Период тюльпанов
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2013 г. ) |
История Османская империя |
---|
Хронология |
Историография ( Газа , Упадок ) |
Период тюльпанов , или Эра тюльпанов ( османско-турецкий : لاله دورى, турецкий : Lâle Devri ), — это период в истории Османской империи от Пассаровицкого договора 21 июля 1718 года до восстания Патроны Халил 28 сентября 1730 года. Это был относительно мирный период. период, в течение которого Османская империя начала ориентироваться вовне.
Название периода происходит от увлечения тюльпанами среди придворного общества Османской империи. Культивирование этой неоднозначной в культурном отношении эмблемы стало знаменитой практикой. [1] Период тюльпанов иллюстрировал конфликты, вызванные ранней современной потребительской культурой . В этот период элита и высшее общество Османского периода приобрели огромную любовь к тюльпанам, которые использовались в различных случаях. Тюльпаны символизировали благородство и привилегии, как в отношении товаров, так и в плане досуга.
Период тюльпанов, эпоха относительного мира и процветания, ознаменовал возрождение османского искусства и архитектуры (см. Архитектуру периода тюльпанов ). В этот период османские общественные здания впервые включили в себя элементы западноевропейского дизайна, что привело к созданию османской архитектуры в стиле барокко в следующем десятилетии.
Взлет и рост
[ редактировать ]Под руководством султана Ахмеда III зятя , великого визиря Невшехирли Дамата Ибрагим-паши , Османская империя в этот период приступила к осуществлению новой политики и программ, в результате чего в 1720-х годах была создана первая на османском языке . печатная машина [2] и способствовал развитию торговли и промышленности.
Великий визирь был озабочен улучшением торговых отношений и увеличением коммерческих доходов, что могло помочь объяснить возвращение к садам и более публичный стиль османского двора в этот период. Великий визирь сам очень любил луковицы тюльпанов, подавая пример стамбульской элите, которая начала ценить бесконечное разнообразие тюльпанов в красках и отмечать их сезонность. [3]
Османский стандарт одежды и его товарная культура включали в себя страсть к тюльпанам. В Стамбуле тюльпаны можно было найти на цветочных рынках, в магазинах пластического искусства, шелка и текстиля. Луковицы тюльпанов можно было найти повсюду; спрос рос внутри элитного сообщества, где их можно было найти в домах и садах.
Таким образом, тюльпан является символом мифической привлекательности, который можно найти от османских дворцов до их одежды, сохраняющей память о социальном прошлом Османской империи. Тюльпан можно рассматривать как романтический памятник, олицетворяющий богатых и элиту, а также хрупкость деспотического правления. [4]
Культура
[ редактировать ]Период тюльпанов ознаменовался расцветом искусства, культуры и архитектуры. По сравнению с более ранним классическим стилем османской архитектуры, архитектура и декор в этот период стали более богато украшенными и предпочтительными цветочными мотивами под влиянием стиля барокко европейского . Ярким примером является Фонтан Ахмеда III, построенный в 1728 году перед дворцом Топкапы в Стамбуле, один из многих фонтанов и себилей, построенных в этот период. [5] [6] Помимо европейских влияний, архитектура периода тюльпанов также находилась под влиянием искусства и архитектуры Сефевидов на востоке. [7] Возвращение султанского двора в Стамбул после периода проживания в Эдирне в конце 17 века привело к возобновлению строительной деятельности в столице. Были также предприняты значительные усилия по ремонту или восстановлению многих старых зданий города. Великий визирь Ахмеда III Невшехирли Дамат Ибрагим-паша в значительной степени был ответственен за стимулирование этой строительной и реставрационной деятельности. [8] По мнению ученого Юнвера Рустема, покровительство двора Ахмета III в области архитектуры и культуры в этот период было частью усилий по возобновлению взаимодействия общественности с ее правителями после того, как последние уединились во время пребывания королевского двора в Эдирне. [9]
Одним из наиболее важных творений периода тюльпанов был дворец Садабад , новый летний дворец, спроектированный и построенный Даматом Ибрагим-пашой в 1722–1723 годах для Ахмеда III. [10] [11] Он был расположен в Кягитхане , сельской местности на окраине города с небольшими реками, впадающими в залив Золотой Рог . Территория дворца включала в себя длинный, облицованный мрамором канал Цедвал-и-Сим , вокруг которого располагались сады, павильоны и дворцовые апартаменты в ландшафтной обстановке. Этот общий дизайн, вероятно, имитировал французские дворцы удовольствий, следуя описаниям Парижа и Версаля, представленным ко двору султана Йирмисекизом Челеби Мехмедом Эфенди в 1721 году. [12] [13] Помимо собственного дворца, султан поощрял членов своего двора строить вдоль канала собственные павильоны, а обычные жители Стамбула также использовали окрестности в качестве места отдыха для экскурсий и пикников. [11] Это была новая практика в османской культуре, которая впервые позволила публике оказаться в непосредственной близости от правителя. Его часто описывали или иллюстрировали в современном искусстве и литературе, например, в стихах Недима и в «Дзенаннаме» («Книге женщин») Эндерунлу Фазила . [11]
Тюльпан также восхвалялся в поэзии и мотивах, используемых в картинах. По сей день в современной Турции тюльпан по-прежнему считается воплощением совершенства и красоты. Turkish Airlines украшает свои самолеты изображением тюльпана на фюзеляже. [14]
Важные цифры того периода
[ редактировать ]- Невшехирли Дамат Ибрагим-паша (1718–1730) был великим визирем Империи и мужем Фатьмы Султан , любимой и самой влиятельной дочери султана; поэтому период определяется его визирем, а не султаном Ахмедом III.
- Гранд-адмирал Мустафа Паша - был зятем великого визиря, известен тем, что вывел сорок четыре новых сорта тюльпанов. [15]
- Ибрагим Мутеферрика – венгр, основавший первую османскую типографию, которая считалась вехой того периода.
- Недим – поэт, который открыл новые горизонты, бросив вызов традиционному канону и написав в классическом османском формате.
- Абдулселил Левни – выдающийся художник-миниатюрист, который начал работать от Эдирне до Стамбула, где изучал живопись, и стал придворным художником, где была возрождена османская традиция создания миниатюрных альбомов. Эти альбомы, которые нарисовал Левни, назывались «альбомами тюльпанов», которые отражали структуру самого государства и ранжировали выдающихся членов режима по достижениям в области садоводства. [16]
Упадок и конец
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнении: Информацией о восстании Патроны Халил и окончании периода.. Вы можете помочь, дополнив его . ( сентябрь 2021 г. ) |
Цены на тюльпаны начали расти в последние десятилетия 17 века и достигли пика в 1726–1727 годах, до вмешательства государства. Это отражало спрос на завышенную стоимость редких луковиц и растущий спрос на цветы во дворцах и садах элиты. [17]
Тюльпаномания продемонстрировала способность государства регулировать экономику путем повышения цен на луковицы. Придворные в то время направили петицию с осуждением практики продавцов цветов, которые, по их мнению, пользуются элитой, поднимая цены на луковицы. Это привело к передаче описей цветов и прайс-листов судье Стамбула для принудительного исполнения. [18]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ариэль Зальцманн, «Эпоха тюльпанов», 84.
- ^ Сонбол, Амира Эль-Ажари (1996). Законы о женщинах, семье и разводе в исламской истории . Издательство Сиракузского университета. ISBN 9780815603832 .
- ^ Ариэль Зальцманн, «Эпоха тюльпанов», 93.
- ↑ Ариэль Зальцманн, «Эпоха тюльпанов», 97.
- ^ Гудвин 1971 , с. 374.
- ^ Кубань 2010 , с. 509–510.
- ^ Кубань 2010 , с. 506, 509.
- ^ Гудвин 1971 , с. 371.
- ^ Рустам 2019 , с. 24.
- ^ Кубань 2010 , с. 514–515.
- ^ Jump up to: а б с Рустам 2019 , с. 26.
- ^ Гудвин 1971 , с. 373.
- ^ Кубань 2010 , с. 515–516.
- ^ Викисклад | Турецкий.a330-200.tc-jnd.arp.jpg
- ^ Ариэль Зальцманн, «Эпоха тюльпанов», 93.
- ^ Ариэль Зальцманн, «Эпоха тюльпанов», 93.
- ^ Ариэль Зальцманн, «Эпоха тюльпанов», 94.
- ^ Ариэль Зальцманн, Возраст тюльпанов , 95.
Ссылки
[ редактировать ]- Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-27429-0 .
- Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. ISBN 9781851496044 .
- Зальцманн, Ариэль. 2000. «Эпоха слияния тюльпанов и конфликтов в потребительской культуре раннего Нового времени (1550–1730)». В исследованиях потребления и истории Османской империи, 1550–1922 гг. Издательство государственного университета Олбани, Нью-Йорк, стр. 83–106.
- Рустем, Юнвер (2019). Османское барокко: архитектурная реконструкция Стамбула восемнадцатого века . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691181875 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Британская онлайн-энциклопедия - Абдулселил Левни