Павильон Саадабад
Павильон Саадабад (также дворец Саадабад , или просто Саадабад ; альтернативное написание Садабад ) — королевский османский комплекс, расположенный в современном Кагитхане районе Стамбула . Построенный великим визирем Ибрагим-пашой во время правления Ахмеда III (годы правления 1703–1730), павильон олицетворял период османской королевской снисходительности, известный как период тюльпанов . Сегодня павильон больше не существует после того, как он был практически разрушен в 1730 году.
Конструкция и особенности
[ редактировать ]
Строительство началось в июне 1722 года, не прекращаясь на государственные праздники по приказу великого визиря. Эта ускоренная работа в сочетании с постоянными поставками мрамора из близлежащего Ченгелькёя означала, что на завершение Саадабаду потребовалось всего два месяца. [ 2 ] В дизайне павильона особое внимание было уделено открытому пространству, ландшафтным садам и близлежащему ручью Кагитхане. Ручей был расширен рабочими и окружен двумя мраморными причалами. [ 3 ] На большей территории располагалось более двухсот резиденций для османских сановников, каждая из которых была раскрашена и украшена в зависимости от ее жителя. [ 4 ]
Посещение территории постороннему человеку было затруднительно, требовало крупных связей и взяток. [ 5 ] Сообщения иностранцев из первых рук утверждают, что главный дворец служил «домом удовольствий» или сералем , который имел крытую свинцом крышу, поддерживаемую арками, стоявшими на тридцати небольших колоннах. [ 5 ] Придворные общались снаружи, в саду и местах для отдыха. Оттуда человек мог войти в главное здание через богато украшенные медные двери и насладиться балюстрадами, парчовыми диванами, внутренними фонтанами и белым мрамором. [ 6 ] Османские запросы, сделанные французскому послу в столице около 1722 года о предметах роскоши, включают предметы первой необходимости, комоды, гобеленовые ковры и даже тысячи винных бутылок, которые, вероятно, предназначались для недавно построенного Саадабада. [ 7 ]
После его завершения Ахмед III часто пользовался Саадабадом: здесь проходили пиры, вечеринки и другие праздники, которыми славился период Тюльпанов. Павильон также учитывал соперничество Османской империи и Сефевидов. В стихотворении при королевском дворе, написанном при Ахмеде III, Саадабад описывался как превосходящий чахар-баг Исфахана . [ 8 ]
Разрушение
[ редактировать ]В 1730 году восстание под предводительством янычар Патроны Халил фактически взяло под контроль столицу и свергло Ахмеда III, положив конец периоду Тюльпанов. Многие из щедрых проектов султана были разрушены последователями Халила, в том числе Саадабадом. Новый султан Махмуд I не стал ремонтировать это место и постановил, что оставшиеся жители должны разрушить свои дома и покинуть его в течение трех дней. Однако оставшиеся повстанцы из восстания Халила не дождались их и немедленно начали сносить резиденции Саадабада. [ 9 ]
Имя и влияние
[ редактировать ]Саадабад был задуман как выражение роскоши, искусства и космополитизма. Название павильона произошло от стихотворения, написанного Ибрагимом-пашой после его завершения: «Да будет благословенно султану Ахмеду иметь вечное счастье в государстве». По-турецки саадабад примерно означает «вечное счастье». Структуры внутри павильона получили аналогичные названия: хюрремабад (вечная радость), хайрабад (вечное добро) и т. д., которые произошли от более персидских корней. [ 2 ]
Ведутся споры о влиянии европейской культуры на Саадабад. Некоторые указывают на визит посла Османской империи Мехмеда Эфенди в Париж и Версаль в 1720 году как на вдохновение для появления Саадабада. В описаниях французов, посетивших павильон вскоре после его завершения, отмечалось сходство между Саадабадом и архитектурой французской виллы. [ 10 ] Другие опровергают это, ссылаясь на турецких архитектурных авторитетов, которые утверждают, что богатый дизайн павильона был в основном османским. [ 11 ] Саадабад, похоже, был продолжением стиля Мехмеда IV (предыдущего султана) с легкими, простыми в сборке киосками, которые можно было быстро профинансировать. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рустем, Юнвер (2019). Османское барокко: архитектурная реконструкция Стамбула восемнадцатого века . Издательство Принстонского университета. п. 26. ISBN 9780691181875 .
- ^ Jump up to: а б Гёчек, Фатма Мюге (1987). Восток встречает Запад: Франция и Османская империя в восемнадцатом веке . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 77.
- ^ Гёчек, Фатма Мюге (1987). Восток встречает Запад: Франция и Османская империя в восемнадцатом веке . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 76.
- ^ Гёчек, Фатма Мюге (1987). Восток встречает Запад: Франция и Османская империя в восемнадцатом веке . Издательство Оксфордского университета. п. 78.
- ^ Jump up to: а б Перри, Чарльз (1743). Вид на Левант, особенно на Константинополь, Сирию, Египет и Грецию; В четырех частях . Лондон: Вудворд. п. 24.
- ^ Перри, Чарльз (1743). Вид на Левант, особенно на Константинополь, Сирию, Египет и Грецию; В четырех частях . Лондон: Вудворд. п. 25.
- ^ Гёчек, Фатма Мюге (1987). Восток встречает Запад: Франция и Османская империя в восемнадцатом веке . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 79.
- ^ Сайди, Дана (2007). Османские тюльпаны, османский кофе: досуг и образ жизни в восемнадцатом веке . Лондон: Академические исследования Тавриды. п. 58.
- ^ Гёчек, Фатма Мюге (1987). Восток встречает Запад: Франция и Османская империя в восемнадцатом веке . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 159.
- ^ Гёчек, Фатма Мюге (1987). Восток встречает Запад: Франция и Османская империя в восемнадцатом веке . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 76–78.
- ^ Дана, Сайди (2007). Османские тюльпаны, османский кофе: досуг и образ жизни в восемнадцатом веке . Лондон: Академические исследования Тавриды. п. 42.
- ^ Сайди, Дана. Османские тюльпаны, османский кофе: досуг и образ жизни в восемнадцатом веке . Лондон: Академические исследования Тавриды. п. 56.
- Гёчек, Фатма Мюге. Восток встречает Запад: Франция и Османская империя в восемнадцатом веке. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1987. Печать.
- Перри, Чарльз. Вид на Левант, особенно на Константинополь, Сирию, Египет и Грецию; В четырех частях. Лондон: Вудворд, 1743. Цифровая библиотека Hathi Trust. Веб. 18 мая 2016 г.
- Сайди, Дана. Османские тюльпаны, османский кофе: досуг и образ жизни в восемнадцатом веке . Лондон: Академические исследования Тавриды, 2007. Печать.
- Шоу, Эзель Курал, CJ. Хейвуд и фон Грюнебаум Густав Эдмунд. Английские и континентальные взгляды на Османскую империю . Лос-Анджелес: Мемориальная библиотека Уильяма Эндрюса Кларка, Калифорнийский университет, 1972. Печать.