Фотий I Константинопольский
Фотий Великий | |
---|---|
Великий, Исповедник веры , Равноапостольный , Столп Православия [1] | |
Рожденный | в. 810 Константинополь , Византийская империя |
Умер | в. 893 Борди, Армения |
Почитается в | Восточная Православная Церковь |
канонизирован | 1847, Константинополь , Османская империя , автор Анфим VI Константинопольский. |
Праздник | 6 февраля |
Фотий I ( греч . Φώτιος , Фотий ; ок. 810/820 — 6 февраля 893), [а] также пишется Фотий [2] ( / ˈ f oʊ ʃ ə s / ), был вселенским патриархом Константинополя с 858 по 867 год и с 877 по 886 год. [3] он признан В Восточной Православной Церкви святым Фотием Великим .
Фотий широко известен как самый могущественный и влиятельный церковный лидер Константинополя после архиепископства Иоанна Златоуста на рубеже пятого века. Его также считают самым важным интеллектуалом своего времени – «светилой эпохи Возрождения девятого века». [4] Он был центральной фигурой как в обращении славян в христианство , так и в Фотианском расколе . [5] и считается «[t] великим систематическим составителем Восточной Церкви, который занимает позицию, аналогичную положению Грациана на Западе », и чей « сборник, состоящий из двух частей... сформировал и до сих пор образует классический источник древней Церкви» . Закон для Греческой Церкви». [2]
Фотий был хорошо образованным человеком из знатной константинопольской семьи. Двоюродным дядей Фотия был предыдущий патриарх Константинопольский святитель Тарасий . [6] Он намеревался стать монахом, но вместо этого решил стать ученым и государственным деятелем. В 858 г. император Михаил III (годы правления 842–867) решил заключить патриарха Игнатия в тюрьму , чтобы принудить его к отставке, и на его место был назначен Фотий, еще мирянин. [7] На фоне борьбы за власть между папой и византийским императором Игнатий был восстановлен в должности. Фотий вернулся на свою должность после смерти Игнатия (877 г.) по приказу византийского императора. [7] Новый папа Иоанн VIII одобрил восстановление Фотия в должности. [8] Католики считают легитимным Четвертый Константинопольский собор (римско-католический), предавший анафеме Фотия, [7] в то время как восточные православные считают легитимным последующий Четвертый Константинопольский собор (восточно-православный) , отменяя первый. [7] Спорные соборы знаменуют конец единства, представленного первыми семью Вселенскими соборами .
Фотий был канонизирован Константинопольским Вселенским Патриархатом в 1847 году.
Светская жизнь [ править ]
Большинство популярных источников, описывающих жизнь Фотия, написаны враждебно настроенными к нему лицами. Главным современным авторитетом в жизни Фотия является его заклятый враг Никита Пафлагонец, биограф его соперника Игнатия. [9] Поэтому современные ученые осторожны при оценке точности информации, предоставляемой этими источниками. [б] Мало что известно о происхождении и ранних годах Фотия. Известно, что он родился в знатной семье и что его дядя святой Тарасий был патриархом Константинопольским в 784–806 годах как при императрице Ирине (годы правления 797–802), так и при императоре Никифоре I (годы правления 802–811). [10] Во время второго иконоборчества , начавшегося в 814 году, его семья подверглась гонениям, поскольку его отец, Сергий, был видным иконофилом . Семья Сергия вернулась в благосклонность только после реставрации икон в 842 году. [11] Некоторые ученые утверждают, что Фотий был, по крайней мере частично, армянского происхождения. [с] в то время как другие ученые называют его просто « греческим византийцем ». [12] Византийские писатели также сообщают, что император Михаил III (годы правления 842–867) однажды гневно назвал Фотия « хазаролицым было ли это общим оскорблением или ссылкой на его этническую принадлежность . », но неясно, [13]
Хотя Фотий имел прекрасное образование, мы не располагаем сведениями о том, как он получил это образование. Знаменитая библиотека, которой он владел, свидетельствует о его огромной эрудиции (теология, история, грамматика, философия, право, естественные науки и медицина). [14] Большинство ученых полагают, что он никогда не преподавал ни в Магнауре , ни в каком-либо другом университете; [15] Василий Н. Татакес утверждает, что, даже будучи патриархом, Фотий учил «молодых студентов, страстно жаждущих знаний» у себя дома, который «был центром обучения». [14] Он был другом известного византийского ученого и учителя Льва Математика . [16]
Фотий рассказывает, что в молодости у него была склонность к монашеской жизни, но вместо этого он начал светскую карьеру. Путь к общественной жизни ему, вероятно, открыла (по одной из версий) женитьба его брата Сергия на Ирине, сестре императрицы Феодоры , которая после смерти своего мужа императора Феофила (годы правления 829–842) в 842 г. , принявший на себя регентство Византийской империи. [17] Фотий стал капитаном гвардии ( протоспафарий ), а затем главным императорским секретарем ( протасекретис ). В неопределенную дату Фотий участвовал в посольстве к Аббасидам в Багдаде . [18]
Фотий добился блестящей репутации учёного. В вражде с патриархом Игнатием Фотий изобрел причудливую теорию о том, что у людей две души, с единственной целью - обмануть Игнатия, чтобы он поставил себя в неловкое положение, увидев, что он воспринимает это всерьез, после чего Фотий отозвал свое предложение и признал, что он не был серьезен. Историк Джон Джулиус Норвич описал это как «возможно, единственную действительно удовлетворительную шутку во всей истории богословия». [19]
Патриарх Константинопольский [ править ]
Церковная карьера Фотия стремительно пошла вверх после того, как Цезарь Варда и его племянник, юный император Михаил, положили конец управлению регента Феодоры и логофета дрома Феоктиста в 856 году. В 858 году Варда столкнулся с противодействием тогдашнего патриарха Игнатия. , который отказался принять его в собор Святой Софии , так как считалось, что у него был роман с овдовевшей невесткой. В ответ Варда и Михаил организовали заключение и удаление Игнатия по обвинению в измене, оставив таким образом патриарший престол пустым. Престол вскоре занял родственник Варды, сам Фотий, который был пострижен в монахи 20 декабря 858 г. и в последующие четыре дня последовательно рукоположен в сан чтеца, иподиакона, диакона и священника, а затем в день Рождества Христова престольный праздник [20] Константинопольского собора Святой Софии Фотий был рукоположен в сан епископа и поставлен патриархом. [21]
Заключение и удаление Игнатия и быстрое продвижение Фотия поначалу вызвали лишь внутренние разногласия внутри Константинопольской Церкви, и в 859 г. состоялся поместный собор, рассмотревший вопрос и утвердивший отстранение Игнатия и избрание Фотия. [22] В то же время сторонники Игнатия решили обратиться к Римской церкви, положив начало церковным спорам вселенского масштаба, поскольку Папа и остальные западные епископы поддержали дело Игнатия. Заключение и удаление последнего без официального церковного суда означало, что избрание Фотия было неканоническим, и в конечном итоге Папа Николай I попытался принять участие в определении легитимности престолонаследия. Его легаты были отправлены в Константинополь с инструкциями провести расследование, но, обнаружив, что Фотий хорошо укрылся, они согласились утвердить его избрание на синоде в 861 году. [23] По возвращении в Рим они обнаружили, что это было совсем не то, что намеревался Николай, и в 863 году на синоде в Риме папа низложил Фотия и вновь назначил Игнатия законным патриархом, что спровоцировало раскол . Четыре года спустя Фотий должен был ответить со своей стороны, созвав Собор и отлучив папу от церкви на основании ереси – по вопросу о двойном исхождении Святого Духа . [24] Ситуация дополнительно осложнялась вопросом о папской власти над всей Церковью и спорной юрисдикцией над новообращенной Болгарией . [25]
Такое положение дел изменилось с убийством покровителя Фотия Варды в 866 г. и императора Михаила III в 867 г. его соратником Василием Македонянином , узурпировавшим теперь престол. Фотий был низложен с поста патриарха не столько потому, что был протеже Варды и Михаила, сколько потому, что Василий I искал союза с Папой и западным императором. Фотий был отстранен от должности и изгнан примерно в конце сентября 867 г. [17] и Игнатий был восстановлен в должности 23 ноября. Фотий был осужден Собором 869–870 гг ., положив тем самым конец расколу. Однако во время своего второго патриархата Игнатий следовал политике, мало чем отличавшейся от политики Фотия.
Вскоре после осуждения Фотий снова снискал расположение Василия и стал наставником детей византийского императора. Из сохранившихся писем Фотия, написанных во время его ссылки в монастырь Скепи, следует, что бывший патриарх оказывал давление на византийского императора с целью его восстановления. Биограф Игнатия утверждает, что Фотий подделал документ, касающийся генеалогии и правления семьи Василия, и поместил его в императорскую библиотеку, где его друг был библиотекарем. Согласно этому документу, предки византийского императора были не простыми крестьянами, как все считали, а потомками армянской династии Аршакидов . [26] Правда это или нет, но эта история действительно показывает зависимость Василия от Фотия в литературных и идеологических вопросах. После отзыва Фотия Игнатий и бывший патриарх встретились и публично выразили свое примирение. Когда 23 октября 877 года Игнатий умер, само собой разумеющимся было то, что его старый противник сменил его на патриаршем престоле через три дня. Шон Тогер утверждает, что с этого момента Бэзил больше не просто зависел от Фотия, а фактически находился под его властью. [27]
Фотий теперь получил формальное признание христианского мира на соборе, созванном в Константинополе в ноябре 879 года. На нем присутствовали легаты Папы Иоанна VIII , готовые признать Фотия законным патриархом, уступка, за которую папа сильно порицался латинским мнением. Патриарх твердо стоял на основных спорных вопросах между Восточной и Западной церквями: требовании извинений перед Папой, церковной юрисдикции над Болгарией и добавлении филиокве к Никейскому символу веры . Западной церковью [17] В конце концов, Фотий отказался извиниться или принять филиокве , и папские легаты довольствовались его возвращением Болгарии в Рим. Эта уступка, однако, была чисто номинальной, поскольку возвращение Болгарии к византийскому обряду в 870 г. уже обеспечило ей автокефальную церковь. Без согласия Бориса I Болгарского (годы правления 852–889) папство не могло обеспечить соблюдение своих требований. Папа Адриан III избрал политику умиротворения и между 884 и 885 годами послал епископа Феодосия Орийского передать Фотию уведомление о своем избрании и синодальное письмо о вере и Filioque . [28] [29] Фотий также продвигал политику религиозного примирения с Армянским царством на востоке империи. Он пытался преодолеть конфессиональные различия между греческой православной и армянской церквями дважды, один раз в 862 году и снова в 877 году, но его усилия в конечном итоге оказались безуспешными. [30]
Во время пререканий между императором Василием I и его наследником Львом VI Фотий встал на сторону византийского императора. В 883 году Василий обвинил Льва в заговоре и заточил князя во дворце; он бы даже ослепил Льва, если бы его не отговорили Фотий и Стилианос Зауцес , отец Зои Зауцаины , любовницы Льва. [31] В 886 году Василий раскрыл и наказал заговор слуги хиканатои Иоанна Куркуаса Старшего и многих других чиновников. В этом заговоре Лев не был замешан, но Фотий, возможно, был одним из заговорщиков против власти Василия. [32]
По официальной версии, Василий умер в 886 году от ранения на охоте. Уоррен Т. Тредголд считает, что на этот раз доказательства указывают на заговор в пользу Льва VI, который стал императором и свергнул Фотия, хотя последний был его наставником. [33] Фотий был заменен братом византийского императора Стефаном и отправлен в ссылку в монастырь Борди в Армении . и от него подтверждается Из писем к Папе Стефану , что Лев добился от Фотия прошения об отставке. В 887 году Фотий и его протеже Феодор Сантабаренос предстали перед судом за измену перед трибуналом, возглавляемым высшими чиновниками во главе с Андреем Скифом . Хотя сочувствующие Фотию источники создают впечатление, что суд закончился без обвинительного приговора, в летописи Псевдо-Симеона ясно говорится, что Фотий был сослан в монастырь Гордон, где впоследствии и скончался. Латинские источники подтверждают, что, хотя он не умер в состоянии полного отлучения от церкви, а был восстановлен в должности собором, одобренным Папой Иоанном VIII, его церковная карьера рассматривалась католическими властями как полный позор, и многие из его богословских взглядов были осуждены посмертно. . [34] Тем не менее, похоже, что его не оскорбляли до конца его жизни. [35]
Фотий продолжал свою карьеру писателя на протяжении всего изгнания, и Лев, вероятно, реабилитировал свою репутацию в течение следующих нескольких лет; в своем «Эпитафии о своих братьях», тексте, написанном, вероятно, в 888 году, император благосклонно представляет Фотия, изображая его как законного архиепископа и инструмента окончательного единства, образ, который противоречит его отношению к патриарху в предыдущем году. [36] Подтверждение того, что Фотий реабилитирован, приходит после его смерти: согласно некоторым летописям, его тело было разрешено похоронить в Константинополе. Кроме того, по словам антифотианского биографа Игнатия, сторонники экс-патриарха после его смерти пытались претендовать на «честь святости». Кроме того, ведущий член двора Льва, Лев Хиросфакт , написал стихи, посвященные памяти нескольких выдающихся деятелей современности, таких как Лев Математик и Патриарх Стефан, а также написал стихотворение о Фотии. [37] Шон Тогер, однако, отмечает, что «однако кончина Фотия кажется довольно приглушенной для великого деятеля византийской истории [...] Лев [...] определенно не позволил ему вернуться в сферу политики, и это, безусловно, его отсутствие на этой арене, что объясняет его тихий уход». [38]
Почитание [ править ]
После его смерти Фотий стал почитаться как святой в окрестностях Константинополя. Его имя встречается в рукописи Типикона Великой Константинопольской Церкви, датируемой серединой Х века, где он отнесен к святым с днем памяти 6 февраля. [39] По мнению Дворника, Фотий должен был почитаться как святой самое позднее во второй половине X века. [40]
Современная Восточная Православная Церковь почитает Фотия как святого, его праздник приходится на 6 февраля. [41] [42]
Оценки [ править ]
Фотий — одна из самых известных фигур не только Византии IX века, но и всей истории Византийской империи. Один из самых образованных людей своего времени, почитаемый – даже некоторыми из его противников и недоброжелателей – как самый плодовитый богослов своего времени, он заслужил свою известность благодаря участию в церковных конфликтах, а также своему интеллекту и литературные произведения. [43] [44]
Анализируя свою интеллектуальную деятельность, Татакс считает Фотия «умом, обращенным больше к практике, чем к теории». Он считает, что благодаря Фотию к православию как основному элементу национального сознания средневековых византийцев прибавился гуманизм, вернув его на то место, которое оно занимало в ранневизантийский период. Татакес также утверждает, что, поняв это национальное сознание, Фотий в своих дебатах с Западной церковью выступил защитником греческой нации и ее духовной независимости. [45] Адриан Фортескью считает его «одним из самых замечательных людей всего средневековья» и подчеркивает, что «если бы [он] не дал свое имя великому расколу, его всегда будут помнить как величайшего ученого своего времени». [46] Тем не менее, Фортескью столь же непреклонен в своем осуждении участия Фотия в расколе: «И все же другая сторона его характера не менее очевидна. Его ненасытное честолюбие, его решимость получить и сохранить патриарший престол довели его до крайности. Никто не может отрицать, что Игнатий был законным патриархом, пока он был жив, а Фотий - злоумышленником. место, где Фотий опустился на самую низкую глубину обмана». [47]
Сочинения [ править ]
Библиотека [ править ]
Наиболее важным из произведений Фотия является его «Библиотека» или «Мириобиблон» , собрание выдержек и сокращений из 280 томов предыдущих авторов (обычно цитируемых как Кодексы), оригиналы которых сейчас в значительной степени утеряны. Особенно богато произведение выдержками из произведений исторических писателей. [17]
Фотию мы обязаны почти всем, что у нас есть: Ктесием , Мемноном Гераклейским , Кононом , утраченными книгами Диодора Сицилийского и утраченными сочинениями Арриана . Богословие и церковная история также представлены очень полно, но поэзия и античная философия почти полностью игнорируются. Кажется, он не считал нужным иметь дело с теми авторами, с которыми, естественно, был бы знаком каждый образованный человек. Литературная критика, как правило, отличается острыми и независимыми суждениями, а отрывки значительно различаются по длине. Многочисленные биографические заметки, вероятно, взяты из сочинения Исихия Милетского . [17]
Некоторые более старые ученые предполагают, что Библиотека была составлена в Багдаде во время посольства Фотия при дворе Аббасидов , поскольку многие из упомянутых работ редко цитировались во время так называемых византийских темных веков ок. 630 – ок. 800 г., и было известно, что Аббасиды интересовались произведениями греческой науки и философии. [48] Однако специалисты этого периода византийской истории, такие как Поль Лемерль , показали, что Фотий не мог составить свою Библиотеку в Багдаде, поскольку и в предисловии, и в постскриптуме он ясно заявляет, что, узнав о своем назначении на посольство, он прислал брату конспект книг, которые он прочел ранее , «с тех пор, как научился понимать и оценивать литературу», т. е. с юности. [49] Более того, Аббасидов интересовали только греческая наука, философия и медицина; у них не переводились греческая история, риторика или другие литературные произведения; у них не было перевода христианских писателей-патристиков. [50] Тем не менее, большинство работ в Библиотеке принадлежат христианским святоотеческим авторам, а большинство светских текстов в Библиотеке представляют собой истории, грамматики или литературные произведения, обычно риторические, а не научные, медицинские или философские. Это также указывает на то, что большинство произведений нельзя было читать, пока Фотий находился в империи Аббасидов.
Другие работы [ править ]
« Лексикон » (Λέξεων Συναγωγή), опубликованный позже « Библиотеки» , вероятно, был в основном работой некоторых из его учеников. Он был задуман как справочное издание, облегчающее чтение старых классических и священных авторов, чей язык и словарный запас устарели. В течение длительного времени единственными рукописями Лексикона были Codex Galeanus , перешедшие в библиотеку Тринити-колледжа Кембриджа. [17] и Berolinensis graec. окт. 22, оба из которых были неполными. Но в 1959 году Линос Политис из Университета Салоник обнаружил полную рукопись, кодекс Zavordensis 95, в монастыре Заворда (греч. Ζάβορδα) в Гревене , Греция, где она находится до сих пор. [51]
Его самый важный богословский труд — « Амфилохия» , сборник из примерно 300 вопросов и ответов на сложные моменты Священного Писания, адресованный Амфилохию, архиепископу Кизику. Другими подобными произведениями являются его трактат в четырёх книгах против манихеев и павликиан и его полемика с латинянами об исхождении Святого Духа . [52] Фотий также адресовал длинное письмо с богословскими советами новообращенному Борису I из Болгарии. Сохранилось также множество других посланий .
Фотий является также автором двух «зеркал князей», адресованных Борису-Михаилу Болгарскому (Послание 1, изд. Терзаги) и Льву VI Мудрому (Наставительные главы Василия I). [53]
Церковной Краткое изложение Фотием « Филосторгия » истории является основным источником этого труда, который сейчас утерян.
Первый английский перевод «Мистагогии Святого Духа » Фотия, сделанный Спасо-Преображенским монастырем, был опубликован в 1983 году. [54] Другой перевод был опубликован в 1987 году с предисловием архимандрита (ныне архиепископа ) Хризостома Этнского . [55]
См. также [ править ]
- Византийская философия
- И сын закрылся
- Университет Магнауры
- Библиотека (Фотий)
- Библиотека (Псевдо-Аполлодор)
Примечания [ править ]
^ а: Точные даты рождения и смерти Фотия неизвестны. В большинстве источников в качестве года его рождения указывается около 810, а в других - около 820 года. Он умер где-то между 890 и 895 годами (вероятно, 891 или 893 годом). [56]
^ б: случай с псевдо-Симеоновой летописью : автор утверждает, что Фотий получил образование после договора, заключенного им с еврейским волхвом, который предлагал ему знания и светское признание в случае, если он откажется от своей веры. Характерен [57]
^ c: Дэвид Маршалл Лэнг утверждает, что «Фотий [...] был лишь одним из многих византийских ученых армянского происхождения». [58] Питер Чаранис отмечает, что « Иоанн Грамматик , Фотий, Цезарь Варда и Лев Философ, кажется, были первопроходцами. Все четверо были, по крайней мере частично, армянского происхождения [...] что касается Фотия, то дело в том, что мать его Ирина была сестрой Аршавира , того Аршавира, который женился на Каломарии, сестре Варды, и царице Феодоре». [59] Николай Адонц подчеркивает, что «не следует путать Аршавира, дядю Фотия, с Аршавиром, братом Иоанна Грамматика». [60]
^ d: Г. Н. Уилсон считает Льва Математика учителем Фотия, но Пол Лемерль отмечает, что Лео не был одним из людей, с которыми Фотий вел переписку. [61]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ «Фотий Великий, Патриарх Константинопольский» . Онлайн часовня . Греческая православная архиепархия Америки . Проверено 10 июня 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б о. Джастин Тейлор, эссе «Каноническое право в эпоху отцов» (опубликовано в журналах Джордан Хайт, TOR, и Дэниел Дж. Уорд, OSB, «Чтения, случаи, материалы по каноническому праву: Учебник для студентов-служителей, исправленное издание» [ Колледжвилл, Миннесота: The Liturgical Press, 1990]), с. 61
- ^ Уайт, Деспина Стратудаки (1981). Житие патриарха Фотия . Православная пресса Святого Креста. ISBN 978-0-91658626-3 . Проверено 3 января 2014 г.
- ^ Лаут 2007 , Глава седьмая: «Ренессанс обучения: Восток и Запад», с. 159; Манго 1980 , с. 168.
- ^ Тредголд 1983 , с. 1100
- ^ Дженкинс 1987 , Глава тринадцатая: «Игнатий, Фотий и Папа Николай I», с. 168.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кросс и Ливингстон 2005 , «Фотий».
- ^ Дюрант 1972 , с. 529
- ^ Чисхолм 1911 , с. 484.
- ^ Фотографии. Послание II , 110, 609; Жестче 1997 , с. 68
- ^ Жестче 1997 , с. 68.
- ^ Грен 2002 , с. 110: «Однако кое-что из этого сохранилось для потомков в выписках, сделанных позднее греко-византийским патриархом Фотием...»
- ^ Данлоп 1954 , с. 194; Fortescue 2001 , Глава IV: «Раскол Фотия», стр. 146–147.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Татакес и Мутафакис 2003 , с. 102.
- ^ Манго 1980 , стр. 168–169; Тредголд 1983 , с. 1100.
- ^ Власто, АП (1970). Вхождение славян в христианский мир: Введение в средневековую историю славян . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 33.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Чисхолм 1911 , с. 483.
- ^ Plexidas 2007 , «Введение», с. 17; Шепард 2002 , с. 235.
- ^ Норвич 1991 , стр. 63–64.
- ^ Джанин, Раймонд (1953). Церковная география Византийской империи. 1. Часть: Константинопольская кафедра и Вселенский Патриархат. 3-й том. : Церкви и монастыри . Париж: Французский институт византийских исследований.
- ^ Жестче 1997 , с. 69
- ^ Dvornik 1948 , pp. 39–69.
- ^ Dvornik 1948 , pp. 70–90.
- ^ Фортескью 2001 , стр. 147–148; Лаут 2007 , с. 171; Жестче 1997 , с. 69.
- ^ Чедвик 2003 , Глава 3: «Раннехристианское разнообразие: поиск согласованности», стр. 146.
- ^ Тредголд 1997 , Глава четырнадцатая: «Внешняя выгода, 842–912», стр. 457.
- ^ Tougher 1997 , стр. 70–71.
- ^ Бугар, Франсуа (2002). «Адриан III». В Левиллене, Филипп; О'Мэлли, Джон В. (ред.). Папство: Гаи-Прокси . Психология Пресс. п. 682. ИСБН 978-0-415-92230-2 . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Маккормик, Майкл (2001). Истоки европейской экономики: коммуникации и торговля 300-900 гг. н.э. Издательство Кембриджского университета. стр. 958–959. ISBN 978-0-521-66102-7 . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Грин 2006 , стр. 123–168.
- ^ Тредголд 1997 , с. 460.
- ^ Влиссиду 1997 , с. 33.
- ^ Тредголд 1997 , с. 461.
- ^ «Ошибки греков, осужденных на трех генеральных соборах» . 17 января 2018 г.
- ^ Tougher 1997 , стр. 73–76, 84.
- ^ Tougher 1997 , стр. 85–86.
- ^ Tougher 1997 , стр. 87–88.
- ^ Жестче 1997 , с. 88.
- ^ Матеос, Хуан, изд. (1962). Le Typicon de la Grande Église . Том 1. Рим: Папский Восточный институт . стр. 228–229.
- ^ Dvornik 1948 , p. 389.
- ^ «Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский» . www.oca.org . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 года . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ «Святые и праздники: Фотий, Патриарх Константинопольский» . Греческая православная архиепархия Америки . Архивировано из оригинала 14 апреля 2024 года . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ Лаут 2007 , Глава седьмая: «Ренессанс обучения: Восток и Запад», с. 171.
- ^ Жестче 1997 , с. 68.
- ^ Татакес и Мутафакис 2003 , с. 103.
- ^ Фортескью 2001 , с. 138.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Фотий Константинопольский» .
- ^ Йокиш 2007 , стр. 365–386.
- ^ Йокиш 2007 , стр. 365–386; Лемерль 1986 , с. 40.
- ^ Лемерль 1986 , стр. 26–27.
- ^ « Лексикон Фотия » Роджера Пирса, 15 января 2011 г.
- ^ Чисхолм 1911 , стр. 483–484.
- ^ Пайдас 2005 , проход.
- ^ Фотий (1983). О мистагогике Святого Духа . Издательство Студия. ISBN 0-943670-00-4 .
- ^ Фотий; Джозеф П. Фаррелл (1987). Мистагогия Святого Духа . Православная пресса Святого Креста. ISBN 0-916586-88-Х .
- ^ Манго 1980 , с. 169; Plexidas 2007 , «Введение», с. 15.
- ^ Симеон Метафраст (?). Хроника , PG 109, 732 г. до н.э .; Plexidas 2007 , «Введение», с. 15.
- ^ Ланг 1988 , с. 54.
- ^ Чаранис 1963 , стр. 27–28.
- ^ Адонц 1950 , с. 66.
- ^ Лемерль 1986 , с. 159; Plexidas 2007 , «Введение», с. 16.
Первоисточники [ править ]
В последние годы появились первые переводы на английский язык ряда первоисточников о Фотии и его временах.
- Физерстоун, Джеффри Майкл и Сигнес-Кодоньер, Хуан (переводчики). Chronographiae quae Theophanis Continuati nominefertur Libri I-IV (Хроника Теофана Континуатуса, книги I-IV, включающие периоды правления от Льва V Армянина до Михаила III ), Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 2015.
- Калделлис, А. (пер.). О правлении императоров (история Иосифа Генезиоса ), Канберра: Австралийская ассоциация византийских исследований; Византия Австралия 11, 1998.
- Шевченко, Игорь (пер.). включающая Хроника Феофана Континуатуса, житие Василия I, Берлин: Де Грюйтер, 2011.
- Уолгрен, Стаффан (переводчик, автор введения и комментариев). «Хроника логофета» , издательство Ливерпульского университета; Переводные тексты для византинистов, т. 7, 2019.
- Уортли, Джон (пер.). Краткое изложение византийской истории, 811–1057 гг. (история Иоанна Скилица , активный 1081 г.), Cambridge University Press, 2010.
Вторичные источники [ править ]
- Адонц, Николас (1950). «Роль армян в византийской науке». Армянское обозрение . 3 (3): 55–73.
- Чедвик, Генри (2003). Восток и Запад: возникновение раскола в церкви: от апостольских времен до Флорентийского собора . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-926457-5 .
- Чаранис, Питер (1963). Армяне в Византийской империи . Лиссабон: Фонда Галуста Гюльбенкяна Армянская библиотека . OCLC 17186882 .
- Кросс, Фрэнк Лесли; Ливингстон, Элизабет А. (2005). Оксфордский словарь христианской церкви . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-280290-9 .
- Дорфманн-Лазарев, Игорь (2004). Армяне и византийцы в эпоху Фотия: два богословских спора после торжества православия . Полет. 609 (Subsidia Tomus 117). Лувен, Бельгия: Éditions Peeters (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium). ISBN 90-429-1412-2 .
- Данлоп, Дуглас Мортон (1954). История еврейских хазар . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Дюрант, Уилл (1972). Эпоха веры . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
- Дворник, Фрэнсис (1948). Фотианский раскол: история и легенда . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Фортескью, Адриан (2001). Православная Восточная Церковь . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press LLC. ISBN 0-9715986-1-4 .
- Грин, Тимоти (2006). «Провал миссии? Фотий и Армянская церковь». Ле Музеон . 119 (1–2): 123–168. дои : 10.2143/MUS.119.1.2011771 .
- Грен, Эрик (2002). Orientalia Suecana, тома 51–52 . Стокгольм, Швеция: Периодическое издание Almquist & Wiksell.
- Дженкинс, Ромилли Джеймс Хилд (1987). Византия: Имперские столетия, 610–1071 гг . Торонто: Средневековая академия Америки (Университет Торонто Press). ISBN 0-8020-6667-4 .
- Йокиш, Бенджамин (2007). Исламское имперское право: проект кодификации Харуна ар-Рашида . Берлин: Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-019048-9 .
- Ланг, Дэвид Маршалл (1988). Армяне: народ в изгнании . Лондон: Анвин в мягкой обложке. ISBN 9780044402893 .
- Лемерль, Пол (1986). Византийский гуманизм . Канберра: Австралийская ассоциация византийских исследований.
- Лаут, Эндрю (2007). Греческий Восток и Латинский Запад: Церковь, 681–1071 гг. н.э. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88141-320-5 .
- Манго, Сирил А. (1980). Византия: Империя Нового Рима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. ISBN 0-684-16768-9 .
- Норидж, Джон Джулиус (1991). Византия: Апогей . Лондон: BCA.
- Пайдас, Константинос Д.С. (2005). He Thematike ton Byzantinon «Katoptron Hegemonos» tes Proimes kai Meses Byzantines Periodo (398–1085). Symbole sten Politike Theoria ton Byzantinon (на греческом языке). Афины, Греция.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Плексидас, Джон (2007). Князь Фотий (на греческом языке). Афины: Армос. ISBN 978-960-527-396-5 .
- Шепард, Джонатан (2002). «Распространение информации: Византийские миссии». У Сирила А. Манго (ред.). Оксфордская история Византии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814098-3 .
- Татакес, Василейос Н.; Мутафакис, Николас Дж. (2003). Византийская философия . Индианаполис: Издательская компания Hackett, Incorporated. ISBN 0-87220-563-0 .
- Тейлор, о. Джастин (1990), эссе «Каноническое право в эпоху отцов» (опубликовано в книге «Чтения, случаи, материалы по каноническому праву: учебник для студентов-служителей, исправленное издание» [Колледжвилл, Миннесота: The Liturgical Press] Джордана Хайта , TOR и Дэниел Дж. Уорд, OSB)
- Жестче, Шон (1997). Царствование Льва VI (886–912): Политика и люди . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-10811-0 .
- Тредголд, Уоррен Т. (октябрь 1983 г.). «Обзор: Константинопольский патриарх Фотий: его жизнь, научный вклад и переписка вместе с переводом пятидесяти двух его писем Деспины Стратудаки Уайт; Патриарх и князь: письмо Константинопольского патриарха Фотия хану Борису Болгарскому» Деспина Стратудаки Уайт; Джозеф Р. Берриган-младший». Зеркало . 58 (4). Средневековая академия Америки: 1100–1102 гг. дои : 10.2307/2853829 . JSTOR 2853829 .
- Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-2630-2 .
- Влисиду, Василики Н. (1997). «О низложении патриарха Николая Мистика (907 г.)» . Византийская Симмейкта (на греческом языке). 11 : 23–36. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 23 июля 2008 г.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Фотий ». Британская энциклопедия . Том. 21 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 483–484. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки [ править ]
- святителя Фотия Великого (память 6 февраля) Православная икона и синаксарий
- Патриарх Константинопольский Фотий Житие и переводы его сочинений
- Отрывок из краткого изложения Фотия Фотия книг 9–16 Мемнона Гераклейского.
- Миробиблион на Tertullian.Org
- Католическая энциклопедия - Фотий
- Греческая опера «Омния» Минне Патрологии Греки с аналитическими указателями
- Святой Фотий Великий, Мистагогика Святого Духа (английский перевод)
- Текущий перевод лексикона на английский язык
- Библиотека Фотия из обзора Иммануила Беккера , берлинский тип и расходы Ге. Реймери, 1824–25, т. 1, с. 1 , том. 2 .
- Работы Фотия I Константинопольского в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Смерти в 9 веке
- Рождения в 9 веке
- Византийские писатели IX века.
- Антологи
- Христианский антигностицизм
- Византийские богословы
- Византийские писатели
- Византийские святые Восточной Православной Церкви
- Критики католической церкви
- Греческие религиозные писатели
- Люди, отлученные католической церковью
- Константинопольские патриархи IX века
- Христианские святые 9 века
- Византийские писатели
- И его сын
- Христианские богословы IX века
- Византийские юристы
- Юристы 9 века
- Протоспатарии
- Греческие философы IX века
- Греческие писатели IX века.
- Греческие учёные IX века
- Греческие математики IX века