Византийская философия
Византийская философия относится к отличительным философским идеям философов и ученых Византийской империи , особенно между 8 и 15 веками. Для него характерно христианское мировоззрение, тесно связанное с восточно-православным богословием , но черпающее идеи непосредственно из греческих текстов Платона , Аристотеля и неоплатоников .
История
[ редактировать ]Греческая наука и литература остались живы в византийском мире, а византийская философия в значительной степени опиралась на Платона , Аристотеля и неоплатоников , даже если теперь ее был христианским тон . В VII веке Иоанн Дамаскин издал трехчастную энциклопедию, содержащую в третьей части систематическое изложение христианского богословия . [1] В 9 веке Фотий , патриарх Константинопольский , собрал множество сочинений древних писателей и изучал аристотелевскую логику , а его ученик Арета комментировал произведения Платона и Аристотеля. [2] К XI и XII векам возрос интерес к преподаванию философии, и такие деятели, как Михаил Пселл , Евстратий Никейский и Михаил Эфесский , написали комментарии к Аристотелю. [2] В 13 и 14 веках у нас есть такие важные философы, как Никифор Влеммид и Феодор Метохит . Важной фигурой был Григорий Палама, который защищал мистическое движение, известное как исихазм , которое включало использование умной Иисусовой молитвы для достижения видения нетварного Света, также называемого Озарением или Видением Бога . [1] Именно исихастское движение вызвало раскол на христианском Востоке, который побудил многих философски настроенных людей отправиться на Запад. Эта миграция сыграла решающую роль в проявлении Возрождения на Западе. Особую роль Варлаам Калабрийский в становлении римско-католического богословия на Западе сыграл , выступавший против исихазма. Последним великим философом Византии был Гемист Плетон , который считал, что возрожденный платонизм может обратить вспять упадок Империи. Он был важной фигурой в передаче древней философии на Запад. [1]
Константинопольский университет
[ редактировать ]Византийское общество было хорошо образованным по стандартам своего времени, с высоким уровнем грамотности по сравнению с остальным миром. Примечательно, что здесь существовала светская система образования, которая была продолжением академий классической античности. Начальное образование было широко доступно, даже на уровне деревни. Уникально то, что в этом обществе образование было доступно для обоих полов. светский Константинопольский университет Именно в этом контексте можно понять . Кроме того, в империи в определенной степени было распространено светское образование. Как и на протяжении многих столетий, до мусульманского завоевания, подобные учреждения действовали в таких крупных столицах провинций, как Антиохия и Александрия. [3]
Первоначальная школа была основана в 425 году императором Феодосием II и имела 31 кафедру права , философии , медицины , арифметики , геометрии , астрономии , музыки , риторики и других предметов, 15 кафедр латыни и 16 греческого языка . Университет просуществовал до 15 века. [4]
Основным содержанием высшего образования для большинства студентов были риторика, философия и право. С целью подготовки компетентных и образованных кадров для укомплектования бюрократических должностей государства и церкви. В этом смысле университет был светским эквивалентом духовных школ. В университете поддерживалась активная философская традиция, основанная на платонизме и аристотелизме , причем первая из них была самой продолжительной непрерывной платонической школой, просуществовавшей почти два тысячелетия до 15 века.
Школа Магнауры была основана в 9 веке, а в 11 веке в Капитолийской школе были созданы новые школы философии и права. Период упадка начался с латинского завоевания 1204 года, хотя университет просуществовал как несветское учреждение под управлением церкви до падения Константинополя .
Проблемы и идеи
[ редактировать ]Основными характеристиками византийской философии являются: [2]
- Личностные ипостаси Бога как начало не только субстанции, но и бытия ( Онтология , Метафизика ). Личность как онтологическая, а не субстанция или сущность.
- Сотворение мира Богом и ограниченность временных рамок Вселенной
- Непрерывный процесс творения и стоящая за ним цель
- Чувствительный мир как реализация во времени воспринимаемого разумом, имеющего свою вечную ипостась в божественном разуме ( нусе )
Мир и человечество подчинены божественному промыслу , но византийские философы утверждали необходимость свободы воли и самоопределения . Душа . как бессмертная несотворена в своих энергиях, но сотворена сама по себе Душа — это тело плюс дух, и она напрямую связана с интеллектом, позволяя достичь счастья посредством свободы решения. Отношения между Богом и людьми основаны на любви , что объясняет центральное место человека в творении. [2]
неоплатонизм
[ редактировать ]Отношения мистического, религиозного понимания Бога и философского имеют в истории Римского Востока различные стадии развития. Уму как разуму в византийской философии отводится центральная роль понимания только тогда, когда он помещается или примиряется с сердцем или душой человека. Душа является целостной единицей человека, а разум как разумный и умственный является неотъемлемой частью души человека. Более ранние версии христианского и греческого философского синкретизма в наше время называются неоплатоническими. Пример этого можно увидеть в произведениях Оригена и его учении о нусе: по мнению Оригена, все души предсуществовали со своим Создателем в совершенном, духовном (нематериальном) состоянии как «разумы» или «нус», но позже отпал, чтобы продолжить существование, независимое от Бога. Поскольку все души были созданы абсолютно свободными, Бог не мог просто заставить их вернуться к Себе (это произошло, по мнению Оригена, из-за безграничной любви и уважения Бога к Своим созданиям). Вместо этого Бог создал материальный космос и положил начало истории с целью вернуть заблудшие души к созерцанию Своего бесконечного разума, который, по мнению Оригена, является совершенным состоянием. [5]
См. также
[ редактировать ]- Восточно-православное богословие
- Византийская литература
- Византийская наука
- Халкинская семинария
- Основная часть византийских исторических сочинений
- Греческие учёные эпохи Возрождения
- Средневековый греческий
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ниниан Смарт, «Мировая философия» , страницы 151–2. Рутледж
- ^ Jump up to: а б с д Фил Линос Бенакис, запись о «Византийской философии» в Философской энциклопедии Routledge (1998).
- ^ Европа: история культуры, Питер Ритберген, 1998, стр.101.
- ^ Мириобиблос
- ^ Апокатастасис - В дохристианской стоической и среднеплатоновской философии этот термин относился к универсальному восстановлению космоса до состояния, в котором он был впервые создан божественным разумом или первопринципом. Великий христианский богослов Ориген Александрийский использовал этот термин для обозначения окончательного возвращения всех душ к Богу. Согласно Оригену, все души ранее существовали со своим Создателем в совершенном, духовном (нематериальном) состоянии как «разумы», но позже отпали, чтобы продолжить существование, независимое от Бога. Поскольку все души были созданы абсолютно свободными, Бог не мог просто заставить их вернуться к Себе (это произошло, по мнению Оригена, из-за безграничной любви и уважения Бога к Своим созданиям). Вместо этого Бог создал материальный космос и положил начало истории с целью вернуть заблудшие души к созерцанию Своего бесконечного разума, который, по мнению Оригена, является совершенным состоянием. Это, очевидно, исключает любую концепцию вечного проклятия или ада. «Богословский словарь - Феандрос - онлайн-журнал православного христианского богословия и философии» . Архивировано из оригинала 20 июня 2006 г. Проверено 13 марта 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Татакис, Б., 1949, Византийская философия , Париж. Новогреческий перевод с библиографией за 1949–76 гг., сделанный Л. Бенакисом, Афины, 1977 г. Английский перевод Н. Дж. Мутафакиса, Индианаполис и Кембридж, 2003 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Линос Бенакис , Тексты и исследования по византийской философии , Парусия, Афины, 2002.
- Линос Бенакис, Византийская философия B , Парусия, Афины, 2013.
- Линос Бенакис, Византийская философия – вводный подход, Lambert Academic Publishing (LAP), Саарбрюккен, 2017, 104 стр. ISBN 978-3-330-03021-3 .
- Альберто дель Кампо Эчеваррия, Платоническая теория идей в Византии (V-XI века) , Мадридский университет Комплутенсе, Мадрид, 2010.
- Катерина Иеродиакону (ред.). Византийская философия и ее древние источники . Издательство Оксфордского университета, 2002.
- Фредерик Лауритцен]], Сара Уир (ред.), Византийские платоники (284–1453) , Издательство Францисканского университета, Стьюбенвилл, Огайо, 2021. ISBN 9781736656105 .
- Б. Н. Татакис, Византийская философия , Париж, 1949. Английский перевод: Византийская философия Николаса Мутафакиса, Hackett Publishing, 2003.
- Мишель Трицио, Византийская философия как современный историографический проект , Recherches de Théologie et Philosophie Médiévales, 74, 247–294, 2007.
- Денис Вальтер: Михаил Пселл — христианская философия в Византии , средневековая философия по отношению к античности и поздней античности . Де Грютер, Берлин, Бостон, 2017 г., ISBN 978-3-11-052597-7 .
- Ян Зозулак , Исследования византийской философии , Питер Ланг, Берлин, 2018, ISBN 978-3-631-76600-2 . два : 10.3726/b14585 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Иеродиакону, Катерина; Бюден, Бёрье. «Византийская философия» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Платоническая теория идей в Византии , цифровая диссертация Альберто дель Кампо Эчеваррия, в электронных распечатках , заархивированных 3 апреля 2022 г. в разделе Wayback Machine Мадридского университета Комплутенсе.