Франческа из Римини

Франческа из Римини [а] или Франческа да Полента [а] (умер между 1283 и 1286 годами) [1] средневековая дворянка из Равенны , убитая своим мужем Джованни Малатестой после того, как он обнаружил ее роман со своим братом Паоло Малатестой . Она была современницей Данте Алигьери , который изобразил ее персонажем « Божественной комедии» .
Жизнь и смерть
[ редактировать ]Дочь Гвидо I да Поленты из Равенны , Франческа была выдана замуж примерно в 1275 году за храброго, но искалеченного Джованни Малатеста (также называемого Джанчотто или «Джованни Хромой»), сына Малатесты да Веруккьо , сеньора Римини . [2] Брак был политическим; Гвидо находился в состоянии войны с семьей Малатеста , и брак его дочери с Джованни был способом обеспечить мир, достигнутый путем переговоров между семьями Малатеста и Полента . Находясь в Римини , она влюбилась в младшего брата Джованни, Паоло . Хотя Паоло тоже был женат, им удавалось поддерживать роман около десяти лет, пока Джованни в конце концов не застал их врасплох в спальне Франчески где-то между 1283 и 1286 годами, убив их обоих. [3] [4]
Данте В «Божественной комедии»
[ редактировать ]
Франческа появляется как персонаж в «Аде» Данте , первой части « Божественной комедии» , где она — первая душа, проклятая в настоящем аду, которой была предоставлена существенная говорящая роль. Свидетельства и осуждение Франчески являются первым историческим свидетельством о ней, закладывающим основу для ее памяти и наследия. [5] Знания Данте о Франческе, скорее всего, произошли от ее племянника, Гвидо Новелло да Полента , который в конце его жизни был хозяином Данте в Равенне. [6]
В Inferno 5 Данте и Вирджил встречают Франческу и ее возлюбленного Паоло во втором круге ада , предназначенном для похотливых. Супруги подвергаются сильным ветрам так же, как они позволили своим страстям унести себя. Данте приближается к Франческе и Паоло. Франческа рассказывает их историю, пока Паоло плачет на заднем плане. Она сначала представляется не по имени, а по городу, в котором родилась; Самоассоциация Франчески с землей предполагает добровольное отстранение от своей личности и самообъективацию. [ нужна ссылка ]
Осуждение Данте Франчески проистекает из ее полного отказа от свободы воли. В своей убедительной речи к Данте Франческа обвиняет любовь в виновнике ее греха. Франческа объясняет, что Паоло полюбил ее первым, и описывает, как «Любовь, быстро возгорающаяся в благородном сердце, схватила этого прекрасного человека, которого отобрали у меня; и эта манера до сих пор меня ранит». [7] Она изображает себя пассивным агентом, поддавшимся любви Паоло к ней. Описание Франческой любви, «схватившей» ее, подразумевает, что она считает себя беспомощной жертвой своих обстоятельств. Она продолжает: «Любовь, которая не прощает никому из любимых ответной любви, так сильно схватила меня за свою красоту, что, как видите, она до сих пор не покидает меня». [8] Здесь она утверждает, что ее ответ на привязанность Паоло был продиктован самой «Любовью», а не настоящей любовью, пришедшей изнутри. И снова она изображает себя пассивной жертвой, отказывающейся признавать свою собственную свободу действий. Наконец, Франческа объясняет, что «Любовь привела нас к одной смерти». [9] Франческа не берет на себя ответственность ни за происхождение, ни за последствия своего романа.
Также важно подчеркнуть, что измена Франчески и Паоло стала возможной благодаря литературе. Отношения Франчески и Паоло начались невинно, когда они читали рассказ о Ланселоте дю Лаке . Франческа рассказывает Данте, что ее «поцеловал такой великий любовник, что он, который никогда не разлучится со мной, поцеловал меня в губы, весь дрожа. Галеотто был книгой, и он написал ее: в тот день мы больше там не читали». [10] Опять же, Франческа называет себя пассивным объектом и придает свободу действий литературе, которую она читает. По иронии судьбы, если бы Паоло и Франческа закончили читать, они бы узнали, что измена Гвиниверы и Ланселота в конечном итоге разрушает короля Артура королевство .
Литературное изображение Франчески Данте позволяет ей стать подходящим примером моральной свободы воли. Данте изображает Франческу сострадательно и придает ей властный и убедительный голос. Франческу «никогда активно не перебивает какой-либо авторитетный мужской голос, будь то голос паломника, рассказчика или, что немаловажно, ее возлюбленного, молча присутствующего на месте свидетельских показаний». [11] Кроме того, убедительная сила Франчески проистекает из ее языка, который перекликается с языком любовной поэзии, особенно из ранних стихов Данте. Таким образом, Франческа становится отражением самого Данте. В конце показаний Франчески Данте теряет сознание и «падает, как падает мертвец». [12] Символическая смерть паломника соответствует подчинению Франчески своим желаниям. Франческа становится «аватаром личности, принадлежавшей Данте». [13] Обучение на ошибках Франчески позволяет паломнику исправить свои отношения с литературой. Хотя Данте осуждает Франческу, его сострадательное литературное изображение придает ей достоинство и историческое значение, которых она была лишена в реальной жизни. Другими словами, ее историческое наследие выходит за рамки ее литературного осуждения.
- Произведения искусства, вдохновленные сценой «Инферно»
- Генри Фюзели : Данте, наблюдающий за парящими душами Паоло и Франчески , перо и тушь, ок. 1800 г.
- Джозеф Антон Кох : Данте и Вергилий во втором круге ада , бумага, перо, тушь и акварель, 1823 г.
- Джузеппе Фраскьери : Данте и Виргилий встречаются с Паоло и Франческой , холст, масло, 1846 г. (Civica Galleria d'Arte Moderna, Савона)
- Джозеф Ноэль Патон : Данте, размышляющий над эпизодом Франчески да Римини и Паоло Малатеста , холст, масло, 1852 ( Художественный музей Бери )
- Гюстав Доре : Души Паоло и Франчески , гравюра на дереве, 1857 г.
- Гюстав Доре : Души Паоло и Франчески , холст, масло, 1863 г.
- Джордж Фредерик Уоттс : Паоло и Франческа , холст, масло, 1875 ( Галерея Уоттс , Суррей)
- Моисей Бьянки : Паоло и Франческа , бумага, акварель, золото, ок. 1877 ( Галерея современного искусства, Милан )
- Анри-Жан Гийом Мартен : Паоло Малатеста и Франческа да Римини в аду , холст, масло, 1883 г. (Музей изящных искусств, Каркассон )
- Огюст Роден : Группа Франчески де Римини ок. 1897 г.
- Огюст Роден : Паоло и Франческа , или Проклятая парочка ( Музей изящных искусств Лиона )
- Эжен Дюлли: Данте и Вергилий в подземном мире , 1897 г.
- Амелия Бауэрле : Паоло и Франческа , 1902 год.
- Умберто Боччони : Сон , или Паоло и Франческа , холст, масло, 1909 (Гражданская галерея современного искусства, Феррара )
- Гаэтано Превиати : Паоло и Франческа , холст, масло, 1909 год.
- Джон Райли Уилмер: Паоло и Франческа , акварель, гуашь и тушь, 1930 год.
Прием и наследие
[ редактировать ]Джованни Боккаччо
[ редактировать ]В годы, прошедшие после того, как Данте изобразил Франческу, о Франческе начали появляться легенды. Главным из них был поэт Джованни Боккаччо в своем комментарии к « Божественной комедии» « Esposizioni sopra la Comedia di Dante» . Боккаччо заявил, что Франческу обманом заставили выйти замуж за Джованни, используя Паоло в качестве доверенного лица. Гвидо, опасаясь, что Франческа никогда не согласится выйти замуж за искалеченного Джованни, якобы послал вместо Джованни за гораздо более красивым Паоло. Лишь на следующее утро после свадьбы Франческа обнаружила обман. Однако эта версия событий, скорее всего, является выдумкой. Для Франчески было почти невозможно не знать, кем были Джованни и Паоло и что Паоло уже был женат, учитывая отношения братьев с Равенной и семьей Франчески. Кроме того, Боккаччо родился в 1313 году, примерно через 27 лет после смерти Франчески, и хотя многие комментаторы Данте после Боккаччо повторяли его версию событий, никто до него не упоминал ничего подобного. [14]
Современный прием
[ редактировать ]В XIX веке история Паоло и Франчески вдохновила на создание множества театральных, оперных и симфонических адаптаций.
В 2023 году музыкант Хозиер выпустил сингл «Francesca» в рамках своего альбома 2023 года Unreal Unearth .
Связанные работы
[ редактировать ]
Поэзия
[ редактировать ]- Ли Хант , История Римини (1816)
Театр и опера
[ редактировать ]- Сильвио Пеллико , Франческа да Римини , трагедия (1818)
- Фелисиано Стреппони , Франческа да Римини , опера в двух действиях, либретто Феличе Романи (Падуя, 1823)
- Луиджи Карлини , Франческа да Римини , опера в двух действиях, либретто Феличе Романи (Неаполь, 1825)
- Саверио Меркаданте , Франческа да Римини , опера (Мадрид, 1831)
- Пьетро Генерали , Франческа да Римини , опера, либретто Паоло Пола (Венеция, 1828)
- Гаэтано Киличи , Франческа да Римини , опера в двух действиях, либретто Феличе Романи (Лукка, 1829)
- Джузеппе Стаффа , Франческа да Римини , опера в двух действиях, либретто Феличе Романи (Неаполь, 1831)
- Джузеппе Фурнье-Горр , Франческа да Римини , опера в двух действиях, либретто Феличе Романи (Ливорно, 1832)
- Джузеппе Тамбурини , Франческа да Римини , опера в трёх действиях, либретто Феличе Романи (Римини, 1835)
- Франческо Морлакки , Франческа да Римини , опера (написана для Венеции в 1836 году, но не исполнена)
- Эмануэле Боргатта , Франческа да Римини , опера в трёх действиях, либретто Феличе Романи (Генуя, 1837)
- Джоаккино Мальони , Франческа да Римини , опера (Генуя, 1840)
- Ойген Нордаль (псевдоним Иоганна Арнольда-Грубера ), Франческа да Римини , опера по мотивам Паоло Полы (Линц, 1840; исполнена посмертно )
- Сальваторе Паппарладо , Франческа да Римини , опера в четырех действиях (Генуя, 1840; не исполнена)
- Франческо Каннетти , Франческа да Римини , опера, либретто Феличе Романи (Виченца, 1843)
- Винченцо Сассароли , Франческа да Римини , опера, либретто Феличе Романи (Катания, 1846)
- Джордж Генри Бокер , Франческа да Римини , пьеса (1853)
- Джованни Франкини , Франческа да Римини , опера в трёх действиях, либретто Феличе Романи (Лиссабон, 1857)
- Ян Неруда , Франческа ди Римини , пьеса (1860)
- Джузеппе Маркарини , Франческа да Римини , опера, либретто Бенвенути (Пьяченца, 1870)
- Герман Гетц , Франческа фон Римини , опера в трёх действиях, либретто композитора (Мангейм, 1877; увертюра и III акт закончены Эрнстом Франком )
- Антонио Каньони , Франческа да Римини , опера в четырёх действиях, либретто Антонио Гисланцони (Турин, 1878)
- Габриэле Д'Аннунцио , Франческа да Римини Д'Аннунцио , трагедия (1901; написана для любовницы , Элеоноры Дузе )
- Амбруаз Тома , Франсуаза де Римини , опера (Париж, 1882)
- Антонио Сконтрино , Франческа да Римини , «Трагедия» (фактически опера) в пяти действиях, либретто по Д'Аннунцио (Рим, 1901)
- Стивен Филлипс , Паоло и Франческа , пьеса (1902) [15]
- Фрэнсис Мэрион Кроуфорд , Франческа да Римини , пьеса в пяти действиях (1902)
- Марсель Швоб , Франческа да Римини , пьеса, перевод Кроуфорда (на музыку Габриэля Пьерне, Париж, 1902, Театр Сары Бернар )
- Эдуард Направник , Франческа да Римини , опера в четырёх действиях (Санкт-Петербург, 1902)
- Сергей Рахманинов , Франческа да Римини , опера в одном действии (две картины) с прологом и эпилогом, либретто Модеста Чайковского (Москва 1906)
- Луиджи Манчинелли , Паоло и Франческа , опера в одном действии (1907) [16]
- Эмиль Абраньи , Паоло и Франческа , опера в трёх действиях, либретто по Данте Эмиля Абрани-старшего (Будапешт, 1912)
- Франко Леони , Франческа да Римини , опера в трёх картинах по пьесе Кроуфорда (Париж, 1914, Комическая опера )
- Примо Риччителли , Франческа да Римини , опера
- Риккардо Дзандонай , Франческа да Римини , опера в четырёх действиях, либретто Тито Рикорди по мотивам Д’Аннунцио (Турин, 1914)
- Нино Беррини , Франческа да Римини , пьеса (1924)

Музыка
[ редактировать ]- Джоаккино Россини , «Я сделаю так, как тот, кто плачет и говорит», ария (музыкальная постановка « Инферно », Песнь 5, строки 126 и след., 1848)
- Петр Ильич Чайковский , Франческа да Римини , симфоническая поэма (1876)
- Артур Фут , Симфонический пролог Франческа да Римини , соч. 24 (1890)
- Антонио Баццини , Франческа да Римини , Симфоническая поэма, соч. 77 (Берлин, 1890 г.)
- Пьер Морис , Франческа да Римини , Симфоническая поэма, соч. 6 (1899)
- Пауль фон Кленау , Франческа да Римини , Симфоническая поэма (1913, переработка 1919)
- Ольга Горелли , Паоло и Франческа , гитарный дуэт из альбома Hausmusik. Камерная музыка ХХ века для дома (2000)
- Mediæval Bæbes , «Круг похотливых» из альбома The Rose (2002)
- Эндрю Хозиер-Бирн , «Франческа» из альбома Unreal Unearth (2023)
Фильм
[ редактировать ]Искусство
[ редактировать ]- Джозеф Антон Кох , Паоло и Франческа, удивленные Джанчотто , акварель (1805; Музей Торвальдсена, Копенгаген )
- Мари-Филипп Купен де ла Купери , Трагическая любовь Франчески да Римини , холст, масло (1812; Музей Наполеона, Аренберг )
- Жан-Огюст-Доминик Энгр , Паоло и Франческа , холст, масло (1819; Музей изящных искусств, Анжер , Франция)
- Ари Шеффер , Франческа да Римини и Паоло Малатеста. Оценка Данте и Вергилия , холст, масло (1835; Коллекция Уоллеса , Лондон; версия 1855 года находится в Лувре , Париж), есть и другие версии.
- Гюстав Доре , Франческа да Римини , несколько иллюстраций к Данте » « Аду (1857)
- Данте Габриэль Россетти , Паоло и Франческа да Римини (1862)
- Александр Кабанель , «Смерть Франчески да Римини и Паоло Малатеста» , холст, масло (1870; Музей Орсе , Париж)
- Джордж Фредерик Уоттс , Паоло и Франческа , холст, масло (между 1872 и 1884 годами; частная коллекция)
- Огюст Роден , Поцелуй , мраморная скульптура (1888; Музей Родена , Париж)
- Тет-а-тет
- Антонио Канова : Паоло и Франческа да Римини ( Национальный музей истории и искусства , Люксембург )
- Уильям Дайс : Франческа да Римини , холст, масло, 1837 ( Шотландская национальная галерея , Эдинбург)
- Ансельм Фейербах : Паоло и Франческа , этюд, 1864 ( Кунстхалле Мангейм )
- Ансельм Фейербах : Паоло и Франческа , эскиз, 1864 г.
- Ансельм Фейербах : Паоло и Франческа , холст, масло, 1864 ( Шакгалерея , Мюнхен)
- Амос Кассиоли : Паоло и Франческа , или Поцелуй , 1870 г.
- Шарль Эдвард Халле : Паоло и Франческа , холст, масло.
- Людвик Весиоловский: Франческа и Паоло , холст, масло, 1885 г.
- Арнольд Бёклин : Паоло и Франческа , холст, масло, 1893 (Музей Оскара Рейнхарта, Винтертур )
- Фрэнк Дикси : Паоло и Франческа , холст, масло, 1894 г.
- Сцена с кинжалом и смерть влюбленных
- Джозеф Антон Кох : Паоло да Малатеста и Франческа да Римини, удивленные Джанчотто Малатеста , бумага, перо, тушь и акварель, 1805 год ( Музей Торвальдсена )
- Бартоломео Пинелли : Франческина Римини , ок. 1809 ( Музей Торвальдсена , Копенгаген)
- Мари-Филипп Купен де ла Купери : Трагическая любовь Франчески да Римини , 1812 (Музей Наполеона, Арененберг , Констанция )
- Жан-Огюст-Доминик Энгр : Джанчотто открывает Паоло и Франческу , холст, масло, 1819 г. ( Музей Бонна , Байонна )
- Эжен Делакруа : Паоло и Франческа , акварель, 1825 г.
- Гюстав Доре : Иллюстрация к «Аду» , Песнь 5 (строки 134–135), 1857 г.
- Франсиско Диас Карреньо: Франциска де Римини , холст, масло, 1866 ( Прадо , Мадрид)
- Гаэтано Превиати : Паоло и Франческа , или Смерть Паоло и Франчески , холст, масло, ок. 1887 ( Академия изящных искусств Каррара в Бергамо )
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Итальянское произношение: [franˈtʃeska da (r)ˈriːmini] ; Итальянское произношение: [franˈtʃeska da (p)poˈlɛnta] [17] [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Антонио Энцо Квальо, Матильда Луберти (1970). Франческа да Римини (на итальянском языке). Энциклопедия Данте . Рим: Институт итальянской энциклопедии. Проверено в декабре 2022 г.
- ^ Алигьери, Данте (2003). Божественная комедия . Нью-Йорк: Новая американская библиотека. п. 52. Перевод и комментарии Джона Чиарди.
- ^ Алигьери, Данте (2000). Инферно . Нью-Йорк: Anchor Books. стр. 106–107. Перевод и комментарии Роберта и Джин Холландеров.
- ^ Баролини, Теодолинда (январь 2000 г.). «Данте и Франческа да Римини: Realpolitik, Romance, Gender» . Зеркало . 75 (1): 3. дои : 10.2307/2887423 . JSTOR 2887423 . S2CID 161686492 .
- ^ Баролини, Теодолинда. 2000. «Данте и Франческа да Римини: Realpolitik, романтика, пол». Speculum (Кембридж, Массачусетс). 1-28.
- ^ Данте Алигьери, Роберт М. Дарлинг, Рональд Л. Мартинес и Роберт Тернер. 1996. Божественная комедия Данте Алигьери. Том 1, Том 1. Божественная комедия Данте Алигьери. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Данте Алигьери, Роберт М. Дарлинг, Рональд Л. Мартинес и Роберт Тернер. 1996. Божественная комедия Данте Алигьери. Том 1, Том 1. Божественная комедия Данте Алигьери. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Данте Алигьери, Роберт М. Дарлинг, Рональд Л. Мартинес и Роберт Тернер. 1996. Божественная комедия Данте Алигьери. Том 1, Том 1. Божественная комедия Данте Алигьери. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Данте Алигьери, Роберт М. Дарлинг, Рональд Л. Мартинес и Роберт Тернер. 1996. Божественная комедия Данте Алигьери. Том 1, Том 1. Божественная комедия Данте Алигьери. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Данте Алигьери, Роберт М. Дарлинг, Рональд Л. Мартинес и Роберт Тернер. 1996. Божественная комедия Данте Алигьери. Том 1, Том 1. Божественная комедия Данте Алигьери. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Джон Фреччеро. «Портрет Франчески. Инферно V». МЛН 124, нет. 5С (2009): 7–38. дои : 10.1353/млн.0.0224 .
- ^ Данте Алигьери, Роберт М. Дарлинг, Рональд Л. Мартинес и Роберт Тернер. 1996. Божественная комедия Данте Алигьери. Том 1, Том 1. Божественная комедия Данте Алигьери. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Баролини, Теодолинда. 2000. «Данте и Франческа да Римини: Realpolitik, романтика, пол». Speculum (Кембридж, Массачусетс). 1-28.
- ^ Баролини, Теодолинда (январь 2000 г.). «Данте и Франческа да Римини: Realpolitik, романтика, гендер». Зеркало . 75 (1): 16. дои : 10.2307/2887423 . JSTOR 2887423 . S2CID 161686492 .
- ↑ Продюсировано сэром Джорджем Александром в Театре Сент-Джеймс, начало 6 марта 1902 года. Мейсон , с. 237. См. Уильям Кэлин » Стивена Филлипса , «Данте на эдвардианской сцене: «Паоло и Франческа ». В: Средневековье в современном мире. Очерки в честь Лесли Дж. Уоркмана , изд. Ричард Утц и Том Шиппи (Turnhout: Brepols, 1998), стр. 255–61.
- ^ Паоло и Франческа , опера Луиджи Манчинелли , буклет (синопсис, либретто), запись 2004 г. Naxos Records
- ^ Лучано Канепари . «Франческа» . DiPI Online (на итальянском языке) . Проверено 11 января 2021 г.
- ^ Лучано Канепари . «Полента» . DiPI Online (на итальянском языке) . Проверено 11 января 2021 г.
Общие ссылки
[ редактировать ]- Мейсон, AEW (1935). Сэр Джордж Александр и театр Сент-Джеймс . Переиздано в 1969 году, Нью-Йорк: Бенджамин Блом.
- Холландер, Роберт и Джин (2000). Инферно . Якорные книги. ISBN 0-385-49698-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Синглтон, Чарльз С. (1970). Божественная комедия, Инферно/Комментарий . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-01895-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Мир Данте , мультимедийный веб-сайт, включающий галерею изображений эпизода Паоло и Франчески.
- WisdomPortal включает изображения связанных произведений искусства.
- История Римини , издание стихотворения Ли Ханта в Google Книгах.
- Веб-сайт Giornate Internazionali Francesca da Rimini в Centro Internazionale di Studi Francesca da Rimini, Лос-Анджелес (включая еще одну галерею изображений )