Тома
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2012 г. ) |
![]() | |
Тип компании | Общественный |
---|---|
Основан | июль 1954 г. |
Несуществующий | 3 января 2019 г. |
Штаб-квартира | Копер , Словения |
Продукты | Мотоциклы и мопеды |
Веб-сайт | http://www.tomos.si |
Томос ( словенский : То варна, Моторних колес, Сежана , , «Мотоцикловый завод Сежана ») — словенский производитель мопедов базирующийся в Копере . лицензию Компания была основана в 1948 году. Компания Tomos приобрела у Puch на производство моделей мопедов под маркой Tomos в 1954 году. С тех пор Tomos производила различные товары для рынка Восточной Европы , включая мотоциклы , мопеды , подвесные моторы и Citroën автомобили для внутреннего рынка. .
Мопеды Tomos также производились в Эпе, Нидерланды, с 1966 года. Очень хорошо продаваемой моделью была модель Tomos «4L», выпускавшаяся с 1969 по 1980 год. Голландская команда разработчиков отвечала за внедрение таких моделей, как Colibri, Targa и Revival. Tomos был последним оставшимся заводом по производству мопедов в Нидерландах, пережившим как минимум 36 других с 1966 года. Мопеды Tomos продавались в США с 1976 по 2014 год. [ 1 ] [ 2 ] В 2017 году Томос также распространился на Великобританию. [ 3 ]
Томос обанкротился 3 января 2019 года. После 1991 года на всей продукции стояла маркировка «Сделано в Словении». [ 4 ]
История
[ редактировать ]Учреждение
[ редактировать ]
После Второй мировой войны правительство Югославии стремилось развивать новые отрасли промышленности. была основана компания по производству двухколесных транспортных средств В июле 1954 года в Сежане , а вскоре было подписано лицензионное соглашение с австрийской компанией Steyr-Daimler-Puch . У Puch были экономичные и надежные мотоциклы, подходящие для гравийных дорог и крутой местности, характерной для этого региона, и Puch также предлагал выгодные условия лицензирования, поскольку сомневался, что завод когда-либо сможет работать независимо. Уже в следующем месяце в документах компании впервые появилось название ТОМОС (ТОварна МОторних колес Сежана). В октябре 1954 года югославское правительство приступило к строительству завода Томос в Копере , приморском промышленном центре Словении . [ 5 ] Производство во временных цехах началось в 1955 году, а официально завод был открыт в 1959 году Иосипом Броз-Тито , президентом Югославии . [ 1 ]
Томос оставался государственным предприятием , поскольку Словения, имеющая тесные связи с Австрией и Италией, первой обрела независимость после Социалистической Федеративной Республики Югославии распада в начале 90-х годов. Компания успешно справилась с этими трудностями и в 1998 году была приватизирована и продана частной словенской корпорации Hidria. [ 1 ]
Лицензионное производство - мотоциклы
[ редактировать ]
Первой продукцией Tomos стал мотоцикл под названием TOMOS Puch SG 250. В 1955 году было выпущено 137 таких мотоциклов и собрано 124 скутера RL 125 и сто мопедов. В следующем году мопеды составляли большую часть (1712) от общего числа собранных единиц, за ними следовали мотоциклы (615) и скутеры . Одновременно с лицензионным производством «Томос» приступил к разработке собственных серийных моделей.
В конце 1950-х годов под общим названием Colibri выпускались многочисленные варианты мопеда Puch MS 50. Первые Колибри имели маркировку VS 50; более поздние отметки варьировались от 01 до 013. Отдельные варианты были адаптированы для зарубежных рынков. В 1959 году они произвели более 17 000 Colibris и подписали контракт на первый крупный экспорт в Швецию. Среди наиболее успешных Colibris оказался Type 12, а его версия Colibri T 12, впервые представленная в 1961 году, стала самым популярным мопедом в Словении.
В начале 1960-х годов исследования рынка показали, что интерес к тяжелым мотоциклам снижается во всей Европе , и компания Tomos адаптировала свою линейку мотоциклов и сосредоточилась исключительно на производстве двухтактных мотоциклов объемом 50 куб.см. В целях планомерного и организованного развития на заводе в 1962 году был организован собственный отдел технико-экономических исследований. [ нужна ссылка ]
1960-е годы были самым продуктивным периодом для Томоса. Нидерланды стали важным рынком в 1960 году. Tomos имел такой большой успех, что единственный завод за пределами Словении был построен в Нидерландах в 1966 году. До 2009 года завод производил продукцию для голландского рынка, а также занимался исследованиями и разработками новых агрегатов. Tomos стал старейшим заводом по производству мопедов в Нидерландах, пока производство не было прекращено в 2009 году, поскольку затраты на производство и рабочую силу в Словении ниже. [ 6 ] Сегодня Нидерланды остаются самым сильным рынком для Томоса.
Лицензионное производство - автомобили
[ редактировать ]Начиная с 1959 года, Томос начал производить автомобили Citroën по лицензии на заводе в Копере и продавать их на югославском рынке. [ 7 ] Югославский автомобильный рынок был закрыт, поэтому совместное предприятие с местной фирмой позволило Citroën получить доступ на рынок. [ 8 ]

В 1972 году Томос, Искра и Ситроен образовали новую компанию Cimos (Citroën, Iskra, Tomos) для производства и экспорта автомобилей и их узлов. [ 9 ] «Искра» занималась производством автомобильных комплектующих, особенно генераторов. [ 10 ]
Cimos наполовину принадлежал Citroën, а наполовину — правительству Югославии. [ 8 ] Югославскому правительству не хватало твердой валюты , и оно часто использовало бартерную систему , платя Citroën зерном и сырьем, которые Citroën перепродавал в Западной Европе. [ 8 ]
В число автомобилей местного производства входили Ami 8, 2CV6, GS и Citroën Dyane (называемый Diana). Cimos также продавала импортные автомобили CX и Méhari. Cimos GS можно отличить по круглым фарам, разработанным для рынка США, но никогда там не использовавшимся. [ 10 ]
В 1981 году Cimos начала производить конкретную модель Dak — закрытый грузовой автомобиль , очень похожий на фургонет. В основу легло нерастянутое шасси Diana, в отличие от французского Acadiane, созданного на базе более длинного шасси 2CV AK400. [ 10 ] Cimos также подготовил пикап на той же базе Geri . Продажи составили 2200 дак и 900 гери. [ 10 ] Citroën не разрешил Cimos экспортировать эти грузовые автомобили, и этот разлад привел к тому, что французская фирма прекратила поставки запчастей своему югославскому партнеру к 1985 году, что обрекло совместное предприятие на провал. [ 10 ]
Мотоциклы собственной разработки - автоматика
[ редактировать ]
На рубеже 1970-х годов компания «Томос» начала подготовку к производству «автоматов» собственной разработки, так как рынок проявлял все больший интерес к мотоциклам такого типа, а комплектующие, производимые за рубежом, становились все дороже. Поэтому они выпустили автомат А1 с улучшенным одноступенчатым двигателем, который был встроен в рамочную конструкцию предыдущего автомата. Его преемник, Автомат А3, был выпущен в 1973 году, когда была запущена новая, модернизированная производственная линия с автоматизированными машинами для сварки каркаса. Это было началом производства новых рамок в Томосе, которые визуально отличались от лицензионных рамок мотоциклов Puch.
Поскольку в 1970-е годы значительно повысился уровень жизни, росло и число молодых покупателей. Их привлекала автоматика и мопеды типа А-ОС, А-ОН и АПН. Последний тип был особенно популярен среди молодежи, поэтому Tomos начал выпускать специальные варианты этих мопедов с приподнятым рулем, сиденьем с поддержкой спинки, боковыми сумками и большим количеством хрома .
В 1970-е годы на рынки было отправлено несколько новых моделей Colibris. Colibris T-03, T-12 и T-13 имели двигатели Puch , а Colibri 14V имел встроенный двигатель Tomos по собственной разработке. После 1973 года все мотоциклы и велосипеды с моторами производства Томоса оснащались двигателями собственного производства. В этот период они также разработали Colibri 15 с более мощным двигателем, который мог почти конкурировать с мотоциклами.
Нефтяной кризис и модернизация
[ редактировать ]В 1960-х и 1970-х годах конструкторская деятельность Томоса достигла своего пика с точки зрения объема патентов и прототипов. Однако в 1979–1980 годах Томос столкнулся с ограничительными экологическими стандартами впервые . В 1980-х годах компания Tomos модернизировала всю линейку двухколесных транспортных средств и сосредоточилась на снижении уровня шума и вредных выбросов, а также повысила комфорт водителя и придала им более современный вид.
В 1976 году Tomos дебютировал в Соединенных Штатах Америки через американских дистрибьюторов. На рынке США было много европейских производителей, у которых были мопеды. Рынок достиг своего зенита в 1979 году, когда цены на газ были высокими, а его дефицит был обычным явлением из-за изменения политики ОПЕК . Люди начали переосмысливать свое потребление бензина и искать более эффективные способы. В качестве альтернативы появился мопед, развивающий скорость более 100 миль на галлон .
После модернизации в 1980-х годах весь модельный ряд двухколесных транспортных средств снова стал конкурировать на мировом уровне. Первым продуктом из этой новой линейки был APN 6, представленный в 1981 году. В 1985 году TOMOS выпустила новое поколение мотоциклов - BT 50 с литыми колесами и поворотниками. На базе этой модели позже был выпущен TOMOS ATX 50 C для использования на бездорожье.
1990-е годы
[ редактировать ]В 1990-е годы Томос выпустил модели Sprint, Targa и Targa LX. Последние два в конечном итоге были заменены на TOMOS ST и TOMOS LX. Был представлен новый двигатель под названием A35. Компания Tomos USA была открыта в Спартанбурге , Южная Каролина , в новом офисно-складском комплексе площадью более 24 000 кв. футов (2 200 м²). 2 ).
2000-е
[ редактировать ]В 2006 году двигатель А35 был заменен на А55. Этот новый двигатель имел более легкие вращающиеся части, а также лучшую выходную мощность. Этот двигатель в настоящее время используется во всех двигателях объемом 50 куб.см.
В 2004 году Словения была принята в Европейский Союз был подписан контракт , и с немецкой компанией BMW на производство комплектующих для некоторых ее агрегатов, производство которых продолжается и сегодня в Копере. В эти годы были представлены новые модели, такие как MC Off-Road Line, Revival, Streetmate и Arrow. В дополнение к этим новым агрегатам в 2006 году появился новый семейный двигатель под названием A55, отвечающий более строгим стандартам выбросов EPA .
2010-е годы
[ редактировать ]Tomos вернулся на рынок США с двумя новыми мопедами: обновленным Sprint с классическими деталями и совершенно новым Racing TT, но в 2019 году обанкротился. [ 4 ]
Продукты
[ редактировать ]


- томов СТХ 80
- Тома ATX 50
- Томос БТ 50
- Tomos AT 50 NL/рынок Великобритании
- Объемы ТС 50
- Tomos NTX 50 (только Нидерланды)
- Томос Флексер
- Томос Рейсинг ТТ
- Томос Streetmate и Streetmate R
- Томос Эрроу и Эрроу Р (юноша)
- Роуди Томс
- Возрождение томов
- Tomos ST и Sprint (проходные модели)
- Tomos LX (модель с верхним баком)
- Томос Колибри 15SLH
- Томос Классик (только Япония)
- Тома SGS 250
- Томос Электронный Е90
- Томос Спринт Электронный
- Томос АПН-4МС
- Томос АПН-6 Альпино
- Томос а3
- Томос а3м
- Тома a3ms
- Томос S1 (только Нидерланды)
- Томос АПН 4
- Томос АПН 4Н (хиппи)
- Томос АПН 6
- Томос АПН 6с
- Томос Автомат
- Томы LX
Tomos XL45 Classic для рынка Великобритании
Супермото
[ редактировать ]- Томос SE 125 F
- Реплика Кубка Tomos SM 125
- Tomos Norton TN 750 Фастбэк 745 см3
Подвесные моторы
[ редактировать ]

- Тома 3.5
- Том 4
- Тома 4.5
- Тома 4.8
- Тома 9.9
- Тома 10
- Тома 18
Автомобили
[ редактировать ]- Томос - Citroën 2CV "Спачек"
- Томос - Citroën Ami 6/8/Супер
- Объемы - Citroën DS
- Томос - Citroën HY
- Объемы - Citroën Diana 6
- Томос - Citroën GS
- Кимос Ситроен Джорджия
- Кимос Ситроен АКС
- Кимос Ситроен BX
- Кимос Ситроен СХ
- Симос Ситроен Виза
- Кимос Ситроен C15
- Кимос Ситроен C25
- Кимос Ситроен C35
- Томос - Citroen DAK/Geri
Аутсорсинг пугает
[ редактировать ]В ноябре 2007 года было распространено заявление, которое было истолковано как подразумевающее прекращение производства мопедов Tomos, поскольку компания больше не может конкурировать с китайскими и индийскими производителями. Эта новость на несколько дней вызвала переполох в сообществе мопедов Tomos. Однако проблема с переводом вызвала недоразумение, и позже компания подтвердила, что не прекращает продажи, а вместо этого передает часть производства на аутсорсинг. [ 11 ] [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Томос США: О программе. Архивировано 12 января 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ «Дилер мопедов Томос» . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ «Томос Великобритания» . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Мотопроизводитель Томос отправлен в конкурсное производство» . Словения Таймс . 4 января 2019 года . Проверено 29 апреля 2020 г.
- ^ Бровинский, Борис (2015). МОТОЦИКЛЫ ИЗ КОПЕРА ОБЗОР РАЗВИТИЯ СЛОВЕНСКОЙ МОТОЦИКЛОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (PDF) . Технический музей Словении. ISBN 978-961-6464-45-1 . Проверено 21 февраля 2017 г.
- ^ «Томос прекращает производство мопедов в Эпе» . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ Марш, Джулиан. «Чимос» . Ситроенет . Проверено 21 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Citroën Geri - Неизвестный Ситроен» (на французском языке). FCIA — французские автомобили в Америке. 15 мая 2016 года . Проверено 7 мая 2017 г.
- ^ «Корпоративная история» . Кимос . Проверено 7 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Клеман-Коллен, Поль (20 августа 2015 г.). «Симос Дак и Гери: югославский фургон, который Citroën не хочет!» [Симос Дак и Гери: югославский фургон, который Citroën не хотел!] (на французском языке). КарДжегер. Архивировано из оригинала 06 мая 2020 г.
- ^ «Лимун.hr — Региональные новости» . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ «Томос – представители Tomosus посетили европейскую фабрику, 5 декабря 2007 г.» . Архивировано из оригинала 14 июля 2009 г. Проверено 12 декабря 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]