Смерть и скряга
Смерть и скряга | |
---|---|
Художник | Иероним Босх |
Год | 1490–1516 |
Расположение | Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия |
«Смерть и скряга» (также известная как «Смерть ростовщика ») — картина Северного Возрождения, созданная между 1490 и 1516 годами голландским художником Иеронимом Босхом . Первоначально эта часть была частью триптиха , но центральная часть отсутствует. Это картина memento mori , призванная напомнить зрителю о неизбежности смерти и тщетности погони за материальными благами, иллюстрирующая грех жадности.
До сих пор ведутся споры о точной символике человека и предметов на переднем плане. Босх находился под влиянием Ars moriendi , религиозных текстов, которые учили христиан, как жить и умирать. Сейчас он находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия. [1]
Его размеры в целом 93 х 31 см (36 5/8 х 12 3/16 дюйма), а в рамке — 105,9 х 43,5 х 5,4 см (41 11/16 х 17 1/8 х 2 1/8 дюйма). [1]
Описание
[ редактировать ]«Смерть и скряга» принадлежит традиции memento mori — термина, обозначающего произведения искусства, напоминающие зрителю о неизбежности смерти. Картина показывает влияние популярных справочников 15-го века (включая тексты и гравюры на дереве ) на «Искусство хорошо умирать» ( Ars moriendi ), призванное помочь христианам предпочесть Христа земным и греховным удовольствиям.
Сцена происходит в узкой сводчатой комнате, в которой находится человек на смертном одре, подобно раздетым, худым и болезненным изображениям душ в других триптихах Босха. [2] Скелетная фигура Смерти выходит из чулана слева со стрелой, направленной на умирающего. Ангел кладет руку на плечо мужчины, протягивая руку к лучу света , исходящему из окна слева, где также висит небольшое распятие . Гнусное существо держит фонарь, выглядывающее из-под балдахина кровати, а « дьявол » предлагает этому человеку большой мешок с монетами. [2] Этих существ фантастического типа можно увидеть на многих других картинах Босха, наиболее известной из которых является «Сад земных наслаждений» .
На переднем плане старик, одетый в зеленое, кладет монеты в мешок демона в багажнике, сжимая трость и четки в левой руке. [3] В сундуке лежат мирские вещи: нож, деньги, доспехи, гиря с золотом (похожая на шахматную пешку ), а также конверты, заметки или письма. Выброшенная одежда и фигура крылатого демона находятся ближе на переднем плане, вместе с другим оружием и частями доспехов. [3] Комната видна через остроконечную арку, окруженную колоннами по бокам, но передний план кажется открытым. Неизвестно, к какому сооружению прикреплена эта комната, если таковая имеется.
Предмет и интерпретация
[ редактировать ]«Смерть и скряга» объединяет разные временные рамки в одну сцену. На нем изображены последние моменты жизни человека, которого называют скрягой , накопителем богатства или ростовщиком, который дает ссуды, получая прибыль от часто несправедливых процентных ставок. Широко распространено мнение, что старик в зеленом — это немного более молодая версия скряги, полностью здоровая, хранящая золото в своем сундуке с деньгами (который изобилует демонами ), сжимая в руке четки, что указывает как на его стремление к благочестию , так и к богатству. [3]
Ростовщичество считалось безнравственным и большим грехом («грехом против справедливости». [2] ) в период раннего Возрождения , конкретно упомянутый в Библии в Луки 6:35, где Христос рекомендует бесплатное кредитование, а не получение прибыли от выдачи займа . Средневековый церковный закон следовал этим инструкциям и осуждал ростовщичество как практику и отлучал за это членов от церкви до тех пор, пока Совет 1516 года не принял montes pietatis (гору благочестия), в котором говорилось, что благотворительным учреждениям разрешено выдавать бедным ссуды под низкие проценты. [2] Этот закон подразумевает, что ростовщичество практиковалось нечасто, но верно обратное, и многие люди, как бедные, так и зажиточные, не могли выжить без кредита в какой-то момент своей жизни. Это стало настолько обычным явлением, что власти разработали modus vivendi , или соглашение о мирном сосуществовании, с ростовщиками , известными тогда как ломбарды (названные в честь региона их происхождения). Это стало настолько распространенным и законным, что регулировалось властями до тех пор, пока в 1618 году не была установлена более справедливая и стабильная политика государственного займа. [2]
Эта сцена очень напоминает более раннюю иллюстрацию из Ars moriendi , где умирающего человека предупреждают о его алчности в девятой и десятой главах книги. В девятой главе человек на смертном одре искушается алчностью (жадностью), а его богатство демонстрируется дорогими сокровищами, похожими на сундук в изножье кровати на картине Босха. В десятой главе ангел предупреждает его об опасностях алчности, говоря скупому: «Защити себя от гнилых и смертоносных слов дьявола, ибо он не что иное, как лжец… В конце концов, все, что он делает, обманчиво». [3] Здесь мы видим ангела, положившего одну руку на плечо скупца, поднимающего другую к свету Христа, умоляющего его принять христианское решение, а не поддаваться искушению и греху. [2] Распятие в окне, которое можно увидеть в комнате скряги, также является ключевой особенностью иллюстраций Ars moriendi в этих главах и напоминает нам, насколько отделен и несопоставим Христос со всеми мирскими проблемами и имуществом, изображенными в комнате ниже. [3] Даже при вмешательстве ангела у его постели, когда надвигается Смерть, взгляд и рука скупца устремлены вниз, не в силах противостоять мирским искушениям и тянутся к мешку с золотом, предложенному демоном-искусителем. [4] Остаётся неясным, примет ли скупой в свои последние минуты спасение, предложенное Христом, или цепляться за свои мирские богатства. [5] Это резко контрастирует с Ars moriendi , где ангел успешно убеждает его принять Христа. Это подразумевает, что за душу человека сражаются не потусторонние существа, а решение лежит в их собственных руках и ни в чьей другой. [6]
Знакомство Босха с визуальной традицией Ars moriendi также можно увидеть в верхнем левом круге (на фото), изображающем смерть грешника в «Семи смертных грехах и четырех последних вещах» . Есть несколько точек сходства, например, фигура Смерти и сопоставление ангела и дьявола у изголовья. [7] «Смерть и скупой» могли бы стать иллюстрацией Босха греха скупости, которая должна была стать частью этой серии, призванной изобразить каждый из библейских смертных грехов, как они показаны в современной жизни. [2]
Другая интерпретация жеста между человеком и демоном предполагает, что человек не только соблазняется богатством, но и предлагает его Смерти в качестве выкупа. Ростовщичество было не просто проявлением сребролюбия как греха, который просто требовал от преступника исповедаться и внутренне искать у Бога прощения, но требовало особого рода покаяния. По мнению Церкви, за это преступление должно быть выплачено возмещение ущерба или возмещение денежных потерь, но это не то, что скряга на смертном одре сможет сделать. Однако он мог бы исправить это в момент смерти, предусмотрев это возмещение в своем завещании, хотя этот конкретный человек не выказывает намерения сделать это. [2]
Изображенный здесь конфликт ставит под сомнение то, кого именно должен изобразить мужчина. Лангобарды не беспокоились о своей загробной жизни или видимости благочестия, поскольку их отлучали от церкви, публично опозорили и лишили причастия и христианского погребения. То, что этот человек обеспокоен, по крайней мере, иллюзией благочестия, позволяет предположить, что он может быть тайным ростовщиком, а не явным ломбардом. Эта концепция усиливается обстановкой; Официальный ломбард в Аугсбурге или Брюгге, центрах купцов и художников Северного Возрождения, имел бы обычное место деятельности, похожее на небольшой склад с офисом, выходящим на публику, и складскими помещениями для размещения и организации товаров. У человека в «Смерти и скряге» этого нет, вместо этого он показан с заложенными предметами, разбросанными по его комнате и запертыми в сундуке, что указывает на то, что он, возможно, хочет сохранить эти предметы и свою деятельность в секрете. [2]
Передний план
[ редактировать ]Значение переднего плана до сих пор неясно и обсуждается историками искусства, хотя они вполне уверены в символизме внутри комнаты. Ars moriendi не содержит изображения доспехов или даже их частей, и никакое другое влияние не может удовлетворительно объяснить их присутствие. Большинство гипотез делятся на две школы мысли; ткань, оружие и доспехи имеют символическое значение или представляют прежнюю жизнь скряги, до того, как Смерть пришла за ним. [3] Мнения искусствоведов, похоже, охватывают весь спектр возможностей только в 20-м веке, в том числе следующие, высказанные не менее чем дюжиной искусствоведов:
- Предметы олицетворяют злую или недоброжелательную силу, суету земных благ и безумие земных желаний. Они поставлены там, чтобы быть ловушками дьявола, чтобы совратить вас с христианского пути, но их пренебрежение в сцене показывает, что эти земные блага не могут помочь вам против смерти. [8] [7] Изображение таких неорганических предметов, символизирующих земное тщеславие, бренность или разложение, стало бы среди фламандских художников самостоятельным жанром. [4] [5]
- Они символизируют власть, возможно, даже гнев, а также то, как скряга стал богатым. [9]
- Скупой умер как рыцарь ; оружие и доспехи соответствуют его положению. [10]
- Этот человек мог быть рыцарем, но он также был нечестным управляющим, и за ним пришла смерть. [11]
- Золото более полезно, чем храбрость и храбрость рыцаря, что подразумевается в том, что золото является центральным предметом и частью последней борьбы скряги, в то время как его рыцарское одеяние остается на переднем плане и за пределами основных событий сцены. [12]
- Вся картина — сатира на дворянство и рыцарство . [6] предметы, символизирующие аристократию и ее алчность. [13]
- Красная ткань могла быть злой, но в сочетании с доспехами она также интерпретировалась как символ святого Мартина Турского , который, как известно, использовал свой военный меч, чтобы разрезать свой плащ пополам и отдать его нищему, у которого не было достаточно одежды на зиму. . Архитектура служит границей между христианской щедростью, символизируемой предметами Святого Мартина на переднем плане, и жадностью, иллюстрируемой внутри комнаты. [14]
- Объекты представляют собой предметы, которые могли быть заложены рыцарями, то есть рыцарское снаряжение или текстильные изделия бедняков, как намек на ростовщичество. [15] [2]
Ни одна из теорий не была признана наиболее правильной, а сами историки искусства признают, что ни одно из предложенных объяснений не является полностью уместным или достаточно тщательным. [3] Шлютер и Винкен предлагают своим предшественникам альтернативный источник в виде самих библейских текстов, а именно: Послание к Ефесянам 6:10-17, где Св. Павел несколько раз упоминает всеоружие Божие: «Облекитесь во всеоружие Божие». чтобы вы могли противостоять нападкам диавола» (Ефесянам 6:11); «Тогда возьмите себе всеоружие Божие, чтобы вы могли противостоять в день лукавый и, все сделав, устоять» (Ефесянам 6:13); «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и обувшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир» (Ефесянам 6:14-15).
В следующих стихах св. Павел упоминает конкретные доспехи, приписывая им определенные аспекты христианства; шлем спасения, щит веры, кольчуга правосудия и меч духа, который представляет само слово Божие. Есть и другие упоминания о доспехах с присвоенными моральными качествами в нерелигиозных текстах того периода, например, части доспехов Ланселота, представляющие рыцарский долг перед Церковью и рыцарство. [3]
Физический анализ
[ редактировать ]Считается, что картина находится внутри правой панели триптиха, который с тех пор был разделен и больше не существует как единое целое. Другие сохранившиеся части триптиха — «Корабль дураков» и «Аллегория чревоугодия и похоти» с изображением «Путешественника» на внешней правой панели. Это один из пяти сохранившихся фрагментированных триптихов Босха. [16]
В окончательную картину было внесено несколько изменений, как показали современные инфракрасные анализы. На фотографии с высоким разрешением можно увидеть очень слабый остаток, но предметы нечеткие. Первоначально фляга, четки и стаканы должны были быть частью коллекции предметов на переднем плане, но они так и не были нарисованы. Сканирование также показало, что левая рука скряги держала кубок, а правая, как это выглядит сегодня, указывает на мешок с деньгами. Это было интерпретировано как подношение Смерти. Смысл изменения неясен, но предполагалось, что оно может означать предложение выкупа; возьми мои деньги, не бери меня, или обращение к Смерти, чтобы позволить скупому забрать с собой свое богатство, когда он умрет. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Иероним Босх: Смерть и скряга, ок. 1485/1490 . Национальная художественная галерея. Проверено 23 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Морганштерн, Энн М. (1982). «Пешки в « Смерти и скряге » Босха » . Исследования по истории искусства . 12 : 33–41. JSTOR 42617947 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шлютер; Винкен, Люси; Пьер (2000). «Передний план картины Босха «Смерть и скряга» » . Уд Голландия . 114 (2/4): 69–78. дои : 10.1163/187501701X00398 . JSTOR 42712016 – через JSTOR.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Фиеро, Глория К. «Гуманистическая традиция, пятое издание». 130
- ^ Jump up to: а б Моральная сказка , Веб-музей, Париж.
- ^ Jump up to: а б Де Толне, Шарль (1966). Иероним Босх . Нью-Йорк: Рейнал. ISBN 9780517255254 .
- ^ Jump up to: а б Хэнд и Вольф, стр. 17–8.
- ^ де Терварен, Г. (1958). Атрибуты и символы в светском искусстве 1450-1600 гг . Женева. п. 34.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Уокер, Дж. (1995). Национальная галерея искусств . Нью-Йорк. п. 166.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Реутерсвард, П. (1970). Иероним Босх . Стокгольм, Швеция. стр. 266.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Чайли, Дж. (1978). «Иероним Босх и его символы. Попытка расшифровки». Королевская академия Бельгии, Мемуары класса изящных искусств . 15 : 106–108.
- ^ Бальдасс, Л. (1943). Иероним Босх . Вена. п. 236.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Катлер, Д. (1969). «Босх и Нарреншиф: проблема в отношениях». Художественный вестник . 51 (3): 272–276. дои : 10.1080/00043079.1969.10790282 .
- ^ Бранд-Филип, Лотта (1956). Бош . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс.
- ^ Марийниссен, Р.Х. (1987). Иероним Босх: Полное собрание сочинений . Издательство Random House Value. ISBN 0517020386 .
- ^ Джейкобс, Линн Ф. (зима 2000 г.). «Триптихи Иеронима Босха» . Журнал шестнадцатого века . 31 (4): 1009–1041. дои : 10.2307/2671185 . JSTOR 2671185 – через JSTOR.
Источники
[ редактировать ]- Бальдасс, Людвиг Иеронима Босха . Вена, 1943 год.
- Бранд-Филип, Лотте . Босх. Нью-Йорк, 1956 год.
- Брайант, Клифтон Д.; Пек, Деннис Л. Энциклопедия смерти и человеческого опыта. Лос-Анджелес: SAGE, 2009. ISBN 9781412951784 .
- Чайли, Дж. « Иероним Босх и его символы. Попытка расшифровки». Королевская академия Бельгии, Мемуары класса изящных искусств 15, I: 106-108.
- Катлер, Д. «Бош и Нарреншифф: проблема в отношениях». Художественный вестник. 51: 272-276.
- Фиеро, Глория К. «Гуманистическая традиция, пятое издание». 130.
- Хэнд, Джон Оливер; Вольф, Марта. Ранняя нидерландская живопись . Национальная галерея искусств, Вашингтон. Издательство Оксфордского университета, 1987. ISBN 0-521-34016-0
- Джейкобс, Линн Ф. (зима 2000 г.). «Триптихи Иеронима Босха». Журнал шестнадцатого века. 31, № 4: 1009-1041.
- Линферт, Карл. Иероним Босх. Нью-Йорк: Х. Н. Абрамс, 1989. ISBN 9780810907195 .
- Марийниссен, Р. Х. Иероним Босх, Полное собрание сочинений . Антверпен, 1987 год.
- Морганштерн, Энн М. (1982). «Пешки в смерти Босха и скряге». Исследования по истории искусства. 12: 33–41.
- Реутерсвард. Иероним Босх. Стокгольм, 1970 год.
- Шлютер, Люси; Винкен, Пьер (2000). «Передний план картины Босха «Смерть и скряга»». Уд Голландия. 114, № 2/4: 69–78.
- Сильвер, Ларри (декабрь 2001 г.). «Бог в деталях: Босх и приговор (ы)». Художественный вестник. LXXXIII Номер 4: 626–650.
- де Терварен, Ж. Атрибуты и символы в светском искусстве 1450-1600 гг. Женева, 1958, И: 34.
- де Тольне, Шарль. Иероним Босх. Нью-Йорк: Рейнал, 1966. ISBN 9780517255254 .
- Уокер, Дж. Национальная художественная галерея. Нью-Йорк, 1995 год.
- Векер, Менахем (22 апреля – 5 мая 2016 г.). «Крупнейшая ретроспектива в истории подчеркивает католическую веру Иеронима Босха». Национальный католический репортер.