История христианства в Венгрии
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( март 2024 г. ) |
История христианства в Венгрии в римской провинции Паннония началась , за столетия до прибытия мадьяр , или венгров.
Римская Паннония
[ редактировать ]Кельтские , иллирийские , иранские и дакийские племена населяли земли, образующие ныне Венгрию, в классической древности . [1] Римляне начали завоевание племен Задунайского региона — западного региона современной Венгрии — в 35 г. до н. э. [2] Этот регион был включен в состав провинции Паннония римской в 9 году нашей эры. [2] и разделилась на две новые провинции, Паннонию Приму и Валерию , в 290-х гг. [3] Религия туземцев Паннонии плохо документирована, но римляне воздвигли святилища своим богам . [4] Христианское присутствие, безусловно, может быть задокументировано со 2-го века. [5] Украшенная гробница, изображающая бракосочетание в Кане и другие сцены из Библии, была обнаружена в канабе , или гражданском поселении, в форте Интерчиса (ныне Дунауйварош ). [6] Первыми христианами были иммигранты, особенно из Сирии , Италии и Греции . Большинство из них имели греческие имена. Одно из самых ранних надгробий с христианской надписью «Живи в Боге» было воздвигнуто для Аврелия Иодора, «греческого гражданина из области Лаодикии», и двух его детей в колонии , или городе, Саварии (ныне Сомбатхей ). [7] [8] Никаких христианских церквей, датируемых ранее IV века, обнаружено не было, а это означает, что христианская литургия совершалась в частных домах. [9]
Преследование Диоклетиана не сильно повлияло на христианские общины Задунайского региона. [10] О местных мучениках неизвестно, хотя епископ Квирин Сесский (ныне Сисак в Хорватии) был публично казнен в Саварии в 303 году. [11] [12] Вскоре после того, как римский император Константин Великий ( годы правления 306–337 ) узаконил христианство в 313 году, [11] [13] Христианские кладбища, отделенные от языческих некрополей, развивались вблизи римских городов и крепостей. [14] Распространилось использование фибул , украшенных христианскими символами, такими как кресты или монограммы « Хи Ро », хотя они не обязательно свидетельствуют об подлинной христианской вере их владельцев, поскольку христианство стало государственной религией . в этот период [15] Хотя ни один из городов Паннонии Прима и Валерия не зарегистрирован как епископские кафедры , историк Андраш Мочи подчеркивает, что епископства должны были существовать в столицах провинций, Сопианае и Саварии. [16] Амвросий (ум. 397), архиепископ Миланский , пишет, что арианство — учение, осужденное как ересь на Первом Никейском соборе — распространялось в Паннонии Валерии в IV веке. [17] Писатель Сульпиций Север (ок . 425) добавляет, что Мартин Турский (ум. 397), родившийся от родителей-язычников в Саварии в 316 или 317 году, был изгнан из города арианским духовенством после того, как обратил свою мать в никейское христианство. . [18]
Раннее Средневековье
[ редактировать ]Период миграции
[ редактировать ]Гунны готов переправились через Волгу с востока и вынудили большие группы алан и покинуть свои родины в причерноморских степях . [19] Войска гуннов, алан и готов впервые разграбили Паннонию зимой 379–380 гг. [20] Римляне позволили маркоманской королеве Фритигиль и ее людям поселиться в Паннонии Прима после того, как она обратилась в христианство и убедила своего мужа сдаться императорской власти около 396 года. [20] [21] В начале V века на запад возобновилась миграция народов , и Паннония была захвачена готами и вандалами . [22] [23] Насильственные вторжения вынудили часть романизированного населения бежать из Паннонии. [23] Христиане, бежавшие из города Скарбанция (ныне Шопрон ), около 408 года вывезли мощи епископа Квирина из Саварии в Рим. [24] В 420-х годах центр власти гуннов был перенесен на низменности вдоль Среднего Дуная . [19] но их империя распалась из-за восстания подвластных народов в 454 году. [25] После этого германские народы боролись за гегемонию на Среднем Дунае. [26] К началу VI века гепиды захватила стали господствующей державой на землях к востоку от реки Тиса , а другая германская группа, лангобарды, Паннонию. [27] Местные христианские группы пережили бедствия. [28] Антоний Пустынник , родившийся в аристократической семье в Валерии, покинул провинцию только после смерти своих родителей где-то в V веке . [29] В следующем столетии в Паннонии родился Мартин (ум. 580), который впоследствии стал архиепископом Браги (на территории современной Португалии). [29]
Обращение гепидов в арианское христианство началось во второй половине IV века. Готский историк VI века Иордан приписывает их обращение усилиям арианского римского императора Валента ( годы правления 364–378 ). Археологические находки, доказывающие существование германского язычества среди гепидов, имеются в большом количестве. [А] но их вождей хоронили с реликвиями , что свидетельствует о почитании святых. [31] Лангобарды вступили в контакт с арианскими миссионерами в 490-х годах, но их языческие погребальные обряды сохранились. [Б] Арианство стало их доминирующей религией в 560-х годах, что отделило их от туземцев, придерживавшихся основного христианства . Никеций (ок . 566), епископ Трира , обратился с письмом к Хлотсинде (ок . 568), франкской жене лангобардского короля Альбоина ( ок. 560–572 ), зимой 565–566 гг., призывая ей обратить своего мужа-арианина. [33] Авары — мощная коалиция степных народов — вторглись на земли гепидов и заставили их подчиниться в 567 году. [27] [34] Год спустя лангобарды добровольно покинули Паннонию и перебрались в Италию в сопровождении других групп, таких как гепиды и романизированные туземцы. [35] Авары были язычниками, которые помещали большое количество погребального инвентаря в могилы и хоронили своих воинов вместе с конем или его частями. VI века Византийский историк Менандр Протектор пишет, что авары клялись «Богом на небесах», которого историк Вальтер Поль связывает с тюркским верховным богом Тенгри . [36] Авары поощряли славян селиться на окраинах своей империи, способствуя экспансии славян в Центральной Европе. [37]
процветала христианская община — носители кестхейской культуры В районе бывшей римской крепости Кестхей в Аварском каганате . [38] Местная базилика с тремя апсидами использовалась и, возможно, реконструировалась во второй половине VI века. [38] [39] Лидеры общины были похоронены в базилике или на близлежащем кладбище. [38] Похороненная на кладбище богатая женщина носила серебряную булавку для одежды с надписью BONOSA, предварительно идентифицированной как ее имя. [38] Происхождение общины неясно, некоторые ученые считают их потомками местного романизированного населения. [39] другие идентифицировали их как византийских военнопленных, [40] [41] или смешанное население местных христиан и иммигрантов из разных стран. Хотя крепость Кестхей и базилика были разрушены, скорее всего, во время аварской гражданской войны около 630 г., община выжила, создав в регионе новые кладбища, но их самобытная культура быстро исчезла. [42]
Колумбан (ум. 615) был первым известным миссионером, который подумывал о прозелитизме среди аваров и славян около 610 года. Он быстро отказался от этой идеи после того, как понял, что «прогресс в вере для этого народа не был готов», по словам его биографа. Иона Боббио (ум. после 659 г.). Около 700 г. епископ Регенсбургский Эммерам (ум. 652) планировал посетить аваров, но баварские чиновники отговорили его от пересечения границы. [43] Авары поддержали противников франкского короля Карла Великого ( годы правления 768–814 ), спровоцировав в 791 франкский военный поход . [44] В каганате вспыхнула гражданская война, и высокопоставленный аварский сановник тудун принял христианство в надежде на поддержку франков. [45] [46] В 796 году сын Карла Великого Пипин Горбун (ум. 811) начал успешную военную кампанию против аваров. Сопровождавшие его епископы провели на Дунае в 796 г. синод под председательством Патриарха Аквилейского Павлина II (ум. 802/804). Они обсуждали методы обращения аварцев, характеризуя их как неграмотный и неразумный народ. [47] и пришли к выводу, что их нельзя обратить силой. [48] Миссионерские территории были распределены между престолами Аквилеи и Зальцбурга вдоль реки Драва , при этом земли к северу от реки перешли под юрисдикцию Зальцбурга. [49]
Славянские племена начали совершать набеги на аварские территории, вынудив одного из аварских вождей, капхана Феодора, который был христианином, обратиться за помощью к франкам. [45] [50] Он и его люди поселились на землях между Саварией и Карнунтумом . [50] [51] Аварский каган также принял христианство недалеко от Карнунтума 21 сентября 805 года, получив имя Авраам. [50] [51] Византийский список епископств, составленный, вероятно, между 806 и 815 годами, упоминает аваров среди христианских народов, находящихся под юрисдикцией папства . [52] Власть аваров быстро распалась, и после 821 г. аварские сановники не упоминались. [53] Кладбища свидетельствуют о сохранении традиционного аварского погребального обряда на юго-западе Задунайского края примерно до середины 9 века . [54]
Каролингский век
[ редактировать ]Задунайский край был интегрирован в административную систему Каролингской империи между 796 и 828 годами. [55] Кафедра Зальцбурга уступила земли к западу от реки Раба епископству Пассау . Оба прелата назначили епископов-евангелистов руководить миссиями по прозелитизму в регионе, но лишь немногие археологические находки указывают на существование христианских общин в первой половине 9 века . [С] [57] Языческий аристократ Прибина (ум. 861), которого моравцы изгнали из его земель за Дунаем, в 833 году искал убежища в Каролингской империи. [58] [59] Он был крещен по приказу короля Людовика Немецкого ( годы правления 843–876 ), который также пожаловал ему поместья на реке Зала . Прибина построил крепость Мосапурц на болотах возле озера Балатон (современный Залавар ) и поселил в своих поместьях славянских, баварских и швабских колонистов. [60] [61] Баптистерий существовал в Мосапурке уже в конце 840-х годов; Люпрамм (ум. 859), архиепископ Зальцбургский, освятил церковь в городе 24 января 850 года. Саксонский странствующий священник Готшалк (ум. 868) посетил Паннонию в начале 848 года, незадолго до того, как его учение о предопределении было осуждено как ересь. на синоде в Майнце . [60] [62] Трехнефная базилика, посвященная святому Адриану (ум. 306), была построена в Мосапурке около 855 года. [60]
Прибина погиб, сражаясь против моравцев, и его сын Коцел (ум. 874) стал его преемником. [63] Адалвин (ум. 873), архиепископ Зальцбургский, не назначал епископов-евангелистов в Паннонию примерно с 863 года, вероятно, из-за конфликта с последним из епископов, Осбальдом, который дважды напрямую обращался к папству за советом. [64] Кочел познакомился с византийскими братьями-миссионерами Константином (ум. 869) и Мефодием (ум. 885) во время их путешествия из Моравии в Рим в 867 году. [63] Константин — будущий святитель Кирилл — создал особый алфавит для славянских языков и разработал славянскую литургию. [65] Коцел выучил новую письменность и доверил братьям обучение 50 учеников . [66] В Риме папа Адриан II (ум. 872) утвердил славянскую литургию, и Мефодий вернулся в Мосапурк в 869 году. [67]
Коцел убедил Папу назначить Мефодия епископом «престола Святого Андроника» в Паннонии, что ограничивало юрисдикцию архиепископства Зальцбурга и епископства Пассау. [68] [69] Около 870 года неизвестный священнослужитель составил исторический труд « Обращение баварцев и карантанцев» для защиты интересов Зальцбургской кафедры. [69] Когда Мефодий в начале 870 г. уехал из Паннонии в Моравию, епископ Пассау Эрманрих (ум. 874) арестовал его, а синод баварских прелатов приказал заключить Мефодия в тюрьму за его вмешательство в церковные дела в Задунайском регионе. [70] После ареста Мефодия его ученикам пришлось бежать из владений Коцела. [69] Папа Иоанн VIII (ум. 882) добился освобождения Мефодия в начале 873 года, но Мефодий не мог вернуться в Мосапурк, потому что Коцел опасался мести баварских епископов. [71] После смерти Коцела около 875 г. Арнульф Каринтийский его владения захватил (ум. 899). Во время его правления в Мосапурке была перестроена базилика Святого Адриана. [71]
К моменту преобразования завершения более 30 церквей были освящены архиепископами Зальцбурга в Паннонии. [72] Кладбища демонстрируют черты христианизации Задунайского края 830-х годов. Простолюдинов по-прежнему хоронили возле священных рощ, но, следовательно, их могилы были ориентированы с запада на восток. Подношения еды и питья почти исчезли из могил простолюдинов в 860-х годах. Слуг правителей хоронили на новых кладбищах возле церквей. [73] Обращение также относится к христианским аварам , которые платили налог в королевскую казну. [74]
Языческие мадьяры
[ редактировать ]Происходя из района Уральских гор , мадьяры поселились в причерноморских степях до конца 830-х годов. [75] Неопределенный период они находились в числе подвластных Хазарскому каганату народов , но с середины 9 века выступали как самостоятельная держава. [76] Ахмад ибн Руста , Абу Саид Гардези и другие средневековые мусульманские географы, сохранившие записи более ранних ученых о мадьярах 9-го века, описали их как звездопоклонников и огнепоклонников . [77] [78] Аль-Бакри добавил, что мадьяры X века поклонялись «Владыке неба», которого современные историки связывают с Тенгри. [79] Более поздние запреты в христианском законодательстве указывают на то, что жертвоприношения в священных рощах и источниках были важным элементом языческого культа мадьяр. [77] Нанесение увечий трупам хорошо задокументировано на дохристианских кладбищах, что подразумевает страх перед возвращением духов. [80]
Мадьяры контактировали с мусульманами, евреями и христианами, но все теории об их влиянии на религиозную жизнь мадьяр носят умозрительный характер. [81] В житии Константина с отрядом мадьярских воинов упоминается, что будущий святитель Кирилл в 860 году столкнулся в Крыму . [81] [82] Они хотели убить его, но его молитвы якобы убедили их сохранить ему жизнь. [81]
Соседи регулярно нанимали мадьяр для вмешательства в их конфликты. [76] Византийский император Лев Мудрый подстрекал их вторгнуться в Болгарию в 894 году, но болгары заключили союз с печенегами . [76] Печенеги напали на мадьяр с востока, вынудив их покинуть причерноморские степи. [76] Они пересекли Карпаты и поселились на равнинах вдоль Среднего Дуная около 895 года. [83] Они завоевали Паннонию, разрушили Моравию и разгромили баварцев между 900 и 907 годами. [84] Теотмар , архиепископ Зальцбургский , записал, что они разрушали христианские церкви в Паннонии. [39]
На пути к обращению мадьяр
[ редактировать ]Часть местного населения пережила мадьярское завоевание и мадьяры захватили христиан во время своих набегов на Европу, однако влияние туземцев-христиан и пленных на религиозную жизнь мадьяр практически незаметно. [85] Хотя важными элементами христианской лексики венгерского языка являются славянские заимствования, они не обязательно были заимствованы у местных христиан, поскольку они, возможно, также были заимствованы у славянских священников в период обращения мадьяр на рубеже X и XI веков. . [Д] [86] Сабля , украшенная греческим крестом , мифическими животными и пальметтами , найденная в могиле воинов в Тисабездеде , может отражать христианское влияние или религиозный синкретизм , но мертвого клали в могилу вместе с его лошадью, в соответствии с языческими обычаями. [39] Историк Аттила Жолдос заключает, что туземцы и пленники-христиане вряд ли могли сыграть значительную роль в обращении завоевателей. [87]
Верховный вождь (или великий князь ), всегда член династии Арпада , [И] правил мадьярами в 10 веке, [89] но центральная власть была слаба, и главы мадьярских племен проводили независимую внешнюю политику. [90] По крайней мере, двое мадьярских вождей начали переговоры с византийцами и обратились в христианство. Первый из них, харка Булчу (ум. 955), принял крещение в 948 году. [91] но он так и не стал набожным христианином. [92] Дьюла Геула . крестилась около 950 года [91] По этому случаю Патриарх Константинопольский Феофилакт (ум. 956) посвятил монаха Иерофея в сан епископа Туркии (или Венгрии), чтобы тот сопровождал дьюлу обратно в его владения в восточной Венгрии. Византийский историк Иоанн Скилицес (ум. после 1101 г.) утверждает, что Иерофей обратил многих венгров, но археологические находки не подтверждают массовое обращение в восточное православие . [93]
Последний грабительский набег мадьяр на запад закончился их полным поражением под Аугсбургом в Баварии в 955 году. Поражение ослабило племена, участвовавшие в западных набегах, что позволило Арпадам укрепить свои позиции. Победа Византии над коалицией русских и мадьярских захватчиков в Адрианополе в 970 году также положила конец набегам мадьяр на Балканский полуостров . [94] [95] Великий князь Геза ( ок . 972–997 ) решил установить тесные отношения с западными соседями Венгрии в начале 970-х годов. [96] [97] По мнению современных историков, он либо хотел стабилизировать положение Венгрии в период византийско-германского сближения , либо осознавал, что может быть лишь вторым при византийском дворе после дьюлы . [98] Папа Иоанн XII (ум. 964) уже послал епископа-миссионера Захеуса в Венгрию в начале 960-х годов, но противник Папы, император Священной Римской империи Оттон I ( годы правления 962–973 ) захватил Захея в Капуе . [96] [99] Бенедиктинский . монах Вольфганг (ум. 994) покинул аббатство Эйнзидельн, чтобы заниматься прозелитизмом среди венгров в 972 году, но Пилигрим (ум. 991), епископ Пассау, запретил ему покидать свою епархию, что может указывать на соперничество за лидерство миссий в Венгрии. [96] В том же году император Оттон I отправил в Венгрию епископа Бруно. [96] Современные историки предварительно связывают Бруно с «епископом Прунвартом», которому некрология аббатства Святого Галла приписывает крещение Гезы и многих его подданных. [96] [99] Епископ Пражский Адальберт (ум. 997) также приехал в Венгрию, но, согласно его почти современнику, житию , его миссия не увенчалась успехом . [100]
Геза стабилизировал центральную власть и параллельно продвигал христианство, воевая против языческих вождей. [101] [102] но современные источники указывают, что он и его жена Сарольт (ум. после 997 г.) оставались полуязычниками. [Ф] Летописец Титмар Мерзебургский (ум. 1018) утверждает, что Геза приносил жертвы языческим богам даже после своего крещения; а миссионер Бруно Кверфуртский (ум. 1009) обвиняет Сарольта в смешении христианских и языческих обычаев. [100] Развитие церковной структуры во время правления Гезы неизвестно. В самой ранней хартии о гранте бенедиктинского аббатства Паннонхалма говорится, что Геза приказал его основать. [104] Вопрос о юрисдикции над зарождающейся венгерской церковной системой привел к жарким дебатам между архиепископством Зальцбурга и Пилигримом Пассау. [105]
Высокое Средневековье
[ редактировать ]Король Святого Стефана
[ редактировать ]Геза умер в 997 году, оставив Венгрию своему сыну Стефану ( годы правления 997–1038 ). Родившийся в язычестве как Вайк, Стефан крестился самое позднее перед тем, как жениться по инициативе своего отца на Гизеле Баварской (ум. 1065), родственнице императора Священной Римской империи Оттона III ( годы правления 996–1002 ). [97] [106] Родственник Стефана, Коппани , оспорил его право на власть, но его армия, в основном немецкие рыцари, одолела Коппани. [106] [107] После своей победы Стефан запросил королевскую корону у императора Оттона или папы Сильвестра II (ум. 1003). [Г] Его просьба была удовлетворена, и он был коронован первым королем Венгрии 25 декабря 1000 года или 1 января 1001 года. [106] [109] Во время его правления христианизация Венгрии ускорилась, а влияние восточного православия снизилось, поскольку он отдавал предпочтение западному духовенству. [105]
Стефан основал по крайней мере восемь римско-католических епископств и шесть бенедиктинских монастырей. [ЧАС] Титмар Мерзебургский пишет, что первые епископства были созданы еще до коронации Стефана. [111] По словам Торочкая, Веспремская и Дьерская епархии. наиболее вероятными кандидатами являются [Я] [112] Венгерская церковь получила независимость от немецких прелатов с основанием архиепископства Эстергомского в 1001 году. [113] К концу правления Стефана были основаны новые епископства в Калоче , в Трансильвании , в Пече , Эгере и Чанаде (современный Сенад в Румынии). Создание епархий иногда отражало экспансию Стефана: епископство Трансильвании было основано после того, как он аннексировал земли, которыми управлял его дядя по материнской линии Геула Младший , тогда как епархия Чанада была создана после того, как его войска победили Айтони , правителя нынешних земель. известный как Банат (сейчас в основном в Сербии и Румынии). [114] К 1050 году Калоча была резиденцией второго архиепископства, но неясно, была ли Калоча первоначально основана как епископство или как архиепископство без епископов-суфраганов . [115] [116] Стефан издал устав аббатства Паннонхалма и основал аббатства в Печвараде , Залаваре , Баконьбеле , Шомловашархее и Зоборе (ныне в Нитре в Словакии). [117]
Христианизация населения потребовала применения насилия. Бруно из Кверфурта стал свидетелем того, как солдаты-христиане ослепляли чернокожих венгров — этническую группу на юге Венгрии — чтобы добиться их крещения. Первые законы Стефана предписывали соблюдать праздники и посты и наказывать тех, кто нарушал мессу ропотом. Язычников регулярно крестили до того, как началось их формальное изучение христианских доктрин. [118] Согласно источникам начала XI века, славянские, немецкие и итальянские священники занимались прозелитизмом среди венгров-язычников. Бруно Кверфуртский встретился с наставником Адальберта Пражского Радлой (ум. после 1000 г.) и одним из учеников Адальберта Астриком (ум. 1030/1040 г.) в Венгрии. [119] Венецианский монах Герард (ум. 1046), который был рукоположен в первого епископа Чанада в 1030 году, занимался прозелитизмом в Банате. В более длинной версии его Жития описывается его проповедь среди венгров-язычников, которых привели к нему королевские чиновники, при этом семь монахов выступали в качестве его переводчиков. [120] [121] Первые священники были иностранцами. Бониперт (ум. после 1036 г.), первый епископ Печа, был родом из Франции или Ломбардии; один из его священников, Хильдуин, был французом; отшельники Зоерард (ок. 1009 г. ) и Бенедикт (ок. 1012 г. ) родились в Польше или Истрии . Первый местный священнослужитель, известный по имени, Мавр (ок . 1075 г. ), был рукоположен в епископа Печа в 1036 году. [122] Венгерская литургия следовала образцам Германии, Лотарингии и Северной Италии. [123]
Вторая книга законов Стефана предписывала, чтобы в каждой десяти деревне была построена церковь, но развитие приходской системы длилось веками. Помимо светских священнослужителей , публично проповедовать и возвещать народу таинства разрешалось монахам. Самые ранние церкви, часто деревянные или глинобитные, строились в крепостях или рядом с ними. [124] Каменные церкви в основном следовали итальянским образцам, о чем свидетельствует Acanthus spinosa, вырезанный на главах колонн романского собора Веспрема . [125] [126] Латинская грамотность зародилась в Венгрии во время правления Стефана. [127] Епископ Фульбер Шартрский около 1020 года отправил копию — » Присциана « Институтов грамматики популярного справочника по латыни — Бониперту из Печа. [128] Неизвестный иностранный священнослужитель написал королевское зеркало , известное как «Увещевания» , для сына и наследника Стефана Эмерик в 1020-х годах. [129] [130] Герард Чанадский завершил свой библейский комментарий под названием Deliberatio supra hymnum trium puerorum («Размышление над гимном трех юношей») в Венгрии. [131]
В царстве Стефана существовали православные общины. [132] Он (или его отец) основал монастырь для византийских монахинь в Веспремвёлги. Один из его противников, Айтони , правивший Банатом , принял православие и основал на своей резиденции монастырь для греческих монахов. [133] [134] После того, как войска Стефана завоевали владения Айтония, монахов перевели в новый монастырь, построенный для них. [135] Археологи предполагают, что нательные кресты, найденные в могилах, отражают православную веру умерших, хотя такие предметы могли носиться и как украшения. [132] [136] спорадически упоминались «митрополиты Туркские» В византийских документах до конца XI века . [136] В « Увещеваниях» Джерарда и «Делибератио» упоминаются антитринитарные группы, представляя их как серьезную проблему для католических миссий в Венгрии. Жерар назвал их еретиками, отрицавшими воскресение мертвых и угрожавшими положению Церкви с помощью «последователей Мефодия». Современные историки предполагают, что этими «еретиками» были беженцы Богумилов из Болгарии или местные христиане, обращенные некатолическими миссионерами. [137]
Восстания и консолидация
[ редактировать ]Стефан сына своей сестры, венецианца Петера Орсеоло . I, переживший своего сына, назначил своим наследником [138] [139] Чтобы закрепить положение Петра, Стефан приказал изувечить своего двоюродного брата Вазула , склонного к язычеству. [139] Трое сыновей Вазула, Левенте , Эндрю и Бела , были вынуждены покинуть страну. [139] Петр сменил Стефана в 1038 году. [138] Он не доверял местным аристократам и заменил их немцами и итальянцами. [140] Пренебрегаемые лорды свергли его с престола и избрали одного из них, Самуила Абу , королем. [138] но император Священной Римской империи Генрих III вторгся в Венгрию и восстановил Петра. [138] Петр присягнул императору и ввёл баварские законы. [141]
Петр оставался непопулярным, и в 1046 году группа недовольных аристократов предложила трон изгнанным сыновьям Вазула. [142] Прежде чем три герцога вернулись в Венгрию, народное восстание . началось [142] В « Анналах Альтахенсе» повстанцы описывались как язычники, убивавшие священнослужителей и иностранцев. [143] [144] Епископ Геральд Чанадский, сброшенный с холма, носящего теперь его имя , в Дунай, стал одной из их жертв. [144] Они схватили и ослепили короля, открыв путь сыновьям Вазула. [143] [144] Старший из них, Левенте, которого венгерские хроники описывали как язычника, неожиданно умер. [145] Три епископа, пережившие восстание, короновали королем его младшего брата-христианина Андрея. [145] Анналы Альтахенсы обвинили его в антихристианских действиях во время восстания. [143] но как король он восстановил указы Стефана I, объявившие язычество вне закона. [145] Андрей I был свергнут своим братом Белой. [144] [146] Бела I провел общее собрание, созвав двух старейшин из каждой деревни в Секешфехервар в 1061 году. [144] [146] Собравшиеся простолюдины оказали на него давление, чтобы он изгнал священников из страны, но он силой распустил собрание. [147]
Династические конфликты продолжались, но позиции христианства в Венгрии укреплялись. [148] Археологические находки свидетельствуют о повсеместном принятии христианских обычаев примерно к 1100 году. [122] Погребальный инвентарь исчез, а на языческих кладбищах были построены церкви. [149] [150] Новый Бенедиктинец [Дж] и православные [К] монастыри были основаны монархами. [151] [134] Отто из рода Дьера был первым аристократом, основавшим семейный бенедиктинский монастырь в Желичсентьякабе в 1061 году. [150] Кафедральные соборы стали важными учебными заведениями. [117] [152] приходы в епархиях были сгруппированы в благочиния , каждый из которых возглавлял старший клирик . Примерно к 1100 году [153]
Белы Сын I, Ладислав I , принял драконовские меры для защиты прав собственности, игнорируя даже идею церковного убежища . [154] Его законы также касались местных мусульманских и еврейских общин. [155] Он запретил мусульманам, принявшим христианство, возвращаться к своей старой вере и приказал евреям бросить своих христианских жен и уволить своих христианских слуг. [155] Ладислав поддерживал пап Виктора III и Урбана II против антипапы Климента III во время первой фазы спора об инвестициях . [156] Он добился канонизации первых венгерских святых — короля Стефана I, принца Эмерик, епископа Герарда и отшельников Зёрарда и Бенедикта — в 1083 году. [157] Он созвал венгерских прелатов на синод в Сабольче в 1091 году. [155] Синод запретил деревенским общинам покидать землю, на которой стояла их церковь, но уполномочил жителей избрать одного из своего числа, который будет представлять их на воскресной мессе, если их деревня находится далеко от церкви. [158] Синод разрешил женатым священникам жить со своими женами, что явно противоречило идее церковного безбрачия , пропагандируемой григорианской реформой . [155]
Ладислава Племяннику и преемнику I, Коломану Ученому , пришлось иметь дело с проблемами, которые армии Первого крестового похода создали во время марша через Венгрию к Святой Земле в 1096 году. [150] Он победил и уничтожил две орды крестоносцев , чтобы предотвратить их грабительские набеги, но позволил Годфри Бульонскому и его войскам пересечь Венгрию после того, как Годфри предложил своего брата Болдуина в качестве заложника, чтобы гарантировать хорошее поведение своих войск. [150] [159] Коломан отказался от права назначать епископов, но на практике капитулы собора продолжали избирать епископами кандидатов от монархов. [160] Его указы смягчили суровость законов его предшественников. [161] В преамбуле его свода законов Венгрия описывалась как полностью обращенное христианское царство, но его указ, предписывающий захоронения на кладбищах, показывает, что это не было общей практикой. [150] Он приказал мусульманам строить христианские церкви, есть свинину и выдавать своих дочерей замуж за христиан, тем самым показывая свое намерение ассимилировать местные мусульманские общины. [162] Эстергомский синод венгерских прелатов запретил монахам проповедовать, крестить и отпускать грешников. [163]
Католический расцвет
[ редактировать ]Захоронения за пределами погоста исчезли в начале XII века. [162] При епископских кафедрах были построены большие трехнефные базилики с двумя башнями. [164] Важную роль в развитии приходов сыграли церкви, построенные в помещичьих имениях мирян. [165] Это были либо однонефные церкви, либо ротонды . [166] Аристократы считали эти церкви частью своей вотчины и свободно назначали своих священников. [165]
Большинство церквей были посвящены Деве Марии, Георгию Лиддскому , Архангелу Михаилу , Мартину Турскому, Николаю Мирликийскому и Апостолу Петру , но культ первых венгерских святых быстро распространился после их канонизации. [157] Первые цистерцианские и премонстрантские монастыри были основаны в 1140-х годах. [167] Монархи предпочитали цистерцианцев, [Л] но аристократы основали премонстрантовскую [М] дома. [168] [169] Король Геза II поселил рыцарей-госпитальеров и тамплиеров в стране и учредил венгерский орден каноников-госпитальеров в честь короля Святого Стефана. [170]
Венгерские священнослужители учились в университетах Парижа и Оксфорда с 1150-х годов. [171] [172] В основном это были каноники , которые финансировали свое обучение за счет доходов своих пребендов в коллегиальных отделениях. [173] Распространилось использование письменных записей. [171] Коллегиальные капитулы и крупные монастыри играли важную роль в этом процессе как « места аутентификации », предоставляя нотариальные услуги примерно с 1200 года. [171] Первый сохранившийся религиозный текст на венгерском языке — погребальная речь — был написан около 1200 года.
Геза II заключил конкордат с Папой Александром III . Право Гезы увольнять епископов или переводить их с кафедры на другую было отменено, но ему было разрешено доставлять мантию архиепископам и контролировать переписку между венгерскими прелатами и Святым Престолом. [174] Сын и преемник Гезы, Стефан III , отказался от права назначать аббатов королевских монастырей и управлять имуществом вакантных епископств. [175] Когда Стефан умер в 1172 году, его его младший брат Бела преемником стал . Лукас, архиепископ Эстергомский , отказался короновать его, но Папа уполномочил архиепископа Калоча провести церемонию. [176] Белы, Лукас ссылался на предполагаемую симонию чтобы объяснить свое сопротивление, но, скорее всего, он опасался влияния Православной церкви Белы, выросшей в Византийской империи. [160] [177] Раскол между католической и православной церквями углублялся. [178] Бела III не смог ввести в Венгрии культ болгарского отшельника Иоанна Рильского . [178] Иов, архиепископ Эстергомский , вступил в недружественную переписку с византийским императором Исааком II Ангелом по поводу различий между католическим и православным богословием. [178] Старший сын и преемник Белы, Эмерик , предложил Папе Иннокентию III назначить католического епископа для управления греческими монастырями в Венгрии в 1204 году. [179] Он не достиг своей цели, но греческие монастыри исчезли в течение следующих десятилетий. [180]
Бела III и его преемники проводили активную внешнюю политику, часто в тесном союзе с папством. [181] Эмерик вел войну против Бана Кулина из Боснии, которого Папа Иннокентий III считал главным защитником Богумилов. [179] [182] Брат Эмерик, Андрей II , начал крестовый поход на Святую Землю в 1217–1218 годах. [183] Сын Андрея, Бела IV , поддерживал миссии доминиканцев среди половцев Понтийских степей. [184] Нищенствующие ордена обосновались в Венгрии в 1220-х годах. [185] В отличие от традиционных монашеских орденов, нищие охотно смешивались с простыми людьми для распространения христианских идей. [185] Одна из восьми первых провинций доминиканцев была основана в Венгрии. Брат Паулюс Хунгарус , преподававший римское право в Болонском университете, вернулся на родину, чтобы в 1221 году основать первые доминиканские монастыри . [186] Францисканцы . пришли в Венгрию в 1229 году [185]
Андрей II предоставил аристократам щедрые гранты, ставя под угрозу социальное положение королевских слуг и замковых воинов (мелких землевладельцев, непосредственно подчинявшихся монарху или его чиновникам). [183] [187] Последний заставил монарха суммировать свои свободы в королевской хартии , известной как Золотая булла 1222 года . [183] [187] Золотая булла также подтвердила освобождение священнослужителей от королевских налогов, но ограничила право прелатов торговать солью и запретила сбор десятины наличными. [188] были Свободы священнослужителей изложены в отдельном документе, скорее всего, примерно в конце 1222 года. [189] Король подтвердил, что только церковные суды могут выносить приговор священнослужителям, но он также запретил рукоположение крепостных в священники. [190]
Андрей II нанимал евреев и мусульман в управление королевскими доходами, чем возмутил прелатов и папу Гонория III. [191] В 1231 году Папа уполномочил Роберта, архиепископа Эстергомского, применить церковные санкции против короля. [192] Андрей II был вынужден переиздать Золотую буллу, но без статей, предрешавших интересы Церкви. [193] Новый документ освобождал владения прелатов от юрисдикции испанов и устанавливал монополию церковных судов в вопросах, касающихся брака и приданого. [193] Он также уполномочил архиепископа Эстергомского отлучить монарха от церкви, если он не соблюдает его статьи. [193] Архиепископ Роберт наложил на Венгрию запрет за использование мусульман в государственном управлении, а Папа послал легата для переговоров с Андреем II. [194] Их компромисс был обобщен в договоре, который обязывал короля уволить своих мусульманских и еврейских чиновников и разрешить прелатам торговать солью. [195]
Доминиканский монах Юлиан узнал о монголов плане по вторжению в Европу во время своей миссии среди восточных мадьяр (языческого народа на Волге) в 1236 году. [196] [197] В 1240 году монголы вынудили тысячи половцев- язычников искать убежища в Венгрии. [196] Монголы ворвались в Венгрию и разгромили королевскую армию в битве при Мухи 11 апреля 1241 года. [198] [199] Монголы опустошали страну в течение года, но отошли, не оставив гарнизонов. [199] [200] Венгрия пережила монгольскую оккупацию, и Бела IV приняла меры по укреплению системы обороны. [199] Он призывал самых богатых землевладельцев, как мирян, так и прелатов, строить каменные замки. [201]
Позиции архиепископов Эстергома укрепились. [202] Бела IV уполномочил архиепископа контролировать королевскую чеканку монет . Он также позволил дворянам передать свои поместья архиепископству и поступить на архиепископскую службу. [203] Преемник Белы, Стефан V, архиепископа не позволил благородным воинам требовать привилегий «истинных дворян королевства». [204] Стефан предоставил графство Эстергом архиепископам , сделав их своим вечным испаном . [173]
Аскетизм и развитие отшельнических общин были выдающейся чертой духовной жизни XIII века. [205] Каноник Эстергома Евсевий поселился в лесах Пилишских холмов , чтобы жить отшельником в 1246 году. [205] превратилась в новый орден отшельников, известный как Полины . К нему присоединились аскеты, и их община в последующие десятилетия [205] Доминиканцы потеряли благосклонность Белы IV после того, как его дочь Маргарет , которая была доминиканской монахиней, отказалась выйти замуж, разрушив его план брачного союза. [186] [206] После этого Бела поддержал францисканцев, которые в последующие десятилетия основали более сорока монастырей. [186] [206]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ были найдены амулеты и подвески с изображением молота Тора В могилах на кладбищах гепидов в Кишомборе и Чонграде . [30]
- ^ Они клали в могилы еду и питье и хоронили своих воинов с охотничьими собаками и оружием. [32]
- ↑ Чаша , раскопанная в Петохазе, — один из немногих христианских предметов раннего Каролингского периода в Паннонии. [56]
- ^ Püspök («епископ»), pap («священник») и keresztény («христианин») входят в число славянских заимствований в христианском словаре венгерского языка. [86]
- ↑ Считалось, что Арпады произошли от легендарной хищной птицы, называемой турул . [88]
- ↑ Поскольку Сарольт была дочерью Геулы, она, вероятно, придерживалась православного христианства, по мнению некоторых историков, таких как Габор Торочкай. [99] [103]
- ^ Современный Титмар Мерзебургский приписывает коронацию Стефана благосклонности императора Оттона III; первой легенды Стефана конца XI века в более длинной версии говорится о папском благословении перед церемонией; Стефана начала XII века а в официальной агиографии написано, что Стефан получил корону от папства. [108]
- ↑ Более длинная версия первой легенды Стефана приписывает Стефану создание десяти епархий, тогда как более поздний источник пишет об основании двенадцати епископств во время правления Стефана, но, согласно единодушному мнению современных ученых, только восемь епархий можно определенно отнести к раннему периоду правления Стефана. 11 век . [110]
- ↑ Жолдос добавляет, что Веспрем , возможно, был обычной резиденцией епископа-миссионера уже при Гезе. [105]
- ↑ Тиханьское аббатство было основано Андреем I в 1055 году, Сексардское аббатство — Белой I в 1061 году, а Шомогьварское аббатство — Ладиславом I в 1091 году.
- ^ Андрей I основал монастыри для православных монахов в Тихани и Вышеграде .
- ^ Например, цистерцианские аббатства Зирк (1182 г.), Сентготтхард (1183 г.) и Пилис (1184 г.) были королевскими фондами.
- ^ Например, монастырь премонстратов был основан в Жамбеке Айнардфи, а в Тюрье - родственниками Тюрье .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Котлер 1999 , с. 143–144.
- ^ Jump up to: а б Графтер 1999 , с. 26.
- ^ Мочи 1974 , с. 273.
- ^ Мочи 1974 , стр. 181, 254–255.
- ^ Гаспар 2016 , с. 143.
- ^ Гаспар 2016 , стр. 39, 144.
- ^ Гаспар 2016 , стр. 122, 143.
- ^ Мочи 1974 , стр. 322–323, 331.
- ^ Гаспар 2016 , с. 150.
- ^ Мочи 1974 , с. 326.
- ^ Jump up to: а б Гаспар 2016 , с. 154.
- ^ Мочи 1974 , стр. 327–328.
- ^ Контлер 1999 , с. 28.
- ^ Мочи 1974 , с. 335.
- ^ Гаспар 2016 , с. 145.
- ^ Мочи 1974 , с. 329.
- ^ Гаспар 2016 , с. 9.
- ^ Гаспар 2016 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б Графтер 1999 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Мочи 1974 , с. 341.
- ^ Гаспар 2016 , с. 126.
- ^ Хизер 2010 , стр. 151–153.
- ^ Jump up to: а б Моси 1974 , стр. 347–348.
- ^ Мочи 1974 , с. 348.
- ^ Хизер 2010 , стр. 207–208.
- ^ Хизер 2010 , стр. 224–227.
- ^ Jump up to: а б Графтер 1999 , с. 31.
- ^ Гаспар 2016 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б Гаспар 2016 , с. 136.
- ^ Бона 1976 , с. 86.
- ^ Бона 1976 , с. 83–86.
- ^ Бона 1976 , с. 90.
- ^ Бона 1976 , с. 83, 86, 89–90.
- ^ Коротко 2019 , с. 53.
- ^ Бона 1976 , с. 105.
- ^ Поль 2018 , стр. 256–259.
- ^ Поль 2018 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б с д Пол 2018 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б с д Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 326.
- ^ Гаспар 2016 , с. 55.
- ^ Поль 2018 , с. 111.
- ^ Пол 2018 , стр. 111–113.
- ^ Pohl 2018 , стр. 260–261, 489 (примечание 525).
- ^ Коротко 2019 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Коротко 2019 , с. 103.
- ^ Поль 2018 , стр. 383–384.
- ^ Поль 2018 , стр. xviii, 384.
- ^ Сёке 2014 , с. 15.
- ^ Секе 2014 , стр. 47, 50.
- ^ Jump up to: а б с Пол 2018 , с. 387.
- ^ Jump up to: а б Секе 2014 , с. 20.
- ^ Олахос 2001 , с. 51.
- ^ Поль 2018 , с. 389.
- ^ Сёке 2014 , с. 29.
- ^ Коротко 2019 , с. 105.
- ^ Сёке 2014 , с. 62.
- ^ Секе 2014 , стр. 46, 62.
- ^ Секе 2014 , стр. 51–52.
- ^ Короткометражка 2019 , стр. 105–106.
- ^ Jump up to: а б с Коротко 2019 , с. 106.
- ^ Сёке 2014 , стр. 54, 62.
- ^ Сёке 2014 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б Коротко 2019 , с. 107.
- ^ Секе 2014 , стр. 62–63.
- ^ Короткометражка 2019 , стр. 187–188.
- ^ Коротко 2019 , с. 190.
- ^ Сёке 2014 , с. 93.
- ^ Сёке 2014 , стр. 93–95.
- ^ Jump up to: а б с Коротко 2019 , с. 191.
- ^ Сёке 2014 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б Секе 2014 , с. 96.
- ^ Сёке 2014 , с. 76.
- ^ Секе 2014 , стр. 103–104.
- ^ Олахос 2001 , с. 52.
- ^ Короткометражка 2019 , стр. 251–255.
- ^ Jump up to: а б с д Графтер 1999 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 319.
- ^ Зимони 2016 , стр. 26, 330.
- ^ Зимоний 2016 , стр. 330–331.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 320.
- ^ Jump up to: а б с Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 325.
- ^ Коротко 2019 , с. 184.
- ^ Котлер 1999 , с. 39, 44.
- ^ Контлер 1999 , с. 44.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , стр. 326–327.
- ^ Jump up to: а б Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 331.
- ^ Ззолдос 2020 , с. 98.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 321.
- ^ Короткометражка 2019 , стр. 256, 266.
- ^ Ззолдос 2020 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б Графтер 1999 , с. 49.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 327.
- ^ Короткометражка 2019 , стр. 258–259.
- ^ Контлер 1999 , с. 47.
- ^ Ззолдос 2020 , стр. 39–40.
- ^ Jump up to: а б с д и Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 329.
- ^ Jump up to: а б Коротко 2019 , с. 265.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , стр. 328–329.
- ^ Jump up to: а б с Торочкай 2001 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 330.
- ^ Контлер 1999 , с. 51.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , стр. 341–342.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 330 (примечание 75).
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , стр. 350–352.
- ^ Jump up to: а б с Наемник 2020 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б с Графтер 1999 , с. 53.
- ^ Ззолдос 2020 , с. 40.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 343.
- ^ Ззолдос 2020 , с. 54.
- ^ Торочкай 2001 , с. 63.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , стр. 351–352.
- ^ Торочкай 2001 , стр. 52–53.
- ^ Ззолдос 2020 , с. 53.
- ^ Торочкай 2001 , стр. 57–63.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 351.
- ^ Торочкай 2001 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 352.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , стр. 332–334.
- ^ Торочкай 2001 , стр. 56–57.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , стр. 331–332.
- ^ Торочкай 2001 , стр. 56–63.
- ^ Jump up to: а б Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 338.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 335.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 355.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , стр. 336–337.
- ^ Короткометражка 2019 , стр. 629–630.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 357.
- ^ Контлер 1999 , с. 55.
- ^ Ззолдос 2020 , с. 82.
- ^ Коротко 2019 , с. 370.
- ^ Ззолдос 2020 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Коротко 2019 , с. 263.
- ^ Кристо 1998 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 354.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , стр. 353–354.
- ^ Jump up to: а б Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 328.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 340.
- ^ Jump up to: а б с д Коротко 2019 , с. 363.
- ^ Jump up to: а б с Кристо 1998 , с. 113.
- ^ Контлер 1999 , с. 59.
- ^ Кристо 1998 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б Кристо 1998 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б с Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 339.
- ^ Jump up to: а б с д и Графтер 1999 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б с Кристо 1998 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б Коротко 2019 , с. 366.
- ^ Котлер 1999 , с. 60–61.
- ^ Контлер 1999 , с. 61.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , стр. 338–339.
- ^ Jump up to: а б с д и Коротко 2019 , с. 369.
- ^ Короткометражка 2019 , стр. 372–373.
- ^ Кристо 1998 , с. 132.
- ^ Кристо 1998 , с. 194.
- ^ Контлер 1999 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б с д Кристо 1998 , с. 131.
- ^ Коротко 2019 , с. 368 (примечание 17).
- ^ Jump up to: а б Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 337.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 334.
- ^ Контлер 1999 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Графтер 1999 , с. 74.
- ^ Контлер 1999 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Кристо 1998 , с. 144.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , стр. 355–356.
- ^ Коротко 2019 , с. 632.
- ^ Jump up to: а б Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 356.
- ^ Коротко 2019 , с. 630.
- ^ Контлер 1999 , с. 72.
- ^ Кристо 1998 , стр. 194, 258.
- ^ Короткометражка 2019 , стр. 486–487.
- ^ Кристо 1998 , стр. 194–195.
- ^ Jump up to: а б с Графтер 1999 , с. 71.
- ^ Беренд, Ласловский и Сакач 2007 , с. 358.
- ^ Jump up to: а б Кристо 1998 , с. 260.
- ^ Кристо 1998 , стр. 170–171.
- ^ Кристо 1998 , с. 175.
- ^ Коротко 2019 , с. 374.
- ^ Кристо 1998 , с. 176.
- ^ Jump up to: а б с Кристо 1998 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б Кристо 1998 , с. 198.
- ^ Кристо 1998 , с. 199.
- ^ Котлер 1999 , с. 74–75.
- ^ Короткометражка 2019 , стр. 381, 348.
- ^ Jump up to: а б с Графтер 1999 , с. 76.
- ^ Кристо 1998 , с. 223.
- ^ Jump up to: а б с Кристо 1998 , с. 258.
- ^ Jump up to: а б с Коротко 2019 , с. 491.
- ^ Jump up to: а б Коротко 2019 , с. 383.
- ^ Кристо 1998 , с. 213.
- ^ Кристо 1998 , стр. 213–214.
- ^ Кристо 1998 , с. 214.
- ^ Кристо 1998 , стр. 216, 218.
- ^ Кристо 1998 , стр. 217–218.
- ^ Jump up to: а б с Кристо 1998 , с. 218.
- ^ Кристо 1998 , с. 219.
- ^ Кристо 1998 , с. 220.
- ^ Jump up to: а б Графтер 1999 , с. 77.
- ^ Кристо 1998 , с. 225.
- ^ Коротко 2019 , с. 707.
- ^ Jump up to: а б с Графтер 1999 , с. 78.
- ^ Короткометражка 2019 , стр. 707–708.
- ^ Контлер 1999 , с. 80.
- ^ Кристо 1998 , с. 259.
- ^ Кристо 1998 , с. 237.
- ^ Кристо 1998 , стр. 256–257.
- ^ Jump up to: а б с Коротко 2019 , с. 493.
- ^ Jump up to: а б Графтер 1999 , с. 99.
Источники
[ редактировать ]- Беренд, Нора ; Ласловский, Йожеф; Сакач, Жолт Бела (2007). «Королевство Венгрия». В Беренде, Нора (ред.). Христианизация и возникновение христианской монархии: Скандинавия, Центральная Европа и Русь, ок. 900-1200 . Издательство Кембриджского университета . стр. 319–368. ISBN 978-0-521-87616-2 .
- Бона, Иштван (1976). На заре темных веков: гепиды и лангобарды в Карпатском бассейне . Корвина Киадо. ISBN 978-963-13-4493-6 .
- Курта, Флорин (2019). Восточная Европа в средние века (500–1300 гг.), Том I. « Спутник Брилла по европейской истории». Том. 19. БРИЛЛ . ISBN 978-90-04-41534-8 .
- Гаспар, Дороттья (2016) [2002]. Христианство в Римской Паннонии: оценка раннехристианских находок и памятников из Венгрии . Международная серия БАР. Том. 1010. БАР Паблишинг . ISBN 978-1-84171-288-8 .
- Хизер, Питер (2010) [2009]. Империи и варвары: падение Рима и рождение Европы . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-973560-0 .
- Контлер, Ласло (1999). Тысячелетие в Центральной Европе: История Венгрии . Издательство Атлантида. ISBN 978-963-9165-37-3 .
- Кристо, Дьюла (1998). История Венгрии, 895–1301 гг. (на венгерском языке). Осирис. ISBN 963-379-442-0 .
- Мочи, Андраш (1974). Паннония и Верхняя Мезия: История среднедунайских провинций . Провинции Римской империи. Рутледж и Кеган Пол. ISBN 0-7100-7714-9 .
- Олахос, Терез (2001). «О выживании аваров: греческие и латинские источники аварской истории IX века [О выживании аваров: греческие и латинские источники аварской истории IX века]» . Тисатай (на венгерском языке). Л.В. (11): 49–56. ISSN 0133-1167 .
- Пол, Уолтер (2018). Авары: Степная империя в Центральной Европе, 567–822 гг . Издательство Корнельского университета. ISBN 9780801442100 .
- Сёке, Миклош Бела (2014). Каролингский век в Карпатском бассейне . Венгерский национальный музей. ISBN 978-615-5209-17-8 .
- Торочкай, Габор (2001). «Епархии и епископы Святого Стефана». В Жолдосе, Аттила (ред.). Святой Стефан и его страна: новорожденное королевство в Центральной Европе – Венгрия . Люцидус Киадо. стр. 49–68. ISBN 978-963-86163-9-5 .
- Зимони, Иштван (2016). Мусульманские источники о мадьярах во второй половине IX века . Восточно-Центральная и Восточная Европа в средние века, 450–1450 гг. Том. 35. Брилл. ISBN 978-90-04-21437-8 .
- Жолдос, Аттила (2020). Арпады и их народ: Введение в историю Венгрии ок . с 900 до 1301 . Арпадиана. Том. IV. Исследовательский центр гуманитарных наук . ISBN 978-963-416-226-1 .