Цербер
В греческой мифологии Цербер ( / ˈ s ɜːr b ər ə s / [2] или / ˈ k ɜːr b ər ə s / ; Греческий : Κέρβερος Керберос [ˈkerberos] ), часто называемый собакой Аида , — многоголовая собака, которая охраняет врата Подземного мира , чтобы не дать мертвым уйти. Он был потомком монстров Ехидны и Тифона , и его обычно описывали как имеющего три головы, змеиный хвост и змей, торчащих из его тела. Цербер прежде всего известен своим пленением Гераклом Геракла , последним из двенадцати подвигов .
Этимология
[ редактировать ]Этимология имени Цербера неясна. Огден [4] называет попытки установить индоевропейскую этимологию «пока неуспешными». Утверждается, что оно связано с санскритским словом सर्वरा sarvarā , используемым в качестве эпитета одной из собак Ямы , от протоиндоевропейского слова * k̑érberos , означающего «пятнистый». [5] Линкольн (1991), [6] среди прочего, критикует эту этимологию. Эта этимология была также отвергнута Манфредом Майрхофером , который предположил австро-азиатское происхождение слова. [7] и Бикс [8] Линкольн отмечает сходство между Цербером и скандинавской мифологической собакой Гармром , связывая оба имени с протоиндоевропейским корнем *ger- «рычать» (возможно, с суффиксами -*m/*b и -*r ). Однако, как отмечает Огден, этот анализ на самом деле требует, чтобы Керберос и Гармр произошли от двух разных индоевропейских корней (* ker- и * gher- соответственно), и поэтому фактически не устанавливает связь между двумя именами.
Хотя, вероятно, это не греческое имя, были предложены греческие этимологии Цербера. Этимология, данная Сервием конца четвертого века (комментатором Вергилия ), но отвергнутая Огденом, происходит от греческого слова creoboros, означающего «пожирающий плоть». [9] Другая предложенная этимология происходит от слова «Кер Беретроу», что означает «зло ямы». [10]
Описания
[ редактировать ]Описания Цербера различаются, включая количество его голов. Цербер обычно был трехголовым, хотя и не всегда. У Цербера было несколько многоголовых родственников. Его отцом был многозмееногий Тифон , [11] а Цербер был братом трех других многоголовых чудовищ, многозмееголовой Лернейской гидры ; Орф , двуглавый пес, охранявший скот Гериона ; и Химера , у которой было три головы: львиная, козлиная и змеиная. [12] И, как и эти близкие родственники, Цербер, за редким иконографическим исключением, был многоголовым.
В самом раннем описании Цербера, Гесиода » «Теогонии (ок. 8–7 вв. до н.э.), Цербер имеет пятьдесят голов, а Пиндар (ок. 522 – ок. 443 до н.э.) дал ему сто голов. [13] Однако более поздние писатели почти повсеместно дают Церберу три головы. [14] Исключением является «Цербер» латинского поэта Горация , у которого одна собачья голова и сто змеиных голов. [15] Возможно, пытаясь примирить эти конкурирующие традиции, Цербер Аполлодора имеет три собачьи головы и головы «всех видов змей» вдоль своей спины, в то время как византийский поэт Иоанн Цец (который, вероятно, основывал свое повествование на Аполлодоре) дает Церберу пятьдесят голов, три из которых были собачьими головами, а остальные - «головами других зверей всех видов». [16]
В искусстве Цербер чаще всего изображается с двумя собачьими головами (видимыми), никогда не более чем с тремя, а иногда и с одной. [18] На одном из двух самых ранних изображений (ок. 590–580 до н.э.), коринфской чаше из Аргоса (см. ниже), ныне утерянной, Цербер был изображен как обычная одноголовая собака. [19] Первое появление трехголового Цербера происходит на лаконской чаше середины шестого века до нашей эры (см. Ниже). [20]
Многочисленные змееголовые Церберы Горация следовали давней традиции, согласно которой Цербер был наполовину змеей. Возможно, это уже подразумевается еще в «Теогонии» Гесиода , где матерью Цербера является полузмея Ехидна , а отцом — змееголовый Тифон. В искусстве Цербер часто изображается наполовину змеей. [21] например, на утерянной коринфской чаше были изображены змеи, торчащие из тела Цербера, а на лаконской чаше середины шестого века до нашей эры Церберу была змея вместо хвоста. В литературных источниках первое определенное указание на змеиную природу Цербера содержится в рационализированном рассказе Гекатея Милетского (500–494 гг. До н.э.), который называет Цербера большой ядовитой змеей. [22] Платон ссылается на сложную природу Цербера, [23] и Эйфорион Халкидский (3 век до н.э.) описывает Цербера как имеющего множество змеиных хвостов, [24] и, предположительно, в связи со своей змеиной природой, связывает Цербера с созданием ядовитого растения аконита . [25] У Вергилия змеи обвиваются вокруг шеи Цербера, [26] У Овидия Цербера ядовитый рот, [27] шеи «мерзкие со змеями», [28] и «волосы, вплетенные угрожающей змеей», [29] в то время как Сенека дает Церберу гриву, состоящую из змей, и один змеиный хвост. [30]
Церберу были даны и другие черты. По мнению Еврипида , у Цербера было не только три головы, но и три тела. [31] и, по словам Вергилия, у него было несколько спин. [32] Цербер ел сырое мясо (по Гесиоду), [33] имели глаза, сверкающие огнем (по Эвфориону), рот с тремя языками (по Горацию) и острый слух (по Сенеке). [34]
Двенадцатый подвиг Геракла
[ редактировать ]Единственная мифология Цербера касается его пленения Гераклом. [36] Еще у Гомера мы узнаем, что Геракл был послан Эврисфеем , царем Тиринфа , чтобы вернуть Цербера от Аида, царя подземного мира. [37] По словам Аполлодора , это был двенадцатый и последний подвиг, возложенный на Геракла. [38] Во фрагменте из утраченной пьесы «Пирифой » (приписываемой либо Еврипиду , либо Критию ) Геракл говорит, что, хотя Эврисфей и приказал ему вернуть Цербера, это было не из-за какого-либо желания увидеть Цербера, а только потому, что Эврисфей считал задачу невыполнимой. . [39]
Гераклу в его миссии помогло то, что он был посвящен в Элевсинские мистерии . По мнению Еврипида, его посвящение «повезло» Гераклу в захвате Цербера. [40] И Диодор Сицилийский , и Аполлодор говорят, что Геракл был посвящен в мистерии для подготовки к его спуску в подземный мир . По мнению Диодора, Геракл отправился в Афины, где Мусей , сын Орфея руководил обрядами инициации , [41] тогда как, по словам Аполлодора, он отправился к Евмолпу в Элевсин . [42]
Гераклу также помогал Гермес , обычный проводник подземного мира, а также Афина . В «Одиссее» Гомера сопровождают Гермес и Афина. [43] А Гермеса и Афину часто изображают с Гераклом на вазах, изображающих пленение Цербера. По большинству источников, Геракл спустился в подземный мир через вход в Тенарон , самый известный из различных греческих входов в подземный мир. [44] Это место впервые упоминается в связи с историей Цербера в рационализированном рассказе Гекатея Милетского (ок. 500–494 до н.э.), а также Еврипида, Сенеки и Аполодора, у всех Геракл спускается в подземный мир. [45] Однако Ксенофонт сообщает, что Геракл, как говорят, спустился в Ахерусском Херсонесе недалеко от Гераклеи Понтийской на Черном море , места, которое обычно связывают с выходом Геракла из подземного мира (см. ниже). [46] Гераклея, основанная ок. 560 г. до н. э., возможно, получил свое название из-за ассоциации своего места с церберийским подвигом Геракла. [47]
Тесей и Пирифой
[ редактировать ]Находясь в подземном мире, Геракл встретил героев Тесея и Пирифоя , где два товарища находились в плену у Аида за попытку похитить жену Аида Персефону . Помимо возвращения Цербера, Гераклу также удавалось (обычно) спасти Тесея, а в некоторых версиях и Пирифоя. [48] По словам Аполлодора, Геракл нашел Тесея и Пирифоя возле ворот Аида, привязанными к «Стулу Забвения, к которому они приросли и удерживались кольцами змей», и когда они увидели Геракла, «они простерли руки, как если бы они были воскрешены из мертвых его силой», и Геракл смог освободить Тесея, но когда он попытался воскресить Пирифоя, «земля дрогнула, и он отпустил ее». [49]
Самое раннее свидетельство участия Тесея и Пирифоя в истории Цербера найдено на рельефе с полосой щита (ок. 560 г. до н.э.) из Олимпии , где Тесей и Пирифой (названный) сидят вместе на стуле, вытянув руки в стороны. мольба, в то время как Геракл приближается, собираясь обнажить меч. [50] Самое раннее литературное упоминание о спасении встречается у Еврипида, где Геракл спасает Тесея (без упоминания о Пирифое). [51] В утраченной пьесе «Пирифой» оба героя спасаются. [52] в то время как в рационализированном рассказе Филохора Геракл смог спасти Тесея, но не Пирифоя. [53] В одном месте Диодор говорит, что Геракл вернул Тесея и Пирифоя по милости Персефоны. [54] в другом же он говорит, что Пирифой остался в аиде, или, согласно «некоторым мифописателям», ни Тезей, ни Пирифой не вернулись. [55] Оба спасены в Гигине. [56]
Захватывать
[ редактировать ]Существуют различные версии того, как Геракл захватил Цербера. [58] По словам Аполлодора, Геракл попросил у Аида Цербера, и Аид сказал Гераклу, что позволит ему взять Цербера только в том случае, если он «овладеет им без использования оружия, которое он носил», и поэтому, используя свою львиную шкуру в качестве щита, Геракл сжимал Цербера по голове, пока тот не подчинился. [59]
В некоторых ранних источниках захват Цербера, кажется, связан с битвой Геракла с Аидом. Гомер ( Илиада 5.395–397) ранит Аида стрелой, выпущенной Гераклом. [60] Схолий к отрывку из «Илиады» объясняет, что Аид приказал Гераклу «овладеть Цербером без щита и железа». [61] Геракл сделал это, используя (как и в случае с Аполлодером) львиную шкуру вместо щита и сделав каменные наконечники для своих стрел, но когда Аид все еще сопротивлялся ему, Геракл в гневе выстрелил в Аида. В соответствии с требованием отсутствия железа на утерянной коринфской чаше начала шестого века до нашей эры изображен Геракл, нападающий на Аида с камнем: [62] в то время как иконографическая традиция, начиная с ок. 560 г. до н. э., часто изображает Геракла, использующего деревянную дубинку против Цербера. [63]
У Еврипида Амфитрион спрашивает Геракла: «Ты победил его в бою или получил его от богини [т. е. Персефоны]? На что Геракл отвечает: «В бою», [64] а во фрагменте Пирифая говорится, что Геракл «победил зверя силой». [65] Однако, по словам Диодора, Персефона приняла Геракла «как брата» и отдала Гераклу «в цепях» Цербера. [66] Аристофан приказывает Гераклу схватить Цербера мертвой хваткой и убежать. [67] в то время как Сенека заставляет Геракла снова использовать свою львиную шкуру в качестве щита и свою деревянную дубину, чтобы подчинить Цербера, после чего робкие Аид и Персефона позволяют Гераклу увести скованного и покорного Цербера. [68] Цербера часто изображают скованным цепями, и Овидий рассказывает, что Геракл тащил трехголового Цербера адамантовыми цепями . [69]
Выход из подземного мира
[ редактировать ]Было несколько мест, которые, как говорили, были местом, где Геракл вывел Цербера из подземного мира. [70] Географ Страбон (63/64 г. до н.э. – ок. 24 г. н.э.) сообщает, что «по мнению мифописателей» Цербер воспитывался в Тайнароне, [71] то же самое место, где Еврипид вводит Геракла в подземный мир. Сенека приказал Гераклу войти и выйти в Тенароне. [72] Аполлодор, хотя и велел Гераклу войти в Тенарон, приказал ему выйти в Трезене . [73] Географ Павсаний сообщает нам, что в Трезене был храм с «алтарями богам, которые, как говорят, правят под землей», где говорилось, что помимо Цербера, «вытащенного» Гераклом, предполагалось, что Семела была выведен из подземного мира Дионисом . [74]
Другая традиция гласит, что Цербер вырос в Гераклее Понтийской (том самом месте, которое Ксенофонт ранее связывал с происхождением Геракла) и причиной появления ядовитого растения аконита , которое росло там в изобилии. [75] Геродор Гераклеский и Эвфорион рассказали, что, когда Геракл вывел Цербера из подземного мира в Гераклее, Цербер «вырвал желчью», из которой выросло растение аконит. [76] Овидий также делает причиной ядовитого аконита Цербера, говоря, что на «берегах Скифии », по выходе из подземного царства, когда Геракл тащил Цербера из пещеры, ослепленный непривычным дневным светом, Цербер извергнул «яд -пена», что сделало ядовитыми растения аконита, растущие там. [77] Цербер Сенеки, как и Цербер Овидия, бурно реагирует на первый взгляд на дневной свет. В ярости ранее покорный Цербер яростно борется, и Гераклу и Тесею приходится вместе вытащить Цербера на свет. [78]
Павсаний сообщает, что по местному преданию Цербер был вынесен через пропасть в земле, посвященную Климену (Аиду) рядом со святилищем Хтонии в Гермионе , и в Геракле у Еврипида , хотя Еврипид не говорит, что Цербер был вынесен туда, он некоторое время держал Цербера в «роще Хтонии » у Гермионы. [79] Павсаний также упоминает, что на горе Лафистион в Беотии стояла статуя Геракла Харопса («со светлыми глазами»), где, по словам беотийцев, Геракл воспитал Цербера. [80] Другие места, которые, возможно, также были связаны с выводом Цербера из подземного мира, включают Иераполис , Теспротию и Эмею возле Микен . [81]
Подарено Эврисфею, возвращено Аиду.
[ редактировать ]По некоторым данным, после того, как Геракл поднял Цербера из подземного мира, он провел захваченного Цербера через Грецию. [82] Евфорион приказывает Гераклу вести Цербера через Мидею в Арголиде , а женщины и дети в страхе наблюдают за ним. [83] а Диодор Сицилийский говорит о Цербере, что Геракл «унес его ко всеобщему изумлению и показал людям». [84] Сенека заставляет Юнону жаловаться на Геракла, «свободно прогоняющего черную собаку по городам Аргоса». [85] и Геракла встречали увенчанные лаврами толпы, «воспевавшие» ему дифирамбы. [86]
Затем, по словам Аполлодора, Геракл показал Цербера Эврисфею, как было повелено, после чего вернул Цербера в подземный мир. [87] Однако, по мнению Исихия Александрийского , Цербер сбежал, предположительно вернувшись в подземный мир самостоятельно. [88]
Основные источники
[ редактировать ]Самые ранние упоминания о Цербере (ок. 8–7 вв. до н.э.) встречаются в Гомера и «Илиаде Одиссее » и Гесиода » «Теогонии . [89] Гомер не называет и не описывает Цербера, а просто ссылается на Геракла, посланного Эврисфеем за «собакой Аида» с Гермесом и Афиной в качестве его проводников. [90] и, возможно, намекая на пленение Цербера, Геракл выстрелил в Аида стрелой. [91] По мнению Гесиода , Цербер был потомком чудовищ Ехидны и Тифона , был пятиголовым, питался сырым мясом и был «наглоголосой собакой Аида», [92] который заискивает перед теми, кто входит в дом Аида, но ест тех, кто пытается выйти. [93]
Стесихор (ок. 630 – 555 до н.э.), по-видимому, написал стихотворение под названием «Цербер» , от которого практически ничего не сохранилось. [94] Однако утерянная в начале шестого века до нашей эры коринфская чаша из Аргоса , на которой была изображена единственная голова и змеи, растущие из многих мест на его теле, [95] возможно, находился под влиянием стихотворения Стесихора. [96] Чаша середины шестого века до нашей эры из Лаконии изображает Цербера тремя головами и змеиным хвостом, что в конечном итоге становится стандартным изображением. [97]
Пиндар (ок. 522 – ок. 443 до н.э.), по-видимому, подарил Церберу сто голов. [98] Вакхилид (5 век до н. э.) также упоминает Геракла, вызвавшего Цербера из подземного мира, без каких-либо дополнительных подробностей. [99] Софокл (ок. 495 – ок. 405 до н.э.) в своих «Женщинах Трахиса» делает Цербера трехглавым, [100] и в своем «Эдипе в Колоне » Хор просит, чтобы Эдипу было позволено пройти врата подземного мира, не потревоженный Цербером, названным здесь «неукротимым Стражем Аида». [101] Еврипид (ок. 480 – 406 до н.э.) описывает Цербера как трехглавого, [102] и трёхтелый, [103] говорит, что Геракл вошел в подземный мир в Тенаране, [104] говорит ли Геракл, что Цербер не был дан ему Персефоной, а, скорее, он сражался и победил Цербера, «ибо мне посчастливилось стать свидетелем обрядов посвященных», очевидная ссылка на его посвящение в Элевсинские мистерии , [105] и говорит, что пленение Цербера было последним подвигом Геракла. [106] В утраченной пьесе «Пиртус» (приписываемой либо Еврипиду, либо его покойному современнику Критию ) Геракл говорит, что он пришел в подземный мир по приказу Эврисфея, который приказал ему вернуть Цербера живым, не потому, что он хотел увидеть Цербера, а только потому что Эврисфей думал, что Геракл не сможет выполнить задачу, и что Геракл «победил зверя» и «получил благосклонность богов». [107]
Платон (ок. 425–348 до н.э.) ссылается на сложную природу Цербера, приводя Цербера, а также Сциллу и Химеру как пример из «древних басен» о существе, состоящем из множества животных форм, «сросшихся в одну». [108] Эйфорион Халкидский (3 век до н.э.) описывает Цербера как имеющего множество змеиных хвостов и глаза, которые сверкали, как искры из кузницы или вулканической горы Этна . [109] Из «Эйфориона» также происходит первое упоминание об истории, в которой рассказывалось, что в Гераклее Понтийской , где Геракл вывел Цербера из подземного мира, Цербер «вырвал желчью», из которой аконит . выросло ядовитое растение [110]
По мнению Диодора Сицилийского (I век до н. э.), захват Цербера был одиннадцатым подвигом Геракла, двенадцатым и последним — похищение Яблок Гесперид . [111] Диодор говорит, что Геракл счел за лучшее сначала отправиться в Афины , чтобы принять участие в Элевсинских мистериях , « Мусей , сын Орфея , будучи в то время ответственным за обряды посвящения», после чего он вошел в подземный мир «приветствуемый как брат от Персефоны », и «приняв пса Цербера в цепях, он унес его ко всеобщему изумлению и показал людям».
В » Вергилия « Энеиде (I век до н.э.) Эней и Сивилла встречают Цербера в пещере, где он «лежал на огромной длине», заполняя пещеру «из конца в конец», перекрывая вход в подземный мир. Цербер описывается как «трехгорлый», с «тремя свирепыми ртами», множеством «больших спин» и змеями, извивающимися вокруг его шеи. Сивилла бросает Церберу буханку с медом и травами, чтобы он уснул, позволяя Энею войти в подземный мир, и поэтому, очевидно, для Вергилия - вопреки Гесиоду - Цербер охранял подземный мир от входа. [112] Позже Вергилий описывает Цербера в его кровавой пещере, склонившегося над полуобглоданными костями. [113] В своих «Георгиках » Вергилий обращается к Церберу, его «тройная разинутая пасть» была укрощена игрой Орфея на лире. [114]
Гораций (65 – 8 до н. э.) также упоминает Цербера, уступающего лире Орфея, здесь у Цербера есть единственная собачья голова, которая «как у Фурии укреплена сотней змей», с «тройной пастью», источающей «зловонное дыхание». и кровь». [115]
У Овидия (43 г. до н. э. – 17/18 г. н. э.) рот Цербера производит яд. [116] и, как и Эуфорион, делает Цербера причиной ядовитого растения аконита. [117] По словам Овидия, Геракл вытащил Цербера из подземного мира, выйдя из пещеры, «где, по преданию, растение росло / на почве, зараженной зубами Цербера», и, ослепленный дневным светом, Цербер изверг «ядовитую пену», которая сделал ядовитыми растения аконита, растущие там.
Сенека в своей трагедии «Геркулес Фюренс» дает подробное описание Цербера и его пленения. [118] У Цербера Сенеки три головы, змеиная грива и змеиный хвост, причем его три головы покрыты кровью и облизаны множеством змей, которые их окружают, и у него настолько острый слух, что он может слышать «даже призраков». [119] Сенека заставляет Геракла использовать свою львиную шкуру в качестве щита и свою деревянную дубину, чтобы заставить Цербера подчиниться, после чего Аид и Персефона, трепещущие на своих тронах, позволяют Гераклу увести скованного и покорного Цербера. Но покинув подземный мир, при первом же появлении дневного света испуганный Цербер яростно борется, и Геракл с помощью Тесея (который был в плену у Аида, но освобожден по просьбе Геракла) вытаскивает Цербера на свет. [120] Сенека, как и Диодор, приказал Гераклу провести захваченного Цербера через Грецию. [121]
Цербер Аполлодора имеет три собачьи головы, змею вместо хвоста и головы множества змей на спине. [122] По словам Аполлодора, двенадцатым и последним подвигом Геракла было возвращение Цербера из Аида. Геракл сначала отправился к Евмолпу , чтобы получить посвящение в Элевсинские мистерии . Когда он входит в подземный мир, все мертвые бегут от Геракла, кроме Мелеагра и Горгоны Медузы . Геракл обнажил меч против Медузы, но Гермес сказал Гераклу, что мертвые - всего лишь «пустые призраки». Геракл попросил у Аида (здесь его называли Плутоном) Цербера, и Аид сказал, что Геракл мог бы взять Цербера, если бы он смог подчинить его, не используя оружие. Геракл нашел Цербера у ворот Ахерона , и, обняв Цербера, хотя и был укушен змеиным хвостом Цербера, Геракл сжимал его, пока Цербер не подчинился. Геракл унес Цербера, показал его Эврисфею, затем вернул Цербера в подземный мир.
В явно уникальной версии истории, рассказанной Псевдо-Нонном , жившим в шестом веке нашей эры , Геракл спустился в Аид, чтобы похитить Персефону, и убил Цербера на обратном пути. [123]
Иконография
[ редактировать ]Похищение Цербера было популярной темой в древнегреческом и римском искусстве. [124] Самые ранние изображения датируются началом шестого века до нашей эры. Одно из двух самых ранних изображений — коринфская чаша (ок. 590–580 до н. э.) из Аргоса (ныне утерянная). [125] изображен обнаженный Геракл с колчаном на спине и луком в правой руке, шагающий влево в сопровождении Гермеса. Геракл угрожает Аиду камнем, и тот убегает влево, в то время как богиня, возможно, Персефона или, возможно, Афина, стоящая перед троном Аида, предотвращает атаку. Цербер с единственной собачьей головой и змеями, поднимающимися из его головы и тела, бежит направо. В крайнем правом столбце указан вход во дворец Аида. Многие элементы этой сцены — Гермес, Афина, Аид, Персефона, а также колонна или портик — часто встречаются в более поздних работах. Другое самое раннее изображение, фрагмент рельефного пифоса с Крита (ок. 590–570 до н.э.), как полагают, изображает одинокого Цербера с головой льва и змеей (с открытой пастью) на спине, которую ведут вправо. [126]
чаша середины шестого века до нашей эры, Лаконская созданная художником-охотником, добавляет к сцене несколько новых особенностей, которые также стали обычным явлением в более поздних работах: три головы, змеиный хвост, цепь Цербера и палица Геракла. Здесь Цербер имеет три собачьи головы, покрыт косматым змеиным покровом и имеет хвост, оканчивающийся змеиной головой. Его держит на цепном поводке Геракл, который держит свою дубину поднятой над головой. [127]
В греческом искусстве подавляющее большинство изображений Геракла и Цербера встречается на аттических вазах. [128] Хотя на утраченной коринфской чаше изображен Цербер с единственной собачьей головой, а на рельефном фрагменте пифоса (ок. 590–570 до н. э.), по-видимому, изображен один Цербер с головой льва, в росписи аттических ваз Цербер обычно имеет две собачьи головы. [129] В других искусствах, например в Лаконийской чаше, Цербер обычно трехглавый. [130] Иногда в римском искусстве Цербер изображается с большой головой льва в центре и двумя головами собак меньшего размера по обе стороны. [131]
Как и в коринфских и лаконских кубках (и, возможно, в рельефном фрагменте пифоса ), Цербер часто изображается полузмеей. [133] В росписи аттических ваз Цербер обычно изображается со змеей вместо хвоста или хвостом, заканчивающимся головой змеи. [134] Змей также часто изображают поднимающимися из различных частей его тела, включая морду, голову, шею, спину, лодыжки и лапы.
Две аттические амфоры из Вульчи, одна (ок. 530–515 до н. э.) работы художника Буччи (Мюнхен, 1493 г.), [135] другой (ок. 525–510 до н.э.) художника Андокида (Лувр F204), [136] Помимо обычных двух голов и змеиного хвоста, изобразите Цербера с гривой на шее и спине, еще одной типичной церберийской чертой росписи аттических ваз. [137] На амфоре Андокида также изображена маленькая змея, свившаяся из каждой из двух голов Цербера.
Помимо этой львиной гривы и случайной львиной головы, упомянутой выше, Цербер иногда изображался с другими львиными чертами. На кувшине (ок. 530–500) изображен Цербер с гривой и когтями, [138] первого века до нашей эры в то время как камея сардоникса изображает Цербера со львиным телом и лапами. [139] Кроме того, на фрагменте известнякового рельефа из Таранто (ок. 320–300 до н. э.) изображен Цербер с тремя львиными головами. [140]
Во второй четверти V в. до н.э. из росписи аттических ваз исчезает изображение пленения Цербера. [141] После начала третьего века до нашей эры этот предмет стал редким повсюду вплоть до римского периода. В римском искусстве пленение Цербера обычно изображается вместе с другими подвигами. Геракл и Цербер обычно одни, Геракл возглавляет Цербера. [142]
Цербер рационализировал
[ редактировать ]По крайней мере, еще в VI веке до нашей эры некоторые древние писатели пытались объяснить различные фантастические особенности греческой мифологии; [143] в них включены различные рационализированные версии истории Цербера. [144] Самый ранний такой отчет (конец VI века до н.э.) принадлежит Гекатею Милетскому . [145] В его рассказе Цербер был вовсе не собакой, а просто большой ядовитой змеей, обитавшей на Тайнароне . Змею называли «собакой Аида» только потому, что всякий, укушенный ею, умирал немедленно, и именно эту змею Геракл привел к Эврисфею. Географ Павсаний (который сохранил для нас версию истории Гекатея) указывает, что, поскольку Гомер не описывает Цербера, рассказ Гекатея не обязательно противоречит Гомеру, поскольку «Собака Аида» Гомера на самом деле не может относиться к настоящая собака. [146]
Другие рационализированные версии считают Цербера обычной собакой. По мнению Палефата (4 век до н.э.) [147] Цербер был одним из двух собак, охранявших скот Гериона , другой — Орф . Герион жил в городе под названием Трикраниум (по-гречески Трикарения , «Три Головы»), [148] от этого имени и Цербер, и Герион стали называться «трехголовыми». Геракл убил Орфа и угнал скот Гериона, а Цербер последовал за ним. Молосс, микенец, предложил купить Цербера у Эврисфея (предположительно получив собаку вместе со скотом от Геракла). Но когда Эврисфей отказался, Молосс украл собаку и запер ее в пещере в Тайнароне. Эврисфей приказал Гераклу найти Цербера и вернуть его. Обыскав весь Пелопоннес, Геракл нашел место, где, по слухам, держали Цербера, спустился в пещеру и вывел Цербера, после чего было сказано: «Геракл спустился через пещеру в Аид и воспитал Цербера».
В рационализированном рассказе Филохора , в котором Геракл спасает Тесея, Перифой съеден Цербером. [149] В этой версии истории Аидоней (то есть «Аид») — смертный царь молоссов , имеющий жену по имени Персефона, дочь по имени Кора (другое имя богини Персефоны) и большую смертную собаку по имени Цербер с с которым должны были сражаться все женихи его дочери. После кражи Елены, которая станет женой Тесея, Тесей и Перифой пытаются похитить Кору для Перифоя, но Аидоней ловит двух героев, заключает Тесея в тюрьму и скармливает Перифою Церберу. Позже, будучи гостем Аидонея, Геракл просит Аидонея освободить Тесея в качестве одолжения, которое Айдоней предоставляет.
Грек II века нашей эры, известный как Гераклит-парадоксограф (не путать с греческим философом V века до нашей эры Гераклитом ), утверждал, что у Цербера было два щенка, которые никогда не были далеко от своего отца, из-за чего Цербер казался трехголовым. . [150]
Цербер аллегоризирован
[ редактировать ]Сервий , средневековый комментатор Вергилия » « Энеиды , получил имя Цербера от греческого слова креоборос, означающего «пожирающий плоть» (см. выше), и считал, что Цербер символизирует землю, пожирающую трупы, а триумф Геракла над Цербером представляет его победа над земными желаниями. [151] Позже мифограф Фульгенций аллегоризирует три головы Цербера как представляющие три начала человеческой борьбы: «природу, причину и случайность» и (опираясь на ту же плотоядную этимологию, что и Сервий) как символизирующие «три возраста — младенчество». , молодость, старость, при которой смерть входит в мир». [152] Византийский историк и епископ Евсевий писал, что Цербер изображался с тремя головами, потому что положения солнца над землей три — восход, полдень и заход. [153]
Поздние мифографы Ватикана повторяют и расширяют традиции Сервия и Фульгенция. Все три ватиканских мифографа повторяют происхождение Сервием имени Цербера от креоборос . [154] Второй Ватиканский мифограф повторяет (почти слово в слово) то, что Фульгенций сказал о Цербере: [155] в то время как мифограф Третьего Ватикана в другом отрывке, очень похожем на отрывок Фугенция, говорит (точнее, чем Фугенций), что для «философов» Цербер олицетворял ненависть, а его три головы символизировали три вида человеческой ненависти: естественную, причинную и случайную. (то есть случайно). [156]
Мифографы Второго и Третьего Ватикана отмечают, что каждый из трех братьев Зевс, Посейдон и Аид имеют трехсторонние знаки отличия, связывающие трехглавый Цербер Аида с Зевса трехраздвоенной молнией Ватиканский и трехконечным трезубцем Посейдона, в то время как Третий мифограф Ватиканский мифограф добавляет, что «некоторые философы думают о Цербере как о трехчастной земле: Азии, Африке и Европе. Эта земля, поглощая тела, отправляет души в Тартар». [157]
Вергилий описал Цербера как «хищного» ( слава rabida ), [158] и хищный Цербер стал пословицей. Таким образом, Цербер стал символом алчности. [159] так, например, в Данте « Аде » Цербер помещен в Третий круг ада , охраняя обжор, где он «раздирает духов, сдирает с них кожу и четвертует». [160] а Данте (возможно, повторяя ассоциацию Сервия с Цербером и землей) заставляет своего проводника Вергилия брать пригоршни земли и бросать их в «хищные пищеводы» Цербера. [161]
Тезки
[ редактировать ]В созвездии Цербера, введенном Иоганном Гевелием в 1687 году, Цербер изображен в виде трехголовой змеи, держащейся в руке Геракла (ранее эти звезды изображались в виде ветви дерева, на котором росли яблоки Гесперид ). [162]
В 1829 году французский натуралист Жорж Кювье дал название Цербер роду азиатских змей, которых на английском языке обычно называют «водяными змеями с собачьими мордами». [163]
Сербская хард-рок -группа Kerber , образованная в 1981 году участниками Гораном Шепой , Томиславом Николичем и Браниславом Божиновичем, названа в честь Цербера. [164]
В 1988 году Массачусетский технологический институт (MIT) разработал Kerberos , протокол аутентификации компьютерной сети, названный в честь Цербера. [165]
См. также
[ редактировать ]- Список греческих мифологических существ
- Дормарч - часть Кун Аннун
- Адская гончая
- Аммит — хтоническое существо в египетской мифологии.
- Кадехо
Примечания
[ редактировать ]- ^ LIMC Herakles 2616. Архивировано 10 июля 2017 г. в Wayback Machine (Смоллвуд, стр. 92, 98); Огден 2013b, с. 63 ; Огден 2013a, с. 105; Ганц, с. 22; Персей Лувр E 701 (Ваза) .
- ^ «Цербер» . Интернет-словарь Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер . Проверено 16 июля 2009 г.
- ^ LIMC Kerberos 66 ; Вудфорд, с. 29.
- ^ Огден 2013a, с. 105.
- ^ Мэллори, Япония ; Адамс, DQ (2006). «Глава 25.10: Смерть и потусторонний мир». Оксфорд Введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. [1] . ISBN 978-0-19-928791-8 . OCLC 139999117 .
- ^ Линкольн, стр. 96–97 .
- ^ Майрхофер, Краткий этимологический словарь древнеиндоарийского языка sv karbarah
- ^ Beekes, RSP , Этимологический словарь греческого языка (Лейден: Brill, 2009), 1:678.
- ^ Сервий о Вергилии , Энеида 6.395 ; Огден 2013а, с. 190 ; сравните с Фульгенцием , Мифологии 1.6 (Whitbread, стр. 51–52 ); Первый ватиканский мифограф , 1.57 (Огден 2013b, стр. 73–74; Пепин, стр. 36 ); Второй Ватиканский мифограф , 13 (Пепин, 106), 173 (Пепин, стр. 171); Третий Ватиканский мифограф , 13.4 (Пепин, стр. 324 ). По данным Огдена, 2013b, с. 74 , « креоборос — истинно греческое слово и действительно означает «пожирающий плоть», но оно не играет никакой роли в подлинной этимологии имени Цербера, которая остается неясной».
- ^ Комната, с. 88.
- ^ Гесиод , Теогония 300–314 , Акусилай , фрагмент 6 (Фриман, стр. 15 ), Гигин , к Fabulae Предисловие , 151. Архивировано 5 ноября 2014 года в Wayback Machine , и Квинт Смирней , Posthomerica (или Падение Трои ) 6.260–268 ( стр. 272–275) все имеют Цербера как потомка Тифона и Ехидны, в то время как Вакхилиды , Ода 5.56–62 , Софокл , Женщины Трахиса 1097–1099 , Каллимах , фрагмент 515 Пфайффер (Трипанис, стр. 258–259 ), и Овидия Во всех «Метаморфозах» 4.500–501 , 7.406–409 Цербер является потомком Ехидны, не называя отца.
- ^ Гесиод , Теогония 309–324 (хотя неясно, кого Гесиод имел в виду как мать Химеры: Ехидну, Гидру или Кето); Аполлодор , 2.5.10 , 2.3.1 ; Гигин , к «Фабулам» Предисловие .
- ^ Ганц, с. 22; Огден 2013a, с. 105, с н. 182; Гесиод , Теогония 311–312 ; Пиндар , фрагмент F249a/b SM, из утерянной поэмы Пиндара о Геракле в подземном мире, согласно схолии по « Илиаде» .
- ^ Огден 2013a, стр. 105–106, с н. 183; Софокл , Женщины Трахиса 22–25 («трехтелые»), 1097–1099 ; Еврипид , Геракл 610–611 , 1276–1278 ; Вергилий , Энеида 6.417–421 («тройногорлый», «три свирепых рта»), Георгика 4.483 («тройные челюсти»); Овидий , Метаморфозы 4.449–451 («трехликие рты», «тройной лай»), 9.185 («тройная форма»), 10.21–22 («три шеи»), 10.65–66 («тройные шеи»), Heroides 9.93–94 (стр. 114–115) («тройной»); Сенека , Агамемнон 859–862 (стр. 198–199) («тройные цепи»), Геркулес Фуренс 60–62 (стр. 52–53) («тройные шеи»), 782–784 (стр. 110–111) ; Стаций , Сильвы 2.1.183–184 (I стр. 90–91) («тройные челюсти»), 3.3.27 (I стр. 168–169) («тройные»), Фиваида , 2.31 (I стр. 396–397) ) , («тройной»), 2,53 (I стр. 398–399) («тройной»); Проперций , Элегии 3.5.44 (стр. 234–237) («три глотки»), 3.18.23 (стр. 284–285) («три головы») Аполлодор , 2.5.12 («три собачьи головы»).
- ^ Уэст, Дэвид, с. 108 ; Огден 2013a, с. 107; Гораций , Оды 3.11.17–20 (Запад, Давид, стр. 101–103 ) («сто змей… трехязычных»), Оды 2.13.33–36 («стоглавые»), Оды 2.19.29– 32 («тройной язык»).
- ^ Аполлодор , 2.5.12 ; Цецес , Хилиадес 2.36.389–392 (греч.: Кисслинг, стр. 55–56 ; английский перевод: Берковиц, стр. 48 ); Примечание Фрейзера 1 к Аполлодору, 2.5.12.
- ^ LIMC Herakles 2554. Архивировано 10 июля 2017 г. в Wayback Machine (Смоллвуд, стр. 87, 98); Шефолд 1992, стр. 130–131 , рис. 152 ; Архив Бизли 200011 ; Персей Лувр F 204 (Ваза) .
- ^ Смоллвуд, с. 87; Ганц, с. 22; Огден 2013а, с. 106. По мнению Ганца, «Предположительно, частый вариант двух голов возник из-за логистических проблем при рисовании», и Огден задается вопросом, «приветствуют ли такие изображения или устанавливают традицию двуглавого Цербера, или нам следует представить себе скрытую третью голову». за двумя, которые можно увидеть?» Об одноголовом Цербере см. LIMC Herakles 2553, 2570, 2576, 2591, 2621.
- ^ LIMC Геракл 2553 (Смоллвуд, стр. 87, 97–98); Ганц, с. 22; Огден 2013а, с. 106, с н. 184. Фрагмент рельефного пифоса (ок. 590–570 до н. э.) LIMC Herakles 2621 (Смоллвуд, стр. 92), по-видимому, изображает одинокого Цербера с головой льва и змеей (с открытой пастью) на спине.
- ^ LIMC Herakles 2605. Архивировано 10 июля 2017 г. в Wayback Machine (Смоллвуд, стр. 91); Шефолд 1992, с. 129 ; Ганц, с. 22; Огден 2013a, с. 106, с н. 185.
- ^ Огден 2013b, с. 63 .
- ^ Гекатей Милетский , фр. *27 Фаулер (Fowler 2000, стр. 136) ( apud Pausanias , 3.25.4–5 ), (ср. FGrH 1 F27); Огден 2013а, с. 107.
- ^ Платона Республика 588c .
- ^ Euphorian , фрагмент 71 Лайтфут (Lightfoot, стр. 300–303 ; Ogden 2013b, стр. 69–70 ); Огден 2013а, с. 107.
- ^ Эйфорион , фрагмент 41a Лайтфут, (Лайтфут, стр. 272–275 = фрагмент Геродора 31 Фаулер).
- ^ Вергилий , Энеида 6.419 ,
- ^ Овидий , Метаморфозы 4.500–501 .
- ^ Овидий , Метаморфозы 10.22–24.
- ^ Овидий , Героиды 9.93–94 (стр. 114–115) .
- ^ Сенека , Геркулес Фуренс 785–812 (стр. 112–113) . См. также Лукан , Фарсалия 6.664–665 , где головы Цербера «ощетинились» змеями; и Аполлодор , 2.5.12, чей Цербер имеет змеиный хвост и имеет «на спине головы всех видов змей».
- ^ Еврипид Геракл 22–25 .
- ^ Вергилий , Энеида 6.422 .
- ^ Гесиод , Теогония 311 .
- ^ Сенека , Геркулес Фуренс 788–791 (стр. 112–113) .
- ^ LIMC Геракл 2599 г. н.э .; Архив Бизли 302005 . Баумайстера Воспроизведено по «Памятникам классической древности» , том I, рис. 730 (текст на стр. 663).
- ↑ Обсуждение захвата Цербера Гераклом см. в Gantz, стр. 413–416; Хард, стр. 268–269 ; Огден 2013a, стр. 104–115.
- ^ Гомер , Илиада 8.367–368 ; сравните с Одиссеей 11.620–626 . Гераклу также поручено задание Эврисфеем в «Гекатее Милетском» , фр. *27 Фаулер (Фаулер 2000, стр. 136) ( apud Pausanias , 3.25.4–5 ), (ср. FGrH 1 F27), Еврипид , Геракл 1276–1278 , Пирифой TrGF 43 F1, строки 10–14 (Ogden 2013b, стр. 69–70 ; Коллард и Кропп, стр. 646–647 ); Euphorian , фрагмент 71 Лайтфут (Lightfoot, стр. 300–303 ; Ogden 2013b, стр. 69–70 ); Диодор Сицилийский , 4.25.1 ; Гигин , Фабулы 32 .
- ^ Аполлодор , 2.5.12 . Так же и в Euphorian , фрагмент 71 Lightfoot 13 (Lightfoot, стр. 300–303 ; Ogden 2013b, стр. 69–70 ), и Tzetzes , Chiliades 2.36.388–410 (греческий: Kiessling, стр. 55–56 ; английский перевод). : Берковиц, стр. 48 ). Еврипид , Геракл 22–25 , называет этот подвиг последним. Однако, согласно Диодору Сицилийскому , 4.25.2 этот подвиг был одиннадцатым и предпоследним, а двенадцатым было похищение яблок Гесперид .
- ^ Pirthous TrGF 43 F1, строки 10–14 (Огден 2013b, стр. 70 ; Коллард и Кропп, стр. 646–647 ); Огден 2013а, с. 113.
- ^ Еврипид Геракл 612–613 ; Пападопулу, с. 163 .
- ^ Диодор Сицилийский , 4.25.1–2 .
- ^ Аполлодор , 2.5.12 ; а также Цецес , Хилиадес 2.36.394 (греческий: Кисслинг, стр. 55–56 ; английский перевод: Берковиц, стр. 48 ). Аполлодор добавляет, что, поскольку посвящение иностранцев было противозаконным, Геракл был усыновлен Пилием, и что прежде чем Геракл мог быть посвящен, он сначала должен был «очиститься от убийства кентавров»; Фрейзера см. также примечание 2 к Аполлодору, 2.5.12.
- ^ Гомер , Одиссея 11.620–626 ; сравните с Павсанием , 8.18.3 . Аполлодор , 2.5.1 также имеет Гермеса, помогающего Гераклу в подземном мире.
- ^ Огден 2013a, с. 110; Фаулер 2013, с. 305 с н. 159. Вход в Тайнарон упоминается еще в Пиндаре , Пифиан 4.44 .
- ^ Гекатей Милетский , фр. *27 Фаулер (Fowler 2000, стр. 136) ( apud Pausanias , 3.25.4–5 ), (ср. FGrH 1 F27); Еврипид , Геракл 22–25 ; Сенека , Геркулес Фуренс 662–696 (стр. 102–105) ; Аполлодор , 2.5.1 , а также Цецес , Хилиадес 2.36.395 (греч.: Кисслинг, стр. 55–56 ; английский перевод: Берковиц, стр. 48 ).
- ^ Ксенофонт Афинский , Анабасис 6.2.2 .
- ^ Огден 2013a, с. 108.
- ^ Ганц, стр. 291–295.
- ^ Аполлодор , 2.5.12 , E.1.24 ; сравните с Цецом , Хилиадесом 2.36.396–410, 4.31.911–916 (греч.: Кисслинг, стр. 55–56 , 153 ; английский перевод: Берковиц, стр. 48 , 138 ).
- ^ LIMC Геракл 3519 ; Ганц, с. 292; Шелфолд 1966, стр. 68–69 рис. 24.
- ^ Еврипид Геракл 1169–1170. , : 1221–1222 ; Ганц, с. 293.
- ^ Ганц, стр. 293; Коллард и Кропп, с. 637 ; Гипотеза Piritous TrGF 43 F1 (Коллард и Кропп, стр. 640–641 ).
- ^ Филохор , FGrH 328 F18a, b, c; Хардинг, стр. 67–70 ; Огден 2013b, с. 73 ; Огден 2013а, с. 109 (Филохор F18a = Плутарх , Тесей 35.1 , ср. с 31.1–4 ).
- ^ Диодор Сицилийский , 4.26.1 .
- ^ Диодор Сицилийский , 4.63.4 ; Ганц, с. 294–295.
- ^ Гигин , Басни 79
- ^ Архив Бизли 10772 .
- ^ Огден 2013a, стр. 110–112.
- ^ Аполлодор , 2.5.1 ; сравните с Цецом , Хилиадом 2.36.400–401 (греч.: Кисслинг, стр. 55–56 ; английский перевод: Берковиц, стр. 48 ), в котором говорится, что Геракл овладел Цербером, «покрытый только своей львиной шкурой и нагрудником / Помимо остальное его оружие, как сказал Плутон [т.е. Аид]».
- ^ Гомер , Илиада 5.395–397 ; Кирк, с. 102; Огден 2013a, 110–111 . ; стр Ганц, стр. 70, 414, 416. Паньясис F26 Запад (Запад, ML, (стр. 212–213) показывает, как Геракл застрелил «Элеану Аид». Сравните с Сенекой, Геркулес Фуренс 48–51 (стр. 52–53). ) , где Геракл возвращает «трофеи триумфа над побежденным царем… покоренным Дисом».
- ^ Школа. Гомер Илиада 5.395–397 (Огден 2013b, стр. 66 ); Огден 2013а, с. 112 ; Ганц, с. 416.
- ^ Смоллвуд, стр. 96–97; Огден 2013а, с. 111.
- ^ Огден 2013a, с. 111.
- ^ Еврипид Геракл 610–613 ; Огден 2013b, стр. 69–70 . Этот вопрос повторяется у Сенеки, Hercules Furens 760–761 (стр. 110–111) , где Амфитрион спрашивает: «Это добыча, которую [Геракл] приносит, или добровольный подарок от его дяди.
- ^ Гипотеза Пиритуса TrGF 43 F1 (Коллард и Кропп, стр. 640–641 ).
- ^ Диодор Сицилийский , 4.26.1 .
- ^ Аристофан , Лягушки 465–469 ; Огден 2013b, стр. 65–66 .
- ^ Сенека , Геркулес Фуренс 797–812 (стр. 112–113) .
- ^ Овидий , Метаморфозы 7.409–413 .
- ^ Огден 2013a, стр. 107–108, 112–113.
- ^ Страбон , 8.5.1 .
- ^ Сенека , Геркулес Фуренс 663 (стр. 102–105) (вход), 813 (стр. 112–113) (выход). Отчет Сенеки может отражать гораздо более древнюю традицию, рационализированную Гекатеем Милетским , фр. *27 Фаулер (Fowler 2000, стр. 136) ( apud Pausanias , 3.25.4–5 ), (ср. FGrH 1 F27), см. Ogden 2013a, p. 112.
- ^ Аполлодор , 2.5.12 . Цецес , Хилиадес 2.36.404 (греч.: Кисслинг, стр. 55–56 ; английский перевод: Берковиц, стр. 48 ) также воспитывал Цербера в Трезене.
- ^ Павсаний , 2.31.2 .
- ^ Огден 2013a, стр. 107–108, 112; Огден 2013b, стр. 68–69 ; Фаулер 2013, стр. 305 и далее. ; Фрагмент Геродора 31 Фаулера (= фрагмент Эйфориона 41а Лайтфут); Эйфорион , фрагмент 41 Лайтфут (Lightfoot, стр. 272–275 ); Диодор Сицилийский , 14.31.3 ; Овидий , Метаморфозы 7.406–419 ; Помпоний Мела , 1,92; Плиний , Естественная история 27,4 ; Схол. Никандр Алексифармака 13б; Дионисий Перигет , 788–792; Евстафий , Комментарии к Дионисию Перигете 788–792; Первый ватиканский мифограф , 1.57 (Огден 2013b, стр. 73–74 ; Пепин, стр. 36). Об аконите в окрестностях Гераклеи см. также Theophrastus , Historia Plantarum 9.16.4, стр. 298–299 ; Страбон , 12.3.7 ; Плиний , Естественная история 6.4 ; Арриан , FGrH 156 F76a apud Евстафий Фессалоникийский , Комментарий к Дионису Перигетесу 788–792.
- ^ Школа. Аполлоний Родосский Аргонавтический 2.353 (Огден 2013b, стр. 68 ); сравните с Эйфорионом , фрагмент 41а Лайтфут, (Лайтфут, стр. 272–275 = Геродора 31 Фаулера). фрагмент
- ^ Овидий , Метаморфозы 7.413–419 , в которых Цербер был поднят из подземного мира через пещеру на «берегах Скифии, где, по легенде, растение [аконит] росло на почве, зараженной зубами Цербера».
- ^ Сенека , Геркулес Фуренс 797–821 (стр. 112–115) ; см. также «Агамемнон» , 859–862 (стр. 198–199) , где Цербер «боится цвета неизвестного света».
- ^ Павсаний , 2.35.10 ; Еврипид , Геракл 615 (Огден 2013b, стр. 69–70 ).
- ^ Павсаний , 9.34.5 .
- ^ Огден 2013a, стр. 112–113.
- ^ Огден 2013a, с. 113; Огден 2013b, стр. 69–71 .
- ^ Эйфориан , фрагмент 71 Лайтфут 14–15 (Лайтфут, стр. 300–303 ; Огден 2013b, стр. 69–70 ).
- ^ Диодор Сицилийский , 4.26.1 .
- ^ Сенека , Геркулес Фуренс 46–62 (стр. 52–53) .
- ^ Сенека , Геркулес Фуренс 827–829 (стр. 114–115) .
- ^ Аполлодор , 2.5.12 .
- ^ Исихий Александрийский св элеутерон гидор (Огден 2013b, стр. 69–71 ); Огден 2013a, с. 114.
- ^ Обсуждение источников см. Ogden 2013a, стр. 104–114; Огден 2013b, стр. 63–74 ; Ганц, стр. 22–23, 413–416.
- ^ Гомер , Илиада 8.367–368 , Одиссея 11.620–626 .
- ^ Гомер , Илиада 5.395–397 ; Кирк, с. 102; Огден 2013a, 110–111 . ; стр Ганц, стр. 70, 414, 416.
- ^ Гесиод , Теогония 300–312 .
- ^ Гесиод , Теогония 767–774 ; Огден 2013b, стр. 65 .
- ^ Бауэра, с. 94 ; Огден 2013a, с. 105 н. 182.
- ^ Ганц, с. 22; Огден 2013a, с. 106, с н. 184; ЛИМЦ Геракл 2553 .
- ^ Бауэра, с. 120 .
- ^ Ганц, с. 22; Огден 2013a, с. 106, с н. 185; LIMC Herakles 2605. Архивировано 10 июля 2017 г. в Wayback Machine ; Шефолд 1992, с. 129 ; Пипили, рис. 8.
- ^ Фрагмент Пиндара F249a/b SM, из утерянной поэмы Пиндара о Геракле в подземном мире, согласно схолии по « Илиаде» , Ганц, с. 22; Огден 2013a, с. 105, с н. 182.
- ^ Вакхилиды , Ода 5.56–62 .
- ^ Софокл , Женщины Трахиса 1097–1099 .
- ^ Софокл , Эдип в Колоне 1568–1578 ; Маркантонатос, стр. 129–130 .
- ^ Еврипид Геракл 1276–1278 .
- ^ Еврипид Геракл 22–25 .
- ^ Еврипид Геракл 22–25 .
- ^ Еврипид Геракл 612–613 ; Пападопулу, с. 163 ; Огден 2013b, стр. 69–70 .
- ^ Еврипид Геракл 22–25 .
- ^ Гипотеза Пиритуса TrGF 43 F1 (Коллард и Кропп, стр. 640–641 ). По вопросу об авторстве см. Gantz, p. 293; Коллард и Кропп, стр. 629–635 , с. 636 .
- ^ Платона Республика 588c .
- ^ Эйфориан, фрагмент 71 Лайтфут (Лайтфут, стр. 300–303 ; Огден 2013b, стр. 69–70 ); Огден 2013a, с. 107.
- ^ Школа. Аполлоний Родосский Аргонавтический 2.353 (Огден 2013b, стр. 68 ); сравните с Euphorion , фрагмент 41а Лайтфут (Lightfoot, стр. 272–275 ).
- ^ Диодор Сицилийский , 4.25.1, 26.1–2 ; Огден 2013b, с. 66 .
- ^ Вергилий , Энеида 6.417–425 ; Огден 2013b, с. 71 ; Огден 2013a, стр. 109; Огден 2013b, с. 69 . Сравните с Апулеем , Метаморфозы 6.19 (стр. 284–285) , где вслед за Вергилием выход (как и вход) из подземного мира осуществляется путем подачи Церберу пропитанного медом ячменного пирога.
- ^ Вергилий , Энеида 8.296–297 .
- ^ Вергилий , Георгика 4.483 .
- ^ Гораций , Оды 3.11.13–20 ; Уэст, Дэвид, стр. 101–103 ; Огден 2013a, с. 108. Сравните с Одами 2.13.33–36 («стоглавые», имея в виду, возможно, сто змей), Одами 2.19.29–32 («тройной язык»).
- ^ Овидий , Метаморфозы 4.500–501 .
- ^ Овидий , Метаморфозы 7.406 и далее. ; Огден 2013a, с. 108.
- ^ Сенека , Геркулес Фуренс 782–821 (стр. 110–115) ; Огден 2013b, стр. 66–68 .
- ^ Сенека , Геркулес Фуренс 782–791 (стр. 110–113) .
- ^ Сенека , Геркулес Фуренс 797–821 (стр. 112–115) ; см. также «Агамемнон» , 859–862 (стр. 198–199) , где Цербер «боится цвета неизвестного света».
- ^ Сенека , Геркулес Фуренс 46–62 (стр. 52–53) .
- ^ Аполлодор , 2.5.12 ; Огден 2013b, стр. 64–65 .
- ^ Псевдо-Ноннус , 4.51 (Ниммо Смит, стр. 37 ); Огден 2013а, с. 114 .
- ^ Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae ( LIMC ), Геракл 1697–1761 (Бордман, стр. 5–16), 2553–2675 (Смоллвуд, стр. 85–100); Шефолд 1992, стр. 129–132 .
- ^ LIMC Геракл 2553 (Смоллвуд, стр. 87, 97–98); Шефолд 1966, с. 68 рис. 23; Шефолд 1992, с. 129 ; Огден 2013a, стр. 106, 111; Ганц, стр. 22, 413–414.
- ^ LIMC Геракл 2621 (Смоллвуд, стр. 92, 97); Огден 2013a, с. 108. Цербером, возможно, руководит Геракл, но сохранилась только левая рука. По словам Смоллвуда, идентификация с Гераклом и Цербером «предложена Данбабином, а Шефер считает ее достоверной» (стр. 92), и «слишком мало фрагмента сохранилось для надежной идентификации».
- ^ LIMC Herakles 2605. Архивировано 10 июля 2017 г. в Wayback Machine (Смоллвуд, стр. 91); Шефолд 1992, стр. 129–130 ; Пипили, с. 5, рис. 8; Ганц, с. 22; Огден 2013a, с. 106, 111 с н. 185, с. 111 с н. 230.
- ^ Шефолд 1992, с. 98.
- ^ Шефолд 1992, с. 129 ; Смоллвуд, с. 87. Исключения составляют: LIMC Heracles 2570, 2576 (одна голова).
- ^ Смоллвуд, стр. 87, 93. Исключения включают: LIMC Herakles 2553, 2591, 2621 (одна голова), 2579 (две головы).
- ^ LIMC Геракл 2640, 2642, 2656, 2666, Смоллвуд, с. 93.
- ^ LIMC Геракл 2604 (Смоллвуд, стр. 91); Архив Бизли 301639 .
- ^ Смоллвуд, с. 87; Огден 2013b с. 63 . Примеры: LIMC Геракл 2553–4, 2560, 2571, 2579, 2581, 2586, 2588, 2595, 2600, 2603–6, 2610–11, 2616, 2621, 2628).
- ^ Смоллвуд, с. 87.
- ^ LIMC Геракл 2604 (Смоллвуд, стр. 91); Архив Бизли 301639 .
- ^ LIMC Herakles 2554. Архивировано 10 июля 2017 г. в Wayback Machine (Смоллвуд, стр. 87, 98); Шефолд 1992, стр. 130–131 , рис. 152 ; Архив Бизли 200011 ; Персей Лувр F 204 (Ваза) .
- ^ Смоллвуд, стр. 8, 91.
- ^ LIMC Геракл 2610 (Смоллвуд, стр. 91); Буитрон, Вустер, Массачусетс, 1935,59 ; Архив Бизли, 351415 .
- ^ LIMC Геракл 2628 (Смоллвуд, стр. 93).
- ^ LIMC Геракл 2618 (Смоллвуд, стр. 92).
- ^ Смоллвуд, с. 98.
- ^ Смоллвуд, с. 99.
- ^ Стерн, с. 7 ; Огден 2013а, с. 183 .
- ^ Огден 2013a, стр. 184–185 .
- ^ Гекатей Милетский , фр. *27 Фаулер (Fowler 2000, стр. 136) ( apud Pausanias , 3.25.4–5 ), (ср. FGrH 1 F27); Хоуз, с. 8 ; Хопман, с. 182 ; Огден 2013а, с. 107; Огден 2013b, стр. 72–73 .
- ^ Павсаний , 3.25.6 .
- ^ Палефат, О невероятных сказках 39 (Штерн, стр. 71–72 ).
- ^ Огден 2013a, с. 187 .
- ^ Филохор , FGrH 328 F18a (= Плутарх , Тесей 35.1 ), F18b, F18c; Хардинг, стр. 68–70 ; Огден 2013b, с. 73 ; Огден 2013а, с. 109; Ганц, с. 295; Коллард и Кропп, с. 637 . Сравните с Плутархом, Тесей 31.1–4 ; Цецес , Хилиадес 2.36.388–411 (греч.: Кисслинг, стр. 55–56 ; английский перевод: Берковиц, стр. 48 ), 4.31.911–916 (Кисслинг, стр. 153 ; Берковиц, стр. 138 ).
- ^ Огден 2013b, с. 73 .
- ^ Сервий о Вергилии , Энеида 6.395 ; Огден 2013a, с. 190 . Информацию о других, которые последовали за Сервием в интерпретации Цербера как символа разложения плоти, как в буквальном, так и в моральном смысле, см. в Brumble, стр. 68–69 .
- ^ Fulgentius , Мифологии 1.6 (Whitbread, стр. 51–52 ); Огден 2013а, с. 190 .
- ^ Евсевий , Подготовка Евангелий 3.11.16 .
- ^ Первый ватиканский мифограф , 1.57 (Огден 2013b, стр. 73–74 ; Пепин, стр. 36); Второй Ватиканский мифограф , 173 (Пепин, стр. 171); Третий Ватиканский Мифограф , 13.4 (Пепин, стр. 324 ).
- ^ Второй ватиканский мифограф , 13 (Пепин, стр. 106).
- ^ Третий ватиканский мифограф 6.22 (Пепин, стр. 171).
- ^ Второй ватиканский мифограф , 13 (Пепин, стр. 106); Третий Ватиканский Мифограф 6.22 (Пепин, стр. 171). О других, кто связывал три головы Цербера с тремя континентами, см. Brumble, p. 69 .
- ^ Вергилий , Энеида 6.421 .
- ^ Уилсон-Окамура, с. 169 ; Брамбл, с. 69 .
- ^ Данте , Инферно 6.13–18
- ^ Данте , Инферно 6.25–27 ; Лансинг, с. 154 .
- ^ «Звездные сказки Иэна Ридпата » . Ianridpath.com . Проверено 7 июля 2012 года .
- ^ Беоленс, Бо; Уоткинс, Майкл; Грейсон, Майкл (2011). Словарь эпонимов рептилий . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. xiii + 296 стр. ISBN 978-1-4214-0135-5 . («Цербер», стр. 50).
- ^ «kerber | Просто еще один сайт WordPress» . Проверено 21 октября 2023 г.
- ^ «Аутентификация Керберос» . Цифровой гид IONOS . Проверено 25 августа 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Апулей , Метаморфозы (Золотой осел) , Том I: Книги 1–6. Отредактировано и переведено Дж. Артуром Хэнсоном. Классическая библиотека Леба № 44. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1996. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Аристофан , Лягушки , Мэтью Диллон, редактор, Цифровая библиотека Персея, Университет Тафтса, 1995. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Вакхилиды , Оды в переводе Дайаны Арнсон Сварлиен. 1991. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Блумфилд, Морис, Цербер, Собака Аида: История идеи , издательство Open Court, 1905. Интернет-версия в Интернет-архиве.
- Боура, К.М., Греческая лирическая поэзия: от Алкмана до Симонида , Clarendon Press, 2001. ISBN 978-0-19-814329-1 .
- Диодор Сицилийский , Диодор Сицилийский: Историческая библиотека . Перевод CH Oldfather. Двенадцать томов. Классическая библиотека Леба . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: Уильям Хайнеманн, Лтд., 1989.
- Еврипид . Фрагменты: Эдип-Хрисипп. Другие фрагменты . Отредактировано и переведено Кристофером Коллардом, Мартином Кроппом. Классическая библиотека Леба № 506. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2009.
- Еврипид , Геракл , в переводе Э. П. Кольриджа в «Полной греческой драме » под редакцией Уитни Дж. Оутс и Юджина О'Нила-младшего. Том 1. Нью-Йорк. Случайный дом. 1938. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Фаулер, Р.Л. (2000), Ранняя греческая мифография: Том 1: Текст и введение , Oxford University Press, 2000. ISBN 978-0-19-814740-4 .
- Фаулер, Р.Л. (2013), Ранняя греческая мифография: Том 2: Комментарий , Oxford University Press, 2013. ISBN 978-0-19-814741-1 .
- Фриман, Кэтлин, помощник философов-досократиков: полный перевод фрагментов Дильса, Fragmente Der Vorsokratiker , издательство Гарвардского университета, 1983. ISBN 978-0-674-03501-0 .
- Ганц, Тимоти, Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 9780415186360 . Гугл Книги .
- Хардинг, Филипп, История Афин: Фрагменты местных хроник Аттики , Routledge, 2007. ISBN 978-1-134-30447-9 .
- Хоуз, Грета, Рационализация мифа в древности , OUP Oxford, 2014. ISBN 9780191653407 .
- Гесиод , Теогония , в «Гомеровских гимнах» и «Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер , «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии, в двух томах . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер ; «Одиссея» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1919. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Хопман, Марианна Говерс, Сцилла: миф, метафора, парадокс , издательство Кембриджского университета, 2013. ISBN 978-1-139-85185-5 .
- Гораций , Оды и Кармен Секуляре Горация . Джон Конингтон. пер. Лондон. Джордж Белл и сыновья. 1882. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гигин, Гай Юлий , Мифы о Гигине . Отредактировано и переведено Мэри А. Грант, Лоуренс: University of Kansas Press, 1960.
- Кирк, Г.С. 1990 «Илиада: комментарий: том 2, книги 5–8» , ISBN 978-0521281720 .
- Лансинг, Ричард (редактор), Энциклопедия Данте , Routledge, 2010. ISBN 9781136849725 .
- Лайтфут, Дж. Л. Эллинистическая коллекция: Филитас. Александр Этолийский. Гермесианакс. Эйфорион. Парфений . Отредактировано и переведено Дж. Л. Лайтфутом. Классическая библиотека Леба № 508. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2010. ISBN 978-0-674-99636-6 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Линкольн, Брюс (1991). Смерть, война и жертвоприношение: исследования идеологии и практики . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-48199-9 .
- Лукан , Фарсалия , сэр Эдвард Ридли. Лондон. Лонгманс, Грин и компания, 1905 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Маркантонатос, Андреас, Трагическое повествование: нарратологическое исследование Эдипа Софокла в Колоне , Вальтер де Грюйтер, 2002. ISBN 978-3-11-089588-9 .
- Ниммо Смит, Дженнифер, Путеводитель христианина по греческой культуре: комментарии псевдононнуса к проповедям 4, 5, 39 и 43 . Издательство Ливерпульского университета, 2001. ISBN 9780853239178 .
- Огден, Дэниел (2013a), Дракон: миф о драконе и культ змеи в греческом и римском мирах , Oxford University Press, 2013. ISBN 978-0-19-955732-5 .
- Огден, Дэниел (2013b), Драконы, змеи и убийцы в классическом и раннехристианском мирах: справочник , Oxford University Press. ISBN 978-0-19-992509-4 .
- Овидий . Героиды. Аморес . Перевод Гранта Шауэрмана. Отредактировано ГП Гулдом. Классическая библиотека Леба 41. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1977. ISBN 978-0-674-99045-6 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Овидий , Метаморфозы , Брукс Мор. Бостон. Cornhill Publishing Co., 1922 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Пападопулу, Талия, Геракл и трагедия Еврипида , Cambridge University Press, 2005. ISBN 978-1-139-44667-9 .
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Пепин, Рональд Э., Мифографы Ватикана , издательство Fordham University Press, 2008. ISBN 9780823228928
- Пиндар , Одес , Диана Арнсон Сварлиен. 1990. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Пипили, Мария, Лаконская иконография шестого века до нашей эры , Оксфордский университет, 1987.
- Платон , Республика Книги 6–10 , перевод Пола Шори, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1969. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Плутарх . Жизни, Том I: Тезей и Ромул. Ликург и Нума. Солон и Публикола . Перевод Бернадота Перрена. Классическая библиотека Леба № 46. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1914. ISBN 978-0-674-99052-4 . Тесей в цифровой библиотеке Персея .
- Проперция Элегии под редакцией и переводом Г. П. Гулда. Классическая библиотека Леба 18. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1990. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Квинт Смирней , Квинт Смирней: Падение Трои , Переводчик: А.С. Уэй; Издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс, 1913. Интернет-архив.
- Роум, Адриан, «Кто есть кто в классической мифологии» , Gramercy Books, 2003. ISBN 0-517-22256-6 .
- Шефолд, Карл (1966), Миф и легенда в раннем греческом искусстве , Лондон, Темза и Гудзон.
- Шефолд, Карл (1992), Боги и герои в позднеархаическом греческом искусстве , при содействии Луки Джулиани, Cambridge University Press, 1992. ISBN 978-0-521-32718-3 .
- Сенека , Трагедии, Том I: Геркулес. Троянские женщины. Финикийские женщины. Медея. Федра . Отредактировано и переведено Джоном Г. Фитчем. Классическая библиотека Леба № 62. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2002. ISBN 978-0-674-99602-1 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Сенека , Трагедии, Том II: Эдип. Агамемнон. Фиест. Геркулес на Эте. Октавия . Отредактировано и переведено Джоном Г. Фитчем. Классическая библиотека Леба № 78. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2004. ISBN 978-0-674-99610-6 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Смоллвуд, Валери, «М. Геракл и Кербер (Лейбор XI)» в Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC) V.1 Artemis Verlag, Цюрих и Мюнхен, 1990. ISBN 3-7608-8751-1 . стр. 85–100.
- Софокл , Женщины Трахиса , Перевод Роберта Торранса. Хоутон Миффлин. 1966. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Статиус , Статиус с английским переводом Дж. Х. Мозли , Том I, Сильва , Фиваида , Книги I – IV, Классическая библиотека Леба № 206, Лондон: William Heinemann, Ltd., Нью-Йорк: Сыновья Г. П. Патнэма, 1928. ISBN 978-0-674-99226-9 . Интернет-архив
- Статиус , Статиус с английским переводом Дж. Х. Мозли , Том II, Фиваида , Книги V – XII, Ахиллеида , Классическая библиотека Леба № 207, Лондон: William Heinemann, Ltd., Нью-Йорк: Сыновья Г. П. Патнэмма, 1928. ISBN 978-0-674-99228-3 . Интернет-архив
- Стерн, Джейкоб, Палефатус Πεπὶ Ὰπίστων, «О невероятных сказках» , издательство Bolchazy-Carducci, 1996. ISBN 9780865163201 .
- Трипанис, Калифорния, Гельцер, Томас; Уитмен, Седрик, Каллимах, Мусей, Эция, Ямби, Гекал и другие фрагменты. Герой и Леандер , издательство Гарвардского университета, 1975. ISBN 978-0-674-99463-8 .
- Цецес , Хилиадес , редактор Готлиб Кисслинг, FCG Vogel, 1826. (Английский перевод, Книги II–IV, Гэри Берковиц. Интернет-архив ).
- Вергилий , Энеида , Теодор К. Уильямс. пер. Бостон. Houghton Mifflin Co., 1910 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Вергилий , Буколики, Энеида и Георгики Вергилия . Дж. Б. Гриноф. Бостон. Джинн и компания, 1900 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Уэст, Дэвид, Гораций, Оды 3 , Oxford University Press, 2002. ISBN 978-0-19-872165-9 .
- Уэст, М.Л. (2003), Фрагменты греческого эпоса: с седьмого по пятый века до нашей эры . Отредактировано и переведено Мартином Л. Уэстом. Классическая библиотека Леба № 497. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2003. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Уитбред, Лесли Джордж, Фульгентиус Мифограф . Колумбус: Издательство Государственного университета Огайо, 1971.
- Вудфорд, Сьюзан, Спир, Джеффри, «Керберос», в Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC) VI.1 Артемида Верлаг, Цюрих и Мюнхен, 1992. ISBN 3-7608-8751-1 . стр. 24–32.
- Ксенофонт , Анабасис в Ксенофонте в семи томах , 3. Карлтон Л. Браунсон. Издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс; Уильям Хайнеманн, Лтд., Лондон. 1922. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Цербером (мифология) на Викискладе?
- Словарное определение Цербера в Викисловаре
- Словарное определение Цербера в Викисловаре
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Цербер ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Цербер
- Персонажи VI книги «Энеиды»
- Греческий преступный мир
- Мифологические собаки
- Мифологические гибриды
- Символы Аида
- Подвиги Геркулеса
- Мифологические собаки
- Деяния Гермеса
- Монстры в греческой мифологии
- Мифические многоголовые существа
- Греческие легендарные существа
- Собаки в религии
- Метаморфозы в цветы в греческой мифологии
- Персонажи Божественной комедии