Помни о смерти


Memento mori (лат. «помни, что тебе придется умереть») [2] — художественный или символический троп , действующий как напоминание о неизбежности смерти . [2] Эта концепция уходит корнями в философов классической античности и христианства и появилась в погребальном искусстве и архитектуре, начиная со средневекового периода.
Самый распространенный мотив — череп, часто сопровождаемый костями. Часто одного этого достаточно, чтобы вызвать образ, но другие мотивы включают гроб, песочные часы или увядающие цветы, чтобы обозначить непостоянство жизни. Часто они функционируют в произведениях, главным предметом которых является что-то другое, например портрет, но ванитас — это художественный жанр, в котором главным сюжетом является тема смерти. « Пляска смерти» и смерть, персонифицированная с косой в образе Мрачного Жнеца, являются еще более прямыми отсылками к этому тропу.
Произношение и перевод
[ редактировать ]В английском языке фраза обычно произносится / m ə ˈ m ɛ n t oʊ ˈ m ɔːr i / , mə- MEN -toh MOR -ee .
Memento — 2-го лица единственного числа активное будущее повелительное наклонение от meminī , «помнить, иметь в виду», обычно служащее предупреждением: «помни!» Morī — это настоящего времени инфинитив от депонирующего глагола morior «умереть». [3] Таким образом, эта фраза буквально переводится как «ты должен помнить о смерти», но ее можно перевести как «помни о смерти» или «помни, что ты умираешь». [4]
История концепции
[ редактировать ]В классической античности
[ редактировать ]Философ Демокрит тренировался, уединяясь и посещая гробницы. [5] Платоновский « Федон» , в котором рассказывается о смерти Сократа , вводит идею о том, что правильная философская практика заключается «ни в чем ином, как в смерти и смерти». [6]
Стоики письма классической древности особенно активно использовали эту дисциплину, а Сенеки полны указаний размышлять о смерти. [7] Стоик Эпиктет говорил своим ученикам, что, целуя своего ребенка, брата или друга, они должны напоминать себе, что они смертны, сдерживая свои удовольствия, как это делают «те, кто стоит позади людей в их триумфах и напоминает им, что они смертны». [8] Стоик Марк Аврелий предлагал читателю (себе) «задуматься о том, насколько эфемерно и подло все смертное» в своих «Размышлениях» . [9] [10]
В некоторых рассказах о римском триумфе спутник или общественный раб стоял позади или рядом с торжествующим полководцем во время процессии и время от времени напоминал ему о его собственной смертности или побуждал его «оглянуться назад». [11] Версия этого предупреждения часто переводится на английский язык как «Помни, Цезарь, ты смертен», например, в « 451 по Фаренгейту » .
В раннем христианстве
[ редактировать ]Некоторые отрывки Ветхого Завета призывают помнить о смерти. В Псалме 90 Моисей молится, чтобы Бог научил его народ «считать дни наши, чтобы нам обрести сердце мудрости» ( Пс. 90:12 ). В Екклесиасте Проповедник настаивает на том, что «лучше идти в дом плача, чем идти в дом пира, ибо это конец всего человечества, и живые примут это близко к сердцу» ( Еккл. 7: 2 ). У Исаии срок жизни человека сравнивается с кратким сроком жизни травы: «Трава засыхает, цветок увядает, когда дунет на него дуновение Господне; ведь народ — трава » ( Ис. 40:7 ).
Выражение memento mori развилось с ростом христианства, которое подчеркивало Рай , Ад , Аид и спасение души в загробной жизни . [12] Христианский писатель II века Тертуллиан утверждал в своем «Апологетике» , что во время триумфального шествия у победоносного полководца кто-то стоял позади него, держа корону над головой и шепча: « Respice post te. Hominem te esse memento. Memento mori » . («Берегите себя. Помните, что вы мужчина. Помните, что вы умрете».). Хотя в наше время это стало стандартным образцом , на самом деле ни один другой древний автор не подтверждает этого, и, возможно, со стороны Тертуллиана это было христианское морализаторство, а не точный исторический отчет. [13]
В Европе от средневековья до викторианской эпохи
[ редактировать ]Христианское богословие
[ редактировать ]Эта мысль затем была использована в христианстве, чье сильное внимание к божественному суду , раю , аду и спасению души вывело смерть на передний план сознания. [14] В христианском контексте memento mori приобретает морализаторскую цель, совершенно противоположную теме nunc est bibendum (сейчас время пить) классической античности . Для христианина перспектива смерти подчеркивает пустоту и мимолетность земных удовольствий, роскоши и достижений и, таким образом, также является приглашением сосредоточить свои мысли на перспективе загробной жизни. Библейское предписание, часто связанное с memento mori в этом контексте, звучит так: In omnibus operibus tuis memorare novissima tua, et in aeternum non peccabis ( Экклезиастика латинский перевод Вульгаты 7:40 ) : «Во всех делах твоих помни о своей последней цели». и ты никогда не согрешишь».) Это находит ритуальное выражение в обрядах Пепельной среды , когда пепел возлагается на головы молящихся со словами: «Помни, человек, что ты — прах, и в прах ты вернешься».
Memento mori была важной частью аскетических дисциплин как средство совершенствования характера путем развития отстраненности и других добродетелей, а также путем обращения внимания на бессмертие души и загробную жизнь. [15]
Архитектура
[ редактировать ]Наиболее очевидные места для поиска медитаций memento mori — это траурное искусство и архитектура . Пожалуй, наиболее поразительной для современных умов является транзитная или трупная гробница , гробница, на которой изображен разложившийся труп умершего. Это стало модой среди гробниц богатых людей в пятнадцатом веке, и сохранившиеся примеры до сих пор служат ярким напоминанием о тщеславии земных богатств. Позже на пуританских надгробиях в колониальных Соединенных Штатах часто изображались крылатые черепа, скелеты или ангелы , гасящие свечи. Это одна из многочисленных тем, связанных с изображениями черепов .
Другим примером memento mori являются часовни из костей, такие как Capela dos Ossos в Эворе или склеп капуцинов в Риме. Это часовни, стены которых полностью или частично покрыты человеческими останками, в основном костями. На входе в Capela dos Ossos есть следующая фраза: «Мы, кости, лежащие здесь голые, ждем твоих».
Визуальное искусство
[ редактировать ]
Часы использовались, чтобы проиллюстрировать, что время жизни на Земле сокращается с каждой минутой. Общественные часы будут украшены такими девизами, как ultima forsan («возможно, последний» [час]) или vulnerant omnes, ultima necat («они все ранят, а последний убивает»). На часах написан девиз tempus fugit — «время бежит». На старых часах с боем часто появлялись автоматы и отбивали час; На некоторых знаменитых часах-автоматах из Аугсбурга , Германия, Смерть отбивала час. Частные люди несли с собой меньшие напоминания о своей смертности. Мария, королева Шотландии, владела большими часами, вырезанными в форме серебряного черепа, украшенными строками Горация : «Бледная смерть с одинаковым темпом стучит в хижины бедняков и башни королей».
В конце 16 и на протяжении 17 веков memento mori были популярны украшения . Среди предметов были траурные кольца , [16] подвески , медальоны и броши . [17] На этих изделиях были изображены крохотные мотивы черепов, костей и гробов, а также послания и имена усопших, выполненные из драгоценных металлов и эмали . [17] [18]
В тот же период возник художественный жанр, известный как vanitas , что по латыни означает «пустота» или «суета». Особенно популярные в Голландии , а затем распространившиеся в других европейских странах , картины ванитас обычно представляли собой совокупность многочисленных символических объектов, таких как человеческие черепа, погасшие свечи, увядающие цветы, мыльные пузыри, бабочки и песочные часы. В совокупности собрания vanitas передавали непостоянство человеческих усилий и упадок, который неизбежен с течением времени. См. также темы, связанные с изображением черепа . 2007 года На скрине уличного художника Бэнкси «Ухмыляющийся жнец» изображен Мрачный жнец со смайликом в стиле эйсид-хаус, сидящим на часах и демонстрирующим смерть, ожидающую всех нас. [19]
Литература
[ редактировать ]Memento mori также является важной литературной темой. К известным литературным размышлениям о смерти в английской прозе относятся сэра Томаса Брауна и «Гидриотафия», «Погребение в урне» « » Джереми Тейлора Святая жизнь и святое умирание . Эти работы были частью якобинского культа меланхолии, ознаменовавшего конец елизаветинской эпохи . В конце восемнадцатого века литературные элегии были обычным жанром; Томаса Грея и «Элегия, написанная на деревенском кладбище» « Янга Эдварда Ночные думы» Типичными представителями этого жанра являются .
В европейской религиозной литературе эпохи Возрождения, Ars Moriendi , memento mori имела моральную ценность, напоминая людям об их смертности. [20]
Музыка
[ редактировать ]Помимо жанра реквиема существует также богатая традиция memento mori и похоронной музыки, в старинной музыке Европы . Особенно те, кто столкнулся с постоянной смертью во время повторяющихся бубонной чумы пандемий , начиная с 1340-х годов, пытались закалить себя, предвидя неизбежное в песнопениях , от простых Geisslerlieder движения Флагеллантов до более изысканных монастырских или придворных песен. В текстах песен жизнь часто рассматривалась как необходимая и данная Богом юдоли слез, а смерть — как выкуп, и они напоминали людям, что им следует вести безгрешную жизнь, чтобы иметь шанс в Судный день . Следующие две латинские строфы (с их английскими переводами) типичны для memento mori в средневековой музыке; они взяты из virelai Ad Mortem Festinamus из Llibre Vermell de Montserrat 1399 года:
Короткая жизнь скоро закончится в короткий срок, | Жизнь коротка, и скоро она закончится; |
Танец смерти
[ редактировать ]Танец смерти — еще один известный пример темы memento mori , в котором танцует Мрачный Жнец, уносящий как богатых, так и бедных. Это и подобные изображения Смерти украшали многие европейские церкви.
Галерея
[ редактировать ]- Римская мозаика, изображающая Колесо Фортуны , которое, вращаясь, может сделать богатых бедными, а бедных богатыми; по сути, оба состояния очень ненадежны: смерть не за горами, а жизнь висит на волоске: когда она рвется, душа улетает. И таким образом все становятся равными. ( Collezioni pompeiane . Национальный археологический музей Неаполя )
- Принц Оранский Рене Шалонский умер в 1544 году в возрасте 25 лет. Его вдова поручила скульптору Лижье Ришье изобразить его в трупной гробнице Рене Шалонского , на которой показано, как он предлагает свое сердце Богу, на фоне нарисованного великолепия его бывшего мирского поместья. . (Церковь Сент-Этьен, Бар-ле-Дюк )
- –XVII веков из слоновой кости Французский кулон XVI «Монах и смерть», напоминающий о смертности и неизбежности смерти ( Художественный музей Уолтерса )
- Кольцо Memento mori с эмалированным черепом и надписью «Умри, чтобы жить» (между 1500 и 1650 годами, Британский музей , Лондон)
- Memento mori в виде маленького гроба, 1700-е годы, восковая фигура на шелке в деревянном гробу (Музей Шнютген, Кёльн, Германия)
- Траурная брошь с заплетенными волосами, 1843 год ( Оклендский военный мемориальный музей Окленд Паенга Хира , Новая Зеландия)
- Будильник, установленный на модели гроба, вероятно, английский, 1840–1900 гг. ( Музей науки, Лондон )
- Натюрморт: Аллегория суеты человеческой жизни — это голландский vanitas , следующий теме memento mori.
- На картине Ганса Гольбейна «Послы» в нижней части картины есть искаженное изображение черепа.
Приветствие отшельников святого Павла Французского.
[ редактировать ]Memento mori — приветствие отшельников Святого Павла Французского (1620–1633), также известных как Братья Смерти. [21] Иногда утверждают, что трапписты используют это приветствие, но это неправда. [22]
В пуританской Америке
[ редактировать ]
В колониальном американском искусстве появилось большое количество изображений memento mori из-за пуританского влияния. Пуританское сообщество в Северной Америке 17-го века смотрело на искусство свысока, поскольку считало, что оно уводит верующих от Бога, а если от Бога, то это может привести только к дьяволу. Однако портреты считались историческими записями и поэтому были разрешены. Томас Смит , пуританин 17-го века, участвовал во многих морских сражениях, а также рисовал. В его автопортрете мы видим эти занятия рядом с типичным пуританским memento mori с черепом, свидетельствующим о его осознании неминуемой смерти.
Стихотворение под черепом подчеркивает принятие Томасом Смитом смерти и отвержение от мира живых:
Почему я должен думать о Мире, В Мире Зла Находя. Тогда прощай, мир: прощай, твои сосуды, твои радости, твои игрушки, твои хитрости, твои воины. Звуки истины. Отступление: Я не сожалею. Вечный Привлекает к себе мое сердце Верой (которую может ниспровергнуть твоя Сила), Чтобы увенчать меня (после Милости) Славой.
День мертвых в Мексике
[ редактировать ]
Многие произведения искусства memento mori связаны с мексиканским фестивалем «День мертвых », в том числе конфеты в форме черепа и буханки хлеба, украшенные хлебными «косточками».
Эта тема также была лихо выражена в работах мексиканского гравера Хосе Гуадалупе Посада , в которых люди из разных слоев общества изображены в виде скелетов.
Другое проявление memento mori можно найти в мексиканской «Калавере», литературном произведении в форме стихов, обычно написанном в честь еще живого человека, но написанном так, как если бы этот человек был мертв. Эти композиции имеют комедийный оттенок и часто передаются от одного друга к другому во время Дня мертвых . [23]
Современная культура
[ редактировать ]Роман Крзнарик предполагает, что memento mori — важная тема, которую следует вернуть в наши мысли и систему убеждений; «Философы придумали множество того, что я называю «дегустаторами смерти» – мысленными экспериментами, чтобы поймать момент».
Эти мысленные эксперименты способны заставить нас снова переориентироваться в момент смерти, обрести нынешнее осознание и жить спонтанно. Альбер Камю заявил: «Смиритесь со смертью, после этого все возможно». Жан-Поль Сартр выразил, что жизнь дается нам рано, а в конце укорачивается, все время отбираясь на каждом этапе пути, подчеркивая, что конец — это только начало каждого дня. [24]
Похожие концепции в разных культурах
[ редактировать ]В буддизме
[ редактировать ]Буддийская практика маранасати предполагает медитацию на смерти. Это слово представляет собой палийское соединение marana «смерть» ( индоевропейский родственник латинского mori ) и sati «осознание», очень близкое к memento mori . Впервые он используется в ранних буддийских текстах, суттапитаке Палийского канона , с параллелями в агамах «северных» школ.
В японском дзэн и самурайской культуре
[ редактировать ]В Японии влияние дзэн -буддийского созерцания смерти на местную культуру можно оценить по следующей цитате из классического трактата по самурайской этике «Хагакурэ» : [25]
Путь самурая — это практика смерти каждое утро, размышление о том, будет ли она здесь или там, воображение самого зрелищного способа смерти и твердое намерение умереть. Хотя это может быть очень трудная вещь, если кто-то это сделает, это возможно. Нет ничего, что можно было бы предположить невозможным. [26]
В ежегодной оценке цветущей сакуры и красок осени, ханами и момидзигари философствовало, что вещи наиболее великолепны в момент, предшествующий их падению, и нужно стремиться жить и умирать одинаковым образом. [ нужна ссылка ]
В тибетском буддизме
[ редактировать ]
В тибетском буддизме существует практика тренировки ума, известная как Лоджонг . Начальные этапы классического лоджонга начинаются с «Четырех мыслей, которые переворачивают разум», или, если говорить более буквально, «Четырех созерцаний, способных вызвать революцию в сознании». [ нужна ссылка ] Второе из этих четырёх — созерцание непостоянства и смерти. В частности, об этом думают;
- Все составные вещи непостоянны.
- Человеческое тело — сложная вещь.
- Поэтому смерть тела неизбежна.
- Время смерти неизвестно и находится вне нашего контроля.
Существует ряд классических стихотворных формулировок этих размышлений, предназначенных для ежедневного размышления, направленного на преодоление нашей сильной привычной тенденции жить так, как будто мы сегодня точно не умрем.
Лалитавистара Сутра
[ редактировать ]Нижеследующее взято из Лалитавистара-сутры , главного труда классического санскритского канона:
Этот тройственный мир горит старостью, болезнями и страданиями, и этот сирота горит огнем смерти. | Существа пылают страданиями болезней и старости, |
Уданаварга
[ редактировать ]В очень известном стихе палийского, санскритского и тибетского канонов говорится [это из санскритской версии Уданаварги :
Все кучи заканчиваются распадом, а высоты заканчиваются падением. | Все, что приобретено, будет потеряно |
Шантидева, Бодхичарьяватара
[ редактировать ]Шантидева в «Бодхисаттвачарьяаватаре » «Путь жизни Бодхисаттвы» подробно размышляет:
Эта смерть, проверенная и проверенная, является разрушителем доверия. | Смерть не делает различия между выполненными и невыполненными задачами. |
В более современных тибетских буддийских произведениях
[ редактировать ]В тексте практики, написанном тибетским мастером XIX века Дуджомом Лингпой для серьезных медитаторов , он формулирует второе созерцание следующим образом: [29] [30]
В этот раз, когда у вас есть такое изобилие возможностей с точки зрения вашего тела, окружения, друзей, духовных наставников, времени и практических указаний, не откладывая на завтра и на следующий день, пробудите чувство безотлагательности, как будто упала искра. на ваше тело или песчинка попала вам в глаз. Если вы не сразу приступили к практике, исследуйте рождения и смерти других существ и размышляйте снова и снова о непредсказуемости вашей жизни и времени вашей смерти, а также о неопределенности вашей собственной ситуации. Медитируйте об этом до тех пор, пока вы окончательно не объедините это со своим умом... Видимость этой жизни, включая ваше окружение и друзей, подобна сну прошлой ночи, и эта жизнь проходит быстрее, чем вспышка молнии в небе. Этой бессмысленной работе нет конца. Какая шутка готовиться к вечной жизни! Где бы вы ни родились, на высоте или в глубине сансары, великая петля страданий будет держать вас крепко. Обрести свободу для себя так же редко, как звезда днем, так как же можно практиковать и достичь освобождения? Корень всей тренировки ума и практических наставлений заложен в познании природы существования. Другого пути нет. Я, старый бродяга, потряс свою нищую сумку, и вот что получилось.
Современный тибетский мастер Янгтанг Ринпоче в своем коротком тексте «Краткое содержание воззрения, медитации и поведения»: [31]
Вы можете найти человеческое тело, которое трудно найти. Рождается мысль об уверенности, которую трудно родить. Я встретил гуру с репутацией, которую трудно встретить. Трудно встретить святую Дхарму. | Ты обрел человеческую жизнь, которую трудно найти, |
Тибетский канон также включает обширные материалы по медитативной подготовке к процессу смерти и бардо промежуточного периода между смертью и возрождением. Среди них знаменитая «Тибетская книга мертвых», по-тибетски Бардо Тодол , «Естественное освобождение через слушание в Бардо».
В исламе
[ редактировать ]«Память о смерти» ( араб . تذكرة الموت , Тадкират аль-Маут ; происходит от تذكرة , тадхкира , по-арабски «памятка или наставление» ) была основной темой исламской духовности со времен исламского пророка Мухаммеда в Медине . Оно основано на Коране , где повторяются предписания обращать внимание на судьбу предыдущих поколений. [32] В хадисной литературе, хранящей учение Мухаммеда, записан совет верующим «часто вспоминать о смерти, разрушительнице удовольствий». [33] Некоторых суфиев называли «ахл аль-кубур», «люди могил», из-за их практики посещения кладбищ, чтобы размышлять о смертности и суете жизни, основанной на учении Мухаммеда о посещении могил. [34] Аль-Газали посвящает этой теме последнюю книгу своего « Возрождения религиозных наук ». [35]
Исландия
[ редактировать ]Hávamál , включает («Изречения Высшего»), исландский сборник XIII века, поэтически приписываемый богу Одину в себя два раздела – Gestatattr и Loddfáfnismál – предлагающие множество гномических пословиц, выражающих философию memento mori, наиболее известная из которых — Gestaþáttr номер 77. :
умирают деньги, | животные, |
См. также
[ редактировать ]- Гераскофобия (страх старения )
- Геронтофобия (боязнь пожилых людей )
- Лови момент
- Эт в Аркадии эго
- Ла Калавера Катрина
- Моно, не знаю
- Уровень смертности
- Так проходит слава мира
- Время летит
- Теория управления терроризмом
- Где они?
- Тщеславие
- ЙОЛО (афоризм)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кэмпбелл, Лорн. Ван дер Вейден . Лондон: Chaucer Press, 2004. 89. ISBN 1904449247
- ^ Jump up to: а б Буквально «помни (что ты должен) умереть» , Оксфордский словарь английского языка , третье издание, июнь 2001 г.
- ^ Чарльтон Т. Льюис, Чарльз Шорт, Латинский словарь , ss.vv.
- ^ Оксфордский словарь английского языка , третье издание, sv
- ↑ Диоген Лаэртский. Жизнеописания выдающихся философов , Книга IX, Глава 7, Раздел 38. Архивировано 5 января 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Федон , 64а4.
- ↑ См. его «Моральные письма к Люцилию» .
- ^ Беседы Эпиктета , 3.24.
- ^ Генри Альберт Фишель, Раввинистическая литература и греко-римская философия: исследование эпикуреи и риторики в ранних мидрашских сочинениях , EJ Brill, 1973, стр. 95.
- ^ Марк Аврелий , Размышления IV. 48.2.
- ^ Бирд, Мэри: Римский триумф, The Belknap Press of Harvard University Press, Кембридж, Массачусетс, и Лондон, Англия, 2007. (в твердом переплете), стр. 85–92.
- ^ «Последнее прощание: культура смерти и загробной жизни» . Музей искусства и археологии Университета Миссури. Архивировано из оригинала 6 июня 2010 года . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Мэри Бирд , Римский триумф , издательство Гарвардского университета , 2009, ISBN 0674032187 , стр. 85–92.
- ^ Христианская догматика, Том 2 (Карл Э. Браатен, Роберт В. Дженсон), страница 583
- ^ См. Джереми Тейлор, Святая жизнь и святое умирание .
- ^ Тейлор, Джеральд; Скарисбрик, Диана (1978). Кольца на пальцах от Древнего Египта до наших дней . Эшмоловский музей . п. 76. ИСБН 0900090545 .
- ^ Jump up to: а б «Мементо Мори» . Университет антикварных ювелирных изделий . Антиквариат Ланга. nd Архивировано из оригинала 24 сентября 2020 года . Проверено 11 августа 2020 г. .
- ^ Бонд, Шарлотта (5 декабря 2018 г.). «Мрачные украшения Memento Mori, призванные помочь людям скорбеть» . Винтажные новости . Архивировано из оригинала 18 августа 2020 года . Проверено 11 августа 2020 г. .
- ^ «Banksy Grin Reaper | Значение и история» . Издания Андипы . Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 года . Проверено 1 сентября 2023 г.
- ^ Майкл Джон Бреннан, редактор, « А-Я смерти и умирания: социальные, медицинские и культурные аспекты» , ISBN 1440803447 , св «Memento Mori», с. 307 ф и св «Арс Морьенди», с. 44
- ^ Ф. МакГахан, «Паулисты», Католическая энциклопедия , 1912, св. Паулисты
- ^ Э. Обрехт, «Трапписты», Католическая энциклопедия , 1912, св. Трапписты
- ^ Стэнли Брандес. «Черепа живым, хлеб мертвым: День мертвых в Мексике и за ее пределами». Глава 5: Поэтика смерти. Джон Уайли и сыновья, 2009 г.
- ^ Макдональд, Фиона. «Что на самом деле означает «Лови момент» » . Би-би-си. Архивировано из оригинала 17 июня 2019 года . Проверено 16 июня 2019 г.
- ^ «Хагакурэ: Книга самураев» . www.themathesontrust.org . Архивировано из оригинала 28 февраля 2022 года . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ «Буддийское руководство по смерти, умиранию и страданиям» . www.urbandharma.org . Архивировано из оригинала 4 августа 2018 года . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ «Читальный зал 84000 | Пьеса полностью» . 84000 Перевод слов Будды . Архивировано из оригинала 1 марта 2022 года . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ Уданаварга, 1:22.
- ^ «Глупая Дхарма идиота, одетого в грязь и перья, в «Видениях великого совершенства Дудждома Лингпы, том 1», Б. Алан Уоллес (переводчик), Wisdom Publications».
Устный комментарий переводчика доступен на YouTube. Архивировано 23 ноября 2022 г. на Wayback Machine. - ^ «Естественное освобождение | Публикации мудрости» . Архивировано из оригинала 31 марта 2019 года . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Текст на английском языке доступен здесь. Архивировано 14 мая 2018 г. в Wayback Machine. Тибетский текст доступен здесь. Архивировано 30 августа 2018 года в Wayback Machine. Устные комментарии ученика Ринпоче Б. Алана Уоллеса доступны здесь. Архивировано 2 сентября 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ Например, сура «Ясин», 36:31: «Разве они не видели, сколько поколений Мы уничтожили до них, которые действительно не вернулись к ним?».
- ^ «Рияд ас-Салихин 579 – Сборник книг – Sunnah.com – Высказывания и учения Пророка Мухаммеда (صلى الله عليه و سلم)» . sunnah.com . Архивировано из оригинала 28 февраля 2022 года . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ «Сунан Аби Дауд 3235 – Похороны (Китаб аль-Джанаиз) – Sunnah.com – Высказывания и учения Пророка Мухаммеда (صلى الله عليه و سلم)» . sunnah.com . Архивировано из оригинала 28 февраля 2022 года . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ Аль-Газали о смерти и загробной жизни, тр. Автор: Ти Джей Уинтер . Кембридж, Общество исламских текстов , 1989.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Memento mori, на Викискладе?