Божественная комедия в иллюстрациях Боттичелли.
Божественная комедия в иллюстрациях Боттичелли. | |
---|---|
![]() Картина Боттичелли «Карта ада» — один из дошедших до нас девяноста двух рисунков, первоначально включенных в иллюстрированную рукопись « Божественной комедии» Данте. | |
Художник | Сандро Боттичелли |
Год | середина 1480-х-середина 1490-х годов [1] |

« Божественная комедия с иллюстрациями Боттичелли» — рукопись « Божественной комедии» Данте, иллюстрированная 92 полностраничными картинами Сандро Боттичелли , которые считаются шедеврами и одними из лучших произведений художника эпохи Возрождения . Изображения в основном не выходят за рамки рисунков серебряной точкой , многие из них обработаны тушью, но четыре страницы полностью раскрашены. [1] [3] Рукопись в конечном итоге исчезла, и большая часть ее была вновь открыта в конце девятнадцатого века, будучи обнаруженной в коллекции герцога Гамильтона Густавом Фридрихом Ваагеном , а несколько других страниц были найдены в Библиотеке Ватикана . [4] Боттичелли ранее создавал рисунки, ныне утерянные, которые должны были превратиться в гравюры для печатного издания, хотя были иллюстрированы только первые девятнадцать из ста песней.
В 1882 году основная часть рукописи была добавлена в коллекцию Kupferstichkabinett Berlin (Музей гравюр и рисунков), когда директор Фридрих Липпман купил 85 рисунков Боттичелли. [4] Липпманн действовал быстро и тихо, и когда было объявлено о продаже, в британской прессе и парламенте вызвался бурный протест. [5] Вскоре после этого выяснилось, что еще восемь рисунков из той же рукописи находились в Библиотеке Ватикана . Переплетенные рисунки находились в коллекции шведской королевы Кристины , а после ее смерти в Риме в 1689 году были куплены Папой Александром VIII для коллекции Ватикана. Время разделения этих рисунков неизвестно. Карта Ада находится в коллекции Ватикана. [4]
Точное расположение текста и иллюстраций неизвестно, но вертикальное расположение — размещение страницы с иллюстрацией поверх страницы с текстом — считается учеными более эффективным способом объединения пар «текст-иллюстрация». Том, предназначенный для вертикального открытия, будет иметь ширину примерно 47 см и высоту 64 см и будет включать как текст, так и иллюстрации для каждой песни на одной странице.
Берлинские рисунки и рисунки из коллекции Ватикана были собраны вместе, впервые за столетия, на выставке, на которой были представлены все 92 из них в Берлине, Риме и лондонской Королевской академии в 2000–2001 годах. [6]
Печатное издание 1481 года.
[ редактировать ]
Рисунки в рукописи были не первыми, созданными Боттичелли для « Божественной комедии» . Он также проиллюстрировал еще одну комедию , на этот раз печатное издание с гравюрами в качестве иллюстраций, которое было опубликовано Николо ди Лоренцо делла Магна во Флоренции в 1481 году и упоминается Вазари. Ученые сходятся во мнении, что гравюры Баччо Бальдини следуют рисункам Боттичелли, хотя, к сожалению, Бальдини не смог очень эффективно передать стиль Боттичелли. [7] [8]
Попытка Боттичелли создать иллюстрации для печатной книги была беспрецедентной для ведущего художника, и хотя она, похоже, провалилась, это была роль для художников, у которых было важное будущее. [9] Вазари неодобрительно писал об издании: «Будучи софистического склада ума, он написал там комментарий к отрывку из Данте и иллюстрировал напечатанный им «Ад», потратив на него много времени, и это воздержание от работы привело к серьёзным расстройствам в его жизнь». [10] Вазари, живший в то время, когда гравюра стала гораздо более важной, чем во времена Боттичелли, никогда не воспринимал это всерьез, возможно, потому, что его собственные картины плохо продавались в репродукциях.
« Божественная комедия» состоит из 100 песней, и в печатном тексте для каждой песни осталось место для одной гравюры. Однако было выгравировано всего 19 иллюстраций, а в большинстве экземпляров книги есть только первые две или три. Первые два, а иногда и три обычно печатаются на странице книги, а последующие — на отдельных листах, которые приклеиваются на место. Это говорит о том, что изготовление гравюр отставало от печати, а более поздние иллюстрации вклеивались в фонд печатных и переплетенных книг и, возможно, продавались тем, кто уже купил книгу. К сожалению, Бальдини не был ни очень опытным, ни талантливым гравером и не смог выразить тонкость стиля Боттичелли на своих пластинах. [11] Проект мог быть сорван из-за вызова Боттичелли в Рим для участия в проекте по росписи Сикстинской капеллы . Возможно, он отсутствовал с июля 1481 года по самое позднее до мая 1482 года. [12]
Замысел и ход рукописи
[ редактировать ]
Часто думают, что рисунки Боттичелли были созданы по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи , важного покровителя художника. Писатель начала XVI века, известный как Анонимо Мальябеккьяно, говорит, что Боттичелли нарисовал Данте на пергаменте для Лоренцо, но это звучит так, как будто это законченная работа. С другой стороны, имеющиеся у нас рисунки могли быть другим набором для собственного использования и удовольствия Боттичелли, к чему пришел Рональд Лайтбаун. [14]
печатная и иллюстрированная книга быстро вытеснила традиционную и очень дорогую иллюминированную рукопись , величайшие библиофилы все еще заказывали рукописи. Хотя в последние десятилетия XV века [15] и продолжал преуспевать в следующем столетии благодаря таким художникам, как Джулио Кловио (1498–1578), возможно, последнему крупному художнику, который в основном занимался иллюстрацией рукописей.
Рисунки иллюстрируют рукопись « Божественной комедии» Данте . Вся тематическая последовательность каждой песни должна была быть проиллюстрирована собственным полностраничным рисунком Боттичелли — беспрецедентно амбициозная концепция. Обычно к XV веку на каждой иллюстрации в рамке иллюстрированного Дантеса, как и в других повествовательных произведениях, показывался один инцидент. Боттичелли сочетал эту традицию с другим, непрерывным повествованием, в котором повторяющиеся происшествия показывались, обычно без рамки и на полях под текстом. Таким образом, главные фигуры Данте, Вергилия и Беатриче часто появляются в изображении несколько раз. [16]
Есть два дополнительных рисунка: карта Ада, предшествующего Инферно , и двухстраничный рисунок Люцифера , изображающий спуск Данте и Вергилия в ад. [1] Текст пишется на оборотной стороне рисунков так, чтобы он находился на той же странице, что и следующий рисунок. Как обычно, текст был завершен до того, как были начаты иллюстрации, опуская основные заглавные буквы, которые должны были быть освещены. [3]
Точная дата создания рисунков неизвестна, но считается, что они создавались в течение нескольких лет и обнаружено стилистическое развитие. [17] Оценки различаются: начало примерно в середине 1480-х годов и последнее примерно десять лет спустя. [1] и период примерно между 1480 и 1505 годами (к этому времени Лоренцо ди Пьерфранческо уже умер). [18] Боттичелли так и не выполнил поставленную задачу. Многие изображения прорисованы не полностью, а освещение завершено только для четырех из них. Однако рисунки настолько артистичны и красивы, что их называют «центральными в художественных достижениях Боттичелли» и не менее важными, чем « Примавера ». [1] Они представляют собой большую часть сохранившихся рисунков Боттичелли. Из небольшого числа других сохранившихся листов ни один не имеет прямого отношения к сохранившимся картинам. [19]
Считается, что Боттичелли начал рисунки, по крайней мере, примерно в соответствии с последовательностью текста. Рисунок к Песне I « Ада» имеет фигуры большего масштаба, чем те, которые использовались в более поздних песнях, вплоть до конца « Чистилища» . Более ранние чертежи Инферно, как правило, наиболее завершены и наиболее подробны. [20] но песни со II по VII, XI и XIV отсутствуют, хотя, вероятно, написаны Боттичелли. У нас есть страницы с текстами последних песен « Рай» , с XXXI по XXXIII, но рисунки так и не были начаты. [21] Различная степень завершения, а также номера песен и первые строки соответствующего текста, начертанные на некоторых последовательностях страниц, но не на других, - все это усложняет понимание прогресса Боттичелли и широко обсуждается. [22]
Техника
[ редактировать ]
Каждая страница сначала рисовалась металлическим пером, поэтому линии теперь стали очень слабыми. Очевидны многочисленные изменения, которые легко внести в эту технику. Следующим этапом было пройтись по этим линиям ручкой и черными или коричневыми чернилами. Большинство страниц не выходили за рамки этих этапов, которые часто встречаются на странице вместе, и только некоторые области были закрашены. Остальные страницы еще вообще не подписаны. Только четыре страницы полностью прошли финальную стадию окраски темперой , хотя остальные окрашены частично, обычно только основные фигуры. Утверждалось, что Боттичелли или его покровитель предпочел неокрашенные рисунки и намеренно оставил остальные, но это не принимается большинством ученых. [23]
Структура и инновации
[ редактировать ]
Рукописи Боттичелли включают в себя несколько новшеств в том, как текст и изображения представлены в томе. В других подобных иллюстрированных рукописях «Ада» Данте использовалось множество иллюстраций для изображения событий, описанных в песне. Кроме того, большая часть места на странице была отдана иллюстрациям и соответствующим комментариям, тогда как текстовая часть была меньше по сравнению с ними. Поэтому одна песнь разливается на несколько страниц. Расположение текста и иллюстраций Боттичелли является инновационным, поскольку текст представлен на одной странице в четырех вертикальных колонках. [25]
Кроме того, в отличие от аналогичных произведений, в рукописи Боттичелли используется только одна иллюстрация на каждую песнь, занимающая целую страницу, представляющая единое изображение последовательности событий песни в вертикальном формате. Таким образом, читатели знают, что при переходе на новую страницу они попадают в тематическую последовательность новой песни. [25] Текст каждой песни слева направо в высокой степени соответствует [25] графическое представление, когда читатель рассматривает иллюстрацию из верхнего левого угла, а затем движется вниз. Это отражает вертикальную структуру спуска двух поэтов через девять кругов Ада. Две дополнительные иллюстрации «Карты ада» и «Люцифера» находятся за пределами этой структуры текста песни, обеспечивая тем самым элемент непрерывности, объединяющий произведение. [26] Второй рисунок Люцифера Боттичелли из « Инферно XXXIV» занимает две страницы и находится вне структуры текстовых иллюстраций, объединяя повествование серии. Он также иллюстрирует полную историю XXXIV песни «Ад» и показывает географическое положение Люцифера в аду. [13]
Боттичелли вертикально отображает наземные плоскости иллюстраций второго и третьего раундов «Ада». Хотя иллюстрации к первым трем раундам изображают разные образы, вертикальная перспектива объединяет их в единое целое. Третий тур составляют иллюстрации к песням XV, XVI и XVII, на которых изображено наказание тех, кто согрешил насилием над Богом, природой и искусством. [24]
Боттичелли использует тринадцать рисунков, чтобы проиллюстрировать восьмой круг Ада, изображая десять пропастей, через хребет спускаются Данте и Вергилий. [2]
Размеры
[ редактировать ]
Каждая страница рукописи имела высоту примерно 32 см и ширину 47 см. Поскольку текст каждой песни был написан на одной странице, а сопровождающая иллюстрация находилась на отдельной странице, расположение двух страниц в горизонтальном формате было бы непрактично, поскольку их ширина составляла бы примерно 94 сантиметра (37 дюймов). Это повлечет за собой поворот головы читателей слева направо, пытаясь соединить текстовые столбцы слева с иллюстрацией справа. Вертикальное расположение, при котором страница с иллюстрацией располагается поверх текстовой страницы, является более эффективным способом объединения пары «текст-иллюстрация»; том, предназначенный для вертикального открытия, является более вероятным сценарием для рукописи Боттичелли. Если бы переплет рукописи открывался вертикально, размеры были бы примерно 47 сантиметров (19 дюймов) в ширину и 64 сантиметра (25 дюймов) в высоту, и текст и иллюстрация помещались бы на одной странице. Это сделало бы чтение текста и просмотр рисунков каждой песни более простым и эффективным. [26]
- Чистилище Икс (10)
- Чистилище XVII
- Чистилище 31
- Песня ХХХ
- Песнь XXXI
Местоположение контента
[ редактировать ]В Ватиканской библиотеке хранится рисунок « Карты ада » и иллюстрации к песням I, IX, X, XII, XIII, XV и XVI «Ада » . Карта Ада и рисунок к песне I нарисованы на каждой стороне одного и того же пергамента из козьей шкуры . коллекция была воссоединена Рисунки, находившиеся в Берлинском музее, были разделены после войны после разделения Германии, но после воссоединения . [6] В Берлинском музее хранятся остальные сохранившиеся иллюстрации, в том числе рисунок к песни VIII. Последовательность рисунков «Инферно» для песен с XVII по песни XXX для «Парадизо» без пробелов. Страница с рисунком песни XXXI кажется пустой, а последовательность заканчивается незаконченным рисунком песни XXXII. [3]
Фильм
[ редактировать ]Фильм 2016 года «Инферно Боттичелли» основан на истории иллюстрированной рукописи.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Уоттс, Барбара Дж. (1995). «Рисунки Сандро Боттичелли к «Аду» Данте: структура повествования, топография и дизайн рукописи». Artibus et Historiae . 16 (32): 163–201. дои : 10.2307/1483567 . JSTOR 1483567 .
Даты рисунков неизвестны, но он, вероятно, начал их создавать в середине 1480-х годов и работал над ними в течение длительного периода, вероятно, до середины 1490-х годов. 4 К сожалению, он так и не завершил проект. Многие из сохранившихся рисунков не полностью закреплены пером, и только четыре из них содержат иллюминацию. 5 Тем не менее, рисунки Данте Боттичелли обладают такой дальновидностью и красотой, что, как и «Примавера», они занимают центральное место в его художественных достижениях. По всей вероятности, цикл рукописи Лоренцо ди Пьерфранческо был второй попыткой Боттичелли проиллюстрировать Данте, первой из которых были эскизы к «Флорентийской комедии», опубликованной Николо ди Лоренцо делла Магна в 1481 году (рис. 2]. 6 Гравюры «Адов» I–XIX, напечатанные для этого издания, долгое время приписывались Баччо Бальдини, который, по словам Вазари, не имел изобретательности и в своих рисунках полагался исключительно на Боттичелли. 7 Сходство между этими гравюрами и рисунками Боттичелли «Инферно» подтверждает предположение, что Боттичелли создал рисунки, которые использовал Бальдини. Если да, то гравюры имеют особое значение, поскольку они дают представление о том, как выглядели утраченные рисунки Inferno II-VIII и XIV.
- ^ Перейти обратно: а б Уоттс, Барбара Дж. (1995). «Рисунки Сандро Боттичелли к «Аду» Данте: структура повествования, топография и дизайн рукописи». Artibus et Historiae . 16 (32): 182. дои : 10.2307/1483567 . JSTOR 1483567 .
Восьмой круг состоит из серии из десяти нисходящих пропастей (Малеболге), которые Данте и Вергилий пересекают непрерывным гребнем, простирающимся от вершины до низа круга (XVIII: 14–18).46 В тринадцатом круге иллюстраций к этому кругу, Боттичелли последовательно помещал эти понты в правой части композиции, нарушая рисунок только тогда, когда этого требовало повествование или при повторной передаче пропасти [XVIII-XXXI, рис. 17–27].
- ^ Перейти обратно: а б с Липпманн, Ф. (1896). Рисунки Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте . Лоуренс и Буллен Лондон. п. 16 .
Не только общий характер этих рисунков сразу наводит на мысль о Боттичелли, но внимательное изучение их деталей подтверждает мнение, что они целиком выполнены им. Мы осознаём во всём специфику его искусства, выраженную в его лучших картинах, [...]
- ^ Перейти обратно: а б с Липпманн, Ф. (1896). Рисунки Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте . Лоуренс и Буллен Лондон. п. 15 .
В берлинской группе 88 листов, из них 85 иллюстрированных. Они были в переплете XVIII века. Ватиканская группа — это 8 рисунков на 7 листах; вводная карта Ада находится на том же листе, что и первая иллюстрация к Песне 1, на оборотной стороне.
- ^ Хавели, Р.Н., Британская публика Данте: читатели и тексты от четырнадцатого века до наших дней , стр. 244–259, 2014, Oxford University Press, ISBN 0199212449 , 9780199212446, книги Google
- ^ Перейти обратно: а б Найджел Рейнольдс (7 сентября 2000 г.). «Королевская академия выигрывает битву над Боттичеллисом» . Дейли Телеграф.
- ^ Лайтбаун, стр. 86-89.
- ^ Липпманн, Ф. (1896). Рисунки Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте . Лоуренс и Буллен Лондон. п. 20 .
Весьма вероятно, что Боттичелли начал рисовать Данте еще до того, как отправился в Рим в 1481 году. Вазари говорит, что «он проиллюстрировал «Ад» и приказал напечатать его». Теперь у нас есть издание «Божественной комедии», напечатанное во Флоренции в 1481 году, в котором «Ад» иллюстрирован девятнадцатью небольшими гравюрами. Сходство между этими пластинами и рисунками Боттичелли безошибочно. Это издание, вышедшее под руководством Кристофора Ландино и снабженное его комментариями к стихотворению*, первоначально предлагалось иллюстрировать повсюду гравюрами.
- ^ Ландау, 35, 38
- ^ Вазари, 152.
- ^ Лайтбаун, 89; Ландау, 108; Демпси
- ^ Лайтбаун, 90, 94.
- ^ Перейти обратно: а б Уоттс, Барбара Дж. (1995). «Рисунки Сандро Боттичелли к «Аду» Данте: структура повествования, топография и дизайн рукописи». Artibus et Historiae . 16 (32): 193. дои : 10.2307/1483567 . JSTOR 1483567 .
- ^ Лайтбаун, 282
- ^ Эттлингерс, 178-179.
- ^ Эттлингерс, 178–179; Лайтбаун, 294
- ^ Лайтбаун, 282, 290
- ^ Лайтбаун, 282–290, 295.
- ^ Лайтбаун, 296
- ^ Лайтбаун, 290
- ^ Лайтбаун, 280
- ^ Лайтбаун, 280-296.
- ^ Лайтбаун, 282; Эттлингерс, 179
- ^ Перейти обратно: а б Уоттс, Барбара Дж. (1995). «Рисунки Сандро Боттичелли к «Аду» Данте: структура повествования, топография и дизайн рукописи». Artibus et Historiae . 16 (32): 180. дои : 10.2307/1483567 . JSTOR 1483567 .
Эта формула сохраняется и в дошедших до нас иллюстрациях третьего круга, где наказываются насильники против Бога, природы и искусства [XV-XVII, рис. 14–16. [...] страница. Вертикально отображая плоскости второго и третьего раундов, Боттичелли связал свои иллюстрации с иллюстрациями первого раунда, в котором пространство фактически перпендикулярно.
- ^ Перейти обратно: а б с Уоттс, Барбара Дж. (1995). «Рисунки Сандро Боттичелли к «Аду» Данте: структура повествования, топография и дизайн рукописи». Artibus et Historiae . 16 (32): 195–197. дои : 10.2307/1483567 . JSTOR 1483567 .
- ^ Перейти обратно: а б Уоттс, Барбара Дж. (1995). «Рисунки Сандро Боттичелли к «Аду» Данте: структура повествования, топография и дизайн рукописи». Artibus et Historiae . 16 (32): 198. дои : 10.2307/1483567 . JSTOR 1483567 .
Отсюда шаг к тому, который открывается вертикально, почти неизбежен, когда практические и эстетические соображения сочетаются с характером иллюстраций Боттичелли и содержанием поэмы Данте. Рукопись в традиционном переплете, состоящая из листов размером более 32 см. высокий и более 47 см. широкий, в открытом состоянии будет иметь ширину не менее 94 см. [...] Рукопись, переплетенная так, чтобы открываться вертикально, не имела бы ни одного из вышеупомянутых недостатков. В открытом состоянии его длина составит примерно 64 см. в росте и всего 47 см. в поперечнике, более управляемый размер. Благодаря тексту ниже и освещению вверху текст будет легко читать, а иллюстрация будет под рукой для детального изучения [...] Таким образом, этот рисунок объединяет серию: космографический план Ада, представленный на его первом изображении. завершается в последнем, что, в свою очередь, обеспечивает географический мост к горе Чистилище и второй этап путешествия Данте. Эта связь между первым и последним изображениями «Ада» подтверждает целостный план рукописи, план, основанный на изобразительном цикле рукописи.
Ссылки
[ редактировать ]- Демпси, Чарльз, «Боттичелли, Сандро», Grove Art Online , Oxford Art Online. Издательство Оксфордского университета. Веб. 15 мая. 2017. требуется подписка
- «Эттлингерс»: Леопольд Эттлингер с Хелен С. Эттлингер, Боттичелли , 1976, Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN 0500201536
- Ландау, Дэвид, в Ландау, Дэвид и Паршалл, Питер. Печать эпохи Возрождения , Йель, 1996 г., ISBN 0300068832
- Лайтбаун, Рональд, Сандро Боттичелли: Жизнь и работа , 1989, Темза и Гудзон
- Вазари , избранное и изд. Джордж Булл, Художники эпохи Возрождения , Penguin, 1965 (номера страниц из издания BCA, 1979). Вазари Жизнь онлайн (в другом переводе)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джентиле, Себастьяно (том 1) и Шульце Альткаппенберг, Генрих-Томас, Сандро Боттичелли: художник Божественной комедии , в 2 томах (факсимиле с научными введениями), 2000, Скира (том 1), Scuderie Papali al Quirinale и Королевская академия искусств. Искусство (том 2)
- Плаццотта, К. (2001). Рецензия: «Боттичелли и Данте: Берлин, Рим и Лондон», The Burlington Magazine , 143 (1177), 239–241. ДЖСТОР
- Шульце Альткаппенберг, Генрих-Томас, Сандро Боттичелли: Рисунки к «Божественной комедии Данте» , 2000, Королевская академия / Гарри Н. Абрамс, каталог к выставке, ISBN 0810966336 , 9780810966338
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с иллюстрациями Сандро Боттичелли к «Божественной комедии», на Викискладе?