Jump to content

Тюркская миграция

Тюркские миграции представляли собой распространение тюркских племен и тюркских языков по Евразии между 4 и 11 веками. [1] В VI веке Гектюрки свергли Жужанский каганат на территории нынешней Монголии и расширились во всех направлениях, распространяя тюркскую культуру по евразийским степям . Хотя империи Гёктюрков прекратили свое существование в 8 веке, на смену им пришли многочисленные тюркские империи, такие как Уйгурский каганат , Кара-Ханидское ханство , хазары и половцы . Некоторые турки в конечном итоге поселились в оседлых обществах, таких как кочо и Ганьчжоу уйгуры . Династия Сельджуков поселилась в Анатолии , начиная с 11 века, что привело к постоянному поселению и присутствию там тюркских народов. Современные страны с большим тюркским населением включают Кыргызстан , Туркменистан , Турцию , Азербайджан , Узбекистан и Казахстан , а тюркское население также существует в других странах, таких как Чувашия , Башкортостан , Татарстан и Республика Саха Сибирская в России , Северный Кипр , крымские татары. , казахи в Монголии , уйгуры в Китае и азербайджанцы в Иране .

Теории происхождения

[ редактировать ]
Империя Гуннов около 450 г., по мнению европейских авторов. Звезда отмечает место, где кочевые гунны решили разбить лагерь, — Венгерскую равнину , своего рода анклав степной страны в горном регионе.

Предложения по поводу родины тюркских народов и их языка весьма обширны, от Закаспийской степи до Северо-Восточной Азии ( Маньчжурии ). [2] Питер Бенджамин Голден перечислил прототюркские лексические единицы о климате, топографии, флоре, фауне, образе жизни людей в гипотетическом прототюркском урхеймате и предположил, что прототюркский урхеймат располагался в южной, таежно - степной зоне Саяно - Алтайский край. [3] По данным Юнусбаева и др. из региона вблизи Южной Сибири и Монголии как «родины Внутренней Азии». (2015), генетические данные указывают на происхождение тюркской этнической принадлежности [4] Точно так же несколько лингвистов, в том числе Юха Джанхунен , Роджер Бленч и Мэтью Сприггс, предполагают, что Монголия является родиной раннего тюркского языка. [5] По мнению Роббитса, тюрки происходят от людей, живших в регионе, простирающемся от современной Южной Сибири и Монголии до бассейна реки Западный Ляо (современная Маньчжурия). [6] Авторы Джу-Юп Ли и Шунту Куанг проанализировали десять лет генетических исследований тюркских народов и собрали научную информацию о тюркском происхождении и заявили, что ранние и средневековые тюрки представляли собой гетерогенную группу и что тюркизация Евразии была результатом языкового распространения. а не миграция однородного населения. [7]

Спор о происхождении гуннов

[ редактировать ]
Азия в 200 г. до н.э., показывающая раннее государство хунну и его соседей.

Гуннов часто считали народом тюркского происхождения и/или связанным с хунну . Однако точное происхождение и идентичность гуннов до сих пор обсуждаются. Что касается их культурного происхождения, Кембриджская «Древняя история Китая» утверждает, что «примерно с восьмого века до нашей эры по всей внутренней Азии появились скотоводческие общины, занимающиеся верховой ездой, давшие начало обществам воинов». Они были частью более крупного пояса «конных скотоводческих народов», простирающегося от Черного моря до Монголии и известного грекам под общим названием скифы . [8] Гунны сами по себе были впервые документально зафиксированы как кочевой народ в Центральной Азии , на Кавказе и в Восточной Европе между 4 и 6 веками нашей эры. Согласно первым европейским источникам, упоминающим гуннов, они тогда жили к востоку от реки Волги , на территории, которая была частью Скифии в то время ; Приход гуннов связан с миграцией на запад индоиранского народа аланов . [9] Войдя в Европу, гунны включили в себя представителей других народов, таких как аланы, славяне и готы.

Никто из гуннов или немногие из них не были грамотными (судя по рассказам современников, таких как Прокопий ). [10] Они не оставили никаких текстов и мало других лингвистических указаний на свое происхождение, кроме личных имен. [10] Некоторые имена, например Ултынчур и Алпилчур, по-видимому, имели окончания, родственные суффиксам, используемым в тюркских личных именах: древнетюркском -чор, печенежском -цур и киргизском -чоро. Некоторые тюркские этнонимы имели родственные окончания, например Утигур , Оногур и Ултингир. Однако другие личные имена среди гуннов, по-видимому, имели иранское, германское, смешанное или неизвестное происхождение. [11]

Волна Гёктюрка (5-8 вв.)

[ редактировать ]
Первый Тюркский каганат в 568 году.
Танские походы против западных турок

Тиле и Турк

[ редактировать ]

Самыми ранними тюрками, упомянутыми в текстовых источниках, являются Синьли ( 薪犁 ), Гекунь ( 鬲昆 ), [12] и Тиле ( 鐵勒 ), последний из которых, возможно, транскрибирует эндоним * Тегрег «[Люди] телег», [13] зафиксировано китайцами в VI в. Согласно Новой Книге Тан , Тиле может быть ошибочной формой Чили / Гаоче , [14] которые сами могут быть родственниками хунну и Динлин . [15] [16] Многие учёные полагают, что упомянутые в текстовых источниках Ди, Дили, Динглинг и позднее Туджуэ — всего лишь китайские транскрипции одного и того же тюркского слова «тюрк» , [17] однако Голден предполагает, что Туджуэ транскрибировал * Türküt, в то время как Дили , Динглинг , Чили , Теле и Тиле транскрибировали * Тегрег . [18]

Первое упоминание о Тюрке или Тюркуте появляется в китайских источниках VI века как транскрипция Туджуэ ( 突厥 ). Самые ранние свидетельства существования тюркских языков и использования тюркского языка в качестве эндонима происходят из надписей гектюрков орхонских (англ. «Небесные тюрки» ) в начале 8 века. Многие группы, говорящие на тюркских языках, никогда не использовали имя «тюрк» для обозначения своей идентичности. Среди народов, попавших под господство Гектюрка и перенявших его политическую культуру и лингва-франка, имя «Тюрк» не всегда было предпочтительным. Таким образом, Тюрк не применялся ко всем тюркским народам того времени, а относился только к Восточно-Тюркскому каганату , в то время как Западно-Тюркский каганат и Тиле использовали свои собственные племенные названия. Из Тиле в Книге Суй упоминаются только племена, не входившие в состав Первого Тюркского каганата. [19] Единой экспансии тюркских племен не произошло. Периферийные тюркские народы в империи Гектюрк, такие как булгары , и даже центральные народы, такие как огузы и карлуки, мигрировали автономно вместе с мигрирующими торговцами, солдатами и горожанами.

Точная дата первоначального распространения с ранней родины остается неизвестной. Первым государством, известным как Тюрк , давшим впоследствии свое название многим государствам и народам, было государство Гёктюрков ( gök «синий» или «небесный», однако в этом контексте gök относится к направлению «восток» . Следовательно, Gökturks только обозначал восточных тюрков в VI веке. В 439 году глава рода Ашина повел свой народ из Пинляна (ныне в современной провинции Ганьсу , Китай ) к Жужань, добиваясь включения в их конфедерацию и защиты. [20] Его племя состояло из знаменитых кузнецов по металлу и получило землю возле горного карьера, похожего на шлем, от чего оно и получило название Турк/Туджуэ 突厥 . [21] [22] [23] В 546 году вождь Ашина Бумин помог жужанам подавить восстание Тиле. Бумин просил к себе на службу жужанскую принцессу, но получил отказ, после чего провозгласил независимость. В 551 году Бумин объявил себя каганом и женился на принцессе Чанлэ из Западной Вэй . Затем в следующем году он нанес серьезный удар Жужанскому каганату, но вскоре умер. Его сыновья, Иссык-каган и Мукан-каган , продолжали вести войну с жужанами, добив их в 554 году. К 568 году их территория достигла окраин Византийской империи , где авары , возможно, каким-то образом связанные с жужанами, сбежал. [24] В 581 году Таспар-каган умер, и каганат вступил в гражданскую войну, в результате которой возникли две отдельные тюркские фракции. Восточный каганат потерпел поражение от династии Тан в 630 году, а Западный каганат пал под властью Тан в 657 году. В 682 году Илтериш-каган восстал против Тан и основал Второй Тюркский каганат , который пал перед уйгурами в 744 году. [25]

болгарский

[ редактировать ]
Миграция булгар после падения Старой Великой Болгарии в VII веке.
Понтийско -Каспийская степь около 650 г. н.э.

Булгары - булгары , также известные как оногур зону Причерноморья и или оногундуры, занимали степную Кубани где-то в V веке. в 480 году, когда они были союзниками византийского императора Зенона . Впервые булгары упоминаются [26] Иоанн Никийский (фл. 680-690) писал о Виталиане (римском генерале и консуле, умер в 520 г.) в своей «Хронике Иоанна, епископа Никиуского»: «Виталиан удалился в провинцию Болгарию». [27] К VII веку они находились под властью аваров , против которых восстали в 635 году под предводительством Кубрата . До этого Кубрат заключил союз с Ираклием Византийской империи. Он был крещен в 619 году. Кубрат умер в 660-х годах, и его территория, Старая Великая Болгария , была разделена между его пятью сыновьями.

Один из них, старший брат Батбаян, остался и был покорен хазарами .

Другой, Котраг , после смерти отца стал распространять влияние своих булгар до реки Волги . Его помнят как основателя Волжской Булгарии . [28] [29] [30]

Другой сын по имени Кубер направился в Паннонию , где восстал против паннонских аваров и в 679 году мигрировал в Фессалоники .

Алчек якобы был сыном Кубрата и привел булгар в Равенну, которая позже заселила земли Лонгобардского королевства в селениях Галло-Матезе , Сепино , Бояно и Изернии в горах Матезе на юге Италии . [31]

Аспарух был первым правителем Первого Болгарского царства ., [32] первое государство, признанное Римской империей на Балканах, и впервые на законных основаниях отказавшееся от претензий на часть своих балканских владений. [33] В 680 году византийский император Константин IV (годы правления   668–685), недавно разгромивший арабов , возглавил экспедицию во главе огромной армии и флота, чтобы отогнать булгар, но потерпел катастрофическое поражение от Аспаруха при Онглосе. , болотистая местность в дельте Дуная или вокруг нее, где булгары разбили укрепленный лагерь. [33] [34] Булгары продвинулись на юг, пересекли Балканские горы и вторглись во Фракию . [35] В 681 году византийцы были вынуждены подписать унизительный мирный договор, обязывающий их признать Болгарию независимым государством, уступить территории к северу от Балканских гор и платить ежегодную дань. [33] [36]

Происхождение хазар неясно. По мнению Аль-Масуди , хазары по-тюркски назывались сабирами . Данлоп (1954) предполагает родство с уйгурами , некоторые из которых могли мигрировать на запад до 555 г. н.э. [37] Поскольку имперские китайские источники связывали хазар с Гектюрками, [38] другие полагают, что хазары были основаны Ирбисом Сеги , предпоследним правителем Западно-Тюркского каганата, поскольку Худуд аль-Алам говорит, что хазарский царь произошел от Ансы, что интерпретируется как Ашина. К середине VII века хазары располагались на Северном Кавказе , где постоянно воевали против Омейядов . [39]

киргизский

[ редактировать ]

Согласно « Книге Тан» , енисейские киргизы были высокими, рыжеволосыми, бледнолицыми и зеленоглазыми; [40] черноглазые кыргызы считались потомками ханьского генерала Ли Лина , [41] предположительно, включая кыргызских каганов, заявивших о своем происхождении. [42] [43] [44] Там также отмечается, что кыргызских женщин было больше, чем мужчин, и мужчины, и женщины носили татуировки и изготавливали оружие, которое передавали туркам. Они занимались сельским хозяйством, но не выращивали фрукты. Киргизы жили западнее озера Байкал и восточнее карлуков . Согласно « Книге Суй» , кыргызов раздражало господство Первого Тюркского каганата. Уйгурский каганат также развязал войну с киргизами и отрезал их от торговли с Китаем, которую уйгуры монополизировали. В результате кыргызы обратились к другим каналам торговли, например, с тибетцами , арабами и карлуками. Начиная с 820 г., кыргызы постоянно воевали с уйгурами, вплоть до 840 г., когда Уйгурский каганат был распущен. Хотя киргизам удалось оккупировать часть уйгурских земель, они не оказали большого влияния на геополитическую конфигурацию вокруг себя. Китайцы не обращали на них никакого внимания, кроме как присвоили им какие-то титулы, и аргументировали это тем, что, поскольку уйгуры больше не находятся у власти, нет смысла больше поддерживать отношения с киргизами. Сами кыргызы, похоже, не были заинтересованы в оккупации бывшей территории уйгуров на востоке. К 924 году Кидани оккупировали Отукен на территории бывшего Уйгурского каганата. [45]

Вы путешествуете

[ редактировать ]

В 699 году тюргешский правитель Вужиле основал каганат, простиравшийся от Чача до Бешбалыка . Он и его преемник Сакал вели кампанию против династии Тан и их тюркских союзников до 711 года, когда возродившийся Второй Тюркский каганат разгромил тюргешей в битве. Остатки тюргешей под командованием Сулука вновь обосновались в Жетысу . Сулук был убит одним из своих подчинённых в 737 году после того, как потерпел поражение от Омейядов . Танцы воспользовались ситуацией, чтобы вторгнуться на территорию тюргешей и взяли город Суяб . В 760-х годах карлуки вытеснили тюргешей. [46]

Кара-Ханидское ханство в 1006 году

Карлуки [примечание 1] мигрировали в район Тохаристана еще в VII веке. [50] В 744 году они участвовали в возвышении Уйгурского каганата, свергнув Второго Тюркского каганата, но конфликт с уйгурами вынудил их мигрировать дальше на запад, в Жетысу. К 766 году они вытеснили тюргешей и взяли западнотюркскую столицу Суяб. Ислам начал распространяться в племенах карлуков в 9 веке. Согласно « Худуд аль-Алам» , написанному в 10 веке, карлуки были приятными, почти цивилизованными людьми, которые занимались сельским хозяйством, а также скотоводством и охотой. Аль-Масуди считал карлуков самым красивым народом среди тюрков, высоким ростом и барским видом. К 11 веку они интегрировали значительное количество согдийцев в свое население, в результате чего речь, которая для Махмуда аль-Кашгари звучала невнятно. Карлуки, Чигилы и Ягмы образовали Кара-Ханидское ханство в 9 веке, но неясно, перешло ли руководство нового государства к Карлукам или Ягмам. [51]

Примечания
[ редактировать ]
  1. ^ Их название qarluğ ~ * qarluq часто происходит от пратюркского * qar , [47] означает «снег». [48] Марсель Эрдал критикует это предположение как народную этимологию и предполагает, что «имя, вероятно, является экзонимом, образованным как -(O)k, производным от глагола kar-ıl- 'смешиваться (внутреннее)', обсуждаемого в Эрдале ( 1991: 662); таким образом, оно означало бы «смешанных», предположительно потому, что племя развилось в результате смешения отдельных групп», как уже предположил Дорфер . [49]

Печенеги

[ редактировать ]
Территории печенегов ок. 1030

Поль Пеллио (apud Pritsak, 1975) первым предположил, что китайская историческая Книга Суй VII века сохранила самые ранние записи о печенегах; в книге упоминается народ по имени Бэйру ( 北褥 ; LMC: * puٝ̌k-rjwk < EMC: * pǝk-ŋuawk ), поселившийся недалеко от Энку ( 恩屈 ; LMC: * ʔən-kʰyt < EMC: * ʔən-kʰut < * Он[о]гур ) и аланы ( 阿蘭 ; MC: * ʔa-lan ) народы (идентифицируемые как оногуры и аланы соответственно), к востоку от Фулина ( 拂菻 ) (или Восточной Римской империи ). [52] [53] Виктор Спинеи подчеркивает, что связь печенегов с бейру «неопределенна»; вместо этого он утверждает, что отчет уйгурского посланника VIII века, сохранившийся в тибетском переводе: [54] содержит первое достоверное упоминание о печенегах: [55] в отчете зафиксирован вооруженный конфликт между бе-ча-нагом и хорскими (уйгурами или тюрками-огузами ) народами в районе реки Сырдарья. [56] Племена печенегов, возможно, имели отношение к канглам . [57] В конце 9 века конфликт с хазарами вытеснил печенегов в причерноморские степи . В 10 веке они активно взаимодействовали с Византийской империей, которая зависела от них в сохранении контроля над своими соседями. Византийские и мусульманские источники подтверждают, что у печенегов был вождь, но должность не передавалась от отца к сыну. В X веке печенеги вступили в военный конфликт с русами, а в начале XI века военный конфликт с тюрками-огузами оттеснил их дальше на запад через Дунай на территорию Византии. [58]

Уйгурская волна (8-9 вв.)

[ редактировать ]
Государство огузов Ябгу около 750 г.

Тюрки-огузы получили свое название от тюркского слова, означающего «род», «племя» или «родство». Таким образом, огуз является общим названием для многих тюркских групп, таких как токуз-огуз (девять племен), секиз-огуз (восемь племен) и уч-огуз (три племени). Огузы использовались для обозначения многих различных тюркских племен, что вызывало большую путаницу. Например, правителя огузов называли Токуз-каганом, хотя племен было двенадцать вместо девяти. [59] Неизвестно, произошли ли тюрки-огузы напрямую от токуз-огузов. Возможно, в какой-то момент они находились под прямым руководством токузов, но к 11 веку огузы уже лингвистически отличались от своих соседей, таких как кипчаки и караханиды . [60] Зуев (1960) связывает огузов с западно-тюркским племенем 姑蘇 Гусу (<MC* kuo-suo ), упомянутым в китайской энциклопедии Тунгдиан , а также 三屈 'Три Цю ' (<MC* k(h)ɨut̚ ) VIII века в «Тайбо Иньцзин» ( 太白陰經 ) «Тайная классика Венеры» и трех ордах уз , упомянутых в «Золотых лугах» Аль-Масуди и «Драгоценных рудниках» . [61]

Миграция огузов на запад началась с падением Второго Тюркского каганата и возникновением Уйгурского каганата в 744 году. При уйгурском правлении вождь огузов получил титул «правого ябгу ». Когда они появились в мусульманских текстовых источниках в 9 веке, они были описаны под тем же названием. Огузы вели серию войн с печенегами , халаджем , чаруками и хазарами за степи, одержав победу и основав государство огузов Ябгу . Огузы находились в постоянном конфликте с печенегами и хазарами на протяжении всего X века, как записано в мусульманских текстах, но иногда они также сотрудничали. В одном случае хазары наняли огузов для отражения нападения алан. В 965 году огузы приняли участие в нападении русов на хазар, а в 985 году они снова присоединились к русям в нападении на Волжскую Булгарию . Государство Ябгу огузов не имело центрального руководства, и нет никаких свидетельств того, что Ябгу выступал в качестве представителя всего огузов. К X веку некоторые огузы поселились в городах и приняли ислам, хотя многие племена все еще следовали исламу. Тенгризм . [62]

Просто Кипчак

[ редактировать ]
Половецко-кипчакская конфедерация в Евразии около 1200 г.

Отношения и происхождение половцев и кипчаков неясны. Вероятно, половцы и кипчаки изначально были двумя отдельными тюркскими народами, присоединившимися к одной и той же конфедерации , при этом половцы составляли западную часть, а кипчаки - восточную часть. По словам Рашид ад-Дина Хамадани , писавшего гораздо позже в Ильханстве , кипчак происходит от тюркского слова, которое означает «полое сгнившее дерево». Половцы могут происходить от тюркского слова qun , что означает «бледный» или «желтый». Некоторые ученые связывают половцев-кипчаков с канкали . [63] Кипчаки могли быть упомянуты как тюрки-кибчаки в надписи Моюн Чур только буквы 𐰲𐰴 (čq * čaq VIII века, хотя это было сомнительно, поскольку на поврежденной надписи можно было прочитать ?); впервые они были определенно упомянуты в 9 веке Ибн Хордадбехом , который поместил их рядом с токузами-огузами, в то время как Аль-Бируни утверждал, что кун находились дальше к востоку от них. Хабаш аль-Хасиб аль-Марвази пишет, что Кун пришли из земель Катая , откуда они бежали из страха перед киданями. Возможно, именно это имел в виду армянский летописец Матфей Эдесский , когда рассказывал о Бледных, изгнанных народом Змей. [64] которого Голден идентифицировал как монгольский или парамонгольский народ, известный как Кай на арабском языке , Татаби на древнетюркском языке и Кумо Си на китайском языке . [65]

В середине IX века возникла Кимекско-Кипчакская конфедерация в северных степях, простиравшихся от озера Балхаш на востоке до Аральского моря на западе, . Они представляли собой конфедерацию семи мелких племен: емеков , имуров , татар , баяндуров , кипчаков, ланиказов и айладов ; [66] и чей лидер носил титул «Шад Тутук», происходящий от среднекитайского военного титула туо-туок 都督 «военный губернатор» (> стандартный китайский : дуду ), но вместо этого начал использовать титул «Ябгу», когда остатки уйгуров Каганат бежал к ним в 840 году. К началу X века кимеки граничили с огузами на юге, где Урал границей служил . Согласно « Худуд аль-Алам» , написанному в X веке, кимеки использовали титул кагана. Они были наиболее удалены от оседлой цивилизации из всех тюрков и имели на своей территории только один город. В 11 веке кимеки были вытеснены половцами. [67]

Поздние тюркские народы

[ редактировать ]
Уйгурский каганат в геополитическом контексте c. 800 год нашей эры
Понтийские степи , ок. 1015

К более поздним тюркским народам относятся хазары, туркмены : либо карлуки (в основном 8 век), либо тюрки-огузы, уйгуры, енисейские киргизы, печенеги, половцы-кипчаки и т. д. Поскольку эти народы основывали государства на территории между Монголией и Трансоксианой , они вошли в контактировали с мусульманами и наиболее постепенно приняли ислам. Однако большинство групп тюрков, принадлежавших к другим религиям, включая христиан , иудаистов , буддистов , манихеев и зороастрийцев [ нужна ссылка ] продолжали существовать в меньшем количестве вплоть до монгольских вторжений во Внутреннюю и Среднюю Азию.

Поселения и регионы, пострадавшие во время первой волны турецких вторжений в Малую Азию (11–13 века). В течение десяти лет после битвы при Манцикерте в 1071 году турки-сельджуки из Центральной Азии мигрировали на большие территории Анатолии.

туркмены

[ редактировать ]

Хотя государство Караханидов оставалось на этой территории до его завоевания Чингисханом , туркменская группа племен сформировалась вокруг ядра карлуков и более западных огузов. [68] В настоящее время большинство считает этимологию этого имени тем, что оно происходит от тюркского языка с акцентом на суффиксе -men , что означает «самый турецкий из турков» или «чистокровные турки». [69] [70] Таким образом, этническое самосознание у некоторых, но не у всех тюркских племен как «туркменов» в исламскую эпоху возникло спустя много времени после падения немусульманских Гоктюркских (а также Восточных и Западных) ханств.

Тюркские солдаты в армии Аббасидов халифов стали де-факто правителями большей части мусульманского Ближнего Востока (кроме Сирии и Северной Африки) с 13 века. Огузы и другие племена захватывали и господствовали в различных странах под руководством династии Сельджуков , а в конечном итоге захватили территории династии Аббасидов и Византийской империи.

Тем временем кыргызы и уйгуры боролись друг с другом и с Китайской империей. В конечном итоге кыргызы поселились в регионе, который сейчас называется Кыргызстаном . Орды Батыя завоевали волжских булгар на территории современного Татарстана и кыпчаков на территории нынешней Южной России после завоевания монголов на запад в 13 веке. Другие булгары поселились в Европе в седьмом и восьмом веках, но были ассимилированы славянами , дав название болгарам и славяно- булгарскому языку .

Именно под сюзеренитетом Сельджуков многочисленные туркменские племена, особенно те, которые пришли через Кавказ через Азербайджан , приобрели вотчины ( бейлики ) в недавно завоеванных областях Анатолии , Ирака и даже Леванта . Таким образом, предки основополагающего состава современной турецкой нации были наиболее тесно связаны с туркменскими группами огузов, обосновавшимися на Кавказе и впоследствии ставшими азербайджанской нацией .

К началу нового времени название Туркестан имеет несколько определений:

  1. земля оседлых тюркоязычных горожан, которые были подданными среднеазиатских Чагатаидов , то есть сартов , среднеазиатских Моголов , среднеазиатских Тимуридов , таранчей Китайского Туркестана и более поздних вторгшихся восточных кыпчакских татар, которые смешались с местными сартами и чагатайцами, чтобы сформировать узбеки ; Эта территория примерно совпадает с Хорасаном в самом широком смысле, плюс Таримская котловина , известная как Китайский Туркестан. Он этнически разнообразен и включает в себя родину нетюркских народов, таких как таджики, пуштуны , дунгане и джунгары . Тюркские народы кыпчакской ветви, то есть казахи и кыргызы, обычно не считаются туркестанцами, но также густонаселены (как скотоводы) во многих частях Туркестана.
  2. особый район, управляемый казахским ханом 17-го века, на территории современного Казахстана , который был более оседлым, чем другие казахские районы, и был населен городскими сартами.

Салары происходят от туркмен , которые мигрировали из Средней Азии и поселились в тибетском районе Цинхай под властью Китая Мин. Этническая принадлежность саларов сформировалась и претерпела этногенез в результате женитьбы мужчин-туркмен-мигрантов из Центральной Азии на женщинах Амдо тибетских во времена ранней династии Мин. [71] [72] [73] [74]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ https://www.britannica.com/topic/Bulgar%7Curl=https://www.britannica.com/topic/Turkic-peoples |title=Тюркские народы | История и факты | Британника |access-date=2022-09-01 |archive-date=2015-05-08 |archive-url= https://web.archive.org/web/20150508211502/http://www.britannica.com/ EBchecked/topic/609972/Тюркские народы |url-status=live }}
  2. ^ Юнусбаев, Баязит; Мецпалу, Мейт; Мецпалу, Эне; Валеев, Альберт; Литвинов, Сергей; Валиев, Руслан; Ахметова, Вита; Балановская, Елена; Балановский, Олег (21 апреля 2015 г.). «Генетическое наследие экспансии тюркоязычных кочевников по Евразии» . ПЛОС Генетика . 11 (4): e1005068. дои : 10.1371/journal.pgen.1005068 . ISSN   1553-7390 . ПМК   4405460 . ПМИД   25898006 . Происхождение и ранняя история расселения тюркских народов оспариваются, кандидаты на роль их древней родины варьируются от Закаспийской степи до Маньчжурии в Северо-Восточной Азии.
  3. ^ Золотой 2011 , стр. 35–37.
  4. ^ Юнусбаев, Баязит; Мецпалу, Мейт; Мецпалу, Эне; Валеев, Альберт; Литвинов, Сергей; Валиев, Руслан; Ахметова, Вита; Балановская, Елена; Балановский, Олег (21 апреля 2015 г.). «Генетическое наследие экспансии тюркоязычных кочевников по Евразии» . ПЛОС Генетика . 11 (4): e1005068. дои : 10.1371/journal.pgen.1005068 . ISSN   1553-7390 . ПМК   4405460 . ПМИД   25898006 . Таким образом, наше исследование предоставляет первые генетические доказательства, подтверждающие, что один из ранее предполагаемых ИАГ находился вблизи Монголии и Южной Сибири.
  5. ^ Бленч, Роджер; Сприггс, Мэтью (2 сентября 2003 г.). Археология и язык II: археологические данные и лингвистические гипотезы . Рутледж. ISBN  9781134828692 . Архивировано из оригинала 18 октября 2022 г. Проверено 3 октября 2020 г.
  6. ^ «Трансъевразийская теория: случай расселения сельского хозяйства/языка» . Исследовательские ворота . Архивировано из оригинала 19 февраля 2019 г. Проверено 13 марта 2019 г.
  7. ^ Ли (18 октября 2017 г.). «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований й-ДНК применительно к ранним и средневековым тюркским народам» . Брилл . 19 (2): 197–239. дои : 10.1163/22105018-12340089 . S2CID   165623743 . Архивировано из оригинала 4 марта 2020 года . Проверено 9 января 2020 г.
  8. ^ Ди Космо, Никола (1999). «Северная граница в доимперском Китае». В Loewe, Майкл; Шонесси, Эдвард Л. (ред.). Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 886. ИСБН  978-0-521-47030-8 .
  9. ^ Синор 1990 , с. 180.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Менхен-Хельфен (1973), стр. 376.
  11. ^ Менхен-Хельфен (1973), страницы 441–442.
  12. ^ Золотой 2011 , с. 27.
  13. ^ "Ḡozz" в Энциклопедии Ираника
  14. ^ Xin Tangshu vol. 217a Archived 2019-05-04 at the ​​​​​" tr: " Уйгуры , их предшественники были хунну. Потому что они обычно ездят на повозках с высокими колесами. Во времена Юань Вэй их также называли племенем Гаоче [Высокая повозка] или Чили. или по ошибке как Тиле».
  15. ^ Weishu Vol 103 Gaoche. Архивировано 11 июня 2020 г. в Wayback Machine. «Гаоче - это остаток древнего вида Красного Ди, [...] Чжу Ся думал, что гаоче было лишь небольшим числом. Его язык немного похож на что и у сюнну, но иногда есть некоторые незначительные различия «Гаоче, вероятно, остатки древних Красных Ди. [...] Различные Ся [т.е. китайцы] считали их Гаоче Динлин [Динглин с высокой повозкой]. Их Короче говоря, язык и язык хунну схожи, хотя и немного различаются; или, говоря иначе, они являются сводными племянниками/зятьями своих предшественников-хунну»
  16. ^ Ченг, Фаньи. «Исследование по идентификации тиле (鐵勒) и огурских племен» в Archivum Eurasiae Medii Aevi изд. Т.е. Т. Аллсен, П.Б. Голден, Р.К. Ковалев, А.П. Мартинес. 19 (2012). Harrassowitz Verlag, Висбаден. п. 87
  17. ^ Ченг 2012 , с. 83.
  18. ^ Золотой 1992 , с. 93-95.
  19. ^ Ченг 2012 , с. 86.
  20. ^ Вэй Чжэн и др., Книга Суй , Том. 84. (на китайском языке)
  21. ^ Линху Дефен и др., Книга Чжоу , Том. 50. (на китайском)
  22. ^ Вэй Чжэн и др., Книга Суй , Том. 84. (на китайском языке)
  23. ^ Ли Яньшоу (李延寿), История северных династий , Vol. 99. (на китайском языке)
  24. ^ Гао Ян, «Происхождение турок и турецкого ханства», X-й Конгресс по истории Турции: Анкара, 22–26 сентября 1986 г., Документы, представленные Конгрессу , Том V, Турецкое историческое общество, 1991, стр. 731. Архивировано 18 октября 2022 г. в Wayback Machine (на английском языке).
  25. ^ Барфилд 1989 , с. 150.
  26. ^ Золотой 1992 , с. 104.
  27. ^ ( http://www.tertullian.org/fathers/nikiu2_chronicle.htm )
  28. ^ Мерсия Макдермотт , Болгарские народные обычаи, издательство Джессики Кингсли, 1998, ISBN   1853024856 , с. 20.
  29. ^ «Булгар | народ» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 04 сентября 2018 г. Проверено 4 сентября 2018 г.
  30. ^ «БОЛГАРСКИЙ ХЕЛЬСИНСКИЙ КОМИТЕТ» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 4 сентября 2018 г. Проверено 4 сентября 2018 г. Однако после смерти Кубрата вновь созданное и все еще нестабильное государство распалось, и булгарские племена основали новую диаспору. Часть из них навсегда поселилась на территориях бывшей Великой Болгарии; другие под предводительством сына Кубрата Котрага направились на север и обосновались в районе реки Волги. Имеющиеся исторические данные указывают на то, что котрагские булгары в X веке приняли ислам в качестве своей религии, сохранив при этом свой тюркский язык.
  31. ^ Диллон, Джон Б. «Булгары». Средневековая Италия: Энциклопедия , изд. Кристофер Кляйнхенц. Лондон: Рутледж, 2004.
  32. ^ Золотой 1992 , с. 244-246.
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Файн 1991 , с. 67.
  34. ^ Уиттоу 1996 , стр. 270–271.
  35. ^ Bozhilov & Gyuzelev 1999 , p. 92.
  36. ^ Уиттоу 1996 , с. 271.
  37. ^ Данлоп, Дуглас Мортон (1954). История еврейских хазар. Нью-Йорк: Schocken Books. стр. 34-40
  38. ^ Ли, Джу-Юп (2016). «Историческое значение термина тюрк и природа тюркской идентичности чингизидских и тимуридских элит в постмонгольской Центральной Азии». Центральноазиатский журнал. 59 (1–2) с. 103–105 из 101–132
  39. ^ Золотой 1992 , с. 233-238.
  40. ^ Синь Таншу, "том 217b", txt: «Сицзяси [...] все выросли, с рыжими волосами, светлым лицом и зелеными глазами»
  41. ^ Синь Таншу, «том 217b», цитата: «Те, у кого черные зрачки, следует считать потомками Лин Мяо».
  42. ^ Вероника Вейт, изд. (2007). Роль женщин в алтайском мире: Постоянная международная алтаистическая конференция, 44-е заседание, Вальберберг, 26-31 августа 2001 г. Том. 152 Asiatische Forschungen (иллюстрированное изд.). Отто Харрасовиц Верлаг. п. 61. ИСБН  978-3447055376 . Архивировано из оригинала 18 октября 2022 года . Проверено 8 февраля 2012 г.
  43. ^ Майкл Роберт Дромпп (2005). Танский Китай и распад Уйгурской империи: документальная история . Том. 13 библиотеки Внутренней Азии Брилла (иллюстрированное издание). БРИЛЛ. п. 126. ИСБН  9004141294 . Архивировано из оригинала 18 октября 2022 года . Проверено 8 февраля 2012 г.
  44. ^ Кызласов, Леонид Р. (2010). Городская цивилизация Северной и Внутренней Азии, историко-археологические исследования (PDF) . Кураторы серии VICTOR SPINEI et IONEL CANDE VII. Том. Городская цивилизация Северной и Внутренней Азии Историко-археологические исследования. РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ Ясс Editura Academiei Romane - Editura Istros. п. 245. ИСБН  978-973-27-1962-6 . Сборник мастеров истории и археологии Античности и Средневековья. Архивировано (PDF) из оригинала 26 октября 2021 г. Проверено 16 октября 2021 г.
  45. ^ Золотой 1992 , с. 176-183.
  46. ^ Азимов 1998 , с. 33.
  47. ^ Золотой. Питер Б. (1992) Введение в историю тюркских народов . Висбаден.
  48. ^ снег (Список Дерфера № 262). Архивировано 21 июня 2020 г. в Wayback Machine , в тюркской базе данных. Архивировано 6 августа 2020 г. в Wayback Machine , составлено Кристофером А. Страуном, доктором философии, MSLIS.
  49. ^ Эрдал, М. (2016) «Хелитбар и некоторые другие раннетюркские имена и титулы». Архивировано 18 сентября 2021 г. в Wayback Machine Turkic Languages ​​20, 1+2. стр. 1–2 из 6
  50. ^ Брегель 2003 , с. 16.
  51. ^ Золотой 1992 , с. 198-199.
  52. ^ Прицак, Омельян (1975). «Печенеги: случай социальной и экономической трансформации». Архив Евразии Меди Аеви. Пресса Питера де Риддера. 1: 211–235.
  53. ^ Голден, Питер Б. (2011). Исследования народов и культур Евразийских степей . Editura Academiei Romane. п. 232
  54. ^ Рона-Тас, Андраш (1999). Венгры и Европа в раннем средневековье: введение в раннюю венгерскую историю (перевод Николаса Бодочки). ЦЭУ Пресс. стр.235
  55. ^ Спинеи, Виктор (2003). Великие миграции на востоке и юго-востоке Европы с девятого по тринадцатый век (перевод Даны Бадулеску). п. 113
  56. ^ Вентури, Федерика (2008). «Старый тибетский документ об уйгурах: новый перевод и интерпретация». Журнал истории Азии. 1 (42): 21.
  57. ^ Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов . Отто Харрасовиц, Висбаден. п. 272-273.
  58. ^ Золотой 1992 , с. 264-268.
  59. ^ Золотой 1992 , с. 205-206.
  60. ^ Золотой 1992 , с. 207.
  61. ^ Зуев, Ю. «Конные тамги вассальных княжеств» (Перевод китайского сочинения «Танхуйяо» 8-10 веков), Академия наук Казахской ССР, Алма-Ата, 1960, с. 126, 133-134 (на русском языке)
  62. ^ Золотой 1992 , с. 209-211.
  63. ^ Золотой 1992 , с. 270-272.
  64. ^ Золотой 1992 , с. 274.
  65. ^ Голден, Питер Б. (2006) «Куманика V: Басмылы и кыпчаки» в Архивах средневековой Евразии 15 . п. 16-24
  66. ^ Минорский, В. (1937) «Комментарий» к «§18. Кимак» в « Худуд аль-Алам» . Перевел и объяснил В. Минорский. п. 304-305
  67. ^ Золотой 1992 , с. 204-205.
  68. ^ Golden 1992 , стр. 347–348: «Этот этноним, как отмечалось ранее, изначально был политическим термином, впервые записанным исламскими авторами 11 века со ссылкой на группировки карлуков и огузов. Некоторые из этих источников связывали его с исламской принадлежностью ( так Марвази, изд. Минорский, стр. 18/29; см. также комментарии Кёпрюлю, Илк Мутасавифлар , стр. 114), но это ни в коем случае не является бесспорным».
  69. ^ Кларк, Ларри (1996). Туркменская справочная грамматика . Харрасовиц. п. 4. ISBN  9783447040198 . Архивировано из оригинала 18 октября 2022 г. Проверено 1 сентября 2021 г. , Аннанепесов, М. (1999). «Туркмены» . В Дэни, Ахмад Хасан (ред.). История цивилизаций Средней Азии . Мотилал Банарсидасс. п. 127. ИСБН  9789231038761 . Архивировано из оригинала 18 октября 2022 г. Проверено 1 сентября 2021 г.
  70. ^ Голден 1992 , стр. 213–214.
  71. ^ Песочный человек, Эрика; Саймон, Камилла (2016). «Тибетский язык как «образцовый язык» в Amdo Sprachbund: свидетельства Салара и Вутуна» . Журнал южноазиатских языков и лингвистики . 3 (1): 88. doi : 10.1515/jsall-2016-0003 . S2CID   146919944 . hal-03427697.
  72. ^ Песочный человек, Эрика; Саймон, Камилла (23 октября 2023 г.). «Тибетский язык как «модельный язык» в Amdo Sprachbund: данные Салара и Вутуна» . Журнал южноазиатских языков и лингвистики . 3 (1): 85. doi : 10.1515/jsall-2016-0003 . S2CID   146919944 .
  73. ^ Песочный человек, Эрика. Грамматика утуна (PDF) (кандидатская диссертация. Диссертация Департамента мировых культур). Университет Хельсинки. п. 15.
  74. ^ Хан, Деян (1999). Мостарт, Антуан (ред.). «Система Салар Хазуи» . Центральноазиатский журнал, тома 43–44 . 43 . Ма Цзяньчжун и Кевин Стюарт, переводчики (2-е изд.). О. Харрасовиц: 212.

Источники

[ редактировать ]
  • Азимов, М.С. (1998). История цивилизаций Центральной Азии Том IV Эпоха достижений: 750 г. н. э. – конец пятнадцатого века Часть первая Историческая, социальная и экономическая обстановка . Издательство ЮНЕСКО.
  • Барфилд, Томас (1989). Опасный рубеж: кочевые империи и Китай . Бэзил Блэквелл.
  • Брегель, Юрий (2003). Исторический атлас Центральной Азии . Брилл.
  • Ченг, Фанги (2012). ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОТДЕЛЕНИЮ ТИЛЕ (鐵勒) И ОРИКСКИХ ПЛЕМЕН .
  • Финдли, Картер Вонм (2005). Тюрки в мировой истории . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Голден, Питер (1992). Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное образование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке . Харрасовиц.
  • Голден, Питер Б. (2011). Исследования народов и культур Евразийских степей . Editura Academiei Romane - Editura Istro. ISBN  978-973-27-2152-0 .
  • Холстер, Чарльз Уоррен (1993). Тюрки Средней Азии . Вестпорт, Коннектикут: Прегер.
  • Синор, Денис (1990). «Гуннский период». В Синоре, Денис (ред.). Кембриджская история ранней Внутренней Азии (1-е изд.). Кембридж [ua]: Cambridge Univ. Нажимать. стр. 177–203. ISBN  9780521243049 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8519414398885e95e13cbd19ba443fbe__1721760000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/be/8519414398885e95e13cbd19ba443fbe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Turkic migration - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)