Jump to content

Торопиться

Координаты : 39 ° 32'47 "N 20 ° 47'16" E  /  39,54639 ° N 20,78778 ° E  / 39,54639; 20,78778
Торопиться
Додона
Вид на булевтерион в Додоне
Додона находится в Греции.
Торопиться
Показано в Греции
Расположение Додони , Янина , Эпир , Греция
Область Эпир
Координаты 39 ° 32'47 "N 20 ° 47'16" E  /  39,54639 ° N 20,78778 ° E  / 39,54639; 20,78778
Тип Город и святилище
История
Основан Второе тысячелетие до нашей эры
Заброшенный 391–392 гг. н. э.
Периоды Микенский греческий в Римский имперский
Культуры греческий , римский
Примечания к сайту
Состояние Разрушенный
Право собственности Общественный
Публичный доступ Да

Додона ( / d ˈ d n ə / ; дорический греческий : Додона , латинизированный: Dōdṓnā , ионический и аттический греческий : Додони , [1] Dodṓnē ) в Эпире на северо-западе Греции был старейшим эллинским оракулом , возможно, датируемым 2-м тысячелетием до н.э. по Геродоту . Самые ранние сообщения Гомера описывают Додону как оракула Зевса . Расположенный в отдаленном регионе вдали от главных греческих полисов , он считался вторым по престижу после Дельфийского оракула .

Аристотель считал регион вокруг Додоны частью Эллады и регионом происхождения эллинов . [2] Оракул сначала находился под контролем феспротианцев, прежде чем перешел в руки молоссян . [3] Он оставался важным религиозным святилищем до появления христианства в позднеримскую эпоху .

Описание

[ редактировать ]

Во времена классической античности , по разным сведениям, жрицы и жрецы в священной роще интерпретировали шелест дубовых (или буковых) листьев, чтобы определить правильные действия, которые необходимо предпринять. Согласно новой интерпретации, пророческий звук исходил от бронзовых предметов, свисающих с дубовых ветвей, и звучал при дуновении ветра, подобно колокольчикам . [4]

Согласно Николасу Хаммонду , Додона была оракулом, посвященным Богине -Матери (отождествляемой в других местах с Реей или Геей , но здесь называемой Дионой ), к которой в исторические времена присоединилось и частично вытеснило греческое божество Зевс . [5]

Ранняя история

[ редактировать ]
Жертвенный молот Додоны. Бронза, VII век до н.э. Лувр

Хотя самые ранние надписи на этом месте датируются ок. 550–500 гг. до н.э., [6] археологические раскопки, проводившиеся более века, обнаружили артефакты еще микенской эпохи . [7] многие из них сейчас находятся в Национальном археологическом музее Афин , а некоторые – в археологическом музее в соседней Янине . Существовала древняя традиция, согласно которой Додона была основана как колония из города, также называемого Додона , в Фессалии . [8]

Культовая деятельность в Додоне в той или иной форме сложилась уже в эпоху поздней бронзы (или микенский период). [9] В Додону были привезены микенские подношения, такие как бронзовые предметы XIV и XIII веков. [10] с квадратными плечами XIII века В Додоне была найдена гробница ; у него не было контекста, а был микенский осколок ок. На этом месте также были раскопаны 1200 г. до н.э. вместе со киликса . стеблями [11] Археологические данные показывают, что культ Зевса возник примерно в то же время. [12] В постмикенский период (или « греческие темные века ») свидетельств деятельности в Додоне мало, но наблюдается возобновление контактов между Додоной и южной Грецией в архаический период (8 век до н.э.) с наличием бронзовых вотивов. подношения (т.е. треножники ) из южных греческих городов. [9] Посвящения Оракулу Додоны пришли из большей части греческого мира, включая его колонии. Хотя на прилегающей территории было мало иллирийских приверженцев, скорее всего, потому, что Оракул предпочитал взаимодействие с греческим миром. [13] [14] До 650 г. до н. э. Додона была религиозным и пророческим центром преимущественно для северных племен; только после 650 г. до н.э. это стало важным для южных племен. [15]

Зевсу в Додоне поклонялись как «Зевсу Найосу» или «Наосу» (богу источника под дубом в теменосе или святилище , ср. Наяды ). [16] и как «Зевс Булей» (Советник). [17] По мнению Плутарха , поклонение Юпитеру (Зевсу) в Додоне установили Девкалион и Пирра . [18]

Самое раннее упоминание о Додоне встречается у Гомера , и в этом рассказе упоминается только Зевс. В «Илиаде» (около 750 г. до н. э.) [19] Ахиллес молится «Высокому Зевсу, Владыке Додоны, пеласгу , живущему вдалеке, размышляющему о зимней Додоне» (таким образом демонстрируя, что Зевса также можно вызывать на расстоянии). [20] Никаких построек не упоминается, а жрецы (называемые Селлой ) спали на земле с немытыми ногами. [21] У Гомера не упоминаются жрицы.

Оракул также присутствует в другом отрывке с участием Одиссея, рассказывающем историю его визита к Додоне. Слова Одиссея «свидетельствуют о знакомстве с Додоной, осознании ее важности и понимании того, что было нормально консультироваться там с Зевсом по проблемам личного поведения». [22]

Подробности этой истории таковы. Одиссей говорит свинопасу Евмею [23] (возможно, дав ему вымышленное сообщение), что его (Одиссея) видели среди феспротиев, отправившегося спрашивать оракула в Додоне, следует ли ему вернуться на Итаку открыто или тайно (как это делает переодетый Одиссей). Позже Одиссей повторяет ту же историю Пенелопе, которая, возможно, еще не разглядела его маскировку. [24]

По мнению некоторых ученых, Додона изначально была оракулом Богини -Матери, которого посещали жрицы. На других объектах она была идентифицирована как Рея или Гея . Оракул также разделяла Диона . В классические времена Дионе отводилась второстепенная роль в других частях классической Греции, превращаясь в аспект более обычной супруги Зевса, Геры , — но никогда в Додоне. [25]

Во многих посвятительных надписях, обнаруженных на этом месте, упоминаются как «Диона», так и «Зевс Найос». [26]

По мнению некоторых археологов, только в IV веке до нашей эры на этом месте был построен небольшой каменный храм Дионы. К тому времени, когда Еврипид упомянул Додону (фрагментарная пьеса «Меланиппа» ) и Геродот написал об оракуле, на месте появились жрицы.

В Додоне было найдено более 4200 пророческих табличек, написанных разными алфавитами и датированных примерно серединой VI - началом II веков до нашей эры. Все тексты написаны на греческом языке и свидетельствуют о более чем 1200 личных именах из разных регионов; это были почти исключительно греческие имена, причем негреческие имена (например, фракийские, иллирийские) составляли около 1% от общего числа. [26] [27]

Классическая и эллинистическая Греция

[ редактировать ]
Карта основных святилищ классической Греции .

Хотя он никогда не затмевал Дельфийского оракула Аполлона , Додона приобрел репутацию далеко за пределами Греции. В « Аргонавтике » Аполлония Родосского , пересказе древней истории о Ясоне и аргонавтах , корабль Ясона, « Арго », обладал даром пророчества, поскольку в нем находилась дубовая древесина, привезенная из Додоны.

В ц. В 290 г. до н.э. царь Пирр сделал Додону религиозной столицей своих владений и украсил ее, реализовав ряд строительных проектов (т. е. грандиозно перестроил Храм Зевса, построил множество других зданий, добавил фестиваль, включающий спортивные игры, музыкальные конкурсы и разыграл драмы). в театре). [21] Вокруг самого оракула и святого дерева была построена стена, а также храмы Дионы и Геракла .

В 219 году до нашей эры этолийцы под предводительством генерала Доримаха разграбили и подожгли святилище. [21] [28] В конце III века до нашей эры король Македонии Филипп V (вместе с Эпиротами) реконструировал все здания в Додоне. [21] [29] В 167 г. до н. э. молоссские города и, возможно, сама Додона были разрушены римлянами . [21] [30] (под руководством Эмилия Паулюса [31] ). Фрагмент Дион Кассия сообщает, что фракийские солдаты по подстрекательству царя Митридата разграбили святилище ок. 88 г. до н.э. Во времена правления императора Августа это место было достаточно заметным, чтобы там была установлена ​​почетная статуя Ливии . Путешественник II века Павсаний заметил священный дуб Зевса. [32] В 241 году н.э. священник по имени Поплиус Меммий Леон организовал фестиваль Найя в Додоне. [33] В 362 году н. э. император Юлиан консультировался с оракулом перед своей военной кампанией против персов. [34]

Паломники обращались к оракулу до 391–392 гг. н. э., когда император Феодосий закрыл все языческие храмы, запретил всю языческую религиозную деятельность и срубил древний дуб в святилище Зевса. [35] Хотя уцелевший город был незначительным, давно освященное языческое место, должно быть, сохранило значение для христиан, учитывая, что епископ Додоны по имени Теодор присутствовал на Первом Эфесском соборе в 431 году нашей эры. [31]

панорама театра Додоны, современная деревня Додони и заснеженная гора Томарос. На заднем плане видна
План святилища в том виде, в котором он развивался до римского периода. № 16 на этой карте — христианская базилика, расположенная на месте бывшего храма Зевса.

Геродот [36] ( Истории рассказали 2:54–57) жрецы египетских Фив в V веке до нашей эры , что «две жрицы были увезены из Фив финикийцами ; одна, как они слышали, была увезена и продана в Ливии , другая в Элладе эти женщины, по их словам, были первыми основателями мест гаданий в вышеупомянутых странах». Самый простой анализ цитаты таков: Египет, как для греков, так и для египтян, был источником человеческой культуры, за исключением неизмеримой древности. Этот мифический элемент гласит, что оракулы в оазисах Сива в Ливии и Додона в Эпире были одинаково древними, но аналогичным образом передавались финикийской культурой, и что провидицы – Геродот не говорит « сивиллы » – были женщинами.

Геродот продолжает то, что ему рассказали пророчицы, называемые пелеадами («голубями») в Додоне:

что два черных голубя прилетели из Фив в Египте , один в Ливию, а другой в Додону; последний поселился на дубе и произнес там человеческую речь, заявив, что там должно быть устроено место гадания от Зевса; жители Додоны поняли, что послание было божественным, и поэтому основали пророческий храм. Голубь, прилетевший в Ливию, велел ливийцам (говорят они) сделать оракул Аммона; это также священно для Зевса. Такова была история, рассказанная додонейскими жрицами, старшей из которых была Променея, следующей Тимареткой и младшей Никандрой; и остальные служители храма в Додоне придерживались того же мнения.

В простейшем анализе это было подтверждением традиции оракула в Египте. Элемент голубя может быть попыткой объяснить народную этимологию, примененную к архаическому имени священных женщин, которое больше не имело смысла, и возможную связь с Зевсом, оправданную сказкой, рассказанной жрицей. Был ли элемент пел- в их названии связан с «черными» или «мутными» корневыми элементами в именах типа «Пелей» или «Пелопс»? Поэтому голуби были черными?

Геродот добавляет:

Но мое собственное убеждение заключается в следующем. Если финикийцы действительно увезли священных женщин и продали одну в Ливию, а другую в Элладу, то, по моему мнению, местом, где эта женщина была продана на территории нынешней Эллады, но прежде называвшейся Пеласгией , была Феспротия ; и тогда, будучи там рабыней, она установила святилище Зевса под дубом, росшим там; ибо было разумно, что, поскольку она была служанкой храма Зевса в Фивах, она помнила тот храм в стране, куда она пришла. После этого, как только она поняла греческий язык, она научила гаданию; и она сказала, что ее сестра была продана в Ливии теми же финикийцами, которые продали ее.Я предполагаю, что жители Додоны называли этих женщин «голубями», потому что они говорили на странном языке, и люди думали, что он похож на крики птиц; тогда женщина говорила то, что они могли понять, и потому говорят, что голубь произнес человеческую речь; пока она говорила на чужом языке, они думали, что ее голос подобен голосу птицы. Ибо как мог голубь произносить человеческую речь? История о том, что голубь был черным, означает, что женщина была египтянкой.

Феспротия, расположенная на побережье к западу от Додоны, была доступна мореплавателям-финикийцам, которые, читатели Геродота, не ожидали, что они проникнут так далеко вглубь страны, как Додона.

Согласно Страбону , оракул был основан пеласгами: [37]

Этот оракул, по словам Эфора, был основан пеласгами. А пеласгов называют самым ранним из всех народов, господствовавших в Греции.

На месте оракула доминировала гора Томарос , территория которой контролировалась феспротийцами , а затем молоссами : [38]

Итак, в древние времена Додона находилась под властью феспротиев; так же и гора Томарос, или Тмарос (ибо она называется в обе стороны), у подножия которой расположен храм. И трагические поэты, и Пиндарос называли Додону «Феспротской Додоной». Но позже он перешел под власть молоссов.

По мнению Страбона, пророчества изначально были произнесены мужчинами: [37]

Правда, вначале пророчества произносили мужчины (возможно, поэт указывает и на это, ибо называет их «гипофетами» [толкователями], и к ним можно было бы причислить пророков), но позднее к ним были причислены три старухи. назывались пророками после того, как Диона также была назначена храмовой спутницей Зевса.

Страбон также сообщает как неверную историю о том, что предшественник оракула Додоны находился в Фессалии : [37]

...храм [оракул] был перенесен из Фессалии, из той части Пеласгии, что около Скотуссы (а Скотуса действительно принадлежит территории, называемой Фессалией Пеласгиотис ), а также то, что большинство женщин, чьи потомки являются нынешними пророчицами, перешли одновременно; и именно из-за этого Зевса называли также «Пеласгием».

Во фрагменте Страбона мы находим следующее: [39]

У феспротов и молоссян старухи называются «пелиаи», а старики — «пелиои», как и у македонян; во всяком случае, эти люди называют своих сановников «пелигонами» (сравните геронтов [40] у лаконцев и массалиотов). Отсюда, говорят, и происходит миф о голубях [пелеадах] на дубе Додонейском. [41]

Другие комментарии

[ редактировать ]
Статуэтка Терпсихоры из Додоны , выставленная в музее Майкла К. Карлоса в Атланте .

По словам сэра Ричарда Клаверхауса Джебба , эпитет Зевса Нейос в Додоне в первую очередь обозначал «бога ручьев и, вообще, воды». Джебб также указывает, что Ахелой как водное божество удостоился в Додоне особых почестей. [42] Территория оракула была довольно болотистой, с озерами в этом районе, и упоминание о «святом источнике» Додоны может быть более поздним дополнением.

Джебб в своем анализе в основном следует Страбону. Соответственно, он отмечает, что Селлои, пророки Зевса, также назывались томоурами , это имя происходит от горы Томарес. Томоурой также был вариантом прочтения, найденным в « Одиссее» .

По словам Джебба, Пелеяды в Додоне произошли очень рано и предшествовали назначению Фемонои , пророчицы в Дельфах. [42] Появление служанок, вероятно, произошло в пятом веке. [43] Время перемен явно предшествует Геродоту (V век до н.э.), с его повествованием о голубях и Египте.

Аристотель ( «Метеорология» , 1.14) помещает «Элладу» в районе Додоны и Ахелоя и говорит, что ее населяли «селлои, которые раньше назывались грейками, а теперь эллины». [2] [44]

Альтернативное прочтение Selloi Helloi . Аристотель явно использует «Додону» как обозначение всей местности, в которой находился оракул. Таким образом, по мнению некоторых ученых, слова «эллины» и «Эллада» произошли от Додоны. [44] Кроме того, слово «Греция», возможно, произошло от этой местности.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лидделл и Скотт 1996 , "Додоне"
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хаммонд 1986 , с. 77; Аристотель. Метеорологика . 1.14 .
  3. ^ Поттер 1751 , Глава VIII, «Об оракулах Юпитера», с. 265.
  4. ^ Хариссис, Хараламбос. «Бронзовое колесо из Додоны. Инкс, Котел и Музыка Богов» . В «Спирали. Научное собрание в честь А. Дузугли и К. Захоса. Тапа. Афины. 2017 .
  5. ^ Хаммонд 1986 , с. 39: «...Греческие боги, особенно бог неба Зевс, жили на горе Олимп и в Пиерии, а Зевс Додонский черпал свое значение из бронзового века, когда он вытеснил Богиню-Мать и ассимилировал ее как Афродита."
  6. ^ Лот 2006 , с. 77.
  7. ^ Эйдинов, 2014 , стр. 62–63; Тэнди 2001 , с. 23.
  8. ^ Стефан Византийский Этническая принадлежность . Том. под словом Δωδώνη.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Eidinow 2014 , стр. 62–63: «Похоже, существуют свидетельства контакта между Эпиром и микенской культурой раннего и среднего бронзового века (в основном керамика), причем большинство свидетельств относится к позднему бронзовому веку, включая остатки керамики. , оружие (мечи и двойные топоры), инструменты и украшения, а также импорт из Европы и Ближнего Востока. Предметы и археологические находки на месте Додоны позволяют предположить, что в позднем бронзовом веке здесь уже существовала какая-то культовая деятельность. Свидетельств о периоде Темных веков (1200/1100-730/700 до н. э.) мало, но контакты между этой территорией и городами Южной Греции, похоже, возобновились в восьмом веке (с основанием Элидой Касспеи в 730-700 до н. э.). и поселения Коринфа, включая Амбракию, Анакторион, Эпидамн и Аполлонию, 650/630 до н.э.), и это подтверждается появлением в Додоне бронзовых вотивных подношений с юга Греции, датируемых концом восьмого века и началом с вездесущим штативом, но продолжаясь в архаический период, охватывая множество образов животных, людей и божеств».
  10. ^ Константиниду 1992 , с. 160: Несмотря на отсутствие остатков микенского культового здания, раскопки в Додоне показали, что культ практиковался там с микенских времен. Были привезены микенские подношения, среди них бронзовые предметы XIV и XIII веков...
  11. ^ Десборо 1972 , с. 97. Гробница толос в Парге, в которой была найдена не только микенская, но и местная керамика XIII века, имела наконечник копья, который, возможно, можно отнести к упомянутому типу. Короткий меч был найден в Эфире, недалеко от Парги, а также недалеко от моря (см. выше микенскую керамику на этом месте). К северу и вглубь страны, в Парамифии, в гробнице (обратите внимание на тип) была обнаружена довольно ранняя разновидность короткого меча с покатыми плечами. Еще один, с квадратными плечами (как и остальные, о которых я упомяну), был найден в Додоне, недалеко к югу от равнины Ланнина; у него не было контекста, а был микенский осколок ок. 1200 г. до н. э. на этом месте было обнаружено нечто, похожее на стебли киликса.
  12. ^ Курноу 2004 , с. 59: ...археология обнаружила явные доказательства того, что культ Зевса был установлен в Додоне примерно в 1200 году до нашей эры.
  13. ^ Чапиналь-Эрас, Диего (2021). Знакомство с Додоной: развитие святилища Эпирот от архаических до эллинистических времен . Де Грюйтер . п. 184. ИСБН  978-3-11-072772-2 .
  14. ^ Бордман 1982 , с. 653; Хаммонд 1976 , с. 156.
  15. ^ Бордман и Хаммонд 1982 , стр. 272–273.
  16. ^ Кристенсен 1960 , стр. 104; Тарн 1913 , стр. 60.
  17. ^ LSJ : Булеус .
  18. ^ Плутарх. Параллельные жизни , Пирр .
  19. ^ Гомер. Илиада , 16.233-16.235.
  20. ^ Перевод Ричарда Латтимора.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Сакс и Мюррей 1995 , «Додона», с. 85.
  22. ^ Гваткин 1961 , с. 100.
  23. ^ Гомер. Одиссея , 14.327-14.328.
  24. ^ Гомер. Одиссея , 19.
  25. ^ Ванденберг 2007 , с. 29.
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Филос 2023а , стр. 38–41
  27. ^ Филос 2023b , с. 406
  28. ^ В Дакаре 1971 г. , с. 46; Уилсон 2006 , с. 240.
  29. ^ В Дакаре 1971 г. , с. 46.
  30. ^ В Дакаре 1971 г. , с. 62.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пентрит 1964 , с. 165.
  32. ^ Павсаний. Описание Греции , 1.18.
  33. ^ В Дакаре 1971 г. , с. 26.
  34. ^ В Дакаре 1971 г. , с. 26; Фонтенроуз 1988 , с. 25.
  35. ^ Флюелер и Роде 2009 , с. 36.
  36. ^ Ванденберг 2007 , стр. 29–30.
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Страбон. География , 7.7 .
  38. ^ Страбон. География , 7.7.9 и далее .
  39. ^ Страбон. Фрагменты , Книга VII .
  40. Так звали сенаторов в Спарте, что означает «старейшины».
  41. ^ Здесь указывается на сходство этих двух слов.
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джебб 1892 г. , Приложение, с. 202, примечание №4 .
  43. ^ Эйдинов 2014 , с. 64: «Но с пятого века святилищем, судя по всему, управляли жрицы, и это может указывать на некую реорганизацию, произошедшую в прошедший период».
  44. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гость 1883 , с. 272 .
  • Бордман, Джон; Хаммонд, ШФЛУ (1982). Кембриджская древняя история . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-23447-4 .
  • Бордман, Джон (1982). Предыстория Балкан, Ближнего Востока и Эгейского мира, десятый-восьмой века до нашей эры . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-22496-9 .
  • Константиниду, Сотерула (1992). «Важность бронзы в ранней греческой религии». Додони: научный ежегодник философской школы Янинского университета . Университет Янины .
  • Курноу, Тревор (2004). Оракулы древнего мира: Полное руководство . Академик Блумсбери. ISBN  978-0-7156-3194-2 .
  • Десборо, Винсент Робин д'Арба (1972). Греческие темные века . Эрнест Бенн Лимитед. ISBN  978-0-510-03261-6 .
  • Эйдинов, Эстер (2014). «Оракулы и продавцы оракулов. Древний рынок фьючерсов». В английском языке, Дэвид; Ван Нуффелен, Питер (ред.). Религия и конкуренция в древности . Брюссель: Éditions Latomus. стр. 55–95.
  • Дакарис, С.И. (1971). Археологический путеводитель по Додоне . Культурное общество «Древняя Додона».
  • Филос, Панайотис (2023a). «Алфавиты и диалекты оракулярных ламелей» . В Пападопулу, ВН; Василейу, ЭД (ред.). Додона: Пророческие таблички (на английском и греческом языках). Министерство культуры (Греция) . стр. 38–41. ISBN  978-618-5445-06-5 .
  • Филос, Панайотис (2023b). «Некоторые замечания о древних эпиротских глоссах». В Яннакисе, Георгиос К.; Филос, Панайотис; Креспо, Эмилио; де ла Вилья, Хесус (ред.). Классическая филология и языкознание: старые темы и новые перспективы . Тенденции в классике – греческое и латинское языкознание. Том. 1. Де Грюйтер . стр. 401–426. ISBN  978-3-11-127300-6 .
  • Флюелер, Кристоф; Роде, Мартин (2009). Пороки в средние века . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, и Берлин, Германия: Вальтер де Грюйтер. ISBN  978-3-11-020274-8 .
  • Фонтенроуз, Джозеф Эдди (1988). Дидима: Оракул, культ и сподвижники Аполлона . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-05845-3 .
  • Гость, Эдвин (1883). Происхождение кельтское . Лондон: Макмиллан.
  • Гваткин, Уильям Э. младший (1961). «Додона, Одиссей и Эней». Классический журнал . 57 (3): 97–102.
  • Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1986). История Греции до 322 г. до н.э. Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press. ISBN  0-19-873096-9 .
  • Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1976). Миграции и вторжения в Грецию и прилегающие территории . Парк-Ридж, Нью-Джерси: Noyes Press. ISBN  0-8155-5047-2 .
  • Джебб, Ричард Клаверхаус (1892). Софокл: Пьесы и фрагменты (Часть V. Трахинии) . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Кристенсен, Уильям Бреде (1960). Значение религии: Лекции по феноменологии религии . Гаага, Нидерланды: М. Нейхофф.
  • Л'От, Эрик (2006). Проракулярные пластинки Додоны . Женева, Швейцария: Librairie Droz. ISBN  2-600-01077-7 .
  • Лидделл, Генри Джордж; Скотт, Роберт (1996) [1940]. Греко-английский лексикон . Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press. ISBN  0-19-864226-1 .
  • Мелроуз, Робин (2014). Друиды и король Артур: новый взгляд на раннюю Британию . МакФарланд. ISBN  978-0-7864-5890-5 .
  • Пентрит, Гай (1964). Греческий путешественник: Путеводитель по древним местам Греции . Лондон, Великобритания: Фабер и Фабер. ISBN  0-571-09718-9 .
  • Поттер, Джон (1751). Archaeologia Graeca или Древности Греции . Том. I. Лондон, Великобритания: Отпечатано для Г. Страхана, Р. Уэра, У. Инниса, Дж. и П. Кнаптона, С. Бирта, Д. Брауна, Х. Уитриджа, Т. Лонгмана, К. Хитча, Дж. Ходжеса. , Б. Баркер, Р. Мэнри и С. Кокс, Дж. Уистон, Дж. и Дж. Ривингтон, Дж. Уорд, М. Купер и М. Остин.
  • Сакс, Дэвид; Мюррей, Освин (1995). Словарь древнегреческого мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-511206-1 .
  • Тэнди, Дэвид В. (2001). Предыстория и история: этническая принадлежность, класс и политическая экономия . Книги Черной розы. ISBN  978-1-55164-188-1 .
  • Тарн, Уильям Вудторп (1913). Антигон Гонат . Оксфорд, Соединенное Королевство: Clarendon Press. ISBN  0-8244-0142-5 .
  • Ванденберг, Филипп (2007). Тайны оракулов: Последние тайны древности . Академик Блумсбери. ISBN  978-1-84511-402-2 .
  • Уэст, МЛ (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-928075-9 .
  • Уилсон, Найджел Гай (2006). Энциклопедия Древней Греции . Психология Пресс. ISBN  978-0-415-97334-2 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кристидис, А.-Ф.; Кристидес, А.-Ф.; Арапопулу, Мария; Χρίτη, Μαρία; Хрит, Мария (2007). История древнегреческого языка: от истоков до поздней античности . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-83307-3 .
  • Мьюир, СП (1985). Греческая религия и общество . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-28785-2 .
  • Эйдинов, Эстер (2007). Оракулы, проклятия и риск среди древних греков . ОУП Оксфорд. ISBN  978-0-19-927778-0 .
  • Маринатос, Нанно (1993). Греческие святилища: новые подходы . Рутледж. ISBN  978-0-415-05384-6 .
  • Паркер, Роберт (апрель 2016 г.). «Ищу совета у Зевса в Додоне». Греция и Рим . 63 (1): 69–90. дои : 10.1017/S001738351500025X . JSTOR   26776769 . S2CID   163722432 .
  • Петерсманн, Хуберт (1986). «Гомеровский гимн Деметре, Додона и южнославянские обычаи» [Гомеровский гимн Деметре, Додона и южнославянские обычаи]. Венские исследования (на немецком языке). 99 :69–85. JSTOR   24746284 . OCLC   7787851420 . ИНИСТ   12054849 .
  • Пётшер, Вальтер (1966). «Зевс Найос и Диона в Додоне» [Зевс Найос и Диона в Додоне]. Мнемозина (на немецком языке). 19 (2): 113–147. дои : 10.1163/156852566X00015 . JSTOR   4429235 . ПроКвест   1299138732 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 417d19f19d5725080268e9b0cf78fe74__1721058900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/74/417d19f19d5725080268e9b0cf78fe74.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dodona - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)