Ум
| |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
автономное образование Венгерского королевства | |||||||||||
1279–1876 | |||||||||||
![]() Арпадиан Венгрия ; половцами и языгами. желтым цветом обозначены районы, населенные | |||||||||||
Капитал | |||||||||||
Демоним | Половцы / Кунс | ||||||||||
Область | |||||||||||
• 1820-е годы | 420 км 2 (160 квадратных миль) | ||||||||||
Население | |||||||||||
• 1855 | 120,000 | ||||||||||
История | |||||||||||
• Предоставлена этническая автономия | 1279 | ||||||||||
• количество мест Создано | 15 век | ||||||||||
1540-е годы | |||||||||||
• Проданы Тевтонскому ордену. | 1702 | ||||||||||
• Подавлено по Сатмарскому договору | 1711 | ||||||||||
• Восстановлен как Яшкунсаг. | 1745 | ||||||||||
• Упразднено | 1876 | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Венгрия |
Кунсаг ( нем . Kumanien ; латынь : Cumania ) — исторический, этнографический и географический регион в Венгрии , соответствующий бывшему политическому образованию, созданному половцами или кунами и для них . В настоящее время он разделен между округами Бач -Кишкун и Яс-Надькун-Сольнок ; они примерно соответствуют двум различным традиционным образованиям, Малой Кумании и Большой Кумании , которые в продольном направлении разделены Тисой . Кунсаг и его подразделения были впервые организованы Венгерским королевством для размещения полукочевых половцев, бежавших из Монгольской империи . Анклавы половцев иногда включались в состав Джазыгии , которая была организована аналогичным образом и названа в честь осетинских кочевников .
Кунсаг стал результатом второй и последней половецкой колонизации Венгрии; хотя это и не единственная территория, населенная половцами, она оставалась единственным центром половецкого самоуправления после распада Арпадской Венгрии . Традиция датирует его возникновение 1279 годом, когда Ладислав IV , полукуманский король Венгрии , предоставил первый набор финансовых и судебных привилегий. Это было подтверждено в 15 веке, когда половцы начали организовываться в « места », контролируемые Палатином Королевства . Однако консолидация феодализма вызвала недовольство во всем регионе, что привело к его участию в Дьёрдя Дожи восстании в 1514 году.
Этот район был опустошен во время османско-венгерских войн и еще больше обезлюдел в результате османской оккупации Венгрии . Он был повторно колонизирован половцами, венграми и словаками после создания Габсбургской Венгрии . Новый режим передал Кунсаг Тевтонскому ордену и подавил половецкий сепаратизм, особенно после добровольного участия жителей в войне за независимость Ракоци . Тенденции к централизации, тем не менее, были смягчены при Марии Терезии , и в 1745 году Кунсаг и Языгия были объединены в единый автономный округ, жителям которого было разрешено выкупить свой выход из крепостного права . В процветающем регионе произошел демографический бум, который позволил его теперь уже смешанному населению колонизировать другие части королевства.
Интеллектуальные дебаты о характеристиках и роли половецкой идентичности впервые возникли при жозефинизме и продолжались в течение следующих столетий, даже несмотря на то, что половецкий язык вымер. Первоначально интеллектуалы Кунсага описывали свою идентичность как финно-угорскую и дополняющую венгерский национализм . В результате этого изменения дискурса Кунсаг и Языгия прекратили политическое существование в 1876 году, когда они были объединены в более крупные и менее автономные округа . корни региона Популярный интерес к половецкому наследию сохраняется и в 21 веке, при этом больший упор делается на тюркские , а также на различия между половцами и неполовцами венграми.
История
[ редактировать ]Прецеденты
[ редактировать ]В то время как венгерские племена переселялись в Венгрию , половцы еще населяли обширные территории Понтийско -Каспийской степи , где создали мощную кочевническую конфедерацию (см. Кумания ) . XIII века Gesta Hungarorum утверждает, что половцы присутствовали в Венгерском княжестве ок. 900, описывая членов племени Аба как половцев. Тем не менее, это описание является анахронизмом, а это означает, что «половец» Гесты, возможно , является заменой слов « тюркский », «хазарский», « хазарский ». [ 1 ] или « Булгар ». [ 2 ] Первые поддающиеся проверке свидетельства о половцах в Арпадской Венгрии были налетчиками в 11 веке; позже они вернулись в качестве наемников, поддерживая венгерских королей . В свиту Стефана II входил половецкий контингент во главе с капитаном Татарином, который стал неприятностью для местных жителей после разграбления местных ресурсов. [ 3 ] Возможно, половецкие « сарацинские » войска помогали Гезе II в его войне 1150-х годов против Ломбардской лиги . [ 4 ]
В начале 13 века венгерско-куманские отношения снова стали напряженными, что побудило Андрея II создать систему пограничной обороны, которая включала передачу приграничного региона Бурценланд Тевтонскому ордену . Эта группа упростила первые усилия по христианизации общин половцев, живущих за пределами Паннонского бассейна . [ 5 ] Половцы сами подверглись нападению и разгрому Монгольской империи ; большинство половцев бежало в Венгрию, Болгарскую империю и Византийскую империю . К 1220-м годам многие из них были сконцентрированы к востоку от Венгрии, в районах, позже известных как Молдавия и Бессарабия . Их обращение в христианство началось здесь, под эгидой Венгрии , что привело к созданию Куманского католического епископства ; некоторые члены племен обратились в конкурирующее восточное православие , [ 6 ] или к богомильству , [ 7 ] и его пришлось вернуть в католицизм. На этом этапе бесчисленное количество половцев в Венгрии обратились в ислам . [ 8 ]
В 1238 году король Бела IV специально пригласил половцев под предводительством Кётена (Кутен, Котян) для колонизации центральной части своего королевства ( ad mediculum terre sue ), предположительно расположенной недалеко от Тисы . [ 9 ] Эти половцы прибыли в 1239 году, но между кочевым половцами и оседлыми венграми произошло насилие. Половцы-убийцы убили Кётена от имени некоторых венгерских дворян, и половцы вернулись на Балканы в 1241 году, разграбив Сирмию в качестве мести. [ 10 ]
Происхождение
[ редактировать ]После монгольского вторжения в Венгрию в 1246 году Бела вновь пригласил половцев и небольшую группу языгов ( осетинское племя) обратно в Венгрию, чтобы поселиться в опустошенных районах Великой Венгерской равнины . Сообщается, что в миграции приняли участие около 40 000–70 000 половцев, разделенных на 7 племен: Олас, Чертан, Кор, Борчсол, Кондам, Хончук и Юпого. [ 11 ] Языги, отличающиеся в культурном отношении, были тесно связаны с различными половецкими группами, их судьба «переплелась после монгольской экспансии». [ 12 ]

XIV века В Chronicon Pictum половцы изображены как королевская армия в желтом, находящаяся в непосредственной близости от королей, между печенежской гвардией и пограничниками Секея . Половцы также упоминаются как присутствовавшие в битве при Кресенбрунне , возможно, в большем количестве, чем их венгерские союзники. [ 13 ] Их важность для Венгрии была подчеркнута, когда Бела обручил своего сына Стефана с дочерью Кётена, Елизаветой Куманской . Ее сын, король Ладислав IV , был известен своими необычайно прочными связями с поселенцами Кунсага. [ 14 ]
В 1279 году Ладислав, вероятно, официально оформил территориальную автономию половцев в основном регионе поселения. [ 13 ] [ 15 ] В обмен на феодальные повинности венгерскому королю в его войне с монголами половцам было разрешено сохранять свои собственные этнические обычаи. [ 16 ] Несмотря на то, что региональный центр сосредоточен на Великой равнине, «крошечные группы половцев и язигов» все еще можно было найти по всему Королевству в 13 веке. [ 13 ] Кор и Борчол остались в юго- графствах Чанад восточных и Темеш ; Zeihan Dux Cumanorum («Герцог половцев») упоминается здесь в 1255 году. [ 17 ] Языги колонизировали центральные районы земель, прилегающих к основным половцам поселениям; однако некоторые поселились недалеко от Борсола, недалеко от Дюн Максонд . [ 18 ] Документальные и археологические данные свидетельствуют о том, что по крайней мере некоторые Олас Куманы были отправлены в округ Бихар (ныне Бихор , Румыния ). В 1323 году вождь племени Деметриус владел Кёрёсег . крепостью [ 19 ] «Улица Кумана» также была засвидетельствована в средневековом Сегеде . [ 20 ]
У кочевых групп все еще были спорадические столкновения с местными жителями: в 1280 году повстанческая армия Борчола была разбита Ладиславом возле Ходмезёвашархея , а затем изгнана на территорию, которая стала Валахией . [ 21 ] Группы этой диаспоры, вероятно, вернулись в Темес, а половцы Вчуган и Юанчух все еще владели и продавали землю в Бобде в 1288 году. [ 22 ] Такие нападения и послания протеста со стороны католической церкви в конечном итоге усилили давление в пользу ассимиляции и полного обращения: уже в 1279 году сейм Венгрии издал закон о массовом крещении половцев, все еще язычников, и пообещал рассеять их по всему королевству. Оба вывода были в значительной степени проигнорированы королем. [ 23 ] хотя обращение от многобожия восходит к 13 веку, когда появляются первые упоминания половцев с христианскими именами. [ 24 ] Нет никаких предположений о том, что половецкие поселенцы были обязаны вести оседлый образ жизни: первые записи о половецких городах появляются в Анжуйской Венгрии , примерно через два столетия после колонизации, а топонимика показывает, что все они были основаны вождями и названы в их честь. [ 25 ]
Консолидация
[ редактировать ]Миграция молдавских половцев или их ассимиляция валахами , вероятно, завершилась к 1332 году; в том же году Куманское епископство получило этнически нейтральное название, взятое из реки Мильков . [ 26 ] К тому времени основные районы их поселений превратились в образования-близнецы Кунсаг и Языгия . Это разделение произошло в 1323 году, когда 18 «глав семей» Языгов заявили о своем выходе из Кунсага. [ 13 ] В конце 14 века, в конце медленного процесса, [ 13 ] Земля половцев была разделена на отдельные субрегионы, оба из которых были анклавами на венгерской земле. Территория между Сольноком и Дебреценом стала Великой Куманией ( Надькунсаг ), а территория между Калочой и Сегедом стала Малой Куманией ( Кишкунсаг ). [ 27 ]
Происхождение этих двух названий загадочно, особенно если учесть, что Маленькая Кумания, хотя и менее густонаселена, более чем в два раза больше Большой Кумании. [ 28 ] Разделение может возникнуть или быть связано с военным различием между «половцами короля» и «половцами королевы», хотя точно не известно, какой полк был связан с каким анклавом. [ 13 ] Названия «Большой» и «Малый» могут обозначать географическое положение: первый регион расположен « за Тисой ». [ 13 ]

Племена претерпели изменение образа жизни после того, как нашли экономическую нишу в качестве скотоводов , но также переняли модели проживания в обезлюдевших венгерских деревнях, где они первоначально были расселены. [ 29 ] приказал им Хотя половцы и язиги пользовались некоторыми финансовыми привилегиями, король Сигизмунд платить ежегодный переписной налог — мера, которая может указывать на то, что они больше не актуальны как солдаты. [ 13 ] В 15 веке обе группы были достаточно урбанизированы, чтобы быть организованными в « места », «университеты» и «капитаны», все из которых находились под властью Палатина Королевства . Первым центром был Сентелт-сек , упомянутый в 1424 году и расположенный за пределами Кунсага, среди Кора. Еще один был организован в 1440 году для племени Олас из Великой Кумании, в Колбазе. [ 13 ]
Хотя эта передача власти напоминала автономную организацию Земли Секели , половцы и языги пользовались меньшим количеством коллективных привилегий; Точно так же титул Iudex Cumanorum («Судья половцев») превратился из основной функции Палатина во временную функцию комитов . [ 13 ] В этой обстановке половецкие капитаны стали лордами, все чаще рассматривая общинную землю как феодальное владение своих семей . [ 30 ] Сопротивление вторжению венгерского государства привело жителей Кунсага к присоединению к восстанию 1514 года, возглавляемому Дьёрдь Дожей . Летописец Стефан Штирёхзель предполагает, что прибытия Дожи в Кунсаг было достаточно, чтобы спровоцировать кровопролитие. [ 31 ]
Возмездие против правонарушителей было закреплено репрессивным кодексом Иштвана Вербочи , который предусматривал, что половцы могут выезжать из Кунсага только в том случае, если они финансово платежеспособны. [ 13 ] «последнюю великую волну евангелизации наконец инициировали Перед 1600 годом францисканцы » , которая также уменьшила культурные различия между племенами Кунсаг и окружающим населением. [ 32 ] За этим явлением последовало внедрение идей Реформации : хотя Кунсаг стал протестантским по большинству, Язигес по-прежнему следовал католицизму. [ 33 ]
Османское завоевание и реколонизация Габсбургов
[ редактировать ]Кунсаг подвергся набегам во время османско-венгерских войн , в результате которых исчезло до 60% половецких поселений; [ 34 ] этот процесс только ускорился во время османской оккупации Венгрии . Маленький полуманский городок Кечкемет получил личную защиту от Мехмеда III с золотой нитью , символом которой был кафтан . Мэр Кечкемета носил эту одежду во время встречи с османскими войсками, напоминая им об обещании. [ 35 ] «Под постоянными преследованиями» другие жители Кунсага ушли в болота, граничащие с регионом, или вообще покинули Венгрию. Этот процесс привел к их более тесной идентификации со своими венгерскими соседями и привел к более быстрому принятию венгерской идентичности. [ 36 ] Однако историк Натали Калноки утверждает, что идентичности половцев и языгов были невольно защищены османским вторжением, поскольку оно прервало «растворение» этих двух групп в поместьях королевства . [ 13 ] Османский путешественник шейх Али по-прежнему отмечал явное присутствие половцев в своих новых провинциях, описывая половцев как сходных с татарами и отмечая, что они все еще сохраняют свои обычаи. Первоначально это также относилось к сохранению половецкого языка , который, тем не менее, вымер в середине 17 века. [ 37 ]
Антиосманское сопротивление оказала Габсбургская Венгрия , первоначально удерживавшая только Верхнюю Венгрию (сегодня в основном Словакию ). На протяжении 17 века это оставшееся государство продолжало претендовать на «Куманию» как на составную часть Венгерской короны . На церемониях коронации венгерских королей Кунсаг был отчетливо представлен знаменами с безудержным львом . [ 38 ] Кунсаг все еще поддерживал торговые отношения с Верхней Венгрией, а Кечкемет выступал в качестве центра торговли анатолийскими коврами между Востоком и Западом . [ 39 ] Этот район также был вовлечен в антиосманское инакомыслие. В 1641 году Кечкемет отдал дань уважения I Палатину Леопольда Николаусу Эстерхази , наградив его одним из своих ковров. [ 40 ] В 1662 году город стал домом для большой колонии греков , бежавших от османских репрессий. [ 41 ]
Длинная серия экспедиций Габсбургов ослабила Османскую империю и вынудила ее армию покинуть территорию самой Венгрии. Страна была закреплена за Карлом III в 1685 году, через два года после начала Великой турецкой войны . Его население «почти полностью уничтожено», [ 42 ] Кунсаг был открыт для заселения половцев: земля была передана небольшим группам половцев, служивших в вооруженных силах Габсбургов. [ 43 ] В 1702 году [ 44 ] с молчаливого согласия Габсбургов Кунсаг был заложен Тевтонскому ордену . Хотя формально половцы были низведены почти до крепостного права , они смогли сохранить некоторые из своих налоговых и судебных привилегий. [ 45 ] Тем не менее, их социальный упадок побудил их присоединиться к другим Курука повстанцам во время Войны за независимость Ракоци (1703–1711). [ 46 ]
Это новое восстание было окончательно прекращено Сатмарским договором , который предусматривал подавление всей автономии половцев и языгов; решение было затем поддержано венгерским парламентом . [ 47 ] Медеевисты Нора Беренд и Кира Люблянович утверждают, что недовольство габсбургским централизмом усилило этнический сепаратизм и способствовало кратковременному возрождению половецкого этноса; поддельная версия «куманских законов» 1279 года была создана в 18 веке, чтобы оправдать древние свободы против нормативного давления. [ 48 ] Другие ученые полагают, что этот документ представляет собой достаточно точную копию указа короля Ладислава лишь с некоторыми изменениями. [ 13 ]
Создание Яшкунсага
[ редактировать ]
Элементы самоуправления были окончательно восстановлены королевой Марией Терезией 6 мая 1745 года. Она выслушала новые просьбы, поданные членами обоих анклавов: [ 49 ] но также был заинтересован в том, чтобы заставить их выкупить свою свободу — монархия Габсбургов нуждалась в финансировании Второй Силезской войны . [ 50 ] Объединенные в «Яшкунсаг» или «Языгия-Кумания», эти два региона имели судебную и исполнительную автономию под Палатином; существовало равенство налогообложения, и племенам разрешалось принимать или отклонять заявки на индивидуальное членство. [ 51 ] В течение шести лет половцы полностью выплатили «залог безопасности», который они все еще были должны венгерскому двору, обеспечив тем самым свою свободу от крепостного права. [ 52 ]
После погашения долга перед короной Яшкунсаг превратился в относительно процветающее предприятие, которое к 1784 году имело профицит бюджета. [ 53 ] Восстановление его свобод сделало его привлекательным местом для представителей мелкой венгерской знати . [ 54 ] Таким образом, в последние десятилетия 18-го века наблюдался устойчивый рост населения, что привело к созданию новых городов, в том числе Кишкунфеледьхаза и Сабадсаллаш . [ 55 ] В Великой Кумании были полностью перестроены шесть старых городов: Карцаг , Кисуйсаллас , Кунхедьес , Кунмадараш , Кунсентмартон и Туркеве . [ 56 ] Королева предоставила католику Кунсентмартону привилегию содержать тюрьму Яшкунсага, предпочтя ее протестантскому Карцагу. [ 57 ] Между тем, в Язигии развивались только три города: Ясапати , Ясароксаллас и Ясберень , хотя в 1720 году последний был третьим по величине на Великой равнине после Дебрецена и Кечкемета. [ 58 ]
Миграция в район включала сотни цыган , хотя власти Языгии сопротивлялись распоряжению правительства поселить их как «новых венгров». [ 59 ] Среди вновь прибывших в регион были новые группы греков (многие из которых предположительно были арумынами ). [ 60 ] которые основали православные приходские церкви в Карцаге и Кечкемете. Эти институты оказались в центре споров между Вселенским Патриархатом и Будайской епархией . [ 61 ] В Кишкунлахазе население оставалось половцами и католиками, в то время как соседняя (и позже включенная) деревня Перег была восстановлена ок. 1750 венгры и словаки , которые были кальвинистами . [ 62 ]
Такая урбанизация позволила половцам участвовать в повторной колонизации округа Бач-Бодрог , расположенного дальше на юг; однако регистрация и исправление границ в эпоху жозефинизма помешали самому Яшкунсагу расшириться на юг и вызвали разочарование среди его жителей. [ 63 ] У самоуправляющихся общин также время от времени возникали конфликты со своими соседями на севере: в 1776 году правительство округа Хевеш разрушило шлюз , вынудив половцев, живущих ниже по течению, покинуть свои дома; в 1785 году Иосиф II приказал Хевешу восстановить это сооружение. [ 64 ] В том же году Яшкунсаг был передан в подчинение временному округу с новой столицей в Пеште . [ 65 ]
В 1820-х годах датский географ Конрад Малте-Брун зарегистрировал около 33 000 жителей Великой Кумании, 8 400 из которых жили в Карцаге (пишется Кардзаг ). Он также подсчитал, что в Маленькой Кумании, состоящей из «двух долин», проживало 42 000 человек, причем примерно такое же количество языгов проживало в одноименной местности. [ 66 ] Он указывает, что поверхность Великой Кумании составляет 20 венгерских миль, что составляет примерно 160 квадратных километров ; по его оценкам, площадь Малой Кумании и Язигии составляет примерно 320 и 150 квадратных километров соответственно. [ 67 ]
Интеграция и окончательный раздел
[ редактировать ]Культурное возрождение половцев еще можно было наблюдать в 1801 году, когда Петер Хорват из Ясберень, «вице-капитан» и «первый нотариус язигов и половцев», опубликовал свой трактат по региональной истории. [ 13 ] Стремление к автономии чаще всего игнорировалось венгерским парламентом и саботировалось местными аристократами. [ 68 ] Направленный в качестве первого делегата Яшкунсага в сейм в 1832 году, Янош Иллесси боролся за сохранение юридического и финансового равенства для всех половцев, но проиграл фракции дворян. [ 69 ] Эта тенденция только усилилась, когда Палатин Джозеф назначил консерватора Имре Шлуха на должность регионального капитана. [ 70 ]
Жители двух Кумании были в основном удовлетворены правлением Габсбургов и в целом воздерживались от участия в Венгерской революции 1848 года . Встреча либералов и радикалов прошла в Кисуйсалласе 28 марта, но их влияние было омрачено архиконсерваторами, которые пришли к власти в обоих анклавах до конца года. [ 71 ] Напротив, жители Ясберень с энтузиазмом поддерживали повстанческое правительство, также требуя увеличения автономии под руководством Яса-Куна Полгара Элнока («Президент Язигии-Кумании») и реформы выборов. [ 72 ] В августе батальон национальной гвардии из Кунсага участвовал в столкновениях между Венгрией и сербской Воеводиной . Размещенный на острове Чепель , он также принимал участие в боевых действиях против вторгшихся армий Хорватии , а затем был переброшен в Верхнюю Венгрию. [ 73 ] После поражения при Море города Кунсага приняли большое количество беженцев, а также армии Мора Перцеля . [ 74 ] Устная традиция утверждает, что Перцель разбил лагерь в Хедьесбори-Надь-Халом, недалеко от Карджага, в начале 1849 года. [ 75 ]
Габсбургские и русские войска достигли Тисы в середине июля 1849 года, но сопротивление в некоторых частях Кунсага продолжало оказываться: полковник Корпонай попытался разжечь антироссийское восстание в Кунмадараше, прежде чем отступить в Дебрецен. [ 76 ] Затем регион подвергся прямой российской оккупации, прямому военному правлению Австрийской империи (см. Военный округ Пешт-Офен ). [ 77 ] Официальный подсчет 1849 года показал, что во всем Яшкунсаге проживало 178 187 чистокровных венгров. [ 78 ] Ограничения на политическую жизнь были наложены в 1850-х и 60-х годах, когда кооперативы и гильдии находились под пристальным контролем государства; их деятельность еще больше сократилась из-за сильной засухи 1863–1864 годов. [ 79 ]
К 1870 году Языгия была более развитым районом Яшкунсага, концентрировавшим экономическую мощь и местную аристократию. [ 80 ] В одном только Кунсаге , описанном в «Газетере произношений» Липпинкотта 1855 года как «независимый район», состоящий из двух частей, в то время проживало около 120 000 жителей. В Малой Кумании проживало 64 000 жителей (37 000 из них протестанты), а в Большой Кумании - 55 000. [ 28 ] В последнем регионе был только «один торговый город», а именно Карцаг, в то время как Маленькая Кумания включала несколько городских центров, самым густонаселенным из которых была Кишкунфеледьхаза. [ 28 ] К тому времени фрагментация управления между тремя компонентами Яшкунсага создавала административные проблемы, а также стимулировала растворение территорий в системе уездов. [ 81 ]
Автономия сохранялась после Австро-Венгерского компромисса 1867 года , но стала темой политических дебатов в Будапеште . Последний удар против «феодальных» автономий был направлен не консервативной фракцией, а Дьюлой Сапари , либеральным министром внутренних дел . Его спорный законопроект, представленный в декабре 1873 года, предлагал разделить территорию между тремя более крупными округами, при этом Маленькая Кумания и части Язигии были присоединены вместе с Солтом . В своем встречном предложении языгские делегаты в Национальном собрании призвали к созданию независимого округа Яс, в который вошли бы Сольнок , Хатван и Надудвар . [ 82 ]
Проект Сапари был повторно представлен с радикальными поправками его преемником Кальманом Тисой . 19 июня 1876 года после голосования в Национальном собрании Яшкунсаг был окончательно упразднен и разделен между Яс-Надькун и Пешт-Пилис-Солт-Кишкун . уездами [ 83 ] Первый был создан 4 сентября 1876 года, когда Миклош Кисс занял пост Испана . [ 84 ] В тот же день собрание представителей всех областей признало, что уездный центр будет расположен в более развитом Сольноке. В соответствии с национальным законодательством уезд был переименован в Яс-Надькун-Сольнок. [ 85 ] унаследовав архивы Кунсага и Языгии. [ 86 ] Непосредственным результатом такой интеграции стала относительная потеря промышленного значения Ясберень. [ 87 ] и Кунсентмартон, [ 88 ] которые обогнали Сольнок и группа городов в Тисазуге .
Этническая принадлежность и культура
[ редактировать ]Генетика
[ редактировать ]Хотя половцы обычно считаются частью тюркской семьи , они, вероятно, были этнически разнообразными еще до того, как вошли в Венгрию. Ученый Саймон Шишман подчеркивает этот аспект, отмечая, что «браки между половцами и другими народами были частыми». [ 89 ] Археолог Сильвиу Оца описывает половецкое общество как состоящее из «обрывков ранее уничтоженных племен, чья коллективная память о племенном происхождении сохранилась благодаря простому классу воинов». [ 90 ] Таким образом, вполне вероятно, что до 1200 года половцы аккультурировали массу кипчаков , которые также были тюрками. [ 91 ] Люблянович описывает первоначальных половцев как свободную конфедерацию представителей различных этнических групп, отмечая, что их «объединила только необходимость спастись от монголов». Их частичный этногенез начался с приходом на Великую равнину: «Новая социальная и экономическая среда, с которой они столкнулись, настолько отличалась от той, к которой они привыкли на своем прежнем родине в степи, что различия между многочисленными половецкими родами могли показаться несущественными. по сравнению с различиями между ними и оседлыми жителями их новой родины». [ 92 ]
Вывод был подтвержден данными физической антропологии и филогеографии . В 1975 году исследователь Дьюла Гиенис обнаружил лишь незначительные различия в дерматоглифике Кишкунлахазы и соседних венгерских населенных пунктов. [ 93 ] В 1981 году Т. Тот использовал сравнительную цефалометрию , чтобы доказать, что все венгры расово похожи на осетин и как таковые европеоиды , а не монголоиды . Он также предположил, что большинство жителей Яшкунсага разделяют расовые черты с основными венграми. [ 94 ] Такие вердикты были частично опровергнуты археологом Кингой Эри, который исследовал кладбище Перката и пришел к выводу, что первоначальные половцы были «евромонголоидами», с невысоким ростом и черепом. [ 95 ]
В коллективном исследовании 2005 года в мтДНК половецких останков было выявлено шесть гаплогрупп ; большинство из них были западноевразийскими, а не азиатскими. Это говорит о том, что ранние половцы уже были генетически разнообразны (имея некоторое европейское происхождение), даже если их реликвии показали, что они были культурно однородными. [ 96 ] Этот вывод может недооценивать этническое разнообразие в Кунсаге, поскольку в выборку предположительно вошли члены только одного «половецкого» клана. [ 97 ]
Традиции
[ редактировать ]Люблянович также отмечает, что в венгерских источниках не было четких упоминаний о самоидентификации, которые могут объединять различные группы в одну единственную «куманскую» популяцию. Таким образом: «Половцы не были отнесены к культурной или этнической группе, и не существовало специального словаря для описания их религиозного положения, социального положения или политической организации: [латинский] термин «куманы» охватывал все это. В случае отдельных половцев, когда к их именам собственным добавлялось обозначение Cumanus, оно использовалось не как культурный или этнический термин, а как признак правового статуса». [ 98 ]
Единственным «этническим маркером» для всех групп, описываемых такой терминологией, по-видимому, были их костюм и прическа, включая косички и кафтаны , которые не были приняты другими кочевниками в Венгрии. [ 99 ] Аналогичным образом, в более отдаленных районах Кунсага продолжали практиковаться «традиционный домашний забой» животных, который включал в себя перелом костей; это также может свидетельствовать о том, что они сохраняли некоторые дохристианские ритуалы. [ 100 ] Хотя жители Кунсага научились навыкам земледелия у своих соседей, они оставались привязанными к скотоводству и сопротивлялись феодальному давлению, полагаясь на общинные земли и усадьбы . [ 101 ] Они продолжали считать скотоводство достойным занятием и украшали свои дома черепами лошадей. [ 102 ]
«Впечатляющие захоронения половецких вождей (с полным набором материальных предметов и лошадью)», хотя и редки, но все же происходили даже после 1300 года; [ 103 ] настоящие курганы в Кунсаге строились лишь изредка. [ 104 ] Хорват ввел понятие « куманских курганов » для курганов , расположенных на Великой равнине. Тем не менее, большинство из них были построены задолго до прибытия половцев различными народами и не были географически связаны с Кунсагом. [ 105 ] Одним из примеров регионального кургана является Асцонисаллас недалеко от Карцага, который местные жители связывают с половческим народным героем Задором из Туркеве . [ 106 ]
К 1600 году половцы в целом одевались так же, как и другие подданные Короны, и современные методы животноводства получили более широкое распространение. [ 107 ] Упрочение католицизма в 15 веке создало образцы культурного синтеза. Хотя половцы позднего Средневековья продолжали придавать большое значение поясам, как и их кочевые предки, пряжки их поясов украшались западными мотивами — готическая была найдена в Кишкунмайсе пряжка . [ 108 ] Археологические находки в Карчаге позволяют предположить, что местные женщины носили пряжки по старому половецкому обычаю, но на них были выгравированы христианские послания. [ 109 ] Многие половцы, очевидно, поддерживали связь с восточным православием или ностальгию по нему, о чем свидетельствует распространение византийских крестов . [ 110 ] В этот период практика обрезания вымерла, ранее сохранившись как отголосок ислама среди половцев, которые были скрытыми или устаревшими мусульманами . [ 111 ]
Хотя Кунсаг занимал центральное место в османской торговле текстилем, он не был потребителем таких товаров. По словам историка искусства Иды Бодне Бобровски, это показало, что этот район сознательно сопротивлялся « тюркизации », возможно, под влиянием протестантских проповедей против исламского прозелитизма. [ 112 ] В Габсбургской Венгрии возвращение автономии привело к новой волне культурных сдвигов и торговых запретов, введенных самими властями Кунсага. Коллективная автономия сопровождалась социальным контролем: «повседневная культура [стала] перемежаемой привилегиями и стандартами, изложенными в местных законах [...]. Привилегированный район предлагал индивидуальную безопасность в обмен на соблюдение норм местного сообщества». [ 113 ] Совет или советы Яшкунсага издавали правила в отношении одежды, ограничивая роскошь и визуально отмечая социальные классы, к которым принадлежали его избиратели. [ 114 ]
Модернизация и возрождение
[ редактировать ]В начале 19 века венгерская аккультурация продолжалась: к 1846 году греки и арумыны Кечкемета говорили по-венгерски. [ 115 ] Географ Иоганн Георг Коль в 1840 году описал самих половцев как «полностью мадьяризированных », хотя и отметил, что их отличал «воинственный дух». [ 116 ] В тандеме сторонники возрождения начали ссылаться на древние половецкие обычаи и этнические маркеры, которые в некоторых случаях подозреваются в том, что они являются вымышленными традициями . [ 117 ] В то время Хорват и Юлиус Клапрот представили теорию, согласно которой половцы, языги и венгры были финно-угорами и, следовательно, «родственниками». [ 118 ] Эта позиция частично совпадала с рабочей гипотезой ранних венгерских археологов, таких как Миклош Янкович и Геза Надь. [ 119 ]
В 1840-х годах автономисты Яшкунсага пришли к убеждению, что эгалитаризм может быть достигнут только путем демократизации современной феодальной Венгрии в целом, что сделало их сторонниками венгерского национализма . [ 120 ] Этой тенденции контрастировало движение конца XIX века, желавшее отделения «Жаса» (включая Великую Куманию) от Сольнока, главным образом по экономическим причинам. Под председательством Орбана Сипоса , последнего капитана языгов, а затем Альберта Аппони , на местном уровне ему противостоял Иштван Хорти (отец более известного Миклоша Хорти ). [ 121 ] Идея отдельного представительства также была возрождена в декабре 1918 года, через несколько недель после Астровой революции , когда Микша Штробл предложил федерализировать Первую Венгерскую республику . Два из «венгерских кантонов» Штробла должны были быть названы в честь половцев и языгов. [ 122 ]
По словам Любляновича, возрожденческий дискурс также был «позитивным усилением» национализма, изображая половцев как «лучших венгров» и наиболее аутентичных пережитков степных культур. [ 123 ] Как разновидность национализма, венгерский туранизм предположил, что тюркские народы и венгры принадлежат к одной расе туранидов . [ 124 ] Однако в 1930-х годах этнограф Иштван Дьерфи из Карцага снова сосредоточил внимание на отличительных особенностях Кунсага, включая его тюркское происхождение. [ 125 ] По словам Калноки, к 2006 году венгры, считавшие себя Куманом и Языгом, проявляли «идентичную чувствительность». Она оценила эти обиды как более заметные, чем жалобы венгерских словаков , хорватов или румын . [ 13 ] Опрос 2012 года отметил «сильную, частично этнически-религиозную идентичность» в Яс-Надькун-Сольноке , а не в Кунсаге как регионе; авторы предположили, что новая территориальная единица имела географическую целостность. [ 126 ]
Несмотря на то, что после 1700 года Куман больше не был живым языком, в последующие столетия он все же создал ряд документов. на Известно, что Молитва Господня половецком языке, написанная, вероятно, во время Реформации , была распространена и читалась в 18 веке. Сообщается, что он существовал почти в 100 вариантах, из которых сохранившаяся кодифицированная версия, возможно, больше не отражает диалект какого-либо реального половецкого племени. [ 127 ] Это исполнение все еще преподавалось в государственных школах во времена Второй Венгерской Республики , прежде чем было исключено из учебной программы в 1948 году. [ 128 ]
За исключением этого эпизодического использования, на куманском языке больше не говорили: Мальте-Брун описывает последнюю попытку собрать половецкие фразы, предпринятую в Карцаге в 1770 году. [ 129 ] В региональных венгерских диалектах сохранились некоторые половецкие слова, которые также записаны и используются в литературных и научных трудах Иштвана Мандоки Конгура . [ 130 ] Его работа включает в себя исследование детских стишков, в котором утверждается, что кажущиеся бессмысленными стихи на самом деле могут быть половецкими рифмами. [ 131 ] Половецкие слова могут быть источником географических названий, таких как « Дебрецен ». [ 132 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Чобан, с. 58
- ^ Ота, стр. 21–22
- ^ Шипы, стр. 144–145
- ^ Шипы, с. 145
- ^ Шипы, стр. 145–147
- ^ Хевизи, стр. 18, 21
- ^ Шипы, стр. 163–164
- ^ Пастухи, стр. 64–65.
- ^ Харди, с. 87
- ^ Харди, пассим . См. также Хевизи, с. 18; Кинчеш-Надь, с. 173–174; Спинеи, с. 145
- ^ Хевизи, с. 19; Кинчеш-Надь, с. 174–175. См. также Харди, стр. 86–87; Люблянович, с. 156–157; Оца, с. 33–35; Спинеи, с. 175
- ^ Хатази и Сзенде, с. 389
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот (на французском языке) Натали Калноки, «От скифских князей до яссских капитанов. Иранское присутствие в Венгерском королевстве через средневековые хроники и привилегии военных вспомогательных народов» , в журнале «Право и культуры» , Vol. 52, 2006 г.
- ^ Кобан, с. 65; Кинчеш-Надь, с. 174; Люблянович, с. 157, 162
- ^ Hévizi, p. 19; Lyublyanovics, p. 162
- ^ Хевизи, стр. 11, 19
- ^ Ота, стр. 33–35
- ^ Ота, с. 36
- ^ Крисан, пассим
- ^ Хатази и Сзенде, с. 395
- ^ Кинчеш-Надь, с. 174; Оца, с. 34
- ^ Ота, с. 34
- ^ Крисан, с. 14
- ^ Хевизи, с. 19
- ^ Хатази и Сзенде, стр. 391–392; Хевизи, стр. 19–20. См. также Люблянович, с. 154
- ^ Шипы, с. 176
- ^ Хевизи, стр. 18–19
- ^ Jump up to: а б с Дж. Томас, Т. Болдуин (ред.), Справочник произношения Липпинкотта или Мировой географический словарь , стр. 528. Филадельфия: Дж. Б. Липпинкотт и компания , 1855 г.
- ^ Lyublyanovics, pp. 153–154, 160–161, 166–167
- ^ Hévizi, pp. 9, 20, 172; Lyublyanovics, pp. 154, 155, 162
- ^ Фаркас Габор Кисс, «Двусмысленность и парадокс в гуманистической литературе эпохи Ягеллонов», в Габриэлле Эрдейи (редактор), Вооруженная память: Агентство и крестьянские восстания в Центральной и Южной Европе (1450–1700) , стр. 172–173 . Геттинген: Ванденхук и Рупрехт , 2016. ISBN 978-3-525-5-5097-7
- ^ Крисан, стр. 16.
- ^ Поделиться (2017), с. 78; Коль, с. 51–52; Матко и Берде, с. 18
- ^ Хевизи, с. 20
- ^ Герверс, с. 14
- ^ Хевизи, с. 21
- ^ Хевизи, с. 21; Кинчеш-Надь, с. 182. См. также Чобан, с. 65
- ^ Геза Палфи , «Коронационные флаги земель венгерской короны от позднего средневековья до начала 20 века», в Галерее: Ежегодник Словацкой национальной галереи в Братиславе , 2011, стр. 7–30
- ^ Герверс, стр. 22–23, 38.
- ^ Герверс, с. 23
- ^ Хевизи, с. 63
- ^ Матко и Берде, с. 18
- ^ Хевизи, с. 20
- ^ Bagi (1998), p. 59; Lyublyanovics, p. 168
- ^ Для (1998), стр. 59–60; Хегедуш, с. 9; Хевизи, с. 20; Марзали, стр. 167–168, 246
- ^ Хевизи, с. 20
- ^ Хевизи, с. 20
- ^ Lyublyanovics, pp. 162, 167
- ^ Хевизи, стр. 20–21.
- ^ Скрипач, с. 9
- ^ Хевизи, стр. 20–21. См. также Баги (1998), стр. 59–60; Банк Молнар, с. 38; Элек, с. 61; Хегедуш, с. 8–9
- ^ Хевизи, стр. 21. См. также Марцали, стр. 168.
- ^ Марцали, стр. 168.
- ^ Дьерфи, с. 19
- ^ Марцали, стр. 168–169
- ^ Матко и Берде, с. 18
- ^ Скрипач, с. 8
- ^ Матко и Берде, с. 18
- ^ Габор Баги, «Цыгане в Ясаге в 1768 году», в Ежегоднике Ясаги , 1996, стр. 214–226
- ^ Береньи, пассим
- ^ Plurimus, «Восточное православие из Венгрии», в Theological Review , Vol. XXXI, выпуски 7–8, июль – август 1941 г., стр. 371–373
- ^ Гиенис, стр. 229, 231.
- ^ Марцали, стр. 168–169, 246
- ^ Марцали, стр. 87.
- ^ Матко и Берде, с. 18
- ^ Мальте-Брун, стр. 321–323, 370
- ^ Мальте-Брун, стр. 322, 323
- ^ Для (1998), с. 60 и (2017), с. 76
- ^ Для (1998), с. 60
- ^ Поделиться (1998), стр. 60–61
- ^ Избрать, стр. 61–63
- ^ Избрать, стр. 61–63
- ^ Избрать, стр. 63–64
- ^ Избрать, стр. 65–66
- ^ Буковский и Тот, с. 151
- ^ Элек, с. 68
- ^ Избрать, стр. 68–69
- ^ Для (1998), с. 59
- ^ Скрипач, стр. 10–11
- ^ Поделиться (2017), с. 78
- ^ Поделиться (2017), пройти
- ^ Поделиться (2017), стр. 76–79
- ^ Поделиться (2017), стр. 79–80
- ^ Матко и Берде, стр. 17–18
- ^ Поделиться (2017), стр. 79–80
- ^ Джеймс Ниссен, Имре Ресс, «Венгрия», в Ежегоднике истории Австрии , Vol. 29, выпуск 2, 1998 г., с. 69
- ^ Поделиться (2017), с. 80
- ^ Скрипач, с. 9
- ^ Симон Шишман , «Открытие Хазарии», в Анналах. Экономика, общество, цивилизации , Vol. 25, выпуск 3, 1970, с. 823; Оца, с. 36
- ^ Ота, с. 36
- ^ Кинчеш-Надь, с. 173
- ^ Lyublyanovics, pp. 154–155
- ^ Гиенис, здесь и там
- ^ Т. Тот, «Антропологические результаты, касающиеся этногенеза венгров», в Anthropologica Hungarica , Vol. XVII, 1980–1981, стр. 5–22.
- ^ Хатази и Сзенде, с. 394
- ^ Эрика Богачи-Сабо, Тибор Кальмар, Бернадетт Чаньи, Дьёндьвер Томори, Агнес Цибула, Каталин Прискин, Ференц Хорват, Кристофер Стивен Даунс, Иштван Раско, «Митохондриальная ДНК древних половцев: в культурном отношении азиатские степные иммигранты-кочевники со значительно большим количеством митохондриальной ДНК Западной Евразии» Родословные», в журнале «Биология человека », Vol. 77, выпуск 5, октябрь 2005 г., стр. 639–662. См. также Люблянович, стр. 159–160.
- ^ Lyublyanovics, pp. 159–160
- ^ Lyublyanovics, p. 163
- ^ Хатази и Сзенде, стр. 390–391; Люблянович, с. 157–159
- ^ Lyublyanovics, pp. 161, 164–165
- ^ Матко и Берде, с. 18
- ^ Хатази и Сзенде, стр. 392–393
- ^ Lyublyanovics, p. 165
- ^ Балаж и Кустар, стр. 26, 43; Хатази и Сзенде, с. 389
- ^ Балаж и Кустар, стр. 16–21, 43; Буковски и Тот, с. 145
- ^ Буковский и Тот, с. 151
- ^ Lyublyanovics, pp. 158–161
- ^ Хатази и Сзенде, стр. 390–391, 393–394
- ^ Крисан, стр. 16.
- ^ Хатази и Сзенде, с. 394
- ^ Шепард, стр. 65.
- ^ Герверс, с. 39
- ^ Молнар Банки, с. 38
- ^ Молнар Банки, проход
- ^ Береньи, стр. 79–80
- ^ Коль, стр. 51–53.
- ^ Lyublyanovics, p. 168
- ^ Мальте-Брун, стр. 322–324
- ^ Адам Боллок, «Раскопки раннесредневековой материальной культуры и написание истории в венгерской археологии конца девятнадцатого и начала двадцатого века», в Венгерском историческом обзоре , Vol. 5, выпуск 2, 2016, стр. 284, 291–292.
- ^ Поделиться (1998), стр. 60–61
- ^ Поделиться (2017), с. 80
- ^ Ладислав Хека, «Последствия Первой мировой войны: самопровозглашенные «государства» на территории Венгрии», в Ежегоднике научных исследований , 2014, стр. 114–115
- ^ Lyublyanovics, p. 168
- ^ Михал Ковальчик, «Венгерский туранизм. От рождения идеологии до современности - очерк проблемы», в Historia y Polityka , выпуск 20/2017, стр. 51, 55–56.
- ^ Дьерфи, пассим
- ^ Матко и Берде, с. 18
- ^ Люблянович, с. 159. См. также Кинчеш-Надь, стр. 177–178
- ^ Хевизи, с. 21
- ^ Мальте-Брун, с. 322
- ^ Хевизи, с. 21; Кинчеш-Надь, с. 179–181
- ^ Кинчеш-Надь, с. 179
- ^ Кинчеш-Надь, с. 181
Ссылки
[ редактировать ]- Габор Фор,
- «Социальная и политическая борьба в эпоху реформ в Яшкунсаге», в Honmismet , Vol. 26, выпуск 3, 1998 г., с. 59–61.
- «Мушайский уезд. Ликвидация Яшкунского района», в Рубиконе , Vol. 28, выпуск 6, июнь 2017 г., с. 76–80.
- Река Балаж, Розалия Кустар, Курганы, холмы, крепости в междуречье Дуная и Тисы . Кечкемет: Дирекция национального парка Кишкунсаг , 2015. ISBN 978-615-5598-02-9
- Эржебет Банки Молнар, «Социальная ситуация и костюм в Малой Кумании в XVIII–XIX веках», в Acta Ethnographica Hungarica , Vol. 45, выпуски 1–2, 2000 г., стр. 37–46.
- Мария Береньи , «Македо-румынские колонии в Венгрии (18–20 века)», в книге Марии Береньи (редактор), Симпозиум. Сообщения 11-го симпозиума румынских исследователей в Венгрии. Джула, 24–25 ноября 2001 г. , стр. 66–87. Дьюла: Научно-исследовательский институт румын Венгрии, 2001. ISBN 963-00-9597-1
- Юдит Буковски, Чаба Тот, «Изменения в состоянии половецких курганов, лежащих в окрестностях Карцага, с конца 18 века до наших дней», в Acta Geographica Ac Geologica et Meteorologica Debrecina , Vol. 3, 2008, стр. 145–153.
- Эрдал Чобан, «Восточные мусульманские группы среди венгров в средние века», в Билиге. Журнал социальных наук Turkish World , выпуск 63, осень 2012 г., стр. 55–76.
- Иоан Кришан, «Соображения относительно колонизации половцев в средневековом Бихоре. Археология, ономастика, топонимия», в Revista Crisia , Vol. XLVI, 2016, стр. 13–24.
- Элек Дьёрдь, «Город во внутренних районах. Карцаг в 1848-49 годах», в Honmisert , Vol. 26, выпуск 3, 1998 г., с. 61–69.
- Вероника Герверс, Влияние османского турецкого текстиля и костюма в Восточной Европе, с особым упором на Венгрию. История, техника и искусство, Монография 4 . Торонто: Королевский музей Онтарио , 1982. ISBN 0-88854-258-5
- Дьюла Гиенис, «Дерматоглифика трех венгерских популяций», в Американском журнале физической антропологии , Vol. 42, выпуск 2, 1975, стр. 229–232.
- Дьёрдь Дьёрфи , «Иштван Дьёрфи, пионер венгерской этнографии», в журнале «Венгерское наследие » , том 1, выпуски 1–2, весна/осень 2000 г., стр. 19–28.
- Жура Харди, «Полововцы и монголы в районе Срема в 1241–1242 годах: дискуссия о масштабах разрушений», в «Истраживанья » , Vol. 27, 2016, с. 84–105.
- Габор Хатази, Каталин Сзенде, «Этнические группы и культуры в средневековой Венгрии», в Жолт Виси, Ласло Бартосевич (ред.), Венгерская археология на рубеже тысячелетий , стр. 388–397. Будапешт: Министерство национального культурного наследия и Фонд Ласло Телеки, 2003 г. ISBN 963-86291-8-5
- Кристиан Хегедуш, «Особенности общественной жизни Кунсентмартона в эпоху дуализма», в « Обзоре исторического музея: Ежегодник Общества венгерских историков музеев» , Vol. 14, 2015, с. 7–24.
- Йожа Хевизи, Автономии в Венгрии и Европе: сравнительное исследование . Буффало: Общество Корвина, 2005. ОСЛК 645821696
- Эва Кинчес-Надь, «Исчезнувшие люди и исчезнувший язык: половцы и половецкий язык в Венгрии», в Tehlikedeki Diller Dergisi , лето 2013 г., стр. 171–186.
- Иоганн Георг Коль , «Звон музыкантов», в «Венгерском наследии» , Vol. 9, выпуски 1–2, 2008 г., стр. 48–53.
- Кира Люблянович, «Половцы в средневековой Венгрии и вопрос этнической принадлежности», в Ежегоднике средневековых исследований в CEU , Vol. 17, 2011, с. 153–169.
- Конрад Мальте-Брун , Универсальная география, или Описание всех частей света. Том VI . Бостон и Нью-Йорк: Уэллс, Лилли и Уайт, Галлахер и Уайт, 1828 год.
- Генри Марцали, Венгрия в восемнадцатом веке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета , 1910.
- Андреа Эмесе Матко, Чаба Берде, «Взаимосвязь между конкурентоспособностью Северной Великой равнины и организационной культурой местных властей», в APSTRACT: Applied Studies in Agribusiness and Commerce , Vol. 06, выпуск 5, 2013 г., стр. 13–21.
- Сильвиу Оца, Погребальная археология средневекового Баната (10–14 века) . Лейден и Бостон: Brill Publishers , 2015. ISBN 978-90-04-21438-5
- Виктор Спиней, «Полововское епископство. Эволюционные координаты», в «Археологии Молдовы» , Vol. ХХХ, 2007, стр. 137–181.