Jump to content

Божественная комедия в иллюстрациях Боттичелли.

Божественная комедия в иллюстрациях Боттичелли.
Картина Боттичелли «Карта ада» — один из дошедших до нас девяноста двух рисунков, первоначально включенных в иллюстрированную рукопись « Божественной комедии» Данте.
Художник Сандро Боттичелли
Год середина 1480-х-середина 1490-х годов [1]
Песнь XVIII, часть 8-го круга Ада. Данте и Вергилий показаны по 6 раз, спускающиеся через 10 пропастей круга по гребню. Одна из четырех полностью цветных страниц. [2]

« Божественная комедия с иллюстрациями Боттичелли» — рукопись « Божественной комедии» Данте, иллюстрированная 92 полностраничными картинами Сандро Боттичелли , которые считаются шедеврами и одними из лучших произведений художника эпохи Возрождения . Изображения в основном не выходят за рамки рисунков серебряной точкой , многие из них обработаны тушью, но четыре страницы полностью раскрашены. [1] [3] Рукопись в конечном итоге исчезла, и большая часть ее была вновь открыта в конце девятнадцатого века, будучи обнаруженной в коллекции герцога Гамильтона Густавом Фридрихом Ваагеном , а несколько других страниц были найдены в Библиотеке Ватикана . [4] Боттичелли ранее создавал рисунки, ныне утерянные, которые должны были превратиться в гравюры для печатного издания, хотя были иллюстрированы только первые девятнадцать из ста песней.

В 1882 году основная часть рукописи была добавлена ​​в коллекцию Kupferstichkabinett Berlin (Музей гравюр и рисунков), когда директор Фридрих Липпман купил 85 рисунков Боттичелли. [4] Липпманн действовал быстро и тихо, и когда было объявлено о продаже, в британской прессе и парламенте вызвался бурный протест. [5] Вскоре после этого выяснилось, что еще восемь рисунков из той же рукописи находились в Библиотеке Ватикана . Переплетенные рисунки находились в коллекции шведской королевы Кристины , а после ее смерти в Риме в 1689 году были куплены Папой Александром VIII для коллекции Ватикана. Время разделения этих рисунков неизвестно. Карта Ада находится в коллекции Ватикана. [4]

Точное расположение текста и иллюстраций неизвестно, но вертикальное расположение — размещение страницы с иллюстрацией поверх страницы с текстом — считается учеными более эффективным способом объединения пар «текст-иллюстрация». Том, предназначенный для вертикального открытия, будет иметь ширину примерно 47 см и высоту 64 см и будет включать как текст, так и иллюстрации для каждой песни на одной странице.

Берлинские рисунки и рисунки из коллекции Ватикана были собраны вместе, впервые за столетия, на выставке, на которой были представлены все 92 из них в Берлине, Риме и лондонской Королевской академии в 2000–2001 годах. [6]

Печатное издание 1481 года.

[ редактировать ]
Гравюра Бальдини по Боттичелли из книги 1481 года.

Рисунки в рукописи были не первыми, созданными Боттичелли для « Божественной комедии» . Он также проиллюстрировал еще одну комедию , на этот раз печатное издание с гравюрами в качестве иллюстраций, которое было опубликовано Николо ди Лоренцо делла Магна во Флоренции в 1481 году и упоминается Вазари. Ученые сходятся во мнении, что гравюры Баччо Бальдини следуют рисункам Боттичелли, хотя, к сожалению, Бальдини не смог очень эффективно передать стиль Боттичелли. [7] [8]

Попытка Боттичелли создать иллюстрации для печатной книги была беспрецедентной для ведущего художника, и хотя она, похоже, провалилась, это была роль для художников, у которых было важное будущее. [9] Вазари неодобрительно писал об издании: «Будучи софистического склада ума, он написал там комментарий к отрывку из Данте и иллюстрировал напечатанный им «Ад», потратив на него много времени, и это воздержание от работы привело к серьёзным расстройствам в его жизнь». [10] Вазари, живший в то время, когда гравюра стала гораздо более важной, чем во времена Боттичелли, никогда не воспринимал это всерьез, возможно, потому, что его собственные картины плохо продавались в репродукциях.

« Божественная комедия» состоит из 100 песней, и в печатном тексте для каждой песни осталось место для одной гравюры. Однако было выгравировано всего 19 иллюстраций, а в большинстве экземпляров книги есть только первые две или три. Первые два, а иногда и три обычно печатаются на странице книги, а последующие — на отдельных листах, которые приклеиваются на место. Это говорит о том, что изготовление гравюр отставало от печати, а более поздние иллюстрации вклеивались в фонд печатных и переплетенных книг и, возможно, продавались тем, кто уже купил книгу. К сожалению, Бальдини не был ни очень опытным, ни талантливым гравером и не смог выразить тонкость стиля Боттичелли на своих пластинах. [11] Проект мог быть сорван из-за вызова Боттичелли в Рим для участия в проекте по росписи Сикстинской капеллы . Возможно, он отсутствовал с июля 1481 года по самое позднее до мая 1482 года. [12]

Замысел и ход рукописи

[ редактировать ]
Второй рисунок Люцифера Боттичелли из «Ада XXXIV». Изображение Люцифера занимает две страницы и находится вне структуры текста-иллюстрации, объединяя повествование сериала. Он также иллюстрирует полную историю XXXIV песни «Ад» и показывает географическое положение Люцифера в аду. [13]

Часто думают, что рисунки Боттичелли были созданы по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи , важного покровителя художника. Писатель начала XVI века, известный как Анонимо Мальябеккьяно, говорит, что Боттичелли нарисовал Данте на пергаменте для Лоренцо, но это звучит так, как будто это законченная работа. С другой стороны, имеющиеся у нас рисунки могли быть другим набором для собственного использования и удовольствия Боттичелли, к чему пришел Рональд Лайтбаун. [14]

печатная и иллюстрированная книга быстро вытеснила традиционную и очень дорогую иллюминированную рукопись , величайшие библиофилы все еще заказывали рукописи. Хотя в последние десятилетия XV века [15] и продолжал преуспевать в следующем столетии благодаря таким художникам, как Джулио Кловио (1498–1578), возможно, последнему крупному художнику, который в основном занимался иллюстрацией рукописей.

Рисунки иллюстрируют рукопись « Божественной комедии» Данте . Вся тематическая последовательность каждой песни должна была быть проиллюстрирована собственным полностраничным рисунком Боттичелли — беспрецедентно амбициозная концепция. Обычно к XV веку на каждой иллюстрации в рамке иллюстрированного Дантеса, как и в других повествовательных произведениях, показывался один инцидент. Боттичелли сочетал эту традицию с другим, непрерывным повествованием, в котором повторяющиеся происшествия показывались, обычно без рамки и на полях под текстом. Таким образом, главные фигуры Данте, Вергилия и Беатриче часто появляются в изображении несколько раз. [16]

Есть два дополнительных рисунка: карта Ада, предшествующего Инферно , и двухстраничный рисунок Люцифера , изображающий спуск Данте и Вергилия в ад. [1] Текст пишется на оборотной стороне рисунков так, чтобы он находился на той же странице, что и следующий рисунок. Как обычно, текст был завершен до того, как были начаты иллюстрации, опуская основные заглавные буквы, которые должны были быть освещены. [3]

Точная дата создания рисунков неизвестна, но считается, что они создавались в течение нескольких лет и обнаружено стилистическое развитие. [17] Оценки различаются: начало примерно в середине 1480-х годов и последнее примерно десять лет спустя. [1] и период примерно между 1480 и 1505 годами (к этому времени Лоренцо ди Пьерфранческо уже умер). [18] Боттичелли так и не выполнил поставленную задачу. Многие изображения прорисованы не полностью, а освещение завершено только для четырех из них. Однако рисунки настолько артистичны и красивы, что их называют «центральными в художественных достижениях Боттичелли» и не менее важными, чем « Примавера ». [1] Они представляют собой большую часть сохранившихся рисунков Боттичелли. Из небольшого числа других сохранившихся листов ни один не имеет прямого отношения к сохранившимся картинам. [19]

Считается, что Боттичелли начал рисунки, по крайней мере, примерно в соответствии с последовательностью текста. Рисунок к Песне I « Ада» имеет фигуры большего масштаба, чем те, которые использовались в более поздних песнях, вплоть до конца « Чистилища» . Более ранние чертежи Инферно, как правило, наиболее завершены и наиболее подробны. [20] но песни со II по VII, XI и XIV отсутствуют, хотя, вероятно, написаны Боттичелли. У нас есть страницы с текстами последних песен « Рай» , с XXXI по XXXIII, но рисунки так и не были начаты. [21] Различная степень завершения, а также номера песен и первые строки соответствующего текста, начертанные на некоторых последовательностях страниц, но не на других, - все это усложняет понимание прогресса Боттичелли и широко обсуждается. [22]

Рай, Песнь XXX. Растительность и маленькие фигурки слева от тропы закрашены; справа Silverpoint . пройден только этап

Каждая страница сначала рисовалась металлическим пером, поэтому линии теперь стали очень слабыми. Очевидны многочисленные изменения, которые легко внести в эту технику. Следующим этапом было пройтись по этим линиям ручкой и черными или коричневыми чернилами. Большинство страниц не выходили за рамки этих этапов, которые часто встречаются на странице вместе, и только некоторые области были закрашены. Остальные страницы еще вообще не подписаны. Только четыре страницы полностью прошли финальную стадию окраски темперой , хотя остальные окрашены частично, обычно только основные фигуры. Утверждалось, что Боттичелли или его покровитель предпочел неокрашенные рисунки и намеренно оставил остальные, но это не принимается большинством ученых. [23]

Структура и инновации

[ редактировать ]
Иллюстрация к песне XV является частью третьего раунда «Ада» и изображает наказание тех, кто жестоко действовал против Бога, природы и искусства. [24]

Рукописи Боттичелли включают в себя несколько новшеств в том, как текст и изображения представлены в томе. В других подобных иллюстрированных рукописях «Ада» Данте использовалось множество иллюстраций для изображения событий, описанных в песне. Кроме того, большая часть места на странице была отдана иллюстрациям и соответствующим комментариям, тогда как текстовая часть была меньше по сравнению с ними. Поэтому одна песнь разливается на несколько страниц. Расположение текста и иллюстраций Боттичелли является инновационным, поскольку текст представлен на одной странице в четырех вертикальных колонках. [25]

Кроме того, в отличие от аналогичных произведений, в рукописи Боттичелли используется только одна иллюстрация на каждую песнь, занимающая целую страницу, представляющая единое изображение последовательности событий песни в вертикальном формате. Таким образом, читатели знают, что при переходе на новую страницу они попадают в тематическую последовательность новой песни. [25] Текст каждой песни слева направо в высокой степени соответствует [25] графическое представление, когда читатель рассматривает иллюстрацию из верхнего левого угла, а затем движется вниз. Это отражает вертикальную структуру спуска двух поэтов через девять кругов Ада. Две дополнительные иллюстрации «Карты ада» и «Люцифера» находятся за пределами этой структуры текста песни, обеспечивая тем самым элемент непрерывности, объединяющий произведение. [26] Второй рисунок Люцифера Боттичелли из « Инферно XXXIV» занимает две страницы и находится вне структуры текстовых иллюстраций, объединяя повествование серии. Он также иллюстрирует полную историю XXXIV песни «Ад» и показывает географическое положение Люцифера в аду. [13]

Боттичелли вертикально отображает наземные плоскости иллюстраций второго и третьего раундов «Ада». Хотя иллюстрации к первым трем раундам изображают разные образы, вертикальная перспектива объединяет их в единое целое. Третий тур составляют иллюстрации к песням XV, XVI и XVII, на которых изображено наказание тех, кто согрешил насилием над Богом, природой и искусством. [24]

Боттичелли использует тринадцать рисунков, чтобы проиллюстрировать восьмой круг Ада, изображая десять пропастей, через хребет спускаются Данте и Вергилий. [2]

Inferno X, в котором окрашены только Данте (красный) и Вергилий (синий).

Каждая страница рукописи имела высоту примерно 32 см и ширину 47 см. Поскольку текст каждой песни был написан на одной странице, а сопровождающая иллюстрация находилась на отдельной странице, расположение двух страниц в горизонтальном формате было бы непрактично, поскольку их ширина составляла бы примерно 94 сантиметра (37 дюймов). Это повлечет за собой поворот головы читателей слева направо, пытаясь соединить текстовые столбцы слева с иллюстрацией справа. Вертикальное расположение, при котором страница с иллюстрацией располагается поверх текстовой страницы, является более эффективным способом объединения пары «текст-иллюстрация»; том, предназначенный для вертикального открытия, является более вероятным сценарием для рукописи Боттичелли. Если бы переплет рукописи открывался вертикально, размеры были бы примерно 47 сантиметров (19 дюймов) в ширину и 64 сантиметра (25 дюймов) в высоту, и текст и иллюстрация помещались бы на одной странице. Это сделало бы чтение текста и просмотр рисунков каждой песни более простым и эффективным. [26]

Местоположение контента

[ редактировать ]

В Ватиканской библиотеке хранится рисунок « Карты ада » и иллюстрации к песням I, IX, X, XII, XIII, XV и XVI «Ада » . Карта Ада и рисунок к песне I нарисованы на каждой стороне одного и того же пергамента из козьей шкуры . коллекция была воссоединена Рисунки, находившиеся в Берлинском музее, были разделены после войны после разделения Германии, но после воссоединения . [6] В Берлинском музее хранятся остальные сохранившиеся иллюстрации, в том числе рисунок к песни VIII. Последовательность рисунков «Инферно» для песен с XVII по песни XXX для «Парадизо» без пробелов. Страница с рисунком песни XXXI кажется пустой, а последовательность заканчивается незаконченным рисунком песни XXXII. [3]

Фильм 2016 года «Инферно Боттичелли» основан на истории иллюстрированной рукописи.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Уоттс, Барбара Дж. (1995). «Рисунки Сандро Боттичелли к «Аду» Данте: структура повествования, топография и дизайн рукописи». Artibus et Historiae . 16 (32): 163–201. дои : 10.2307/1483567 . JSTOR   1483567 . Даты рисунков неизвестны, но он, вероятно, начал их создавать в середине 1480-х годов и работал над ними в течение длительного периода, вероятно, до середины 1490-х годов. 4 К сожалению, он так и не завершил проект. Многие из сохранившихся рисунков не полностью закреплены пером, и только четыре из них содержат иллюминацию. 5 Тем не менее, рисунки Данте Боттичелли обладают такой дальновидностью и красотой, что, как и «Примавера», они занимают центральное место в его художественных достижениях. По всей вероятности, цикл рукописи Лоренцо ди Пьерфранческо был второй попыткой Боттичелли проиллюстрировать Данте, первой из которых были эскизы к «Флорентийской комедии», опубликованной Николо ди Лоренцо делла Магна в 1481 году (рис. 2]. 6 Гравюры «Адов» I–XIX, напечатанные для этого издания, долгое время приписывались Баччо Бальдини, который, по словам Вазари, не имел изобретательности и в своих рисунках полагался исключительно на Боттичелли. 7 Сходство между этими гравюрами и рисунками Боттичелли «Инферно» подтверждает предположение, что Боттичелли создал рисунки, которые использовал Бальдини. Если да, то гравюры имеют особое значение, поскольку они дают представление о том, как выглядели утраченные рисунки Inferno II-VIII и XIV.
  2. ^ Перейти обратно: а б Уоттс, Барбара Дж. (1995). «Рисунки Сандро Боттичелли к «Аду» Данте: структура повествования, топография и дизайн рукописи». Artibus et Historiae . 16 (32): 182. дои : 10.2307/1483567 . JSTOR   1483567 . Восьмой круг состоит из серии из десяти нисходящих пропастей (Малеболге), которые Данте и Вергилий пересекают непрерывным гребнем, простирающимся от вершины до низа круга (XVIII: 14–18).46 В тринадцатом круге иллюстраций к этому кругу, Боттичелли последовательно помещал эти понты в правой части композиции, нарушая рисунок только тогда, когда этого требовало повествование или при повторной передаче пропасти [XVIII-XXXI, рис. 17–27].
  3. ^ Перейти обратно: а б с Липпманн, Ф. (1896). Рисунки Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте . Лоуренс и Буллен Лондон. п. 16 . Не только общий характер этих рисунков сразу наводит на мысль о Боттичелли, но внимательное изучение их деталей подтверждает мнение, что они целиком выполнены им. Мы осознаём во всём специфику его искусства, выраженную в его лучших картинах, [...]
  4. ^ Перейти обратно: а б с Липпманн, Ф. (1896). Рисунки Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте . Лоуренс и Буллен Лондон. п. 15 . В берлинской группе 88 листов, из них 85 иллюстрированных. Они были в переплете XVIII века. Ватиканская группа — это 8 рисунков на 7 листах; вводная карта Ада находится на том же листе, что и первая иллюстрация к Песне 1, на оборотной стороне.
  5. ^ Хавели, Р.Н., Британская публика Данте: читатели и тексты от четырнадцатого века до наших дней , стр. 244–259, 2014, Oxford University Press, ISBN   0199212449 , 9780199212446, книги Google
  6. ^ Перейти обратно: а б Найджел Рейнольдс (7 сентября 2000 г.). «Королевская академия выигрывает битву над Боттичеллисом» . Дейли Телеграф.
  7. ^ Лайтбаун, стр. 86-89.
  8. ^ Липпманн, Ф. (1896). Рисунки Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте . Лоуренс и Буллен Лондон. п. 20 . Весьма вероятно, что Боттичелли начал рисовать Данте еще до того, как отправился в Рим в 1481 году. Вазари говорит, что «он проиллюстрировал «Ад» и приказал напечатать его». Теперь у нас есть издание «Божественной комедии», напечатанное во Флоренции в 1481 году, в котором «Ад» иллюстрирован девятнадцатью небольшими гравюрами. Сходство между этими пластинами и рисунками Боттичелли безошибочно. Это издание, вышедшее под руководством Кристофора Ландино и снабженное его комментариями к стихотворению*, первоначально предлагалось иллюстрировать повсюду гравюрами.
  9. ^ Ландау, 35, 38
  10. ^ Вазари, 152.
  11. ^ Лайтбаун, 89; Ландау, 108; Демпси
  12. ^ Лайтбаун, 90, 94.
  13. ^ Перейти обратно: а б Уоттс, Барбара Дж. (1995). «Рисунки Сандро Боттичелли к «Аду» Данте: структура повествования, топография и дизайн рукописи». Artibus et Historiae . 16 (32): 193. дои : 10.2307/1483567 . JSTOR   1483567 .
  14. ^ Лайтбаун, 282
  15. ^ Эттлингерс, 178-179.
  16. ^ Эттлингерс, 178–179; Лайтбаун, 294
  17. ^ Лайтбаун, 282, 290
  18. ^ Лайтбаун, 282–290, 295.
  19. ^ Лайтбаун, 296
  20. ^ Лайтбаун, 290
  21. ^ Лайтбаун, 280
  22. ^ Лайтбаун, 280-296.
  23. ^ Лайтбаун, 282; Эттлингерс, 179
  24. ^ Перейти обратно: а б Уоттс, Барбара Дж. (1995). «Рисунки Сандро Боттичелли к «Аду» Данте: структура повествования, топография и дизайн рукописи». Artibus et Historiae . 16 (32): 180. дои : 10.2307/1483567 . JSTOR   1483567 . Эта формула сохраняется и в дошедших до нас иллюстрациях третьего круга, где наказываются насильники против Бога, природы и искусства [XV-XVII, рис. 14–16. [...] страница. Вертикально отображая плоскости второго и третьего раундов, Боттичелли связал свои иллюстрации с иллюстрациями первого раунда, в котором пространство фактически перпендикулярно.
  25. ^ Перейти обратно: а б с Уоттс, Барбара Дж. (1995). «Рисунки Сандро Боттичелли к «Аду» Данте: структура повествования, топография и дизайн рукописи». Artibus et Historiae . 16 (32): 195–197. дои : 10.2307/1483567 . JSTOR   1483567 .
  26. ^ Перейти обратно: а б Уоттс, Барбара Дж. (1995). «Рисунки Сандро Боттичелли к «Аду» Данте: структура повествования, топография и дизайн рукописи». Artibus et Historiae . 16 (32): 198. дои : 10.2307/1483567 . JSTOR   1483567 . Отсюда шаг к тому, который открывается вертикально, почти неизбежен, когда практические и эстетические соображения сочетаются с характером иллюстраций Боттичелли и содержанием поэмы Данте. Рукопись в традиционном переплете, состоящая из листов размером более 32 см. высокий и более 47 см. широкий, в открытом состоянии будет иметь ширину не менее 94 см. [...] Рукопись, переплетенная так, чтобы открываться вертикально, не имела бы ни одного из вышеупомянутых недостатков. В открытом состоянии его длина составит примерно 64 см. в росте и всего 47 см. в поперечнике, более управляемый размер. Благодаря тексту ниже и освещению вверху текст будет легко читать, а иллюстрация будет под рукой для детального изучения [...] Таким образом, этот рисунок объединяет серию: космографический план Ада, представленный на его первом изображении. завершается в последнем, что, в свою очередь, обеспечивает географический мост к горе Чистилище и второй этап путешествия Данте. Эта связь между первым и последним изображениями «Ада» подтверждает целостный план рукописи, план, основанный на изобразительном цикле рукописи.
  • Демпси, Чарльз, «Боттичелли, Сандро», Grove Art Online , Oxford Art Online. Издательство Оксфордского университета. Веб. 15 мая. 2017. требуется подписка
  • «Эттлингерс»: Леопольд Эттлингер с Хелен С. Эттлингер, Боттичелли , 1976, Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN   0500201536
  • Ландау, Дэвид, в Ландау, Дэвид и Паршалл, Питер. Печать эпохи Возрождения , Йель, 1996 г., ISBN   0300068832
  • Лайтбаун, Рональд, Сандро Боттичелли: Жизнь и работа , 1989, Темза и Гудзон
  • Вазари , избранное и изд. Джордж Булл, Художники эпохи Возрождения , Penguin, 1965 (номера страниц из издания BCA, 1979). Вазари Жизнь онлайн (в другом переводе)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Джентиле, Себастьяно (том 1) и Шульце Альткаппенберг, Генрих-Томас, Сандро Боттичелли: художник Божественной комедии , в 2 томах (факсимиле с научными введениями), 2000, Скира (том 1), Scuderie Papali al Quirinale и Королевская академия искусств. Искусство (том 2)
  • Плаццотта, К. (2001). Рецензия: «Боттичелли и Данте: Берлин, Рим и Лондон», The Burlington Magazine , 143 (1177), 239–241. ДЖСТОР
  • Шульце Альткаппенберг, Генрих-Томас, Сандро Боттичелли: Рисунки к «Божественной комедии Данте» , 2000, Королевская академия / Гарри Н. Абрамс, каталог к ​​выставке, ISBN   0810966336 , 9780810966338
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a1c78237d9dda6fd7e1da1f9426f4e8c__1714827660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/8c/a1c78237d9dda6fd7e1da1f9426f4e8c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Divine Comedy Illustrated by Botticelli - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)