Jump to content

Период тюльпанов

(Перенаправлено из периода тюльпанов )

Период тюльпанов , или Эра тюльпанов ( османско-турецкий : لاله دورى, турецкий : Lâle Devri ), — это период в истории Османской империи от Пассаровицкого договора 21 июля 1718 года до восстания Патроны Халил 28 сентября 1730 года. Это был относительно мирный период. период, в течение которого Османская империя начала ориентироваться вовне.

Название периода происходит от увлечения тюльпанами среди придворного общества Османской империи. Культивирование этой неоднозначной в культурном отношении эмблемы стало знаменитой практикой. [1] Период тюльпанов иллюстрировал конфликты, вызванные ранней современной потребительской культурой . В этот период элита и высшее общество Османского периода приобрели огромную любовь к тюльпанам, которые использовались в различных случаях. Тюльпаны символизировали благородство и привилегии, как в отношении товаров, так и в плане досуга.

Период тюльпанов, эпоха относительного мира и процветания, ознаменовал возрождение османского искусства и архитектуры (см. Архитектуру периода тюльпанов ). В этот период османские общественные здания впервые включили в себя элементы западноевропейского дизайна, что привело к созданию османской архитектуры в стиле барокко в следующем десятилетии.

Взлет и рост

[ редактировать ]

Под руководством султана Ахмеда III зятя , великого визиря Невшехирли Дамата Ибрагим-паши , Османская империя в этот период приступила к осуществлению новой политики и программ, в результате чего в 1720-х годах была создана первая на османском языке . печатная машина [2] и способствовал развитию торговли и промышленности.

Великий визирь был озабочен улучшением торговых отношений и увеличением коммерческих доходов, что могло помочь объяснить возвращение к садам и более публичный стиль османского двора в этот период. Великий визирь сам очень любил луковицы тюльпанов, подавая пример стамбульской элите, которая начала ценить бесконечное разнообразие тюльпанов в красках и отмечать их сезонность. [3]

Османский стандарт одежды и его товарная культура включали в себя страсть к тюльпанам. В Стамбуле тюльпаны можно было найти на цветочных рынках, в магазинах пластического искусства, шелка и текстиля. Луковицы тюльпанов можно было найти повсюду; спрос рос внутри элитного сообщества, где их можно было найти в домах и садах.

Таким образом, тюльпан является символом мифической привлекательности, который можно найти от османских дворцов до их одежды, сохраняющей память о социальном прошлом Османской империи. Тюльпан можно рассматривать как романтический памятник, олицетворяющий богатых и элиту, а также хрупкость деспотического правления. [4]

Культура

[ редактировать ]
Фонтан Ахмеда III — знаковый пример архитектуры периода тюльпанов.

Период тюльпанов ознаменовался расцветом искусства, культуры и архитектуры. По сравнению с более ранним классическим стилем османской архитектуры, архитектура и декор в этот период стали более богато украшенными и предпочтительными цветочными мотивами под влиянием стиля барокко европейского . Ярким примером является Фонтан Ахмеда III, построенный в 1728 году перед дворцом Топкапы в Стамбуле, один из многих фонтанов и себилей, построенных в этот период. [5] [6] Помимо европейских влияний, архитектура периода тюльпанов также находилась под влиянием искусства и архитектуры Сефевидов на востоке. [7] Возвращение султанского двора в Стамбул после периода проживания в Эдирне в конце 17 века привело к возобновлению строительной деятельности в столице. Были также предприняты значительные усилия по ремонту или восстановлению многих старых зданий города. Великий визирь Ахмеда III Невшехирли Дамат Ибрагим-паша в значительной степени был ответственен за стимулирование этой строительной и реставрационной деятельности. [8] По мнению ученого Юнвера Рустема, покровительство двора Ахмета III в области архитектуры и культуры в этот период было частью усилий по возобновлению взаимодействия общественности с ее правителями после того, как последние уединились во время пребывания королевского двора в Эдирне. [9]

Одним из наиболее важных творений периода тюльпанов был дворец Садабад , новый летний дворец, спроектированный и построенный Даматом Ибрагим-пашой в 1722–1723 годах для Ахмеда III. [10] [11] Он был расположен в Кягитхане , сельской местности на окраине города с небольшими реками, впадающими в залив Золотой Рог . Территория дворца включала в себя длинный, облицованный мрамором канал Цедвал-и-Сим , вокруг которого располагались сады, павильоны и дворцовые апартаменты в ландшафтной обстановке. Этот общий дизайн, вероятно, имитировал французские дворцы удовольствий, следуя описаниям Парижа и Версаля, представленным ко двору султана Йирмисекизом Челеби Мехмедом Эфенди в 1721 году. [12] [13] Помимо собственного дворца, султан поощрял членов своего двора строить вдоль канала собственные павильоны, а обычные жители Стамбула также использовали окрестности в качестве места отдыха для экскурсий и пикников. [11] Это была новая практика в османской культуре, которая впервые позволила публике оказаться в непосредственной близости от правителя. Его часто описывали или иллюстрировали в современном искусстве и литературе, например, в стихах Недима и в «Дзенаннаме» («Книге женщин») Эндерунлу Фазила . [11]

Рисунок тюльпана Абдулселила Левни (1720 г.)

Тюльпан также восхвалялся в поэзии и мотивах, используемых в картинах. По сей день в современной Турции тюльпан по-прежнему считается воплощением совершенства и красоты. Turkish Airlines украшает свои самолеты изображением тюльпана на фюзеляже. [14]

Важные цифры того периода

[ редактировать ]
  • Невшехирли Дамат Ибрагим-паша (1718–1730) был великим визирем Империи и мужем Фатьмы Султан , любимой и самой влиятельной дочери султана; поэтому период определяется его визирем, а не султаном Ахмедом III.
  • Гранд-адмирал Мустафа Паша - был зятем великого визиря, известен тем, что вывел сорок четыре новых сорта тюльпанов. [15]
  • Ибрагим Мутеферрика – венгр, основавший первую османскую типографию, которая считалась вехой того периода.
  • Недим – поэт, который открыл новые горизонты, бросив вызов традиционному канону и написав в классическом османском формате.
  • Абдулселил Левни – выдающийся художник-миниатюрист, который начал работать от Эдирне до Стамбула, где изучал живопись, и стал придворным художником, где была возрождена османская традиция создания миниатюрных альбомов. Эти альбомы, которые нарисовал Левни, назывались «альбомами тюльпанов», которые отражали структуру самого государства и ранжировали выдающихся членов режима по достижениям в области садоводства. [16]

Упадок и конец

[ редактировать ]

Цены на тюльпаны начали расти в последние десятилетия 17 века и достигли пика в 1726–1727 годах, до вмешательства государства. Это отражало спрос на завышенную стоимость редких луковиц и растущий спрос на цветы во дворцах и садах элиты. [17]

Тюльпаномания продемонстрировала способность государства регулировать экономику путем повышения цен на луковицы. Придворные в то время направили петицию с осуждением практики продавцов цветов, которые, по их мнению, пользуются элитой, поднимая цены на луковицы. Это привело к передаче описей цветов и прайс-листов судье Стамбула для принудительного исполнения. [18]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Ариэль Зальцманн, «Эпоха тюльпанов», 84.
  2. ^ Сонбол, Амира Эль-Ажари (1996). Законы о женщинах, семье и разводе в исламской истории . Издательство Сиракузского университета. ISBN  9780815603832 .
  3. ^ Ариэль Зальцманн, «Эпоха тюльпанов», 93.
  4. Ариэль Зальцманн, «Эпоха тюльпанов», 97.
  5. ^ Гудвин 1971 , с. 374.
  6. ^ Кубань 2010 , с. 509–510.
  7. ^ Кубань 2010 , с. 506, 509.
  8. ^ Гудвин 1971 , с. 371.
  9. ^ Рустам 2019 , с. 24.
  10. ^ Кубань 2010 , с. 514–515.
  11. ^ Jump up to: а б с Рустам 2019 , с. 26.
  12. ^ Гудвин 1971 , с. 373.
  13. ^ Кубань 2010 , с. 515–516.
  14. ^ Викисклад | Турецкий.a330-200.tc-jnd.arp.jpg
  15. ^ Ариэль Зальцманн, «Эпоха тюльпанов», 93.
  16. ^ Ариэль Зальцманн, «Эпоха тюльпанов», 93.
  17. ^ Ариэль Зальцманн, «Эпоха тюльпанов», 94.
  18. ^ Ариэль Зальцманн, Возраст тюльпанов , 95.
  • Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Темза и Гудзон. ISBN  0-500-27429-0 .
  • Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. ISBN  9781851496044 .
  • Зальцманн, Ариэль. 2000. «Эпоха слияния тюльпанов и конфликтов в потребительской культуре раннего Нового времени (1550–1730)». В исследованиях потребления и истории Османской империи, 1550–1922 гг. Издательство государственного университета Олбани, Нью-Йорк, стр. 83–106.
  • Рустем, Юнвер (2019). Османское барокко: архитектурная реконструкция Стамбула восемнадцатого века . Издательство Принстонского университета. ISBN  9780691181875 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6a9082cfebcaaff56edea20283e7747e__1718656740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/7e/6a9082cfebcaaff56edea20283e7747e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tulip Period - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)