Архиепископство Моравии
Архиепископство Моравии ( лат . Sancta Ecclesia Marabensis ) — церковная провинция, созданная Святым Престолом для продвижения христианских миссий среди славянских народов . Ее первый архиепископ, византийский Мефодий , убедил Папу Иоанна VIII санкционировать использование старославянского языка в литургии . Мефодий был рукоположен в архиепископа Паннонии папой Адрианом II по просьбе Коцеля , славянского правителя Паннонии в Восточной Франции , в 870 году.
Назначение Мефодия вызвало резкое сопротивление со стороны баварских прелатов, особенно архиепископа Зальцбургского и епископа Пассау , поскольку миссионеры из их епархий уже десятилетиями вели активную деятельность на территории, отведенной Мефодию, включая Паннонию и Моравию . Мефодий вскоре был схвачен и заключен в тюрьму. Он был освобожден только в 873 году по приказу Папы Иоанна VIII. Он поселился в Моравии, которая в течение следующего десятилетия правления Святополка стала ведущей державой в Центральной Европе . Однако большинство священнослужителей, прибывших из Восточной Франции, были враждебно настроены по отношению к архиепископу, который ввел византийские обычаи и пропагандировал использование народного языка в литургии. Мефодия обвинили в ереси , но он убедил папу в православии своих взглядов. Папа также укрепил позицию Мефодия, заявив, что все священнослужители Моравии, включая недавно рукоположенного епископа Нитры , должны были подчиняться Мефодию в 880 году.
Мефодий умер 6 апреля 885 года. Вичинг , епископ Нитры, который всегда враждебно относился к архиепископу, изгнал его учеников из Моравии. Новый архиепископ не был назначен, и Вичинг, который оставался единственным прелатом, имевшим кафедру в Моравии, поселился в Восточной Франции в начале 890-х годов. Церковная иерархия была восстановлена в Моравии только тогда, когда легаты Папы Иоанна IX рукоположили архиепископа и трех епископов около 899 года. Однако мадьяры оккупировали Моравию в первом десятилетии X века.
Происхождение
[ редактировать ]Аварский каганат — доминирующая держава Центральной Европы в раннем средневековье. [ 1 ] оказало решающее влияние на образ жизни соседних славянских правителей. [ 2 ] Власть аваров рухнула после того, как в 790-х годах франки начали военные походы на западные территории каганата. [ 3 ] [ 4 ] На синоде, который Карла Великого провел в 796 году сын Пипин , епископы приняли решения по некоторым аспектам миссионерской работы в недавно завоеванной Паннонии . [ 5 ] Они постановили, что местные христиане, правильно крещенные (во имя Троицы ) , не должны перекрещиваться в отличие от тех, кто не принял крещение должным образом. [ 5 ]
Карл Великий разделил недавно завоеванную территорию вдоль реки Драва между епископством Зальцбурга и Патриархатом Аквилеи в 796 или 797 году, при этом Зальцбург получил земли к северу от реки. [ 3 ] Кафедра Зальцбурга стала архиепископством в 798 году с пятью суфражистскими епископствами, включая епархию Пассау . [ 3 ] Особенно активны среди славян Карантании были миссионеры из Зальцбурга ; священнослужители, посланные епископами Пассау, работали преимущественно в Моравии . [ 6 ]
Адальрам , который был архиепископом Зальцбурга между 821 и 836 годами, освятил церковь для Прибины «в своем имении в месте над Дунаем, называемом Нитрава », согласно Conversio Bagoariorum et Carantanorum. [ 7 ] (отчет, написанный около 870 г., о миссионерской деятельности священнослужителей из Зальцбурга). [ 8 ] Историки датируют это событие 828 годом. [ 4 ] и 832, [ 9 ] но Прибина был крещен в Каролингской империи только после того, как Моймир I Моравский изгнал его со своей родины около 833 года. [ 2 ] [ 10 ] Прибина поселился в Паннонии, где в конце 830-х годов получил обширные владения. [ 11 ] [ 12 ] Он тесно сотрудничал с Люпраммом, архиепископом Зальцбургским, который между 850 и 859 годами освящал для него церкви в Мозабурге , Птуе , Пече и других поселениях Паннонии. [ 13 ] [ 14 ]
В Notae de episcopis Pateviensibus записано, что Регинхар, епископ Пассау, «крестил всех моравцев» в 831 году. [ 15 ] Однако 21 год спустя прелаты Восточной Франции все еще считали моравское христианство «грубым». [ 16 ] В « Житии Мефодия» упоминается, что «многие христианские учителя», или миссионеры, прибыли в Моравию «из итальянцев, греков и немцев», которые обучали местных христиан «различными способами». [ 17 ] [ 18 ] В « Житии Константина Философа» подчеркивается, что немецкие миссионеры «не запрещали ни приносить жертвы по древнему обычаю, ни позорные браки ». [ 19 ] [ 20 ]
Преемник Моймира I, Растислав Моравский , племянник Растислава, [ 21 ] Святополк и сын и преемник Прибины Коцель обратились к Святому Престолу с просьбой о «учителе». [ 22 ] в начале 860-х годов, согласно письму Gloria in excelsis Deo , сомнительной подлинности, которое записано в Житии Мефодия и приписывается папе Адриану II . [ 23 ] Даже если сообщение о просьбе славянских князей достоверно, ответа они не получили. [ 24 ] Растислав отправил своих послов к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать миссионеров для обучения местных священников в Моравии. [ 16 ] Действия Растислава показывают, что он хотел уменьшить влияние духовенства Зальцбурга и Пассау в своем королевстве. [ 24 ]
Растислава двух опытных дипломатов и миссионеров, Константина и Мефодия — сыновей военного офицера из Салоник . Император Михаил III направил ко двору [ 25 ] Братья и их свита прибыли в Моравию в 863 и 864 годах. [ 16 ] [ 26 ] Константин переводил религиозные тексты (сначала Евангелие от Иоанна ) на славянский язык, используя изобретенный им для этой цели алфавит. [ 16 ] [ 27 ] Использование местного языка позволило миссионерам ускорить обучение местных священников. [ 16 ] Однако это противоречило трехъязычию – признанию латыни, греческого и иврита священными языками – которое было доминирующей точкой зрения в Западной Европе . [ 28 ]
Через три или четыре года после прибытия Константин и Мефодий покинули Моравию, чтобы добиться хиротонии своих учеников, так как не знали, какой епископ может рукополагать священников во владениях Растислава. [ 29 ] [ 30 ] Во время путешествия они провели некоторое время в Паннонии (в юрисдикции архиепископов Зальцбургских) и обучали «славянской грамоте». [ 31 ] местному правителю Коцелю и пятидесяти новым студентам. [ 29 ] Из Паннонии они направились в Венецию , где «епископы, священники и монахи собрались против [Константина], как вороны против сокола », [ 31 ] осуждая употребление славянского богослужения, но Константин защищал свою позицию, особенно ссылаясь на Первое послание апостола Павла к Коринфянам . [ 32 ] [ 33 ] Он заявил, что необразованные славяне не смогли бы понять основные понятия христианства, если бы оно было им представлено на чужом языке. [ 33 ]
Узнав о деятельности братьев, папа Николай I вызвал их в Рим. [ 32 ] Он либо хотел помешать им вернуться в Византийскую империю из-за своего конфликта с Фотием , Константинопольским патриархом , либо решил воспользоваться миссионерской деятельностью братьев, чтобы воспрепятствовать расширению Зальцбургской кафедры. [ 34 ] К тому времени, когда Константин и Мефодий прибыли в Рим в начале 867 года, папа Николай умер, но его преемник, папа Адриан II , санкционировал использование книг, которые Константин перевел на славянский язык. [ 35 ] Маддалена Бетти предполагает, что Папа рассматривал славянский язык как средство обучения, ограничивая его использование миссионерской деятельностью. [ 35 ] По приказу Папы некоторые ученики Константина и Мефодия были рукоположены в священники или чтецы . [ 33 ]
Константин умер в Риме 14 февраля 869 года, на смертном одре уговаривая брата не оставлять миссию среди славян. [ 36 ] [ 37 ] Коцель отправил своих послов в Рим с просьбой к Папе Адриану II отправить Мефодия в Паннонию. [ 37 ] В письме Gloria in excelsis Deo , адресованном Растиславу, Святополку и Коцелю, папа сообщил трем славянским правителям, что он назначил Мефодия папским легатом для продолжения миссии в их владениях. [ 23 ] Папа также санкционировал использование славянской литургии. [ 37 ] Мефодий прибыл в Паннонию летом или осенью 869 года. [ 37 ]
История
[ редактировать ]Мефодий, епископ кафедры святого Андроника
[ редактировать ]В ответ на требование Коцеля Мефодий вернулся в Рим, где он был «посвящен в епископство Паннонии, на престол святого Андроника , Апостола семидесяти ». [ 38 ] в начале 870 г. [ 36 ] [ 39 ] [ 40 ] Большинство историков отождествляют резиденцию святого Андроника с Сирмиумом (недалеко от современной Сремска-Митровицы в Сербии ), но ни один первоисточник не связывает Сирмиум с апостолом. [ 41 ] Если кафедра Мефодия была идентична Сирмию, его назначение показывает, что папа хотел укрепить свою власть в западных регионах Балканского полуострова, поскольку Сирмий был центром церкви в Иллирийской епархии в Римской империи. [ 42 ] В начале 870-х годов в папской переписке Мефодий упоминался как епископ или архиепископ - «епископ, посланный Апостольским Престолом» или «архиепископ Паннонии, апостольский легат», без указания его кафедры. [ 43 ] Мефодий был назначен архиепископом, но ни один епископ-суфражист не был рукоположен на служение под его началом. В этом не было ничего беспрецедентного: святой Бонифаций был назначен «архиепископом провинции Германия» аналогичным образом в 732 году. [ 44 ]
Возведение Мефодия на епископство в Риме зафиксировано в славянских источниках (в том числе в его Житии и Похвале Кириллу и Мефодию ), но не упоминается в документах Папы Адриана. [ 45 ] Историк Маддалена Бетти говорит, что отсутствие римских источников подразумевает, что переговоры о назначении Мефодия между Святым Престолом и Коцелем велись конфиденциально, поскольку папа не хотел вступать в конфликт с Людовиком Немецким , королем Восточной Франции, который предпринимал попытки утвердить свою власть над соседними славянскими правителями. [ 46 ] Хотя папа удовлетворил . просьбу Коцела, ни один папский посланник не сопровождал Мефодия обратно в Паннонию [ 47 ] Назначение Мефодия поставило под угрозу интересы Зальцбургской кафедры, игнорируя ее юрисдикцию в владениях Коцеля. [ 48 ] Чтобы защитить позицию Зальцбурга, священнослужители архиепархии составили Conversio Bagoariorum et Carantanorum , в котором подчеркивалась роль миссионеров из Зальцбурга в обращении Баварии, Карантании и Паннонии около 870 года. [ 49 ] [ 8 ] В документе Мефодий упоминается как «некий грек», но не упоминается о его назначении на епископство. [ 50 ]
Итак, с того времени, как народом восточной Паннонии по приказу [Карла Великого] стали управлять епископы Зальцбурга, прошло семьдесят пять лет до настоящего времени, в течение которых ни один епископ, откуда бы то ни было, не владел церковной юрисдикции в этом регионе, за исключением епископа Зальцбурга, и ни один священник из какого-либо другого места не осмелился служить там более трех месяцев, прежде чем он представил епископу свое поручение. Там это практиковалось до тех пор, пока не возникло новое учение философа Мефодия.
- Обращение багоари и карантанцев (глава xiv) [ 51 ]
Незадолго до 14 мая 870 г. Святополк захватил своего дядю Растислава и передал его франкам. [ 52 ] Растислав был приговорен к тюремному заключению в Регенсбурге , и франки оккупировали его королевство. [ 36 ] В «Житии Мефодия» описан спор Мефодия со «всеми архиереями». [ 38 ] Епископы обвинили его в незаконной работе на их территории. Мефодий опроверг это обвинение, заявив, что Папа разрешил ему работать на территории, незаконно отнятой епископами у Святого Престола. [ 53 ] Епископы «сослали Мефодия в Швабию » [ 54 ] и заключил его в тюрьму. [ 53 ]
Воспользовавшись восстанием, Святополк в 871 году изгнал франкские войска из Моравии. [ 52 ] [ 21 ] Папа Иоанн VIII, сменивший Адриана II 14 декабря 872 года, вскоре начал поиски Мефодия. [ 55 ] Узнав о суде над Мефодием, Папа отправил своего легата Павла, епископа Анконского , в Восточную Францию, требуя освобождения Мефодия в своих письмах, адресованных Людовику Немецкому и трем баварским прелатам. [ 56 ] [ 57 ] Папа осудил Адалвина, архиепископа Зальцбургского за изгнание Мефодия, и Эрманриха, епископа Пассау, за его захват перед судом, предполагая, что Мефодий действовал на территориях, на которые претендовали два прелата. [ 58 ] Папа наложил интердикт на их епархии, запретив служение мессы, пока Метод находился в плену. [ 59 ] Папа Иоанн также направил письма Святополку, Коцелю и Мутимиру Сербскому . [ 60 ] В письмах папа упоминает епископство Мефодия как «Паннонскую епархию» и заявляет, что владения трех славянских правителей включены в епархию Метода. [ 58 ] По словам Маддалены Бетти, это обозначение «имеет мало отношения к реальному географическому контексту Мефодианской епархии», папа лишь хотел подчеркнуть право Святого Престола против баварских прелатов на этой территории. [ 58 ]
Мефодий был освобожден в мае 873 года. [ 56 ] Он отправился в Моравию, потому что папа Иоанн VIII попросил Святополка защитить его интересы. [ 59 ] Примерно в то же время Папа поручил Мефодию читать Послание и Евангелие на латыни или греческом языке, прежде чем повторять их на родном языке, но в остальном поддерживал использование славянского языка в литургии. [ 61 ] Святополк и его подданные приняли Мефодия и «поручили ему все церкви и духовенство во всех городах». [ 54 ] по житию Мефодия . [ 62 ] В последующие годы, как подчеркивалось в Житии Мефодия , «моравцы стали расти и размножаться, а язычники уверовать в истинного Бога... [и] Моравская провинция стала гораздо больше расширяться во все земли и успешно победить своих врагов». [ 54 ] [ 63 ] [ 64 ] Расширение владений Святополка способствовало росту церковной провинции Мефодия. [ 65 ] Например, в житии Мефодия упоминается «очень могущественный языческий князь», который «поселился на Висле и начал издеваться над христианами и творить зло». [ 54 ] но Святополк вторгся в его страну и заставил его креститься. [ 66 ] [ 63 ]
Большинство священнослужителей во владениях Святополка, особенно выходцев из Баварии, оставались враждебно настроенными по отношению к Мефодию. [ 62 ] Святой Престол также был проинформирован о своем неповиновении архиепископу. [ 62 ] Они обвинили Мефодия в ереси за то, что он не употребил фразу filioque («и от Сына ») при чтении Никейского Символа веры . [ 67 ] Баварские священнослужители убедили Святополка усомниться в православии Мефодия. [ 67 ] [ 68 ] По просьбе Святополка папа Иоанн VIII вызвал Мефодия в Рим для ответа на обвинения. [ 67 ]
Архиепископия Моравии
[ редактировать ]Мефодий быстро убедил папу в правоверности своих взглядов в начале 880 года. [ 52 ] [ 67 ] В июне 880 года папа Иоанн VIII сообщил Святополку о подтверждении православия Мефодия в апостольском письме , известном как Industriae tuae . [ 69 ] Папа также подтвердил положение Мефодия как архиепископа и определил территорию его архиепископства, связав его с царством Святополка. [ 52 ] [ 70 ] Иоанн VIII прямо заявил, что все «священники, дьяконы или духовенство любого сана, будь то славяне или какой-либо народ, проживающие в пределах» царства Святополка, должны быть «подчинены и послушны во всем» Мефодию. [ 71 ] Он также приказал, чтобы мессы на латыни, если он того попросит, но в остальном подтвердил ограниченное использование славянского языка в литургических целях. Святополк служил [ 72 ]
В письме папа не упомянул Паннонскую епархию, вместо этого назвал Мефодия архиепископом Santa ecclesia Marabensis («Святой церкви Марабы»). [ 70 ] Изменение терминологии предполагает, что в этом случае Святой Престол учредил территориально определенное архиепископство в Моравии (или «Марабе»), согласно широко принятой научной теории. [ 70 ] [ 73 ] В отличие от этой точки зрения, историк Имре Боба говорит, что терминология не изменилась, новое название лишь отражает народную форму «Мараба» названия кафедры Мефодия, Сирмий. [ 74 ] Прямых доказательств того, что Сирмий когда-либо назывался «Мараба», нет. [ 75 ]
Папа Иоанн VIII посвятил швабского монаха Вихинга в епископа Нитры , приказав ему быть послушным Мефодию. [ 76 ] [ 77 ] В письме, написанном примерно 20 лет спустя, Дитмар I, архиепископ Зальцбургский , и его суфражистки заявили, что Папа Иоанн рукоположил вичингского епископа по просьбе Святополка, отправив нового епископа «новокрещеному народу, который [Святополк] победил в войне и обратился из язычества в христианство». [ 78 ] Папа Иоанн VIII также призвал Святополка послать «еще одного полезного священника или диакона» с согласия Мефодия в Рим для рукоположения «в епископа в другую церковь, в которой [Святополк] увидит, что необходима епископская забота». [ 79 ] Последний текст показывает, что Святой Престол признал право Святополка определять церковное управление своим королевством, предоставив ему особую привилегию, беспрецедентную в других христианских монархиях за пределами Каролингской империи. [ 80 ]
Подтверждение позиции Мефодия папой не положило конец его конфликтам с немецкими священнослужителями. [ 81 ] Вичинг даже пытался подделать документы, чтобы убедить Святополка в том, что Папа сделал его архиепископом и запретил использование народного языка в литургии. [ 82 ] По просьбе Мефодия папа Иоанн VIII направил Моравии новое апостольское письмо, подтвердив свои прежние решения. [ 82 ] Мефодий посетил Константинополь в 881 году. [ 83 ] [ 84 ] После своего возвращения в 882 году он посвятил себя переводу Библии. [ 83 ] [ 84 ] Однако его конфликт с Вичингом продолжился, и Мефодий отлучил от церкви свою непокорную суфражистку. [ 83 ] [ 84 ] Однако Мефодий умер 6 апреля 885 года, но только после того, как он назначил своим преемником своего моравского ученика Горазда. [ 83 ] [ 85 ]
Крах
[ редактировать ]Вичинг уехал в Рим незадолго до или сразу после смерти Мефодия. [ 83 ] [ 85 ] Он убедил Папу Стефана V , что Мефодий проигнорировал приказ Папы Иоанна VIII, убедив Папу послать новое послание Святополку. [ 85 ] В своем письме Quia te zelo Стефан V запретил славянскую литургию, одобрил включение фразы filioque в Символ веры и выразил неодобрение субботнему посту, который был обычной практикой в Византийской Церкви. [ 85 ]
Вскоре после возвращения в Моравию Вичинг попытался убедить Горазда, Климента , Ангелара и других ведущих учеников Мефодия принять приказы папы. [ 86 ] Поскольку они отказались подчиниться, Вичинг схватил их и заключил в тюрьму, а позже (до прибытия папского легата) с одобрения Святополка изгнал из Моравии. [ 86 ] [ 87 ] Наум и некоторые другие ученики были проданы еврейским работорговцам, которые выкупили их в Венецию. [ 86 ] Однако Вичинг так и не стал архиепископом. [ 83 ] После того, как он вступил в конфликт со Святополком и бежал в Восточную Францию между 891 и 893 годами, церковь в Моравии осталась без епископа. [ 83 ] [ 87 ]
Святополк умер в 894 году, и его империя начала распадаться, особенно после того, как около 895 года мадьяры поселились в Карпатском бассейне. [ 88 ] Сын Святополка, Моймир II Моравский , обратился к Папе Иоанну IX в 898 или 899 году с просьбой восстановить церковную иерархию в Моравии. [ 88 ] Папа согласился и отправил трех своих легатов в Моравию, которые рукоположили архиепископа и трех епископов-суфражистов. [ 87 ] [ 89 ] Ни имена четырех прелатов, ни их кафедры не были записаны. [ 89 ] Баварские прелаты — архиепископ Зальцбургский Дитмар и его суфражистки — протестовали против действий папских легатов. [ 89 ] [ 90 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шварна и др. 2002 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Зоммер и др. 2007 , стр. 219.
- ^ Jump up to: а б с Власто 1970 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б По данным Шварны и др. 2002 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Боулус 1995 , с. 56.
- ^ Власто 1970 , стр. 21–22.
- ^ Боулус 1995 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Короткое 2006 , с. 95.
- ^ Власто 1970 , с. 24.
- ^ Киршбаум 1995 , стр. 25–26.
- ^ Короткий 2006 , с. 133.
- ^ Киршбаум 1995 , с. 26.
- ^ Боулус 1995 , стр. 106–107.
- ^ Короткий 2006 , с. 134.
- ^ Бетти 2013 , с. 144.
- ^ Jump up to: а б с д и Зоммер и др. 2007 , стр. 222.
- ^ Офис 1983 , с. 111.
- ^ Власто 1970 , с. 27.
- ^ Офис 1983 , с. 69.
- ^ Зоммер и др. 2007 , стр. 221.
- ^ Jump up to: а б Киршбаум 1995 , с. 28.
- ^ Офис 1983 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Бетти 2013 , стр. 54–55.
- ^ Jump up to: а б Киршбаум 1995 , с. 27.
- ^ Власто 1970 , стр. 28, 32–36.
- ^ Власто 1970 , с. 28.
- ^ Власто 1970 , с. 36.
- ^ Власто 1970 , стр. 44–45.
- ^ Jump up to: а б Бетти 2013 , с. 61.
- ^ Власто 1970 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Офис 1983 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б Бетти 2013 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б с Власто 1970 , с. 51.
- ^ Бетти 2013 , стр. 62–63.
- ^ Jump up to: а б Бетти 2013 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б с По данным Шварны и др. 2002 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б с д Власто 1970 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Офис 1983 , с. 117.
- ^ Боулус 1995 , стр. 162–163.
- ^ Бетти 2013 , с. 88.
- ^ Бетти 2013 , стр. 192, 199.
- ^ Власто 1970 , с. 67.
- ^ Бетти 2013 , стр. 180–181.
- ^ Власто 1970 , стр. 68, 339.
- ^ Бетти 2013 , стр. 65, 73, 105.
- ^ Бетти 2013 , стр. 106–107.
- ^ Бетти 2013 , с. 106.
- ^ Боулус 1995 , с. 163.
- ^ Боулус 1995 , с. 164.
- ^ Боулус 1995 , с. 153.
- ^ Бетти 2013 , с. 161
- ^ Jump up to: а б с д По данным Шварны и др. 2002 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Власто 1970 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б с д Офис 1983 , с. 119.
- ^ Боулус 1995 , с. 168.
- ^ Jump up to: а б Власто 1970 , с. 70.
- ^ Бетти 2013 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б с Бетти 2013 , с. 149.
- ^ Jump up to: а б Бетти 2013 , с. 135.
- ^ Бетти 2013 , стр. 133, 136.
- ^ Власто 1970 , с. 340.
- ^ Jump up to: а б с Бетти 2013 , с. 147
- ^ Jump up to: а б Боулус 1995 , с. 196.
- ^ Бетти 2013 , с. 151
- ^ Бетти 2013 , с. 152.
- ^ Бетти 2013 , стр. 78–79.
- ^ Jump up to: а б с д Власто 1970 , с. 73.
- ^ Бетти 2013 , с. 167
- ^ Бетти 2013 , стр. 162–164.
- ^ Jump up to: а б с Бетти 2013 , с. 165
- ^ Бетти 2013 , стр. 165–166.
- ^ Власто 1970 , с. 74.
- ^ Зоммер и др. 2007 , стр. 223.
- ^ Боба 1971 , стр. 91, 96.
- ^ Бетти 2013 , с. 31.
- ^ Бетти 2013 , с. 182
- ^ Киршбаум 1995 , с. 32.
- ^ Боулус 1995 , стр. 194, 337.
- ^ Бетти 2013 , с. 192.
- ^ Бетти 2013 , стр. 190, 192.
- ^ Власто 1970 , стр. 74–75.
- ^ Jump up to: а б Власто 1970 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Киршбаум 1995 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б с Власто 1970 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б с д Власто 1970 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с Власто 1970 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б с Зоммер и др. 2007 , стр. 224.
- ^ Jump up to: а б Власто 1970 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б с Киршбаум 1995 , с. 34.
- ^ Власто 1970 , с. 84, 344.
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Кантор, Марвин (1983). Средневековые славянские жития святых и князей (PDF) . Анн-Арбор: Мичиганский университет.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Бетти, Маддалена (2013). Создание христианской Моравии (858-882): папская власть и политическая реальность . Лейден-Бостон: Брилл. ISBN 9789004260085 .
- Боба, Имре (1971). Пересмотр истории Моравии: новая интерпретация средневековых источников . Волосы: Мартинус Нийхофф. ISBN 9789024750412 .
- Боулус, Чарльз Р. (1995). Франки, моравцы и мадьяры: борьба за Средний Дунай, 788–907 гг . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9780812232769 .
- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Киршбаум, Станислав Дж. (1995). История Словакии: борьба за выживание (1-е изд.). Бейзингсток: Макмиллан. ISBN 9780333620793 .
- Соммер, Петр; Тршештик, Душан; Жемличка, Йозеф; Опачич, Зоя (2007). «Богемия и Моравия». Христианизация и возникновение христианской монархии: Скандинавия, Центральная Европа и Русь около 900–1200 гг. (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 214–262. ISBN 9781139468367 .
- Шкварна, Душан; Бартл, Юлиус; Чичай, Уильям; Кохутова, Мария; Летц, Роберт; Сегеш, Владимир (2002). Словацкая история: хронология и лексика . Воконда: Издательство Больчази-Кардуччи. ISBN 9780865164444 .
- Власто, Алексис П. (1970). Вхождение славян в христианский мир: Введение в средневековую историю славян . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521074599 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барфорд, Пол М. (2001). Ранние славяне: культура и общество в раннесредневековой Восточной Европе . Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN 0801439779 .
- Дворник, Фрэнсис (1948). Фотианский раскол: история и легенда . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1991) [1983]. Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472081497 .
- Голдберг, Эрик Дж. (2006). Борьба за империю: королевская власть и конфликт при Людовике Немецком, 817–876 гг . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 9780801438905 .
- Лаут, Эндрю (2007). Греческий Восток и Латинский Запад: Церковь 681–1071 гг. н.э. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 9780881413205 .