Jump to content

Архиепископство Моравии

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Небольшой предмет, изображающий Иисуса на кресте.
Серебряный крест из Микульчице (важный центр Моравии)

Архиепископство Моравии ( лат . Sancta Ecclesia Marabensis ) — церковная провинция, созданная Святым Престолом для продвижения христианских миссий среди славянских народов . Ее первый архиепископ, византийский Мефодий , убедил Папу Иоанна VIII санкционировать использование старославянского языка в литургии . Мефодий был рукоположен в архиепископа Паннонии папой Адрианом II по просьбе Коцеля , славянского правителя Паннонии в Восточной Франции , в 870 году.

Назначение Мефодия вызвало резкое сопротивление со стороны баварских прелатов, особенно архиепископа Зальцбургского и епископа Пассау , поскольку миссионеры из их епархий уже десятилетиями вели активную деятельность на территории, отведенной Мефодию, включая Паннонию и Моравию . Мефодий вскоре был схвачен и заключен в тюрьму. Он был освобожден только в 873 году по приказу Папы Иоанна VIII. Он поселился в Моравии, которая в течение следующего десятилетия правления Святополка стала ведущей державой в Центральной Европе . Однако большинство священнослужителей, прибывших из Восточной Франции, были враждебно настроены по отношению к архиепископу, который ввел византийские обычаи и пропагандировал использование народного языка в литургии. Мефодия обвинили в ереси , но он убедил папу в православии своих взглядов. Папа также укрепил позицию Мефодия, заявив, что все священнослужители Моравии, включая недавно рукоположенного епископа Нитры , должны были подчиняться Мефодию в 880 году.

Мефодий умер 6 апреля 885 года. Вичинг , епископ Нитры, который всегда враждебно относился к архиепископу, изгнал его учеников из Моравии. Новый архиепископ не был назначен, и Вичинг, который оставался единственным прелатом, имевшим кафедру в Моравии, поселился в Восточной Франции в начале 890-х годов. Церковная иерархия была восстановлена ​​в Моравии только тогда, когда легаты Папы Иоанна IX рукоположили архиепископа и трех епископов около 899 года. Однако мадьяры оккупировали Моравию в первом десятилетии X века.

Происхождение

[ редактировать ]

Аварский каганат — доминирующая держава Центральной Европы в раннем средневековье. [ 1 ] оказало решающее влияние на образ жизни соседних славянских правителей. [ 2 ] Власть аваров рухнула после того, как в 790-х годах франки начали военные походы на западные территории каганата. [ 3 ] [ 4 ] На синоде, который Карла Великого провел в 796 году сын Пипин , епископы приняли решения по некоторым аспектам миссионерской работы в недавно завоеванной Паннонии . [ 5 ] Они постановили, что местные христиане, правильно крещенные (во имя Троицы ) , не должны перекрещиваться в отличие от тех, кто не принял крещение должным образом. [ 5 ]

Три королевства и соседние регионы
Каролингская империя после ее раздела в соответствии с Верденским договором (843 г.)

Карл Великий разделил недавно завоеванную территорию вдоль реки Драва между епископством Зальцбурга и Патриархатом Аквилеи в 796 или 797 году, при этом Зальцбург получил земли к северу от реки. [ 3 ] Кафедра Зальцбурга стала архиепископством в 798 году с пятью суфражистскими епископствами, включая епархию Пассау . [ 3 ] Особенно активны среди славян Карантании были миссионеры из Зальцбурга ; священнослужители, посланные епископами Пассау, работали преимущественно в Моравии . [ 6 ]

Адальрам , который был архиепископом Зальцбурга между 821 и 836 годами, освятил церковь для Прибины «в своем имении в месте над Дунаем, называемом Нитрава », согласно Conversio Bagoariorum et Carantanorum. [ 7 ] (отчет, написанный около 870 г., о миссионерской деятельности священнослужителей из Зальцбурга). [ 8 ] Историки датируют это событие 828 годом. [ 4 ] и 832, [ 9 ] но Прибина был крещен в Каролингской империи только после того, как Моймир I Моравский изгнал его со своей родины около 833 года. [ 2 ] [ 10 ] Прибина поселился в Паннонии, где в конце 830-х годов получил обширные владения. [ 11 ] [ 12 ] Он тесно сотрудничал с Люпраммом, архиепископом Зальцбургским, который между 850 и 859 годами освящал для него церкви в Мозабурге , Птуе , Пече и других поселениях Паннонии. [ 13 ] [ 14 ]

В Notae de episcopis Pateviensibus записано, что Регинхар, епископ Пассау, «крестил всех моравцев» в 831 году. [ 15 ] Однако 21 год спустя прелаты Восточной Франции все еще считали моравское христианство «грубым». [ 16 ] В « Житии Мефодия» упоминается, что «многие христианские учителя», или миссионеры, прибыли в Моравию «из итальянцев, греков и немцев», которые обучали местных христиан «различными способами». [ 17 ] [ 18 ] В « Житии Константина Философа» подчеркивается, что немецкие миссионеры «не запрещали ни приносить жертвы по древнему обычаю, ни позорные браки ». [ 19 ] [ 20 ]

Преемник Моймира I, Растислав Моравский , племянник Растислава, [ 21 ] Святополк и сын и преемник Прибины Коцель обратились к Святому Престолу с просьбой о «учителе». [ 22 ] в начале 860-х годов, согласно письму Gloria in excelsis Deo , сомнительной подлинности, которое записано в Житии Мефодия и приписывается папе Адриану II . [ 23 ] Даже если сообщение о просьбе славянских князей достоверно, ответа они не получили. [ 24 ] Растислав отправил своих послов к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать миссионеров для обучения местных священников в Моравии. [ 16 ] Действия Растислава показывают, что он хотел уменьшить влияние духовенства Зальцбурга и Пассау в своем королевстве. [ 24 ]

Бородатый мужчина с моделью церкви окружен шестью бородатыми мужчинами.
Константин и Мефодий (будущие святые Кирилл и Мефодий) и их ученики

Растислава двух опытных дипломатов и миссионеров, Константина и Мефодия — сыновей военного офицера из Салоник . Император Михаил III направил ко двору [ 25 ] Братья и их свита прибыли в Моравию в 863 и 864 годах. [ 16 ] [ 26 ] Константин переводил религиозные тексты (сначала Евангелие от Иоанна ) на славянский язык, используя изобретенный им для этой цели алфавит. [ 16 ] [ 27 ] Использование местного языка позволило миссионерам ускорить обучение местных священников. [ 16 ] Однако это противоречило трехъязычию – признанию латыни, греческого и иврита священными языками – которое было доминирующей точкой зрения в Западной Европе . [ 28 ]

Через три или четыре года после прибытия Константин и Мефодий покинули Моравию, чтобы добиться хиротонии своих учеников, так как не знали, какой епископ может рукополагать священников во владениях Растислава. [ 29 ] [ 30 ] Во время путешествия они провели некоторое время в Паннонии (в юрисдикции архиепископов Зальцбургских) и обучали «славянской грамоте». [ 31 ] местному правителю Коцелю и пятидесяти новым студентам. [ 29 ] Из Паннонии они направились в Венецию , где «епископы, священники и монахи собрались против [Константина], как вороны против сокола », [ 31 ] осуждая употребление славянского богослужения, но Константин защищал свою позицию, особенно ссылаясь на Первое послание апостола Павла к Коринфянам . [ 32 ] [ 33 ] Он заявил, что необразованные славяне не смогли бы понять основные понятия христианства, если бы оно было им представлено на чужом языке. [ 33 ]

Узнав о деятельности братьев, папа Николай I вызвал их в Рим. [ 32 ] Он либо хотел помешать им вернуться в Византийскую империю из-за своего конфликта с Фотием , Константинопольским патриархом , либо решил воспользоваться миссионерской деятельностью братьев, чтобы воспрепятствовать расширению Зальцбургской кафедры. [ 34 ] К тому времени, когда Константин и Мефодий прибыли в Рим в начале 867 года, папа Николай умер, но его преемник, папа Адриан II , санкционировал использование книг, которые Константин перевел на славянский язык. [ 35 ] Маддалена Бетти предполагает, что Папа рассматривал славянский язык как средство обучения, ограничивая его использование миссионерской деятельностью. [ 35 ] По приказу Папы некоторые ученики Константина и Мефодия были рукоположены в священники или чтецы . [ 33 ]

Константин умер в Риме 14 февраля 869 года, на смертном одре уговаривая брата не оставлять миссию среди славян. [ 36 ] [ 37 ] Коцель отправил своих послов в Рим с просьбой к Папе Адриану II отправить Мефодия в Паннонию. [ 37 ] В письме Gloria in excelsis Deo , адресованном Растиславу, Святополку и Коцелю, папа сообщил трем славянским правителям, что он назначил Мефодия папским легатом для продолжения миссии в их владениях. [ 23 ] Папа также санкционировал использование славянской литургии. [ 37 ] Мефодий прибыл в Паннонию летом или осенью 869 года. [ 37 ]

Мефодий, епископ кафедры святого Андроника

[ редактировать ]
Длинноносый лысый мужчина
Папа Адриан II , посвятивший Мефодия в епископы.

В ответ на требование Коцеля Мефодий вернулся в Рим, где он был «посвящен в епископство Паннонии, на престол святого Андроника , Апостола семидесяти ». [ 38 ] в начале 870 г. [ 36 ] [ 39 ] [ 40 ] Большинство историков отождествляют резиденцию святого Андроника с Сирмиумом (недалеко от современной Сремска-Митровицы в Сербии ), но ни один первоисточник не связывает Сирмиум с апостолом. [ 41 ] Если кафедра Мефодия была идентична Сирмию, его назначение показывает, что папа хотел укрепить свою власть в западных регионах Балканского полуострова, поскольку Сирмий был центром церкви в Иллирийской епархии в Римской империи. [ 42 ] В начале 870-х годов в папской переписке Мефодий упоминался как епископ или архиепископ - «епископ, посланный Апостольским Престолом» или «архиепископ Паннонии, апостольский легат», без указания его кафедры. [ 43 ] Мефодий был назначен архиепископом, но ни один епископ-суфражист не был рукоположен на служение под его началом. В этом не было ничего беспрецедентного: святой Бонифаций был назначен «архиепископом провинции Германия» аналогичным образом в 732 году. [ 44 ]

Возведение Мефодия на епископство в Риме зафиксировано в славянских источниках (в том числе в его Житии и Похвале Кириллу и Мефодию ), но не упоминается в документах Папы Адриана. [ 45 ] Историк Маддалена Бетти говорит, что отсутствие римских источников подразумевает, что переговоры о назначении Мефодия между Святым Престолом и Коцелем велись конфиденциально, поскольку папа не хотел вступать в конфликт с Людовиком Немецким , королем Восточной Франции, который предпринимал попытки утвердить свою власть над соседними славянскими правителями. [ 46 ] Хотя папа удовлетворил . просьбу Коцела, ни один папский посланник не сопровождал Мефодия обратно в Паннонию [ 47 ] Назначение Мефодия поставило под угрозу интересы Зальцбургской кафедры, игнорируя ее юрисдикцию в владениях Коцеля. [ 48 ] Чтобы защитить позицию Зальцбурга, священнослужители архиепархии составили Conversio Bagoariorum et Carantanorum , в котором подчеркивалась роль миссионеров из Зальцбурга в обращении Баварии, Карантании и Паннонии около 870 года. [ 49 ] [ 8 ] В документе Мефодий упоминается как «некий грек», но не упоминается о его назначении на епископство. [ 50 ]

Итак, с того времени, как народом восточной Паннонии по приказу [Карла Великого] стали управлять епископы Зальцбурга, прошло семьдесят пять лет до настоящего времени, в течение которых ни один епископ, откуда бы то ни было, не владел церковной юрисдикции в этом регионе, за исключением епископа Зальцбурга, и ни один священник из какого-либо другого места не осмелился служить там более трех месяцев, прежде чем он представил епископу свое поручение. Там это практиковалось до тех пор, пока не возникло новое учение философа Мефодия.

Незадолго до 14 мая 870 г. Святополк захватил своего дядю Растислава и передал его франкам. [ 52 ] Растислав был приговорен к тюремному заключению в Регенсбурге , и франки оккупировали его королевство. [ 36 ] В «Житии Мефодия» описан спор Мефодия со «всеми архиереями». [ 38 ] Епископы обвинили его в незаконной работе на их территории. Мефодий опроверг это обвинение, заявив, что Папа разрешил ему работать на территории, незаконно отнятой епископами у Святого Престола. [ 53 ] Епископы «сослали Мефодия в Швабию » [ 54 ] и заключил его в тюрьму. [ 53 ]

Воспользовавшись восстанием, Святополк в 871 году изгнал франкские войска из Моравии. [ 52 ] [ 21 ] Папа Иоанн VIII, сменивший Адриана II 14 декабря 872 года, вскоре начал поиски Мефодия. [ 55 ] Узнав о суде над Мефодием, Папа отправил своего легата Павла, епископа Анконского , в Восточную Францию, требуя освобождения Мефодия в своих письмах, адресованных Людовику Немецкому и трем баварским прелатам. [ 56 ] [ 57 ] Папа осудил Адалвина, архиепископа Зальцбургского за изгнание Мефодия, и Эрманриха, епископа Пассау, за его захват перед судом, предполагая, что Мефодий действовал на территориях, на которые претендовали два прелата. [ 58 ] Папа наложил интердикт на их епархии, запретив служение мессы, пока Метод находился в плену. [ 59 ] Папа Иоанн также направил письма Святополку, Коцелю и Мутимиру Сербскому . [ 60 ] В письмах папа упоминает епископство Мефодия как «Паннонскую епархию» и заявляет, что владения трех славянских правителей включены в епархию Метода. [ 58 ] По словам Маддалены Бетти, это обозначение «имеет мало отношения к реальному географическому контексту Мефодианской епархии», папа лишь хотел подчеркнуть право Святого Престола против баварских прелатов на этой территории. [ 58 ]

Мефодий был освобожден в мае 873 года. [ 56 ] Он отправился в Моравию, потому что папа Иоанн VIII попросил Святополка защитить его интересы. [ 59 ] Примерно в то же время Папа поручил Мефодию читать Послание и Евангелие на латыни или греческом языке, прежде чем повторять их на родном языке, но в остальном поддерживал использование славянского языка в литургии. [ 61 ] Святополк и его подданные приняли Мефодия и «поручили ему все церкви и духовенство во всех городах». [ 54 ] по житию Мефодия . [ 62 ] В последующие годы, как подчеркивалось в Житии Мефодия , «моравцы стали расти и размножаться, а язычники уверовать в истинного Бога... [и] Моравская провинция стала гораздо больше расширяться во все земли и успешно победить своих врагов». [ 54 ] [ 63 ] [ 64 ] Расширение владений Святополка способствовало росту церковной провинции Мефодия. [ 65 ] Например, в житии Мефодия упоминается «очень могущественный языческий князь», который «поселился на Висле и начал издеваться над христианами и творить зло». [ 54 ] но Святополк вторгся в его страну и заставил его креститься. [ 66 ] [ 63 ]

Большинство священнослужителей во владениях Святополка, особенно выходцев из Баварии, оставались враждебно настроенными по отношению к Мефодию. [ 62 ] Святой Престол также был проинформирован о своем неповиновении архиепископу. [ 62 ] Они обвинили Мефодия в ереси за то, что он не употребил фразу filioque («и от Сына ») при чтении Никейского Символа веры . [ 67 ] Баварские священнослужители убедили Святополка усомниться в православии Мефодия. [ 67 ] [ 68 ] По просьбе Святополка папа Иоанн VIII вызвал Мефодия в Рим для ответа на обвинения. [ 67 ]

Архиепископия Моравии

[ редактировать ]

Мефодий быстро убедил папу в правоверности своих взглядов в начале 880 года. [ 52 ] [ 67 ] В июне 880 года папа Иоанн VIII сообщил Святополку о подтверждении православия Мефодия в апостольском письме , известном как Industriae tuae . [ 69 ] Папа также подтвердил положение Мефодия как архиепископа и определил территорию его архиепископства, связав его с царством Святополка. [ 52 ] [ 70 ] Иоанн VIII прямо заявил, что все «священники, дьяконы или духовенство любого сана, будь то славяне или какой-либо народ, проживающие в пределах» царства Святополка, должны быть «подчинены и послушны во всем» Мефодию. [ 71 ] Он также приказал, чтобы мессы на латыни, если он того попросит, но в остальном подтвердил ограниченное использование славянского языка в литургических целях. Святополк служил [ 72 ]

В письме папа не упомянул Паннонскую епархию, вместо этого назвал Мефодия архиепископом Santa ecclesia Marabensis («Святой церкви Марабы»). [ 70 ] Изменение терминологии предполагает, что в этом случае Святой Престол учредил территориально определенное архиепископство в Моравии (или «Марабе»), согласно широко принятой научной теории. [ 70 ] [ 73 ] В отличие от этой точки зрения, историк Имре Боба говорит, что терминология не изменилась, новое название лишь отражает народную форму «Мараба» названия кафедры Мефодия, Сирмий. [ 74 ] Прямых доказательств того, что Сирмий когда-либо назывался «Мараба», нет. [ 75 ]

Папа Иоанн VIII посвятил швабского монаха Вихинга в епископа Нитры , приказав ему быть послушным Мефодию. [ 76 ] [ 77 ] В письме, написанном примерно 20 лет спустя, Дитмар I, архиепископ Зальцбургский , и его суфражистки заявили, что Папа Иоанн рукоположил вичингского епископа по просьбе Святополка, отправив нового епископа «новокрещеному народу, который [Святополк] победил в войне и обратился из язычества в христианство». [ 78 ] Папа Иоанн VIII также призвал Святополка послать «еще одного полезного священника или диакона» с согласия Мефодия в Рим для рукоположения «в епископа в другую церковь, в которой [Святополк] увидит, что необходима епископская забота». [ 79 ] Последний текст показывает, что Святой Престол признал право Святополка определять церковное управление своим королевством, предоставив ему особую привилегию, беспрецедентную в других христианских монархиях за пределами Каролингской империи. [ 80 ]

Подтверждение позиции Мефодия папой не положило конец его конфликтам с немецкими священнослужителями. [ 81 ] Вичинг даже пытался подделать документы, чтобы убедить Святополка в том, что Папа сделал его архиепископом и запретил использование народного языка в литургии. [ 82 ] По просьбе Мефодия папа Иоанн VIII направил Моравии новое апостольское письмо, подтвердив свои прежние решения. [ 82 ] Мефодий посетил Константинополь в 881 году. [ 83 ] [ 84 ] После своего возвращения в 882 году он посвятил себя переводу Библии. [ 83 ] [ 84 ] Однако его конфликт с Вичингом продолжился, и Мефодий отлучил от церкви свою непокорную суфражистку. [ 83 ] [ 84 ] Однако Мефодий умер 6 апреля 885 года, но только после того, как он назначил своим преемником своего моравского ученика Горазда. [ 83 ] [ 85 ]

Вичинг уехал в Рим незадолго до или сразу после смерти Мефодия. [ 83 ] [ 85 ] Он убедил Папу Стефана V , что Мефодий проигнорировал приказ Папы Иоанна VIII, убедив Папу послать новое послание Святополку. [ 85 ] В своем письме Quia te zelo Стефан V запретил славянскую литургию, одобрил включение фразы filioque в Символ веры и выразил неодобрение субботнему посту, который был обычной практикой в ​​Византийской Церкви. [ 85 ]

Вскоре после возвращения в Моравию Вичинг попытался убедить Горазда, Климента , Ангелара и других ведущих учеников Мефодия принять приказы папы. [ 86 ] Поскольку они отказались подчиниться, Вичинг схватил их и заключил в тюрьму, а позже (до прибытия папского легата) с одобрения Святополка изгнал из Моравии. [ 86 ] [ 87 ] Наум и некоторые другие ученики были проданы еврейским работорговцам, которые выкупили их в Венецию. [ 86 ] Однако Вичинг так и не стал архиепископом. [ 83 ] После того, как он вступил в конфликт со Святополком и бежал в Восточную Францию ​​между 891 и 893 годами, церковь в Моравии осталась без епископа. [ 83 ] [ 87 ]

Святополк умер в 894 году, и его империя начала распадаться, особенно после того, как около 895 года мадьяры поселились в Карпатском бассейне. [ 88 ] Сын Святополка, Моймир II Моравский , обратился к Папе Иоанну IX в 898 или 899 году с просьбой восстановить церковную иерархию в Моравии. [ 88 ] Папа согласился и отправил трех своих легатов в Моравию, которые рукоположили архиепископа и трех епископов-суфражистов. [ 87 ] [ 89 ] Ни имена четырех прелатов, ни их кафедры не были записаны. [ 89 ] Баварские прелаты — архиепископ Зальцбургский Дитмар и его суфражистки — протестовали против действий папских легатов. [ 89 ] [ 90 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Шварна и др. 2002 , с. 18.
  2. ^ Jump up to: а б Зоммер и др. 2007 , стр. 219.
  3. ^ Jump up to: а б с Власто 1970 , с. 18.
  4. ^ Jump up to: а б По данным Шварны и др. 2002 , с. 19.
  5. ^ Jump up to: а б Боулус 1995 , с. 56.
  6. ^ Власто 1970 , стр. 21–22.
  7. ^ Боулус 1995 , с. 105.
  8. ^ Jump up to: а б Короткое 2006 , с. 95.
  9. ^ Власто 1970 , с. 24.
  10. ^ Киршбаум 1995 , стр. 25–26.
  11. ^ Короткий 2006 , с. 133.
  12. ^ Киршбаум 1995 , с. 26.
  13. ^ Боулус 1995 , стр. 106–107.
  14. ^ Короткий 2006 , с. 134.
  15. ^ Бетти 2013 , с. 144.
  16. ^ Jump up to: а б с д и Зоммер и др. 2007 , стр. 222.
  17. ^ Офис 1983 , с. 111.
  18. ^ Власто 1970 , с. 27.
  19. ^ Офис 1983 , с. 69.
  20. ^ Зоммер и др. 2007 , стр. 221.
  21. ^ Jump up to: а б Киршбаум 1995 , с. 28.
  22. ^ Офис 1983 , с. 115.
  23. ^ Jump up to: а б Бетти 2013 , стр. 54–55.
  24. ^ Jump up to: а б Киршбаум 1995 , с. 27.
  25. ^ Власто 1970 , стр. 28, 32–36.
  26. ^ Власто 1970 , с. 28.
  27. ^ Власто 1970 , с. 36.
  28. ^ Власто 1970 , стр. 44–45.
  29. ^ Jump up to: а б Бетти 2013 , с. 61.
  30. ^ Власто 1970 , с. 48.
  31. ^ Jump up to: а б Офис 1983 , с. 71.
  32. ^ Jump up to: а б Бетти 2013 , с. 62.
  33. ^ Jump up to: а б с Власто 1970 , с. 51.
  34. ^ Бетти 2013 , стр. 62–63.
  35. ^ Jump up to: а б Бетти 2013 , с. 67.
  36. ^ Jump up to: а б с По данным Шварны и др. 2002 , с. 20.
  37. ^ Jump up to: а б с д Власто 1970 , с. 66.
  38. ^ Jump up to: а б Офис 1983 , с. 117.
  39. ^ Боулус 1995 , стр. 162–163.
  40. ^ Бетти 2013 , с. 88.
  41. ^ Бетти 2013 , стр. 192, 199.
  42. ^ Власто 1970 , с. 67.
  43. ^ Бетти 2013 , стр. 180–181.
  44. ^ Власто 1970 , стр. 68, 339.
  45. ^ Бетти 2013 , стр. 65, 73, 105.
  46. ^ Бетти 2013 , стр. 106–107.
  47. ^ Бетти 2013 , с. 106.
  48. ^ Боулус 1995 , с. 163.
  49. ^ Боулус 1995 , с. 164.
  50. ^ Боулус 1995 , с. 153.
  51. ^ Бетти 2013 , с. 161
  52. ^ Jump up to: а б с д По данным Шварны и др. 2002 , с. 21.
  53. ^ Jump up to: а б Власто 1970 , с. 69.
  54. ^ Jump up to: а б с д Офис 1983 , с. 119.
  55. ^ Боулус 1995 , с. 168.
  56. ^ Jump up to: а б Власто 1970 , с. 70.
  57. ^ Бетти 2013 , с. 133.
  58. ^ Jump up to: а б с Бетти 2013 , с. 149.
  59. ^ Jump up to: а б Бетти 2013 , с. 135.
  60. ^ Бетти 2013 , стр. 133, 136.
  61. ^ Власто 1970 , с. 340.
  62. ^ Jump up to: а б с Бетти 2013 , с. 147
  63. ^ Jump up to: а б Боулус 1995 , с. 196.
  64. ^ Бетти 2013 , с. 151
  65. ^ Бетти 2013 , с. 152.
  66. ^ Бетти 2013 , стр. 78–79.
  67. ^ Jump up to: а б с д Власто 1970 , с. 73.
  68. ^ Бетти 2013 , с. 167
  69. ^ Бетти 2013 , стр. 162–164.
  70. ^ Jump up to: а б с Бетти 2013 , с. 165
  71. ^ Бетти 2013 , стр. 165–166.
  72. ^ Власто 1970 , с. 74.
  73. ^ Зоммер и др. 2007 , стр. 223.
  74. ^ Боба 1971 , стр. 91, 96.
  75. ^ Бетти 2013 , с. 31.
  76. ^ Бетти 2013 , с. 182
  77. ^ Киршбаум 1995 , с. 32.
  78. ^ Боулус 1995 , стр. 194, 337.
  79. ^ Бетти 2013 , с. 192.
  80. ^ Бетти 2013 , стр. 190, 192.
  81. ^ Власто 1970 , стр. 74–75.
  82. ^ Jump up to: а б Власто 1970 , с. 75.
  83. ^ Jump up to: а б с д и ж г Киршбаум 1995 , с. 33.
  84. ^ Jump up to: а б с Власто 1970 , с. 77.
  85. ^ Jump up to: а б с д Власто 1970 , с. 81.
  86. ^ Jump up to: а б с Власто 1970 , с. 82.
  87. ^ Jump up to: а б с Зоммер и др. 2007 , стр. 224.
  88. ^ Jump up to: а б Власто 1970 , с. 83.
  89. ^ Jump up to: а б с Киршбаум 1995 , с. 34.
  90. ^ Власто 1970 , с. 84, 344.

Источники

[ редактировать ]

Первоисточники

[ редактировать ]
  • Кантор, Марвин (1983). Средневековые славянские жития святых и князей (PDF) . Анн-Арбор: Мичиганский университет.

Вторичные источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8b89fc933ec58e2000778497dd89c04__1694574180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/04/d8b89fc933ec58e2000778497dd89c04.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Archbishopric of Moravia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)