Автомобильная промышленность Сербии
Экономика Сербии |
---|
![]() |
Обзор |
Секторы |
Темы Сербии |
Автомобильная промышленность Сербии является одним из важнейших промышленных секторов и составляет около 15% промышленного производства страны и 18% всего экспорта (ожидается, что в 2013 году он достигнет 2 миллиардов долларов). [1]
История
[ редактировать ]
Сербская автомобильная промышленность берет свое начало в самом начале 20 века, когда в 1904 году на военно-промышленном комплексе «Застава» было создано отделение по ремонту автомобилей и изготовлению некоторых деталей.
Югославская эпоха
[ редактировать ]В 1939 году «Застава» начала сборку грузовиков «Шевроле» . Производство прекратилось с началом Второй мировой войны . До 1941 года завод в Крагуеваце выпустил 400 военных грузовиков Chevrolet, а в автомобильном отделении промышленного комплекса Застава работало 12 000 рабочих. [2]
Став одним из основателей и лидеров Движения неприсоединения , Югославия стала одним из редких мест, где на дорогах и в потоке транспорта можно было увидеть автомобили обоих блоков времен «холодной войны», плюс автомобили нейтрального или неприсоединения. -Совместившиеся страны. Однако, помимо импорта, Югославия предлагала большое разнообразие отечественных автомобилей, рассчитанных на самые разные вкусы и потребности. Помимо довоенного соглашения Zastava-General Motors о производстве автомобилей 4x4, Zastava в 1950-х годах подпишет соглашение с итальянским гигантом FIAT, которое в той или иной форме продлится до 2008 года, и было произведено почти 2 миллиона автомобилей. [3]
Тем временем в словенском портовом городе Копер на Адриатике в 1984 году местный завод Tomos и французский производитель Citroën создали совместное предприятие под названием Cimos. Помимо Citroën 2CV и Citroën DS , они также производили Ami , Dyane , AX , BW, CX , Visa и GS . [3]
Другая словенская компания, IMV из Ново-Место , достигла соглашения с британской Austin Motor Company. [4] с 1967 года собирать такие модели, как 1300 , 1500 , 1750 и всемирно известный Mini . [3] В 1972 году IMV заключила стратегическое партнерство с Renault и начала производство популярного Renault 4 . Помимо этой модели, они также производили Renault 12 , Renault 16 , Renault 18 и Renault 5 для югославского рынка. [3]
СР Босния и Герцеговина вошла в производство автомобилей через производителя кухонной техники. В ходе процесса, в ходе которого президент Югославии Тито полемически переместил большинство уцелевших сербских промышленных центров в Хорватию и Боснию, что еще больше ослабило сербскую экономику, эти другие республики воспользовались преимуществом для восстановления, а в случае с Боснией, особенно в отношении автомобильной промышленности, это привело к еще большему ослаблению сербской экономики. Это произошло по прямой инициативе президента Тито, которая обязала одну успешную компанию PRETIS заняться производством автомобилей, поскольку они уже имели дело с алюминием и другими металлами. В том же году завод Pretis в Вогошче начал сборку NSU Prinz . Было произведено около 15 000 таких автомобилей, когда Volkswagen взял на себя управление материнской компанией и использовал преимущества и возможности, предоставленные им югославским правительством. UNIS стала основной компанией, заменив Pretis. Опыт оказался положительным, и сотрудничество продолжалось несколько лет. Однако Volkswagen увидел отличный шанс выйти на рынок Сербии. Основное воздействие произошло вскоре после того, как Жук . В период с 1972 по 1976 год было построено около 1300 единиц в трех версиях: 1200, 1300 и 1303. [3]
В 1953 году, к столетнему юбилею компании, «Застава» подписала контракт с итальянским производителем FIAT о начале производства по лицензии нескольких моделей, включая грузовики, легковые автомобили, тракторы и большегрузные автомобили. [2] В 1955 году началось производство самой популярной модели Zastava 750 , всего было выпущено 923 487 единиц. В 1965 году «Застава» начала экспортировать продукцию за границу. Соединенные Штаты импортировали более 140 000 автомобилей Zastava, проданных как Yugos. В 1989 году «Застава» произвела рекордные 230 570 единиц. В целом в период с 1953 по 2001 год Zastava произвела более 4 миллионов автомобилей и экспортировала их в 74 страны, что сделало Крагуевац центром автомобильной промышленности Сербии и всей Югославской федерации. Однако объекты промышленного комплекса «Застава» сильно пострадали во время бомбардировок Югославии НАТО в 1999 году. [2]
Поставщики Zastava производили продукцию в соответствии со строгими стандартами высокого качества, что позволило им работать с другими западными производителями автомобилей, такими как Mercedes , Ford , Peugeot Citroën-PSA Renault и Opel . Это также было необходимо для преодоления югославских препятствий на пути импорта полностью собранных автомобилей. Застава также собирала Фиаты и различные Фиаты, построенные в Восточном блоке, для продажи на местном уровне. Второй по величине производитель IMV производил Renaults (заменив первоначальных западных партнеров Austin , [4] NSU и BMW ) в Ново-Место , Словения , Tvornica Automobila Sarajevo (TAS) строила Volkswagen в Сараево в Боснии и Герцеговине , Cimos строила Citroëns в Копере занявшая пятое место, , Словения, а IDA, собирала Opel. [5] Местным сборщикам приходилось создавать совместные предприятия с западными операторами для продажи своей продукции в Югославии, обычно экспортируя детали местного производства в обмен на комплекты CKD . [6] Была также короткая попытка компании «Инвест-Метали» собрать Peugeot в Приштине , Косово , начиная с 750 автомобилей, поставленных в 1985 году. [7] Эта компания прекратила торговлю в 1991 году, и неизвестно, собирали ли они еще автомобили.
Хотя в 1983 году в Югославии официально было построено 211 522 автомобиля, многие из них были частично разобраны по импорту, а некоторые были неправильно классифицированы. [5] Полный импорт официально был доступен только тем, кто мог платить полностью в твердой валюте, что ограничивало такие продажи до минимума. [5] В 1984 году полностью сформированный импорт с Запада (за исключением автомобилей местной сборки) составлял менее 4 процентов рынка. Хотя японские производители Toyota , а затем Mitsubishi вышли на рынок в ограниченном масштабе в первой половине 1980-х годов, почти весь западный импорт приходился на европейские бренды. Импортным автомобилем номер один по продажам был Fiat Uno , которого в 1984 году было продано более 300 штук. [7]
Постюгославская эпоха
[ редактировать ]
Сегодня автомобильная промышленность является одним из наиболее известных секторов Сербии , на долю которого приходится почти 10% всего объема прямых иностранных инвестиций в Сербию с 2000 года. 27 международных инвесторов вложили в этот сектор почти 1,5 миллиарда евро, создав более 19 000 рабочих мест. Сербская автомобильная промышленность снабжает продукцию почти всех крупных европейских и некоторых азиатских производителей автомобилей. [8]
Производство деталей шасси транспортных средств, особенно шин и деталей подвески, является наиболее заметным видом деятельности в отрасли. Компоненты электрических систем являются еще одной доминирующей группой товаров, наиболее важными продуктами которых являются автомобильные аккумуляторы и электропроводка. Кроме того, очень важно производство компонентов двигателя, в основном литых, а также кованых и механически обработанных деталей, таких как распределительные валы, тормозные диски, клапаны и маховики.
Среди этих компаний-производителей: Tigar Tyres , Leoni Wiring Systems Southeast , Yura Corporation , Cooper Tire & Rubber Company Сербия , Trayal Corporation и IGB Automotive.
Активные производители
[ редактировать ]ОСОБЫЙ
[ редактировать ]Автобусная промышленность Крагуеваца (БИК) в сотрудничестве с белорусским производителем грузовых автомобилей и автобусов МАЗ к концу 2000-х годов начала производство газовых автобусов БИК-203, основанных на платформе модели МАЗ-203. [9] [10] Эти автобусы были доставлены в несколько сербских городов для использования в компаниях общественного транспорта.
ФАП
[ редактировать ]В 1952 году была основана Fabrika automobila Priboj (FAP), а год спустя по лицензии Saurer были произведены первые грузовики . Первые автомобили отечественной разработки были запущены в серийное производство к 1965 году. В 1970 году FAP подписал контракт о производственном, техническом и финансовом сотрудничестве с Daimler-Benz . В 1978 году ФАП начал сотрудничество с Белградским военно-техническим институтом и занялся разработкой и производством специальной военной техники. С 2010-х годов производство ФАП ориентировано на военные нужды и сильно ограничено.
FCA Сербия
[ редактировать ]
В 2008 году FIAT создал совместное предприятие (СП) с Республикой Сербия, создав то, что впоследствии стало известно как FCA Srbija . СП капитально отремонтировало и реконструировало бывшую штаб-квартиру и сборочный завод Zastava Automobiles и теперь производит Fiat 500L . [11] [12] годовой мощностью 85 000 автомобилей (по состоянию на 2016 год). [13]
Икарбус
[ редактировать ]
Ikarbus — производитель автобусов, базирующийся в Белграде. Компания была впервые основана в 1923 году как «Икарус АД» для производства самолетов. После Второй мировой войны компания была национализирована, а два других сербских производителя самолетов, Rogožarski и Zmaj , были объединены в Ikarus. Однако в 1950-х годах большая часть персонала и инфраструктуры авиазавода была переведена в SOKO , и с тех пор Ikarus полностью сосредоточился на производстве автобусов, сначала по лицензии, сначала по разработкам Saurer и MAN , а затем и по собственным проектам компании. В 1992 году компания была приватизирована, но из-за спора о названии с венгерским производителем автобусов Ikarus Bus она сменила название на Ikarbus.
Застава ТЕРВО
[ редактировать ]TERVO, являющаяся частью конгломерата Zastava в Крагуеваце, была образована 1 сентября 2017 года со всеми основными и оборотными активами Zastava Trucks, включая большинство ее бывших сотрудников. [14] Производит вездеходы военного и гражданского назначения, а также бронекабины и детали для военной техники.
Несуществующие производители
[ редактировать ]ИДА-Опель
[ редактировать ]IDA-Opel была производителем автомобилей из Кикинды , который производил модели Opel по лицензии в период с 1977 по 1992 год. Было произведено 38 700 автомобилей. Производство было прекращено в связи с началом югославских войн и введением экономических санкций ООН в отношении Союзной Республики Югославии .
IMK 14 октября, Крушевац
[ редактировать ]IMK 14. oktobar Крушевац был предприятием, специализирующимся на производстве тяжелых машин и оборудования. Со штаб-квартирой в Крушеваце компания имела производственные мощности в Варварине , Брусе и Ражане . Компания была основана в 1923 году и объявила о банкротстве в январе 2016 года.
IMR
[ редактировать ]Industrija Motora Ranovica была производителем тракторов, базирующимся в Раковице , Белград . Основанная в 1927 году как Задругар, она закрылась в 2015 году.
ИМТ
[ редактировать ]Машиностроительная и тракторная промышленность (ИМТ) производит тракторы и сельскохозяйственную технику с 1950-х годов. В 2016 году компания прошла процедуру банкротства. [15] В апреле 2018 года IMT была продана TAFE. Производство возобновляется в Ярковаце, поскольку белградский завод был исключен из продажи.
Необус
[ редактировать ]Neobus был производителем автобусов из Нови-Сада . Основанная в 1952 году как Autokaroserija, она тесно сотрудничала со словенским производителем TAM . В 1992 году, с обретением Словенией независимости, сотрудничество прекратилось, и Autokaroserija стала независимым производителем автобусов и сменила название на Neobus. В 2012 году Neobus обанкротился.
Застава Автомобили
[ редактировать ]
Группа Zastava Vehicles со своей основной компанией Zastava Automobiles — сербский производитель автомобилей, основанный в Крагуеваце , СФР Югославия, в 1953 году как преемник югославского производителя грузовиков. Будучи частью крупного промышленного комплекса, в основном посвященного военной промышленности, Застава в 1904 году сформировала первое подразделение, занимающееся исключительно ремонтом автомобилей и производством запчастей. К концу 1930-х годов компания заключила договор с General Motors на сборку военных джипов 4х4. Вторая мировая война прервала сотрудничество, и после войны итальянский гигант FIAT подписал с Zastava договор о сотрудничестве на сборку многих их моделей. После десятилетий производства многочисленных легковых и коммерческих автомобилей по лицензии Fiat , в 1980-х годах Zastava начала производить свои собственные модели, такие как Yugo и Zastava Florida , разработанные Джорджетто Джуджаро . Они также собирали более крупные Fiat, такие как 132 и Argenta, для продажи на местном уровне, а также многие восточноевропейские производные Fiat, в том числе Польский Фиат 126р , различные Лады , ФСО 1500 и Полонез . [5] Производство бренда Zastava прекратилось в 2008 году, а в 2017 году компания объявила о банкротстве.
В 2008 году штаб-квартира и сборочные мощности Zastava были капитально отремонтированы и модернизированы, когда они были переданы в совместное предприятие с Республикой Сербия и Fiat, которое в конечном итоге стало FCA Srbija .
Застава Грузовики
[ редактировать ]Первыми автомобилями, построенными на заводе «Застава», были 400 грузовиков «Шевроле» , которые были построены по лицензии в период с 1939 по 1941 год для Королевской югославской армии . Тогда в 1953 году было выпущено 162 внедорожника с торговой маркой Willys. Но переломным моментом стало подписание в 1955 году соглашения «Застава» и «ФИАТ» о производстве легковых и грузовых автомобилей по лицензии, начиная с производства Fiat AR-51 Campagnola легких грузовиков и внедорожников , а затем фургонов Fiat 1100TF. В 1980-е годы Iveco выпускались модели .
В сентябре 2017 года правительство Сербии учредило компанию Zastava TERVO , которая взяла на себя производственные мощности Zastava Trucks.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Автопром для Сербии как IT» . 10 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с История на официальном сайте Заставы (на сербском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и Четырехколесники СФРЮ: Что делали и ездили югославы? на ba.n1info.com, 23 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Адамс, Кейт (2 октября 2011 г.). «Югославия 1100-х годов» . ARОнлайн.
- ^ Jump up to: а б с д Хомола, Питер (7 февраля 1985 г.). «Zastava en cie» [Застава и компания]. АвтоГиды (на фламандском языке). Том. 6, № 140. Брюссель, Бельгия: Автожурнал Uitgeverij. п. 53.
- ^ «Ситроен Гери — Неизвестный Ситроен» . FCIA — французские автомобили в Америке. 15 мая 2016 г. Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Хомола , с. 55
- ^ «Агентство развития Сербии | Рас» .
- ^ Газовый автобус из Крагуеваца на ekapija.rs, 20 апреля 2009 г.
- ^ МАЗ-БИК 203 на официальном сайте Vulović Transport.
- ^ «Фиат инвестирует 1 миллиард долларов в Заставу» . Македонияонлайн.eu. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Динкич: Fiat инвестирует один миллиард евро» . 9 ноября 2010 г.
- ^ «В 2016 году Fiat произвел в Крагуеваце 85 000 автомобилей. Такие же мощности ожидаются и в 2017 году» . ekapija.com (на сербском языке). Бета. 15 декабря 2016 года . Проверено 8 февраля 2018 г.
- ^ «Решение о создании Общества с ограниченной ответственностью по производству вездеходов «Застава ТЕРВО «Крагуевац» . www.pravno-informacioni-sistem.rs . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ «Завод ликвидирован ради интересов магнатов и импортного лобби — Экономика — Дневной список Данас» . 8 августа 2016 г.