Jump to content

Кипчаки

Карта половецко-кипчакского государства 1200-1241 гг.

Кипчаки кипчакские или кипчаки , также известные как тюрки или половцы , были тюркскими кочевниками , а затем конфедерацией, существовавшей в средние века и населявшей части Евразийской степи .

Впервые упомянутые в восьмом веке как часть Второго Тюркского каганата , они, скорее всего, населяли Алтайский регион, откуда расширились в течение следующих столетий, сначала в составе Кимекско-Кипчакской конфедерации , а затем в составе конфедерации с половцами . Существовали группы кипчаков в Причерноморско-Каспийской степи , Китае, Сырдарье и Сибири . Кумания была завоевана Монгольской империей в начале 13 века.

Терминология

[ редактировать ]

Кипчаки интерпретировали свое имя как означающее «полое дерево» (ср. среднетюркский : kuv ağaç ); [1] по их словам, внутри дупла дерева их первоначальная человеческая прародительница родила сына. [2] Немет указывает на сибирский кыпчак, «сердитый, вспыльчивый», встречающийся только в сибирском сагайском диалекте (диалект хакасского языка ). [3] Кляшторный связывает кыпчака с qovı , qovuq «несчастный, невезучий»; однако Голден видит лучшее совпадение между qıv «удача» и суффиксом прилагательного -čāq . Тем не менее, Голден отмечает, что первоначальная форма и этимология этнонима «остаются предметом споров и спекуляций». [4]

XII века Портрет кипчака в балбале в Луганске .

В кипчакской степи в XI-XIII веках происходил сложный процесс этнической ассимиляции и консолидации. [5] Племена западных кипчаков вобрали в себя людей огузов , печенегов , древнебашкирского , булгарского и другого происхождения; восточный кипчак слился с кимеками , карлуками , кара-хитаями и другими. Все они были идентифицированы по этнониму кипчак . [5] Группы и племена возможно монгольского или парамонгольского происхождения также были включены в восточный кипчакский конгломерат. Питер Голден утверждает, что Олберли были вытеснены на запад из-за социально-политических изменений среди парамонгольских киданей , таких как распад династии Ляо и образование Кара-Китая, и присоединились к восточной конфедерации кыпчаков, куда они в конечном итоге пришли. входят в состав правящих слоев и элиты. Голден отождествляет Олберли с Кай, которые записаны как Си в китайских источниках и Татабы в тюркских надписях и имели монгольское или парамонгольское происхождение - вероятно, происходящие от Сяньбэя . [6] [7]

В китайской истории кыпчаки упоминаются лишь несколько раз: например, юаньский генерал Тутуха происходил из кипчакского племени Олберли, [8] или некоторые сведения о родине кипчаков, лошадях, физиогномике и психологии кипчаков. [9] [10] [11]

Шлем кипчакского типа, 13 век.

Кипчаки впервые были недвусмысленно упомянуты в « » персидского географа ибн Хордадбеха как Книге дорог и царств северно-тюркское племя, после токуз-огузов , карлуков , кимеков , огузов , джафров (либо искаженных от Джикиля , либо представляющих Маджфара вместо Маджгара ), печенегов , тюргешей. , Адкиш, и перед Енисеем Киргизы . [12] Кипчаки, возможно, появились в надписи Моюн Чур VIII века как Тюрк-Кыбчак , упомянутый как входивший в состав Тюркского каганата в течение пятидесяти лет; [13] даже в этом случае это подтверждение сомнительно, поскольку повреждения на надписи оставляют читаемыми только -čq (𐰲𐰴) (* -čaq или čiq ). [14] Неясно, можно ли было отождествлять кипчаков с, по мнению Кляшторного, [ Ал ] ти Сэром в орхонских надписях (薛延陀; пиньинь: Сюэ-Яньтуо ), [15] [16] [17] или с Дзюэюэси (厥越失) в китайских источниках; [13] [18] однако Зуев (2002) отождествлял 厥越失 Juéyuèshī (<MC* kiwat-jiwat-siet ) с топонимом Курюши в долине реки Ежим (Ч. Аян < МЧ.阿豔* а-иам < ОТрк. аям ) в Тувинской впадине . [19] Лингвист Бернард Карлгрен и некоторые советские ученые (например, Лев Гумилев [20] ) предпринял попытку соединить кипчаков с куша~куши (屈射), народом, некогда завоеванным хунну ; произношение屈射 однако Голден считает эту связь маловероятной, учитывая древнекитайское * khut m-lak и восточно-ханьское произношение * kʰut źa ~ kʰut jak/jɑk (реконструированное Schuessler, 2009:314,70). [а] [22] [23] Отношения между кипчаками и половцами неясны. [13]

Будучи частью Тюркского каганата, они, скорее всего, населяли Алтайский край. [13] Когда каганат распался, они вошли в состав Кимекской конфедерации , с помощью которой расширились до рек Иртыш , Ишим и Тобол . [13] Затем они появились в исламских источниках. [13] В 9 веке Ибн Хордадбе указал, что они обладают автономией в рамках конфедерации Кимеков. [13] Они вошли в Кимек в VIII или начале 9 века и были одним из семи первоначальных племен. [24] X века В Худуд аль-Аламе говорится, что кимек назначил кипчакского царя. [13] Кимекская конфедерация, возглавляемая, вероятно, кипчаками, двинулась на земли огузов, а Сигнак в Сырдарье стал городским центром кипчаков. [13] Остатки кипчаков остались в Сибири , в то время как другие двинулись на запад в ходе миграции Кун. [13] В результате возникли три кыпчакские группы: [25]

В начале 11 века произошла массовая миграция тюркских кочевников в исламский мир. [26] Первые волны были зафиксированы в Кара-Ханидском ханстве в 1017–1018 гг. [26] Неизвестно, покорили ли половцы кипчаков или были просто лидерами конфедерации кипчако-тюркских племен. [26] Несомненно то, что два народа постепенно политически смешались и что, начиная со второй половины XII века, имена половцы и кипчаки стали взаимозаменяемыми для обозначения всей конфедерации. [27]

Кумания в 1200 году.

Монголы победили алан , убедив кипчаков покинуть их, указав на их сходство в языке и культуре. [28] Тем не менее, в дальнейшем кипчаки потерпели поражение. [28] При хане Кётене кипчаки бежали в Киевское княжество (русины), где у кипчаков было несколько брачных связей, одним из которых был зять Кётена Мстислав Мстиславич Галицкий. [28] Русины и кипчаки заключили союз против монголов и встретились у Днепра , чтобы найти их. [28] После восьмидневной погони они встретились у реки Калки (1223 г.). [28] Кипчаки, которые, были конными лучниками как и монголы, , служили авангардом и разведчиками. [28] Монголы, которые, казалось, отступали, заманили русино-кипчакские войска в ловушку после того, как внезапно появились из-за холмов и окружили их. [28] Бегущие кипчаки подверглись пристальному преследованию, а лагерь русинов был уничтожен. [28]

Кочевники-кипчаки были основной целью монголов, когда они переправились через Волгу в 1236 году. [29] Побежденные кипчаки в основном вошли в ряды монголов, остальные бежали на запад. [29] Кётен привел 40 000 семей в Венгрию, где король Бела IV предоставил им убежище в обмен на их христианизацию. [29] Беженцы-кипчаки бежали из Венгрии после убийства Кётена. [29]

Известно, что после их падения кипчаки и половцы стали наемниками в Европе и были взяты в рабство. В Египте мамлюки . были частично набраны из кипчаков и половцев [30]

большая группа кипчаков, бежавших от монголов переправилась В 1239–1240 годах через Дунай . Эта группа, численность которой, по оценкам, превышает 10 тысяч человек, долгое время скиталась в поисках подходящего места для поселения во Фракии . Иоанн III Дука Ватацес , желавший предотвратить вторжение кипчаков на византийские земли и извлечь выгоду из их военного потенциала, пригласил кипчаков на византийскую службу. Он поселил некоторых из них в Анатолии (нынешняя Турция ), чтобы защитить Византию от иностранных вторжений. [31] [32] [33] Когда османы завоевали земли, на которых они жили, эти кипчаки смешались с туркменами и ассимилировались среди турок. [34] [35] [36] [37] Кипчаки, поселившиеся в Западной Анатолии во времена правления никейского императора III. Джон Дукас Ватацес — предки общины Манав, живущей сегодня на северо-западе Анатолии. [38] [39] [40] [41] [42] [43]

Другая миграция кыпчаков в Анатолию относится к периоду Чобанидов -бейликов , которые правили вокруг Кастамону (города в Анатолии). Хусамеддин Эмир Чобан, один из сельджукских эмиров, пересек Черное море, совершил экспедицию в степи Кипчака и вернулся с бесчисленной добычей и рабами. В результате экспедиции несколько кипчакских семей из Крыма были привезены в Синоп морем через Судак и расселены в Западном Причерноморье . Кроме того, бейлике активизировалась морская торговля с Крымом и Кипчакскими областями в Исфендияридском . [35]

Кыпчакско-половецкая конфедерация говорила на тюркском языке ( кипчакский язык , половецкий язык ). [26] наиболее важным сохранившимся документом которого является Codex Cumanicus , словарь слов на кыпчакском, половецком и латыни конца XIII века . Присутствие в Египте тюркоязычных мамлюков также стимулировало составление кипчакско-кумано-арабских словарей и грамматик, имеющих важное значение при изучении ряда древнетюркских языков.

члены армянской диаспоры перебрались с Крымского полуострова на польско Когда в конце XIII века -украинское пограничье, они привезли с собой кыпчакский язык, принятый ими тюркский . [44] В течение 16-17 веков тюркским языком среди армянских общин кипчакского народа был армяно-кипчакский . Они были расселены во Львовской и Каменец-Подольской областях нынешней Украины. [45]

Литературная форма половецкого языка вымерла в 18 веке в регионе Кумания в Венгрии . Половец в Крыму, однако, стал родоначальником центрального диалекта крымскотатарского языка . [46]

Монгольские языковые элементы в кипчакско-кимекской конфедерации остаются «недоказанными»; [26] племя , составляющее эту конфедерацию хотя татарское , возможно, было носителями монгольского языка, которые позже подверглись тюркизации. [47]

Кипчаки исповедовали тенгрианство . [48] Обращение в мусульманство произошло недалеко от исламских центров. [48] Известно, что некоторые кыпчаки и половцы обратились в христианство примерно в 11 веке по предложению грузин , когда они объединились в своих конфликтах против мусульман. Многие из них были крещены по просьбе грузинского царя Давида IV , который также женился на дочери кипчакского хана Отрока . С 1120 г. существовала кипчакская национальная христианская церковь и значительное духовенство. [49] После монгольского завоевания популярность ислама среди кипчаков Золотой Орды возросла . [50]

Культура

[ редактировать ]

Конфедерации

[ редактировать ]

Конфедерация или племенной союз, в который кипчаки вошли в VIII — начале IX века как одно из семи первоначальных племен, известна в историографии как кимек (или кимак). [24] В тюркских надписях государство с таким названием не упоминается. [51] X века Худуд аль-Алам упоминает «страну Кимак», которой управляет хаган (король), у которого есть одиннадцать заместителей, владеющих наследственными феодальными владениями. [52] Кроме того, Андар Аз Хифчак упоминается как страна ( нахият ) кимаков , «жители которой напоминают гузов ». по некоторым обычаям [52]

В 9 веке Ибн Хордадбе указал, что они обладают автономией в рамках конфедерации Кимеков. [13] Они вошли в Кимек в VIII или начале 9 века и были одним из семи первоначальных племен. [24] X века В «Худуд аль-Аламе» говорится, что кимек назначил кипчакского царя. [13]

Внешний вид

[ редактировать ]

Внешность типичного кипчака является предметом споров. Это связано с тем, что, несмотря на их восточное происхождение, некоторые источники указывают на то, что они белые, голубоглазые и блондины. Однако важно уточнить, что весь спектр имеющихся данных рисует более сложную картину. Хотя письменные источники часто подчеркивают светлый цвет лица, краниометрические и генетические данные, а также некоторые исторические описания подтверждают образ весьма неоднородного по внешнему виду народа. Черепа с восточноазиатскими чертами часто находят в погребениях кипчаков Средней Азии и Европы. [53]

Раннее описание внешнего вида кипчаков взято из статьи 122 Великого Кодекса Мин (大明律). [54] в котором они были описаны как «мерзкие» со светлыми/рыжими волосами и голубыми/зелеными глазами. Ханьские китайцы не были обязаны вступать в брак с кипчаками. [55] [56] Светлый цвет лица, например, рыжие волосы и голубые или зеленые глаза, уже отмечался китайцами у некоторых других древних тюркских племен, таких как енисейские киргизы , в то время как тиле (которым принадлежал Цюнь) не описывались как иностранно выглядящие, т.е. по внешности , вероятно, были выходцами из Восточной Азии . [57] Отмечается, что «китайские истории также изображают тюркоязычные народы как типично обладающие физиогномикой Восточной / Внутренней Азии , а также иногда имеющие физиогномику Западной Евразии». Ли и Куанг полагают, что, вероятно, «ранние и средневековые тюркские народы сами по себе не составляли однородного образования и что некоторые из них, нетюркские по происхождению, в какой-то момент истории стали тюркизированными». [58] Енисейские киргизы относятся к числу тех, которые, как предполагается, имеют тюркское или частично нетюркское происхождение. По мнению Ли и Куанга, которые цитируют китайские исторические описания, а также генетические данные, тюркоязычный «киргиз», возможно, имел нетюркское происхождение и позже был тюркизирован посредством межплеменных браков. [58] Гардизи считал, что рыжие волосы и белая кожа кипчаков объясняются смешением с «саклабами» (славянами), в то время как Ли и Куанг отмечают, что нетюркские компоненты лучше объясняются историческими ираноязычными кочевниками. [58]

Генетика

[ редактировать ]

Российский антрополог Ошанин (1964: 24, 32) отмечает, что «монголоидный» фенотип, характерный для современных кыпчакоязычных казахов и киргизов, преобладает среди черепов исторических кипчакских и печенежских кочевников, найденных в Средней Азии и на Украине; Ли и Куанг (2017) предполагают, что открытие Ошанина можно объяснить, если предположить, что современные потомки исторических кипчаков являются казахами , мужчины которых обладают высокой частотой субклада C2b1b1 гаплогруппы C2 (от 59,7 до 78%). Ли и Куанг также предполагают, что высокая частота (63,9%) гаплогруппы Y-ДНК R-M73 среди каракыпшаков (племя внутри кипчаков) позволяет сделать вывод о генетике средневековых предков каракыпшаков, что объясняет, почему были описаны некоторые средневековые кипчаки. как обладатель «голубых [или зеленых] глаз и рыжих волос». [58]

В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Nature в мае 2018 года, были изучены останки двух мужчин-кипчаков, захороненных между ок. 1000 г. н.э. и 1200 г. н.э. [59] У одного мужчины оказался носитель отцовской гаплогруппы С2. [60] и материнская гаплогруппа F1b1b , [61] и продемонстрировал «расширенное восточноазиатское происхождение». [62] Другой мужчина оказался носителем материнской гаплогруппы D4. [63] и продемонстрировал «выраженное европейское происхождение». [62]

Наследие

[ редактировать ]

Кипчакские народы и языки

[ редактировать ]

Современную северо-западную ветвь тюркских языков часто называют кыпчакской ветвью. Языки этой ветви в основном считаются потомками кыпчакского языка, а люди, говорящие на них, также могут быть отнесены к кыпчакским народам. Некоторые из традиционно включенных групп - это манавы , карачаевцы , сибирские татары , ногайцы , башкиры , казахи , кыргызы , волжские татары и крымские татары . также есть село Кипчак В Крыму . Кыпшак, являющийся развитием слова «кипчак» в казахском языке , — одно из составных племен Среднеордынской конфедерации казахского народа. Имя Кипчак также встречается как фамилия в Казахстане . Одними из потомков кипчаков являются башкирский род Кыпсак. [64]

Радлов считал, что среди нынешних языков половцы наиболее близки к мишарскому диалекту татарского языка . [65] В частности, региональные мишарские говоры Сергачского района были названы «достоверно близкими к исконно кыпчакскому». [66]

Известные люди

[ редактировать ]

Кипчакские конфедерации

  • Айюб Хан ( эт. 1117), кипчакский вождь
  • Бачман ( эт. 1229–1236), вождь кипчаков Нижней Волги.
  • Качир-юкюле ( эт. 1236), вождь кипчаков Нижней Волги.
  • Кётен ( эт. 1223–1239), кипчакский вождь.

Кипчакское происхождение

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Шюсслер (2014) реконструирует древнекитайское произношение 屈射, датируемое 200 г. до н. э., как k (ʰ) ut-źak. [21]
  1. ^ Клосон, Джерард (1972). Этимологический словарь турецкого языка до XIII века . Издательство Оксфордского университета. п. 581.
  2. ^ Джулиан Болдик, Животные и шаманы: древние религии Центральной Азии , стр.55.
  3. ^ Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов . Висбаден: Отто Харрассовиц. п. 271
  4. ^ Голден, Питер Б. Тюркский мир Махмуда аль-Кашгари . п. 522
  5. ^ Jump up to: а б Аджажанов 1992 , с. 74.
  6. ^ Голден, Питер (1987). «Куманика II: Олберли (Олперли): удачи и несчастья кочевого клана Внутренней Азии» . Архив Евразии Медии Аеви . VI : 16–22 . Проверено 2 мая 2022 г.
  7. ^ Голден, Питер (2006). «Куманика V: Басмилы и кыпчаки» . Архив Евразийского Средневековья . 15 :16–17.
  8. ^ Токтоа и др. Юаньши, т. 128 ссылок
  9. ^ Сюй Цяньсюэ, Цзыжи Тунцзянь Хубянь (17 век) Том 141-142. Копия Чжэцзянского университета, стр. 42 из 124 «Кыпчакское министерство проделало путь в Китай более 30 000 миль, и летние ночи были чрезвычайно короткими, а дни короткими». Богатые люди находили хороших лошадей в здешних краях. «Племя кыпчаков находится на расстоянии более 30 000 ли от Китая. Летом вечера чрезвычайно коротки, солнце временно садится, а затем сразу же восходит. Их почва дает хороших лошадей. , что богатые люди насчитывают десять тысяч. Обычно они спят вооруженные и бронированные; они смелые, свирепые, твердые и яростные; [они] голубо-зеленоглазые и рыжеволосые». Примечание: выражение «祍金» «哥» букв. «лежать/спать с металлом и кожей > спать вооруженным и в доспехах» не следует понимать буквально; это китайский литературный образ о якобы суровой и выносливой натуре северян; например, Лицзи «Чжун Юн» цитата: «Спать вооруженным и в доспехах, умереть неустрашимым; это сильные стороны севера, сильные. Живите там».
  10. ^ Lee & Kuang 2017 , стр. 213, 217–218, 225–226: «Что касается физиогномики племени кыпчак, зижи тунцзянь хубиан [более поздний сборник всеобъемлющего зеркала для помощи в управлении государством], продолжение семнадцатого века В «Цычжи тунцзянь» Сыма Гуана автора Сюй Цяньсюэ говорится, что у них были «голубые глаза и рыжие волосы (青目赤髪)».
  11. ^ Уолдман, Карл; Мейсон, Кэтрин, ред. (2006). «Кипчаки» . Энциклопедия европейских народов . Издательство информационной базы. стр. 475–476. ISBN  978-1-4381-2918-1 .
  12. ^ Золотой 2014 , с. 186.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Золотой 1990 , с. 278.
  14. ^ Надписи Моюн Чура "Примечание 207" в Тюрике Битиге
  15. ^ Золотой 1990 , с. 271.
  16. ^ Кляшторный 2005 , с. 243.
  17. ^ Эргин 1980 , с. 33, 52.
  18. ^ Ду Ю , Тундянь , т. 199 ""Поскольку Цзюэюеши, Баксими, Женма, Цзегу, Хоцзю и Чумукун - все министры" тр. "Многие государства, такие как Цзюеши, басмылы , Бома , киргизы , хорезмийцы , чумукуны и др. все подчинились ( Дуолу Кагану )».
  19. ^ Zuev 2002 , p. 236.
  20. ^ Гумилев, Л. Н. (2006). «Изменения климата и миграция кочевников». (А. Батур, пер.), «Записки Евразии I» , (с. 131-151). Стамбул: Публикации Селенге. п. 140 стр. 131–151
  21. ^ Шюсслер, Аксель (2014). «Фонологические заметки о транскрипции иностранных имен и слов периода Хань» (PDF) . Исследования по китайской и сино-тибетской лингвистике: диалект, фонология, транскрипция и текст . Серия монографий по языку и лингвистике. Тайбэй, Тайвань: Институт лингвистики, Академия Синика (53) . п. 273
  22. ^ Золотой 1992 , с. 270.
  23. ^ Золотой 2014 , с. 185.
  24. ^ Jump up to: а б с Аджажанов 1992 , с. 69.
  25. ^ Золотой 1990 , стр. 278–279.
  26. ^ Jump up to: а б с д и Золотой 1990 , с. 279.
  27. ^ Ярмарка 2005 , с. 6.
  28. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Май 2016 , с. 96.
  29. ^ Jump up to: а б с д Май 2016 , с. 103.
  30. ^ Ярмарка 2005 , с. 39.
  31. ^ GOLUBOVSKİY, P.V., Peçenegi, Torki i Polovtsı Rus i Step Do Naşestviya Tatar, Veçe, Moskva, 2011.
  32. ^ ОЗТЮРК, Мерич Т., Провинциальная аристократия в Византийской Малой Азии (1081-1261), Университет Богазичи, Неопубликованная магистерская диссертация, Стамбул, 2013.
  33. ^ ВОЛЬФ, Роберт Ли, «Латинская Константинопольская империя 1204–1261», История крестоносцев, том II «Поздние крестовые походы» (1189–1311), общее изд. Кеннет М. Сеттон, изд. К. Роберт Ли Вольф и Гарри В. Хазард, Университет Висконсина, Мэдисон, Милуоки и Лондон, 1969, с. 187-233.
  34. ^ Айёню, Юсуф (август 2012 г.). «Перемещение половцев и аланов с Балкан в Анатолию Византийской империей против турецкой экспансии в Западной Анатолии» . Беллетен (на турецком языке). 76 (276). Турецкое историческое общество: 403–418. дои : 10.37879/belleten.2012.403 . S2CID   245309166 . Проверено 12 октября 2022 г. DOI: английская версия
  35. ^ Jump up to: а б Дмитрий Коробейников (2015). «Половцы в Пафлагонии» . Журнал черноморских исследований (18): 29–44.
  36. ^ Каролина Гуревич (май 2017 г.). Образ половцев в средневековых летописях: древнерусские и грузинские источники двенадцатого и тринадцатого веков (PDF) (магистерская диссертация). Будапешт: Центральноевропейский университет. Архивировано из оригинала (PDF) 23 августа 2020 г.
  37. ^ Рустам Михайлович Шукуров. «Скрытая тюркизация Византии (ок. 1071–1461)» . Думбартон-Оукс.
  38. ^ «Полововцы (зеленщики) поселились в Анатолии» .
  39. ^ Йылмаз, Адиль (2018). «Последние турки, заселенные Византией в Анатолию» [Последние турки, заселенные Византией в Анатолию]. Eskiçağ Araştirmalari Dergi̇si̇ [ Журнал древних исследований ] (на турецком языке) (3): 29–32.
  40. ^ «От ЯЛАКОВОЙ ДО ЯЛОВОЙ Ялова Историческое исследование памяти профессора доктора Халила Инналджика» (PDF) .
  41. ^ «Ачар, Кенан (2010). Несколько заметок о манавских туркменских диалектах Северо-Западной Анатолии» (PDF) .
  42. ^ «Мухаррем ОЧАЛАН БЕСЗОЛОЧНЫЕ ПРИЯТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОГЛАСНЫХ В ГРУППОВЫХ ДИАЛЕКТАХ ОСЕЛЕННЫХ ТУРКМЕН САКАРЬЯ-ИЗМИТСКОГО РАЙОНА» (PDF) .
  43. ^ Ялвар, Джихан (19 февраля 2021 г.). «ДЖИХАН ЯЛВАР, ПОСЛЕДНЕЕ ТУРЕЦКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ В АНАТОЛИИ: КУМАН-КИПЧАКИ В ИМПЕРИИ ИЗНИК И ИХ ПРИСУТСТВИЕ В ДЕРЕВНЯ ЯЛОВА КАЗИМИЕ (ЙОРТАН) И ЭЛМАЛИК (САРУХАНЛИ)» . Исследования тюркского мира . 127 (250): 11–36.
  44. ^ Армяно-кипчакская хроника о польско-турецких войнах 1620-1621 годов, Роберт Данкофф , с. 388
  45. ^ Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии , стр. 85, Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии. [ нужна полная цитата ]
  46. ^ «Собственно крымскотатарский диалект, называемый «центральным диалектом», принадлежал западно-кипчакской подветви как потомок куманов». (Ларс Йохансон, тюркский язык, издательство Кембриджского университета, 2021, стр. 62)
  47. ^ Питер Б. Голден (1992). Введение в историю тюркских народов . О. Харрасовиц. стр. 184–185.
  48. ^ Jump up to: а б Май 2016 , с. 221.
  49. ^ Ру 1997 , с. 242.
  50. ^ Исламская цивилизация. Архивировано 12 мая 2008 г. в Wayback Machine.
  51. ^ Центральноазиатский журнал . О. Харрасовиц. 1998.
  52. ^ Jump up to: а б Худуд аль-Алам, гл. 18
  53. ^ Ошанин, Л. В. 1964. Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез ее народов (пер. В. М. Маурина, под ред. Х. Филда). Кембридж (Массачусетс): Археологический музей Пибоди.
  54. ^ Юнлинь, Цзян (1 июля 2011 г.). Мандат Неба и Великий Кодекс Мин . Вашингтонский университет Press. п. 131. ИСБН  978-0-295-80166-7 .
  55. ^ Своп, Кеннет М. (8 августа 2019 г.). Мир Мин . Рутледж. п. 312. ИСБН  978-1-000-13466-7 .
  56. ^ Ли 2017 , с. 207
  57. ^ Ли, JY, и Куанг, С. (2017). Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов. Внутренняя Азия, 19 (2), 197–239.
  58. ^ Jump up to: а б с д Ли, Джу-Юп (2017). «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований й-ДНК применительно к ранним и средневековым тюркским народам» . Внутренняя Азия . 19 (2): 213. дои : 10.1163/22105018-12340089 . S2CID   165623743 .
  59. ^ Дамгаард и др. 2018 г. , Дополнительная таблица 2, строки 20, 105.
  60. ^ Дамгаард и др. 2018 г. , Дополнительная таблица 9, строка 14.
  61. ^ Дамгаард и др. 2018 г. , Дополнительная таблица 8, строка 75.
  62. ^ Jump up to: а б Дамгаард и др. 2018 , стр. 4.
  63. ^ Дамгаард и др. 2018 г. , Дополнительная таблица 8, строка 44.
  64. ^ Муратов Б.А., Суюнов Р.Р. ДНК-генеалогия башкирских родов из сако-динлинской подветви R1a+Z2123//Суюнов Р.Р. Гены наших предков (2-е издание). Том 3, серия «Этногеномика и ДНК-генеалогия», ЭИ Проект «Суюн». Vila do Conde, Lidergraf, 2014, — 250 c., илл., Португалия (Portugal), С.15-77
  65. ^ "Публикация ННР О языке куманов: По поводу издания куманского словаря" .
  66. ^ Лейтцингер, Антеро: Мишяарит - старая исламская община Финляндии . Хельсинки: Кирья-Лейцингер, 1996. ISBN 952-9752-08-3. (стр. 41)

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • «Кипчак». Британская энциклопедия (академическое издание). 2006.
  • «Половцы». Колумбийская энциклопедия (шестое изд.). 2001–2005 гг.
  • Босуэлл, А. Брюс (1927). «Турки-кипчаки». Славянское обозрение . 6 (16): 68–85.
  • Голден, Питер Б. (2009). «КЕПЧАК» . Энциклопедия Ираника .
  • Дьёрфи, Давид (2014). «Хорезмийский: Картирование кыпчакского компонента предчагатайского тюркского языка». Акта Ориенталия . 67 (4): 383–406. дои : 10.1556/AOrient.67.2014.4.1 .
  • Шаниязов, К. (31 декабря 1978 г.). «Ранние элементы этногенеза узбеков». Кочевая альтернатива . ДЕ ГРЮТЕР МУТОН. стр. 147–156. дои : 10.1515/9783110810233.147 . ISBN  978-90-279-7520-1 .
  • Ushntskiy, Vasiliy V. (2015-06-01). "Kipchak component in the Sakha ethnogenesis". Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Istoriya . 35 (3). Institute of Humanities and Indigenouse Peoples of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk: 97–101. doi : 10.17223/19988613/35/15 .
  • Мухаджанова, Теннесси; Асетилла, AM (2016). « Этноним «кипчак» и история его происхождения». Мировая наука . 3 (12). РОСТ. ISSN   2413-1032 .
  • Баски, Имре (2006). «Об этнических названиях половцев Венгрии». Родство в алтайском мире: материалы 48-го PIAC . стр. 43–54.
  • Рона-Тас, Андраш (04.11.2021). «Реконструкция прототюркского языка и генеалогический вопрос». Тюркские языки . Лондон: Рутледж. стр. 60–74. дои : 10.4324/9781003243809-4 . ISBN  978-1-003-24380-9 . S2CID   243781797 .
  • Биро, Б. Маргарет (1973). «Кипчаки» в грузинском мученичестве Давида и Константина». Летопись Будапештского университета наук имени Роланда Этвёша. Лингвистический раздел . 4 : 161–168.
  • Кадырбаев, Александр (2005). «Тюрки (уйгуры, кипчаки и канглы) в истории монголов». Акта Ориенталия . 58 (3): 249–253. doi : 10.1556/AOrient.58.2005.5.3 (неактивен 15 февраля 2024 г.). {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на февраль 2024 г. ( ссылка )
  • Гальперин, Чарльз Дж. (2000). «Связь кипчаков: ильханы, мамлюки и Айн Джалут». Бюллетень Школы востоковедения и Африки . 63 (2): 229–245. дои : 10.1017/S0041977X00007205 . S2CID   162439703 .
  • Экманн, Янош (1963). «Мамлюкско-кипчакская литература». Центральноазиатский журнал : 304–319.
  • Чаки, Ева (2006). Среднемонгольские заимствованные слова в языках волжских кыпчаков . Висбаден: Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN  3-447-05381-Х .
  • Гюнер, Галип (2013). Кипчакская тюркская грамматика . Стамбул: Публикации Кесита.
  • Груссе, Рене (1970). Степная империя: История Центральной Азии . Издательство Университета Рутгерса. ISBN  978-0-8135-1304-1 .
  • Хильдингер, Эрик (08 ноября 2001 г.). Воины Степи . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press. ISBN  978-0-306-81065-7 .
  • Ховорт, Генри Хойл (2008) [1880]. История монголов с IX по XIX век, Часть 2: Так называемые татары России и Средней Азии . Козимо, Инк. ISBN  978-1-60520-134-4 .
  • Аргуншах, Мустафа; Гюнер, Галип (2015). Кодекс Куманикус (английский). Чагалоглу, Стамбул: Kesit Publications. ISBN  978-605-9100-59-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 90d5ac3c2fa1075d5905b4c2029d4371__1721986500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/71/90d5ac3c2fa1075d5905b4c2029d4371.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kipchaks - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)