Рыбная тарелка
- Эта статья относится к типу греческой керамики. Информацию о соединительной планке, используемой на железных дорогах, см. Накладная пластина .

— Рыбная тарелка это греческий керамический сосуд, использовавшийся западными эллинистическими греками в четвертом веке до нашей эры. пятого века до нашей эры Хотя они были изобретены в Афинах , большая часть сохранившихся расписных рыбных тарелок происходит из Южной Италии , где их производили греческие поселенцы четвертого века до нашей эры, называемые « италиотами ».
Название «рыбная тарелка» происходит от обычного украшения блюд из морепродуктов, в том числе различных рыб и других морских существ. Среди изображенных рыб - лещ , окунь , рыба-торпеда , тунец , летучая рыба , рыба- фугу , рыба-скорпион , кальмар , каракатица , осьминог , морской гребешок , моллюск , денталия , мурекс , морская улитка , креветка , краб , дельфин , гиппокамп и т. д.
Форма
[ редактировать ]Форма пластины получила название « пинакс » или «пинакион», что означает «таблетка», из-за ее плоской формы. Форма рыбной тарелки представляла собой диск с ямочками, поднятый на пьедестал, другими словами, круглый и плоский, с небольшой чашкой в центре тарелки, предназначенной для хранения масла или соуса. Его край был загнут вниз и часто имеет декоративную окантовку в виде спиралевидных волн , греческого ключа и меандровых мотивов или венка из лавровых листьев. Рыбная тарелка почти всегда также приподнята над уровнем стола ножкой-подставкой. Тарелки такой формы известны еще с минойских времен (догреческих), но украшались рыбами только в конце пятого века до нашей эры.
История
[ редактировать ]Рыбные тарелки впервые были изготовлены в Афинах в конце пятого века до нашей эры. Для этих аттических рыбных пластин характерны рыбы, брюшки которых ориентированы к внешнему краю пластины. В Афинах палитра была ограничена красной глиняной тканью и черной глянцевой тканью с редким использованием белой краски . Позже греческие поселенцы италиоте в Южной Италии начали массово производить более красочные рыбные тарелки в Таранто (греческое «Тарас»), Пестуме (греческое «Посейдония»), Капуе (этрусское «Капуэ») и Куме (греческое «Киме»). . Южноитальянские рыбные тарелки характеризуются декором, в котором брюшки рыбы ориентированы к чашке для соуса в центре тарелки.
Мастер-классы
[ редактировать ]Рыбные тарелки можно классифицировать по мастерским, их изготовившим. Аттические рыбные пластины были изготовлены в районе Керамейкос в Афинах, Греция; Апулийские рыбные тарелки изготавливались в различных мастерских Таранто (Тарас) на «каблуке сапога» Италии; Кампанские рыбные пластины происходят из района Неаполитанского залива , Италия (фабрики были и в Капуе, и в Кумах (Киме)); Пестанские тарелки были изготовлены в Пестуме (Посейдония), к югу от Салерно, Италия (Это единственные рыбные тарелки, подписанные художниками, происходящие из мастерских Пифона и Астея .). Рыбные тарелки производились почти на всех керамических фабриках Южной Италии, кроме фабрик в Лукании (в заливе Таранто , «арке сапога» Италии). Иллюстрации рыбных тарелок, изготовленных в этих мастерских, можно найти по внешним ссылкам в конце статьи.
Украшение
[ редактировать ]Все расписные рыбные тарелки являются краснофигурной посудой, то есть существа оставлены про запас, а корпус сосуда в основном окрашен черной глазурью. Затем наносилась разбавленная глазурь и белила. Иногда, в южноитальянских примерах, палитра расширяется и включает в себя также темно-красную, розовую и желтую закраску. Эта полихромная техника с ее светотенью (бликами и бликами) называется «соврадипинто». Многие из существ являются предшественниками искусства обманки , характерного для более поздней греко-римской живописи и мозаик, найденных в Помпеях и других римских курортах в Великой Греции (грекоязычная Южная Италия).
Некоторые утверждают, что рыбные тарелки были украшены изображениями морепродуктов, которые они предназначались для хранения. Однако большинство из них были найдены в погребениях, поэтому можно предположить, что изображения рыб могли представлять собой символические подношения умершим. С другой стороны, эти пластины с таким же успехом могли быть предметами, которые широко использовались живыми и помещались в гробницы, чтобы умершие могли продолжать использовать их в будущей жизни. В любом случае небольшой размер этих тарелок не позволял реально разместить на них некоторых крупных водных животных, и поэтому украшение следует рассматривать как художественные или символические композиции, а не изображения реальных продуктов питания на тарелках. Тип без расписного декора сохранился на большей части греческого мира до позднего эллинистического периода.
Библиография
[ редактировать ]- Южноитальянская ваза с росписью А. Д. Трендалла ( ISBN 978-0714112541 )
- Краснофигурные вазы Южной Италии и Сицилии работы А.Д. Трендалла ( ISBN 978-0500202258 )
- История греческих ваз Джона Бордмана ( ISBN 978-0500285930 )
- Вазопись в Италии Музея изящных искусств, Бостон ( ISBN 978-0878464067 )
- Артур Дейл Трендалл; Ян Макфи: греческие краснофигурные рыбные тарелки, Antike Kunst, Приложение 14, Базель, 1987 г.
- Норберт Куниш: Греческие рыбные тарелки. Природа и образ, Берлин, 1989 г., ISBN 3-7861-1562-1
- Артур Дейл Трендалл; Ян Макфи: Дополнения к «Греческим краснофигурным рыбным тарелкам», в: Antike Kunst 33 (1990) S. 31-51.
- Артур Дейл Трендалл: Краснофигурные вазы из Нижней Италии и Сицилии. Руководство. фон Заберн, Майнц, 1991 (Культурная история древнего мира, том 47) ISBN 3-8053-1111-7
- Кристиан Зиндель: Морская жизнь и путешествие в загробный мир. Рыбные тарелки из коллекции Флоренс Готте, Кильхберг/Цюрих, 1998 г. ISBN 3-905083-13-2
- Рольф Хуршманн: Рыбная тарелка, в Der Neue Pauly Vol. 4 (1998), колонка 530–531.
Внешние ссылки
[ редактировать ]