Иисусова молитва
Иисусова молитва , [ а ] также известный как Молитва , [ б ] Это короткая шаблонная молитва , почитаемая и пропагандируемая особенно в восточном христианстве и католицизме :
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного.

Его часто постоянно повторяют как часть личной аскетической практики, его использование является неотъемлемой частью отшельнической традиции молитвы, известной как исихазм . [ с ] Молитва особо почитается духовниками этой традиции (см. Добротолюбие ) как метод очищения и раскрытия ума и после этого сердца ( кардии ), вызываемый сначала Молитвой Ума , или точнее Умным. Молитва ( Νοερά Προσευχή ), а после нее Молитва сердечная ( Καρδιακή Προσευχή ). Молитва сердца считается непрестанной молитвой , которую проповедует апостол Павел в Новом Завете. [ д ] Феофан Затворник считал Иисусову молитву сильнее всех других молитв силой Святого Имени Иисусова . [ 3 ]
Хотя эта молитва более тесно связана с восточным христианством, она встречается в западном христианстве в Катехизисе Католической церкви . [ 4 ] Он также используется в сочетании с инновационными англиканскими четками. [ 5 ] (Преподобный Линн Бауман в середине 1980-х годов). Молитва широко преподавалась и обсуждалась на протяжении всей истории Восточной Католической Церкви и Восточной Православной Церкви . Древняя и первоначальная форма не включала слова «грешник», которые были добавлены позже. [ 3 ] [ 6 ] Восточно-православное богословие Иисусовой молитвы, изложенное в 14 веке Григорием Паламой, в целом отвергалось богословами Латинской церкви до 20 века. Папа Иоанн Павел II назвал Григория Паламу святым. [ 7 ] великий писатель и авторитет в теологии . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Он также с признательностью отзывался об исихазме как о «том глубоком союзе благодати, который восточное богословие любит описывать особенно сильным термином « теозис », « обожение » ». [ 11 ] и сравнил медитативность Иисусовой молитвы с католическим Розарием . [ 12 ]
Происхождение
[ редактировать ]Происхождение молитвы – египетская пустыня , которая была заселена монахами- отцами-пустынниками и матерями-пустынниками в V веке. [ 13 ] Его нашли в руинах кельи того периода в египетской пустыне. [ 14 ]
Формула, подобная стандартной форме Иисусовой молитвы, встречается в письме, приписываемом Иоанну Златоусту , умершему в 407 году нашей эры. В этом «Письме к игумену» говорится: « Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй» и « Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» употребляется как непрестанная молитва. [ 15 ]
Возможно, самое раннее явное упоминание Иисусовой молитвы в форме, похожей на ту, которая используется сегодня, находится в « Беседе об авве Филимоне из Добротолюбия» . Филимон жил около 600 года нашей эры. [ 16 ] Версия, процитированная Филимоном, звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня», что, по-видимому, является самым ранним источником, цитирующим эту стандартную версию. [ 17 ] Хотя к тому времени сама молитва уже использовалась, Джон С. Романидес пишет: «Мы все еще ищем у отцов термин «Иисусова молитва»». [ 2 ]
Похожая идея рекомендуется в «Лестнице божественного восхождения» Иоанна Лествичника (около 523–606), который рекомендует регулярно практиковать монологистос , или односложную «Иисусову молитву». [ 6 ] Употреблению Иисусовой молитвы по традиции Добротолюбия посвящена анонимная русская духовная классика XIX века «Путь странника» , также в оригинальном виде, без добавления слова «грешник». [ 18 ]
Восточное православие
[ редактировать ]Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
![]() |
Обзор |
Исихастическая . практика Иисусовой молитвы основана на библейском взгляде, согласно которому имя Бога понимается как место Его присутствия [ 19 ] Православная мистика не имеет образов и представлений. Мистическая практика (молитва и медитация) не приводит к восприятию изображений Бога (см. ниже Паламизм ). Таким образом, важнейшим средством жизни, посвященной молитве, является призываемое имя Божие , как оно подчеркивается с V века фиваидскими отшельниками , или позднейшими афонскими исихастами . Для православных сила Иисусовой молитвы заключается не только в ее содержании, но и в самом призывании имени Иисуса. [ 20 ]
Библейские корни
[ редактировать ]Иисусова молитва объединяет три библейских стиха : христологический гимн послания Павла к Филиппийцам 2:6–11 (стих 11: «Иисус Христос есть Господь»), Благовещение от Луки 1:31–35 (стих 35: «Сын Божий») . «), а также притча о фарисее и мытаре из Луки 18:9–14 , в которой фарисей демонстрирует неправильный способ молитвы (стих 11: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, неправедники, прелюбодеи или даже как этот мытарь»), тогда как мытарь молится правильно в смирении (стих 13: «Боже милостив надо мной, грешником»). [ и ]
Паламизм, основная теология
[ редактировать ]
Апофатизм [ 22 ] (негативная теология) — основная характеристика восточной богословской традиции. Непознаваемость не понимается как агностицизм или отказ познать Бога, поскольку восточное богословие не занимается абстрактными понятиями; оно созерцательное, с рассуждениями о вещах, находящихся выше рационального понимания. Поэтому догмы часто выражаются антиномично. [ 23 ] Эта форма созерцания есть опыт Бога, озарение , называемое видением Бога или, по-гречески, теорией . [ 24 ] [ нужны разъяснения ]
Для восточных православных знание или знание нетварных энергий обычно связано с апофатизмом. [ 25 ] [ 26 ]
Покаяние в восточном православии
[ редактировать ]Восточная Православная Церковь придерживается неюридического взгляда на грех, в отличие от взгляда на искупление греха, сформулированного на Западе , сначала Ансельмом Кентерберийским (как долг чести). [ нужна цитата для проверки ] ) и Фомы Аквинского (как моральный долг). [ нужна цитата для проверки ] Термины, используемые на Востоке, менее законнические ( благодать , наказание ) и более медицинские ( болезнь , исцеление ) с менее требовательной точностью. Следовательно, грех несет в себе не вину за нарушение правила, а, скорее, побуждение стать чем-то большим, чем обычно являются люди. Человек раскаивается не потому, что он добродетелен или не добродетелен, а потому, что человеческая природа может измениться. Покаяние ( древнегреческий : μετάνοια , метанойя , «изменение своего мнения») — это не раскаяние, оправдание или наказание, а постоянное проявление своей свободы, вытекающее из обновленного выбора и ведущее к восстановлению (возвращению человека в исходное состояние ). [ 27 ] Это отражено в Таинстве исповеди , в котором, не ограничиваясь простым исповеданием грехов и предполагающим рекомендации или наказания, священник выступает прежде всего в качестве духовника. [ 19 ] [ 28 ] Тайна исповеди связана с духовным развитием личности и связана с практикой выбора старца, которому можно доверять в качестве своего духовного наставника, обращения к нему за советом по вопросам личного духовного развития, исповедания грехов и обращения за советом.
Как говорилось на местном Константинопольском соборе 1157 года, Христос принес свою искупительную жертву не только Отцу , но и Троице в целом. В восточно-православном богословии искупление не рассматривается как выкуп . Это примирение Бога с человеком, проявление любви Божией к человечеству. Таким образом, за жертвенной смертью его сына на кресте стоит не гнев Бога-Отца, а Его любовь. [ 28 ]
Считается, что искупление человека произошло не только в прошлом, но продолжается и по сей день посредством обожения . Инициатива принадлежит Богу, но предполагает активное принятие человеком (не только действия, но и отношения), которое является способом постоянного принятия Бога. [ 27 ]
Отличие от аналогов в других религиях
[ редактировать ]Практика созерцательного или медитативного пения известна в нескольких религиях, включая буддизм , индуизм и ислам (например, джапа , зикр ). Форма внутреннего созерцания, включающая глубокие внутренние трансформации, затрагивающие все уровни самости, является общей для традиций, постулирующих онтологическую ценность личности. [ 29 ]
Хотя некоторые аспекты Иисусовой молитвы могут напоминать некоторые аспекты других традиций, ее христианский характер является центральным, а не просто «местным колоритом». Цель христианина, практикующего его, не ограничивается достижением смирения, любви или очищения греховных помыслов, но, скорее, становится святым и ищет соединения с Богом ( обожение ), которое включает в себя все вышеупомянутые добродетели. Таким образом, для православных: [ 30 ]
- Иисусова молитва – это, прежде всего, молитва, обращенная к Богу. Это не средство самообожествления или самоосвобождения, а контрпример гордости Адама , исправляющий разрыв, который она создала между человеком и Богом.
- Цель состоит не в том, чтобы раствориться или поглотиться в ничто или в Бога или достичь другого состояния ума, а в том, чтобы (вос) объединиться. [ ж ] с Богом (что само по себе является процессом), оставаясь при этом отдельной личностью.
- Это обращение к имени Иисуса, поскольку христианская антропология и сотериология тесно связаны с христологией в православном монашестве .
- В современном контексте продолжающееся повторение рассматривается некоторыми как форма медитации , а молитва действует как своего рода мантра . Однако православные пользователи Иисусовой молитвы подчеркивают призывание имени Иисуса Христа, которое Исихий описывает в «Просах Феодулоне» , что будет созерцанием Триединого Бога, а не просто опустошением разума. [ нужна ссылка ]
- Признание «грешника» — это привести прежде всего к состоянию смирения и покаяния, признания собственной греховности.
- Практика Иисусовой молитвы тесно связана с преодолением страстей души и тела, например, посредством поста . Для восточных православных порочно не тело, а «телесный образ мышления»; поэтому спасение касается и тела.
- В отличие от « семенных слогов » в определенных традициях пения мантр , Иисусова молитва может быть переведена на любой язык, который обычно использует молящийся. Акцент делается на значении, а не на простом произнесении определенных звуков.
- Нет никакого акцента на психосоматических техниках, которые рассматриваются просто как помощники в объединении разума и сердца, а не как необходимое условие.
Магистратский путь встречи с Богом для православных, [ 31 ] Иисусова молитва сама по себе не таит в себе никаких тайн, и ее практика не раскрывает никаких эзотерических истин. [ 32 ] Вместо этого, как исихастская практика, она требует отделения ума от рациональной деятельности и игнорирования физических чувств ради эмпирического познания Бога. Оно стоит наряду с регулярными ожидаемыми действиями верующего (молитва, милостыня, покаяние, пост и т. д.) как ответ Православного Предания на призыв Апостола Павла «молиться непрестанно» ( 1 Фес 5:17 ). [ 21 ] [ 30 ]
Упражняться
[ редактировать ]

Техники
[ редактировать ]Для молящихся не существует фиксированных правил, «так же, как не существует механических, физических или умственных средств, которые могли бы заставить Бога явить Своё присутствие» ( митрополит Каллист Уэр ). [ 31 ]
В «Пути паломника » паломник советует: «Когда вы вдыхаете, скажите или представляете, что говорите: «Господь Иисус Христос», и когда вы снова вдыхаете, «помилуй меня»». [ 18 ]
Иисусову молитву можно использовать для своеобразного «психологического» самоанализа. Согласно рассказу «Пути странника» и практикующих на Афоне Иисусову молитву, [ 33 ] «Человек может получить некоторое представление о своей текущей психологической ситуации, наблюдая за интонацией слов молитвы, когда они произносятся. Какое слово подвергается наибольшему ударению. Этот самоанализ может открыть молящемуся многое о его внутреннем состоянии. и чувства, возможно, еще не осознанные, своей бессознательности». [ 34 ]
Также человек может захотеть сознательно подчеркнуть одно из слов молитвы, особенно когда хочет выразить сознательное ощущение ситуации. Поэтому в трудные времена акцент на фразе «помилуй» может оказаться более утешительным и уместным. Во времена неудач, часть «грешника» и т. д.)». [ 34 ]
Уровни молитвы
[ редактировать ]
Павел Евдокимов и богослов XX века , русский философ , пишет [ 35 ] О способе молитвы начинающего: вначале молитва возбуждается, потому что человек эмоционален и выражен поток психического содержания. По его мнению, это состояние для современного человека происходит из-за отделения ума от сердца: «Болтовня расширяет душу, тогда как молчание сближает ее». Старые отцы осуждали сложные фразеологии, ибо мытарю было достаточно одного слова, и одно слово спасало вора на кресте. Они произносили только имя Иисуса, под которым размышляли о Боге. Для Евдокимова действующая вера отрицает всякий формализм, быстро утверждающийся во внешней молитве или в жизненных обязанностях; он цитирует Серафима Саровского : «Молитва не будет полной, если человек застенчив и осознает, что молится».
«Поскольку молитва — это живая реальность, глубоко личная встреча с живым Богом, ее нельзя ограничивать какой-либо классификацией или жестким анализом», — говорит GOARCH . [ 21 ] В качестве общих указаний для практикующего православные отцы выделяют разное количество ступеней (3, 7 или 9) в практике молитвы. Их следует рассматривать как чисто информативные, поскольку практика сердечной молитвы изучается под личным духовным руководством в восточном православии, которое подчеркивает опасность искушений, когда она совершается самостоятельно. Так, Феофан Затворник духовный писатель XIX века , русский , говорит о трёх этапах: [ 21 ]
- Устная молитва (молитва уст) — это простое чтение, все еще внешнее для практикующего.
- Сосредоточенная молитва, когда «ум сосредоточен на словах» молитвы, «проговаривая их так, как если бы они были нашими собственными».
- Молитва самого сердца, когда молитва – это уже не то, что мы делаем, а то, кем мы являемся.
Когда это достигается, говорят, что Иисусова молитва становится «самоактивной» ( αυτενεργούμενη ). Это повторяется разумом автоматически и бессознательно, становясь внутренней привычкой, подобно (полезному) ушному червю . Тело через произнесение молитвы, ум через мысленное повторение молитвы соединяются таким образом с «сердцем» (духом) и молитва становится постоянной, беспрестанно «играющей» на заднем плане ума, как бы фоном. музыку, не мешая нормальной повседневной деятельности человека. [ 34 ]
Другие, например отец архимандрит Илие Клеопа, один из наиболее представительных духовных отцов современной румынской православной монашеской духовности, говорят о девяти уровнях. Это тот же путь к обожению , только более тонко дифференцированный: [ 36 ]
- Молитва уст.
- Молитва уст.
- Молитва языка.
- Молитва голоса.
- Молитва ума.
- Молитва сердца.
- Активная молитва.
- Всевидящая молитва.
- Созерцательная молитва.
Варианты повторяющихся формул
[ редактировать ]В истории восточно-православного монашества засвидетельствован ряд различных повторяющихся молитвенных формул: Молитва святителя Иоанникия Великого (754–846): «Надежда моя — Отец, прибежище мое — Сын, прибежище мое — Святой Дух, О Святая Троица, слава Тебе», неоднократное использование которого описано в его Житии ; или более поздняя практика Николая Велимировича .
Как и в случае с гибкостью практики Иисусовой молитвы, здесь нет навязанной стандартизации ее формы. Молитва может быть от такой короткой, как «Господи, помилуй» ( Kyrie eleison ), «Помилуй меня» («Помилуй нас») или даже «Иисус», до более длинной, наиболее распространенной формы. Также в нем может содержаться обращение к Богородице (Деве Марии) или к святым. Единственный существенный и неизменный элемент – это имя Иисуса. [ 31 ]
- Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. (очень распространенная форма)
- Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня. (очень распространенная форма в греческой традиции)
- Господи Иисусе Христе, помилуй меня. (распространенный вариант на Афоне [ 37 ] )
- Иисус, помилуй. [ 38 ]
- Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. [ 39 ]
- Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живого, помилуй меня, грешного. [ 40 ]
Католическая церковь
[ редактировать ]Иисусова молитва широко практикуется в 23 восточно-католических церквях .
Четвертая часть Катехизиса Католической Церкви , посвященная христианской молитве, параграфы с 2665 по 2669 посвящены молитве Иисусу.
Молиться «Иисусу» — значит призывать Его и призывать Его внутри нас. Его имя — единственное, которое содержит то присутствие, которое оно означает. Иисус — Воскресший, и всякий, кто призывает имя Иисуса, приветствует Сына Божьего, который возлюбил его и отдал себя за него. Этот простой призыв веры развился в традиции молитвы во многих формах на Востоке и Западе. Самая обычная формулировка, передаваемая духовными писателями Синая, Сирии и Афона, — это воззвание: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных». Он сочетает в себе христологический гимн из Филиппийцам 2: 6–11 с воплем мытаря и слепых, просящих света. Через него сердце открывается человеческому несчастью и милосердию Спасителя. Призыв святого имени Иисуса – это самый простой способ всегда молиться. Когда святое имя повторяется часто смиренно внимательным сердцем, молитва не теряется от нагромождения пустых фраз, но крепко держится слова и «приносит плод в терпении». Эта молитва возможна «во все времена», потому что это не одно занятие среди других, а единственное занятие: занятие любовью к Богу, которое оживляет и преображает каждое действие во Христе Иисусе. [ 41 ]
Подобные методы молитвы, используемые в католической церкви, - это чтение, рекомендованное Иоанном Кассианом , слов «О Боже, приди мне на помощь; Господи, поспеши помочь мне» или других стихов Священного Писания; повторение одного односложного слова, как подсказывает Облако Незнания ; метод, используемый в Центрирующей молитве ; метод, используемый Всемирным сообществом христианской медитации , основанный на арамейском призыве Маранафа ; использование Lectio Divina ; и т. д. [ 42 ]
В Катехизисе Католической Церкви говорится:
Имя Иисуса лежит в основе христианской молитвы. Все литургические молитвы заканчиваются словами «Через Господа нашего Иисуса Христа». Радуйся , Мария, достигает своей кульминации в словах: «Благословен плод чрева Твоего, Иисус». Восточная молитва сердца, Иисусова молитва, говорит: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Многие христиане, такие как Жанна д'Арк , умерли с одним словом «Иисус» на устах. [ 43 ] Самая обычная формулировка, передаваемая духовными писателями Синая, Сирии и Афона, — это воззвание: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных». [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Греческий : προσευχὴ τοῦ Ἰησοῦ , романизированный : prosefchi tou iisoú , букв. 'молитва Иисусу'; Сирийский : �������������������� ��������������, романизированный : ; слото д-ешу ' Амхарский , Geez и Tigrinya : Господи, помилуй Христа , латинизировано : Господи, помилуй Христа. Иоанн Романидес использует греческий : προσευχή εν Πνεύματι , латинизированный : prosefchi в Пневмати , букв. «молитва Духа», или по-гречески: νοερά προσευχή , латинизировано: noerá prosefchi , букв. «умная молитва». [ 1 ] «Примечание: мы все еще ищем у отцов термин «Иисусова молитва». Мы были бы очень признательны, если бы кто-нибудь мог найти святоотеческую цитату на греческом языке». [ 2 ]
- ^ Греческий : желание , латинизированное : i efchí , букв. «желание».
- ^ Древнегреческий : ἡσυχάζω , isycházo , «сохранять спокойствие».
- ^ 1 Фес 5:17 : Молитесь непрестанно.
- ^ «Православная традиция осознает, что сердце, помимо перекачивания крови, является, если оно правильно подготовлено, местом общения с Богом посредством непрестанной молитвы, т.е. непрестанной памяти о Боге. Слова Христа», Его Блаженства в Евангелии от Матфея 5: 3–10 (стих 8: « Μακάριοι οἱ καθαροὶ τῇ καρδίᾳ, ὅτι αὐτοὶ τὸν θεὸν ὄψονται » , букв. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят») воспринимаются очень серьезно, поскольку они были выполнены в все удостоенные прославления как до, так и после Воплощения […] В свете этого можно обратиться к увещеваниям Павла о «непрестанной молитве» ( греч . «αδιάλειπτος προσευχή» ) в его 1 Фессалоникийцам 5: 16–22 (стих 17: « ἀδιαλείπτως προσεύχεσθε » , букв. «непрестанно молитесь»). «Лука был учеником и соратником Павла, его сочинения предполагают и отражают эту эзотерическую жизнь во Христе». [ 1 ] Тесно связаны с и мытарем Луки фарисеем из 18 :9–14 ( стих 13: « ὁ Θεός, ἱλασθητι μοι τῷ αμαρτολῷ» , букв. « Боже, милостив мне, грешнику»), его Десять прокаженных из 17:11. –19 (стих 13: « Иисус, Владыка, помилуй нас » , букв. «Иисус, Владыка, помилуй нас») и его Слепой близ Иерихона 18 :35–43 (стих 38: « Иисус, сын Давид, помилуй меня » , букв. «Иисус, сын Давидов, помилуй меня»). Аналогично: Матфея 9:27–31 , 20:29–34 (стихи 9:27 и 20:30–31: « ἐλεισον ἡμᾶς, υἱὲ Давид » , букв. «сын Давидов, помилуй нас»), Марка 10 :46–52 (стих 47: « υἱὲ δαίδ Ιεσοῦ, ελεισόν me » , букв. «Иисус, сын Давидов, помилуй меня»). [ 4 ] [ 21 ]
- ^ Объединитесь, если речь идет об одном человеке; воссоединиться, если говорить на антропологическом уровне.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Романидис, Иоаннис С. (5–9 февраля 1982 г.). Иисус Христос – жизнь мира [Иисус Христос – Жизнь мира] (на греческом языке). Перевод Контостергиу, Деспойниса Д. Римляне: древние, средневековые и современные. Архивировано из оригинала 13 августа 2018 года . Проверено 30 марта 2019 г. Оригинал: Романидес, Джон С. (5–9 февраля 1982 г.). «Иисус Христос – жизнь мира» . Римляне: древние, средневековые и современные. Архивировано из оригинала 8 февраля 2019 года . Проверено 30 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Романидес, Джон С. «Некоторые основные положения этого веб-сайта, отражающие включенные в него исследования» . Римляне: древние, средневековые и современные. Архивировано из оригинала 19 ноября 2018 года . Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «О молитве Иисусовой» , Игнатий Брянчанинов, Каллистос Уэр, 2006 г. ISBN 1-59030-278-8 страниц xxiii – xxiv
- ^ Jump up to: а б с «Катехизис Католической Церкви, § 2667» . Ватикан.ва . Архивировано из оригинала 7 января 2019 года . Проверено 15 марта 2019 г.
- ^ «Англиканские четки» . Епископальная церковь Короля Мира . Архивировано из оригинала 1 февраля 2019 года.
- ^ Jump up to: а б Фредерика Мэтьюз-Грин (2009). Иисусова молитва: древняя молитва пустыни, настраивающая сердце на Бога . Параклет Пресс. п. 76–. ISBN 978-1-55725-659-1 .
- ^ Папа Иоанн Павел II (30 ноября 1979 г.). «Месса в Эфесе» . Vatican.va (на французском языке). Архивировано из оригинала 29 августа 2018 года . Проверено 16 марта 2019 г.
- ^ Папа Иоанн Павел II (14 ноября 1990 г.). «Дух как «происхождение любви» » . Ватикан.ва . Архивировано из оригинала 20 августа 2002 года . Проверено 16 марта 2019 г.
- ^ Папа Иоанн Павел II (12 ноября 1997 г.). «Общая аудитория» . Ватикан.ва . Архивировано из оригинала 29 августа 2018 года . Проверено 16 марта 2019 г.
- ^ Папа Иоанн Павел II (25 мая 2000 г.). «К юбилею учёных» . Ватикан.ва . Архивировано из оригинала 29 августа 2018 года . Проверено 16 марта 2019 г.
- ^ Папа Иоанн Павел II (11 августа 1996 г.). «Восточное богословие обогатило всю Церковь» . CatholicCulture.org . Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 года . Проверено 16 марта 2019 г.
- ^ Папа Иоанн Павел II (16 октября 2002 г.). «Апостольское письмо Rosarium Virginis Mariae» . Ватикан.ва . Архивировано из оригинала 27 октября 2002 года . Проверено 16 марта 2019 г.
- ^ Антуан Гийомон сообщает об обнаружении надписи, содержащей Иисусову молитву, в руинах кельи в египетской пустыне, датированной примерно обсуждаемым периодом - Антуан Гийомон, Коптская надпись на Иисусовой молитве в Aux Origins du Monachisme Chrétien, Pour a феноменология монашества , с. 168–83. В восточной духовности и монашеской жизни , № 30. Бегроль-ан-Мож (Мэн и Луара), Франция: Аббатство Бельфонтен.
- ^ Струмса, Гедалиаху Г. (1980). «ГИЙОМОН, АНТУАН, У истоков христианского монашества: К феноменологии монашества, восточной духовности 30 - F 49720 Bégrolles en Mauge, Editions de l'Abbaye de Bellefontaine, 1979, 241 стр» . Нумен . 27 (2): 287–288. дои : 10.1163/156852780x00099 . ISSN 0029-5973 .
- ^ Письмо настоятелю , с. 5
- ^ Макгинн, Бернард (2006). Основные сочинения христианского мистицизма . Нью-Йорк: Современная библиотека. п. 125. ИСБН 0-8129-7421-2 .
- ^ Палмер, GEH (15 сентября 2011 г.). Добротолюбие, Том 2 . Лондон: Фабер. п. 507. ИСБН 9780571268764 .
- ^ Jump up to: а б Французский, РМ (1930). Френч, РМ (ред.). Путь паломника . Общество распространения христианских знаний. Архивировано из оригинала 12 июля 2016 г. Проверено 5 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Василе Рэдукэ, христиан , Путеводитель для современных православных второе издание, Humanitas Ed , Бухарест , 2006, стр. 81. ISBN 978-973-50-1161-1 .
- ^ (на румынском языке) Сергей Булгаков , Ortodoxia ( Православие ), перевод с французского , Paideia Ed., Бухарест , 1997, стр. 161, 162–163, ISBN 973-9131-26-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Цихлис, Стивен Питер (9 марта 1985 г.). «Иисусова молитва» . ГОАРЧ . Архивировано из оригинала 23 мая 2017 года . Проверено 14 марта 2019 г.
- ^ Восточно-православное богословие не выдерживает Фомы Аквинского интерпретации мистического богословия Псевдо -Дионисия Ареопагита ( modo sublimiori и modo Significandi , с помощью которых Фома Аквинский объединяет положительное и отрицательное богословие, превращая отрицательное в исправление положительного) . Подобно псевдо-Денису, Восточная Церковь отмечает антиномию между двумя способами разговора о Боге и признает превосходство апофатизма. См. Владимир Лосский, соч. цит., с. 55, Думитру Станилоаэ , соч. соч., стр. 261–262.
- ^ (на румынском языке) Владимир Лосский , богословие Восточной Церкви , Мистическое , перевод с французского Анастасия Эд., Бухарест , 1993, стр. 36–37, 47–48, 55, 71. ISBN 973-95777-3-3 .
- ^ Видение Бога Владимира Лосского SVS Press, 1997. ( ISBN 0-913836-19-2 )
- ^ (на румынском языке) Бро. Думитру Станилоаэ , Православной Церкви Аскеты и мистики Восточной , Библейско-миссионерский институт БОР ( Румынской Православной Церкви ), 2002, стр. 268, Издательство ISBN 0-913836-19-2 .
- ^ Добротолюбие, Том. 4 ISBN 0-571-19382-X Палмер, GEH; Шеррард, Филип; Уэр, Каллист (Тимофей) О внутренней природе вещей и об очищении разума: Сто текстов Никитас Стифатос (Nikitas Stethatos)
- ^ Jump up to: а б Джон Криссавгис, Покаяние и исповедь - Введение. Архивировано 17 марта 2008 г. в Wayback Machine , Греческая православная архиепархия Америки . Проверено 21 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Православный катехизис онлайн , Русская Православная Церковь . Проверено 21 марта 2008 г.
- ^ Ольга Лучакова, Онтопоэз и союз в Иисусовой молитве: вклад в психотерапию и обучение , в «Логосе феноменологии» и «Феноменологии логоса». Книга четвертая – Логос научного исследования. Участие в совместном использовании жизни в природе , Springer Ed. , 2006, с. 292, ISBN 1-4020-3736-8 . Google Scholar : [1] .
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Христофор Панагиотис, Молитва за Иисуса. Иисусова молитва. Соединяя разум с сердцем и человека с Богом ( Unirea minţii cu inima şi a omului cu Demusne Панайотис К. Христу ), перевод с греческого , второе издание, Панагия Изд., Монастырь Рару, Ватра Дорней , стр. 6, 12–15, 130, ISBN 978-973-88218-6-6 .
- ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Имени или Молитва Иисуса ( Сила Имени. Иисусова молитва в православной духовности ) в Каллистос Уэр , духовности Сила Молитва и молчание в православной , перевод с английского , Кристиана Эд., Бухарест , 2003, стр. 23, 26, ISBN 973-8125-42-1 .
- ^ (на румынском языке) Бро. Иоанн из Рарау, Молитва Иисусова. Вопросы и ответы ( Иисусова молитва. Вопросы и ответы ), Панагия Изд., Монастырь Рарэу, Ватра Дорней , стр. 97. ISBN 978-973-88218-6-6 .
- ^ «Новости Греции: Способы желать» . dailygreece.com. 22 февраля 1999 г. Проверено 3 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с «О Иисусовой молитве» . Prayercraft.byethost8.com. 27 ноября 2004 г. Проверено 3 июля 2010 г.
- ^ (на румынском языке) Павел Евдокимов , Молитва в Церкви , Востока , перевод с французского Polirom Ed., Бухарест , 1996, стр. 29–31, ISBN 973-9248-15-2 .
- ^ (на румынском языке) Илие Клеопа. Архивировано 16 сентября 2011 г. в Wayback Machine в теологов Словаре румынских , электронная версия, Univers Enciclopedic Ed., Бухарест, 1996.
- ^ [2] Архивировано 5 января 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ «Гуру, юноша и старец Паисий» Дионисия Фарасиотиса
- ^ «Правило святителя Пахомия» .
- ^ «Молитва Троицы» . 5 апреля 2016 года. Архивировано из оригинала 18 марта 2015 года . Проверено 26 июля 2010 г.
- ^ «Катехизис Католической церкви, §§ 2666–2668» . Ватикан.ва . Архивировано из оригинала 7 января 2019 года . Проверено 15 марта 2019 г.
- ^ Томас Китинг, Сосредоточенная молитва и христианская созерцательная традиция (Монашеский межрелигиозный диалог, Бюллетень 40, январь 1991 г.). Архивировано 10 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «Катехизис Католической Церкви, § 435» . Ватикан.ва . Архивировано из оригинала 7 января 2019 года . Проверено 15 марта 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Иисусова молитва: учимся молиться от всего сердца» , Пер-Улоф Шегрен, пер. Сидни Линтон; Первый Треугольник изд. (Лондон: Треугольник, 1986 г., копия 1975 г.) ISBN 0-281-04237-3
- Духовность Афона: Иисусова молитва, православная психотерапия и исихастская антропология , Роберт Рапленович, ДПК 2024 ISBN 979-8327883819