Триптих Искушения Святого Антония
Триптих Искушения Святого Антония | |
---|---|
Художник | Иероним Босх |
Год | в. 1501 |
Середина | Масло на панели |
Размеры | 131 см × 228 см (52 × 90 дюймов) |
Расположение | Национальный музей древнего искусства , Лиссабон |
Триптих искушения святого Антония — картина маслом на деревянных панелях раннего нидерландского живописца Иеронима Босха , датируемая примерно 1501 годом. Работа изображает душевные и духовные муки, перенесенные святым Антонием Великим (Антоний Аббат), одним из самый выдающийся из пустынников Египта отцов - конца III - начала IV веков. Искушение Святого Антония было популярной темой в искусстве Средневековья и Возрождения. Как и многие работы Босха, триптих содержит много фантастических образов. Картина висит в Национальном музее античного искусства в Лиссабоне.
История
[ редактировать ]По мнению некоторых историков, эта работа могла быть одним из трех «Искушений», записанных в описи Филиппа II Испанского, отправленной в Эскориал в 1574 году. С 1950-х годов ее традиционно считали более вероятной. [ 1 ] что триптих был куплен португальским гуманистом Дамианом де Гуа между 1523 и 1545 годами. Фактически, картина была задокументирована как часть коллекции Королевского дворца Лиссабона в марте 1872 года из Испании, а в 1911 году король Мануэль II подарил ее. в его нынешний музей. [ 1 ]
Хотя картину обычно относят к периоду 1490–1500 годов, дендохронологический анализ относит ее примерно к 1501 году. [ 1 ]
Как и многие картины Босха, «Искушение святого Антония» было снято в нескольких копиях. Копия из мастерской находится в Королевских музеях изящных искусств Бельгии , а более поздняя копия находится в Gemäldegalerie в Берлине . Уменьшенная копия двух крыльев находится в музее Прадо в Мадриде. Другая версия центральной панели находится в MASP в Сан-Паулу , Бразилия, первая репетиционная версия. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Круг Иеронима Босха, копия центральной панели «Искушение святого Антония» (Фонд Барнса), работа последователя Босха, можно найти в Национальной галерее Канады в Оттаве.
-
Искушение Святого Антония , МАСТЕРСКАЯ БОША, Королевские музеи изящных искусств Бельгии
-
«Искушение святого Антония» , поздняя копия, Gemäldegalerie, Берлин.
-
Искушение Святого Антония , первая репетиционная версия, Сан-Паулу, Бразилия.
-
Круг Иеронима Босха, копия центральной панели «Искушение Святого Антония» (Фонд Барнса)
Описание
[ редактировать ]«Искушение святого Антония» — картина маслом на трех деревянных панелях, имеющих форму триптиха, причем две внешние панели представляют собой шарнирные ставни к центральной части. Центральная панель имеет размеры 131,5 на 119 см, а крылья — 131,5 на 53 см.
В произведении символически повествуется история душевных и духовных мук, которые претерпел святитель Антоний игумен на протяжении всей своей жизни. Источниками для сюжетов были Афанасия Александрийского « Житие святого Антония» , [ 1 ] который был популяризирован во Фландрии Питером ван Осом и Якопо да Варацце » «Золотой легендой .
Левая панель
[ редактировать ]Левая панель изображает легендарное бегство и падение святого Антония. На небе святого сбивает сонм бесов. Ниже находится грот святого (или бордель), высеченный на холме в форме человека на четвереньках, задняя сторона которого образует вход. К последнему направляется нечестивое шествие во главе с демоном в священных одеждах и оленем. На переднем плане — утомленный Антоний, поддерживаемый после падения монахом и мирянином; последний традиционно идентифицируется как сам Босх.
Под мостом, пересекающим ледяное озеро, находятся три фигуры, одна из которых — монах, читающий письмо. Также на озере обитает птица-демон на коньках: в ее клюве держится картуш с надписью «толстый». Это может быть отсылкой к симонийскому скандалу.
Центральная панель
[ редактировать ]Центральная панель иллюстрирует влечение Босха к святой способности противостоять искушениям. На нем изображена собственно сцена искушения Святого Антония . В центре изображен созерцающий святой, благословляющей рукой указывающий на свою маленькую келью внутри разрушенной башни, где появляется миниатюрный Христос, указывающий на Распятие, намекая на истинную жертву в ответ на профанационную мессу, совершаемую демонами и жрицей в его левая. Чернокожая жрица держит сосуд с жабой , символом колдовства и роскоши; животное по очереди держит яйцо. Одетый в черное певец имеет свиное лицо и маленькую сову (аллегория ереси ) над головой, а причащаться собирается калека. Святой смотрит в мир, указывая в сторону Христа; никто на панели (мире) не смотрит в Его сторону.
На заднем плане слева изображен горящий город — традиционный символ защиты, дарованной Антонием, от эрготизма и огня. [ 1 ] [ 6 ] Монахи Ордена Святого Антония специализировались на лечении и уходе за жертвами эрготизма (также известного как огонь Святого Антония ), которые испытывали жжение и галлюцинации.
Группа демонов слева, в том числе женщина в шлеме, напоминающем дупло дерева, может символизировать кровавое насилие. Группа в воде справа может быть дьявольской пародией либо на бегство в Египет , либо на Поклонение волхвов ; третья демоническая группа — это те, кто выходит из красного плода на переднем плане. Сюда входит дьявол, играющий на арфе , верхом на курице и еще один, перемещающийся вокруг лодки с рыбой в центре.
В небе — птица в форме корабля, летучие рыбы и крылатые лодки. Наконец, бородатый мужчина в цилиндре может оказаться волшебником, создавшим весь пакет видений. [ 1 ]
В другой интерпретации большая часть изображений относится к эрготизму и формам лечения во времена Босха. Большой плод можно интерпретировать как яблоко мандрагоры, а человека, владеющего мечом, можно рассматривать как отсылку к церемонии выкорчевывания. Корень мандрагоры часто использовался в качестве защиты от эрготизма, а плоды использовались в качестве обезболивающего средства, которое помогало при необходимых ампутациях, возникших в результате болезни. Естественный анестетик также мог убить пациентов, если его ввести в слишком большом количестве, а также вызывал собственные галлюцинации в дополнение к галлюцинациям эрготизма, что придавало смысл жестокому характеру персонажей, окружающих фрукт на панели. Образы рыбы и чертополоха относятся к алхимии того времени и другим «холодным» элементам, используемым для борьбы с «горячей» болезнью. [ 7 ]
Правая панель
[ редактировать ]На правой панели изображено Созерцание святого Антония . Согласно легенде, две фигуры, оседлавшие рыбу в небе, получили способность летать от Дьявола, чтобы участвовать в шабашах ведьм .
На переднем плане обнаженная женщина, символ роскоши. [ 1 ] Она выглядывает из полого ствола через палатку, открытую для нее жабой. Ее искушающее тело предлагается святой, которая изображена справа, созерцающей, одновременно глядя на наблюдателя. Карлик рядом с ним, носящий красную мантию и юлу , является символом безрассудства человечества . На переднем плане, наконец, последние искушения: стол с хлебом и кувшин с вином, поддерживаемый обнаженными демонами. Нога одного из человеческих столбов застряла в банке — намек на половой акт. [ 8 ]
На заднем плане изображен город с башнями, ветряные мельницы и озеро.
Ставни
[ редактировать ]Как обычно в других подобных фламандских работах того времени, внешняя часть ставен окрашена в гризайль . накрывают произведения искусства, а запрестольные образы с створками закрывают По традиции во многих церквях за неделю до Пасхи . Приглушенный колорит и тематика ставней этого триптиха соответствуют постной теме.
На левой панели изображен арест Христа , в том числе на переднем плане Св. Петр, разрезающий ухо Малху , а на заднем плане солдаты окружают падшего Иисуса; слева — Иуда, убегающий после поцелуя. [ 1 ]
На правой панели на заднем плане изображен Христос, несущий крест , а на переднем плане изображены два вора: один исповедуется, а другой отказывается принять веру. Вокруг Иисуса толпа, в которой можно идентифицировать такие фигуры, как Симон Киринеянин , поддерживающий крест, и Вероника . [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Варалло, Франка Н. (2004). Бош . Милан: Скира.
- ^ Камесаска, 1987, стр. 50–63.
- ^ Фридлендер, 1937, стр. 99–100.
- ^ Де Толне, 1937.
- ^ ГИТНЕР, Сандра Дайге Антунес Корреа. «Иеронимус Босх и искушения Санту-Антана: Музей искусств Сан-Паулу Ассис Шатобриан-MASP» . Издательство АЭРПА . Проверено 15 февраля 2023 г.
- ↑ Босха Подобный символ встречается также в «Святых-отшельниках» .
- ^ Диксон, Лауринда, Art Journal Vol. 44, № 2, Искусство и наука: Часть I, Науки о жизни (лето 1984 г.), стр. 119–131, https://www.jstor.org/stable/776751.
- ^ Босх и наслаждения ада [1] , [2]
Источники
[ редактировать ]- Варалло, Франка (2004). Бош . Милан: Скира.
- Ильсинк, Маттейс; Колдевей, Йос (2016). Иероним Босх: Художник и рисовальщик – Резонне каталога . Меркаторфондс нв. ISBN 9789462301139 .
- Иероним Босх, «Искушение святого Антония» , ColourLex
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Триптихом искушения Святого Антония, на Викискладе?