Фотианский раскол
Фотианский раскол — четырехлетний (863–867) раскол между кафедрами Рима епископскими и Константинополя . Речь шла о праве византийского императора низлагать и назначать патриарха без одобрения папства .
В 857 году Игнатий был низложен или вынужден уйти с поста Константинопольского патриарха при византийском императоре Михаиле III по политическим причинам. В следующем году его сменил Фотий . Папа Николай I , несмотря на прежние разногласия с Игнатием, возражал против того, что он считал неправильным низложением Игнатия и возвышением на его место мирянина Фотия. После того, как его легаты превысили свои инструкции в 861 году, подтвердив возвышение Фотия, Николай отменил свое решение в 863 году, отлучив Фотия от церкви.
Ситуация оставалась такой же до 867 г. Запад посылал в Болгарию миссионеров . В 867 году Фотий созвал собор и отлучил Николая и всю западную Церковь . В том же году высокопоставленный придворный Василий I узурпировал императорский престол у Михаила III и восстановил Игнатия в должности патриарха. После смерти Игнатия в 877 году Фотий был возвращен, но соглашение между ним и папой Иоанном VIII предотвратило второй раскол. Фотий был снова свергнут в 886 году и провел годы в отставке, осуждая Запад за его предполагаемую ересь.
Главной проблемой были претензии папы на юрисдикцию на Востоке, а не обвинения в ереси. [1] Раскол возник в основном как борьба за церковный контроль над южными Балканами и из-за личного конфликта между главами двух кафедр. [2] Оба из них были избраны в 858 году, и правление обоих закончилось в 867 году. Таким образом, Фотианский раскол отличался от того, что произошло в 11 веке, когда Папа отлучил константинопольского патриарха от церкви на том основании, что он потерял эту власть из-за ереси. [1] Фотианский раскол на протяжении веков способствовал поляризации Востока и Запада, частично из-за ложного, но широко распространенного убеждения во втором отлучении Фотия от церкви.
Фон
[ редактировать ]Незадолго до 858 года Византийская империя вышла из периода смуты и вступила в период относительной стабильности после кризиса, связанного с византийским иконоборчеством . В течение почти 120 лет, с 720 по 843 год, византийцы вели войну друг с другом из-за легитимности религиозного искусства, в частности, представляло ли это искусство идолопоклонство или просто законное почитание, причем только последнее было приемлемо в соответствии с христианскими стандартами. Императоры обычно принимали сторону иконоборцев, которые, в отличие от иконопочитателей, считали такие изображения идолопоклонническими. [3] Ситуация достигла апогея в 832 году, когда император Феофил издал указ, запрещающий «поклонение» идолам в Римской империи. Ряд людей, в том числе монахи и епископы, были заключены в тюрьму после того, как было обнаружено, что они создали священные изображения или написали в свою защиту. В 842 году Феофил умер. [4] Ему наследовала его жена Феодора , которая в 843 году восстановила иконопочитание. Сначала она была против восстановления, но ее мнение изменили евнух Феоктист и его родственник магистр Сергий. [5]
Период после иконоборчества был в целом мирным, но не совсем спокойным. Патриарх Мефодий I принимал в Церкви бывших иконоборцев при условии, что они откажутся от своей ереси. Ему противостояли некоторые «экстремистски настроенные» монахи, в частности из монастыря Студиос . Мефодий отлучил многих из них перед своей смертью в 847 году. [6] За его преемство велась напряженная борьба. Выборы завершились избранием монаха Игнатия , который занял жесткую позицию в отношении чиновников империи, которые были или остаются иконоборцами. [7]
В одном случае архиепископ Григорий Асбеста посетил нового Патриарха перед его коронацией, чтобы воздать ему должное. После этого Игнатий сказал Григорию, что, поскольку он, подозреваемый в иконоборчестве, не был формально оправдан, он не может присутствовать на церемонии коронации. Григорий выбежал из церкви и впоследствии был отлучен от церкви на синоде за ересь и непослушание. В 853 году он выразил протест папе Льву IV . По неясным причинам Святой Престол позволил продолжить его дело во время правления преемника Льва, Папы Бенедикта III . Более того, Григорий и несколько других епископов были осуждены на синоде, созванном Игнатием без согласия папы. Предыдущие патриархи консультировались с епископом Рима, прежде чем созвать синод епископов. Лев жаловался на это в письме Патриарху. [8] Другое обвинение, выдвинутое врагами Игнатия, заключалось в том, что, поскольку он не был избран синодом и впоследствии утвержден местным императором, а просто был назначен Феодорой, он не был истинным патриархом. Лазарь, посланник Игнатия в Риме, изо всех сил пытался опровергнуть это обвинение, которое, казалось, вызвало у папы интерес к византийским делам. [9]
Начало
[ редактировать ]Изгнание Игнатия
[ редактировать ]Первоначально раскол был вызван проблемами в византийском дворе. Михаил III стал императором в молодом возрасте, а его мать Феодора была регентшей. [10] Его дядя Варда был влиятельным советником. Церковный закон запрещал пародировать священные литургии, но молодой император приказал их совершать для своего развлечения. Бывшие придворные чиновники показали на Четвертом Константинопольском соборе (869–870 гг.), что их заставляли участвовать в этих ложных церемониях. Тем временем Бардаса обвинили в инцесте с невесткой. Из-за этого обвинения Игнатий публично отказал ему в Евхаристии в соборе Святой Софии , главном церковном сооружении Константинополя, поставив себя в открытую оппозицию императорскому двору. [11]
Бардас активизировал свои попытки консолидировать власть. В 855 году он приказал убить Феоктиста. Вскоре после этого он, вступив в сговор с Михаилом-подростком, обвинил Феодору в интригах и, поскольку убивать членов императорской семьи считалось неуместным, сослал ее в монастырь. Свержение Феодоры сделало его фактическим правителем. Вард просил или требовал, чтобы Игнатий одобрил изгнание Феодоры. Игнатий был назначен на свою должность Феодорой и, видимо, из лояльности к ней, отказался дать свое согласие. [12] Несколько сторонников Игнатия организовали заговор с целью убийства Варды; они были обнаружены и обезглавлены на ипподроме . После того, как это произошло, человек по имени Гевеон заявил, что он сын Феодоры и законный царь. Вокруг него сплотились многие сторонники Игнатия. Его отдали под суд, и его защиту взял на себя Игнатий. Он проиграл дело, и Гебеон был казнен. Затем Игнатий был обвинен в государственной измене и сослан на остров Седеф в Мраморном море в июле 857 года. [13]
Ведутся острые споры по поводу того, отказался ли Игнатий от патриархата. Если бы он это сделал, его решение технически было бы действительным, тогда как если бы он отказался, это было бы не так. Современные источники содержат некоторые противоречия. Никита Пафлагион, современник и ярый сторонник Игнатия, настаивает на том, что он не подал в отставку. Он утверждает, что от него несколько раз требовали отставки, но каждый раз он отказывался, даже когда влиятельный придворный чиновник Фотий угрожал его жизни по наущению Асбеста. [14] Собор 869 г., осуждая Фотия, поддерживает его утверждение. Другой современный источник, известный как « Житие святого Евфимия», противоречит этому, утверждая, что Игнатий действительно подал в отставку, «решение, в котором он уступил частично своим собственным предпочтениям, а частично внешнему давлению». Фрэнсис Дворник в своей истории Фотийского раскола 1948 года бросает вызов давнему утверждению Запада о том, что Игнатий был свергнут. В качестве доказательства он указывает на то, что Никита прямо не говорил о том, что он низложен, а только о том, что он не подал в отставку. Однако он говорит, что давление на него, должно быть, было огромным. [15]
Выборы Фотия
[ редактировать ]Состоялся синод для решения вопроса о замене Игнатия. Асбеста был вероятным кандидатом, но он был слишком партийной фигурой, чтобы способствовать миру. Вместо этого епископы остановили свой выбор на Фотии. Фотий происходил из известной византийской семьи, имевшей репутацию ортодоксального человека. Его дядя Тарасий был назначен патриархом иконопочитательницей императрицей Ириной Афинской , служившей с 784 по 806 год. Тарасий созвал Второй Никейский собор , осудивший иконоборчество. Решив не становиться монахом и вместо этого заняться мирской карьерой, он стал влиятельным соратником Варды. [16] Он был глубоким ученым с разнообразными интересами и широким спектром знаний. [17]
Фотий был спешно пострижен в монахи 20 декабря 858 года и в последующие четыре дня последовательно рукоположен в сан чтеца, иподиакона, диакона и священника. Его сделали патриархом в день Рождества. [18] Такое быстрое возвышение противоречило западным каноническим правилам, но не имело прецедента в Константинополе. [19] Одним из хиротонирующих епископов был Асбест. [20]
Правление Фотия и папское вмешательство
[ редактировать ]В правление Фотия I сразу же начались неприятности. Когда некоторые епископы и большинство монастырей (особенно монастыря Студиона) отказались признать его, Фотий в 859 году провел синод, на котором объявил Игнатия больше не патриархом. [21] Он запретил кому-либо принимать участие в демонстрациях против императора. Он якобы арестовал нескольких епископов, которые были верны Игнатию. [22] Сторонники Игнатия обратились за помощью к папе Николаю I. [10] Несмотря на трудности, с которыми папство столкнулось в связи с Игнатием, Папа категорически не одобрял то, что он считал неправильным характером его очевидного низложения. [23] Сначала он колебался, но в конце концов отправил делегацию в Константинополь, чтобы разобраться в этом вопросе. В его состав входили два легата : епископы Радоальд Порту и Захарий Ананьи. [10]
Папа написал Фотию, выражая удовлетворение его ортодоксальным исповеданием веры. Он упрекнул его поспешное неканоническое посвящение, но пообещал, что, если расследование легатов поведения Игнатия подтвердит выдвинутые обвинения, он примет Фотия патриархом, оставив решение за собой. [24] Легаты присутствовали на совете , который состоялся в мае 861 года. Епископы знали, что им было поручено только сообщить о своих выводах Риму, а не принимать какого-либо окончательного решения. Тем не менее Фотий отказался вновь созвать совет, если на месте не будет принято решение легатов о действительности его должности. Они согласились, якобы путем подкупа, признать Фотия патриархом. [25] Превысив свои полномочия и, возможно, под давлением императорского двора, они не подчинились их указаниям. [26] Фотий, по-видимому, также использовал лесть, чтобы убедить их принять решение. В одной из своих проповедей, предположительно произнесенной в присутствии легатов, он сказал:
Петр, отрекшийся от своего господина на допросе служанки и заявивший под присягой, что не знает Его, и хотя и был уличен в лжесвидетельстве, но слезами своими так тщательно очистил скверну своего отречения, что не был лишен быть глава апостольской кафедры, и был утвержден как основание Церкви, и провозглашен Истиной ключеносцем Царства Небесного. [27]
Византийское богословие имело тенденцию приуменьшать роль Папы. В лучшем случае оно признало папу первым среди равных . Восточные христиане отвергли его способность в одностороннем порядке определять догмы или иметь больший материальный авторитет, чем другие епископы. [28]
Дворник отмечает, что собор стал первым случаем, когда Восток признал право Запада судить византийского патриарха. [29] Тем не менее Николай I в конце концов отрекся от выбора легатов. [2] В 863 году он провел собственный синод в Риме, который аннулировал протоколы синода 861 года в Константинополе, осудил Фотия и восстановил Игнатия. [30] При этом он утверждал, что ни один совет или синод не может быть созван без разрешения папы. [31] Легаты были вызваны к Папе, чтобы ответить за свое неповиновение. Закари признался Папе, что превысил свои полномочия, и был прощен. Радоальд отказался предстать перед Папой, был осужден в 864 году и ему угрожали анафемой, если он когда-нибудь снова попытается вступить в контакт с Фотием. [32]
Болгария и осложнение Рима
[ редактировать ]После того, как Николай вынес решение против него, Фотий отказался реагировать. Он хранил молчание, не осуждая Папу открыто и не ведя себя так, как будто что-то произошло. [33] Михаил отправил Николаю резкое письмо с критикой папского первенства и использования латинского языка. В ответе Николай решительно защищает превосходство Рима как единственной юрисдикции, имеющей непреложные претензии на апостольскую традицию. Затем он пригласил Игнатия и Фотия приехать в Рим, чтобы обсудить свои дела или послать для этой цели доверенных лиц. [34] Но на этом этапе вспыхнуло соперничество по отношению к булгарам . Хан Борис I сражался с византийцами в короткой войне, в результате которой он капитулировал, обратился в христианство и пообещал обратить свой народ. Получив от Фотия отказ в назначении отдельного патриарха для этих новых христиан, Борис пригласил латинских миссионеров. [35] [34] Делегацию возглавил епископ Порту , будущий папа Формоз , активно пытавшийся обратить население в латинское христианство. Он осуждал византийские обычаи церковного брака, употребление квасного хлеба вместо опресноков в Евхаристии и отсутствие филиокве в Никейском Символе веры . [23] [36] Миссия была встречена с большим успехом. [37] Борис просил сделать Формоза болгарским архиепископом. Однако Николай отозвал его в Рим. [38] Формоз все еще служил епископом Порту. Каноническое право запрещало кому-либо служить епископом в двух епархиях одновременно, и Николай не желал освобождать его от низших обязанностей и повышать в должности. [36] Историк Иоганн Петер Кирш предположил, что он рассматривал Формоза как соперника. [39]
В 867 году Фотий напал на этих латинских миссионеров за добавление филиокве к Символу веры. Он не выдвигал этого обвинения против Западной Церкви в целом, а тем более против Рима, который в то время не принял этого дополнения к Символу веры. Только в конце XIII века, когда филиокве заняло центральное место в византийской полемике, его аргументы были приняты, и до тех пор мало кто ссылался на них. [1] [40]
Filioque буквально означает «и от Сына». В контексте Никейского Символа веры имелось в виду утверждение, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Запад считал, что этот термин богословски обоснован и что Папа, как наместник Христа и преемник святого Петра , имел право добавить его в Символ веры, если пожелает. Восток отверг обе точки зрения. Доктринальный вопрос об отношениях между тремя лицами Святой Троицы в конечном итоге часто оказывался подчиненным более личному и политически важному вопросу о том, имел ли Папа право вообще что-либо добавлять к Символу веры без согласия других епископов. . [41]
Болгарский хан Борис I еще больше осложнит отношения между Римом и Константинополем, обратившись к папе Николаю. Фотий знал о подходах Бориса и стремился облегчить ему мысли о том, как быть христианским лидером, написав ему длинное письмо под названием «Об обязанностях князя». Борис также задал Папе 115 вопросов, на которые Папа Николай ответил в Responsa Nicolai papae I. ad Consulta Bulgarorum («Ответы Папы Николая I на вопросы булгар»). Однако из-за отказа Папы назначить Формоза архиепископом Болгарии, хан вновь обратился к Византии, которая предоставила Болгарии автокефалии статус во время Четвертого Константинопольского Собора . [42] В 865 году Борис принял крещение под именем Михаил , в честь византийского императора. [43]
Севернее Болгарии, в Великой Моравии , славянский князь попросил Фотия прислать в его юрисдикцию византийских миссионеров. Фотий отправил делегацию во главе с братьями Кириллом и Мефодием . [44] В конце концов, они встали на сторону Запада против Фотия после того, как папа Адриан II разрешил им использовать славянскую литургию . только что изобретенную ими [45] В 866 году Михаил вступил в сговор с Василием I с целью убить Варду, утверждая, что тот планировал занять пост императора. [35] Затем Василий был назначен соправителем. [10]
С одобрения императора, опасавшегося продвижения франков близко к его столице, Фотий пригласил патриархов Александрии, Антиохии и Иерусалима встретиться в Константинополе и высказать свое мнение по поводу «вторжения» в Болгарию. [46] Синод 867 года предпринял серьезный шаг, осудив Папу Николая как еретика и объявив его низложенным. [47] Он был отлучен от церкви вместе со всеми, кто следовал за ним, то есть, предположительно, имела в виду всю Церковь Запада . [48]
Заключение
[ редактировать ]Николай умер в ноябре 867 года, прежде чем известие об этом поступке достигло Рима. [49] В 867 году Василий убил Михаила и низложил Фотия, заменив его в конце года изгнанным Игнатием. Формально Игнатий не примирился с Западом, но принял меры против Фотия, чтобы угодить Западу. [10] Четвертый Константинопольский собор, состоявшийся в 869–870 гг., заявил, что «Фотий никогда не был епископом», тем самым аннулировав все его действия. Он был осужден за «дьявольские и мошеннические действия на синоде 867 года», а также за «клеветнические сочинения» против Папы. Собор, помня, как Фотий пришел к власти, объявил, что ни один человек не может быть возведен в сан епископа, не проведя хотя бы десять лет в низшем клерикальном государстве. [50]
Игнатий не менее решительно, чем Фотий, поддерживал притязания Византии на Болгарию. [2] Напряженность между Римом и Константинополем сохранялась. Игнатий, страдавший от нехватки духовенства, написал Адриану II с просьбой отменить наказания, наложенные на епископов, поддержавших Фотия. Адриан отказался подчиниться. [51] Игнатий правил до своей смерти 23 октября 877 года. Перед смертью он заключил тайное соглашение с Василием I и Фотием о восстановлении на престоле бывшего патриарха. [52] Это было должным образом выполнено: 26 октября Фотий вновь занял свой прежний пост патриарха. [53] Этому в шоке засвидетельствовали папские легаты Павел и Евгений. Они не получили никаких указаний от Папы Иоанна VIII, что делать при таком развитии событий. Вероятно, помня о судьбе Радоальда и Закари, легаты ничего не предприняли. Папа, вероятно, был удовлетворен их осторожностью. Василия, однако, расстроила задержка, и он написал Иоанну VIII с просьбой признать Фотия и дать понять, что избрание Фотия было принято практически единогласно. В качестве доказательства он направил письма согласия от трех других восточных патриархов. Одновременно Василий признал Папу главой Вселенской Церкви . [54]
Папа Иоанн, вероятно, был недоволен возвышением Фотия, но, понимая политические реалии, предложил компромисс. В своем письме Василию он с благодарностью признал покорность императора, сославшись на библейский отрывок, в котором Иисус повелел Петру, первому папе, «пасти моих овец». Иоанн освободил Фотия и его епископов от примененных к ним порицаний, ссылаясь на свою власть связывать и разрешать. Он пообещал принять Фотия патриархом, но потребовал, чтобы тот извинился перед синодом епископов за свое прошлое поведение. Эта последняя просьба оказалась серьезным препятствием. Фотий настаивал на том, что его действия в 867 г. были оправданы вмешательством Николая в дела Восточной Церкви. Во всяком случае, он был достаточно наказан Синодом 869 г. и перед смертью заключил мир с Игнатием. Этого должно быть достаточно. Легаты уступили его требованиям и своим ходом освободили Фотия от выполнения этой просьбы в обмен на признание верховенства папы в Болгарии. [55] Риму была предоставлена номинальная власть над Болгарией, но фактическая юрисдикция находилась в руках Константинополя. [2] Дворник называет требование Иоанна об извинениях «неприятным», утверждая, что оно было совершенно ненужным и унизило бы Фотия. [55]
Собор 879–880 годов официально примирил епископа Рима и патриарха Константинополя. [10] Письмо папы Иоанна VIII Фотию подтверждает его согласие на действия его легатов. [56]
Последствия
[ редактировать ]Фотий прослужил патриархом еще шесть лет. [10] Небольшая группа игнатианцев отказалась его признать, но неясно, какое влияние они имели. [57] В 886 году, после смерти Василия, императором стал Лев VI Мудрый . Почти сразу же Лев потребовал от Фотия отставки и заменил Фотия своим (Львовым) братом Стефаном I. Фотия отправили жить в монастырь, где он спокойно провел остаток своих дней. [10] Где-то во время второго изгнания Фотий сочинил «О мистагогике Святого Духа», в котором резко критиковал западную традицию использования филиокве. [58] В « Мистагогике» он нападает на тех, кто «принимает нечестивые и ложные учения… о том, что Святой Дух далек и опосредован». Веруя в то, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына, говорит он, «отчуждаешь Духа Святого от ипостаси Отца». Это заблуждение эквивалентно многобожию, поскольку оно создает трех богов, отличных друг от друга, а не единосущных. На всех тех, кто верит и учит таким доктринам, он наложил анафему. [59]
В целом отношения между Востоком и Западом оставались относительно мирными вплоть до раскола между Востоком и Западом в 1054 году. [23] В отличие от Фотианского раскола, этот раскол имел свои корни не в политике, а в обвинениях в ереси. Во времена Фотийского раскола Папа все еще широко признавался в Византийской империи как «первый среди равных». Лишь позже стали утверждать, что он потерял это положение из-за ереси. [1] Точная степень, в которой Фотианский раскол действительно положил начало длительному оспариванию папских притязаний на Востоке, оспаривается. Есть признаки того, что некоторые люди на Востоке все еще считали власть Папы в период между Фотианским расколом и XI веком властью главы Церкви, обладающего высшей властью; действительно, даже сам Фотий в нескольких случаях, казалось, признавал высший авторитет Петра среди апостолов и передал его своим римским преемникам. [60]
Наследие
[ редактировать ]Фотий и связанный с ним раскол на протяжении всей истории воспринимались католиками и православными христианами по-разному. Запад смотрел на него как на еретика и раскольника, тогда как Восток видел в нем героя за его сопротивление посягательствам Запада. [57] [61] Одной из причин поляризации взглядов на Фотия и окружающие его события была легенда о втором отлучении от церкви в 880 году. Утверждалось, что Иоанн VIII передумал признавать Фотия примерно во время собора 880 года и фактически отлучил его от церкви. его снова. Предположительно, это отлучение сохранили преемники Иоанна. Широко распространенное мнение о том, что Фотий был «архиеретиком», было оспорено некоторыми протестантами в 17 веке. Однако только в 20 веке ученые, особенно Дворник, начали тщательно анализировать исторические записи, связанные с событиями конца 9 века. В результате своего исследования они пришли к выводу, что второго раскола не существует. Это способствовало частичной реабилитации Фотия. [57]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Лайу и Моттахеде 2001 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кляйнхенц 2004 , с. 890.
- ^ Брубейкер и Халдон 2011 , с. я.
- ^ Брубейкер и Халдон 2011 , стр. 396–398.
- ^ Dvornik 1948 , pp. 12–13.
- ^ Dvornik 1948 , pp. 13–16.
- ^ Dvornik 1948 , pp. 17–18.
- ^ Dvornik 1948 , pp. 18–19.
- ^ Dvornik 1948 , p. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Словарь Блэквелла 1999, стр. 382
- ^ Dvornik 1948 , pp. 34–36.
- ^ Dvornik 1948 , p. 37.
- ^ Dvornik 1948 , p. 38.
- ^ Dvornik 1948 , pp. 39–41.
- ^ Dvornik 1948 , pp. 39–42.
- ^ Словарь Блэквелла, 1999, стр. 381–382.
- ^ Кросс и Ливингстон 2005 , с. 1293.
- ^ Жестче 1997 , с. 69.
- ^ Dvornik 1948 , p. 50.
- ^ Dvornik 1948 , p. 51.
- ^ Dvornik 1948 , pp. 59–64.
- ^ Dvornik 1948 , pp. 55–56.
- ^ Перейти обратно: а б с Бокенкокоттер 1990 , с. 121.
- ^ Dvornik 1948 , p. 76.
- ^ Dvornik 1948 , pp. 88–89.
- ^ Кросс и Ливингстон 2005 , с. 1292.
- ^ Фотий I Константинопольский 2018 , с. 50.
- ^ Геанакополос 1966 , с. 86.
- ^ Dvornik 1948 , p. 89.
- ^ Николс 2010 , с. 231.
- ^ Dvornik 1948 , p. 110.
- ^ Dvornik 1948 , p. 102.
- ^ Dvornik 1948 , pp. 129–131.
- ^ Перейти обратно: а б Хасси 1986 , с. 77.
- ^ Перейти обратно: а б Тредголд 1997 , с. 453.
- ^ Перейти обратно: а б Кирш 1909 , с. 109.
- ^ Dvornik 1948 , p. 223.
- ^ Кляйнхенц 2004 , с. 362.
- ^ Кирш 1909 , с. 140.
- ^ Мейендорф 1979 , с. 94.
- ^ Геанакополосос 1966 , стр. 99–101.
- ^ Власто 1970 , стр. 159–162.
- ^ Тредголд 1997 , с. 452.
- ^ Тредголд 1997 , стр. 452–453.
- ^ Тредголд 1997 , стр. 453, 558.
- ^ Николс 2010 , с. 232.
- ^ Николс 2010 , стр. 241–42.
- ^ Словарь Блэквелла, 1999 г., стр. 183
- ^ Dvornik 1948 , p. 130.
- ^ «Средневековый справочник: Восьмой Вселенский Собор: Константинополь IV 869–70» . Фордэмский университет . Проверено 5 июня 2018 г.
- ^ Хасси 1986 , с. 82.
- ^ Dvornik 1948 , p. 173.
- ^ Хасси 1986 , с. 85.
- ^ Dvornik 1948 , pp. 173–174.
- ^ Перейти обратно: а б Dvornik 1948 , p. 174.
- ^ Dvornik 1948 , pp. 206–207.
- ^ Перейти обратно: а б с Хасси 1986 , с. 86.
- ^ Святой Фотий I 1983 , с. 3.
- ^ Святой Фотий I 1983 , с. 133.
- ^ Скотт 1928 , стр. 344–347.
- ^ Dvornik 1948 , p. 279.
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Святой Фотий I (1983). О мистагогике Святого Духа . Перевод Верца, Рональда. Астория, Орегон: Издательство Studion. ISBN 9780943670003 .
- Фотий I Константинопольский (2018). Проповеди Фотия, Патриарха Константинопольского: английский перевод, введение и комментарии . Перевод Манго, Кирилл . Юджин, Орегон: Wipf and Stock Publishers. ISBN 978-1-5326-4138-1 .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Бокенкоттер, Томас С. (1990) [1979]. Краткая история католической церкви: переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 9780307423481 .
- Брубейкер, Лесли ; Хэлдон, Джон (2011). Византия в эпоху иконоборчества, ок. 650–850: История . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521430937 .
- Кросс, Флорида ; Ливингстон, Элизабет А. (2005). Оксфордский словарь христианской церкви . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280290-3 .
- Гринвуд, Томас (1859). «VI–VII» . Кафедра Петри: Политическая история Великого Латинского Патриархата . Том. 3. Лондон, Великобритания.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Парри, Кен; Меллинг, Дэвид Дж.; Брэди, Дмитрий; Гриффит, Сидни Х .; Хили, Джон Х., ред. (1999). Блэквеллский словарь восточного христианства . Оксфорд, Великобритания: Издательство Blackwell.
- Дворник, Фрэнсис (1948). Фотианский раскол: история и легенда . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- Геанакополос, Дено Дж . (1966). Византийский Восток и Латинский Запад: два мира христианского мира в средние века и эпоху Возрождения . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер и Роу. ISBN 9780208016157 .
- Хасси, Джоан М. (1986). Православная церковь в Византийской империи . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-01915-2049-5 .
- Кирш, Иоганн Петер (1909). . В Герберманне, Чарльз Г .; Пейс, Эдвард А .; Паллен, Конде Б .; Шахан, Томас Дж .; Винн, Джон Дж. (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 6. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Энциклопедия Пресс. стр. 139–141.
- Кляйнхенц, Кристофер, изд. (2004). Средневековая Италия: Энциклопедия . Том. 2. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-93931-7 .
- Лайу, Анжелики Э .; Моттахеде, Рой Парвиз (2001). Крестовые походы с точки зрения Византии и мусульманского мира . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. ISBN 978-0-88402-277-0 .
- Мейендорф, Джон (1979). Византийское богословие . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. п. 94 . ISBN 978-0-8232-0967-5 .
- Николс, Эйдан (2010). Рим и Восточные церкви . Игнатиус Пресс. ISBN 978-1-58617-282-4 .
- Скотт, Сидни Герберт (1928). Восточные церкви и папство . Лондон, Великобритания: Шид и Уорд. OCLC 960374374 .
- Жестче, Шон (1997). Царствование Льва VI (886–912): Политика и люди . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 978-9004-10811-0 .
- Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-2630-2 .
- Власто, АП (1970). Вхождение славян в христианский мир . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521074599 .