Быть (римский горшок)

В древнеримской культуре ( олла архаичная латынь : аула или аулла ; греческий : χύτρα , chytra ) [1] [2] [3] представляет собой приземистый округлый горшок или банку. Олла либо использовалась в первую очередь для приготовления или хранения еды, поэтому слово « олла » до сих пор используется в некоторых романских языках для приготовления пищи, либо для блюда в смысле кухни . В типологии олла древнеримской керамики представляет собой сосуд , отличающийся округлым «брюхом», обычно без ручек или с маленькими ручками, а иногда и с завитками на краю, и изготовленный в сфере римского влияния; термин олла также может использоваться для обозначения этрусского языка. [4] и галльские образцы, или греческая керамика, найденная в итальянской обстановке.
В древнеримской религии ollae ( множественное число) имеют ритуальное использование и значение, в том числе в качестве погребальных урн . [5] При изучении галло-римского искусства и культуры олла — это небольшой горшок, который носил Суцелл , бог-молоток, часто отождествляемый с ним, или другие боги.
Кулинария
[ редактировать ]
Олла — это общее слово, обозначающее кастрюлю, которая используется для овощей, каши, бобовых и тому подобного. [6] Ученый I века до нашей эры Варрон дает «абсурдную» этимологию. [7] отсюда слово, обозначающее овощи, олера или холера , происходит от слова олла ; хотя с точки зрения научной лингвистики этот вывод может быть неправильным, он указывает на то, что приготовление пищи считалось необходимым для функционирования горшка. [8] Исидор Севильский сказал, что слово olla происходит от ebullit , «вскипает», и описывает патеру как оллу с более широкими сплющенными сторонами. [9] Это было слово обычного употребления, и оно не встречается в произведениях Вергилия литературных , Горация и Овидия .
В отличие от энума или котла, которые подвешивались над огнем на цепях, олла имела плоское дно, позволяющее опираться на горячую поверхность, хотя в деревенской кулинарии ее также можно было ставить прямо на поленья или угли. [10] Кухня, реконструированная в доме Веттиев из Помпеи, представляет собой большую оллу , установленную на треножнике на плите. [11]
Погребальное использование
[ редактировать ]Оллае с древнейших времен использовались в погребальных целях. В италийских погребениях . оллы могли помещаться вместе с телом в гробницу в качестве погребального инвентаря , иногда с ковшом или ковшом [12] VII века до нашей эры В гробнице из некрополя в Чивита-Кастеллана была найдена олла, украшенная парой лошадей и фалисканской надписью. [13] С III века до нашей эры ( Средняя республика ) до II века нашей эры имперской эпохи кремация была наиболее характерным способом избавления от тела у римлян. Оллае перенес функцию хранения кремированных останков для захоронения - практика этрусских, а также италийских захоронений. [14] Останки людей со скромным достатком могли храниться в глиняных оллах, помещенных на полки оллариума или колумбария . [15]
Жертвенное использование
[ редактировать ]После совершения жертвоприношения животных определенную часть внутренностей ( экста ) помещали либо в оллу и варили, либо в древние времена на вертеле и жарили. [16] как часть «кухни» жертвоприношения. Экстами , желчный пузырь, легкие были печень жертвы и оболочка, покрывающая кишечник, с добавлением сердца после 275 г. до н.э. [17] Олла галльских была одним из характерных орудий жертвоприношения и как таковая появляется на рельефах , особенно в провинциях . [18] Сосуд упоминается, например, в рассказе Ливия о знаке ( prodigium ) , выражавшем божественное недовольство: чиновник, руководивший жертвоприношением, сам выливал кулинарную жидкость из оллы , чтобы осмотреть оставшиеся внутренности, которые были целы. за исключением загадочно разжиженной печени. [19]
Братья Арвал
[ редактировать ]Оллае фигурировал в ритуалах Братьев Арвал , «Братьев Полей», которые составляли коллегию жрецов , существовавшую в архаический период Рима. Экста оллу жертв, использованных в жертвоприношениях, помещали в и готовили. [20] Образцы таких глиняных горшков были обнаружены археологами в священных рощах Арваля. Их элементарная техника предполагает большую древность связанных с ними религиозных традиций. [21] Проведя свои обряды, жрецы Арваля открыли дверь храма и сбросили оллов со склона, ведущего к нему. [22]

Сильван и Бог-молот
[ редактировать ]Имя лесного бога Сильвана появляется в надписях провинции Нарбонская с Галлия изображениями молотка, оллы или того и другого. Молот не является постоянным атрибутом Сильвана и может быть заимствован у кельтского бога молотка, который иногда отождествляют с Суцеллом . [23]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ К.Д. Уайт, Сельскохозяйственное оборудование римского мира (Cambridge University Press, 1975), стр. 176.
- ^ олла . Чарльтон Т. Льюис и Чарльз Шорт. Латинский словарь по проекту «Персей» .
- ^ χύτρα . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ У. Дж. Гилл и Розалин Джи, «Приложение к музею: классические древности в Суонси», Журнал эллинских исследований 116 (1996), стр. 258 и табличка III.
- ^ Статья о «олле», Оксфордский латинский словарь (Оксфорд: Clarendon Press 1982, печать 1985 г.), стр. 1246; Дэвид Ной, «Наполовину сгоревший на аварийном костре»: римские кремации, которые пошли не так, как надо», Греция и Рим 47 (2000), стр. 186.
- ^ Уайт, Сельскохозяйственное оборудование , с. 176.
- ^ Уайт, Сельскохозяйственное оборудование , с. 178.
- ^ Варрон, Латинская лингва 5.108.
- ^ Исидор, Этимологии 20.8.1.
- ^ Уайт, Сельскохозяйственное оборудование , с. 178, со ссылкой на Марсьяля .
- ^ Уайт, Сельскохозяйственное оборудование , с. 179.
- ^ Хелле В. Хорснес, Культурное развитие в северо-западной Лукании ок. 600–274 до н. э. («L'Erma» Бретшнайдера, 2002), стр. 67–68, 89, 95, 148, 173.
- ^ Габриэль CLM Баккум, Латинский диалект Ager Faliscus (издательство Амстердамского университета, 2009), стр. 414.
- ^ Джованнанджело Кампореале, Этруски за пределами Этрурии (Arsenale-EBS, 2001), стр. 162–163, 197.
- ^ Уайт, Сельскохозяйственное оборудование , с. 179.
- ^ Роберт Шиллинг, «Римское жертвоприношение», римские и европейские мифологии (University of Chicago Press, 1992, из французского издания 1981 года), стр. 79.
- ^ Роберт Цуркан, Боги Древнего Рима (Routledge, 2001, первоначально опубликовано на французском языке в 1998 году), стр. 9.
- ^ Дункан Фишвик, Имперский культ на Латинском Западе (Brill, 1990), том. II.1, с. 527.
- ^ Ливий , 41.15.
- ^ Шиллинг, «Римское жертвоприношение», с. 79.
- ^ Шиллинг, «Братья Арвал», с. 113.
- ^ Уильям Уорд Фаулер , Религиозный опыт римского народа (Лондон, 1922), стр. 489.
- ^ Питер Ф. Дорси, Культ Сильвана: исследование римской народной религии (Brill, 1992), стр. 57–59.