Ахмет Риза
Ахмет Риза | |
---|---|
![]() Согласие 1909 г. | |
Председатель Палаты депутатов | |
В офисе 17 декабря 1908 – 1911 гг. | |
заместитель | Мехмед Талаат , Рухи аль-Халиди |
избирательный округ | Стамбул ( 1908 г. |
Сенатор | |
В офисе 18 апреля 1912 – 1919 гг. | |
Член Палаты депутатов | |
В офисе 17 декабря 1908 г. - 18 января 1912 г. | |
избирательный округ | Константинополь |
Личные данные | |
Рожденный | 1858 Константинополь , Османская империя (современный Стамбул, Турция) |
Умер | 26 февраля 1930 г. Стамбул , Турция |
Политическая партия | Комитет Союза и прогресса (1894–1910) |
Отношения | Сельма Риза (сестра) |
Родители) | Али Риза Наиле Сабика |
Альма-матер | Национальная агрономическая школа Гриньона Университет Сорбонны |
Ахмед Риза (1858 – 26 февраля 1930) был османским педагогом, активистом, революционером, интеллектуалом, политиком, эрудитом, [ 1 ] и видный член младотурков . [ 2 ] Он также был одним из первых лидеров Комитета Союза и Прогресса . [ 3 ]
В течение почти двадцати лет, которые он прожил в Париже, он возглавлял парижское отделение Комитета Османского союза, который позже будет называться Комитетом Союза и прогресса , и вместе с доктором Назимом беем основал « Мешверет» , первое официальное издание об Османском союзе. общество, куда он был сослан. Помимо своей работы в качестве лидера оппозиции, Риза также выступал в роли позитивистского идеолога.
После революции 1908 года он был провозглашен «Отцом свободы» и стал первым президентом возрожденной Палаты депутатов , нижней палаты османского парламента . К 1910 году он дистанцировался от CUP, поскольку она стала более радикальной и авторитарной. В 1912 году он был назначен сенатором . [ 4 ] Он был ведущим переговорщиком во время неудавшихся переговоров о военном союзе между Османской империей, Францией и Великобританией для Первой мировой войны . Во время войны он был одним из немногих политиков, которые выступали против и осуждали геноцид армян , пока он продолжался. В эпоху перемирия он был назначен президентом Сената и преследовал своих бывших товарищей-юнионистов. После ссоры с Даматом Ферид-пашой он снова отправился во Францию, где поддержал Мустафы Кемаля-паши (Ататюрка) националистов . Он вернулся в Турцию после подписания Лозаннского договора .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ахмет Риза родился в Стамбуле в 1858 году в семье, которая на протяжении нескольких поколений находилась на государственной службе. Он был сыном Али Риза-бея , государственного деятеля и сенатора . Дед Ахмета был министром сельского хозяйства и монетного двора, его также звали Али Рыза. Прадедом Ахмета был Кеманкеш Эфенди, султана Селима III ; Сир Катиби (секретный секретарь) [ 5 ] Его отцом был Сиддик Молла, кади , служивший в Египте . [ 6 ] Отца Ахмета прозвали Ингилиз («Англичанин») из-за его владения английским языком и восхищения Британской империей . Его мать, фройляйн Тюрбан, родилась в Мюнхене, но была венгерского происхождения. Она переехала в Вену, где встретила Ингилиза, когда он находился в дипломатической миссии, и приняла ислам, чтобы выйти за него замуж, взяв имя Наиле Сабика Ханым . [ 7 ] [ 8 ] Сестрой Ахмета была Сельма Риза .
Ахмет Риза получил образование западного типа, посещая Бейлербейи Рюшдие , затем Махрек-и Аклам, а затем Мектеб-и Султани (современная средняя школа Галатасарая ). После окончания университета он работал в бюро переводов Sublime Porte некоторое время . После роспуска османского парламента отец Ахмета был сослан в Конью . Сопровождая отца в ссылку, он увидел бедственное положение крестьян. Путешествие заставило Ризу забеспокоиться об их благополучии, и он захотел познакомить их с современными методами земледелия, что побудило его изучать сельское хозяйство во Франции. [ 8 ] В 1884 году окончил Гриньонский университет по специальности сельскохозяйственный инженер. Находясь в Париже, он открыл для себя позитивистские идеи Огюста Конта и Жана-Франсуа Робине .
Вернувшись в Османскую империю, Ахмед Риза попытался использовать свое образование и новейшие технологии для создания предприятия. Однако это не удалось, и он обвинил в ее гибели отсталых крестьян. Он работал в Министерстве просвещения с целью дать образование крестьянам. [ 8 ] В 1887 году он ушел с поста директора образования в Бурсе . Пессимистично настроенный по поводу реформ, он решил вернуться во Францию. [ 6 ]
Ссылка в Париже
[ редактировать ]
В 1889 году Риза вернулся в Париж. Побег Ризы объясняют две теории: одна заключалась в том, что он дал предлог для участия в выставке, организованной к столетию Французской революции , другая указывала на то, что он просто сбежал в Париж. [ 6 ] В Париже Риза работал переводчиком во французской судебной системе. В университете Сорбонны он продолжал проходить курсы позитивизма, преподававшиеся математиком Пьером Лаффитом . На него повлияли мысли Лаффита об исламе и восточной цивилизации в частности. [ 9 ] Лаффит считал ислам самой развитой религией, поэтому мусульманам было легко принять позитивизм. Ахмет Риза стал одним из самых активных членов Société Positiviste , а в 1905 году он выступил в качестве «представителя мусульманских общин» в Comité Positif Occidental , организации, созданной для распространения позитивизма на международном уровне.
В первые годы своего пребывания в Париже он пытался реагировать на различные газеты и журналы, которые писали неблагоприятно об Османской империи. [ 10 ] [ 8 ] В 1891 году османское правительство приказало Рызе вернуться в империю из-за «либеральных» выражений, которые он использовал на конференции об османских женщинах, но он не подчинился. Он написал письмо в Министерство почты и телеграфа в Стамбуле, в котором заявил, что не является членом тайного общества и что, когда необходимо защитить интересы и права страны и нации, он может сделать это посредством статей, которые он опубликовано в парижских газетах. [ 8 ]
В 1893 году Ахмед Риза направил султану Абдул Хамиду II несколько петиций , в которых изложил преимущества конституционного режима. Обескураженный своей шестой петицией, он начал писать статьи во французском информационном бюллетене La Jeune Turquie, издаваемом Халилом Ганимом , а также опубликовал программу реформ, которую он ранее представил Абдулу Хамиду, в виде брошюры под названием Lâyiha ve Mektub ( «Петиция и Письмо ) в Лондоне.
Возглавлял комитет Союза и прогресса.
[ редактировать ]
Риза начал переписку с членами Комитета Османского союза в 1892 году. Считается, что он внес предложения в первый проект программы общества. [ 8 ] Когда вскоре в том же году были арестованы и освобождены ведущие члены Османского союза, многие из них бежали в Париж. В 1894 году эти эмигранты , особенно Мехмет Назим , предложили ему присоединиться к обществу, Риза согласился, но предложил изменить название общества. Его предложение заключалось в том, чтобы общество называлось «Порядок и прогресс» ( Nizam ve Terakki) , позитивистский девиз Конта; Общество пошло на компромисс, приняв вместо этого название «Союз и прогресс». [ 8 ]
Это сделало его лидером парижского отделения Комитета Союза и Прогресса , группы, которая была сосредоточена вокруг газеты Мешверет , журнала, который он начал издавать вместе с Ганимом. [ 8 ] Там он попытался синтезировать позитивистскую доктрину в рамках османско-исламской философской традиции. Риза также опубликовал серию статей, пропагандирующих конституционализм Османской империи, который он оправдывал исламской традицией консультаций . [ 11 ] он также участвовал в создании . « Истикбала В это время
Риза был в ужасе от резни в Хамидиане , в которой он обвинил султана и осудил ее как противоречащую «традициям ислама и заповедям Корана » . [ 12 ]
На протяжении всего изгнания к нему постоянно обращались агенты Константинополя с щедрыми предложениями амнистии за его дезертирство, от которых он всегда отказывался. В результате давления со стороны дворца Йылдыз французское правительство запретило «Мешверет» 11 апреля 1896 года. В мае Риза увез свою газету в Швейцарию, а в сентябре 1897 года поселился в Бельгии. Между тем секуляризм и позитивизм Ахмеда Рызы вызвали раскол в отношениях с консервативные младотурки, объединившиеся вокруг Мизанджи Мурата . Больше всего юнионистов разочаровало стойкое сопротивление Ризы революции. На съезде, состоявшемся в декабре 1896 года, Мурад-бей был избран главой КЕП, заменив Ахмеда Риза-бея. [ 8 ] Во время греко-турецкой войны Ахмед Риза был исключен из CUP после того, как отказался отозвать статью, опубликованную им в «Мешверете» в поддержку критского восстания . Рызе пришлось снова переехать, когда бельгийское правительство запретило Мешверету и депортировало его в 1898 году, к большому бельгийского парламента разочарованию . Ахмед Риза отказался от публикации газеты на турецком языке, вместо этого продолжив ее существование на французском языке. Его обвинили в атеизме консервативные младотурки и сторонники Абдул Хамида II. К 1899 году османское правительство ужесточило сопротивление оппозиции. Еще больше юнионистов были арестованы в Стамбуле, а Мизанджи Мурад и его друзья вернулись в Стамбул по амнистии. Что утешало Ризу в это время, так это то, что оставшиеся в Европе младотурки снова начали собираться вокруг него. Его сестра Сельма также присоединилась к нему в Париже, став первой женщиной-членом общества.

В конце 1899 года младотурецкое движение было возрождено после дезертирства Исмаила Кемали , Дамата Махмут-паши и его сыновей принца Сабахаттина и Лютфуллы. Однако у этих новых перебежчиков были разные представления о будущем Османской империи: они верили в либерализм и децентрализацию. По приглашению принца Сабахаттина и его брата в феврале 1902 года в Париже был созван Первый конгресс османской оппозиции. На съезде возникли две группы, разделившиеся по вопросу об иностранной интервенции для оказания помощи в свержении режима: ", состоящий из принца Сабахаттина и армянских делегатов, а также "невмешателей", которые были сторонниками Ахмеда Рызы, которые остались в меньшинстве. Риза также был против любого автономного статуса армянонаселенных восточных провинций . После съезда Риза и его сторонники основали Комитет прогресса и союза, а принц Сабахаттин основал Комитет османских любителей свободы. Вскоре ЦП учредил журнал. Shûrâ-yı Ummet , базирующаяся в Каире, в которой участвовал Риза.
ЦП Ризы был усилен новым кругом сочувствующих внутри Османской империи, который организовался вокруг Османского общества свободы . Основанная группой офицеров и государственных служащих из Салоник в 1906 году, группа объединилась с КПУ в 1907 году. В том же году 29 декабря состоялся Второй конгресс османской оппозиции. На съезде сторонникам революции удалось склонить Ризу, и делегаты пообещали добиться революции всеми необходимыми средствами, включая терроризм. [ 13 ] В Париже он не сыграл существенной роли в событиях Младотурецкой революции .
Вторая конституционная эра
[ редактировать ]После провозглашения Конституции Риза вернулся в Стамбул 25 сентября 1908 года, где его приветствовал «Отец Свободы» ( ebü-l ahrar , hürriyetçilerin babası ). Он провел аудиенцию у султана 16 октября 1908 года. [ 10 ]
Ахмед Риза был введен в состав Центрального комитета КЕП и после избрания в Палату депутатов депутатом от Стамбула он был единогласно избран президентом Палаты. Его критиковали консерваторы за его ценности. Из-за своего предполагаемого атеизма он был первым в списке участников беспорядков во время инцидента 31 марта . В первый день событий министра юстиции Мустафу Назыма-пашу приняли за президента и линчевали. Риза подал в отставку по просьбе Великого визиря в атмосфере восстания и сбежал из парламента, когда повстанцы штурмовали здание во время сессии. Он скрывался под защитой немцев в здании Багдадской железнодорожной компании в городе. [ 14 ] Риза вернулся к своей работе, когда Армия действия прибыла в Айестефанос, чтобы навести порядок. Он был переизбран президентом парламента в конце 1910 года. В том же году он номинировал CUP как организацию, заслуживающую Нобелевской премии мира за свои усилия по защите мира в Османской империи. [ 15 ]
Однако Риза все больше разочаровывался в CUP из-за убийств таких журналистов, как Хасан Фехми и Ахмет Самим , и ушел из Центрального комитета CUP. Он отказался от поста президента парламента в 1911 году. [ 10 ] Он не баллотировался на переизбрание после роспуска парламента в январе 1912 года и был назначен сенатором султаном 18 апреля 1912 года. В этот период он резко критиковал юнионистов. После переворота 1913 года , совершенного КЕП, он полностью рассорился с юнионистами.
Более поздняя карьера
[ редактировать ]
В 1915 году Риза был одним из немногих османских политиков, осудивших геноцид армян . По поводу закона о конфискации армянской собственности он заявил в парламенте: «Относить упомянутые в законе товары к брошенным также неправомерно, потому что армянские владельцы этих товаров не отказались от них добровольно, их сослали, выдворили насильно. " Отметив, что такая конфискация противоречит Конституции Османской империи , он добавил: «Нажмите на меня, изгоните меня из моей деревни, а затем продайте мою собственность: это никогда не является законным. Никакая османская совесть или закон никогда не смогут принять это». [ 16 ] [ 17 ]
В качестве педагога он инициировал открытие второй средней школы для девочек в Турции, средней школы для девочек Кандилли, в 1916 году в Стамбуле (она должна была стать первой, но начало Первой мировой войны задержало реализацию проекта). ). [ 18 ]
В период перемирия султан Мехмед VI Вахдеттин назначил Ахмеда Ризу президентом Османского сената, во время которого он проинформировал американских дипломатов о османского правительства противодействии мандату Лиги наций . Великий визирь Дамат Ферид-паша в конце концов перехитрил его, лишив его позиции. Он перешел на сторону движения Мустафы Кемаля (Ататюрка)-паши и отправился в Париж 22 июня 1919 года. Он сыграл важную роль в переговорах между Францией и правительством Великого национального собрания, которые привели к окончанию франко-турецкой войны . Он вернулся в Турецкую Республику в 1926 году.
Уйдя из общественной жизни на ферме в Ваникёе, Ахмед Риза написал свои мемуары и историю CUP. Они были опубликованы более чем через 50 лет после его смерти в 1988 году под названием Meclis-i Mebusan ve Ayan Reisi Ahmet Rıza Bey'in Anıları («Мемуары Ахмета Рызы, председателя Палаты депутатов и Сената»). Он умер 26 февраля 1930 года в Стамбуле и похоронен на кладбище Кандилли.
Награжден орденом Звезды Караджордже . [ 19 ]
Работает
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Просьбы , 1889 г.
- Мусульманская толерантность , 1897 г.
- Журналы Мешверета , 1903-1908 гг.
- Восточный кризис , 1907 год.
- Эхо Турции , 1920 год.
- Моральное банкротство западной политики на Востоке , 1922 г.
Долг и ответственность
[ редактировать ]- Султан и принцы
- Солдат
- Женщина
Журналы
[ редактировать ]- Вестерн Ревью , 1896–1908 гг.
- Позитивистское обозрение , 1900-1908 гг.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Финкель, Кэролайн (2006). Мечта Османа: история Османской империи, 1300-1923 гг . Основные книги. п. 505. ИСБН 0-465-02396-7 . Проверено 7 июня 2010 г.
- ^ «Ахмед Риза Бей» .
- ^ Подъем и развитие либеральной мысли в Турции
- ^ Революция 1908 года Айкут Кансу Илетишим Публикации, ISBN 9789754705096 , 2009 г.
- ^ Кабакчи, Энес. «Внедрение позитивизма в Турцию и его влияние на турецкую социологию» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2014 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Сары, Сулейман Ариф. «Социологические и религиозные взгляды Ахмета Рызы» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ Талья, Стефано (2015). Интеллектуалы и реформы в Османской империи: младотурки о вызовах современности . Рутледж. п. 52. ИСБН 9781317578635 . Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Эбуззия, Зияд. «Ахмед Риза» (PDF) . Энциклопедия ислама турецкого фонда Diyanet Foundation, 1989 г., том 2. Архивировано (PDF) из оригинала 6 декабря 2015 г. Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ Оздалга, Элизабет (2005). Позднее Османское общество: интеллектуальное наследие . Психология Пресс. ISBN 9780415341646 .
- ^ Jump up to: а б с Малкок, Эминальп. «Османский интеллектуал на оси Восток-Запад: жизнь и мир мысли Ахмеда Рызы» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 6 декабря 2015 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ Кабакчи, Энес. «Внедрение позитивизма в Турцию и его влияние на турецкую социологию» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2014 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ Suny 2015 , стр. 149–150.
- ^ Карал, Энвер Зия (1962). Османская история Том. 8 . Анкара. п. 517.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ МакМикин, Шон (2016). Османский эндшпиль: война, революция и формирование современного Ближнего Востока, 1908–1923 гг . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Случайный дом пингвинов. п. 52. ИСБН 9781594205323 .
- ^ «Архив номинаций – Union et Progrès» . NobelPrize.org . Проверено 3 декабря 2020 г.
- ^ Сани 2015 , с. 308.
- ^ Избиратель 2018 , с. 269.
- ^ «Тарихче» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2012 г. Проверено 8 ноября 2012 г.
- ^ Акович, Драгомир (2012). Слава и почет: Ордена среди сербов, Сербы среди наград . Белград: Официальный вестник. п. 369.
Источники
[ редактировать ]- Кизер, Ханс-Лукас (2018). Талаат-паша: отец современной Турции, архитектор геноцида . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-8963-1 .
- Разместить резюме в: Кизер, Ханс-Лукас. «Паша, Талат». 1914-1918-онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны .
- Суни, Рональд Григор (2015). «Они могут жить в пустыне, но больше нигде»: История Геноцида армян . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-6558-1 .
- Разместить резюме в: Рональд Григор Суни (26 мая 2015 г.). «Геноцид армян» . 1914-1918-онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны .
- 1858 рождений
- 1930 смертей
- Выпускники Галатасарайской средней школы
- Министры правительства Османской империи
- Журналисты ХХ века из Османской империи
- Журналисты XIX века из Османской империи
- Молодые турки
- Свидетели геноцида армян
- Академики из Стамбула
- Турецкий народ венгерского происхождения
- Писатели XIX века из Османской империи
- Писатели ХХ века из Османской империи
- Комитет политиков Союза и прогресса
- Члены Сената Османской империи
- Основатели турецкого журнала
- турецкие националисты