный документ эмира Мекки 1917 года: «Помогайте армянам, как вы помогали бы своим братьям» » . Арт-А-Цолум . Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 г. Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ Хусейн бин Али (1922 г.). Переписка между Шарифом Хусейном и османами / Клип Сауд Аль-Фаваз, Переписка между Шарифом Хусейном и османами, стр. (на арабском языке). Аль Фаваз. стр. 161–159.
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Аль-Хусейн ибн Али, шериф Мекки» . www.armenian-genocide.org . Архивировано из оригинала 1 декабря 2022 г. Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ Поддержание языка среди армян Иордании , Раеда Аль-Нахар, кафедра английского языка и литературы, факультет искусств, Ближневосточный университет последипломного образования, апрель 2009 г. https://meu.edu.jo/libraryTheses/586cbba72c0b5_1.pdf . Архивировано . 22 марта 2022 г. в Wayback Machine
- ^ «MWNF – Делимся историей» . Sharinghistory.museumwnf.org . Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 г. Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Сунан Аби Дауд 3052 - Дань, трофеи и правление (Китаб аль-Харадж, Вал-Фай' Валь-Имара) - Книга налогов, княжеств и фаи - Sunnah.com - Высказывания и учения Пророка Мухаммеда ( да благословит его Бог и дарует ему мир)» . sunnah.com . Архивировано из оригинала 18 декабря 2023 г. Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ «Главы государств, парламентов и заявления президентов» . www.armenian-genocide.org . Архивировано из оригинала 1 декабря 2022 г. Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ Мушарбаш, Ранда (2018). «Армянская диаспора в Иордании между «мифом о возвращении» и реальностью в эпоху транснационализма Ранда Мушарбаш» . Обзор гуманитарных и социальных наук . 8 (2): 511–518. Архивировано из оригинала 21 декабря 2023 г. Проверено 25 декабря 2023 г.
- ^ Грегорян, Алин К. (27 сентября 2018 г.). « Вороны пустыни» проливают свет на малоизвестного героя геноцида» . Армянское зеркало-зритель . Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 г. Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Левон Йотнахпарян, как рассказал его внук Левон Парян» . Армянский музей Америки . 2020-04-30. Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 г. Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Йотнахпарян, Левон; Чинпашян, Два; Париан, Левон; Париан, Бенджамин (2012). Вороны пустыни: Мемуары Левона Йотнахпаряна Туджунга (Калифорния): Парианский фотографический дизайн. ISBN 978-0-9671782-0-2 .
- ^ ПУТЕШЕСТВИЕ ЧЕРЕЗ ГЕНОЦИД АРМЯН, Мелина Пэрис, 17 марта 2017 г., https://www.randomlengthsnews.com/archives/2017/03/17/journey-armenian-genocide-crows/16602 . Архивировано 28 декабря 2023 г. в Wayback Machine
- ^ «Миссионеры и Геноцид армян» . www.armenian-genocide.org . Архивировано из оригинала 11 сентября 2022 г. Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ «Мэри Луиза Граффам» . auroraprize.com . Архивировано из оригинала 11 сентября 2022 г. Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ Кинросс, Патрик Бальфур, барон (1992). Ататюрк: биография Мустафы Кемаля, отца современной Турции . Квилл/Морроу. ISBN 0-688-11283-8 . OCLC 24845640 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Оккенхауг, Ингер Мари (2010). «Скандинавские миссионеры, гендер и армянские беженцы во время Первой мировой войны. Кризис и изменение призвания» . Общественные науки и миссии . 23 (1): 63–93. дои : 10.1163/187489410X488521 . ISSN 1874-8937 . Архивировано из оригинала 14 октября 2022 г. Проверено 17 августа 2023 г.
- ^ Багдикян, Бен Х. 1997. Двойное видение: размышления о моем наследии, жизни и профессии . п. 88. Маяк Пресс. ( ISBN 978-0807070673 )
- ^ Эне Паюла. «От хаапсалуской девушки к армянской матери». Úpetajate Leht , 11 мая 2007 г. , копия статьи на archive.is
- ^ «Миссионеры» . Ушамадян . Архивировано из оригинала 11 сентября 2022 г. Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ «Миссионеры, помогавшие армянам во время Геноцида – Альма Йоханссон» . Horizonweekly.ca . 22 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 11 сентября 2022 г. Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ «КНИГА: Немецкая миссионерская деятельность в Османской империи: Станция Мараш (1896-1919)» . Международный фонд Рауля Валленберга . Архивировано из оригинала 11 сентября 2022 г. Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ Эллиотт, Венди (2018). Стойкость и грация в сошедшем с ума мире: Гуманитаризм в Таласе, Турция, 1908-1923 гг . Лондон: Институт Гомидаса. ISBN 978-1-909382-44-2 .
- ^ «Взгляд с Босфора: взгляд Заруи Бахри на Первую Республику Армения и ее советизацию» . Армянский национальный комитет Америки . 25 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 31 августа 2018 г. Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ Самаха, Нур. «Как арабы обратились к армянам во время резни 1915 года» . aljazeera.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2023 г. Проверено 11 сентября 2022 г. .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мурадян, Хачиг (2021). Сеть Сопротивления: Геноцид армян и гуманитаризм в Османской Сирии, 1915–1918 гг . МГУ Пресс. ISBN 978-1-62895-419-7 .