Автомобильная промышленность Франции
Франция была пионером автомобильной промышленности и является 11-м по величине производителем автомобилей в мире по объему производства единиц продукции на 2015 год и третьим по величине в Европе (после Германии и Испании ). [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] С конца Второй мировой войны до 2000 года он неизменно был 4-м по величине. Это 16% продаж продукции французского производства.
Во Франции расположены две крупные автомобилестроительные компании:
- Стеллантис (владелец марок Peugeot , Citroën , DS и Opel/Vauxhall , которые изначально входили в состав группы PSA ).
- Renault Group (владелец марок Renault , Alpine , Dacia , Renault Samsung Motors и 43% Nissan ), третий по величине автопроизводитель в Европе и 10-й в мире в 2015 году.
Среди других мелких производителей автомобилей во Франции:
- Bugatti , роскошная марка Bugatti Rimac со штаб-квартирой в Мольсхайме .
- Venturi , небольшой производитель спортивных автомобилей и Формулы E. спонсор команды
- Aixam и Mega , микроавтомобилей марки компании Polaris Industries со штаб-квартирой в Экс-ле-Бен .
- Microcar и Ligier , марки микроавтомобилей компании DrivePlanet со штаб-квартирой в Абресте .
Французская компания Renault Trucks является крупным производителем коммерческих автомобилей и принадлежит Volvo . И PSA, и Renault производят большое количество автомобилей за пределами Франции. Французские производители автомобилей долгое время доминировали во франкоязычной Африке, но начиная с 1970-х годов японцы начали вторгаться из-за более низких цен и наличия подходящих легких внедорожников и грузовиков. [8]
выигрывали награды «Европейский автомобиль года» и «Всемирный автомобиль года» Автомобили французского дизайна неоднократно . Citroën DS занял третье место в номинации «Автомобиль века» самым красивым автомобилем всех времен и был назван журналом Classic & Sports Car . [9] [10]
18 и 19 века [ править ]
1769 – Николя-Жозеф Кюньо строит первое самоходное механическое транспортное средство. [11]
1807 – Франсуа Исаак де Рива изобретает двигатель внутреннего сгорания, работающий на водороде.
1859 – Жан Жозеф Этьен Ленуар разрабатывает двигатель внутреннего сгорания.
1884 – Эдуарду Деламару-Дебутвилю приписывают во Франции создание первого бензинового двигателя.автомобиль.
1885 – Амеде Болле начинает производство паровых автомобилей.
1887 – Леон Серполле начинает производство паровых транспортных средств.
1887 - основали Panhard et Levassor как автомобильный концерн Рене Панар и Эмиль Левассор , первый автомобиль был выпущен в 1891 году.
1890 – Арман Пежо выпускает четырехколесный автомобиль с бензиновым двигателем внутреннего сгорания Daimler.
1894 г. - Альберт де Дион и Жорж Бутон производят одноцилиндровый бензиновый двигатель, а в 1898 г. - четырехколесный автомобиль. Ранее, начиная с 1883 года, они строили паровые автомобили.
1894 — Delahaye основывает компанию Эмиль Делахай . В 1954 году компания была куплена Hotchkiss et Cie и прекратила производство автомобилей.
1896 – Арман Пежо начинает собирать и устанавливать на свои автомобили собственные двигатели.
1896 – Леон Болле производит автомобили с бензиновым двигателем.
1898 – Рено Братья Луи , Марсель и Фернан продают свой первый автомобиль.
1900–1950 [ править ]
1903 г. – Франция остается ведущим автопроизводителем в мире, производя 30 124 автомобиля (почти 49% от общемирового объема) по сравнению с 11 235 автомобилями, произведенными в США. [12]
1903 г. – компания Hotchkiss et Cie основана . Компания куплена Peugeot в 1950 году, но к 1955 году прекращает производство автомобилей.
1905 — Делаж основывает компанию Луи Delage . Компания куплена Делахе в 1935 году, но прекращает производство автомобилей в 1954 году.
1910 – Этторе Бугатти основал компанию Bugatti в Мольсхайме (тогда в Германии, сейчас во Франции). Производство заканчивается в 1956 году.
французское отделение Hispano-Suiza 1911 г. – основано . Производство автомобилей прекращено в 1938 году.
1919 — Avions Voisin основывает компанию Габриэль Вуазен . Производство прекращается в 1939 году. После войны Вуазен разработал микроавтомобиль Biscuter .
1919 — Citroën основал компанию Андре Ситроен .
1920 - Darracq (основанная в 1896 году) объединяется с Sunbeam и Talbot, создавая то, что в конечном итоге стало Talbot-Lago в 1935 году. В 1959 году компанию покупает Simca .
1921 г. – компания «Амилкар» основана . Компания объединяется с Hotchkiss et Cie в 1937 году и прекращает производство в 1939 году.
1921 – Салмсон начинает производство автомобилей. В 1957 году компанию покупает Renault .
1922 – Леон Полет начинает производство автомобилей.
1929 – Годовое производство автомобилей во Франции достигло пика в 253 000 легковых автомобилей, уровень, которого не удалось достичь до окончания Второй мировой войны . [13]
1933 - При производстве легковых автомобилей во Франции на уровне 140 635 единиц Франция уступила свое место крупнейшему производителю автомобилей в Европе, уступив Великобритании 220 775 единиц. Тем не менее, французские дороги отражают три десятилетия, в течение большей части которых французская автомобильная промышленность лидировала в мире с «автомобильным парком» в 1 448 000 автомобилей, опережая Великобританию, где было зарегистрировано 1 210 880 автомобилей, и Германию с только 510 680 автомобилями. [13]
1934 – Simca основал компанию Анри Пигоцци для производства автомобилей Fiat .
1934 – Citroën представляет Traction Avant с передним приводом и цельной конструкцией. Citroën становится банкротом и переходит во владение Michelin Tire Company .
1934 г. - Мэтфорд начинает производство автомобилей Ford, но прекращает производство в 1939 г. В 1947 г. компания реорганизуется в Ford SAF и продает автомобили под маркой Ford.
1936 – В то время как британская и немецкая экономики развивались в 1930-е годы, рост французской экономики был в лучшем случае пробным, с периодом разрушительных забастовок и экономического паралича в середине десятилетия . В Германии правительство Гитлера отвело немецкой автомобильной промышленности центральную роль в радикальной экономической стратегии, основанной на том, что можно рассматривать как кейнсианский подход к «фискальному стимулированию». В 1936 году Франция опустилась со второго на третье место среди европейских стран-производителей автомобилей, зафиксировав производство 204 000 автомобилей. [14] автомобилей, а производство в Германии составило 213 117 легковых автомобилей. [15]
1945 – Renault становится государственной собственностью и называется Régie nationale des nationalaux Renault (RNUR).
1945 - План Понса отразил решимость правительства структурировать французскую автомобильную промышленность в соответствии с приоритетами, определенными политиками и государственными служащими. Предпочтение отдается избранной группе автопроизводителей. На более крупные двигатели вводится карательный налог на мощность , что привело к упадку большинства Grandes Routières, таких как Bugatti , Delage , Delahaye , Hotchkiss et Cie , Salmson и Talbot-Lago , к середине 1950-х годов.
1946 – Renault представляет модель Renault 4CV .
1948 – Citroën представляет модель Citroën 2CV , небольшой переднеприводный седан, продаваемый как «народный автомобиль» в том же духе, что и немецкий Volkswagen Beetle .
1948 – Peugeot представляет модель Peugeot 203 .
1950–2000 [ править ]
1954 г. – основана компания Facel Vega .
1954 — Simca приобретает Ford SAF .
1955 – Citroën представляет модель Citroën DS , оснащенную дисковыми тормозами и самовыравнивающейся подвеской.
1955 — Alpine (автопроизводитель) основывает Жан Ределе и разрабатывает серию спортивных автомобилей. Выпуск Citroën DS , флагманского седана в линейке Citroën.
1957 – прекращение производства Citroën Traction Avant спустя 23 года.
1960 – Выпуск модели седана Peugeot 404 .
1961 – Выпуск Renault 4 , небольшого универсала, предназначенного для нижнего сегмента рынка, на котором во Франции доминируют Citroën 2CV , а также иностранные конкуренты, такие как Volkswagen Beetle и от BMC новый Mini .
1963 – Американский автомобильный гигант Chrysler приобретает 63% акций Simca .
1964 – Закрытие Facel Vega после всего лишь 10 лет производства автомобилей из-за финансовых проблем.
1965 – Матра начинает производство автомобилей. Citroën берет на себя управление Panhard , постепенно прекращая выпуск легковых автомобилей. Renault 16 , большой семейный хэтчбек (первый серийный автомобиль с таким кузовом), выпущен и признан Европейским автомобилем года.
1968 – Citroën приобретает итальянского производителя спортивных и роскошных автомобилей Maserati . Peugeot представляет 504 , большой семейный седан с задним приводом, который признан европейским автомобилем года.
1969 – Выпущена линейка седанов и универсалов среднего размера Renault 12 Европейский автомобиль года», которая досталась Fiat 128 итальянскому , но она не получила награды « .
1970 – Citroën представляет Citroën SM , большое купе с самовыравнивающейся подвеской, самоцентрирующимся чувствительным к скорости гидроусилителем руля, гидропневматическими тормозами и двигателем от Maserati. Компания также выпустила новый семейный автомобиль GS , который был признан Европейским автомобилем года . Chrysler представляет новую флагманскую модель седана французского производства и британской разработки — 180 .
1972 – Выпуск Renault 5 , первого небольшого хэтчбека во Франции. Он имеет трехдверный кузов и передний привод.
1973 – Выпуск Chrysler 2 Litre, версии модели 180 с более крупным двигателем.
1974 – Несмотря на то, что новый CX (преемник 19-летнего DS) был признан Европейским автомобилем года, Citroën объявляет о банкротстве. Затем Maserati продается Алехандро де Томазо . Peugeot выпускает свою первую модель хэтчбека, трехдверный 104 , который выпускается через два года после оригинального седана.
1975 - Simca 1307 (продаваемый в Великобритании как Chrysler Alpine Выпускается ), который признан европейским автомобилем года , с кузовом хэтчбек и передним приводом. Citroën спасается от краха благодаря слиянию с Peugeot. Renault выходит на рынок автомобилей класса люкс со своей линейкой 20/30, которая необычно для этого сектора автомобилей включает хэтчбек и передний привод. Выпуск Citroën LN с двухцилиндровым двигателем объемом 652 куб.см и трехдверным хэтчбеком на базе Peugeot 104. Последний Citroën DS построен спустя 20 лет и продано более 1,4 миллиона человек по всему миру.
1976 — Renault выпускает новую модель небольшого семейного хэтчбека R14 , которая по концепции похожа на Volkswagen Golf из Западной Германии .
1978 – PSA Peugeot Citroën приобретает европейское подразделение Chrysler , бывшую Rootes Group в Великобритании и Simca во Франции. Незадолго до завершения продаж новый среднеразмерный хэтчбек Horizon был признан Европейским автомобилем года. Выпуск седанов и универсалов Renault 18 с передним приводом, которые в конечном итоге заменят устаревшие модели R12. Renault начинает финансовое сотрудничество с American Motors . Citroën запускает Visa , небольшой пятидверный хэтчбек. Peugeot запускает седан 305 , который в конечном итоге заменит меньший 304 .
1979 — Peugeot выпускает седан 505 , замену модели 504, которая будет производиться в Европе в течение нескольких лет. Марка Simca прекращена через 45 лет новым владельцем компании Peugeot, который возродил значок Talbot для всего бывшего модельного ряда Chrysler Europe. Citroën GS через девять лет обновляется и становится GSA, и получает хэтчбек.
1980 – Прекращение производства Renault 12 после 11 лет производства и Renault 16 через 15 лет. Новинкой в линейке Renault является купе Renault Fuego , которое по размеру и цене похоже на такие автомобили, как Ford Capri . Peugeot запускает Talbot Solara , седан-версию хэтчбека Alpine, и новый флагманский седан Tagora , который фактически был разработан Chrysler в качестве замены моделей с двигателем объемом 180/2 литра .
1981 – Renault 9 , небольшой семейный седан, был признан Европейским автомобилем года после своего запуска. Запуск Talbot Samba , переработанной версии Peugeot 104 , построенной на бывшем заводе Simca в Пуасси.
1982 — Citroën выпускает Citroën BX , который в конечном итоге заменит меньший по размеру GSA.
1983 — Peugeot выпускает новый супермини 205 , разработанный итальянским дизайнером Pininfarina . У Renault появился новый конкурент в секторе хэтчбеков среднего размера — новый 11 . Французское производство Peugeot 504 прекращается через 15 лет. В конце года Renault заменяет свои флагманские модели 20/30 на R25.
1984 – Renault выпускает Espace – первый в Европе многоцелевой автомобиль большого объема. R5 претерпел полный редизайн, но в его стиле по-прежнему можно узнать обновленную версию оригинала 1972 года.
1985 – В производство поступает Peugeot 309 , построенный на бывшем заводе Rootes недалеко от Ковентри , Англия , а не во Франции. Peugeot отказалась от планов продавать автомобиль под маркой Talbot, которая теперь будет постепенно вытесняться с легковых автомобилей.
1986 — Жорж Бесс , председатель Renault , убит коммунистической террористической группировкой Action Directe . Окончание производства Talbot Samba и Alpine, поскольку Peugeot начинает поэтапный отказ от бренда Talbot, который будет сохранен только для коммерческих автомобилей. Renault заменяет 18 седан и универсал на седан Renault 21 и семиместный универсал Nevada/Savanna. Производство и продажи Renault 4 планируется продолжить во Франции завершаются через 25 лет, но производство в Аргентине до начала 1990-х годов. Citroën GS/GSA окончательно снят с производства после 16 лет производства.
1987 — Peugeot выпускает модель 405 , также построенную в Великобритании, которая признана европейским автомобилем года . У Citroën появился новый игрок на рынке супермини со своим AX . Через год после прекращения производства во Франции и Великобритании последние модели Talbot Horizon производятся в Испании и Финляндии , что сигнализирует о прекращении производства бренда Talbot на легковых автомобилях.
1988 – Производство Citroën 2CV во Франции прекращается через 40 лет, а производство Visa – через 10 лет. Производство 2CV продолжится в Португалии до 1990 года. Renault заменяет линейку 9/11 моделью R19 . Выпуск Peugeot 405 в кузове универсал.
1989 — Через 15 лет седан Citroën CX снимается с производства и заменяется автомобилем XM , который признан европейским автомобилем года . Выпущены последние модели Peugeot 305.
1990 — Выпуск Renault Clio , нового небольшого хэтчбека, который со временем заменит R5. Он признан европейским автомобилем года. Citroën прекращает производство 2CV спустя 42 года, последние два из которых автомобиль производился в Португалии.
1991 — Peugeot частично заменяет свою чрезвычайно популярную модель 205 на немного меньшую модель 106 , а Citroën вновь выходит на рынок хэтчбеков среднего размера со своим ZX , первой из двух замен устаревшего BX. Окончательные версии CX выпускаются после 17-летнего производственного цикла, при этом модель универсала прекращается через два года после седана, чтобы освободить место для нового универсала XM. Peugeot представляет новую модель начального уровня — 106 .
1992 – PSA Peugeot Citroën создает совместное предприятие с Dongfeng Motor Corporation в Китае. Renault выходит на рынок городских автомобилей с моделью Twingo , которая предназначена только для рынков с левосторонним управлением. Renault заменяет восьмилетний R25 на Safrane в качестве новой топовой модели.
1993 — Peugeot заменяет модель 309 на модель 306, которая также частично заменяет меньшую модель 205 (которая все еще находится в производстве уже десятый год). Citroën выпускает Xantia , замену хэтчбека BX. В конце года Renault снимает с производства R21 после почти восьми лет продажи и заменяет его Laguna .
1994 - После 12-летнего пробега выпускаются последние версии Citroën BX, когда модель универсал наконец заменяется универсальной версией хэтчбека Xantia.
1995 – Renault запускает Mégane , линейку хэтчбеков, седанов, купе, кабриолетов и универсалов среднего размера. Renault также запускает универсальную версию Laguna, которая заменит Nevada/Savanna . Запуск Eurovan , совместного предприятия PSA и Fiat, который будет продаваться как минивэн со значками Peugeot, Citroën, Fiat и Lancia. Peugeot заменяет давнюю и чрезвычайно успешную модель 405 моделью 406 , хотя изначально она продавалась только как седан.
1996 – Renault приватизируется, и выпускается новая версия хэтчбека Megane Scénic , которая конкурирует в секторе новых компактных минивэнов и получает награду «Европейский автомобиль года». Производство R5 наконец прекращено спустя почти 25 лет, хотя последние несколько лет производство было сосредоточено в Словении , а не во Франции. Peugeot модернизирует супермини 106, чтобы сохранить его конкурентоспособность среди множества новых конкурентов, в то время как Citroën использует дизайн 106 для своего нового Saxo , пришедшего на смену AX. Peugeot возвращается на рынок купе после более чем десятилетнего перерыва с моделью 406 Coupe.
1997 - Smart открыл сборочный завод В Хамбахе, Мозель, немецкий автопроизводитель Mercedes-Benz для производства двухместных микроавтомобилей. Модельный ряд Peugeot 406 пополняется выпуском модели универсал.
1998 – Volkswagen AG получает права на название Bugatti . Позже они строят автомобильный завод в Мольсхайме , который позже будет производить Bugatti Veyron . Гибель Peugeot 205 спустя 15 лет. Его заменой станет модель 206, которая производится во Франции и Великобритании.
1999 – Renault приобретает контрольный пакет акций японского автопроизводителя Nissan . Renault покупает 99% акций румынского автопроизводителя Dacia , который выпускал свою версию Renault 12 последние 30 лет. Выпуск Citroën Picasso , компактвэна, похожего по стилю на Renault Scénic , который основан на кузове хэтчбека Xsara .
2000 – Упадок Citroën XM спустя 11 лет после резкого падения продаж с середины 1990-х годов. Выпуск Peugeot 206 CC — первого французского автомобиля со складной стальной крышей, которая позволяет ему выступать в роли купе и кабриолета. Renault Laguna второго поколения будет представлена в конце года и станет одним из первых автомобилей массового производства, оснащенных системой входа и зажигания без ключа.
2000 – настоящее время [ править ]
2000 г. - Renault покупает 70% южнокорейской компании Samsung Motors и создает новую дочернюю компанию Renault Samsung Motors (сейчас принадлежит 80%). Выпуск Renault Laguna II, одного из первых серийных автомобилей в мире, оснащенных системой бесключевого доступа и зажигания.
2001 — Toyota строит западноевропейскую сборочную линию для Toyota Yaris в Валансьене . Новый Peugeot 307 от Peugeot , пришедший на замену устаревшему 306 , был признан Европейским автомобилем года .
2001 — Renault Trucks продана компании AB Volvo .
2002 – Выпущен Renault Megane II, признанный Европейским автомобилем года. Выпуск пятидверного Citroën C3 , первого из двух новых автомобилей, которые заменят Saxo.
2003 – прекращение производства Peugeot 106 спустя 12 лет. Он поступил в продажу с 1991 года, а в 1996 году был обновлен. Citroën Saxo также снимается с производства после запуска трехдверного Citroën C2.
2004 — Замена Peugeot 406 на Peugeot 407 . Citroën заменяет хэтчбек Xsara на Citroën C4 .
2005 — Выпущен Renault Clio III, который признан европейским автомобилем года, а модель второго поколения была переименована в Clio Campus и теперь производится в Словении . Запуск Citroën C1 и Peugeot 107 , которые производятся на чешском заводе в рамках совместного предприятия с Toyota .
2006 — Выпуск Peugeot 207 , который со временем заменит 206. Новый автомобиль производится во Франции. Peugeot закрывает свой завод недалеко от Ковентри , Англия , который он купил у Chrysler 28 лет назад. Выпускаются версии Citroën C4 Picasso и семиместная Grand Picasso Grand Picasso, но параллельно с ним в производстве продолжает производиться чрезвычайно успешный Xsara Picasso.
2007 – Renault Twingo, самая старая серийная модель во Франции, через 15 лет заменена совершенно новой моделью. Новый Twingo производится только в Словении . На смену Peugeot 307 приходит Peugeot 308 .
2008 г. — Renault приобретает 25% акций российского автопроизводителя АвтоВАЗ .
2010 — Конец Peugeot 206 после 12 лет производства, последние четыре из которых проходили в Словакии . Peugeot заменяет свои седаны 407 и 607 единственной моделью 508 . Выпуск семейного хэтчбека Citroën C4 второго поколения , который также порождает более роскошную версию под названием DS4 .
2012 - Выпуск Peugeot 208 , замены модели 207. Окончание производства Citroën Xsara Picasso через 13 лет, что ознаменовало конец последнего массового производства легковых автомобилей во Франции, выпускавшихся до 2000 года.
2013 — Выпуск второго поколения Peugeot 308 , признанного Европейским автомобилем года .
2014 — Замена Peugeot 107 на Peugeot 108 , который снова является частью предприятия Peugeot-Toyota, построенного в Чехии вместе нового поколения с Citroën C1 и Toyota Aygo . Выпуск Renault Twingo III с переключением на задний привод и задним расположением двигателя. Это первый Renault за полвека, имеющий такую механическую компоновку.
2021 — Группа PSA завершила слияние с итало-американским автопроизводителем Fiat Chrysler Automobiles , что привело к созданию компании Stellantis со штаб-квартирой в Амстердаме , Нидерланды . Это слияние также привело к воссоединению Maserati и Citroën спустя 46 лет.
Производственные данные [ править ]
Производство автомобилей во Франции: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [16]
Год | Единичное производство |
---|---|
1950 | 357,000 |
1960 | 1,369,000 |
1970 | 2,750,086 |
1980 | 3,378,433 |
1990 | 3,768,993 |
1999 | 3,180,193 |
2000 | 3,348,361 |
2001 | 3,628,418 |
2002 | 3,601,870 |
2003 | 3,620,066 |
2004 | 3,665,990 |
2005 | 3,549,008 |
2006 | 3,169,219 |
2007 | 3,019,144 |
2008 | 2,568,978 |
2009 | 2,049,762 |
2010 | 2,227,742 |
2011 | 2,242,928 |
2012 | 1,967,765 |
2013 | 1,740,220 |
2014 | 1,821,464 |
2015 | 1,970,000 |
2016 | 2,082,000 |
2017 | 2,227,000 |
2018 | 2,270,000 |
2019 | 2,202,460 |
2020 | 1,316,371 |
Общий объем производства автомобилей Renault в мире в 2010 году (без учета Nissan) составил 2 716 286 автомобилей, из которых 2 395 876 были легковыми автомобилями. Это десятое место среди всех производителей автомобилей. Общий объем производства автомобилей PSA Peugeot Citroën в 2010 году составил 3 605 524 автомобиля, из них 3 214 810 легковых автомобилей. Это восьмое место среди всех производителей автомобилей. [1]
Галерея [ править ]
- Bellanger 24 CV Тип A1 (1921 г.)
- Рено Нерваспорт (1932)
- Peugeot Elyséo 125, «Ролан Гаррос» (2002 г.)
- Микроавтомобиль M.Go 3 Динамичный
- Шатене CH30
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с МОПАП : Статистика производства
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ward's: Мировые данные об автотранспортных средствах, 2007 г. Wards Communications, Саутфилд, Мичиган, 2007 г., ISBN 0910589534
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б РИТА. Таблица 1-23: Мировое производство автомобилей, отдельные страны
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мировое производство автомобилей на четырех континентах и в основных странах-производителях, 1898–2016 гг.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Автомобильный отчет МВФ, 2000 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СТОЛИЧНОГО АВТОНОМНОГО УНИВЕРСИТЕТА. Автомобильный сектор Мексики до заключения Североамериканского соглашения о свободной торговле, 1994 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мичиганский статистический обзор, 1996 год . Таблица XIV-1
- ^ Тевене, Жан-Поль, изд. (январь 1977 г.). «30 дней автомобиля» [30 дней автомобиля]. Автомобиль (на французском языке) (367). Нейи , Франция: Общество технических и туристических изданий Франции: 5.
- ^ «Это только что: Модель T получает награду» , Джеймс Г. Кобб, The New York Times , 24 декабря 1999 г.
- ^ «Citroen DS 1955 года — самый красивый автомобиль всех времен» . Motorcities.com. Архивировано из оригинала 8 сентября 2009 г. Проверено 9 июля 2009 г.
- ^ история автомобиля 4u http://www.carhistory4u.com/the-last-100-years/car-manufacturers-by-country/france. Архивировано 2 октября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Беллу, Серж (1998). Всемирная история автомобиля (на французском языке) (изд. Фламмариона). Фламмарион. п. 18. ISBN 978-2-0801-3901-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Автомобиль». Все французские автомобили 1934 г. (Салон [октябрь] 1933 г.) . № 22. Париж: История и коллекции: 6. 2002.
{{cite journal}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) - ^ «Автомобиль». Все французские автомобили 1937 г. (Салон [октябрь] 1936 г.) . № 3. Париж: История и коллекции: 8. 2002.
{{cite journal}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) - ^ Освальд, Вернер (2001). Немецкие автомобили 1920-1945 годов, том 2 (на немецком языке). Издательство «Моторбук». п. 531. ИСБН 3-613-02170-6 .
- ^ Национальный институт статистики и экономических исследований http://www.insee.fr/fr/themes/tableau.asp?reg_id=0&ref_id=NATTEF11105
- Полная энциклопедия автомобилей с 1885 года по настоящее время под редакцией Г. Н. Джорджано ; 1968 год; EP Даттон и компания; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк
Внешние ссылки [ править ]
- Французская автомобильная промышленность – анализ и статистика, 2010 г., Комитет французских конструкторов автомобилей http://www.ccfa.fr/publications/analyse-statistiques/edition-2010.html
- История PSA Peugeot Citroën — сайт компании https://web.archive.org/web/20110807025822/http://www.psa-peugeot-citroen.com/document/publication/history_group1083692907.pdf
- История Renault — сайт компании http://www.renault.com/en/groupe/chiffres-cles/pages/dates-cles.aspx
Дальнейшее чтение [ править ]
- Ло, Джеймс Майкл. На первой передаче: Французская автомобильная промышленность в 1914 году . Издательство Университета Макгилла-Куина. 1976. ISBN 978-0-7735-0264-2
- Стоббс, Уильям. Гранд-туреры: классические французские гранд-туреры . Моторбукс Интернешнл. 1990 год ISBN 978-0-87938-484-5
- Лубе, Жан-Луиза. История французского автомобиля . Порог. ISBN 978-2-02-037618-1