Терминология геноцида армян
Терминология геноцида армян различается в английском, турецком и армянском языках и привела к политическим разногласиям вокруг вопроса отрицания геноцида армян и признания геноцида армян . Хотя большинство историков, пишущих на английском языке, используют слово « геноцид », существуют и другие термины.
Армянский
[ редактировать ]Егерн и Медз Егерн
[ редактировать ]Медз Егерн ( Մեծ եղեռն , Mets yegherrn букв. « Великое злое преступление » ) — армянский термин, обозначающий геноцид , особенно геноцид армян . Этот термин стал предметом политических споров, поскольку он воспринимается как более двусмысленный, чем слово «геноцид» . [1] [2] [3] термин Агет ( Աղետ , букв. « Катастрофа » ). Также используется [4] Термин «Геноцид армян» ( Айоц цегаспанутюн ), буквально «геноцид армян», также используется в официальном контексте, например, в Музее Геноцида армян в Армении.
Английский
[ редактировать ]
Современные наблюдатели использовали недвусмысленную терминологию для описания геноцида, включая «убийство нации», «расовое истребление» и так далее. [5] [6]
Преступление против человечества
[ редактировать ]В своей декларации от мая 1915 года державы Антанты назвали продолжающуюся депортацию армянского народа «преступлением против человечества». Преступления против человечности позднее стали отдельной категорией в международном праве после Нюрнбергского процесса . [7] [8]
Геноцид
[ редактировать ]Английское слово «геноцид» было придумано польским еврейским юристом Рафаэлем Лемкиным в 1943 году. Интерес Лемкина к военным преступлениям возник в 1921 году после суда над Согомоном Тейлиряном за убийство Талаат-паши ; он признал судьбу армян одним из главных случаев геноцида ХХ века. [9] [10] Хотя большинство ученых-международников согласны с тем, что Конвенция о геноциде 1948 года , установившая запрет геноцида в международном уголовном праве , не имеет обратной силы. [11] [12] В остальном события геноцида армян соответствуют юридическому определению геноцида. [13] [14] Дэвид Гутман утверждает, что «однако немногие ученые, если таковые имеются, отвергают использование термина «геноцид » » в случае с Арменией исключительно потому, что они считают его анахронизмом . [15] Однако можно писать о геноциде армян, не преуменьшая и не отрицая его, используя множество других терминов, помимо геноцида . [6]
Помимо юридического значения, слово «геноцид » также «содержит неотъемлемое оценочное суждение, которое отдает предпочтение нравственности жертв перед преступниками». [16]
Этническая чистка
[ редактировать ]Термин «этническая чистка» , придуманный во время югославских войн 1990-х годов, часто используется в академических работах наряду с геноцидом или вместо него. Некоторые турецкие историки готовы назвать Геноцид армян этнической чисткой или преступлением против человечности, но сомневаются в геноциде . [17]
Французский
[ редактировать ]Названия на французском языке: Геноцид армян и Геноцид армян . [ нужна ссылка ]
Французский язык служил иностранным языком среди образованных людей в посттанзиматский период (позднеимперский период). [18]
немецкий
[ редактировать ]Völkermord , немецкое слово, обозначающее геноцид, появилось раньше английского слова и использовалось немецкими современниками для описания геноцида. [5]
турецкий
[ редактировать ]Техчир , арабское слово, означающее «уход на рассвете», впервые было записано на турецком языке еще в 1916 году в официальной переписке, касающейся депортации армян, и получило широкое распространение в жаргоне прессы после окончания Первой мировой войны в 1918 году. [19] Геноцид также неофициально называют Эрмени кыымы или Эрмени кырыми , что означает «армянская резня». [20] [21]
Турецкое правительство использует такие выражения, как «так называемый геноцид армян» ( турецкий : sözde Ermeni soykırımı ), «армянская проблема» ( турецкий : Ermeni sorunu ), «события 1915 года» ( турецкий : 1915 olayları ), [22] часто характеризуя обвинения в геноциде как «армянские обвинения» [23] или «армянская ложь». [24] Турецкий историк Доган Гюрпынар пишет, что sözde soykırım - это «своеобразная идиома, позволяющая неохотно ссылаться на 1915 год, но полностью отвергать его», изобретенная в начале 1980-х годов для дальнейшего отрицания геноцида армян . [25] Однако в 2006 году премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган приказал правительственным чиновникам говорить «события 1915 года» вместо «так называемого геноцида армян». [26] Эрдоган, а также некоторые турецкие интеллектуалы, [ ВОЗ? ] выделили «хороших» армян (тех, кто живет в Турции и Армении), которые не обсуждают геноцид, и «плохих» (в первую очередь армянская диаспора ), которые настаивают на признании. [27] [28]
Многие турецкие интеллектуалы неохотно используют термин «геноцид» , потому что, по словам Акчама, «квалифицируя его как геноцид, вы становитесь членом коллектива, связанного с преступлением, не каким-либо преступлением, а с величайшим преступлением». [29] По словам Халила Каравели, «слово [геноцид] вызывает сильную эмоциональную реакцию среди турок всех слоев общества и всех идеологических наклонностей». [30]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мурадян, Хачиг (23 сентября 2006 г.). «Объяснение необъяснимого: терминология, используемая армянскими СМИ применительно к 1915 году» . Армянский еженедельник .
- ^ Матиосян, Вардан (15 мая 2013 г.). «Точный перевод»: как «Медз Егерн» означает геноцид» . Армянский еженедельник .
- ^ Погос Зекиян, Левон (2014). «Изгнание (техчир) и геноцид (сойкырым): от мнимой непримиримости к взаимодополняемости: мысли о Мец-Егерне, Великой армянской катастрофе» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Савелсберг, Иоахим Дж. (2021). Зная о Геноциде: страдания армян и эпистемическая борьба . Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 104. ИСБН 9780520380189 .
- ^ Jump up to: а б Ихриг 2016 , стр. 9, 55.
- ^ Jump up to: а б Максудян 2009 , с. 644–645.
- ^ Сегессер, Дэниел Марк (2008). «Распустить или наказать? Международные дебаты среди юристов и публицистов о последствиях геноцида армян для Османской империи, 1915–23». Журнал исследований геноцида . 10 (1): 95–110. дои : 10.1080/14623520701850369 . S2CID 72225178 .
- ^ Чорбаджян, Левон (2016). « Они навлекли это на себя, и этого никогда не произошло»: Отрицание 1939 года». Наследие Геноцида армян . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. стр. 167–182. ISBN 978-1-137-56163-3 .
- ^ Ихриг 2016 , стр. 9, 370–371.
- ^ из Waal 2015 , стр. 132–133.
- ^ из Waal 2015 , стр. 257–258.
- ^ Бейкер 2015 , с. 211.
- ^ Робертсон 2016 , с. 73. «Иными словами, если бы те же самые события произошли сегодня, не может быть никаких сомнений в том, что судебное преследование перед МУС Талаата и других должностных лиц CUP за геноцид, преследование и другие преступления против человечества было бы успешным. Турция была бы привлечена к ответственности за геноцида и преследования со стороны Международного Суда, и он будет обязан возместить ущерб».
- ^ Латтанци 2018 , стр. 27–28, 96–97. «Помимо вопроса о вызове странного стандарта доказательств — однозначного! (во всяком случае, он действительно однозначен!) — турецкими правителями были приняты конкретные четкие решения по уничтожению османской армянской общины. Во всяком случае, даже если бы документация по таким решениям не была доступна (а это не так), в соответствии с критериями, установленными международными уголовными трибуналами и Международным Судом относительно намерения уничтожить значительную часть сообщества, защищаемого Конвенцией о геноциде, этот конкретный субъективный элемент может быть выведены из других элементов... Все эти элементы фактически присутствуют в деле Мец-Егерна: характер совершенных противоправных действий, их массовое, систематическое и одновременное совершение на соответствующей территории, специфика «депортаций», преднамеренно направленных; избегать возвращения армян на их вековую родину, присвоения армянской собственности и разрушения армянских культурных и религиозных зданий и т. д., из чего ясно следует, что возвращение было исключено».
- ^ Гутман 2015 , с. 169.
- ^ Гёчек, Фатма Мюге (2015). Отрицание насилия: османское прошлое, турецкое настоящее и коллективное насилие против армян, 1789–2009 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 18–19. ISBN 978-0-19-933420-9 .
- ^ Суни, Рональд Григор (2009). «Правда в рассказе: примирение реалий геноцида османских армян» . Американский исторический обзор . 114 (4): 930–946. дои : 10.1086/ahr.114.4.930 .
- ^ Штраус, Иоганн (2010). «Конституция многоязычной империи: переводы Канун-и Эсаси и других официальных текстов на языки меньшинств» . В Херцоге, Кристоф; Малек Шариф (ред.). Первый османский эксперимент в области демократии . Вюрцбург : Институт Востока в Стамбуле . стр. 21–51. Архивировано из оригинала 11 октября 2019 года . Проверено 15 сентября 2019 г. ( информационная страница книги. Архивировано 20 сентября 2019 г. в Wayback Machine в Университете Мартина Лютера ) // ЦИТИРОВАНО: с. 26 (PDF, стр. 28): «После реформ Танзимата французский язык стал своего рода полуофициальным языком в Османской империи . [...] Это правда, что французский язык не был этническим языком Османской империи. Но это был единственный западный язык, который получил все большее распространение среди образованных людей во всех языковых сообществах».
- ^ Нисанян, Севан (22 июня 2022 г.). «депортация» . Нисанянский словарь . Архивировано из оригинала 13 июля 2024 года.
- ^ Бельж, Мюрат (2013). Армяне в литературе (на турецком языке). Коммуникационные публикации . п. 8. ISBN 9789750512421 .
- ^ Бельге, Мюрат (февраль 2006 г.). «Армянский вопрос в литературе» . Накопление . Архивировано из оригинала 24 марта 2023 года.
- ^ Холтхаус, Дэвид (3 июня 2008 г.). «Состояние отрицания» . Южный юридический центр по борьбе с бедностью . Архивировано из оригинала 31 марта 2024 года.
- ^ Симона, Пьерлуиджи (30 мая 2018 г.). «Является ли отрицание «геноцида армян» препятствием для вступления Турции в ЕС?». Армянская резня 1915–1916 годов сто лет спустя: открытые вопросы и предварительные ответы в международном праве . Международное издательство Спрингер. С. 275–297 [277]. ISBN 978-3-319-78169-3 .
- ^ «Профессор Танер Акчам получил награду «Герои справедливости и правды» в рамках празднования 100-летия Геноцида армян» . Кларк сейчас . 28 мая 2015 года . Проверено 20 ноября 2020 г.
Турецкое правительство упорствует в своем давнем отказе назвать эти убийства геноцидом, отвергая эти утверждения как «армянскую ложь».
- ^ Гюрпинар 2016 , стр. 217–218.
- ^ де Ваал 2015 , с. 181.
- ^ Галип 2020 , с. 117. «В последующие годы его отрицательный дискурс [Эрдогана] стал более резким, поскольку он принял более агрессивный и угрожающий тон, стремясь разделить «хороших» армян (которых он также называет «нашими армянами»), которые не говорить о геноциде со стороны «плохих» армян (имеется в виду армян диаспоры), которых обвиняют в выдвижении обвинений в геноциде против турок».
- ^ Мамигонян, Марк (10 мая 2010 г.). «Мамигонян: «Разделяй и властвуй»: турецко-армянские протоколы» . Армянский еженедельник . Проверено 19 декабря 2020 г.
- ^ Четериан 2015 , с. 142. «Первая и постоянная проблема, с которой сталкивался Акчам, касалась использования термина «геноцид» в его работе, и потребовалось некоторое время, прежде чем он смог заставить себя описать события 1915 года таким образом. от одиночества в своей нерешительности сделать это..."
- ^ Каравели, Халил (2018). Почему Турция авторитарна: от Ататюрка до Эрдогана . Плутон Пресс. п. 27. ISBN 978-0-7453-3756-2 .
Источники
[ редактировать ]- Бейкер, Марк Р. (2015). «Геноцид армян и его отрицание: обзор последних исследований». Новые взгляды на Турцию . 53 : 197–212. дои : 10.1017/npt.2015.23 . S2CID 148198876 .
- Четериан, Викен (2015). Открытые раны: армяне, турки и столетие геноцида . Херст. ISBN 978-1-84904-458-5 .
- де Ваал, Томас (2015). Великая катастрофа: армяне и турки в тени геноцида . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-935069-8 .
- Галип, Озлем Бельчим (2020). Новые социальные движения и армянский вопрос в Турции: гражданское общество против государства . Международное издательство Спрингер. ISBN 978-3-030-59400-8 .
- Гюрпынар, Доган (2016). «Производство отрицания: создание турецкого «официального тезиса» о Геноциде армян в период с 1974 по 1990 годы». Журнал балканских и ближневосточных исследований . 18 (3): 217–240. дои : 10.1080/19448953.2016.1176397 . S2CID 148518678 .
- Гутман, Дэвид (2015). «Османская историография и конец табу на геноцид: запись Геноцида армян в позднеосманскую историю». Журнал Ассоциации османских и тюркских исследований . 2 (1): 167. doi : 10.2979/jottturstuass.2.1.167 .
- Ихриг, Стефан (2016). Оправдание геноцида: Германия и армяне от Бисмарка до Гитлера . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-50479-0 .
- Латтанци, Флавия (2018). «Армянская резня как убийство нации?». Армянская резня 1915–1916 годов сто лет спустя: открытые вопросы и предварительные ответы в международном праве . Международное издательство Спрингер. стр. 27–104. ISBN 978-3-319-78169-3 .
- Робертсон, Джеффри (2016). «Армения и слово G: Закон и политика». Наследие Геноцида армян . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. стр. 69–83. ISBN 978-1-137-56163-3 .
- Максудян, Назан (2009). «Стены молчания: перевод Геноцида армян на турецкий язык и самоцензура». Критика . 37 (4): 635–649. дои : 10.1080/03017600903205781 . S2CID 143658586 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Матиосян, Вардан (2021). Политика называния Геноцида армян: язык, история и «Медз Егерн» . Академик Блумсбери. ISBN 978-0-7556-4108-6 .
- Сезер, Деврим (2020). «Боязнь именования» . СУБЪЕКТ: ИМОН Шоа: Вмешательство. Методы. Документация . 7 (2): 4–20. дои : 10.23777/SN.0220/ART_DSEZ01 . ISSN 2408-9192 .