Пауль фон Кленау
Пауль Август фон Кленау (11 февраля 1883 г. в Копенгагене - 31 августа 1946 г. в Копенгагене) [ 1 ] был композитором датского происхождения, работавшим в основном в Германии и Австрии . [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Кленау родился в Копенгагене, где учился у Отто Маллинга . Уже в молодости он покинул родную страну, чтобы учиться и работать в Германии и Австрии, среди других у Макса Бруха , Людвига Тюйля и Макса фон Шиллингса . Его первая симфония, написанная под влиянием Брукнера, была успешно представлена в 1908 году на Тонкюнстлерфесте в Мюнхене . Всего через пять лет последовали еще три крупномасштабные симфонии. Более поздние влияния включают французскую музыку, Рихарда Штрауса и Арнольда Шёнберга двенадцатитоновую технику . Кленау был среди сторонников Шенберга в 1920-х годах, и Шенберг посетил концерт своей музыки под управлением Кленау в 1923 году во Фрайбурге . [ 3 ] Он также принадлежал к Альбана Берга кругу друзей .
Кленау так и не добился полного признания как композитор в Дании, но занимал ряд важных дирижерских должностей. В 1912 году он руководил концертами баховского общества Франкфуртского , но уже в следующем году вернулся на должность дирижёра во Фрайбургской опере. Он поселился на постоянное место жительства в Баварии, где владел загородным домом, но в качестве дирижера много путешествовал как по Германии , так и по Великобритании . Лето он провел в Дании . В 1922 году он стал хоровым дирижером Венского Концертхаусгезельшафт , где проработал до 1930 года, последние шесть лет - концертдиректором.
После первого оркестрового периода, который длился примерно до начала Первой мировой войны , Кленау переключил свое внимание на музыкальную драму. С 1913 по 1940 год он написал семь опер (не считая ранней оперы-оратории « Суламифь »). Премьера скандинавско-мифологической оперы «Кьяртан и Гудрун» (1918, ред. 1924) состоялась Вильгельмом Фуртвенглером в Мангейме . За этой работой в 1926 году последовала комическая опера Die Lästerschule (по мотивам ) Шеридана «Школы скандала» . Между 1933 и 1939 годами Кленау написал три основные двенадцатитоновые оперы: «Михаэль Кольхаас» (по Клейсту), Рембрандт ван Рейн и Элизабет фон Англия . Его последняя опера « Элизабет фон Англия» была исполнена в 1941 году в Королевском театре Копенгагена как (вероятно) первая двенадцатитоновая опера; это также было одно из немногих произведений Кленау, которое при его жизни исполнялось в его родной Дании.
Кленау жил в Вене, пока глухота не помешала ему продолжить дирижерскую карьеру. В 1940 году он вернулся в Копенгаген, где оставался до своей смерти в 1946 году в возрасте 63 лет. Примерно в 1940 году он вернулся к оркестровой музыке со своими тремя поздними симфониями: Триптикон (№ 5, 1939), Северная симфония (№ .6, 1940) и Штурмсимфония (№ 7, 1941). Эти произведения написаны в гораздо более сдержанном стиле, чем его ранние симфонии. Он также приехал написать 8-ю симфонию. Девятая симфония, о существовании которой десятилетиями ничего не было известно, была восстановлена наследниками Кленау в 2005 году. Произведение, написанное для большого оркестра, хора и солистов, было описано как «самая полная симфония, когда-либо написанная датчанином». [ 4 ]
Репутация
[ редактировать ]Роль Кленау при национал-социализме была предметом обсуждения. Фред Приберг характеризует отношения Кленау с нацистами как отношения взаимного оппортунизма: режиму он мог быть полезен как борец за культурные связи между Германией и Данией; для Кленау такое отношение открыло двери, которые оставались закрытыми для других. опер Кленау В качестве примера Приберг приводит, казалось бы, несложную премьеру трех двенадцатитоновых в то время, когда двенадцатитоновая техника осуждалась как «культурный большевизм ». [ 5 ]
По мнению Шенберга, [ 6 ] Кленау однажды защищал использование двенадцатитоновой техники в качестве основы оперы как пример национал-социалистического искусства, проводя аналогию с принципом фюрера , где все в пьесе должно было следовать за лидером. Эту, а также политическую аналогию, предложенную композиторами-социалистами, Шёнберг в равной степени высмеял как «ерунду». Он называет Кленау «немецким композитором Паулем фон Кленау».
Музыкальные произведения Кленау, некоторые из которых сейчас возрождаются, включают девять симфоний (охватывающие 1907–1945 годы), [ 3 ] три струнных квартета и постановка (1919) оперы Райнера Марии Рильке « Путь любви и смерти корнета Кристофа Рильке ». [ 3 ] среди других работ. Лейбл Dacapo выпустил запись Die Weise , а также струнных квартетов пяти симфоний: Скрипичного концерта (1941) и Фортепианного концерта (1944). [ 7 ]
Работы (подборка)
[ редактировать ]Оперы
[ редактировать ]- Суламифь (1913)
- Кьяртен и Гудрун (1918)
- Школа богохульства (1925)
- Майкл Кольхаас (1933)
- Рембрандт ван Рейн (1936)
- Элизабет фон Англия (1941)
Балеты
[ редактировать ]- Цветы маленькой Иды (1916)
- Мэрион (1920)
Симфонии
[ редактировать ]- Симфония № 1 фа минор (1908)
- Симфония № 2 (1911)
- Симфония № 3 (1913)
- Симфония № 4 Данте-Симфония (1913)
- Симфония № 5 Триптикон (1939)
- Симфония №. 6 Северная симфония (1940)
- Симфония №. 7. Симфония «Шторм» (1941)
- Симфония №. 8. По старому стилю (1942)
- Симфония № 9 (1945)
Оркестровый
[ редактировать ]- Паоло и Франческа , симфоническая фантазия (1913)
- «Беседы со смертью» , цикл песен с оркестром (1916)
- Ярмарка под Лондоном , симфоническая поэма (1922)
- Сюита старинной немецкой песни для оркестра (1934)
- Фестивальная симфония (1938)
- Концерт для скрипки с оркестром (1941)
- Фортепианный концерт (1944)
- Музыка на мелодии менестрелей для оркестра
Хоровой
[ редактировать ]- Кантата корнета Кристофа Рильке «Путь любви и смерти» (1918)
Камерная музыка
[ редактировать ]- Струнный квартет № 1 ми минор (1911)
- Струнный квартет № 2 (1942)
- Струнный квартет № 3 (1943)
Соло фортепиано
[ редактировать ]- 9 пьес (1915)
- 3 настроения (1918)
- Соната фа минор
- Сонатина ми мажор
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рэндел, Дон Майкл (1996). Гарвардский биографический словарь музыки . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 452 . ISBN 0-674-37299-9 . Проверено 16 марта 2009 г.
Кленау 31 августа.
- ^ «Наксосская биография Кленау» . Проверено 10 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Барнетт, Роб (август 2007 г.). «Обзор Die Weise» . Проверено 10 марта 2009 г.
- ^ DR Koncerthuset 2013/14 - Программа, Кленаус 9., четверг, 20 марта, в 19:30, с. 3
- ^ Фред К. Приберг , Musik im NS-Staat . Франкфурт-на-Майне: Фишер, 1982, с. 303-306
- ^ Шенберг, Арнольд. (1947.) Справедливо ли это? , первоначально опубликовано в журнале «Музыка и танец в Калифорнии и на Западе» , Голливуд, Калифорния, 1948 год. Воспроизведено в журнале «Стиль и идея» , стр. 249-50. (издание 1975 г.) Нью-Йорк: St. Martin's Press; Музыкальное издательство Белмост. ISBN 0-520-05294-3 .
- ^ Джонатан Вульф (2023). «Пауль фон Кленау: Оркестровые произведения», рецензия на MusicWeb International
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Пауля фон Кленау в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Пауль фон Кленау в Ассоциации датских композиторов (на датском языке)
- Пауль фон Кленау в Датской королевской библиотеке
- 1883 рождения
- 1946 смертей
- Датские композиторы-классики
- Ученики Людвига Тюйля
- Датские композиторы-романтики
- Композиторы-классики XX века
- Датские оперные композиторы
- Датские оперные композиторы-мужчины
- Датские дирижеры (музыка)
- Датские мужчины-дирижеры (музыка)
- Композиторы из Копенгагена
- Датские эмигранты в Германии
- Датские эмигранты в Австрии
- Дирижеры ХХ века (музыка)
- Датские музыканты-мужчины 20-го века
- Музыканты-мужчины XIX века