Jump to content

Византийская философия

Византийская философия относится к отличительным философским идеям философов и ученых Византийской империи , особенно между 8 и 15 веками. Для него характерно христианское мировоззрение, тесно связанное с восточно-православным богословием , но черпающее идеи непосредственно из греческих текстов Платона , Аристотеля и неоплатоников .

Греческая наука и литература остались живы в византийском мире, а византийская философия в значительной степени опиралась на Платона , Аристотеля и неоплатоников , даже если теперь ее был христианским тон . В VII веке Иоанн Дамаскин издал трехчастную энциклопедию, содержащую в третьей части систематическое изложение христианского богословия . [1] В 9 веке Фотий , патриарх Константинопольский , собрал множество сочинений древних писателей и изучал аристотелевскую логику , а его ученик Арета комментировал произведения Платона и Аристотеля. [2] К XI и XII векам возрос интерес к преподаванию философии, и такие деятели, как Михаил Пселл , Евстратий Никейский и Михаил Эфесский , написали комментарии к Аристотелю. [2] В 13 и 14 веках у нас есть такие важные философы, как Никифор Влеммид и Феодор Метохит . Важной фигурой был Григорий Палама, который защищал мистическое движение, известное как исихазм , которое включало использование умной Иисусовой молитвы для достижения видения нетварного Света, также называемого Озарением или Видением Бога . [1] Именно исихастское движение вызвало раскол на христианском Востоке, который побудил многих философски настроенных людей отправиться на Запад. Эта миграция сыграла решающую роль в проявлении Возрождения на Западе. Особую роль Варлаам Калабрийский в становлении римско-католического богословия на Западе сыграл , выступавший против исихазма. Последним великим философом Византии был Гемист Плетон , который считал, что возрожденный платонизм может обратить вспять упадок Империи. Он был важной фигурой в передаче древней философии на Запад. [1]

Константинопольский университет

[ редактировать ]

Византийское общество было хорошо образованным по стандартам своего времени, с высоким уровнем грамотности по сравнению с остальным миром. Примечательно, что здесь существовала светская система образования, которая была продолжением академий классической античности. Начальное образование было широко доступно, даже на уровне деревни. Уникально то, что в этом обществе образование было доступно для обоих полов. светский Константинопольский университет Именно в этом контексте можно понять . Кроме того, в империи в определенной степени было распространено светское образование. Как и на протяжении многих столетий, до мусульманского завоевания, подобные учреждения действовали в таких крупных столицах провинций, как Антиохия и Александрия. [3]

Первоначальная школа была основана в 425 году императором Феодосием II и имела 31 кафедру права , философии , медицины , арифметики , геометрии , астрономии , музыки , риторики и других предметов, 15 кафедр латыни и 16 греческого языка . Университет просуществовал до 15 века. [4]

Основным содержанием высшего образования для большинства студентов были риторика, философия и право. С целью подготовки компетентных и образованных кадров для укомплектования бюрократических должностей государства и церкви. В этом смысле университет был светским эквивалентом духовных школ. В университете поддерживалась активная философская традиция, основанная на платонизме и аристотелизме , причем первая из них была самой продолжительной непрерывной платонической школой, просуществовавшей почти два тысячелетия до 15 века.

Школа Магнауры была основана в 9 веке, а в 11 веке в Капитолийской школе были созданы новые школы философии и права. Период упадка начался с латинского завоевания 1204 года, хотя университет просуществовал как несветское учреждение под управлением церкви до падения Константинополя .

Проблемы и идеи

[ редактировать ]

Основными характеристиками византийской философии являются: [2]

  1. Личностные ипостаси Бога как начало не только субстанции, но и бытия ( Онтология , Метафизика ). Личность как онтологическая, а не субстанция или сущность.
  2. Сотворение мира Богом и ограниченность временных рамок Вселенной
  3. Непрерывный процесс творения и стоящая за ним цель
  4. Чувствительный мир как реализация во времени воспринимаемого разумом, имеющего свою вечную ипостась в божественном разуме ( нусе )

Мир и человечество подчинены божественному промыслу , но византийские философы утверждали необходимость свободы воли и самоопределения . Душа . как бессмертная несотворена в своих энергиях, но сотворена сама по себе Душа — это тело плюс дух, и она напрямую связана с интеллектом, позволяя достичь счастья посредством свободы решения. Отношения между Богом и людьми основаны на любви , что объясняет центральное место человека в творении. [2]

неоплатонизм

[ редактировать ]

Отношения мистического, религиозного понимания Бога и философского имеют в истории Римского Востока различные стадии развития. Уму как разуму в византийской философии отводится центральная роль понимания только тогда, когда он помещается или примиряется с сердцем или душой человека. Душа является целостной единицей человека, а разум как разумный и умственный является неотъемлемой частью души человека. Более ранние версии христианского и греческого философского синкретизма в наше время называются неоплатоническими. Пример этого можно увидеть в произведениях Оригена и его учении о нусе: по мнению Оригена, все души предсуществовали со своим Создателем в совершенном, духовном (нематериальном) состоянии как «разумы» или «нус», но позже отпал, чтобы продолжить существование, независимое от Бога. Поскольку все души были созданы абсолютно свободными, Бог не мог просто заставить их вернуться к Себе (это произошло, по мнению Оригена, из-за безграничной любви и уважения Бога к Своим созданиям). Вместо этого Бог создал материальный космос и положил начало истории с целью вернуть заблудшие души к созерцанию Своего бесконечного разума, который, по мнению Оригена, является совершенным состоянием. [5]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Ниниан Смарт, «Мировая философия» , страницы 151–2. Рутледж
  2. ^ Jump up to: а б с д Фил Линос Бенакис, запись о «Византийской философии» в Философской энциклопедии Routledge (1998).
  3. ^ Европа: история культуры, Питер Ритберген, 1998, стр.101.
  4. ^ Мириобиблос
  5. ^ Апокатастасис - В дохристианской стоической и среднеплатоновской философии этот термин относился к универсальному восстановлению космоса до состояния, в котором он был впервые создан божественным разумом или первопринципом. Великий христианский богослов Ориген Александрийский использовал этот термин для обозначения окончательного возвращения всех душ к Богу. Согласно Оригену, все души ранее существовали со своим Создателем в совершенном, духовном (нематериальном) состоянии как «разумы», но позже отпали, чтобы продолжить существование, независимое от Бога. Поскольку все души были созданы абсолютно свободными, Бог не мог просто заставить их вернуться к Себе (это произошло, по мнению Оригена, из-за безграничной любви и уважения Бога к Своим созданиям). Вместо этого Бог создал материальный космос и положил начало истории с целью вернуть заблудшие души к созерцанию Своего бесконечного разума, который, по мнению Оригена, является совершенным состоянием. Это, очевидно, исключает любую концепцию вечного проклятия или ада. «Богословский словарь - Феандрос - онлайн-журнал православного христианского богословия и философии» . Архивировано из оригинала 20 июня 2006 г. Проверено 13 марта 2009 г.
  • Татакис, Б., 1949, Византийская философия , Париж. Новогреческий перевод с библиографией за 1949–76 гг., сделанный Л. Бенакисом, Афины, 1977 г. Английский перевод Н. Дж. Мутафакиса, Индианаполис и Кембридж, 2003 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Линос Бенакис , Тексты и исследования по византийской философии , Парусия, Афины, 2002.
  • Линос Бенакис, Византийская философия B , Парусия, Афины, 2013.
  • Линос Бенакис, Византийская философия – вводный подход, Lambert Academic Publishing (LAP), Саарбрюккен, 2017, 104 стр. ISBN   978-3-330-03021-3 .
  • Альберто дель Кампо Эчеваррия, Платоническая теория идей в Византии (V-XI века) , Мадридский университет Комплутенсе, Мадрид, 2010.
  • Катерина Иеродиакону (ред.). Византийская философия и ее древние источники . Издательство Оксфордского университета, 2002.
  • Фредерик Лауритцен]], Сара Уир (ред.), Византийские платоники (284–1453) , Издательство Францисканского университета, Стьюбенвилл, Огайо, 2021. ISBN   9781736656105 .
  • Б. Н. Татакис, Византийская философия , Париж, 1949. Английский перевод: Византийская философия Николаса Мутафакиса, Hackett Publishing, 2003.
  • Мишель Трицио, Византийская философия как современный историографический проект , Recherches de Théologie et Philosophie Médiévales, 74, 247–294, 2007.
  • Денис Вальтер: Михаил Пселл христианская философия в Византии , средневековая философия по отношению к античности и поздней античности . Де Грютер, Берлин, Бостон, 2017 г., ISBN   978-3-11-052597-7 .
  • Ян Зозулак , Исследования византийской философии , Питер Ланг, Берлин, 2018, ISBN   978-3-631-76600-2 . два : 10.3726/b14585 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6975006e26a3d22b98c252e1448c91dc__1715761560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/dc/6975006e26a3d22b98c252e1448c91dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Byzantine philosophy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)