Художественный музей Сан-Паулу
![]() | Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема заключается в следующем: большая часть этого текста написана на таком плохом английском языке, что его почти невозможно понять. ( Август 2021 г. ) |
Сан-Паулу Художественный музей Ассиса Шатобриана | |
![]() | |
![]() | |
![]() Интерактивная полноэкранная карта | |
Учредил | 1947 |
---|---|
Расположение | Avenida Paulista 1578, Сан-Паулу, Бразилия |
Координаты | 23 ° 33'40 "ю.ш. 46 ° 39'21" з.д. / 23,56111 ° ю.ш. 46,65583 ° з.д. |
Посетители | 729 325 (в 2019 г.) [ 1 ] |
Директор | Эйтор Мартинс |
Куратор | Адриано Педроса |
Доступ к общественному транспорту | ![]() ![]() |
Веб-сайт | www |
( Художественный музей Сан-Паулу португальский : Museu de Arte de São Paulo , или MASP ) — художественный музей, расположенный на проспекте Паулиста в городе Сан-Паулу , Бразилия. [ 2 ] [ 3 ] Он хорошо известен своей штаб-квартирой, конструкцией из бетона и стекла, спроектированной Линой Бо Барди в 1968 году , основной корпус которой поддерживается двумя боковыми балками на отдельно стоящем пространстве длиной 74 метра (243 фута). [ 4 ] Он считается достопримечательностью города и главным символом современной бразильской архитектуры.
Музей был основан в 1947 году Ассисом Шатобрианом и Пьетро Марией Барди и поддерживается как некоммерческая организация. MASP отличился своим участием в нескольких важных инициативах, касающихся музеологии и художественного образования в Бразилии, а также своей новаторской ролью культурного центра. [ 5 ] Это также был первый бразильский музей, в котором было представлено искусство после Второй мировой войны .
Музей получил международное признание благодаря своей коллекции европейского искусства, которая считается одной из лучших как в Латинской Америке, так и в Южном полушарии . [ 4 ] [ 6 ] Здесь также находится важная коллекция бразильского искусства , гравюр и рисунков, а также небольшие коллекции африканского и азиатского искусства , антиквариата , декоративного искусства и т. д., насчитывающие более 8000 произведений. MASP также содержит одну из крупнейших художественных библиотек в стране. Вся коллекция была внесена Бразильским институтом истории и искусства в список национального наследия Бразилии. [ 7 ]
История
[ редактировать ]Общий контекст
[ редактировать ]

В конце 1940-х годов в результате ускорения индустриализации бразильская экономика переживала крупные структурные изменения. Город Сан-Паулу впоследствии зарекомендовал себя как важнейший промышленный центр страны. До этого роль Сан-Паулу в современном искусстве была отмечена Неделей современного искусства 1922 года. Несмотря на важность, которую это событие имело в 1920-х годах, модернизм не привлекал особого внимания горожан и учреждений в последующие десятилетия. . В Сан-Паулу был только один художественный музей, Пинакотека-ду-Эстадо , посвященный исключительно академическому искусству , и коммерческая галерея .
Ассис Шатобриан , основатель и владелец Diários Associados , или «Associated Daily Press», крупнейшего конгломерата средств массовой информации и прессы Бразилии в то время, был одним из самых влиятельных людей этого периода. В конце 1940-х годов Шатобриан начал кампанию по приобретению шедевров для создания коллекции произведений искусства , имеющей международную известность в Бразилии. [ 8 ] Он намеревался разместить музей в Рио-де-Жанейро , но в конечном итоге выбрал Сан-Паулу, где, по его мнению, было бы легче собрать необходимые средства, поскольку этот город переживал очень процветающий момент. [ 9 ] В то же время европейский арт-рынок находился под сильным влиянием окончания Второй мировой войны , что позволило приобретать произведения искусства по разумным ценам.
С помощью Пьетро Марии Барди, итальянского профессора, критика , арт-дилера и бывшего владельца галерей в Милане и Риме, Шатобриан создал «Музей классического и современного искусства». [ 10 ] Хотя изначально он планировал возглавить проект всего год, Барди посвятил ему остаток своей жизни. Он переехал в Бразилию вместе со своей женой, архитектором Линой Бо Барди , и привез с собой свою библиотеку и частную коллекцию произведений искусства.
Начало (1947–1957)
[ редактировать ]

Музей был открыт и открыт для публики 2 октября 1947 года, в нем были представлены первые приобретения, в том полотна Пикассо числе и Рембрандта . В эти первые годы деятельности музей располагался на верхних этажах штаб-квартиры Diarios Associados в районе Сентро Сан-Паулу. Архитектор Лина Бо Барди отвечала за адаптацию здания к нуждам музея, разделив его на четыре отдельные зоны: художественную галерею, дидактический экспозиционный зал по истории искусства , временный выставочный зал и зрительный зал.
MASP был первым бразильским художественным музеем, заинтересованным в приобретении произведений современного искусства . Музей быстро стал местом встречи художников, студентов и интеллектуалов, которых привлекали не только его коллекции, но и предлагаемые им мастер-классы и художественные курсы.
В 1950-х годах при музее был создан Институт современного искусства (предлагавший мастерские гравюры , рисунка, живописи, скульптуры, танца и промышленного дизайна ), [ 11 ] Школа гласности (ныне Высшая школа пропаганды и маркетинга), организующая дебаты о кино и литературе, создающая молодёжный оркестр и балетную труппу . Курсы часто читали известные имена бразильской художественной сцены, такие как художники Ласар Сегал и Роберто Самбонет , архитекторы Джан Карло Паланти и Лина Бо Барди , скульптор Август Замойский и кинотехник Альберто Кавальканти .
Наряду с расширением образовательной программы музей расширил свою коллекцию и получил международное признание. В период с 1953 по 1957 год избранные из 100 шедевров, хранящихся в музее, путешествовали по европейским музеям, таким как Музей Оранжери (Париж) и Галерея Тейт (Лондон), в рамках серии выставок, организованных с целью консолидации коллекции. . В 1957 году коллекция также была выставлена в США в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и в Художественном музее Толедо . В следующем году коллекции MASP были выставлены на других площадках Бразилии, таких как Национальный музей изящных искусств в Рио-де-Жанейро. Это вывело музей на мировой уровень.
Объединение музея
[ редактировать ]
Растущий рост и важность коллекции вскоре потребовали строительства здания для штаб-квартиры музея. С этой целью мэрия Сан-Паулу пожертвовала участок земли, ранее занимаемый Бельведер - Трианон – традиционным местом встреч богатых паулистано, которое было снесено в 1951 году, – для проведения первой биеннале искусств Сан-Паулу . Земля на проспекте Паулиста была передана в дар мэрии с условием сохранения вида на центр города и долину проспекта Нове-де-Жюльо.
Новое здание MASP было детищем Лины Бо Барди. Чтобы сохранить необходимый вид на центр города, Барди идеализировал здание, подвешенное над землей и поддерживаемое четырьмя массивными прямоугольными колоннами из бетона. Конструкция считается уникальной в мире благодаря своей особенности: основная часть здания стоит на четырех боковых опорных колоннах, образуя под устойчивым зданием свободное пространство площадью 74 метра. Построенный между 1956 и 1968 годами новый музей был открыт 7 ноября Елизаветой II королевой Соединенного Королевства во время ее визита в Бразилию.
Ассису Шатобриану не удалось увидеть открытие нового здания. Он умер за несколько месяцев до этого, став жертвой тромбоза . Медиа-империя, которую он создал, также с начала 1960-х годов испытывала трудности. Растущие долги и конкуренция на медиарынке со стороны пресс-конгломерата Роберто Мариньо привели к нехватке средств, позволивших собрать коллекцию.
Свержение Diários Associados и смерть его основателя вынудили правительство вмешаться и выплатить часть долгов, взятых по контракту с иностранными учреждениями. Во время правления президента Жуселино Кубичека Caixa Econômica Federal предоставила ссуду для выполнения финансовых обязательств учреждения и обеспечила ссуду своими коллекциями произведений искусства. Спустя годы, в 1970-х годах, долг музея перед правительством Бразилии был согласован и погашен.
В 1969 году по запросу музея Бразильский институт исторического и художественного наследия (IPHAN) зарегистрировал активы MASP как часть национального наследия .
В 1970-е годы музей приобрел известность в Восточном полушарии благодаря организации множества выставок избранных произведений из своей коллекции в японских музеях. В 1973 году коллекция была представлена Министерству иностранных дел в Бразилиа . Коллекция MASP вновь была представлена в Японии в 1978/79, 1982/83, 1990/91 и 1995 годах. В 1992 году произведения французской школы и бразильские пейзажи были выставлены в Национальном музее изящных искусств в Сантьяго, Чили , и в Библиотеке Луиса Анхеля Арагона в Боготе .
В 2021 году было объявлено о планах строительства 14-этажной пристройки с подземным переходом к нынешнему зданию, которое должно быть завершено к 2024 году. [ 12 ]
Здание
[ редактировать ]



Строительство нынешнего здания музея началось в 1957 году, а открытие здания состоялось в 1968 году. MASP славится своей замечательной бруталистской структурой и считается одной из достопримечательностей современной бразильской архитектуры . Здание расположено на месте бывшего Бельведере Трианон на проспекте Паулиста , откуда можно было увидеть центр Сан-Паулу и горы Кантарейра за его пределами. Хосе Борхес де Фигейредо, инвестор, который продал земельный участок мэрии, написал администрации необязывающее письмо с просьбой сохранить его как «общественное место навечно». Хотя в последующие годы многочисленные предложенные проекты игнорировали его желание, архитектор Лина Бо Барди и инженер Хосе Карлос Фигейредо Феррас в конечном итоге задумали подземный блок, а также подвесную конструкцию. Конструкция возвышается на восемь метров над землей и поддерживается четырьмя колоннами, соединенными двумя огромными бетонными балками. Свободное пространство в 74 метра (243 фута) между колоннами было на тот момент самым большим свободным пролетом в мире. [ 13 ] Здание положило начало так называемой технологии защищенного железобетона в Бразилии.
В здании общей площадью около 10 000 квадратных метров (110 000 квадратных футов) есть, помимо постоянных и временных выставочных галерей, библиотека, фотогалерея, киногалерея, видеогалерея, две аудитории, ресторан, магазин, мастерские, административные помещения и техническая зона. Монтаж и отделка здания по-домашнему уютные, как описала сама Лина Бо: «Видимый бетон, побелка, каменный пол, покрывающий большой административный зал, закаленное стекло, пластиковые стены. Индустриальный черный резиновый пол, покрывающий внутренние помещения. Бельведер представляет собой «квадрат». , с растениями и цветами вокруг, вымощенными параллелепипедами по иберийско-бразильской традиции. Есть также водные пространства, небольшие водные зеркала с водными растениями. [ 14 ] […] Я не искал красоты. Я искал свободу». [ 15 ] В 2003 году здание было также зарегистрировано как национальное достояние Бразильским институтом исторического и художественного наследия.
В музеографической области Лина Бо Барди также ввела новшества, используя листы закаленного хрусталя, опирающиеся на основания из бетонных блоков, в качестве подставок для картин. Цель состоит в том, чтобы имитировать положение холста на мольберте художника, но это также имеет корни в межвоенном итальянском выставочном дизайне. [ 16 ] На оборотной стороне этих подставок, которые больше не используются, находились этикетки с информацией о художнике и работе. Парадоксально, но музей отказался от этой модели выставок в конце 1990-х годов, когда этот метод начали замечать и внедрять зарубежные институции и художники. [ 17 ]
В период с 1996 по 2001 год нынешняя администрация музея провела масштабную и противоречивую реформу. Несмотря на необходимость восстановления общей структуры, кардинальные изменения, осуществленные архитектором и бывшим директором учреждения Хулио Невесом, включали замену первоначального этажа, задуманного Линой Бо, установку второго лифта, строительство третьего подземного этажа, и замена садов водными зеркалами. Некоторые архитекторы утверждают, что реформа вызвала глубокое искажение первоначального проекта Лины. [ 18 ]
Коллекция
[ редактировать ]Формирование коллекции
[ редактировать ]
Основная часть коллекции была собрана между 1947 и 1960 годами. Пьетро Мария Барди , бывший владелец коммерческих галерей в Милане и Риме, отвечал за поиск и отбор работ, которые должны были быть приобретены, а Шатобриан искал дарителей и покровителей, пытаясь соблазнять потенциальных банкетами и пышными церемониями.
Эти методы вызвали немало критики, как и тот факт, что музей приобретал произведения искусства без надлежащего подтверждения подлинности . Это впечатление подкреплялось тем фактом, что в то время, сразу после Второй мировой войны, музей был одним из крупнейших покупателей произведений искусства на международном рынке. В отличие от других учреждений, приобретение которых зависело от одобрения совета кураторов, Художественный музей Сан-Паулу обычно приобретал свои экспонаты быстро, иногда по телеграмме . Произведения искусства обычно приобретались на аукционах Christie's , Marlborough, Sotheby's , Knoedler, Seligman и Wildenstein.

В конце 1960-х годов пресс- конгломерат Шатобриана столкнулся с проблемами из-за растущих долгов и конкуренции со стороны Роберто Мариньо медиа-компаний . Финансовые трудности Diários Associados привели к сокращению финансовых ресурсов музея. Впоследствии музей пополнил свою коллекцию за счет спонтанных пожертвований художников, компаний и частных коллекционеров.
Обзор коллекции
[ редактировать ]Коллекция Художественного музея Сан-Паулу считается крупнейшей и наиболее полной коллекцией западного искусства в Латинской Америке. Среди 8000 произведений музея коллекция европейских картин, скульптур, рисунков, гравюр и декоративно-прикладного искусства выделяется . Широко представлены ранние современные французские и итальянские школы живописи, составляющие основную часть коллекции, за которыми следуют испанские , португальские, фламандские , голландские , английские и немецкие мастера.
В музее также хранится значительная коллекция бразильского искусства и Бразилианы , которая показывает развитие бразильского искусства с 17 века до наших дней. Музей также обладает важными коллекциями латиноамериканского и североамериканского искусства .
В меньшем масштабе фонды музея включают репрезентативные предметы многих периодов и отдельных незападных цивилизаций , таких как искусство Африки и Азии , а также другие предметы, которые выделяются своей технологической, археологической, исторической и художественной значимостью, например, избранные коллекции Египетские , этрусские , греческие и римские древности, а также другие артефакты доколумбовой культуры и средневекового европейского искусства .
Картины
[ редактировать ]

Итальянская школа

- Тициано Вечелли (известный как Тициан) – 1 картина
- Тинторетто , Якопо Комин – 2 картины
- Джамбаттиста Питтони – 1 картина, Дионис и Ариадна
- Санцио, Рафаэль – 1 Картина, Воскресение Христа
- Боттичелли, Сандро – 1 картина, Мадонна с младенцем и младенцем Иоанном Крестителем
- Мантенья, Андреа – 1 картина
- Перуджино, Пьетро −1 картина
- Аллори, Алессандро – 1 картина
- д'Антонио, Бьяджо - 1 картина
- Бассано, Якопо (Jacopo dal Ponte) – 1 картина
- Беллини, Джованни – 1 картина, Мадонна Уиллис
- Бордоне, Париж – 1 картина
- Гверчино – 1 картина
- Козимо, Пьеро – 1 картина
- Франция, Франческо (Francesco Raibolini) – 1 картина
- Джампьетрино (Джан Пьетро Рицци) – 1 картина
- Нелли, Оттавиано – 1 картина
- Рени, Гвидо – 1 картина
- Сарачени, Карло – 1 картина
- дель Селлайо, Якопо – 1 картина
Бразилия и Америка
- Алмейда Хуниор, Хосе Феррас – 6 картин
- ду Амарал, Тарсила – 2 картины
- Америко де Фигейредо и Мелло, Педро - 2 картины
- Каликсто де Хесус, Бенедито – 3 картины
- Ди Кавальканти, Эмилиано – 2 картины
- Малфатти, Анита – 2 картины
- Мейреллес де Лима, Виктор – 4 картины
- Портинари, Кандидо – 17 картин
- Рего Монтейру, Висенте - 2 картины
- Ривера, Диего – 2 картины
- Сигалл, Лазар – 2 картины
- Стюарт, Гилберт – 1 картина
- Вольпи, Альфредо – 1 картина
- Висконти, Элизеу – 2 картины
Французская школа


- Боннар, Пьер – 1 картина
- Сезанн, Поль – 5 картин
- Шарден, Жан-Батист-Симеон – 1 картина
- Клуэ, Франсуа – 1 картина
- Коро, Жан-Батист-Камиль – 5 картин
- Курбе, Гюстав – 2 картины
- Дебре, Жан-Батист – 1 картина
- Дега (Илер-Жермен-Эдгар Де Гас) – 3 картины
- Делакруа, Эжен – 4 картины
- Друэ, Франсуа-Юбер – 1 картина
- Фрагонар, Жан-Оноре – 2 картины
- Гоген, Поль – 2 картины
- Гобер, Пьер – 1 картина
- Энгр, Жан-Огюст-Доминик – 3 картины
- Лемойн, Франсуа – 1 картина
- Леже, Фернан – 1 картина
- Мане, Эдуард – 4 картины
- Матисс, Анри – 2 картины
- Миньяр, Пьер (и мастерская) – 1 картина
- Модильяни, Амедео – 5 картин
- Моне, Клод – 2 картины, в том числе «Катание на лодке по реке Эпте».
- Натье, Жан-Марк – 4 картины
- Патер, Жан-Батист – 1 картина
- Пикассо, Пабло Руис – 3 картины, в том числе «Портрет Сюзанны Блох».
- Пуссен, Николя – 1 картина
- Ренуар, Пьер-Огюст – 12 картин, в том числе «Розовое и голубое».
- Тулуз-Лотрек, Анри – 10 картин
- Вестье, Антуан – 1 картина
- Вюйар, Эдуар – 3 картины
Испанская школа
- Эль Греко (Доменикос Теотокопулос) – 2 картины
- Гойя-и-Люсентес, Франциско – 4 картины
- Мурильо, Бартоломе Эстебан – 1 картина
- Веласкес, Диего Родригес де Сильва – 1 картина « Портрет графа-герцога Оливареса».
- Сурбаран, Франсиско де – 2 картины
Голландские, фламандские и немецкие школы


- Босх, Иероним – 1 картина
- Кранах, Лукас (Старший) – 1 картина
- Дорнике, Ян ван – 1 картина
- Дайк, Энтони ван – 2 картины
- Хальс, Франс – 3 картины
- Гольбейн, Ганс (Младший) – 1 картина
- Массис, Квентин – 1 картина, Несовместимый брак
- Мемлинг, Ганс – 1 картина
- Оолен, Ян ван – 1 картина
- Пост, Франс – 5 картин
- Рембрандт – 1 картина, «Портрет молодого человека с золотой цепочкой».
- Рубенс, Питер Пауль (и мастерская) – 1 картина
- Рейсдал, Саломон ван – 1 картина
- Ван Гог, Винсент – 5 картин
английская школа
- Констебль, Джон – 1 картина
- Гейнсборо, Томас – 3 картины
- Хогарт, Уильям – 1 картина
- Лоуренс, Томас (и мастерская) – 2 картины
- Реберн, Генри – 1 картина
- Рейнольдс, Джошуа – 1 картина
- Ромни, Джордж – 1 картина
- Тернер, JMW – 1 картина
В музее также есть небольшие коллекции фотографий, костюмов и текстиля, предметов китча и т. д.
Кража
[ редактировать ]20 декабря 2007 года, около 5:09 утра, трое мужчин ворвались в MASP и украли две картины, считающиеся одними из самых ценных произведений в коллекции музея: «O Lavrador de Café» ( «Кофейный фермер ») Кандидо Портинари и «Портрет». Сюзанны Блох Пабло Пикассо . Всего преступникам понадобилось всего три минуты, чтобы успешно осуществить ограбление. [ 19 ] с помощью гидравлического домкрата и лома. [ 20 ] Искусствоведы оценили стоимость картин примерно в 55-56 миллионов долларов США . [ 21 ] Оба предмета были обнаружены бразильской полицией через несколько недель после кражи, 8 января 2008 года, в городе Феррас-де-Васконселос в Большом Сан-Паулу . [ 22 ] Двое подозреваемых были арестованы, хотя министр культуры Бразилии Жилберто Хиль предположил, что воры «связаны с международными бандами». [ 23 ] Инцидент был описан как «серьезный конфуз». [ 23 ] для музея, в котором, как выяснилось, «не было системы сигнализации и датчиков. Камеры видеонаблюдения зафиксировали часть рейда, но, поскольку у них не было инфракрасных возможностей, изображения были неясными». [ 20 ] При этом ни одна коллекция музея не была застрахована. [ 20 ] Президент MASP Хулио Невес заявил, что у них нет ресурсов для финансирования современной системы безопасности, и что вместо этого они «выбрали безопасность путем патрулирования с участием людей и камер»; [ 20 ] он пообещал улучшить освещение инцидента. Всего за два месяца до ограбления «два вора пытались проникнуть в музей, но были замечены и скрылись». [ 20 ] а в 2005 году MASP был вынужден временно закрыться, «когда ему отключили электричество из-за неоплаты счетов». [ 20 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Тинторетто (итальянец, 1518–1594) Пьета , 1560/65.
-
Виктор Мейреллес (1832–1903). Моэма , 1866 год.
-
Ян ван Дорнике (1470–1527). Триптих «Распятие» , ок. 1517.
-
Веласкес (исп., 1599–1660) Портрет графа-герцога Оливареса , 1624 год.
-
Делакруа (француз, 1798–1863) Осень — Вакх и Ариадна , 1856/63.
-
Коро (француз, 1796–1875) Цыганка с мандолиной , 1874.
-
Ганс Мемлинг (немец, 1435–1494) Скорбящая Виргем со святым Иоанном Крестителем и благочестивыми женщинами Галилеи , 1485/90.
-
Ганс Гольбейн (немец, 1497–1543) Поэт Генри Говард, граф Суррей , ок. 1542.
-
Ван Гог (голландский, 1853–1890) «Студент» , 1888.
-
Гвидо Рени (1575–1642). Самоубийство Лукреции , 1625–1640.
-
Иероним Босх (1450–1516). Искушение святого Антония , ок. 1500.
См. также
[ редактировать ]- Музей современного искусства Университета Сан-Паулу
- Культурный фонд Эмы Гордон Клабин
- Фонд Евы Клабин
- Антикварный рынок MASP
- Национальный музей изящных искусств
- Пинакотека штата Сан-Паулу
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Годовой отчет о деятельности MASP за 2019 год» (PDF) (на португальском языке). Художественный музей Сан-Паулу. 2019. с. 43 . Проверено 8 июня 2023 г.
- ^ «Музей искусств Сан-Паулу Ассис Шатобриан, Сан-Паулу, Бразилия, интерактивная фотография и карта Google Street View» . Географический.орг . Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ Власти добиваются закрытия известного художественного музея Сан-Паулу , CBCNews, 19 января 2008 г. , дата обращения 25 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Художественный музей Сан-Паулу , Энциклопедия Itaúcultural Visual Arts , получено 25 июня 2009 г.
- ^ Preciosidades de um MASP sessentão (на португальском языке), Hipermeios, заархивировано из оригинала 10 июля 2009 г. , получено 25 июня 2009 г.
- ^ Масп просит о помощи (на португальском языке), Forum Permanente, архивировано из оригинала 10 июля 2009 г. , получено 25 июня 2009 г.
- ^ IPHAN - Официальная заметка (на португальском языке), IPHAN , получено 25 июня 2009 г.
- ^ Барди, премьер-министр (1992), История MASP , Сан-Паулу: Instituto Quadrante, стр. 10–14, ISBN 85-7234-019-Х
- ^ Анагност, Адриан (2022). Пространственные порядки, социальные формы: искусство и город в современной Бразилии . Издательство Йельского университета. п. 100. ИСБН 9780300254013 .
- ^ MASP - Музей в стране смелых идей (на португальском языке), Instituto Lina Bo и PM Bardi , получено 25 июня 2009 г.
- ^ Нельсон, Адель (2016). «Баухаус в Бразилии: педагогика и практика» . ARTMargins . 5 (2): 27–49. дои : 10.1162/ARTM_a_00146 . ISSN 2162-2574 . S2CID 57566939 .
- ^ Мерфи, Адриан (25 августа 2021 г.). «Художественный музей Сан-Паулу построит 14-этажное расширение стоимостью 34,3 миллиона долларов» . МузейСледующий . Проверено 27 июля 2022 г.
- ^ Масиэль, Карлос Альберто. Современная техника: между памятником и повседневной стройкой. Архивировано 27 сентября 2007 года в Wayback Machine . Проверено 26 июня 2007 г.
- ^ СЕДАК. Сан-Паулу 450 лет . Проверено 26 июня 2007 г.
- ^ Оливейра, Фернанда. MASP: под знаком искусства, свобода. Архивировано 12 октября 2006 года в Wayback Machine . Проверено 26 июня 2007 г.
- ^ Анагност, Адриан (2019). «Безграничный музей: эстетическое перевоспитание премьер-министра Барди» . Модернизм/Модернизм . 26 (4): 687–725. дои : 10.1353/мод.2019.0055 . ISSN 1080-6601 . S2CID 214083017 .
- ^ Анагност, Адриан (2022). Пространственные порядки, социальные формы: искусство и город в современной Бразилии . Издательство Йельского университета. С. 218–219н112. ISBN 9780300254013 .
- ^ Жоау Домингес (28 октября 2004 г.). «MASP просит о помощи!» (на португальском языке). Современный канал . Проверено 26 июня 2007 .
- ^ «Пикассо украден из музея Бразилии» . Новости Би-би-си . 20 декабря 2007 года . Проверено 29 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж МакСвон, Ангус (21 декабря 2007 г.). «Пикассо украли из музея без тревоги» . Рейтер . Лондон . Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ «В Бразилии найдена украденная картина Пикассо» . Новости CBS. 8 января 2008 года . Проверено 29 сентября 2017 г.
- ^ Бруно Таварес; Родриго Перейра; Марсело Годой (8 января 2008 г.). «Полиция возвращает работы, украденные из Маспа в декабре – Сан-Паулу – Эстадан» . Эстадан (на бразильском португальском языке) . Проверено 29 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Филлипс, Том (10 января 2008 г.). «Украденный Пикассо найден неповрежденным в Бразилии» . Хранитель . Лондон . Проверено 5 июня 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Виртуальный тур по Художественному музею Сан-Паулу, предоставленный Google Arts & Culture.
СМИ, связанные с Музеем искусств Сан-Паулу, на Викискладе?