Лев Математик
Лев Математик, Грамматик Философ ( греч . Léon или ho Mathēmatikós или ho Philósophos ; ок. 790 — после 9 января 869 г.) [1] ) — византийский философ и логик, связанный с македонским Возрождением и концом Второго византийского иконоборчества . Единственными сохранившимися его сочинениями являются некоторые примечания, содержащиеся в рукописях . диалогов Платона Его называли «истинным человеком эпохи Возрождения ». [2] и «самый умный человек Византии 9 века». [3] Он был архиепископом Фессалоники , а позже стал главой школы Магнауры философской в Константинополе . [4] где он преподавал аристотелевскую логику .
Жизнь
[ редактировать ]Лев родился в Фессалии , двоюродный брат константинопольского патриарха Иоанна Грамматика . Он был армянского происхождения. [5] [6] [7] [8] В юности он получил образование в Константинополе, но обнаружил, что возможности получения высшего образования в городе ограничены, и поэтому отправился в монастыри Андроса , где он мог получить редкие рукописи и обучался математике у старого монаха. [9] [10] Первоначально он преподавал частным образом в безвестности в Константинополе. История гласит, что когда один из его учеников [11] был взят в плен во время византийско-арабских войн , халиф аль-Мамун был настолько впечатлен его познаниями в математике, предоставлением доказательств, которые его собственные ученые не смогли завершить, и предсказательными способностями, что предложил Льву огромные богатства, чтобы он приехал в Багдад . [12] Лев отнес письмо халифа византийскому императору Феофилу , который, впечатленный его международной репутацией, даровал ему школу ( ekpaydeutērion ) либо в Магнауре, либо в церкви Сорока Мучеников . [13]
В версии истории, записанной Феофаном Континуатом , халиф, получив письмо с отказом от Льва, отправил письмо с просьбой дать ответы на некоторые трудные вопросы геометрии и астрологии, что Лев и обязал. Затем аль-Мамун предложил Теофилу две тысячи фунтов золота и вечный мир, если только он сможет ненадолго одолжить услуги Лео; запрос был отклонен. Затем император почтил Льва, попросив Иоанна Грамматика посвятить его митрополита Фессалоники в , и этот пост он занимал с весны 840 по 843 год. Однако в этом сообщении есть несоответствие, поскольку халиф умер в 833 году. Было высказано предположение, что что либо связь между последним письмом халифа и назначением Льва митрополитом ошибочна, либо рассматриваемым халифом на самом деле был аль-Мутасим. Этот последний вариант согласуется с рассказом Симеона Логофета , который заставил Льва преподавать в Магнауре с конца 838 по начало 840 года и получил за это щедрое вознаграждение. [14]
Лев, иконоборец, которого иногда обвиняли в язычестве, потерял свою митрополию с окончанием иконоборчества в 843 году. [15] Несмотря на это, через несколько месяцев после смерти Феофила он произнес проповедь в пользу икон. [16] Около 855 года Лев был назначен главой вновь созданной Магнаурской школы Бардасом . [17] Он был известен своими философскими, математическими, медицинскими, научными, литературными, филологическими, сейсмологическими, астрономическими и астрологическими познаниями, ему покровительствовал Феоктист , а также ему оказал поддержку Фотий I Константинопольский . [18] [19] Кирилл был его учеником. Льву приписывают систему маяков (оптический телеграф), простирающуюся через Малую Азию от Киликии до Константинополя, которая заранее предупреждала об арабских набегах, а также обеспечивала дипломатическую связь. [4] [20] Лев также изобрел несколько автоматов , таких как деревья с движущимися птицами, рычащими львами и парящий императорский трон. [2] Трон действовал столетие спустя, когда Лиутпранд Кремонский стал свидетелем этого во время своего визита в Константинополь. [21] [22]
Работает
[ редактировать ]Большинство сочинений Лео утеряны. Он написал произведения длиной в целую книгу, стихи и множество эпиграмм . [23] а также был составителем, объединившим широкий спектр философских, медицинских и астрономических текстов. Его библиотеку можно хотя бы частично реконструировать: Архимед , Евклид , Платон , Павел Александрийский , Теон Александрийский , Прокл , Порфирий , Аполлоний Пергский , утраченная Механика Квирина и Марцелла и, возможно, Фукидид . [9] Он составил собственную медицинскую энциклопедию. Позднее византийские учёные иногда путали Льва с учёным Львом Хиросфактом и императором Львом VI Мудрым и приписывали ему пророчества .
Первоисточники
[ редактировать ]В последние годы появились первые переводы на английский язык ряда первоисточников о Лео и его временах.
- Физерстоун, Джеффри Майкл и Сигнес-Кодоньер, Хуан (переводчики). Chronographiae quae Theophanis Continuati nominefertur Libri I-IV (Хроника Теофана Континуатуса, книги I-IV, включающие периоды правления от Льва V Армянина до Михаила III ), Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 2015.
- Калделлис, А. (пер.). О правлении императоров (история Иосифа Генезиоса ), Канберра: Австралийская ассоциация византийских исследований; Византия Австралия 11, 1998.
- Шевченко, Игорь (пер.). Chronographiae quae Theophanes Continuatus nomefertur Liber quo Vita Basilii Imperatoris объемлющий (Хроника Феофана Континуатуса, включающая Жизнь Василия I ), Берлин: De Gruyter, 2011.
- Уолгрен, Стаффан (переводчик, автор введения и комментариев). «Хроника логофета» , издательство Ливерпульского университета; Переводные тексты для византинистов, т. 7, 2019.
- Уортли, Джон (пер.). Краткое изложение византийской истории, 811–1057 гг. (история Иоанна Скилица , активный 1081 г.), Cambridge University Press, 2010.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Симеон Логофет, Хронография 132.4. Симеон Логофет, а также отдельная редакция «Хронографии », написанная Псевдо-Симеоном Логофетом, упоминает, что Лев пережил землетрясение в Византии 869 года нашей эры , которое произошло во время праздника святого Полиевкта 9 января 869 года.
- ^ Jump up to: а б Маркус Луи Раутман (2006), Повседневная жизнь в Византийской империи (издательская группа Greenwood, ISBN 0-313-32437-9 ), 294–95.
- ^ «История фортепиано» . Институт фортепиано.
- ^ Jump up to: а б Холмс, Джордж (1990). Оксфорд иллюстрировал историю средневековой Европы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 52 . ISBN 978-0-19-285435-3 .
- ^ Штокало И. З., История отечественной математики. Том 1. С древнейших времен до конца XVIII в. , Киев, Наукова Думка, 1966, p. 447
- ^ Философская Энциклопедия [ред. Ф. В. Константинова], Лев Математик , т. 3, Москва, 1964, pp. 156—157
- ^ Тркуля Дж., Лис К. Армяне в Константинополе , в: Энциклопедия Великого Эллинизма, Стамбул, 2008 г.
- ^ Х.К. Эванс, В.Д. Уиксом, Слава Византии: искусство и культура средневизантийской эпохи, 843–1261 гг. н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 1997, с. 351
- ^ Jump up to: а б Браунинг, Роберт (1964). «Византийская стипендия». Прошлое и настоящее (28): 7–8. дои : 10.1093/прошлое/28.1.3 .
- ^ Лемерль, Пол (2017). Византийский гуманизм: первая фаза: заметки и замечания об образовании и культуре в Византии от ее истоков до X века . Перевод Хелен, Линдси. Лейден: Брилл. п. 172.
- ↑ Согласно «Псевдо-Симеону», этим студентом был Бойдицес, предавший Амориум халифу.
- ^ По данным Иосифа Генезия и Феофана Континуатуса между 829 и 833 годами; Симеон Логофет делает халифом аль-Мутасима и ставит приглашение после исламского завоевания Амориума осенью 838 г., ср. Тредголд, Уоррен Т. (1979). «Хронологическая точность летописи Симеона Логофета за 813–845 годы». Документы Думбартон-Окса . 33 : 162. дои : 10.2307/1291437 . JSTOR 1291437 .
- ^ Симеон говорит Магнауру, Континуат Сорок мучеников (Тредголд, «Хронологическая точность», 186).
- ^ Тредголд, «Хронологическая точность», 172.
- ^ Уоррен Т. Тредголд (1997), История византийского государства и общества (издательство Стэнфордского университета), 447.
- ^ Уоррен Т. Тредголд (1988), Византийское возрождение, 780–842 (издательство Стэнфордского университета), 372.
- ^ Тредголд, «Хронологическая точность», 187, на основании рассказа Логофета полагает, что это произошло в 843 году и было повторным основанием школы Теофила.
- ^ Жестче, Шон (1997). Царствование Льва VI (886–912): Политика и люди . Лейден: Брилл. п. 113. ИСБН 90-04-10811-4 .
- ^ Власто, АП (1970). Вхождение славян в христианский мир: Введение в средневековую историю славян . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 33.
- ^ Тредголд, Уоррен Т. (1979). «Возрождение византийского образования и возрождение византийского государства». Американский исторический обзор . 84 (5). Американская историческая ассоциация: 1245–1266 гг. [с. 1259]. дои : 10.2307/1861467 . JSTOR 1861467 .
- ^ Сафран, Линда (1998). Рай на Земле: Искусство и церковь в Византии . Питтсбург: Penn State Press. п. 30. ISBN 0-271-01670-1 . Записывает описание Лиутпранда.
- ^ Подробное обсуждение телеграфа Лео и его автоматов см. в Леоне Монтаньини (2002), «Лео Математик, недостающее звено в истории науки» , Архивировано 17 октября 2013 г. в Wayback Machine Studi sull'Oriente Cristiano , 6 (2), 89–108.
- ^ Среди них есть несколько центов, сохранившихся в Палатинской антологии; см. Прието Домингес, Оскар (2011), De Alieno Nostrum: светский Центон в греческом мире . Филологические исследования, 328. Саламанка: Ediciones Universidad de Salamanca. ISBN 9788478002085 , с. 120-179.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Катерина Иеродиакону и Бёрье Бюден (2008), «Византийская философия». Стэнфордская энциклопедия философии .