Сцены из жития святителя Зиновия




«Сцены из жизни святого Зиновия» — серия картин эпохи Возрождения итальянского художника Сандро Боттичелли . Сохранились четыре панели из этой серии, которые сейчас находятся в трех разных музеях. [ 1 ] На каждой изображено три или более эпизодов из жизни Зенобия , одного из первых епископов Флоренции, который, возможно, умер в 417 году. Все работы выполнены темперой на дереве и имеют высоту около 66 см (26 дюймов), хотя их длина варьируется довольно сильно: от примерно от 149 до 182 см (от 59 до 72 дюймов). [ 2 ]
В Национальной галерее в Лондоне есть две панели. На одной из них, «Четыре сцены из ранней жизни святого Зиновия», показано (слева направо): Зенобий отвергает невесту, выбранную его родителями, затем уходит; Зиновий крестится; его мать крещена епископом Флоренции; он рукоположен в сан епископа Флоренции папой Дамасием (это в Риме). На второй лондонской панели изображены « Три чудеса святого Зиновия» . [ 3 ] В Метрополитен-музее в Нью-Йорке есть панно с еще тремя чудесами, названными ими также Тремя чудесами святого Зиновия . [ 4 ] В Gemäldegalerie в Дрездене есть панно, изображающее чудо в трех сценах и смерть святого. [ 5 ]
Принято считать, что картины относятся к последнему этапу карьеры Боттичелли, возможно, ок. 15.00–15.05; некоторые авторитеты считают их, возможно, последними сохранившимися работами художника. [ 6 ]
Истории чудес
[ редактировать ]На панно из Нью-Йорка показано: слева Зенобий встречает похоронную процессию юноши и возвращает его к жизни. В центре Зенобий находит группу, оплакивающую смерть носильщика, который перенес мощи святых (показанные в виде скелетов в гробу) через Апеннинский хребет, и возвращает его к жизни с помощью мощей. Справа трижды показан иподиакон по имени Евгений (который также стал святым): во внутреннем дворце епископа Зеновий дает ему чашу с солью и водой, которую он несет, а затем подает родственнице, которая умерла, не получив «Последние обряды» , которые возвращают ее к жизни. [ 7 ]
Лондонское чудо-панно состоит из трех сцен. Слева: двое молодых людей плохо обращались со своей матерью и были ею прокляты. Зенобиус изгоняет их. В центре: Зенобий возвращает к жизни сына «благородной дамы из Галлии ». Она оставила его с епископом, пока совершала паломничество в Рим, и он умер. Справа, у собора, он восстанавливает зрение слепому нищему, пообещавшему в этом случае стать христианином. [ 8 ]
На дрезденском панно одно-единственное чудо показано в трех сценах слева направо. Молодого человека сбила телега и убили. Его обезумевшая мать, вдова, несет его в церковь. Он воскрешается молитвой Зенобия (не показано) и воссоединяется со своей матерью. Справа: Зенобий на смертном одре. [ 9 ]
Некоторые ученые, в том числе Мартин Дэвис , считали, что сохранившаяся серия, возможно, не полна, поскольку одно из наиболее известных чудес святого, когда мертвый вяз святого раскрылся листвой после того, как его коснулись одры , не показано ни в одном из них. сцены. [ 10 ] Но это было до того, как в качестве источника была указана написанная Фра Клементе Мацца «Жизнь Зенобия» (1475 г.), а не другая версия; картины четко следуют последовательности, деталям и разделению глав, и последовательность кажется завершенной. [ 11 ]
Стиль и контекст
[ редактировать ]
Несколько суровый стиль панелей с искаженными от тоски фигурами и интересом к архитектурному фону типичен для последних лет творчества Боттичелли. Предлагались различные степени участия в росписи помощников мастерской. [ 12 ] Рисунок почти обнаженной фигуры крещеного Зенобия имеет недостатки: рука, слишком слабая для туловища, и странная ступня.
Серию можно сравнить с другой парой картин последних лет, тоже сейчас находящихся в разных музеях. Это «История Вирджинии» , находящаяся сейчас в Академии Каррара в Бергамо (86 х 165 см), и « История Лукреции» , ныне Музей Изабеллы Стюарт Гарднер , Бостон (84 х 177 см). В них, немного большего масштаба, более тщательно продуманы и фигуры, и костюмы, и архитектура. [ 13 ]
Архитектура демонстрирует современные флорентийские стили, которые, возможно, в целом не являются неуместными для изображения города примерно в 360–415 годах. использование гротескного Примечательно орнамента на более богатых зданиях. Боттичелли настолько хорошо усвоил римский стиль, что есть подозрение, что он посещал Рим с тех пор, как Золотой дом Нерона был заново открыт около 1480 года, возможно, в священный 1500 год. ранний Флорентийский собор при крещении и Старый собор Святого Петра для освящения Папой. [ 14 ]
Духовенство носит, по сути, современную церковную одежду, в то время как большая часть мирян носит «иконографические» костюмы, древнюю одежду эпохи Возрождения, за исключением мужских шляп, а привратник, мальчики и слуги носят современную одежду с более короткими куртками. Современные элементы мужского костюма, особенно «вышитые золотом фуражки с контрастными загнутыми вверх или в форме тюрбана коронами» представителей высшего сословия, довольно устарели для 1500 года. [ 15 ]
Пигментный анализ
[ редактировать ]Две картины в Национальной галерее в Лондоне недавно были исследованы. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Пигментный анализ выявил обычные пигменты итальянского Возрождения, за исключением ультрамарина . Боттичелли использовал красное озеро и киноварь для красных одежд, азурит , свинцово-оловянно-желтый , свинцовые белила , охру и искусственный малахит (зеленый вердитер).
Происхождение
[ редактировать ]
Панели, возможно, были заказаны религиозным учреждением во Флоренции для вставки в деревянные панели вокруг комнаты. В 1827 году немецкий писатель К. Ф. фон Румор утверждал, что они произошли из Compagnia di San Zenobio, пристроенного к Флорентийскому собору . Но маловероятно, чтобы у них были какие-либо картины. [ 19 ]
Альтернативно, они могли быть предназначены для дома. Возможным покровителем был Франческо ди Заноби Джиролами (1441–1515), чей брат заказал фра Клементе Мацца «Жизнь Зенобиуса» в 1475 году. За этим рассказом внимательно следит Боттичелли на всех панелях. Семья Джиролами заявляла о своем происхождении от отца Зенобиуса, имела так называемый епископский круг и построила в его честь две часовни. Двое сыновей Франческо Джиролами поженились примерно в это же время, в 1497 и 1500 годах, и, возможно, отец дал заказ на одну из этих свадеб, вероятно, на свадьбу Заноби Джиролами в 1500 году. Это было предложено Эллен Каллманн в статье в журнале 1984. Сюжеты не типичны для искусства празднования свадьбы, но в случае с семьей Джиролами это вполне может объясняться гордостью за связь. [ 20 ]
Дрезденское панно появилось на арт-рынке в 1820-х годах и поступило в музей в 1868 году. Остальные панно поступили из коллекции Рондинелли во Флоренции примерно в 1880-х годах. [ 21 ] Нью-йоркское панно было приобретено музеем в Лондоне в 1911 году и находилось в английской коллекции. [ 22 ] и лондонские в 1924 году в Mond Bequest . [ 23 ]
Состояние
[ редактировать ]Четыре панели имеют совершенно разный внешний вид, что в прошлом заставляло некоторых ученых предполагать разное авторство. Но различия возникают из-за разной обработки, очистки и восстановления, что показывает эффект, который могут оказать разные подходы. Две лондонские панели находятся в лучшем состоянии, были очищены и отреставрированы. Панель «Нью-Йорк» находится в худшем состоянии: в прошлом ее чистили слишком агрессивно, поэтому цвета кажутся выщелоченными. До 1946 года скелеты в центральной сцене были скрыты закраской. Дрезденское панно лишь покрыто густым желтоватым лаком . [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дэвис, 108–109.
- ^ Дэвис, 108–109.
- ^ Дэвис, 108–109; Кристиансен
- ^ Кристиансен
- ^ Дэвис, 109; Дрезден, называют его Из жития святого Зенобия .
- ^ Дэвис, 109; Кристиансен, который цитирует Эттлингеров и Лайтбоуна, считает их, возможно, последними. Лайтбаун (в 1989 году) называет их вместе с «Историями Лукреции и Верджинии » «последними сохранившимися большими картинами», датируя их «около 1500–1505 годов», а истории «около 1496–1504 годов», но затем обсуждает незаконченное «Поклонение Волхвы ( «Уффици» , «ок. 1500–1505») последними, на стр.279.
- ^ Кристиансен
- ^ Дэвис, 108–109.
- ^ Дрезден
- ^ Дэвис, 109
- ^ Лайтбаун, 269–278; Кристиансен
- ^ Лайтбаун, Глава 13, особенно 266–268 и 278–279; Кристиансен
- ^ Лайтбаун, 260–269.
- ^ Лайтбаун, 278
- ^ Лайтбаун, 279
- ^ Данкертон, Дж., Рой, А. «Материалы группы флорентийских панно конца пятнадцатого века». Технический бюллетень Национальной галереи, том 17, стр. 20–31.
- ^ Сандро Боттичелли, Четыре сцены из ранней жизни святого Зиновия, ColourLex
- ^ Сандро Боттичелли, Три чудеса святого Зиновия, ColourLex
- ^ Дэвис, 109
- ^ Кристиансен. Цитирование: Эллен Каллманн. «Житие святого Зиновия Боттичелли». Art Bulletin 66 (сентябрь 1984 г.), стр. 492–96; В разделе «Литература» Кристиансена представлены превосходные краткие изложения взглядов на этот и другие вопросы, изложенные в основной современной литературе. Чекки (2005) предпочитает свадьбу 1497 года.
- ^ Дэвис, 109
- ^ Кристиансен
- ^ Дэвис, 109
- ^ Кристиансен
Ссылки
[ редактировать ]
- Кристиансен, Кейт, запись в каталоге Метрополитен-музея, 2011 г., онлайн (развернуть вкладку каталога)
- Дэвис, Мартин , Каталог ранних итальянских школ , Каталоги Национальной галереи, 1961, перепечатано в 1986 году, ISBN 0901791296
- «Дрезден», страница Дрездена (на немецком языке)
- Лайтбаун, Рональд, Сандро Боттичелли: Жизнь и работа , 1989, Темза и Гудзон