Лестница божественного восхождения
Лестница Божественного Вознесения или Лестница Рая (Κλῖμαξ; Scala или Climax Paradisi ) — важный аскетический трактат для монашества в восточном православии и римском католицизме , написанный Иоанном Лествичником в ок. 600 г. н.э. в монастыре Святой Екатерины ; об этом просил Иоанн, настоятель монастыря Раиту .
« Скала» , получившая огромную популярность и прославившая своего автора в Церкви, адресована отшельникам и общежитиям и описывает средства, с помощью которых можно достичь высшей степени религиозного совершенства. Разделенный на тридцать частей, или «ступеней», в память о тридцати годах жизни Христа, Божественного образца для верного христианина, он представляет собой картину всех добродетелей и содержит великое множество притч и исторических штрихов, главным образом нарисованных от монашеской жизни и демонстрируя практическое применение заповедей.
В то же время, так как произведение написано большей частью в сжатой, сентенциональной форме, с помощью афоризмов и так как рассуждения недостаточно тесно связаны между собой, то оно порой несколько неясно. Это объясняет, что он был предметом различных комментариев даже в очень ранние времена. Самая древняя из рукописей, содержащих « Скалу», находится в Национальной библиотеке в Париже и, вероятно, была привезена из Флоренции Екатериной Медичи . В некоторых из этих рукописей труд носит название «Духовные таблицы» ( Plakes pneumatikai ).
Ступени или ступеньки на лестнице в небеса
[ редактировать ]Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
Scala состоит из 30 глав или «ступенек».
- 1–4: Отречение от мира и послушание духовнику.
- 5–7: Покаяние и скорбь (πένθος) как пути к истинной радости.
- 8–17: Победа над пороками и обретение добродетели.
- 8. Περἰ ἀοργησίας (О свободе от гнева и о кротости)
- 9. О памяти обид
- 10. О клевете или клевете
- 11. О болтливости и молчаливости
- 12. О лжи
- 13. Об унынии
- 14. У этой крикливой хозяйки желудок
- 15. Περὶ ἀγνείας (О нетленной чистоте и целомудрии, которых тленные достигают трудом и потом)
- 16. О сребролюбии, или скупости
- 17. О нестяжательстве (ускоряющем к Небесам)
- 18–26: Избегание ловушек аскетизма (лень, гордыня, умственный застой)
- 18. Περὶ ἀναισθησίας (О нечувствии, то есть омертвении души и смерти разума раньше смерти тела)
- 19. О сне, молитве и псаломании с братией
- 20. Περὶ ἀγρυπνίας (О телесном бодрствовании и о том, как использовать его для достижения духовного бодрствования и как его практиковать)
- 21. О немужской и детской трусости
- 22. О многих формах тщеславия
- 23. О безумной гордыне и (в том же Шаге) о нечистых богохульных помыслах;
- 24. О кротости, простоте и бесхитростности, происходящих не от природы, а от сознательного усилия, и о лукавстве
- 25. О губителе страстей, высочайшем смирении, которое коренится в духовном восприятии.
- 26. О различении (О различении мыслей, страстей и добродетелей; о знании различения; краткое изложение всего сказанного)
- 27–29: Приобретение исихии , или душевного мира, молитвы и апатии (бесстрастия или невозмутимости по отношению к скорбям и страданиям).
- 27. Περὶ ἡσυχίας (О святом безмолвии тела и души; разные стороны безмолвия и как их отличить)
- 28. О молитве (О святой и благодатной молитве, матери добродетелей, и о расположении души и тела в молитве)
- 29. Περὶ ἀπαθείας (О Небе на земле, или Богоподобном бесстрастии и совершенстве, и воскресении души прежде всеобщего воскресения)
- 30. О любви , надежде и вере (О соединении высшей троицы среди добродетелей; краткое наставление, суммирующее все, что было подробно сказано в этой книге)
Он был переведен на латынь Амброджо Камальдолезом (Ambrosius Camaldulensis) (Венеция, 1531 и 1569 гг.; Кёльн, 1583, 1593 гг., с комментарием Дениса Картезианца ; и 1601 г.). Греческий текст Скалы со схолиями Илии, архиепископа Крита , а также текст «Liber ad Pastorem» были опубликованы Матфеем Радерусом с латинским переводом (Париж, 1633 г.). Все это воспроизведено в Patrologia Graeca , vol. 88 (Париж, 1860 г.). Переводы Скалы были опубликованы на испанском языке Людовиком Гранадским (Саламанка, 1551 г.), на итальянском (Венеция, 1585 г.), на новогреческом языке Максимом Маргуниусом , епископом Цериго (Венеция, 1590 г.), и на французском языке Арно д' Андильи (Париж, 1688 г.). Последнему из этих переводов предшествует житие святого Местра де Саси . Один из переводов Скалы , La Escala Espiritual de San Juan Clímaco , стал первой книгой, напечатанной в Америке в 1532 году. [ 1 ]
Англоязычные издания
[ редактировать ]«Лествица Божественного восхождения », изданная Спасо-Преображенским монастырем . ( ISBN 0943405033 ) Это издание, основанное на переводе архимандрита Лазаря Мура, обычно предпочтительнее издания «Лестницы», выпущенного Paulist Press , особенно из-за нумерации стихов, которая является стандартным способом ссылки на высказывания Климака (они также присутствуют в более старых версиях «Архимандрита» перевод Лазаря). Он содержит икону «Лествица» и множество других украшений и напечатан на высококачественной бумаге. Издание Paulist Press содержит предисловие епископа Каллиста .
- Любхейд, Колм; Рассел, Норман. Иоанн Лествичник: Лестница Божественного восхождения . Паулист Пресс. ISBN 0809123304
- Мак, Джон. Восхождение на высоту: Путеводитель по лестнице божественного восхождения для непрофессионалов . ISBN 1888212179
Анализ иконографии
[ редактировать ]« Лестница божественного восхождения» взята из рукописей 11 и 12 веков и наглядно дает представление о небесах с помощью лестницы из 30 ступеней. Стратегическое расположение лестницы, которая разрезает икону на два взаимодополняющих треугольника, представляющих небо в верхнем треугольном модуле и землю в нижнем. [ 2 ] Путь к вершине лестницы, куда Иисус достигает с распростертыми руками, изобилует препятствиями греха, представленными демонами с луком и стрелами, готовыми забрать души тех, кому не хватает настойчивости. Образ образный в том смысле, что демоны, визуально представленные на иконе, — это грехи, с которыми человек внутренне борется. В данном случае монахи с болью поднимаются на каждую ступеньку, достигая новых высот. Сам акт лазания также вызывает физическую боль, что справедливо для любого упражнения, не поддающегося гравитации. В этом смысле монахи ощущают бремя физическое, умственное и духовное. На иконе изображено несколько примеров монахов, которые поддались искушению греха, когда демоны темными цепями поднимают своих жертв с лестницы в ад. Эти битвы визуально представлены между монахами и их грехом. Джон Лествичник демонстрирует лидерство через настойчивость, достигая высшей ступени. Его вдохновляющая позиция рядом со Христом служит руководством для тех, кто все еще борется на своем пути. [ 3 ] Между опасностью подъема по лестнице находится группа братьев, собравшихся в правом нижнем углу, с поднятыми руками в молитве к ангелам вверху слева. Это символизирует мысли и молитвы, которые пронизывают поле битвы, оказывая поддержку тем, кто находится на пути к небесам посредством добродетели. Жизнь, основанная на молитве и покаянии как пути к спасению, является добродетелью, которой они живут. Ангелы вверху слева представляют праведников, поднимающихся по лестнице внизу, точно так же, как святые братья внизу справа отражают ангелов вверху. [ 4 ]
На вершине лестницы находится архиепископ святой Антоний в белой с золотой отделкой мантии, в которой заключено приглашение на небеса к Богу. Белая одежда, которую носит архиепископ Антониос, сделана из шелка с золотыми манжетами или « эпиманикией » и поясом или « епитрахилью », который отличает его от других на восхождении. Императорский статус архиепископа Антония предполагает близкое отношение к самой иконе. Символ его выдающегося положения в религиозном сообществе. Его руки открыто подняты, отражая благодать, которую дал ему Христос. Иоанн Лествичник стоит перед архиепископом и водит тем же жестом руки. Во многих надписях говорится, что Иоанн Лествичник «стал единым с Богом». Икона почиталась как Иоанн Лествичник, так и архиепископ Антоний. По словам Ганса Белтинга, неизвестно, был ли архиепископ Антониос родом из столицы Синая или вообще был архиепископом. [ 5 ] К числу тех, кто предполагает, что он был архиепископом, относится, Доула Мурики например, . Этот спор продолжается и сегодня по поводу императорского покровительства иконе.
Арабский перевод
[ редактировать ]Небесная лестница была переведена как икона для арабоязычной религиозной общины, вероятно, в Синайском монастыре Святой Екатерины . [ 6 ] Иоанн Лествичник ведет своих людей через текст в левой части страницы, чтобы показать греческую традицию, а не текст справа, как арабская традиция. Он сидит не на полу, как мусульмане, а за столом. Это дополняется уменьшенной версией значка. На репродукции изображен Христос, ведущий благочестивых на небо по лестнице, которая разрезает икону снизу справа налево по восходящей линии. Это противоположность оригинальной иконе конца XII века. Эта арабская икона 17 века красочна своими образами. Моисей изображен стоящим на коленях перед горящим кустом справа. Дева Мария и Младенец Христос освещены внутри пламени в форме слезы. Иоанн Лествичник виден в левом нижнем углу с другими монахами церкви Святой Екатерины. У подножия лестницы монах, попадающий в ад, удерживается на лестнице, а святой Иоанн Лествичник помогает ему, схватив демона.
См. также
[ редактировать ]- Анахорит
- Кенобит
- Православные монашеские ордена
- Великая цепь бытия , или scala natura (лестница природы)
- Исихазм
- Лестница Иакова
- Ее жена в мандеизме
- Добротолюбие
- Стоические страсти
- Кодекс Климачи Рескриптус
Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Святой Иоанн Лествичник». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Джон Мак, «Восхождение на высоту. Путеводитель по лестнице божественного восхождения для непрофессионалов» , ISBN 1-888212-17-9 .
Нельсон, Роберт; Коллинз, Кристен (2006). Иконы с Синая: Святой образ и святая земля . Лос-Анджелес: Публикации Getty Trust. Эванс, Хелен; Уиксом, Уильям (1997). Слава Византии: искусство и культура средневизантийской эпохи, 843–1261 гг. н.э. Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Горничная комната» .
- ^ Нельсон, Роберт, С. и Кристен, М. Коллинз. Святой образ и святая земля: иконы с Синая . Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес, 2006 г.
- ^ Нельсон, Роберт С. и Кристен М. Коллинз. Святой образ и святая земля: иконы с Синая . Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес, 2006 г.
- ^ Нельсон, Роберт С. и Кристен М. Коллинз. Святой образ и святая земля: иконы с Синая . Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес, 2006 г.
- ^ Эванс, Хелен, К. и Уильям Д. Уиксом. Слава Византии: искусство и культура средневизантийской эпохи 843–1261 гг. н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 1997 год.
- ^ Нельсон, Роберт С. и Кристен М. Коллинз. Святой образ и святая земля: иконы с Синая . Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес, 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лестница Божественного восхождения в переводе архимандрита Лазаря Мура (Harper & Brothers, 1959)