Jump to content

Триптих Искушения Святого Антония

Триптих Искушения Святого Антония
Художник Иероним Босх
Год в. 1501
Середина Масло на панели
Размеры 131 см × 228 см (52 × 90 дюймов)
Расположение Национальный музей древнего искусства , Лиссабон

Триптих искушения святого Антония — картина маслом на деревянных панелях раннего нидерландского живописца Иеронима Босха , датируемая примерно 1501 годом. Работа изображает душевные и духовные муки, перенесенные святым Антонием Великим (Антоний Аббат), одним из самый выдающийся из пустынников Египта отцов - конца III - начала IV веков. Искушение Святого Антония было популярной темой в искусстве Средневековья и Возрождения. Как и многие работы Босха, триптих содержит много фантастических образов. Картина висит в Национальном музее античного искусства в Лиссабоне.

По мнению некоторых историков, эта работа могла быть одним из трех «Искушений», записанных в описи Филиппа II Испанского, отправленной в Эскориал в 1574 году. С 1950-х годов ее традиционно считали более вероятной. [ 1 ] что триптих был куплен португальским гуманистом Дамианом де Гуа между 1523 и 1545 годами. Фактически, картина была задокументирована как часть коллекции Королевского дворца Лиссабона в марте 1872 года из Испании, а в 1911 году король Мануэль II подарил ее. в его нынешний музей. [ 1 ]

Хотя картину обычно относят к периоду 1490–1500 годов, дендохронологический анализ относит ее примерно к 1501 году. [ 1 ]

Как и многие картины Босха, «Искушение святого Антония» было снято в нескольких копиях. Копия из мастерской находится в Королевских музеях изящных искусств Бельгии , а более поздняя копия находится в Gemäldegalerie в Берлине . Уменьшенная копия двух крыльев находится в музее Прадо в Мадриде. Другая версия центральной панели находится в MASP в Сан-Паулу , Бразилия, первая репетиционная версия. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Круг Иеронима Босха, копия центральной панели «Искушение святого Антония» (Фонд Барнса), работа последователя Босха, можно найти в Национальной галерее Канады в Оттаве.

Описание

[ редактировать ]
Фрагмент левой панели, изображающий святого Антония, поддерживаемого двумя монахами и мирянином.
Деталь, изображающая святого Антония, унесенного демонами на небо.

«Искушение святого Антония» — картина маслом на трех деревянных панелях, имеющих форму триптиха, причем две внешние панели представляют собой шарнирные ставни к центральной части. Центральная панель имеет размеры 131,5 на 119 см, а крылья — 131,5 на 53 см.

В произведении символически повествуется история душевных и духовных мук, которые претерпел святитель Антоний игумен на протяжении всей своей жизни. Источниками для сюжетов были Афанасия Александрийского « Житие святого Антония» , [ 1 ] который был популяризирован во Фландрии Питером ван Осом и Якопо да Варацце » «Золотой легендой .

Левая панель

[ редактировать ]

Левая панель изображает легендарное бегство и падение святого Антония. На небе святого сбивает сонм бесов. Ниже находится грот святого (или бордель), высеченный на холме в форме человека на четвереньках, задняя сторона которого образует вход. К последнему направляется нечестивое шествие во главе с демоном в священных одеждах и оленем. На переднем плане — утомленный Антоний, поддерживаемый после падения монахом и мирянином; последний традиционно идентифицируется как сам Босх.

Под мостом, пересекающим ледяное озеро, находятся три фигуры, одна из которых — монах, читающий письмо. Также на озере обитает птица-демон на коньках: в ее клюве держится картуш с надписью «толстый». Это может быть отсылкой к симонийскому скандалу.

Деталь центральной панели, включая мужчину в цилиндре.
Деталь правой панели, показывающая стол роскоши.

Центральная панель

[ редактировать ]

Центральная панель иллюстрирует влечение Босха к святой способности противостоять искушениям. На нем изображена собственно сцена искушения Святого Антония . В центре изображен созерцающий святой, благословляющей рукой указывающий на свою маленькую келью внутри разрушенной башни, где появляется миниатюрный Христос, указывающий на Распятие, намекая на истинную жертву в ответ на профанационную мессу, совершаемую демонами и жрицей в его левая. Чернокожая жрица держит сосуд с жабой , символом колдовства и роскоши; животное по очереди держит яйцо. Одетый в черное певец имеет свиное лицо и маленькую сову (аллегория ереси ) над головой, а причащаться собирается калека. Святой смотрит в мир, указывая в сторону Христа; никто на панели (мире) не смотрит в Его сторону.

На заднем плане слева изображен горящий город — традиционный символ защиты, дарованной Антонием, от эрготизма и огня. [ 1 ] [ 6 ] Монахи Ордена Святого Антония специализировались на лечении и уходе за жертвами эрготизма (также известного как огонь Святого Антония ), которые испытывали жжение и галлюцинации.

Группа демонов слева, в том числе женщина в шлеме, напоминающем дупло дерева, может символизировать кровавое насилие. Группа в воде справа может быть дьявольской пародией либо на бегство в Египет , либо на Поклонение волхвов ; третья демоническая группа — это те, кто выходит из красного плода на переднем плане. Сюда входит дьявол, играющий на арфе , верхом на курице и еще один, перемещающийся вокруг лодки с рыбой в центре.

В небе — птица в форме корабля, летучие рыбы и крылатые лодки. Наконец, бородатый мужчина в цилиндре может оказаться волшебником, создавшим весь пакет видений. [ 1 ]

В другой интерпретации большая часть изображений относится к эрготизму и формам лечения во времена Босха. Большой плод можно интерпретировать как яблоко мандрагоры, а человека, владеющего мечом, можно рассматривать как отсылку к церемонии выкорчевывания. Корень мандрагоры часто использовался в качестве защиты от эрготизма, а плоды использовались в качестве обезболивающего средства, которое помогало при необходимых ампутациях, возникших в результате болезни. Естественный анестетик также мог убить пациентов, если его ввести в слишком большом количестве, а также вызывал собственные галлюцинации в дополнение к галлюцинациям эрготизма, что придавало смысл жестокому характеру персонажей, окружающих фрукт на панели. Образы рыбы и чертополоха относятся к алхимии того времени и другим «холодным» элементам, используемым для борьбы с «горячей» болезнью. [ 7 ]

Правая панель

[ редактировать ]
Закрытый триптих, изображающий Арест Христа и Христа, несущего крест.

На правой панели изображено Созерцание святого Антония . Согласно легенде, две фигуры, оседлавшие рыбу в небе, получили способность летать от Дьявола, чтобы участвовать в шабашах ведьм .

На переднем плане обнаженная женщина, символ роскоши. [ 1 ] Она выглядывает из полого ствола через палатку, открытую для нее жабой. Ее искушающее тело предлагается святой, которая изображена справа, созерцающей, одновременно глядя на наблюдателя. Карлик рядом с ним, носящий красную мантию и юлу , является символом безрассудства человечества . На переднем плане, наконец, последние искушения: стол с хлебом и кувшин с вином, поддерживаемый обнаженными демонами. Нога одного из человеческих столбов застряла в банке — намек на половой акт. [ 8 ]

На заднем плане изображен город с башнями, ветряные мельницы и озеро.

Как обычно в других подобных фламандских работах того времени, внешняя часть ставен окрашена в гризайль . накрывают произведения искусства, а запрестольные образы с створками закрывают По традиции во многих церквях за неделю до Пасхи . Приглушенный колорит и тематика ставней этого триптиха соответствуют постной теме.

На левой панели изображен арест Христа , в том числе на переднем плане Св. Петр, разрезающий ухо Малху , а на заднем плане солдаты окружают падшего Иисуса; слева — Иуда, убегающий после поцелуя. [ 1 ]

На правой панели на заднем плане изображен Христос, несущий крест , а на переднем плане изображены два вора: один исповедуется, а другой отказывается принять веру. Вокруг Иисуса толпа, в которой можно идентифицировать такие фигуры, как Симон Киринеянин , поддерживающий крест, и Вероника . [ 1 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Варалло, Франка Н. (2004). Бош . Милан: Скира.
  2. ^ Камесаска, 1987, стр. 50–63.
  3. ^ Фридлендер, 1937, стр. 99–100.
  4. ^ Де Толне, 1937.
  5. ^ ГИТНЕР, Сандра Дайге Антунес Корреа. «Иеронимус Босх и искушения Санту-Антана: Музей искусств Сан-Паулу Ассис Шатобриан-MASP» . Издательство АЭРПА . Проверено 15 февраля 2023 г.
  6. Босха Подобный символ встречается также в «Святых-отшельниках» .
  7. ^ Диксон, Лауринда, Art Journal Vol. 44, № 2, Искусство и наука: Часть I, Науки о жизни (лето 1984 г.), стр. 119–131, https://www.jstor.org/stable/776751.
  8. ^ Босх и наслаждения ада [1] , [2]

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 70b855ec8d3a0b2c586119a5cfc3bcd1__1714603800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/d1/70b855ec8d3a0b2c586119a5cfc3bcd1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Triptych of the Temptation of St. Anthony - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)