Кипчаки
Кипчаки кипчакские или кипчаки , также известные как тюрки или половцы , были тюркскими кочевниками , а затем конфедерацией, существовавшей в средние века и населявшей части Евразийской степи .
Впервые упомянутые в восьмом веке как часть Второго Тюркского каганата , они, скорее всего, населяли Алтайский регион, откуда расширились в течение следующих столетий, сначала в составе Кимекско-Кипчакской конфедерации , а затем в составе конфедерации с половцами . Существовали группы кипчаков в Причерноморско-Каспийской степи , Китае, Сырдарье и Сибири . Кумания была завоевана Монгольской империей в начале 13 века.
Терминология
[ редактировать ]Кипчаки интерпретировали свое имя как означающее «полое дерево» (ср. среднетюркский : kuv ağaç ); [1] по их словам, внутри дупла дерева их первоначальная человеческая прародительница родила сына. [2] Немет указывает на сибирский кыпчак, «сердитый, вспыльчивый», встречающийся только в сибирском сагайском диалекте (диалект хакасского языка ). [3] Кляшторный связывает кыпчака с qovı , qovuq «несчастный, невезучий»; однако Голден видит лучшее совпадение между qıv «удача» и суффиксом прилагательного -čāq . Тем не менее, Голден отмечает, что первоначальная форма и этимология этнонима «остаются предметом споров и спекуляций». [4]
История
[ редактировать ]В кипчакской степи в XI-XIII веках происходил сложный процесс этнической ассимиляции и консолидации. [5] Племена западных кипчаков вобрали в себя людей огузов , печенегов , древнебашкирского , булгарского и другого происхождения; восточный кипчак слился с кимеками , карлуками , кара-хитаями и другими. Все они были идентифицированы по этнониму кипчак . [5] Группы и племена возможно монгольского или парамонгольского происхождения также были включены в восточный кипчакский конгломерат. Питер Голден утверждает, что Олберли были вытеснены на запад из-за социально-политических изменений среди парамонгольских киданей , таких как распад династии Ляо и образование Кара-Китая, и присоединились к восточной конфедерации кыпчаков, куда они в конечном итоге пришли. входят в состав правящих слоев и элиты. Голден отождествляет Олберли с Кай, которые записаны как Си в китайских источниках и Татабы в тюркских надписях и имели монгольское или парамонгольское происхождение - вероятно, происходящие от Сяньбэя . [6] [7]
В китайской истории кыпчаки упоминаются лишь несколько раз: например, юаньский генерал Тутуха происходил из кипчакского племени Олберли, [8] или некоторые сведения о родине кипчаков, лошадях, физиогномике и психологии кипчаков. [9] [10] [11]
Кипчаки впервые были недвусмысленно упомянуты в « » персидского географа ибн Хордадбеха как Книге дорог и царств северно-тюркское племя, после токуз-огузов , карлуков , кимеков , огузов , джафров (либо искаженных от Джикиля , либо представляющих Маджфара вместо Маджгара ), печенегов , тюргешей. , Адкиш, и перед Енисеем Киргизы . [12] Кипчаки, возможно, появились в надписи Моюн Чур VIII века как Тюрк-Кыбчак , упомянутый как входивший в состав Тюркского каганата в течение пятидесяти лет; [13] даже в этом случае это подтверждение сомнительно, поскольку повреждения на надписи оставляют читаемыми только -čq (𐰲𐰴) (* -čaq или čiq ). [14] Неясно, можно ли было отождествлять кипчаков с, по мнению Кляшторного, [ Ал ] ти Сэром в орхонских надписях (薛延陀; пиньинь: Сюэ-Яньтуо ), [15] [16] [17] или с Дзюэюэси (厥越失) в китайских источниках; [13] [18] однако Зуев (2002) отождествлял 厥越失 Juéyuèshī (<MC* kiwat-jiwat-siet ) с топонимом Курюши в долине реки Ежим (Ч. Аян < МЧ.阿豔* а-иам < ОТрк. аям ) в Тувинской впадине . [19] Лингвист Бернард Карлгрен и некоторые советские ученые (например, Лев Гумилев [20] ) предпринял попытку соединить кипчаков с куша~куши (屈射), народом, некогда завоеванным хунну ; произношение屈射 однако Голден считает эту связь маловероятной, учитывая древнекитайское * khut m-lak и восточно-ханьское произношение * kʰut źa ~ kʰut jak/jɑk (реконструированное Schuessler, 2009:314,70). [а] [22] [23] Отношения между кипчаками и половцами неясны. [13]
Будучи частью Тюркского каганата, они, скорее всего, населяли Алтайский край. [13] Когда каганат распался, они вошли в состав Кимекской конфедерации , с помощью которой расширились до рек Иртыш , Ишим и Тобол . [13] Затем они появились в исламских источниках. [13] В 9 веке Ибн Хордадбе указал, что они обладают автономией в рамках конфедерации Кимеков. [13] Они вошли в Кимек в VIII или начале 9 века и были одним из семи первоначальных племен. [24] X века В Худуд аль-Аламе говорится, что кимек назначил кипчакского царя. [13] Кимекская конфедерация, возглавляемая, вероятно, кипчаками, двинулась на земли огузов, а Сигнак в Сырдарье стал городским центром кипчаков. [13] Остатки кипчаков остались в Сибири , в то время как другие двинулись на запад в ходе миграции Кун. [13] В результате возникли три кыпчакские группы: [25]
- Кипчаки Понтийско-Каспийской степи .
- Кипчаки Сырдарьи, связанные с династией Хорезмиев .
- Кипчаки Сибири, позднее составившие сибирские татары .
В начале 11 века произошла массовая миграция тюркских кочевников в исламский мир. [26] Первые волны были зафиксированы в Кара-Ханидском ханстве в 1017–1018 гг. [26] Неизвестно, покорили ли половцы кипчаков или были просто лидерами конфедерации кипчако-тюркских племен. [26] Несомненно то, что два народа постепенно политически смешались и что, начиная со второй половины XII века, имена половцы и кипчаки стали взаимозаменяемыми для обозначения всей конфедерации. [27]
Монголы победили алан , убедив кипчаков покинуть их, указав на их сходство в языке и культуре. [28] Тем не менее, в дальнейшем кипчаки потерпели поражение. [28] При хане Кётене кипчаки бежали в Киевское княжество (русины), где у кипчаков было несколько брачных связей, одним из которых был зять Кётена Мстислав Мстиславич Галицкий. [28] Русины и кипчаки заключили союз против монголов и встретились у Днепра , чтобы найти их. [28] После восьмидневной погони они встретились у реки Калки (1223 г.). [28] Кипчаки, которые, были конными лучниками как и монголы, , служили авангардом и разведчиками. [28] Монголы, которые, казалось, отступали, заманили русино-кипчакские войска в ловушку после того, как внезапно появились из-за холмов и окружили их. [28] Бегущие кипчаки подверглись пристальному преследованию, а лагерь русинов был уничтожен. [28]
Кочевники-кипчаки были основной целью монголов, когда они переправились через Волгу в 1236 году. [29] Побежденные кипчаки в основном вошли в ряды монголов, остальные бежали на запад. [29] Кётен привел 40 000 семей в Венгрию, где король Бела IV предоставил им убежище в обмен на их христианизацию. [29] Беженцы-кипчаки бежали из Венгрии после убийства Кётена. [29]
Известно, что после их падения кипчаки и половцы стали наемниками в Европе и были взяты в рабство. В Египте мамлюки . были частично набраны из кипчаков и половцев [30]
большая группа кипчаков, бежавших от монголов переправилась В 1239–1240 годах через Дунай . Эта группа, численность которой, по оценкам, превышает 10 тысяч человек, долгое время скиталась в поисках подходящего места для поселения во Фракии . Иоанн III Дука Ватацес , желавший предотвратить вторжение кипчаков на византийские земли и извлечь выгоду из их военного потенциала, пригласил кипчаков на византийскую службу. Он поселил некоторых из них в Анатолии (нынешняя Турция ), чтобы защитить Византию от иностранных вторжений. [31] [32] [33] Когда османы завоевали земли, на которых они жили, эти кипчаки смешались с туркменами и ассимилировались среди турок. [34] [35] [36] [37] Кипчаки, поселившиеся в Западной Анатолии во времена правления никейского императора III. Джон Дукас Ватацес — предки общины Манав, живущей сегодня на северо-западе Анатолии. [38] [39] [40] [41] [42] [43]
Другая миграция кыпчаков в Анатолию относится к периоду Чобанидов -бейликов , которые правили вокруг Кастамону (города в Анатолии). Хусамеддин Эмир Чобан, один из сельджукских эмиров, пересек Черное море, совершил экспедицию в степи Кипчака и вернулся с бесчисленной добычей и рабами. В результате экспедиции несколько кипчакских семей из Крыма были привезены в Синоп морем через Судак и расселены в Западном Причерноморье . Кроме того, бейлике активизировалась морская торговля с Крымом и Кипчакскими областями в Исфендияридском . [35]
Язык
[ редактировать ]Кыпчакско-половецкая конфедерация говорила на тюркском языке ( кипчакский язык , половецкий язык ). [26] наиболее важным сохранившимся документом которого является Codex Cumanicus , словарь слов на кыпчакском, половецком и латыни конца XIII века . Присутствие в Египте тюркоязычных мамлюков также стимулировало составление кипчакско-кумано-арабских словарей и грамматик, имеющих важное значение при изучении ряда древнетюркских языков.
члены армянской диаспоры перебрались с Крымского полуострова на польско Когда в конце XIII века -украинское пограничье, они привезли с собой кыпчакский язык, принятый ими тюркский . [44] В течение 16-17 веков тюркским языком среди армянских общин кипчакского народа был армяно-кипчакский . Они были расселены во Львовской и Каменец-Подольской областях нынешней Украины. [45]
Литературная форма половецкого языка вымерла в 18 веке в регионе Кумания в Венгрии . Половец в Крыму, однако, стал родоначальником центрального диалекта крымскотатарского языка . [46]
Монгольские языковые элементы в кипчакско-кимекской конфедерации остаются «недоказанными»; [26] племя , составляющее эту конфедерацию хотя татарское , возможно, было носителями монгольского языка, которые позже подверглись тюркизации. [47]
Религия
[ редактировать ]Кипчаки исповедовали тенгрианство . [48] Обращение в мусульманство произошло недалеко от исламских центров. [48] Известно, что некоторые кыпчаки и половцы обратились в христианство примерно в 11 веке по предложению грузин , когда они объединились в своих конфликтах против мусульман. Многие из них были крещены по просьбе грузинского царя Давида IV , который также женился на дочери кипчакского хана Отрока . С 1120 г. существовала кипчакская национальная христианская церковь и значительное духовенство. [49] После монгольского завоевания популярность ислама среди кипчаков Золотой Орды возросла . [50]
Культура
[ редактировать ]Kurgan stelae
[ редактировать ]Конфедерации
[ редактировать ]кимек
[ редактировать ]Конфедерация или племенной союз, в который кипчаки вошли в VIII — начале IX века как одно из семи первоначальных племен, известна в историографии как кимек (или кимак). [24] В тюркских надписях государство с таким названием не упоминается. [51] X века Худуд аль-Алам упоминает «страну Кимак», которой управляет хаган (король), у которого есть одиннадцать заместителей, владеющих наследственными феодальными владениями. [52] Кроме того, Андар Аз Хифчак упоминается как страна ( нахият ) кимаков , «жители которой напоминают гузов ». по некоторым обычаям [52]
В 9 веке Ибн Хордадбе указал, что они обладают автономией в рамках конфедерации Кимеков. [13] Они вошли в Кимек в VIII или начале 9 века и были одним из семи первоначальных племен. [24] X века В «Худуд аль-Аламе» говорится, что кимек назначил кипчакского царя. [13]
Внешний вид
[ редактировать ]Внешность типичного кипчака является предметом споров. Это связано с тем, что, несмотря на их восточное происхождение, некоторые источники указывают на то, что они белые, голубоглазые и блондины. Однако важно уточнить, что весь спектр имеющихся данных рисует более сложную картину. Хотя письменные источники часто подчеркивают светлый цвет лица, краниометрические и генетические данные, а также некоторые исторические описания подтверждают образ весьма неоднородного по внешнему виду народа. Черепа с восточноазиатскими чертами часто находят в погребениях кипчаков Средней Азии и Европы. [53]
Раннее описание внешнего вида кипчаков взято из статьи 122 Великого Кодекса Мин (大明律). [54] в котором они были описаны как «мерзкие» со светлыми/рыжими волосами и голубыми/зелеными глазами. Ханьские китайцы не были обязаны вступать в брак с кипчаками. [55] [56] Светлый цвет лица, например, рыжие волосы и голубые или зеленые глаза, уже отмечался китайцами у некоторых других древних тюркских племен, таких как енисейские киргизы , в то время как тиле (которым принадлежал Цюнь) не описывались как иностранно выглядящие, т.е. по внешности , вероятно, были выходцами из Восточной Азии . [57] Отмечается, что «китайские истории также изображают тюркоязычные народы как типично обладающие физиогномикой Восточной / Внутренней Азии , а также иногда имеющие физиогномику Западной Евразии». Ли и Куанг полагают, что, вероятно, «ранние и средневековые тюркские народы сами по себе не составляли однородного образования и что некоторые из них, нетюркские по происхождению, в какой-то момент истории стали тюркизированными». [58] Енисейские киргизы относятся к числу тех, которые, как предполагается, имеют тюркское или частично нетюркское происхождение. По мнению Ли и Куанга, которые цитируют китайские исторические описания, а также генетические данные, тюркоязычный «киргиз», возможно, имел нетюркское происхождение и позже был тюркизирован посредством межплеменных браков. [58] Гардизи считал, что рыжие волосы и белая кожа кипчаков объясняются смешением с «саклабами» (славянами), в то время как Ли и Куанг отмечают, что нетюркские компоненты лучше объясняются историческими ираноязычными кочевниками. [58]
Генетика
[ редактировать ]Российский антрополог Ошанин (1964: 24, 32) отмечает, что «монголоидный» фенотип, характерный для современных кыпчакоязычных казахов и киргизов, преобладает среди черепов исторических кипчакских и печенежских кочевников, найденных в Средней Азии и на Украине; Ли и Куанг (2017) предполагают, что открытие Ошанина можно объяснить, если предположить, что современные потомки исторических кипчаков являются казахами , мужчины которых обладают высокой частотой субклада C2b1b1 гаплогруппы C2 (от 59,7 до 78%). Ли и Куанг также предполагают, что высокая частота (63,9%) гаплогруппы Y-ДНК R-M73 среди каракыпшаков (племя внутри кипчаков) позволяет сделать вывод о генетике средневековых предков каракыпшаков, что объясняет, почему были описаны некоторые средневековые кипчаки. как обладатель «голубых [или зеленых] глаз и рыжих волос». [58]
В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Nature в мае 2018 года, были изучены останки двух мужчин-кипчаков, захороненных между ок. 1000 г. н.э. и 1200 г. н.э. [59] У одного мужчины оказался носитель отцовской гаплогруппы С2. [60] и материнская гаплогруппа F1b1b , [61] и продемонстрировал «расширенное восточноазиатское происхождение». [62] Другой мужчина оказался носителем материнской гаплогруппы D4. [63] и продемонстрировал «выраженное европейское происхождение». [62]
Наследие
[ редактировать ]Кипчакские народы и языки
[ редактировать ]Современную северо-западную ветвь тюркских языков часто называют кыпчакской ветвью. Языки этой ветви в основном считаются потомками кыпчакского языка, а люди, говорящие на них, также могут быть отнесены к кыпчакским народам. Некоторые из традиционно включенных групп - это манавы , карачаевцы , сибирские татары , ногайцы , башкиры , казахи , кыргызы , волжские татары и крымские татары . также есть село Кипчак В Крыму . Кыпшак, являющийся развитием слова «кипчак» в казахском языке , — одно из составных племен Среднеордынской конфедерации казахского народа. Имя Кипчак также встречается как фамилия в Казахстане . Одними из потомков кипчаков являются башкирский род Кыпсак. [64]
Радлов считал, что среди нынешних языков половцы наиболее близки к мишарскому диалекту татарского языка . [65] В частности, региональные мишарские говоры Сергачского района были названы «достоверно близкими к исконно кыпчакскому». [66]
Известные люди
[ редактировать ]Кипчакские конфедерации
- Айюб Хан ( эт. 1117), кипчакский вождь
- Бачман ( эт. 1229–1236), вождь кипчаков Нижней Волги.
- Качир-юкюле ( эт. 1236), вождь кипчаков Нижней Волги.
- Кётен ( эт. 1223–1239), кипчакский вождь.
Кипчакское происхождение
- Аль-Мансур Калавун , мамлюкский султан Египта (годы правления 1279–1290)
- Байбарс , мамлюкский султан Египта (годы правления 1260–1277)
- Эль Темур , канцлер китайско-монгольской династии Юань
- Фарис ад-Дин Актай , эмир мамлюков
- Насир ад-Дин Кабача , мамлюкский султан Мултана
См. также
[ редактировать ]История тюркских народов до XIV века. |
---|
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клосон, Джерард (1972). Этимологический словарь турецкого языка до XIII века . Издательство Оксфордского университета. п. 581.
- ^ Джулиан Болдик, Животные и шаманы: древние религии Центральной Азии , стр.55.
- ^ Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов . Висбаден: Отто Харрассовиц. п. 271
- ^ Голден, Питер Б. Тюркский мир Махмуда аль-Кашгари . п. 522
- ^ Jump up to: а б Аджажанов 1992 , с. 74.
- ^ Голден, Питер (1987). «Куманика II: Олберли (Олперли): удачи и несчастья кочевого клана Внутренней Азии» . Архив Евразии Медии Аеви . VI : 16–22 . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Голден, Питер (2006). «Куманика V: Басмилы и кыпчаки» . Архив Евразийского Средневековья . 15 :16–17.
- ^ Токтоа и др. Юаньши, т. 128 ссылок
- ^ Сюй Цяньсюэ, Цзыжи Тунцзянь Хубянь (17 век) Том 141-142. Копия Чжэцзянского университета, стр. 42 из 124 «Кыпчакское министерство проделало путь в Китай более 30 000 миль, и летние ночи были чрезвычайно короткими, а дни короткими». Богатые люди находили хороших лошадей в здешних краях. «Племя кыпчаков находится на расстоянии более 30 000 ли от Китая. Летом вечера чрезвычайно коротки, солнце временно садится, а затем сразу же восходит. Их почва дает хороших лошадей. , что богатые люди насчитывают десять тысяч. Обычно они спят вооруженные и бронированные; они смелые, свирепые, твердые и яростные; [они] голубо-зеленоглазые и рыжеволосые». Примечание: выражение «祍金» «哥» букв. «лежать/спать с металлом и кожей > спать вооруженным и в доспехах» не следует понимать буквально; это китайский литературный образ о якобы суровой и выносливой натуре северян; например, Лицзи «Чжун Юн» цитата: «Спать вооруженным и в доспехах, умереть неустрашимым; это сильные стороны севера, сильные. Живите там».
- ^ Lee & Kuang 2017 , стр. 213, 217–218, 225–226: «Что касается физиогномики племени кыпчак, зижи тунцзянь хубиан [более поздний сборник всеобъемлющего зеркала для помощи в управлении государством], продолжение семнадцатого века В «Цычжи тунцзянь» Сыма Гуана автора Сюй Цяньсюэ говорится, что у них были «голубые глаза и рыжие волосы (青目赤髪)».
- ^ Уолдман, Карл; Мейсон, Кэтрин, ред. (2006). «Кипчаки» . Энциклопедия европейских народов . Издательство информационной базы. стр. 475–476. ISBN 978-1-4381-2918-1 .
- ^ Золотой 2014 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Золотой 1990 , с. 278.
- ^ Надписи Моюн Чура "Примечание 207" в Тюрике Битиге
- ^ Золотой 1990 , с. 271.
- ^ Кляшторный 2005 , с. 243.
- ^ Эргин 1980 , с. 33, 52.
- ^ Ду Ю , Тундянь , т. 199 ""Поскольку Цзюэюеши, Баксими, Женма, Цзегу, Хоцзю и Чумукун - все министры" тр. "Многие государства, такие как Цзюеши, басмылы , Бома , киргизы , хорезмийцы , чумукуны и др. все подчинились ( Дуолу Кагану )».
- ^ Zuev 2002 , p. 236.
- ^ Гумилев, Л. Н. (2006). «Изменения климата и миграция кочевников». (А. Батур, пер.), «Записки Евразии I» , (с. 131-151). Стамбул: Публикации Селенге. п. 140 стр. 131–151
- ^ Шюсслер, Аксель (2014). «Фонологические заметки о транскрипции иностранных имен и слов периода Хань» (PDF) . Исследования по китайской и сино-тибетской лингвистике: диалект, фонология, транскрипция и текст . Серия монографий по языку и лингвистике. Тайбэй, Тайвань: Институт лингвистики, Академия Синика (53) . п. 273
- ^ Золотой 1992 , с. 270.
- ^ Золотой 2014 , с. 185.
- ^ Jump up to: а б с Аджажанов 1992 , с. 69.
- ^ Золотой 1990 , стр. 278–279.
- ^ Jump up to: а б с д и Золотой 1990 , с. 279.
- ^ Ярмарка 2005 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Май 2016 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б с д Май 2016 , с. 103.
- ^ Ярмарка 2005 , с. 39.
- ^ GOLUBOVSKİY, P.V., Peçenegi, Torki i Polovtsı Rus i Step Do Naşestviya Tatar, Veçe, Moskva, 2011.
- ^ ОЗТЮРК, Мерич Т., Провинциальная аристократия в Византийской Малой Азии (1081-1261), Университет Богазичи, Неопубликованная магистерская диссертация, Стамбул, 2013.
- ^ ВОЛЬФ, Роберт Ли, «Латинская Константинопольская империя 1204–1261», История крестоносцев, том II «Поздние крестовые походы» (1189–1311), общее изд. Кеннет М. Сеттон, изд. К. Роберт Ли Вольф и Гарри В. Хазард, Университет Висконсина, Мэдисон, Милуоки и Лондон, 1969, с. 187-233.
- ^ Айёню, Юсуф (август 2012 г.). «Перемещение половцев и аланов с Балкан в Анатолию Византийской империей против турецкой экспансии в Западной Анатолии» . Беллетен (на турецком языке). 76 (276). Турецкое историческое общество: 403–418. дои : 10.37879/belleten.2012.403 . S2CID 245309166 . Проверено 12 октября 2022 г. DOI: английская версия
- ^ Jump up to: а б Дмитрий Коробейников (2015). «Половцы в Пафлагонии» . Журнал черноморских исследований (18): 29–44.
- ^ Каролина Гуревич (май 2017 г.). Образ половцев в средневековых летописях: древнерусские и грузинские источники двенадцатого и тринадцатого веков (PDF) (магистерская диссертация). Будапешт: Центральноевропейский университет. Архивировано из оригинала (PDF) 23 августа 2020 г.
- ^ Рустам Михайлович Шукуров. «Скрытая тюркизация Византии (ок. 1071–1461)» . Думбартон-Оукс.
- ^ «Полововцы (зеленщики) поселились в Анатолии» .
- ^ Йылмаз, Адиль (2018). «Последние турки, заселенные Византией в Анатолию» [Последние турки, заселенные Византией в Анатолию]. Eskiçağ Araştirmalari Dergi̇si̇ [ Журнал древних исследований ] (на турецком языке) (3): 29–32.
- ^ «От ЯЛАКОВОЙ ДО ЯЛОВОЙ Ялова Историческое исследование памяти профессора доктора Халила Инналджика» (PDF) .
- ^ «Ачар, Кенан (2010). Несколько заметок о манавских туркменских диалектах Северо-Западной Анатолии» (PDF) .
- ^ «Мухаррем ОЧАЛАН БЕСЗОЛОЧНЫЕ ПРИЯТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОГЛАСНЫХ В ГРУППОВЫХ ДИАЛЕКТАХ ОСЕЛЕННЫХ ТУРКМЕН САКАРЬЯ-ИЗМИТСКОГО РАЙОНА» (PDF) .
- ^ Ялвар, Джихан (19 февраля 2021 г.). «ДЖИХАН ЯЛВАР, ПОСЛЕДНЕЕ ТУРЕЦКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ В АНАТОЛИИ: КУМАН-КИПЧАКИ В ИМПЕРИИ ИЗНИК И ИХ ПРИСУТСТВИЕ В ДЕРЕВНЯ ЯЛОВА КАЗИМИЕ (ЙОРТАН) И ЭЛМАЛИК (САРУХАНЛИ)» . Исследования тюркского мира . 127 (250): 11–36.
- ^ Армяно-кипчакская хроника о польско-турецких войнах 1620-1621 годов, Роберт Данкофф , с. 388
- ^ Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии , стр. 85, Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии. [ нужна полная цитата ]
- ^ «Собственно крымскотатарский диалект, называемый «центральным диалектом», принадлежал западно-кипчакской подветви как потомок куманов». (Ларс Йохансон, тюркский язык, издательство Кембриджского университета, 2021, стр. 62)
- ^ Питер Б. Голден (1992). Введение в историю тюркских народов . О. Харрасовиц. стр. 184–185.
- ^ Jump up to: а б Май 2016 , с. 221.
- ^ Ру 1997 , с. 242.
- ^ Исламская цивилизация. Архивировано 12 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Центральноазиатский журнал . О. Харрасовиц. 1998.
- ^ Jump up to: а б Худуд аль-Алам, гл. 18
- ^ Ошанин, Л. В. 1964. Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез ее народов (пер. В. М. Маурина, под ред. Х. Филда). Кембридж (Массачусетс): Археологический музей Пибоди.
- ^ Юнлинь, Цзян (1 июля 2011 г.). Мандат Неба и Великий Кодекс Мин . Вашингтонский университет Press. п. 131. ИСБН 978-0-295-80166-7 .
- ^ Своп, Кеннет М. (8 августа 2019 г.). Мир Мин . Рутледж. п. 312. ИСБН 978-1-000-13466-7 .
- ^ Ли 2017 , с. 207
- ^ Ли, JY, и Куанг, С. (2017). Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов. Внутренняя Азия, 19 (2), 197–239.
- ^ Jump up to: а б с д Ли, Джу-Юп (2017). «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований й-ДНК применительно к ранним и средневековым тюркским народам» . Внутренняя Азия . 19 (2): 213. дои : 10.1163/22105018-12340089 . S2CID 165623743 .
- ^ Дамгаард и др. 2018 г. , Дополнительная таблица 2, строки 20, 105.
- ^ Дамгаард и др. 2018 г. , Дополнительная таблица 9, строка 14.
- ^ Дамгаард и др. 2018 г. , Дополнительная таблица 8, строка 75.
- ^ Jump up to: а б Дамгаард и др. 2018 , стр. 4.
- ^ Дамгаард и др. 2018 г. , Дополнительная таблица 8, строка 44.
- ^ Муратов Б.А., Суюнов Р.Р. ДНК-генеалогия башкирских родов из сако-динлинской подветви R1a+Z2123//Суюнов Р.Р. Гены наших предков (2-е издание). Том 3, серия «Этногеномика и ДНК-генеалогия», ЭИ Проект «Суюн». Vila do Conde, Lidergraf, 2014, — 250 c., илл., Португалия (Portugal), С.15-77
- ^ "Публикация ННР О языке куманов: По поводу издания куманского словаря" .
- ^ Лейтцингер, Антеро: Мишяарит - старая исламская община Финляндии . Хельсинки: Кирья-Лейцингер, 1996. ISBN 952-9752-08-3. (стр. 41)
Источники
[ редактировать ]- Агажанов, С.Г. (1992). «Государства огузов, кимеков и кипчаков» . История цивилизаций Центральной Азии, Том IV: Эпоха достижений, с 750 г. н.э. до конца пятнадцатого века . Мотилал Банарсидасс. стр. 61–76. ISBN 978-81-208-1595-7 .
- Дамгаард, ПБ; и др. (9 мая 2018 г.). «137 древних геномов человека со всех концов Евразийских степей» . Природа . 557 (7705). Исследования природы : 369–373. Бибкод : 2018Natur.557..369D . дои : 10.1038/s41586-018-0094-2 . hdl : 1887/3202709 . ПМИД 29743675 . S2CID 13670282 . Проверено 11 апреля 2020 г.
- Эргин, Мухаррем (1980). Памятники Орхона (на турецком языке). Стамбул: Публикации Богазичи.
- Голден, Питер Б. (1990). «Народы южнорусских степей» . В Синоре, Денис (ред.). Кембриджская история ранней Внутренней Азии . Издательство Кембриджского университета. стр. 256–284. ISBN 978-0-521-24304-9 .
- Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов . Отто Харрасовиц, Висбаден.
- Голден, Питер Б. (2014). Нуреттин Демир (ред.). «Кыпчак». Тюркология и лингвистика. Ева Агнес Чато Festschrift .
- Кляшторный, Сергей (2005). «Половецкие проблемы (II): кипчаки, команы и половцы» . Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae . 58 (3). Сегед, Венгрия: Akadémiai Kiadó: 243–248. doi : 10.1556/AOrient.58.2005.5.2 (неактивен 15 февраля 2024 г.). JSTOR 23658648 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на февраль 2024 г. ( ссылка ) - Ли, Джу-Юп; Куанг, Шунту (18 октября 2017 г.). «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований й-ДНК применительно к ранним и средневековым тюркским народам» . Внутренняя Азия . 19 (2): 197–239. дои : 10.1163/22105018-12340089 . ISSN 2210-5018 .
- Мэй, Тимоти (7 ноября 2016 г.). Монгольская империя: Историческая энциклопедия [2 тома]: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 221–. ISBN 978-1-61069-340-0 .
- Ру, Жан-Поль (1997). Центральная Азия, история и цивилизация . Книжный магазин Артем-Файяр. ISBN 978-2-213-59894-9 .
- Васари, Иштван (2005). Половцы и татары: Восточная армия на доосманских Балканах, 1185–1365 гг . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-5218-3756-9 .
- Zuev, Yury (2002). Rannie tyurki: ocherki istorii i ideologii (in Russian). Almaty: Daik Press.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Кипчак». Британская энциклопедия (академическое издание). 2006.
- «Половцы». Колумбийская энциклопедия (шестое изд.). 2001–2005 гг.
- Босуэлл, А. Брюс (1927). «Турки-кипчаки». Славянское обозрение . 6 (16): 68–85.
- Голден, Питер Б. (2009). «КЕПЧАК» . Энциклопедия Ираника .
- Дьёрфи, Давид (2014). «Хорезмийский: Картирование кыпчакского компонента предчагатайского тюркского языка». Акта Ориенталия . 67 (4): 383–406. дои : 10.1556/AOrient.67.2014.4.1 .
- Шаниязов, К. (31 декабря 1978 г.). «Ранние элементы этногенеза узбеков». Кочевая альтернатива . ДЕ ГРЮТЕР МУТОН. стр. 147–156. дои : 10.1515/9783110810233.147 . ISBN 978-90-279-7520-1 .
- Ushntskiy, Vasiliy V. (2015-06-01). "Kipchak component in the Sakha ethnogenesis". Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Istoriya . 35 (3). Institute of Humanities and Indigenouse Peoples of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk: 97–101. doi : 10.17223/19988613/35/15 .
- Мухаджанова, Теннесси; Асетилла, AM (2016). « Этноним «кипчак» и история его происхождения». Мировая наука . 3 (12). РОСТ. ISSN 2413-1032 .
- Баски, Имре (2006). «Об этнических названиях половцев Венгрии». Родство в алтайском мире: материалы 48-го PIAC . стр. 43–54.
- Рона-Тас, Андраш (04.11.2021). «Реконструкция прототюркского языка и генеалогический вопрос». Тюркские языки . Лондон: Рутледж. стр. 60–74. дои : 10.4324/9781003243809-4 . ISBN 978-1-003-24380-9 . S2CID 243781797 .
- Биро, Б. Маргарет (1973). «Кипчаки» в грузинском мученичестве Давида и Константина». Летопись Будапештского университета наук имени Роланда Этвёша. Лингвистический раздел . 4 : 161–168.
- Кадырбаев, Александр (2005). «Тюрки (уйгуры, кипчаки и канглы) в истории монголов». Акта Ориенталия . 58 (3): 249–253. doi : 10.1556/AOrient.58.2005.5.3 (неактивен 15 февраля 2024 г.).
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на февраль 2024 г. ( ссылка ) - Гальперин, Чарльз Дж. (2000). «Связь кипчаков: ильханы, мамлюки и Айн Джалут». Бюллетень Школы востоковедения и Африки . 63 (2): 229–245. дои : 10.1017/S0041977X00007205 . S2CID 162439703 .
- Экманн, Янош (1963). «Мамлюкско-кипчакская литература». Центральноазиатский журнал : 304–319.
- Чаки, Ева (2006). Среднемонгольские заимствованные слова в языках волжских кыпчаков . Висбаден: Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 3-447-05381-Х .
- Гюнер, Галип (2013). Кипчакская тюркская грамматика . Стамбул: Публикации Кесита.
- Груссе, Рене (1970). Степная империя: История Центральной Азии . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-1304-1 .
- Хильдингер, Эрик (08 ноября 2001 г.). Воины Степи . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press. ISBN 978-0-306-81065-7 .
- Ховорт, Генри Хойл (2008) [1880]. История монголов с IX по XIX век, Часть 2: Так называемые татары России и Средней Азии . Козимо, Инк. ISBN 978-1-60520-134-4 .
- Аргуншах, Мустафа; Гюнер, Галип (2015). Кодекс Куманикус (английский). Чагалоглу, Стамбул: Kesit Publications. ISBN 978-605-9100-59-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кодекс Куманикус
- Линия дат кипчаков в Wayback Machine (архивировано 13 октября 2004 г.)
- Мурад АДЖИ, Кипчаки