Кади (Османская империя)
Кади османский ( турецкий язык : قاضی , кады ) был чиновником в Османской империи . В арабском языке термин кади ( قاضي ) обычно относится к судьям, которые руководят делами в соответствии с шариатом исламского права ; однако под властью Османской империи кади также стал важной частью имперской администрации. После того, как Мехмед II систематизировал свой Канун , кади полагались на этот династический светский закон, местные обычаи и шариат в своих решениях. [ 1 ] Помимо вынесения решений по уголовным и гражданским делам, кади курировал управление религиозными пожертвованиями и был законным опекуном сирот и других лиц, оставшихся без опекуна. [ 2 ] Хотя мусульмане, особенно мужчины-мусульмане, имели более высокий статус в суде кади, немусульмане и иностранцы также имели доступ к судебной системе. [ 2 ] В соответствии с первоначальной османской системой феодальных земельных грантов, системой тимар , кади служил важным сдерживающим фактором для власти местных и региональных военных лордов. [ 3 ] Несмотря на непререкаемый авторитет султана, кади обладали определенной степенью автономии в своих решениях. [ 4 ]
Некоторые кади работали на различных должностях в имперской администрации, но обычно кади курировали юрисдикцию, называемую кадилук , обычно состоящую из города и окружающих его деревень. Эти территории изначально были тождественны казам империи , подразделениям санджуков , и кади курировали большую административную работу. Со временем, особенно после реформ Танзимата XIX века, административные задачи казы были переданы отдельному каймакаму , и кади стал заниматься исключительно юридическими вопросами.
Система Тимар
[ редактировать ]Османская империя управлялась посредством нисходящей иерархии, при этом вся власть в конечном итоге принадлежала султану, но, когда империя начала агрессивно приобретать обширные территории с разнообразным населением, имперская власть приняла систему тимар («предоставление земли»), чтобы гарантировать, что она будет продолжать иметь возможность размещать достаточные военные силы, поддерживать местный контроль и обеспечивать центральную власть стабильным потоком местных налогов. Выбирая из членов улемов ( религиоведов и ученых-правоведов), [ 1 ] Бераты султана назначали кади в округ. [ 4 ] В каждом районе бей военного сословия осуществлял исполнительную власть султана, а кади представлял его законную власть. Разделение власти между этими двумя властями создало хрупкий баланс; бею требовалось решение кади, чтобы наказать подданного, а кади не мог выполнять свои собственные решения. [ 5 ] Эми Сингер : «Именно к ним крестьяне приносили свои жалобы на жестокое обращение со стороны сипахов и других». [ 6 ] Хотя кади тоже часто злоупотребляли своей властью, [ 6 ] Разделение власти позволило классу налогоплательщиков разрешить свои жалобы без привлечения далекой имперской власти. Власть, предоставленная кади, позволяла им защищать легитимность системы тимар , а также обеспечивать налоговую базу империи. [ 7 ]
Автономия
[ редактировать ]Передача власти кади от султана дала кадию определенные свободы, особенно в отношении применения закона, но также подтвердила власть султана. Как отмечал Рональд Дженнингс, «имперская власть легко могла затмить или задушить авторитет и инициативу кади. Порта назначала и увольняла кади по своему желанию, устанавливала границы судебно-административных единиц и поддерживала регулярную переписку со своими кади. Немногие кади осмелились бы искушать имперскую волю, и еще меньшее число могло бы противостоять ее гневу. [ 8 ] Кадис следовал приказам султана и его двора, сохраняя при этом автономию в своих решениях. Благодаря этой автономии кади сыграли важную роль в инициировании изменений в османской юриспруденции. [ 9 ] Постановления кади не выходили за рамки отдельных случаев, но способ применения законов часто влиял на интерпретацию закона имперской властью. Например, решения кади относительно определенных денежных пожертвований ( вакфа ), которые подверглись тщательной проверке из-за связи с процентами и ростовщичеством, в конечном итоге помогли узаконить эту практику. [ 9 ] Степень, в которой кади могли отстаивать свою независимость, остается неясной, но у них было достаточно свободы действий, чтобы способствовать развитию османского законодательства .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кафадар, Джемаль (1994). Османы и Европа . Э. Дж. Брилл. стр. 606.
- ^ Перейти обратно: а б ван ден Бугерт, Мауриц (2005). Капитуляции и правовая система Османской империи: кади, консулы и бераты в XVIII веке . Академические издательства Brill. п. 43.
- ^ ван ден Бугерт, Мауриц (205). Капитуляции и османская правовая система: кади, консулы и бераты в XVIII веке . Академическое издательство «Брилл». п. 604.
- ^ Перейти обратно: а б Дженнингс, Рональд (1979). «Ограничения судебной власти Кади в Кайсери 17 века». Студия Исламика .
- ^ Инальчик, Халил (1973). Османская империя Классический век 1300-1600 гг . Лондон, Вайденфельд и Николсон. п. 183.
- ^ Перейти обратно: а б Певица, Эми (1994). Палестинские крестьяне и османские чиновники . Издательство Кембриджского университета. п. 122.
- ^ Эргене, Богач (2003). Местный суд, провинциальное общество и правосудие в Османской империи: юридическая практика и разрешение споров в Чанкири и Кастамону (1652-1744) . Издательство «Брилл Академси». п. 101.
- ^ Дженнингс, Рональд (1979). «Ограничения судебной власти Кади в Османском Кайсери 17 века». Студия Исламика .
- ^ Перейти обратно: а б Хекстер, Мириам (2007). Закон, обычаи и законы в мусульманском мире: исследования в честь Аарона Лаиша . Академическое издательство «Брилл». п. 85.