Богородица с младенцем и младенцем Иоанном Крестителем (Боттичелли)
Богородица с младенцем и младенцем Иоанном Крестителем | |
---|---|
Художник | Сандро Боттичелли |
Год | в. 1490-е (по юлианскому календарю) |
Размеры | 74 см (29 дюймов) × 74 см (29 дюймов) |
Расположение | Художественный музей Сан-Паулу , Бразилия |
Инвентарный номер | MASP.00009 |
Богоматерь с Младенцем Иоанном Крестителем — темперная картина на дереве, выполненная итальянским эпохи Возрождения мастером Сандро Боттичелли и его мастерской (Бартоломео ди Джованни или Раффаэлино ди'Карли). Тондо, написанное во Флоренции между 1490 и 1500 годами, обращается к центральной теме итальянского искусства Возрождения: божественному материнству. Сейчас работа находится в Художественном музее Сан-Паулу .
Предыстория и иконография
[ редактировать ]Иконография Мадонны с младенцем Иисусом — одна из наиболее повторяющихся тем в истории искусства . Его происхождение восходит к иератическим изображениям Высокого Средневековья, где Мария , коронованная , восседающая на троне или стоящая, представляет божественного младенца на своих руках. Живописцы итальянского Возрождения способствовали широкому изображению «Богородицы Умиления», характеризующемуся более эмоциональным и человечным изображением этой темы, а не строго сакральным подходом, данным византийским искусством . По словам Марсио Докторса , «Мадонны эпохи Возрождения» отмечают «дух Возрождения, который они характеризуют: веру в человечество как субъективность, ставящую его в центр мира. И Возрождение, и материнская любовь одинаково охватывают человека, когда они заставляют мир вращаться вокруг него». [ 1 ]
Боттичелли создал большое количество Мадонн в течение десятилетий 1480 и 1490 годов. Значительную часть составляли тонди, в которых художник изображал во Марию, Божественного Младенца и Младенца Иоанна Крестителя время богослужения . Тонди (тондо, единственное число) представляли собой произведения искусства круглой формы (картины или скульптуры), в основном на священные или исторические темы. Они высоко ценились в 15 веке, и покровители и гильдии часто заказывали их для украшения дворцов или для использования в качестве предметов личного поклонения. [ 2 ]
Рисование
[ редактировать ]Картина МАСП единогласно датируется последним десятилетием XV века на основании сходства с другими произведениями этого периода, в которых ощущается изменение живописной манеры автора. Мы подчеркиваем красивую структуру композиции, в которой фигуры Богородицы с Младенцем смело стоят внутри тондо, освобождаясь тем самым от изящной симметрии молодости. Тот же композиционный просвет можно отметить в деталях углового сиденья, на котором покоится книга «Магнификат» , почти иллюзионистски поддерживаемая на раме картины. Столь же примечательно и необычное в мадоннах, выполненных художником в юности, заметное усиление эмоциональной связи, объединяющей Марию и младенца Иисуса. [ 3 ]
Итальянский историк искусства Роберто Лонги отмечает, что рисунок сцены структурирован посредством «перекрестных и радиальных линий», а не «изгибающихся гибких линий». [ 3 ] что помещает произведение в вышеупомянутый контекст более свободной композиции, отмечающей зрелость стиля художника в конце 15 века. Антонино Сантанджело придерживается аналогичного мнения, отмечая, что «свободное и гармоничное переплетение рук и лиц, подвижность и точность напоминают работы Боттичелли незадолго до 1500 года». [ 3 ]
В самом деле, можно перечислить не менее дюжины постановок Боттичелли всего последнего десятилетия века, близких по композиции к произведениям MASP, наиболее близким из которых является тондо, хранящееся в Художественном институте Стерлинга и Франсин Кларк. в Уильямстауне , штат Массачусетс , идентично названию этой работы и также датировано примерно 1490 годом. [ 4 ]
Атрибуция
[ редактировать ]Авторство рассматриваемой работы заслужило подробного анализа Роберто Лонги в 1947 году. В письме Пьетро Марии Барди , ныне находящемся в архивах MASP, итальянский историк утверждает, что в тондо можно наблюдать «несомненно руку Боттичелли». ." Его мнение подтвердил Антонино Сантанджело, заявивший: «Можно признать прямое вмешательство в картину Боттичелли». Атрибуцию работ Боттичелли позже подтвердили другие эксперты, в том числе Миклош Босковиц и Юкио Яширо. [ 3 ]
Тем не менее, большинство критиков, похоже, сходятся во мнении, что часть пейзажа на заднем плане и фигура Иоанна Крестителя были бы выполнены помощником в мастерской Боттичелли, исходя из явного различия стиля по сравнению с фигурой Иоанна Крестителя. Богородица и Младенец. Роберто Лонги считает, что рисунки пейзажа и Младенца Иоанна Крестителя более типичны для Гирландайо , и предлагает назвать имя Бартоломео ди Джованни – ученика обоих художников – как возможного участника реализации тондо Боттичелли. Антонино Сантанджело, в свою очередь, приписывает создание вспомогательной фигуры Святого Иоанна Крестителя Рафаэлино де Карли. [ 3 ]
Происхождение
[ редактировать ]Первоначально работа украшала дворец Каппони во Флоренции , спроектированный Лоренцо ди Биччи в 1410 году по заказу Никколо да Уццано . В 19 веке тондо стало частью частной коллекции богатого английского купца Томаса Блейдса в Ливерпуле . Позже работа была продана лорду Уигану, графу Кроуфорду и Балкарресу , оставшись таким образом в Англии . 2 октября 1947 года работа была приобретена Художественным музеем Сан-Паулу на средства, пожертвованные г-жой Синхой Жункейрой, деловой женщиной и покровительницей из Рибейран-Прету . [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Врачи, 2004, с. 40.
- ^ Деймлинг 2001 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Маркес, 1998, стр. 53–56.
- ^ Мандель, 1967, стр. 109.
Библиография
[ редактировать ]- Барди, Пьетро Мария. Художественный музей Сан-Паулу: Каталог картин, скульптур и гобеленов , Сан-Паулу, MASP, 1982.
- Барди, Пьетро Мария. Партнерство с Ассисом Шатобрианом , Сан-Паулу, MASP, 1963 год.
- Карло, Бо, Мандель, Габриэле. Полное собрание сочинений Боттичелли , Милан, Риццоли, 1967 год.
- Коста, Пауло де Фрейтас, Доктора, Марсио. Чувствительные вселенные: коллекции Евы и Эмы Клабин , Сан-Паулу, GraphBox Caran, 2004.
- Даймлинг, Барбара (2001). Боттичелли . Колонка: Ташен.
- Маркес, Луис. «Бюллетень Института истории искусств MASP: итальянское искусство в бразильских коллекциях, 1250–1950», Сан-Паулу, Lemos Editorial & Grãos, 1996.
- Маркес, Луис. Каталог Художественного музея Сан-Паулу Ассиса Шатобриана: итальянское искусство , Сан-Паулу, Премия, 1998, стр. 53–56.
- Маркес, Луис. Корпус итальянского искусства в бразильских коллекциях, 1250–1950: итальянское искусство в Художественном музее Сан-Паулу , Сан-Паулу, Берлендис и Вертеккья, 1996, с. 49–52.
- Яширо, Юкио. Сандро Боттичелли , Лондон, Общество Медичи, 1925 год.