Галлия
История Франции |
---|
Темы |
Хронология |
Портал Франции |
Галлия ( лат . Gallia ) [1] — регион Западной Европы , впервые четко описанный римлянами , охватывающий современную Францию , Бельгию , Люксембург , а также части Швейцарии , Нидерландов , Германии и Северной Италии . Его площадь составила 494 000 км2. 2 (191 000 квадратных миль). [2] По мнению Юлия Цезаря , взявшего под свой контроль регион от имени Римской республики , Галлия была разделена на три части: Галлию Кельтскую , Бельгийскую и Аквитанию .
Археологически галлы были носителями культуры Ла Тен в V-I веках до нашей эры. [3] Эта материальная культура была обнаружена не только во всей Галлии, но и на востоке, вплоть до современной южной Польши, Словакии и Венгрии.
Галлия Цизальпина была завоевана римлянами в 204 г. до н.э., а Галлия Нарбонская - в 123 г. до н.э. Галлия была захвачена после 120 г. до н. э. кимврами и германцами , которые, в свою очередь, были побеждены римлянами в 103 г. до н. э. Юлий Цезарь окончательно подчинил себе большую часть Галлии в своих кампаниях 58–51 гг. до н.э. Римский контроль над Галлией длился пять столетий, пока последнее римское государство , Суассонское владение , не пало под властью франков в 486 году нашей эры.
В то время как кельтские галлы утратили свою первоначальную идентичность и язык в эпоху поздней античности , объединившись с галло-римской культурой , Галлия оставалась общепринятым названием территории на протяжении всего раннего средневековья , пока она не приобрела новую идентичность как Капетингов Французское королевство в период высокого средневековья. Галлия остается названием Франции в современном греческом (Γαλλία) и современной латыни (кроме альтернатив Francia и Francogallia ).
Имя [ править ]
Греческие и латинские названия Галатия (впервые засвидетельствованные Тимеем Тавроменийским в 4 веке до н.э.) и Галлия в конечном итоге произошли от кельтского этнического термина или клана Гал(а)-к- . [4] Галлии Сообщается, что галлы Кельтской называли себя Кельтами Цезаря. Эллинистическая этимология связывала имя галатов ( Γαλάται, Galátai ) с якобы «молочно-белой» кожей (γάλα, gála «молоко») галлов. [5] Современные исследователи говорят, что оно родственно валлийскому галлу , [ нужна ссылка ] Корнуолл : галло , [6] «мощность, мощность», [7] что означает «влиятельные люди».
Несмотря на внешнее сходство, обычный английский перевод Галлии со времен средневековья, Галлия , имеет другое происхождение, чем латинский термин. Оно происходит от французского Gaule , которое происходит от старофранкского *Walholant (через латинизированную форму *Walula ), [8] буквально «Земля иностранцев/римлян». *Walho- — это отражение протогерманского * walhaz , «иностранец, романизированный человек», экзонима, применяемого германоговорящими к кельтам и латиноязычным народам без разбора. Оно родственно названиям Уэльс , Корнуолл , Валлония и Валахия . [9] Германское w- обычно переводится как gu- / g- на французском языке (ср. guerre «война», garder «подопечный», Guillaume «Уильям»), а исторический дифтонг au является обычным результатом al перед следующей согласной ( ср. шеваль ~ шево ). Французский Gaule или Gaulle не может быть получен из латинского Gallia , поскольку g превратился бы в j перед a (ср. gamba > jambe ), и дифтонг au был бы необъясним; Обычным результатом латинского Gallia является Jaille на французском языке, который встречается в нескольких западных топонимах, таких как La Jaille-Yvon и Saint-Mars-la-Jaille . [10] [11] Протогерманское *walha происходит в конечном счете от имени Вольков . [12]
Также несвязанным, несмотря на внешнее сходство, является имя Гаэль . [14] Ирландское « слово галл » первоначально означало «галл», то есть житель Галлии, но позже его значение было расширено до «иностранца», чтобы описать викингов , а еще позже и норманнов . [15] Дихотомические Cogad слова gael и Gall иногда используются вместе для контраста, например, в книге XII века Gáedel re Gallaib .
В качестве прилагательных английский имеет два варианта: галльский и галльский . Эти два прилагательных используются как синонимы, как «относящиеся к Галлии или галлам», хотя кельтская языковая группа, на которой когда-то говорили в Галлии, преимущественно известна как галльская .
История [ править ]
Доримская Галлия [ править ]
О народах, населявших регионы Галлии, письменных сведений мало, за исключением тех, которые можно почерпнуть из монет. Таким образом, ранняя история галлов является преимущественно предметом археологии, и отношения между их материальной культурой , генетическими отношениями (изучению которых в последние годы способствовала область археогенетики ) и лингвистическими подразделениями редко совпадают.
До быстрого распространения культуры Ла Тена в V-IV веках до нашей эры территория восточной и южной Франции уже участвовала в позднего бронзового века культуре полей урн ( ок. 12-8 веков до нашей эры), из которой возникла ранняя обработка железа. Гальштатская культура (7-6 вв. до н. э.) будет развиваться. К 500 г. до н.э. на большей части Франции (за исключением Альп и крайнего северо-запада) наблюдается сильное влияние Гальштата.
На этом гальштатском фоне в VII и VI веках до нашей эры возникла культура Ла Тен, предположительно представляющая собой раннюю форму континентальной кельтской культуры и, вероятно, находившаяся под средиземноморским влиянием греческой , финикийской и этрусской цивилизаций . Эта культура распространилась в ряде ранних центров вдоль Сены , Среднего Рейна и верхней Эльбы . К концу V века до нашей эры влияние Ла Тена быстро распространилось по всей территории Галлии.
Культура Ла Тена развивалась и процветала в период позднего железного века (с 450 г. до н. э. до римского завоевания в I веке до н. э.) во Франции , Швейцарии , Италии , Австрии , юго-западной Германии , Богемии , Моравии , Словакии и Венгрии . Дальше на север распространилась современная доримская культура железного века северной Германии и Скандинавии .
Крупное археогенетическое исследование выявило миграцию в южную Британию в бронзовом веке, в течение 500-летнего периода с 1300 по 800 г. до н.э. Пришельцы были генетически наиболее близки к древним людям из Галлии. Авторы описывают это как «правдоподобный вектор распространения ранних кельтских языков в Британию». [16]
Основным источником материалов о кельтах Галлии был Посидоний из Апамеи , чьи сочинения цитировали Тимаген , Юлий Цезарь , сицилийский грек Диодор Сицилийский и греческий географ Страбон . [17]
В 4-м и начале 3-го века до нашей эры конфедерации галльских кланов расширились далеко за пределы территории того, что впоследствии стало Римской Галлией (что определяет использование термина «Галлия» сегодня), в Паннонию, Иллирию, северную Италию, Трансильванию и даже Малую Азию.Ко II веку до нашей эры римляне описали Галлию Трансальпину как отличную от Галлии Цизальпины . В своих «Галльских войнах » Юлий Цезарь выделяет три этнические группы в Галлии: белгов на севере (примерно между Рейном и Сеной), кельтов в центре и в Арморике и аквитанов на юго-западе, причем юго-восток уже колонизирован римлянами.Хотя некоторые ученые полагают, что белги к югу от Соммы представляли собой смесь кельтских и германских элементов, их этническая принадлежность окончательно не выяснена. Одной из причин является политическое вмешательство во французскую историческую интерпретацию в XIX веке.
Помимо галлов, в Галлии жили и другие народы, такие как греки и финикийцы, которые основали аванпосты, такие как Массилия (современный Марсель ) вдоль побережья Средиземного моря. [18] Кроме того, на юго-восточном французском побережье Средиземного моря лигуры слились с кельтами, образовав кельто- лигурийскую культуру.
Первоначальный контакт с Римом [ править ]
Во II веке до нашей эры Средиземноморская Галлия имела обширную городскую структуру и процветала. Археологам известны города в северной Галлии, включая битуригийскую столицу Аварикум ( Бурж ), Кенабум ( Орлеан ), Аутрикум ( Шартр ) и раскопанный участок Бибракта возле Отена в Соне и Луаре, а также ряд городищ на холмах (или oppida ) использовался во время войны. Процветание Средиземноморской Галлии побудило Рим откликнуться на просьбы о помощи жителей Массилии , оказавшихся под атакой коалиции лигуров и галлов. [19] Римляне вторглись в Галлию в 154 г. до н.э. и снова в 125 г. до н.э. [19] Если в первый раз они приходили и уходили, то во второй они оставались. [20] В 122 г. до н. э. Домицию Агенобарбу удалось победить аллоброгов (союзников Саллювий ) , а в следующем году Квинт Фабий Максим «уничтожил» армию арвернов во главе с их королем Битуитом , пришедшим на помощь аллоброгам. [20] Рим позволил Массилии сохранить свои земли, но добавил к своим территориям земли завоеванных племен. [20] В результате этих завоеваний Рим теперь контролировал территорию, простирающуюся от Пиренеев до нижнего течения реки Роны и на востоке от долины Роны до Женевского озера . [21] К 121 г. до н. э. римляне завоевали средиземноморский регион под названием Провинция (позже названная Нарбонская Галлия ). Это завоевание подорвало господство галльских народов арверни.
Завоевание Римом [ править ]
Римский проконсул и полководец Юлий Цезарь повел свою армию в Галлию в 58 г. до н. э., якобы для того, чтобы помочь галльским союзникам Рима против мигрирующих гельветов . С помощью различных галльских кланов (например, эдуев ) ему удалось завоевать почти всю Галлию. Хотя их армия была столь же сильна, как и у римлян, внутреннее разделение между галльскими племенами гарантировало легкую победу Цезарю, а попытка Верцингеторикса объединить галлов против римского вторжения пришла слишком поздно. [22] [23] Юлий Цезарь был остановлен Верцингеториксом при осаде Герговии , укрепленного города в центре Галлии. Союзы Цезаря со многими галльскими кланами разорвались. Даже эдуи, их самые верные сторонники, присоединились к арвернам, но всегда верные Реми (наиболее известный своей кавалерией) и лингоны послали войска на поддержку Цезаря. Германцы также прислали конницу, которую Цезарь Убиев . оснастил лошадьми Реми Цезарь захватил Верцингеторикса в битве при Алезии , которая положила конец большей части галльского сопротивления Риму.
Около миллиона человек (вероятно, каждый пятый галл) погибло, еще миллион попал в рабство , [24] Во время Галльских войн было покорено 300 кланов и разрушено 800 городов. [25] Все население города Аварикум (Бурж) (всего 40 000 человек) было вырезано. [26] До похода Юлия Цезаря против гельветов (Швейцария) гельветы насчитывали 263 000 человек, но впоследствии осталось только 100 000, большинство из которых Цезарь взял в рабство . [27]
Римская Галлия [ править ]
После того, как Галлия была поглощена Галлией , набором римских провинций, ее жители постепенно переняли аспекты римской культуры и ассимилировались, что привело к возникновению особой галло-римской культуры . [28] Гражданство было предоставлено всем в 212 году Constitutio Antoniniana . С третьего по пятый века Галлия подвергалась набегам франков . Галльская империя , состоящая из провинций Галлия, Британия и Испания , включая мирную Бетику на юге, отделилась от Рима в период с 260 по 273 год. Помимо большого количества туземцев, Галлия также стала домом для некоторых римских граждан. из других мест , а также мигрирующие германские и скифские племена, такие как аланы . [29]
Религиозные практики жителей стали комбинацией римских и кельтских практик, при этом кельтские божества, такие как Кобанн и Эпона, подверглись интерпретации romana . [30] [31] Имперский культ и восточные мистические религии также приобрели последователей. В конце концов, после того как христианство стало официальной религией Империи и язычество было подавлено, христианство победило на закате Западной Римской империи (в то время как христианизированная Восточная Римская империя просуществовала еще тысячу лет, до вторжения османов в Константинополь в 1453 году). ); небольшое, но заметное еврейское также установилось присутствие.
Считается, что галльский язык сохранился во Франции до VI века, несмотря на значительную романизацию местной материальной культуры. [32] Последняя запись разговорного галльского языка, признанная достоверной. [32] касалось разрушения христианами языческой святыни в Оверни, «называемой на галльском языке Вассо Галатае». [33] Сосуществуя с латынью, галльский язык помог сформировать диалекты вульгарной латыни , которые превратились во французский язык. [34] [35] [36] [37] [38]
Народная латынь в районе Галлии приобрела отчетливо местный характер, часть которого засвидетельствована граффити. [38] которые развились в галло-романские диалекты, включающие французский язык и его ближайших родственников. Влияние языков- субстратов можно увидеть в граффити, показывающих звуковые изменения, соответствующие изменениям, которые ранее произошли в языках коренных народов, особенно в галльском. [38] Народная латынь на севере Галлии превратилась в langues d'oil и франко-провансальский язык , а диалекты на юге превратились в современные окситанский и каталонский языки. Другие языки, считающиеся «галло-романскими», включают галло-курсивные языки и ретороманские языки .
Франкская Галлия [ править ]
После побед франков при Суассоне (486 г. н. э.) , Вуйе (507 г. н. э.) и Отене (532 г. н. э.) Галлия (за исключением Бретани и Септимании ) попала под власть Меровингов , первых королей Франции . Галло-римская культура, романизированная культура Галлии под властью Римской империи, особенно сохранилась в областях Нарбонской Галлии, которая превратилась в Окситанию , Галлию Цизальпину и, в меньшей степени, Аквитанию . Бывший романизированный север Галлии, когда он был оккупирован франками, вместо этого превратился в культуру Меровингов. Римской жизни, сосредоточенной на общественных мероприятиях и культурных обязанностях городской жизни в res publica и иногда роскошной жизни самодостаточной системы сельских вилл , потребовалось больше времени, чтобы рухнуть в галло-римских регионах, где вестготы в значительной степени унаследовали статус quo в начале V в. Галло-римский язык сохранялся на северо-востоке, в Сильва-Карбонарии , которая образовывала эффективный культурный барьер, с франками на севере и востоке, а на северо-западе - в нижней долине реки Сильва-Карбонария. Луара , где галло-римская культура пересекалась с франкской культурой в таком городе, как Тур , и в лице галло-римского епископа, противостоящего королевской семье Меровингов, Григория Турского .
- Серебряная монета Массалия (Марсель) с греческой легендой, V–I века до н.э.
- Золотые монеты Галлии Паризии , I век до н. э., ( Кабинет медалей , Париж).
- Римский серебряный денарий с головой пленного галла 48 г. до н. э., после походов Юлия Цезаря.
Галлы [ править ]
Социальная структура, коренная нация и кланы
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2011 г. ) |
были Однако друиды не единственной политической силой в Галлии, и ранняя политическая система была сложной, хотя в конечном итоге фатальной для общества в целом. Фундаментальной единицей галльской политики был клан, который сам состоял из одного или нескольких представителей того, что Цезарь называл паги . В каждом клане был совет старейшин и первоначально король. Позже исполнительной властью стал ежегодно избираемый судья. У эдуев, клана Галлии, руководитель носил титул Вергобрета , должность, очень похожую на должность короля, но его полномочия сдерживались правилами, установленными советом.
Региональные этнические группы, или паги , как их называли римляне (единственное число: pagus ; от этого термина происходит французское слово pays , «регион» [более точный перевод — «страна»)), были организованы в более крупные многоклановые группы. , который римляне называли civitates . Эти административные группировки перейдут к римлянам в их системе местного контроля, и эти civitates также станут основой окончательного разделения Франции на церковные епископства и епархии , которое останется в силе — с небольшими изменениями — до Французской революции .
Хотя кланы были умеренно стабильными политическими образованиями, Галлия в целом имела тенденцию быть политически разделенной, и между различными кланами практически не было единства. Только в особенно трудные времена, такие как вторжение Цезаря, галлы могли объединиться под единым лидером, таким как Верцингеторикс. Однако даже тогда линии фракций были ясны.
Римляне разделили Галлию на Провинцию (завоеванную территорию вокруг Средиземноморья) и северную Галлию Комата («свободная Галлия» или «длинноволосая Галлия»). Цезарь разделил население Галлии Коматы на три большие группы: аквитанцы ; Галлы (которых на их родном языке называли кельтами ); и Бельги . В современном понимании галльские народы лингвистически определяются как носители диалектов галльского языка. Хотя аквитаны, вероятно, были васконами , белги, таким образом, вероятно, представляли собой смесь кельтских и германских элементов.
Юлий Цезарь в своей книге «Галльские войны» писал:
Вся Галлия разделена на три части, одну из которых населяют белги, другую аквитанцы, те, которые на своем языке называются кельтами, по-нашему галлы - третью. Все они отличаются друг от друга языком, обычаями и законами. Река Гаронна отделяет галлов от аквитанцев; Марна и Сена отделяют их от бельгов. Из всех этих белгов самые храбрые, потому что они дальше всех от цивилизации и утонченности [нашей] провинции, и купцы реже всего прибегают к ним и импортируют те вещи, которые имеют тенденцию изнемогать; и они ближе всего к немцам, живущим за Рейном, с которыми они постоянно ведут войну; по этой причине гельветы превосходят и остальных галлов в доблести, поскольку они сражаются с германцами почти в ежедневных сражениях, когда те или отгоняют их со своих земель, или сами ведут войну на своих границах. Одна их часть, которую, как говорят, занимают галлы, берет свое начало у реки Роны; он ограничен рекой Гаронной, океаном и территориями бельгов; он граничит также со стороны секванов и гельветов, с рекой Рейн и простирается к северу. Белги берут начало от крайней границы Галлии и простираются до нижнего течения реки Рейн; и посмотрите на север и восходящее солнце. Аквитания простирается от реки Гаронны до Пиренейских гор и до той части океана, которая близ Испании: она смотрит между заходом солнца и Полярной звездой. [39]
Религия [ править ]
Галлы практиковали форму анимизма , приписывая озерам, ручьям, горам и другим природным объектам человеческие качества и придавая им квазибожественный статус. Также нередко было поклонение животным; самым священным животным галлов был кабан [40] который можно найти на многих галльских военных штандартах, подобно римскому орлу .
Их система богов и богинь была свободной: существовали определенные божества, которым поклонялся практически каждый галльский житель, а также клановые и домашние боги. Многие из главных богов были связаны с греческими богами; главным богом, которому поклонялись во время прибытия Цезаря, был Тевтат , галльский эквивалент Меркурия . «Бог-предок» галлов был отождествлен Юлием Цезарем в его «Commentarii de Bello Gallico» с римским богом Дисом Патером . [41]
Возможно, самым интригующим аспектом галльской религии является практика друидов . Друиды руководили жертвоприношениями людей и животных, которые приносились в лесных рощах или грубых храмах. Судя по всему, они также несли ответственность за сохранение ежегодного сельскохозяйственного календаря и организацию сезонных фестивалей, которые соответствовали ключевым точкам лунно-солнечного календаря. Религиозные практики друидов были синкретическими и заимствованы из более ранних языческих традиций, вероятно, имеющих индоевропейские корни. Юлий Цезарь упоминает в своих «Галльских войнах», что те кельты, которые хотели внимательно изучить друидизм, отправились для этого в Британию. Чуть более века спустя Гней Юлий Агрикола упоминает, что римские армии напали на большое святилище друидов в Англси в Уэльсе. Нет никакой уверенности в происхождении друидов, но ясно, что они ревностно охраняли тайны своего ордена и властвовали над народом Галлии. Действительно, они претендовали на право решать вопросы войны и мира и тем самым имели «международный» статус. Кроме того, друиды следили за религией простых галлов и занимались просвещением аристократии. Они также практиковали своего рода отлучение от собрания верующих, что в древней Галлии означало также отделение от светского общества. Таким образом, друиды были важной частью галльского общества. Почти полное и загадочное исчезновение кельтского языка на большей части территориальных земель древней Галлии, за исключением Бретани, можно объяснить тем фактом, что кельтские друиды отказались позволить передать кельтскую устную литературу или традиционную мудрость письменное письмо. [42]
См. также [ править ]
- Амбиорикс
- Астерикс - французский комикс о Галлии и Риме, действие которого происходит в основном в 50 г. до н.э.
- Болотное тело
- Бракки – брюки, типичное галльское платье.
- Цизальпийская Галлия
- Галатия
- Лион
- Римская республика
- Римские виллы на северо-западе Галлии
Ссылки [ править ]
- ^ Английский: / ˈ ɡ æ l i ə /
- ^ Эроусмит, Аарон (1832). Грамматика древней географии : составлено для школы Королевского колледжа . Хансард Лондон 1832. с. 50 . Проверено 21 сентября 2014 г.
Галлия
- ^ Бисдент, Бисдент (28 апреля 2011 г.). « Галлия » . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 15 мая 2019 г.
- ^ Бирхан 1997 , с. 48.
- ^ «Этимологии Исидора Севильского» с. 198 Издательство Кембриджского университета, 2006 г. Стивен А. Барни, У. Дж. Льюис, Дж. А. Бич и Оливер Бергхоф.
- ^ Услуги Хаулседеса. «Герливер Семпель» . Архивировано из оригинала 27 января 2017 года . Проверено 31 декабря 2016 г.
- ^ Пьер-Ив Ламбер , Галльский язык , издания Errance, 1994, стр. 194.
- ^ Экблом, Р., «Происхождение названия Ла Гол» в: Studia Neophilologica, Уппсала, XV, 1942–43, №№. 1–2, стр. 291–301.
- ^ Шегрен, Альберт, Имя «Галлия», в Studia Neophilologica , Vol. 11 (1938/39) стр. 210–214.
- ^ Оксфордский словарь английской этимологии (OUP 1966), стр. 391.
- ^ Новый этимологический и исторический словарь (Larousse 1990), с. 336.
- ^ Кох 2006 , с. 532 .
- ^ Кох 2006 , стр. 775–776.
- ^ Гаэль происходит от древнеирландского Goidel (заимствованного, в свою очередь, в 7 веке нашей эры от примитивного валлийского Guoidel - пишется Gwyddel на средневаллийском и современном валлийском - вероятно, происходит от бриттонского корня * Wēdelos означает буквально «лесной человек, дикий человек»). ) [13]
- ^ Линехан, Питер ; Джанет Л. Нельсон (2003). Средневековый мир . Том. 10. Рутледж. п. 393. ИСБН 978-0-415-30234-0 .
- ^ Паттерсон, Н.; Исаков М.; Бут, Т. (2021). «Массовая миграция в Британию в период от среднего до позднего бронзового века» . Природа . 601 (7894): 588–594. Бибкод : 2022Natur.601..588P . дои : 10.1038/s41586-021-04287-4 . ПМЦ 8889665 . ПМИД 34937049 . S2CID 245509501 .
- ^ Берресфорд Эллис, Питер (1998). Кельты: История . Кэролл и Граф. стр. 49–50. ISBN 0-7867-1211-2 .
- ^ Дитлер, Майкл (2010). Археологии колониализма: потребление, запутанность и насилие в древней средиземноморской Франции . Беркли: Университет Калифорнии Пресс. ISBN 9780520287570 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дринкуотер 2014 , с. 5.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дринкуотер 2014 , с. 6.
- ^ Дринкуотер 2014 , с. 6. «[...] самым важным результатом этой серии кампаний была прямая аннексия Римом огромной территории, простирающейся от Пиренеев до нижней Роны и вверх по долине Роны до Женевского озера».
- ^ «Франция: Римское завоевание» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия . Проверено 6 апреля 2015 г.
Из-за хронического внутреннего соперничества галльское сопротивление было легко сломлено, хотя Великое восстание Верцингеторикса 52 г. до н.э. имело заметные успехи.
- ^ «Юлий Цезарь: Первый триумвират и завоевание Галлии» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия . Проверено 15 февраля 2015 г.
Действительно, галльская кавалерия, вероятно, превосходила римскую, всадник за всадником. Военное превосходство Рима заключалось в его владении стратегией, тактикой, дисциплиной и военной инженерией. В Галлии Рим также имел то преимущество, что мог вести дела отдельно с десятками относительно небольших, независимых и отказывающихся сотрудничать государств. Цезарь завоевал их по частям, и согласованная попытка некоторых из них в 52 г. до н. э. сбросить римское иго пришла слишком поздно.
- ^ Плутарх, Цезарь 22.
- ^ Тиббетс, Янн (2016). 50 великих военачальников всех времен . Vij Books India Pvt Ltd. ISBN 9789385505669 .
- ^ Сейндал, Рене (28 августа 2003 г.). «Юлий Цезарь, римляне [Завоевание Галлии – часть 4 из 11] (Фотоархив)» . Проверено 29 июня 2019 г.
- ^ Сергиду, Анастасия (2007). Страх перед рабами, страх порабощения в древнем Средиземноморье . Безансон: Presss Univ. Франш-Конте. п. 50. ISBN 978-2848671697 . Проверено 8 января 2017 г.
- ^ Недавний обзор: Г. Вульф, Стать римлянином: истоки провинциальной цивилизации в Галлии (Cambridge University Press), 1998.
- ^ Бахрах, Бернард С. (1972). Меровингская военная организация, 481–751 . Университет Миннесоты Пресс. п. 10. ISBN 9780816657001 .
- ^ Поллини, Дж. (2002). Галло-римские бронзы и процесс романизации: Клад Кобанна . Памятник Греции и Романе. Том. 9. Лейден: Брилл.
- ^ Оукс, Л.С. (1986). «Богиня Эпона: концепции суверенитета в меняющемся ландшафте». Языческие боги и святыни Римской империи .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лоуренс Хеликс (2011). История французского языка . Ellipses Edition Marketing SA с. 7. ISBN 978-2-7298-6470-5 .
Упадок галлов и их исчезновение нельзя объяснить только специфическими культурными практиками: когда римляне во главе с Цезарем вторглись в Галлию в I веке до нашей эры, она романизировалась прогрессивным и глубоким образом. В течение почти 500 лет знаменитого галло-римского периода сосуществовали галльский и разговорная латынь; снова в VI веке; свидетельства Григория Турского свидетельствуют о выживании галльского языка.
- ^ Хист. Откровенный , книга 1, 32 И когда он пришел в Арверну, он поджег, разрушил и разрушил тот форт, который по-французски называют Вассо Галатае. И придя в Клермон [к арвернам ], он поджег, опрокинул и разрушил ту святыню, которую на галльском языке они называют Вассо Галаты.
- ^ Анри Гитер, «На галльском субстрате в Румынии», в Munus amicitae. Studia лингвистика в честь Витольди Манчака семидесятилетних , ред. Анны Бочнаковой и Станислана Видлака, Краков, 1995.
- ^ Юджин Рогиест, К истокам романских языков: лингвистический путь через Румынию (Лёвен, Бельгия: Acco, 2006), 83.
- ^ Савиньяк, Жан-Поль (2004). Французско-галльский словарь . Париж: Разница. п. 26.
- ^ Матасович, Ранко (2007). «Островной кельтский язык как языковая область». Материалы стажировки в рамках XIII Международного конгресса кельтских исследований : 106.
{{cite journal}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Адамс, Дж. Н. (2007). «Глава V – Регионализмы в провинциальных текстах: Галлия». Региональная диверсификация латыни 200 г. до н. э. – 600 г. н. э . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 279 –289. дои : 10.1017/CBO9780511482977 . ISBN 9780511482977 .
- ^ Цезарь, Юлий; Макдевитт, Вашингтон; Бон, WS, транс (1869). Галльские войны . Нью-Йорк: Харпер. п. 9. ISBN 978-1604597622 . Проверено 8 января 2017 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Маккалок, Джон Арнотт (1911). «Глава III. Боги Галлии и континентальные кельты» . Религия древних кельтов . Эдинбург: Кларк. п. 22. ISBN 978-1508518518 . Проверено 8 января 2017 г. - из Архива священных текстов в Интернете.
- ^ Уорнер, Марина; Берн, Лусилла (2003). Мир мифов, Том. 1 . Лондон: Британский музей. п. 382. ИСБН 978-0714127835 . Проверено 8 января 2017 г.
- ^ Кендрик, Томас Д. (1966). Друиды: исследование кельтской предыстории . Нью-Йорк: Barnes & Noble, Inc., с. 78.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
Источники [ править ]
- Бирхан, Х. (1997). Кельты . Вена.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Дринкуотер, Джон Фредерик (2014) [1983]. «Завоевание и умиротворение». Римская Галлия: Три провинции, 58 г. до н. э. – 260 г. н. э . Возрождение Рутледжа. Абингдон: Рутледж. ISBN 978-1317750741 .
- Кох, Джон Томас (2006). Кельтская культура: историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 1-85109-440-7 .
- Нако дель Ойо, Тони; Директор Джорди; Добсон, Майк, ред. (2022). Рим и северо-западное Средиземноморье: интеграция и взаимосвязь c. 150–70 гг . до н.э. Оксфорд: Книги Оксбоу. ISBN 9781789257175 .