Jump to content

Ум

  • Кунсаг (Кумания)
  • Языгия-Кумания
автономное образование Венгерского королевства
1279–1876
Флаг Кумании
Баннер (1618 г.)
Герб Кумании
Герб

Арпадиан Венгрия ; половцами и языгами. желтым цветом обозначены районы, населенные
Капитал
Демоним Половцы / Кунс
Область  
• 1820-е годы
420 км 2 (160 квадратных миль)
Население  
• 1855
120,000
История  
• Предоставлена ​​этническая автономия
1279
15 век
1540-е годы
1702
1711
• Восстановлен как Яшкунсаг.
1745
• Упразднено
1876
Предшественник
Преемник
Королевство Венгрия (1000–1301)
Пешт-Пилис-Солт-Кишкунский уезд
Жудец Яс-Надькун-Сольнок (бывший)
Сегодня часть Венгрия

Кунсаг ( нем . Kumanien ; латынь : Cumania ) — исторический, этнографический и географический регион в Венгрии , соответствующий бывшему политическому образованию, созданному половцами или кунами и для них . В настоящее время он разделен между округами Бач -Кишкун и Яс-Надькун-Сольнок ; они примерно соответствуют двум различным традиционным образованиям, Малой Кумании и Большой Кумании , которые в продольном направлении разделены Тисой . Кунсаг и его подразделения были впервые организованы Венгерским королевством для размещения полукочевых половцев, бежавших из Монгольской империи . Анклавы половцев иногда включались в состав Джазыгии , которая была организована аналогичным образом и названа в честь осетинских кочевников .

Кунсаг стал результатом второй и последней половецкой колонизации Венгрии; хотя это и не единственная территория, населенная половцами, она оставалась единственным центром половецкого самоуправления после распада Арпадской Венгрии . Традиция датирует его возникновение 1279 годом, когда Ладислав IV , полукуманский король Венгрии , предоставил первый набор финансовых и судебных привилегий. Это было подтверждено в 15 веке, когда половцы начали организовываться в « места », контролируемые Палатином Королевства . Однако консолидация феодализма вызвала недовольство во всем регионе, что привело к его участию в Дьёрдя Дожи восстании в 1514 году.

Этот район был опустошен во время османско-венгерских войн и еще больше обезлюдел в результате османской оккупации Венгрии . Он был повторно колонизирован половцами, венграми и словаками после создания Габсбургской Венгрии . Новый режим передал Кунсаг Тевтонскому ордену и подавил половецкий сепаратизм, особенно после добровольного участия жителей в войне за независимость Ракоци . Тенденции к централизации, тем не менее, были смягчены при Марии Терезии , и в 1745 году Кунсаг и Языгия были объединены в единый автономный округ, жителям которого было разрешено выкупить свой выход из крепостного права . В процветающем регионе произошел демографический бум, который позволил его теперь уже смешанному населению колонизировать другие части королевства.

Интеллектуальные дебаты о характеристиках и роли половецкой идентичности впервые возникли при жозефинизме и продолжались в течение следующих столетий, даже несмотря на то, что половецкий язык вымер. Первоначально интеллектуалы Кунсага описывали свою идентичность как финно-угорскую и дополняющую венгерский национализм . В результате этого изменения дискурса Кунсаг и Языгия прекратили политическое существование в 1876 году, когда они были объединены в более крупные и менее автономные округа . корни региона Популярный интерес к половецкому наследию сохраняется и в 21 веке, при этом больший упор делается на тюркские , а также на различия между половцами и неполовцами венграми.

Прецеденты

[ редактировать ]

В то время как венгерские племена переселялись в Венгрию , половцы еще населяли обширные территории Понтийско -Каспийской степи , где создали мощную кочевническую конфедерацию (см. Кумания ) . XIII века Gesta Hungarorum утверждает, что половцы присутствовали в Венгерском княжестве ок. 900, описывая членов племени Аба как половцев. Тем не менее, это описание является анахронизмом, а это означает, что «половец» Гесты, возможно , является заменой слов « тюркский », «хазарский», « хазарский ». [ 1 ] или « Булгар ». [ 2 ] Первые поддающиеся проверке свидетельства о половцах в Арпадской Венгрии были налетчиками в 11 веке; позже они вернулись в качестве наемников, поддерживая венгерских королей . В свиту Стефана II входил половецкий контингент во главе с капитаном Татарином, который стал неприятностью для местных жителей после разграбления местных ресурсов. [ 3 ] Возможно, половецкие « сарацинские » войска помогали Гезе II в его войне 1150-х годов против Ломбардской лиги . [ 4 ]

В начале 13 века венгерско-куманские отношения снова стали напряженными, что побудило Андрея II создать систему пограничной обороны, которая включала передачу приграничного региона Бурценланд Тевтонскому ордену . Эта группа упростила первые усилия по христианизации общин половцев, живущих за пределами Паннонского бассейна . [ 5 ] Половцы сами подверглись нападению и разгрому Монгольской империи ; большинство половцев бежало в Венгрию, Болгарскую империю и Византийскую империю . К 1220-м годам многие из них были сконцентрированы к востоку от Венгрии, в районах, позже известных как Молдавия и Бессарабия . Их обращение в христианство началось здесь, под эгидой Венгрии , что привело к созданию Куманского католического епископства ; некоторые члены племен обратились в конкурирующее восточное православие , [ 6 ] или к богомильству , [ 7 ] и его пришлось вернуть в католицизм. На этом этапе бесчисленное количество половцев в Венгрии обратились в ислам . [ 8 ]

В 1238 году король Бела IV специально пригласил половцев под предводительством Кётена (Кутен, Котян) для колонизации центральной части своего королевства ( ad mediculum terre sue ), предположительно расположенной недалеко от Тисы . [ 9 ] Эти половцы прибыли в 1239 году, но между кочевым половцами и оседлыми венграми произошло насилие. Половцы-убийцы убили Кётена от имени некоторых венгерских дворян, и половцы вернулись на Балканы в 1241 году, разграбив Сирмию в качестве мести. [ 10 ]

Происхождение

[ редактировать ]

После монгольского вторжения в Венгрию в 1246 году Бела вновь пригласил половцев и небольшую группу языгов ( осетинское племя) обратно в Венгрию, чтобы поселиться в опустошенных районах Великой Венгерской равнины . Сообщается, что в миграции приняли участие около 40 000–70 000 половцев, разделенных на 7 племен: Олас, Чертан, Кор, Борчсол, Кондам, Хончук и Юпого. [ 11 ] Языги, отличающиеся в культурном отношении, были тесно связаны с различными половецкими группами, их судьба «переплелась после монгольской экспансии». [ 12 ]

Первая страница Chronicon Pictum , показывающая Людовика I. двор Справа — воины в восточной одежде, в том числе половец в желтом.

XIV века В Chronicon Pictum половцы изображены как королевская армия в желтом, находящаяся в непосредственной близости от королей, между печенежской гвардией и пограничниками Секея . Половцы также упоминаются как присутствовавшие в битве при Кресенбрунне , возможно, в большем количестве, чем их венгерские союзники. [ 13 ] Их важность для Венгрии была подчеркнута, когда Бела обручил своего сына Стефана с дочерью Кётена, Елизаветой Куманской . Ее сын, король Ладислав IV , был известен своими необычайно прочными связями с поселенцами Кунсага. [ 14 ]

В 1279 году Ладислав, вероятно, официально оформил территориальную автономию половцев в основном регионе поселения. [ 13 ] [ 15 ] В обмен на феодальные повинности венгерскому королю в его войне с монголами половцам было разрешено сохранять свои собственные этнические обычаи. [ 16 ] Несмотря на то, что региональный центр сосредоточен на Великой равнине, «крошечные группы половцев и язигов» все еще можно было найти по всему Королевству в 13 веке. [ 13 ] Кор и Борчол остались в юго- графствах Чанад восточных и Темеш ; Zeihan Dux Cumanorum («Герцог половцев») упоминается здесь в 1255 году. [ 17 ] Языги колонизировали центральные районы земель, прилегающих к основным половцам поселениям; однако некоторые поселились недалеко от Борсола, недалеко от Дюн Максонд . [ 18 ] Документальные и археологические данные свидетельствуют о том, что по крайней мере некоторые Олас Куманы были отправлены в округ Бихар (ныне Бихор , Румыния ). В 1323 году вождь племени Деметриус владел Кёрёсег . крепостью [ 19 ] «Улица Кумана» также была засвидетельствована в средневековом Сегеде . [ 20 ]

У кочевых групп все еще были спорадические столкновения с местными жителями: в 1280 году повстанческая армия Борчола была разбита Ладиславом возле Ходмезёвашархея , а затем изгнана на территорию, которая стала Валахией . [ 21 ] Группы этой диаспоры, вероятно, вернулись в Темес, а половцы Вчуган и Юанчух все еще владели и продавали землю в Бобде в 1288 году. [ 22 ] Такие нападения и послания протеста со стороны католической церкви в конечном итоге усилили давление в пользу ассимиляции и полного обращения: уже в 1279 году сейм Венгрии издал закон о массовом крещении половцев, все еще язычников, и пообещал рассеять их по всему королевству. Оба вывода были в значительной степени проигнорированы королем. [ 23 ] хотя обращение от многобожия восходит к 13 веку, когда появляются первые упоминания половцев с христианскими именами. [ 24 ] Нет никаких предположений о том, что половецкие поселенцы были обязаны вести оседлый образ жизни: первые записи о половецких городах появляются в Анжуйской Венгрии , примерно через два столетия после колонизации, а топонимика показывает, что все они были основаны вождями и названы в их честь. [ 25 ]

Консолидация

[ редактировать ]

Миграция молдавских половцев или их ассимиляция валахами , вероятно, завершилась к 1332 году; в том же году Куманское епископство получило этнически нейтральное название, взятое из реки Мильков . [ 26 ] К тому времени основные районы их поселений превратились в образования-близнецы Кунсаг и Языгия . Это разделение произошло в 1323 году, когда 18 «глав семей» Языгов заявили о своем выходе из Кунсага. [ 13 ] В конце 14 века, в конце медленного процесса, [ 13 ] Земля половцев была разделена на отдельные субрегионы, оба из которых были анклавами на венгерской земле. Территория между Сольноком и Дебреценом стала Великой Куманией ( Надькунсаг ), а территория между Калочой и Сегедом стала Малой Куманией ( Кишкунсаг ). [ 27 ]

Происхождение этих двух названий загадочно, особенно если учесть, что Маленькая Кумания, хотя и менее густонаселена, более чем в два раза больше Большой Кумании. [ 28 ] Разделение может возникнуть или быть связано с военным различием между «половцами короля» и «половцами королевы», хотя точно не известно, какой полк был связан с каким анклавом. [ 13 ] Названия «Большой» и «Малый» могут обозначать географическое положение: первый регион расположен « за Тисой ». [ 13 ]

Куманские и языгские места (отмечены полумесяцами) на автономных территориях, ок. 1500; Половцы выделены зеленым цветом, языги - оранжевым, штриховка обозначает неорганизованные или ассимилированные территории расселения.

Племена претерпели изменение образа жизни после того, как нашли экономическую нишу в качестве скотоводов , но также переняли модели проживания в обезлюдевших венгерских деревнях, где они первоначально были расселены. [ 29 ] приказал им Хотя половцы и язиги пользовались некоторыми финансовыми привилегиями, король Сигизмунд платить ежегодный переписной налог — мера, которая может указывать на то, что они больше не актуальны как солдаты. [ 13 ] В 15 веке обе группы были достаточно урбанизированы, чтобы быть организованными в « места », «университеты» и «капитаны», все из которых находились под властью Палатина Королевства . Первым центром был Сентелт-сек , упомянутый в 1424 году и расположенный за пределами Кунсага, среди Кора. Еще один был организован в 1440 году для племени Олас из Великой Кумании, в Колбазе. [ 13 ]

Хотя эта передача власти напоминала автономную организацию Земли Секели , половцы и языги пользовались меньшим количеством коллективных привилегий; Точно так же титул Iudex Cumanorum («Судья половцев») превратился из основной функции Палатина во временную функцию комитов . [ 13 ] В этой обстановке половецкие капитаны стали лордами, все чаще рассматривая общинную землю как феодальное владение своих семей . [ 30 ] Сопротивление вторжению венгерского государства привело жителей Кунсага к присоединению к восстанию 1514 года, возглавляемому Дьёрдь Дожей . Летописец Стефан Штирёхзель предполагает, что прибытия Дожи в Кунсаг было достаточно, чтобы спровоцировать кровопролитие. [ 31 ]

Возмездие против правонарушителей было закреплено репрессивным кодексом Иштвана Вербочи , который предусматривал, что половцы могут выезжать из Кунсага только в том случае, если они финансово платежеспособны. [ 13 ] «последнюю великую волну евангелизации наконец инициировали Перед 1600 годом францисканцы » , которая также уменьшила культурные различия между племенами Кунсаг и окружающим населением. [ 32 ] За этим явлением последовало внедрение идей Реформации : хотя Кунсаг стал протестантским по большинству, Язигес по-прежнему следовал католицизму. [ 33 ]

Османское завоевание и реколонизация Габсбургов

[ редактировать ]

Кунсаг подвергся набегам во время османско-венгерских войн , в результате которых исчезло до 60% половецких поселений; [ 34 ] этот процесс только ускорился во время османской оккупации Венгрии . Маленький полуманский городок Кечкемет получил личную защиту от Мехмеда III с золотой нитью , символом которой был кафтан . Мэр Кечкемета носил эту одежду во время встречи с османскими войсками, напоминая им об обещании. [ 35 ] «Под постоянными преследованиями» другие жители Кунсага ушли в болота, граничащие с регионом, или вообще покинули Венгрию. Этот процесс привел к их более тесной идентификации со своими венгерскими соседями и привел к более быстрому принятию венгерской идентичности. [ 36 ] Однако историк Натали Калноки утверждает, что идентичности половцев и языгов были невольно защищены османским вторжением, поскольку оно прервало «растворение» этих двух групп в поместьях королевства . [ 13 ] Османский путешественник шейх Али по-прежнему отмечал явное присутствие половцев в своих новых провинциях, описывая половцев как сходных с татарами и отмечая, что они все еще сохраняют свои обычаи. Первоначально это также относилось к сохранению половецкого языка , который, тем не менее, вымер в середине 17 века. [ 37 ]

Антиосманское сопротивление оказала Габсбургская Венгрия , первоначально удерживавшая только Верхнюю Венгрию (сегодня в основном Словакию ). На протяжении 17 века это оставшееся государство продолжало претендовать на «Куманию» как на составную часть Венгерской короны . На церемониях коронации венгерских королей Кунсаг был отчетливо представлен знаменами с безудержным львом . [ 38 ] Кунсаг все еще поддерживал торговые отношения с Верхней Венгрией, а Кечкемет выступал в качестве центра торговли анатолийскими коврами между Востоком и Западом . [ 39 ] Этот район также был вовлечен в антиосманское инакомыслие. В 1641 году Кечкемет отдал дань уважения I Палатину Леопольда Николаусу Эстерхази , наградив его одним из своих ковров. [ 40 ] В 1662 году город стал домом для большой колонии греков , бежавших от османских репрессий. [ 41 ]

Длинная серия экспедиций Габсбургов ослабила Османскую империю и вынудила ее армию покинуть территорию самой Венгрии. Страна была закреплена за Карлом III в 1685 году, через два года после начала Великой турецкой войны . Его население «почти полностью уничтожено», [ 42 ] Кунсаг был открыт для заселения половцев: земля была передана небольшим группам половцев, служивших в вооруженных силах Габсбургов. [ 43 ] В 1702 году [ 44 ] с молчаливого согласия Габсбургов Кунсаг был заложен Тевтонскому ордену . Хотя формально половцы были низведены почти до крепостного права , они смогли сохранить некоторые из своих налоговых и судебных привилегий. [ 45 ] Тем не менее, их социальный упадок побудил их присоединиться к другим Курука повстанцам во время Войны за независимость Ракоци (1703–1711). [ 46 ]

Это новое восстание было окончательно прекращено Сатмарским договором , который предусматривал подавление всей автономии половцев и языгов; решение было затем поддержано венгерским парламентом . [ 47 ] Медеевисты Нора Беренд и Кира Люблянович утверждают, что недовольство габсбургским централизмом усилило этнический сепаратизм и способствовало кратковременному возрождению половецкого этноса; поддельная версия «куманских законов» 1279 года была создана в 18 веке, чтобы оправдать древние свободы против нормативного давления. [ 48 ] Другие ученые полагают, что этот документ представляет собой достаточно точную копию указа короля Ладислава лишь с некоторыми изменениями. [ 13 ]

Создание Яшкунсага

[ редактировать ]
Карта границ Яшкунсага ок. 1800: Маленькая Кумания темно-зеленого цвета, Большая Кумания лаймового цвета и Язигия оранжевого цвета.

Элементы самоуправления были окончательно восстановлены королевой Марией Терезией 6 мая 1745 года. Она выслушала новые просьбы, поданные членами обоих анклавов: [ 49 ] но также был заинтересован в том, чтобы заставить их выкупить свою свободу — монархия Габсбургов нуждалась в финансировании Второй Силезской войны . [ 50 ] Объединенные в «Яшкунсаг» или «Языгия-Кумания», эти два региона имели судебную и исполнительную автономию под Палатином; существовало равенство налогообложения, и племенам разрешалось принимать или отклонять заявки на индивидуальное членство. [ 51 ] В течение шести лет половцы полностью выплатили «залог безопасности», который они все еще были должны венгерскому двору, обеспечив тем самым свою свободу от крепостного права. [ 52 ]

После погашения долга перед короной Яшкунсаг превратился в относительно процветающее предприятие, которое к 1784 году имело профицит бюджета. [ 53 ] Восстановление его свобод сделало его привлекательным местом для представителей мелкой венгерской знати . [ 54 ] Таким образом, в последние десятилетия 18-го века наблюдался устойчивый рост населения, что привело к созданию новых городов, в том числе Кишкунфеледьхаза и Сабадсаллаш . [ 55 ] В Великой Кумании были полностью перестроены шесть старых городов: Карцаг , Кисуйсаллас , Кунхедьес , Кунмадараш , Кунсентмартон и Туркеве . [ 56 ] Королева предоставила католику Кунсентмартону привилегию содержать тюрьму Яшкунсага, предпочтя ее протестантскому Карцагу. [ 57 ] Между тем, в Язигии развивались только три города: Ясапати , Ясароксаллас и Ясберень , хотя в 1720 году последний был третьим по величине на Великой равнине после Дебрецена и Кечкемета. [ 58 ]

Миграция в район включала сотни цыган , хотя власти Языгии сопротивлялись распоряжению правительства поселить их как «новых венгров». [ 59 ] Среди вновь прибывших в регион были новые группы греков (многие из которых предположительно были арумынами ). [ 60 ] которые основали православные приходские церкви в Карцаге и Кечкемете. Эти институты оказались в центре споров между Вселенским Патриархатом и Будайской епархией . [ 61 ] В Кишкунлахазе население оставалось половцами и католиками, в то время как соседняя (и позже включенная) деревня Перег была восстановлена ​​ок. 1750 венгры и словаки , которые были кальвинистами . [ 62 ]

Такая урбанизация позволила половцам участвовать в повторной колонизации округа Бач-Бодрог , расположенного дальше на юг; однако регистрация и исправление границ в эпоху жозефинизма помешали самому Яшкунсагу расшириться на юг и вызвали разочарование среди его жителей. [ 63 ] У самоуправляющихся общин также время от времени возникали конфликты со своими соседями на севере: в 1776 году правительство округа Хевеш разрушило шлюз , вынудив половцев, живущих ниже по течению, покинуть свои дома; в 1785 году Иосиф II приказал Хевешу восстановить это сооружение. [ 64 ] В том же году Яшкунсаг был передан в подчинение временному округу с новой столицей в Пеште . [ 65 ]

В 1820-х годах датский географ Конрад Малте-Брун зарегистрировал около 33 000 жителей Великой Кумании, 8 400 из которых жили в Карцаге (пишется Кардзаг ). Он также подсчитал, что в Маленькой Кумании, состоящей из «двух долин», проживало 42 000 человек, причем примерно такое же количество языгов проживало в одноименной местности. [ 66 ] Он указывает, что поверхность Великой Кумании составляет 20 венгерских миль, что составляет примерно 160 квадратных километров ; по его оценкам, площадь Малой Кумании и Язигии составляет примерно 320 и 150 квадратных километров соответственно. [ 67 ]

Интеграция и окончательный раздел

[ редактировать ]

Культурное возрождение половцев еще можно было наблюдать в 1801 году, когда Петер Хорват из Ясберень, «вице-капитан» и «первый нотариус язигов и половцев», опубликовал свой трактат по региональной истории. [ 13 ] Стремление к автономии чаще всего игнорировалось венгерским парламентом и саботировалось местными аристократами. [ 68 ] Направленный в качестве первого делегата Яшкунсага в сейм в 1832 году, Янош Иллесси боролся за сохранение юридического и финансового равенства для всех половцев, но проиграл фракции дворян. [ 69 ] Эта тенденция только усилилась, когда Палатин Джозеф назначил консерватора Имре Шлуха на должность регионального капитана. [ 70 ]

Жители двух Кумании были в основном удовлетворены правлением Габсбургов и в целом воздерживались от участия в Венгерской революции 1848 года . Встреча либералов и радикалов прошла в Кисуйсалласе 28 марта, но их влияние было омрачено архиконсерваторами, которые пришли к власти в обоих анклавах до конца года. [ 71 ] Напротив, жители Ясберень с энтузиазмом поддерживали повстанческое правительство, также требуя увеличения автономии под руководством Яса-Куна Полгара Элнока («Президент Язигии-Кумании») и реформы выборов. [ 72 ] В августе батальон национальной гвардии из Кунсага участвовал в столкновениях между Венгрией и сербской Воеводиной . Размещенный на острове Чепель , он также принимал участие в боевых действиях против вторгшихся армий Хорватии , а затем был переброшен в Верхнюю Венгрию. [ 73 ] После поражения при Море города Кунсага приняли большое количество беженцев, а также армии Мора Перцеля . [ 74 ] Устная традиция утверждает, что Перцель разбил лагерь в Хедьесбори-Надь-Халом, недалеко от Карджага, в начале 1849 года. [ 75 ]

Габсбургские и русские войска достигли Тисы в середине июля 1849 года, но сопротивление в некоторых частях Кунсага продолжало оказываться: полковник Корпонай попытался разжечь антироссийское восстание в Кунмадараше, прежде чем отступить в Дебрецен. [ 76 ] Затем регион подвергся прямой российской оккупации, прямому военному правлению Австрийской империи (см. Военный округ Пешт-Офен ). [ 77 ] Официальный подсчет 1849 года показал, что во всем Яшкунсаге проживало 178 187 чистокровных венгров. [ 78 ] Ограничения на политическую жизнь были наложены в 1850-х и 60-х годах, когда кооперативы и гильдии находились под пристальным контролем государства; их деятельность еще больше сократилась из-за сильной засухи 1863–1864 годов. [ 79 ]

К 1870 году Языгия была более развитым районом Яшкунсага, концентрировавшим экономическую мощь и местную аристократию. [ 80 ] В одном только Кунсаге , описанном в «Газетере произношений» Липпинкотта 1855 года как «независимый район», состоящий из двух частей, в то время проживало около 120 000 жителей. В Малой Кумании проживало 64 000 жителей (37 000 из них протестанты), а в Большой Кумании - 55 000. [ 28 ] В последнем регионе был только «один торговый город», а именно Карцаг, в то время как Маленькая Кумания включала несколько городских центров, самым густонаселенным из которых была Кишкунфеледьхаза. [ 28 ] К тому времени фрагментация управления между тремя компонентами Яшкунсага создавала административные проблемы, а также стимулировала растворение территорий в системе уездов. [ 81 ]

Автономия сохранялась после Австро-Венгерского компромисса 1867 года , но стала темой политических дебатов в Будапеште . Последний удар против «феодальных» автономий был направлен не консервативной фракцией, а Дьюлой Сапари , либеральным министром внутренних дел . Его спорный законопроект, представленный в декабре 1873 года, предлагал разделить территорию между тремя более крупными округами, при этом Маленькая Кумания и части Язигии были присоединены вместе с Солтом . В своем встречном предложении языгские делегаты в Национальном собрании призвали к созданию независимого округа Яс, в который вошли бы Сольнок , Хатван и Надудвар . [ 82 ]

Проект Сапари был повторно представлен с радикальными поправками его преемником Кальманом Тисой . 19 июня 1876 года после голосования в Национальном собрании Яшкунсаг был окончательно упразднен и разделен между Яс-Надькун и Пешт-Пилис-Солт-Кишкун . уездами [ 83 ] Первый был создан 4 сентября 1876 года, когда Миклош Кисс занял пост Испана . [ 84 ] В тот же день собрание представителей всех областей признало, что уездный центр будет расположен в более развитом Сольноке. В соответствии с национальным законодательством уезд был переименован в Яс-Надькун-Сольнок. [ 85 ] унаследовав архивы Кунсага и Языгии. [ 86 ] Непосредственным результатом такой интеграции стала относительная потеря промышленного значения Ясберень. [ 87 ] и Кунсентмартон, [ 88 ] которые обогнали Сольнок и группа городов в Тисазуге .

Этническая принадлежность и культура

[ редактировать ]

Генетика

[ редактировать ]

Хотя половцы обычно считаются частью тюркской семьи , они, вероятно, были этнически разнообразными еще до того, как вошли в Венгрию. Ученый Саймон Шишман подчеркивает этот аспект, отмечая, что «браки между половцами и другими народами были частыми». [ 89 ] Археолог Сильвиу Оца описывает половецкое общество как состоящее из «обрывков ранее уничтоженных племен, чья коллективная память о племенном происхождении сохранилась благодаря простому классу воинов». [ 90 ] Таким образом, вполне вероятно, что до 1200 года половцы аккультурировали массу кипчаков , которые также были тюрками. [ 91 ] Люблянович описывает первоначальных половцев как свободную конфедерацию представителей различных этнических групп, отмечая, что их «объединила только необходимость спастись от монголов». Их частичный этногенез начался с приходом на Великую равнину: «Новая социальная и экономическая среда, с которой они столкнулись, настолько отличалась от той, к которой они привыкли на своем прежнем родине в степи, что различия между многочисленными половецкими родами могли показаться несущественными. по сравнению с различиями между ними и оседлыми жителями их новой родины». [ 92 ]

Вывод был подтвержден данными физической антропологии и филогеографии . В 1975 году исследователь Дьюла Гиенис обнаружил лишь незначительные различия в дерматоглифике Кишкунлахазы и соседних венгерских населенных пунктов. [ 93 ] В 1981 году Т. Тот использовал сравнительную цефалометрию , чтобы доказать, что все венгры расово похожи на осетин и как таковые европеоиды , а не монголоиды . Он также предположил, что большинство жителей Яшкунсага разделяют расовые черты с основными венграми. [ 94 ] Такие вердикты были частично опровергнуты археологом Кингой Эри, который исследовал кладбище Перката и пришел к выводу, что первоначальные половцы были «евромонголоидами», с невысоким ростом и черепом. [ 95 ]

Кунсаг (заштрихован) и Великая Венгерская равнина (темно-зеленый) на территории современной Венгрии.
Жители Кечкемета в традиционной одежде (Леопольд Штайнрукер, 1845 г.)
Реконструкторы играют в кокбору на «Первой Всемирной встрече половцев» ( уезд Яс-Надькун-Сольнок , 2009 г.)

В коллективном исследовании 2005 года в мтДНК половецких останков было выявлено шесть гаплогрупп ; большинство из них были западноевразийскими, а не азиатскими. Это говорит о том, что ранние половцы уже были генетически разнообразны (имея некоторое европейское происхождение), даже если их реликвии показали, что они были культурно однородными. [ 96 ] Этот вывод может недооценивать этническое разнообразие в Кунсаге, поскольку в выборку предположительно вошли члены только одного «половецкого» клана. [ 97 ]

Традиции

[ редактировать ]

Люблянович также отмечает, что в венгерских источниках не было четких упоминаний о самоидентификации, которые могут объединять различные группы в одну единственную «куманскую» популяцию. Таким образом: «Половцы не были отнесены к культурной или этнической группе, и не существовало специального словаря для описания их религиозного положения, социального положения или политической организации: [латинский] термин «куманы» охватывал все это. В случае отдельных половцев, когда к их именам собственным добавлялось обозначение Cumanus, оно использовалось не как культурный или этнический термин, а как признак правового статуса». [ 98 ]

Единственным «этническим маркером» для всех групп, описываемых такой терминологией, по-видимому, были их костюм и прическа, включая косички и кафтаны , которые не были приняты другими кочевниками в Венгрии. [ 99 ] Аналогичным образом, в более отдаленных районах Кунсага продолжали практиковаться «традиционный домашний забой» животных, который включал в себя перелом костей; это также может свидетельствовать о том, что они сохраняли некоторые дохристианские ритуалы. [ 100 ] Хотя жители Кунсага научились навыкам земледелия у своих соседей, они оставались привязанными к скотоводству и сопротивлялись феодальному давлению, полагаясь на общинные земли и усадьбы . [ 101 ] Они продолжали считать скотоводство достойным занятием и украшали свои дома черепами лошадей. [ 102 ]

«Впечатляющие захоронения половецких вождей (с полным набором материальных предметов и лошадью)», хотя и редки, но все же происходили даже после 1300 года; [ 103 ] настоящие курганы в Кунсаге строились лишь изредка. [ 104 ] Хорват ввел понятие « куманских курганов » для курганов , расположенных на Великой равнине. Тем не менее, большинство из них были построены задолго до прибытия половцев различными народами и не были географически связаны с Кунсагом. [ 105 ] Одним из примеров регионального кургана является Асцонисаллас недалеко от Карцага, который местные жители связывают с половческим народным героем Задором из Туркеве . [ 106 ]

К 1600 году половцы в целом одевались так же, как и другие подданные Короны, и современные методы животноводства получили более широкое распространение. [ 107 ] Упрочение католицизма в 15 веке создало образцы культурного синтеза. Хотя половцы позднего Средневековья продолжали придавать большое значение поясам, как и их кочевые предки, пряжки их поясов украшались западными мотивами — готическая была найдена в Кишкунмайсе пряжка . [ 108 ] Археологические находки в Карчаге позволяют предположить, что местные женщины носили пряжки по старому половецкому обычаю, но на них были выгравированы христианские послания. [ 109 ] Многие половцы, очевидно, поддерживали связь с восточным православием или ностальгию по нему, о чем свидетельствует распространение византийских крестов . [ 110 ] В этот период практика обрезания вымерла, ранее сохранившись как отголосок ислама среди половцев, которые были скрытыми или устаревшими мусульманами . [ 111 ]

Хотя Кунсаг занимал центральное место в османской торговле текстилем, он не был потребителем таких товаров. По словам историка искусства Иды Бодне Бобровски, это показало, что этот район сознательно сопротивлялся « тюркизации », возможно, под влиянием протестантских проповедей против исламского прозелитизма. [ 112 ] В Габсбургской Венгрии возвращение автономии привело к новой волне культурных сдвигов и торговых запретов, введенных самими властями Кунсага. Коллективная автономия сопровождалась социальным контролем: «повседневная культура [стала] перемежаемой привилегиями и стандартами, изложенными в местных законах [...]. Привилегированный район предлагал индивидуальную безопасность в обмен на соблюдение норм местного сообщества». [ 113 ] Совет или советы Яшкунсага издавали правила в отношении одежды, ограничивая роскошь и визуально отмечая социальные классы, к которым принадлежали его избиратели. [ 114 ]

Модернизация и возрождение

[ редактировать ]

В начале 19 века венгерская аккультурация продолжалась: к 1846 году греки и арумыны Кечкемета говорили по-венгерски. [ 115 ] Географ Иоганн Георг Коль в 1840 году описал самих половцев как «полностью мадьяризированных », хотя и отметил, что их отличал «воинственный дух». [ 116 ] В тандеме сторонники возрождения начали ссылаться на древние половецкие обычаи и этнические маркеры, которые в некоторых случаях подозреваются в том, что они являются вымышленными традициями . [ 117 ] В то время Хорват и Юлиус Клапрот представили теорию, согласно которой половцы, языги и венгры были финно-угорами и, следовательно, «родственниками». [ 118 ] Эта позиция частично совпадала с рабочей гипотезой ранних венгерских археологов, таких как Миклош Янкович и Геза Надь. [ 119 ]

В 1840-х годах автономисты Яшкунсага пришли к убеждению, что эгалитаризм может быть достигнут только путем демократизации современной феодальной Венгрии в целом, что сделало их сторонниками венгерского национализма . [ 120 ] Этой тенденции контрастировало движение конца XIX века, желавшее отделения «Жаса» (включая Великую Куманию) от Сольнока, главным образом по экономическим причинам. Под председательством Орбана Сипоса , последнего капитана языгов, а затем Альберта Аппони , на местном уровне ему противостоял Иштван Хорти (отец более известного Миклоша Хорти ). [ 121 ] Идея отдельного представительства также была возрождена в декабре 1918 года, через несколько недель после Астровой революции , когда Микша Штробл предложил федерализировать Первую Венгерскую республику . Два из «венгерских кантонов» Штробла должны были быть названы в честь половцев и языгов. [ 122 ]

По словам Любляновича, возрожденческий дискурс также был «позитивным усилением» национализма, изображая половцев как «лучших венгров» и наиболее аутентичных пережитков степных культур. [ 123 ] Как разновидность национализма, венгерский туранизм предположил, что тюркские народы и венгры принадлежат к одной расе туранидов . [ 124 ] Однако в 1930-х годах этнограф Иштван Дьерфи из Карцага снова сосредоточил внимание на отличительных особенностях Кунсага, включая его тюркское происхождение. [ 125 ] По словам Калноки, к 2006 году венгры, считавшие себя Куманом и Языгом, проявляли «идентичную чувствительность». Она оценила эти обиды как более заметные, чем жалобы венгерских словаков , хорватов или румын . [ 13 ] Опрос 2012 года отметил «сильную, частично этнически-религиозную идентичность» в Яс-Надькун-Сольноке , а не в Кунсаге как регионе; авторы предположили, что новая территориальная единица имела географическую целостность. [ 126 ]

Несмотря на то, что после 1700 года Куман больше не был живым языком, в последующие столетия он все же создал ряд документов. на Известно, что Молитва Господня половецком языке, написанная, вероятно, во время Реформации , была распространена и читалась в 18 веке. Сообщается, что он существовал почти в 100 вариантах, из которых сохранившаяся кодифицированная версия, возможно, больше не отражает диалект какого-либо реального половецкого племени. [ 127 ] Это исполнение все еще преподавалось в государственных школах во времена Второй Венгерской Республики , прежде чем было исключено из учебной программы в 1948 году. [ 128 ]

За исключением этого эпизодического использования, на куманском языке больше не говорили: Мальте-Брун описывает последнюю попытку собрать половецкие фразы, предпринятую в Карцаге в 1770 году. [ 129 ] В региональных венгерских диалектах сохранились некоторые половецкие слова, которые также записаны и используются в литературных и научных трудах Иштвана Мандоки Конгура . [ 130 ] Его работа включает в себя исследование детских стишков, в котором утверждается, что кажущиеся бессмысленными стихи на самом деле могут быть половецкими рифмами. [ 131 ] Половецкие слова могут быть источником географических названий, таких как « Дебрецен ». [ 132 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Чобан, с. 58
  2. ^ Ота, стр. 21–22
  3. ^ Шипы, стр. 144–145
  4. ^ Шипы, с. 145
  5. ^ Шипы, стр. 145–147
  6. ^ Хевизи, стр. 18, 21
  7. ^ Шипы, стр. 163–164
  8. ^ Пастухи, стр. 64–65.
  9. ^ Харди, с. 87
  10. ^ Харди, пассим . См. также Хевизи, с. 18; Кинчеш-Надь, с. 173–174; Спинеи, с. 145
  11. ^ Хевизи, с. 19; Кинчеш-Надь, с. 174–175. См. также Харди, стр. 86–87; Люблянович, с. 156–157; Оца, с. 33–35; Спинеи, с. 175
  12. ^ Хатази и Сзенде, с. 389
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот (на французском языке) Натали Калноки, «От скифских князей до яссских капитанов. Иранское присутствие в Венгерском королевстве через средневековые хроники и привилегии военных вспомогательных народов» , в журнале «Право и культуры» , Vol. 52, 2006 г.
  14. ^ Кобан, с. 65; Кинчеш-Надь, с. 174; Люблянович, с. 157, 162
  15. ^ Hévizi, p. 19; Lyublyanovics, p. 162
  16. ^ Хевизи, стр. 11, 19
  17. ^ Ота, стр. 33–35
  18. ^ Ота, с. 36
  19. ^ Крисан, пассим
  20. ^ Хатази и Сзенде, с. 395
  21. ^ Кинчеш-Надь, с. 174; Оца, с. 34
  22. ^ Ота, с. 34
  23. ^ Крисан, с. 14
  24. ^ Хевизи, с. 19
  25. ^ Хатази и Сзенде, стр. 391–392; Хевизи, стр. 19–20. См. также Люблянович, с. 154
  26. ^ Шипы, с. 176
  27. ^ Хевизи, стр. 18–19
  28. ^ Jump up to: а б с Дж. Томас, Т. Болдуин (ред.), Справочник произношения Липпинкотта или Мировой географический словарь , стр. 528. Филадельфия: Дж. Б. Липпинкотт и компания , 1855 г.
  29. ^ Lyublyanovics, pp. 153–154, 160–161, 166–167
  30. ^ Hévizi, pp. 9, 20, 172; Lyublyanovics, pp. 154, 155, 162
  31. ^ Фаркас Габор Кисс, «Двусмысленность и парадокс в гуманистической литературе эпохи Ягеллонов», в Габриэлле Эрдейи (редактор), Вооруженная память: Агентство и крестьянские восстания в Центральной и Южной Европе (1450–1700) , стр. 172–173 . Геттинген: Ванденхук и Рупрехт , 2016. ISBN   978-3-525-5-5097-7
  32. ^ Крисан, стр. 16.
  33. ^ Поделиться (2017), с. 78; Коль, с. 51–52; Матко и Берде, с. 18
  34. ^ Хевизи, с. 20
  35. ^ Герверс, с. 14
  36. ^ Хевизи, с. 21
  37. ^ Хевизи, с. 21; Кинчеш-Надь, с. 182. См. также Чобан, с. 65
  38. ^ Геза Палфи , «Коронационные флаги земель венгерской короны от позднего средневековья до начала 20 века», в Галерее: Ежегодник Словацкой национальной галереи в Братиславе , 2011, стр. 7–30
  39. ^ Герверс, стр. 22–23, 38.
  40. ^ Герверс, с. 23
  41. ^ Хевизи, с. 63
  42. ^ Матко и Берде, с. 18
  43. ^ Хевизи, с. 20
  44. ^ Bagi (1998), p. 59; Lyublyanovics, p. 168
  45. ^ Для (1998), стр. 59–60; Хегедуш, с. 9; Хевизи, с. 20; Марзали, стр. 167–168, 246
  46. ^ Хевизи, с. 20
  47. ^ Хевизи, с. 20
  48. ^ Lyublyanovics, pp. 162, 167
  49. ^ Хевизи, стр. 20–21.
  50. ^ Скрипач, с. 9
  51. ^ Хевизи, стр. 20–21. См. также Баги (1998), стр. 59–60; Банк Молнар, с. 38; Элек, с. 61; Хегедуш, с. 8–9
  52. ^ Хевизи, стр. 21. См. также Марцали, стр. 168.
  53. ^ Марцали, стр. 168.
  54. ^ Дьерфи, с. 19
  55. ^ Марцали, стр. 168–169
  56. ^ Матко и Берде, с. 18
  57. ^ Скрипач, с. 8
  58. ^ Матко и Берде, с. 18
  59. ^ Габор Баги, «Цыгане в Ясаге в 1768 году», в Ежегоднике Ясаги , 1996, стр. 214–226
  60. ^ Береньи, пассим
  61. ^ Plurimus, «Восточное православие из Венгрии», в Theological Review , Vol. XXXI, выпуски 7–8, июль – август 1941 г., стр. 371–373
  62. ^ Гиенис, стр. 229, 231.
  63. ^ Марцали, стр. 168–169, 246
  64. ^ Марцали, стр. 87.
  65. ^ Матко и Берде, с. 18
  66. ^ Мальте-Брун, стр. 321–323, 370
  67. ^ Мальте-Брун, стр. 322, 323
  68. ^ Для (1998), с. 60 и (2017), с. 76
  69. ^ Для (1998), с. 60
  70. ^ Поделиться (1998), стр. 60–61
  71. ^ Избрать, стр. 61–63
  72. ^ Избрать, стр. 61–63
  73. ^ Избрать, стр. 63–64
  74. ^ Избрать, стр. 65–66
  75. ^ Буковский и Тот, с. 151
  76. ^ Элек, с. 68
  77. ^ Избрать, стр. 68–69
  78. ^ Для (1998), с. 59
  79. ^ Скрипач, стр. 10–11
  80. ^ Поделиться (2017), с. 78
  81. ^ Поделиться (2017), пройти
  82. ^ Поделиться (2017), стр. 76–79
  83. ^ Поделиться (2017), стр. 79–80
  84. ^ Матко и Берде, стр. 17–18
  85. ^ Поделиться (2017), стр. 79–80
  86. ^ Джеймс Ниссен, Имре Ресс, «Венгрия», в Ежегоднике истории Австрии , Vol. 29, выпуск 2, 1998 г., с. 69
  87. ^ Поделиться (2017), с. 80
  88. ^ Скрипач, с. 9
  89. ^ Симон Шишман , «Открытие Хазарии», в Анналах. Экономика, общество, цивилизации , Vol. 25, выпуск 3, 1970, с. 823; Оца, с. 36
  90. ^ Ота, с. 36
  91. ^ Кинчеш-Надь, с. 173
  92. ^ Lyublyanovics, pp. 154–155
  93. ^ Гиенис, здесь и там
  94. ^ Т. Тот, «Антропологические результаты, касающиеся этногенеза венгров», в Anthropologica Hungarica , Vol. XVII, 1980–1981, стр. 5–22.
  95. ^ Хатази и Сзенде, с. 394
  96. ^ Эрика Богачи-Сабо, Тибор Кальмар, Бернадетт Чаньи, Дьёндьвер Томори, Агнес Цибула, Каталин Прискин, Ференц Хорват, Кристофер Стивен Даунс, Иштван Раско, «Митохондриальная ДНК древних половцев: в культурном отношении азиатские степные иммигранты-кочевники со значительно большим количеством митохондриальной ДНК Западной Евразии» Родословные», в журнале «Биология человека », Vol. 77, выпуск 5, октябрь 2005 г., стр. 639–662. См. также Люблянович, стр. 159–160.
  97. ^ Lyublyanovics, pp. 159–160
  98. ^ Lyublyanovics, p. 163
  99. ^ Хатази и Сзенде, стр. 390–391; Люблянович, с. 157–159
  100. ^ Lyublyanovics, pp. 161, 164–165
  101. ^ Матко и Берде, с. 18
  102. ^ Хатази и Сзенде, стр. 392–393
  103. ^ Lyublyanovics, p. 165
  104. ^ Балаж и Кустар, стр. 26, 43; Хатази и Сзенде, с. 389
  105. ^ Балаж и Кустар, стр. 16–21, 43; Буковски и Тот, с. 145
  106. ^ Буковский и Тот, с. 151
  107. ^ Lyublyanovics, pp. 158–161
  108. ^ Хатази и Сзенде, стр. 390–391, 393–394
  109. ^ Крисан, стр. 16.
  110. ^ Хатази и Сзенде, с. 394
  111. ^ Шепард, стр. 65.
  112. ^ Герверс, с. 39
  113. ^ Молнар Банки, с. 38
  114. ^ Молнар Банки, проход
  115. ^ Береньи, стр. 79–80
  116. ^ Коль, стр. 51–53.
  117. ^ Lyublyanovics, p. 168
  118. ^ Мальте-Брун, стр. 322–324
  119. ^ Адам Боллок, «Раскопки раннесредневековой материальной культуры и написание истории в венгерской археологии конца девятнадцатого и начала двадцатого века», в Венгерском историческом обзоре , Vol. 5, выпуск 2, 2016, стр. 284, 291–292.
  120. ^ Поделиться (1998), стр. 60–61
  121. ^ Поделиться (2017), с. 80
  122. ^ Ладислав Хека, «Последствия Первой мировой войны: самопровозглашенные «государства» на территории Венгрии», в Ежегоднике научных исследований , 2014, стр. 114–115
  123. ^ Lyublyanovics, p. 168
  124. ^ Михал Ковальчик, «Венгерский туранизм. От рождения идеологии до современности - очерк проблемы», в Historia y Polityka , выпуск 20/2017, стр. 51, 55–56.
  125. ^ Дьерфи, пассим
  126. ^ Матко и Берде, с. 18
  127. ^ Люблянович, с. 159. См. также Кинчеш-Надь, стр. 177–178
  128. ^ Хевизи, с. 21
  129. ^ Мальте-Брун, с. 322
  130. ^ Хевизи, с. 21; Кинчеш-Надь, с. 179–181
  131. ^ Кинчеш-Надь, с. 179
  132. ^ Кинчеш-Надь, с. 181
  • Габор Фор,
    • «Социальная и политическая борьба в эпоху реформ в Яшкунсаге», в Honmismet , Vol. 26, выпуск 3, 1998 г., с. 59–61.
    • «Мушайский уезд. Ликвидация Яшкунского района», в Рубиконе , Vol. 28, выпуск 6, июнь 2017 г., с. 76–80.
  • Река Балаж, Розалия Кустар, Курганы, холмы, крепости в междуречье Дуная и Тисы . Кечкемет: Дирекция национального парка Кишкунсаг , 2015. ISBN   978-615-5598-02-9
  • Эржебет Банки Молнар, «Социальная ситуация и костюм в Малой Кумании в XVIII–XIX веках», в Acta Ethnographica Hungarica , Vol. 45, выпуски 1–2, 2000 г., стр. 37–46.
  • Мария Береньи , «Македо-румынские колонии в Венгрии (18–20 века)», в книге Марии Береньи (редактор), Симпозиум. Сообщения 11-го симпозиума румынских исследователей в Венгрии. Джула, 24–25 ноября 2001 г. , стр. 66–87. Дьюла: Научно-исследовательский институт румын Венгрии, 2001. ISBN   963-00-9597-1
  • Юдит Буковски, Чаба Тот, «Изменения в состоянии половецких курганов, лежащих в окрестностях Карцага, с конца 18 века до наших дней», в Acta Geographica Ac Geologica et Meteorologica Debrecina , Vol. 3, 2008, стр. 145–153.
  • Эрдал Чобан, «Восточные мусульманские группы среди венгров в средние века», в Билиге. Журнал социальных наук Turkish World , выпуск 63, осень 2012 г., стр. 55–76.
  • Иоан Кришан, «Соображения относительно колонизации половцев в средневековом Бихоре. Археология, ономастика, топонимия», в Revista Crisia , Vol. XLVI, 2016, стр. 13–24.
  • Элек Дьёрдь, «Город во внутренних районах. Карцаг в 1848-49 годах», в Honmisert , Vol. 26, выпуск 3, 1998 г., с. 61–69.
  • Вероника Герверс, Влияние османского турецкого текстиля и костюма в Восточной Европе, с особым упором на Венгрию. История, техника и искусство, Монография 4 . Торонто: Королевский музей Онтарио , 1982. ISBN   0-88854-258-5
  • Дьюла Гиенис, «Дерматоглифика трех венгерских популяций», в Американском журнале физической антропологии , Vol. 42, выпуск 2, 1975, стр. 229–232.
  • Дьёрдь Дьёрфи , «Иштван Дьёрфи, пионер венгерской этнографии», в журнале «Венгерское наследие » , том 1, выпуски 1–2, весна/осень 2000 г., стр. 19–28.
  • Жура Харди, «Полововцы и монголы в районе Срема в 1241–1242 годах: дискуссия о масштабах разрушений», в «Истраживанья » , Vol. 27, 2016, с. 84–105.
  • Габор Хатази, Каталин Сзенде, «Этнические группы и культуры в средневековой Венгрии», в Жолт Виси, Ласло Бартосевич (ред.), Венгерская археология на рубеже тысячелетий , стр. 388–397. Будапешт: Министерство национального культурного наследия и Фонд Ласло Телеки, 2003 г. ISBN   963-86291-8-5
  • Кристиан Хегедуш, «Особенности общественной жизни Кунсентмартона в эпоху дуализма», в « Обзоре исторического музея: Ежегодник Общества венгерских историков музеев» , Vol. 14, 2015, с. 7–24.
  • Йожа Хевизи, Автономии в Венгрии и Европе: сравнительное исследование . Буффало: Общество Корвина, 2005. ОСЛК   645821696
  • Эва Кинчес-Надь, «Исчезнувшие люди и исчезнувший язык: половцы и половецкий язык в Венгрии», в Tehlikedeki Diller Dergisi , лето 2013 г., стр. 171–186.
  • Иоганн Георг Коль , «Звон музыкантов», в «Венгерском наследии» , Vol. 9, выпуски 1–2, 2008 г., стр. 48–53.
  • Кира Люблянович, «Половцы в средневековой Венгрии и вопрос этнической принадлежности», в Ежегоднике средневековых исследований в CEU , Vol. 17, 2011, с. 153–169.
  • Конрад Мальте-Брун , Универсальная география, или Описание всех частей света. Том VI . Бостон и Нью-Йорк: Уэллс, Лилли и Уайт, Галлахер и Уайт, 1828 год.
  • Генри Марцали, Венгрия в восемнадцатом веке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета , 1910.
  • Андреа Эмесе Матко, Чаба Берде, «Взаимосвязь между конкурентоспособностью Северной Великой равнины и организационной культурой местных властей», в APSTRACT: Applied Studies in Agribusiness and Commerce , Vol. 06, выпуск 5, 2013 г., стр. 13–21.
  • Сильвиу Оца, Погребальная археология средневекового Баната (10–14 века) . Лейден и Бостон: Brill Publishers , 2015. ISBN   978-90-04-21438-5
  • Виктор Спиней, «Полововское епископство. Эволюционные координаты», в «Археологии Молдовы» , Vol. ХХХ, 2007, стр. 137–181.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 630749c197b0a7aa8f32524be14b877c__1710065100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/7c/630749c197b0a7aa8f32524be14b877c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kunság - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)