Кайликс
В керамике Древней Греции киликс k ( / ˈ k aɪ l ɪ k s / KY -liks , / ˈ ɪ l ɪ k s . / KIL -iks ; древнегреческий : κύλιξ , мн. κύλικες ; также пишется cylix ; мн : -ih kylikes / ˈ k aɪ l ɪ k iː z / KY -keez , / ˈ k ɪ l ɪ k iː z / KIL -lih -keez ) — наиболее распространенный тип чашки в тот период, обычно связанный с распитие вина . Чашка часто состоит из округлого основания и тонкой ножки под тазиком. Чашка сопровождается двумя ручками на противоположных сторонах.
Внутреннюю чашу часто украшают снизу, так что по мере выпивания жидкости раскрывается изображение; это украшение обычно имеет круглую рамку и называется тондо . [1] Есть много вариаций киликеса , среди других чаш, доступных в ту эпоху, есть скифос или кантарои . [2] Киликики также были популярным предметом экспорта, поскольку это была наиболее распространенная импортная керамика из Аттики, найденная в этрусских поселениях. [3]
Этимология
[ редактировать ]Греческое , означающее «чашка», могло относиться как к сосуду для питья , слово kylix так и к форме чашечки цветка. Возможно, оно связано с латинским словом «calix» , также означающим «чаша», и, возможно, первоначально было заимствовано из неиндоевропейского языка . [4] Похоже, что в древности киликс относился к характерной широкой и короткой форме сосуда и, возможно, относился ко многим типам сосудов для питья. [5]
Некоторые виды киликов имеют собственные названия со своей этимологией. Одной из таких разновидностей являются чашки-комасты , где комаст относится к названию типа нарисованных на них пьяных фигурок, что характерно для стиля. Еще один тип с уникальным названием — чаша Сиана , названная в честь места на Родосе, где она была первоначально найдена. Последняя крупная разновидность, имеющая конкретное название, — это чашка Little-Master , что в переводе с немецкого указывает на небольшой размер украшений на чашке. [5]
Цель
[ редактировать ]Кайлики наиболее известны своей связью с симпозиумами и вином, где набор киликов может соответствовать кратерам , которые представляют собой сосуды для смешивания для разбавления вина. [2] [3] Эти симпозиумы включали в себя различные сосуды для приготовления и питья вина и часто украшались изображениями Диониса и его поклонников. [6] Однако изображения в тондо содержали самые разные темы, призванные удивить и развлечь гостя вечеринки.
Одной из таких тем является парусный спорт, который часто украшал смешивающие суда в конце VI века, корабли и другие морские сцены были популярны, поскольку в литературе того времени проводились сравнения между симпозиумами и парусным спортом. [7] Другие темы будут включать юмористические рисунки, в том числе на основании чашки, такие как мужские гениталии на чашке Бомфорда, киликсе конца VI века . [8]
На симпозиумах процесс смешивания вина завершал церемониймейстер, а затем его передал молодой раб-мужчина. [6] Считается, что смешивание вина и небольших сосудов для питья, возможно, является попыткой дать гостю возможность насладиться вином, но также избежать пьяного скандала, поощряя умеренность и снижая содержание алкоголя. [9] Таким образом, форма киликса могла быть идеальной не только для демонстрации произведений искусства, но и для откинутых положений, в которых мужчины сидели или лежали, выпивая на симпозиумах. Короткая широкая форма позволяла пить воду лежа с минимальным риском проливания. [10] Ручки позволяли гостям играть в коттабо , [3] где гость помещал указательный палец правой руки в одну из ручек и пытался бросить остатки вина в мишень, часто в контейнер на пьедестале или плавающий в бассейне, чтобы выиграть приз. [10]
Подтипы
[ редактировать ]множество типов киликса , что часто указывает на региональные различия или хронологические различия. Археологи определили [5] Одной из основных особенностей ранних чашек является то, есть ли у них смещенная кромка или нет, отсутствие смещенной кромки означает, что если бы чашку поместили на плоскую поверхность, кромка была бы параллельна поверхности, на которой установлена чашка. а не под каким-то углом.
Из основных хронологических типов есть типы A, B и C. Тип A появился в конце VI века до нашей эры и прекратил производство к началу V века. Этот тип характеризуется гладким профилем, отсутствием выступающей кромки и широким коротким стеблем. На этих чашках также были изображены как красные, так и черные рисунки, иногда на одной и той же чашке, называемой двуязычным киликсом . [5] [9] [11]
Тип B очень напоминает тип A, за исключением того, что ножки тоньше и имеют более изогнутое соединение чаши с ножкой чашки. [5] Этот тип наиболее часто встречается в этрусских гробницах. [3]
Тип C встречается реже, чем типы A и B, иногда имеет смещенную кромку и может иметь резьбу или лепнину на основании штока. Однако они менее декоративны, чем предыдущие типы, часто имеют сплошной черный цвет и могут быть украшены только тондо . [5]
Для стилистических и локационных типов по-прежнему существуют определения, основанные на наличии смещенной губы, а также типах украшений, присутствующих на чашках. Одним из таких типов является чаша комаст, разработанная в Афинах по мотивам коринфской керамики; он определяется узкой губой и резким смещением в сочетании с коротким расширяющимся стержнем. Этот тип также определяется изображением пьяных вечеринок на внешней стороне чашки, что и дало этому стилю название. [5] [12]
Другой тип — чашка Сиана ; этот стиль известен своими высокими ногами и губами по сравнению с чашками комаста. Они также украшены тондо и оформлены в стиле, напоминающем восточно-греческие традиции. [5] Их украшения могут быть большими по сравнению с украшениями других типов, часто покрывая от ступни до губ или имея несколько слоев украшения, закрывающих внешнюю сторону чашки. По сравнению с чашками Little-Master их чаши более глубокие и имеют менее выраженный край. [13]
Чашки Little-Master названы в честь мелких деталей декоративных элементов, для них характерны полукруглые чаши и высокие тонкие ножки. [13] Их часто можно разделить на два более конкретных стиля: чашки для губ и чашки для лент. Чашечки для губ имеют более смещенную губу, часто с акцентом на нижние части чашки. С другой стороны, чашки с лентами в основном черные, за исключением полосы украшений вокруг чашки, часто содержащей изображения людей. [5] Чашки без ножки известны отсутствием ножки, и большинство сохранившихся экземпляров имеют простой черный цвет и лишены украшений. [5]
Отделка и строительство
[ редактировать ]Кайлики наиболее известны своими украшениями; Украшенные килики были частью набора, используемого для особых случаев, таких как симпозиум , наиболее распространенные килики были однотонными и без украшений. [2] , если оно присутствует, Тондо содержит либо чернофигурные , либо краснофигурные стили VI и V веков до нашей эры, а внешняя часть также часто раскрашивалась; [2] пример тондо можно увидеть слева. типа B с черной глазурью, Килики по-видимому, были популярным экспортным товаром в этрусские поселения и не так часто встречаются в районе Афин, где, как полагают, они возникли. Это может свидетельствовать о том, что они были сделаны с намерением экспортировать эти килики . [3]
Некоторые из самых ранних рисунков, найденных на киликсе, включают цветочные узоры с шипами и мутовчатые раковины. Эти рисунки можно было сочетать с шевронами или точечными рисунками между мутовками или цветами с шипами, чтобы заполнить пространство, хотя это было более характерно для мутовчатых рисунков. [15] Более поздние проекты включали присутствие петухов, что, как полагают, напоминает тот факт, что пожилой мужчина может подарить молодому петуха в знак любви. Спорный вопрос, является ли это причиной присутствия петухов, поскольку петушиные бои также были распространенной формой развлечения в то время; многие другие распространенные символы, встречающиеся в искусстве киликов, также обсуждаются по значению. [13] В других случаях значение обсуждается меньше, поскольку в некоторых кайлике изображаются откровенно сексуальные изображения. [13] как и сцены вечеринок. [12] Многие килики также черпали мифологические сюжеты. в своем искусстве [16] Некоторыми из наиболее известных художников того времени были Онисим , Макрон и Дурис . [17]
Ребристые разновидности киликса имеют гораздо большее разнообразие форм и, по-видимому, обладают менее стабильными качествами изготовления, чем разновидности с гладкими профилями. Это может быть связано с тем, что кайлики с гладким профилем предназначены для более элитных потребителей, которые могут платить за более тщательно изготовленные и декорированные изделия. Кайлики , отполированные или с заполненными шликером порами , были лучшими сосудами для питья, поскольку не впитывали содержащуюся в них жидкость. Однако большинство килике были изготовлены из керамики, но считается, что они были созданы по образцу металлических сосудов для питья, принадлежавших элите. [18]
Знаменитые произведения
[ редактировать ]К индивидуальным лайкам со статьями относятся:
- Чаша Аркесиласа , очень необычная, поскольку на ней изображен живший в то время политический деятель Аркесилос II , царь Кирены (умер в 550 г. до н.э.). Он датирован примерно 565/560 годом до нашей эры и сейчас находится в Париже.
- Чаша Диониса , известная своей росписью, 540–530 гг. до н.э. Это один из шедевров аттического чернофигурного гончара Эксекиаса и одна из самых значительных работ в Staatliche Antikensammlungen в Мюнхене . [19]
- Кубок литейного завода Берлина , краснофигурный киликс начала V века до нашей эры. Это имя вазы аттического художника-вазописца , известного как Художник-литейщик . Его наиболее яркой особенностью является внешнее изображение деятельности афинской бронзовой мастерской или литейного завода . Это важный источник по древнегреческой технологии обработки металлов .
- Чаша Бригоса из Вюрцбурга , аттический краснофигурный киликс примерно 480 г. до н. э. Его изготовил гончар Бригос , а расписал человек, известный как Бригосский художник . Сцены симпозиума представляют собой одни из самых известных изображений греческой керамики.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Kylix (Кубок для питья) , Институт искусств Чикаго , получено 19 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д "2006.35.Т, Чердак Кайликс" . Кафедра классики . 11 мая 2018 г. Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Штайнер, Энн; Нилс, Дженифер (19 декабря 2018 г.). «Импортированный аттический киликс из святилища в Поджо-Колла» . Этрусские исследования . 21 (1–2): 98–145. дои : 10.1515/etst-2018-0010 . ISSN 2163-8217 . S2CID 194911397 .
- ^ "kylix | Этимология, происхождение и значение слова kylix по этимонлину" . www.etymonline.com . Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Чашки и другая посуда для питья» . www.carc.ox.ac.uk. Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Искусство, Авторы: Кафедра греческого и римского языка. «Симпозиум в Древней Греции | Эссе | Метрополитен-музей | Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ «Терракотовый килик: наглазник (чаша для питья) | Греческий, Аттический | Архаический» . Метрополитен-музей . Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ Осборн, Робин (1998). Архаическое и классическое греческое искусство . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 133–134. ISBN 9780192842022 . OCLC 40162410 .
- ^ Jump up to: а б Наглак, Мэтью (1 января 2010 г.). «Переворот чашки: тематический баланс на греческом симпозиуме» . Запрос: Журнал исследований студентов Университета Арканзаса . 11 (1).
- ^ Jump up to: а б Музей искусств Сиэтла (11 октября 2019 г.). «Объект недели: Кайликс» . САМблог . Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ Мак, Чарльз Р. (март 2016 г.). «Фрагмент наглазника художника Амасиса из Южной Каролины» . Источник: Записки по истории искусства . 35 (3): 205–215. дои : 10.1086/686706 . ISSN 0737-4453 . S2CID 192890825 .
- ^ Jump up to: а б Миллер, Маргарет (2007). Чапо, Эрик (ред.). Истоки театра в Древней Греции и за ее пределами: от ритуала к драме . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-83682-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Пэджетт, Дж. Майкл (2002). «Предметы желаний: греческие вазы из коллекции Джона Б. Эллиотта» . Отчет Художественного музея Принстонского университета . 61 : 37–48. дои : 10.2307/3774766 . ISSN 0032-843X . JSTOR 3774766 .
- ^ «Бегущий воин» . Художественный музей Уолтерса .
- ^ Уэйс, AJB (ноябрь 1957 г.). «Часть V. Хронология позднеэлладского IIIB» . Ежегодник Британской школы в Афинах . 52 : 220–223. дои : 10.1017/s0068245400012983 . ISSN 0068-2454 . S2CID 163305772 .
- ^ Хронология истории искусств. Архивировано 2 марта 2008 г. в Wayback Machine , Метрополитен-музей , Проверено 18 марта 2008 г.
- ↑ Древнегреческая керамика. Архивировано 15 марта 2008 г. в Wayback Machine , Young Aggressive искренний организованный и объединенный , 10 января 2005 г.
- ^ «Цивилизации Эгейского бронзового века» , Oxford Art Online , Oxford University Press, 2003, doi : 10.1093/gao/9781884446054.article.t000544 , получено 6 июня 2023 г.
- ^ Инвентарный номер 8729 (бывший 2044); Оценка ценности Джона Бордмана, Чернофигурные вазы из Афин. Майнц 1977, с. 64 и Томас Маннак : Роспись греческих ваз. Штутгарт 2002, с. 121
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Киликсом, на Викискладе?