Транспорт в Сербии
Транспорт в включает транспорт автомобильный , , железнодорожный воздушный Сербии и водный . Автомобильный транспорт включает в себя обширную сеть основных (т.е. государственных) и второстепенных (т.е. муниципальных) дорог. Железнодорожный транспорт довольно развит, хотя двухпутный транспорт и электрификация не очень распространены. Водный транспорт вращается вокруг речного транспорта, а воздушный транспорт - вокруг трех основных международных аэропортов страны.
Автомобильный транспорт
[ редактировать ]Сербская дорожная сеть обеспечивает основную часть трафика в стране: около 55,8 миллиона пассажиров (перевезено автобусами) и 13 миллионов тонн (перевезено грузовиками) в 2018 году. [1] Качество дорожной сети сравнительно ниже западноевропейских стандартов из-за отсутствия финансовых ресурсов на ее содержание в последние 20 лет.
По состоянию на 2019 год общая протяженность дорог составляет 45 419 км; основные дороги относятся к категории «государственные дороги» (общая протяженность 16 179 км), а второстепенные дороги относятся к категории «муниципальные дороги» (общая протяженность 23 780 км). [2] [3] [4] По типу дорог:
- автомагистралей: 891 км
- скоростные автомагистрали: 24 км
- прочие дороги (с твердым покрытием): 29 300 км.
- прочие дороги (грунтовые): 15 250 км.
В 2018 году статистика зарегистрированных транспортных средств была следующей: [3]
- 1 999 771 легковой автомобиль (1 на 3,5 жителя)
- 9929 автобусов
- 223 629 грузовых автомобилей и фургонов
- 66 433 мотоцикла и мопеда
Автобусный транспорт очень обширен: почти все места страны связаны автобусами, от крупнейших городов до деревень. Кроме того, существуют международные маршруты в соседние страны (такие как Босния и Герцеговина, Хорватия, Черногория и Северная Македония), а также в Западную Европу (в основном в страны Западной Европы с большой сербской диаспорой, такие как Германия, Австрия, Франция). , Швейцария и др.). Маршруты, как внутренние, так и международные, обслуживаются более чем сотней междугородних автобусов , крупнейшими из которых являются «Ласта» и «Ниш-Экспрес» .
Электрозарядные станции на дорогах
[ редактировать ]По состоянию на сентябрь 2019 г. [update]было зарегистрировано 148 электромобилей. В Сербии имеется сеть из более чем 30 зарядных станций (в том числе 5 на солнечных батареях и 2 суперзарядных устройства Tesla ), строительство новых планируется построить. [5] [6] В 2020 году Сербия ввела новые льготы по покупке и налогообложению электромобилей и гибридов, предлагая до 5000 евро, чтобы ускорить электрификацию. [7]
Сербия также является домом для около 1% мировых запасов лития, добыча и переработка которого будет осуществляться в партнерстве с Rio Tinto , которая инвестировала в страну 1,5 миллиарда долларов. [8] В настоящее время правительство ищет возможность использовать этот ресурс для производства крупного завода по производству аккумуляторов для электромобилей, а Rio Tinto помогает найти стратегического партнера для этого предприятия. [9]
Исторический обзор
[ редактировать ]Дорога Братства и Единства была одной из первых автомагистралей Центрально-Восточной Европы. Открытый еще в 1950 году, он стал основой югославской дорожной системы и связал Белград через Загреб и Любляну с австрийской границей, а также через Ниш и Скопье с греческой границей. Он стал основным дорожным сообщением между Центральной Европой, Юго-Восточной Европой и Ближним Востоком. В настоящее время участок, идущий от Белграда до хорватской границы, известен как А3 и напрямую связывает Сербию по автомагистрали со Словенией, Италией, Австрией и остальной частью Западной Европы. А участок, соединяющий Белград с Нишем и далее до границы с Северной Македонией, представляет собой автомагистраль А1 , которая тянется до Афин , проходя через Скопье и Салоники . С распадом Югославии и геостратегическими изменениями автомагистраль А1 была связана с автомагистралью, соединяющей Белград на севере с Нови-Садом , Суботицей и границей с Венгрией, проходящей до Будапешта . В Нише автомагистраль имеет продолжение, которое проходит через Пирот к границе с Болгарией, связывая ее далее со столицей Болгарии Софией и проходящей до самого Стамбула, становясь самой доступной автомагистралью, связывающей Балканы с Турцией, Ближним Востоком и остальной Азией.
Железнодорожный транспорт
[ редактировать ]С марта 2015 года правительство Сербии объявило о своем плане создать еще три новые железнодорожные компании, разделив Сербские железные дороги на отдельные предприятия. Этими компаниями являются: Srbija Voz , осуществляющая пассажирские перевозки , Srbija Kargo, осуществляющая грузовые перевозки , и Инфраструктура Сербских железных дорог, выступающая в качестве компании по управлению инфраструктурой . [10]
Железнодорожный транспорт остается популярным видом грузовых перевозок: в 2018 году было перевезено 12,3 миллиона тонн. Пассажирские перевозки используются меньше: в 2018 году было перевезено чуть более 16 миллионов пассажиров плюс 5 миллионов пассажиров в городской железнодорожной системе Белграда. [1] [11]
Железнодорожная система Сербии состоит из 3739 км рельсов, из них 295 км двухпутных (7,9% сети). 33,6% сети (1279 км) электрифицировано. [12] Железные дороги подразделяются на магистральные, региональные, местные и разъездные. Сербия имеет железнодорожное сообщение со всеми соседними странами.
Воздушный транспорт
[ редактировать ]Всего в Сербии 39 аэропортов и 2 вертодрома . Кроме того, регулярное пассажирское сообщение осуществляют три аэропорта: аэропорт Белграда имени Николы Теслы , аэропорт Ниша Константина Великого и аэропорт Кралево Морава. Общий объем авиаперевозок в 2022 году достиг 6 014 625 пассажиров и 20 тысяч тонн годового тоннажа грузов. В эту цифру включены все три аэропорта с регулярными международными и внутренними рейсами. [13] [14]
Нет. | Названия аэропортов | Город |
---|---|---|
1 | Белградский аэропорт Никола Тесла | Белград |
2 | Ниш Константин Великий аэропорт | Ниш |
3 | Аэропорт Морава | по-королевски |
«Аэропорты Сербии» — это государственное предприятие, принадлежащее правительству Сербии с целью лучшего и более эффективного управления аэропортами по всей стране. В настоящее время компания управляет 5 аэропортами в Сербии и 1 в Боснии и Герцеговине . [15] В конце 2018 года VINCI Airports приобрела белградский аэропорт имени Николы Теслы в концессию у государства сроком на 25 лет. [16]
Национальным авиаперевозчиком Республики Сербия является Air Serbia , устаревший авиаперевозчик, перевезший около 2,75 миллиона пассажиров в 2022 году. [17] полеты в 80 внутренних и международных направлений [18] в более чем 30 странах. Сюда входят межконтинентальные рейсы в Нью-Йорк , Чикаго и Тяньцзинь . [19] Помимо Air Serbia, в Сербию летают и другие известные авиакомпании, включая Lufthansa , Air France , Turkish Airlines , Аэрофлот , Qatar Airways , Etihad Airways , Alitalia , Austrian Airlines , Swiss International Air Lines и LOT Polish Airlines . следующие лоукостеры В настоящее время в Сербию летают : Ryanair , EasyJet , Wizz Air , Transavia и Norwegian Air Shuttle .
Исторический обзор
[ редактировать ]Сербия была среди пионеров почтового, грузового и пассажирского воздушного транспорта. Первые аэродромы были открыты в 1910 году. В 1914 году аэродром Баница стал базой для эскадрильи сербских ВВС и компании по производству воздушных шаров . После окончания Первой мировой войны аэродром Баница использовался для движения авиапочты и включал маршруты Нови-Сад — Белград — Ниш — Скопле и Белград — Сараево — Мостар . [20] Регулярные пассажирские перевозки значительно расширились с созданием в 1927 году авиакомпании Aeroput , которая стала флагманским перевозчиком Югославии и имела более 30 самолетов и центральный узел в Белграде, что сделало ее 21-й авиакомпанией в мире. Он связал Белград и другие сербские города, такие как Ниш и Подуево, с пунктами назначения по всей Югославии, а также с основными аэропортами Австрии, Албании, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии и Греции. [21] Уже в 1923 году иностранные компании начали регулярные маршруты, в том числе и в Белград. Помимо Aeroput, также пользовались Air France , Deutsche Luft Hansa , KLM , Imperial Airways аэропортом до начала Второй мировой войны и авиакомпании из Италии, Австрии, Венгрии, Румынии и Польши . [20] Именно один из них, CFRNA , на своем маршруте, связывавшем Белград с Парижем и Бухарестом , в 1923 году совершил первый в истории мировой ночной полет. [22] Постоянно растущее число пассажиров сделало неизбежным строительство в 1931 году современного аэропорта, который включал в себя современное здание аэровокзала и верхнее посадочное оборудование для условий плохой видимости, установленное в 1936 году. [20]
В конце Второй мировой войны страна перешла от монархии к коммунистическому режиму. Aeroput был переименован в JAT Югославские авиалинии , и началась реконструкция сильно разрушенной инфраструктуры. После раскола Тито и Сталина в 1948 году Югославия стала одним из лидеров Движения неприсоединения . Следуя этой политике, JAT открыла межконтинентальные рейсы, связывающие столицу Белград со всеми пятью континентами. Ее геополитическое положение позволяло ей приобретать самолеты как западного, так и восточного производства. Новый современный аэропорт, международный аэропорт Белграда, был открыт в 1962 году. Белград стал национальным и региональным центром. Помимо JAT, был создан ряд других чартерных и региональных авиакомпаний, в том числе Aviogenex , базирующаяся в Белграде. Также компания Adria Airways , частично принадлежащая сербской компании InterExport, включала в себя многочисленные рейсы, связывающие Белград с различными направлениями по всему миру. В период СФРЮ Белград был связан рейсами в Сидней, Сингапур, Куала-Лумпур, Бангкок, Пекин, Йоханнесбург, Нью-Йорк, Чикаго, Монреаль или Торонто. Пассажиры из региона могли получить доступ ко всем этим направлениям стыковочными рейсами через Белград.
Авиатранспортная отрасль постоянно росла и расширялась до начала югославских войн и распада Югославии. Во время войны против Сербии и Черногории были наложены строгие санкции, которые включали бесполетную зону над Сербией и запрет международных рейсов в Сербию и Черногорию и обратно. Это стало серьезным ударом для сербской авиационной отрасли. И только после войны в Косово и свержения Милошевича к 2000 году авиатранспортная отрасль начала восстанавливаться.
Водный транспорт
[ редактировать ]В Сербии достаточно развит внутренний водный транспорт, который в 2016 году перевез более 2 млн тонн грузов. [23] Протяженность судоходных внутренних водных путей составляет 1716 км (1043 км судоходных рек и 673 км судоходных каналов), почти все они расположены в северной трети страны. Важнейшим внутренним водным путем является Дунай , который является частью Панъевропейского коридора VII. Другие судоходные реки в Сербии включают Саву , Тису , Бегей и Тимиш , все из которых соединяют Сербию с Северной и Западной Европой через канал Рейн-Майн-Дунай и Северного моря путь . С Восточной Европой Сербия связана через Бегей и Дунай по Черноморскому пути, а с Южной Европой - через реку Сава .
Важными портами на реке Дунай являются: порт Нови-Сад (1,18 миллиона тонн грузового тоннажа в 2016 году) и порт Белграда являются крупнейшими, а другие речные порты на той же реке включают: Панчево , Смедерево , Прахово , Апатин и Бачка-Паланка . На Сава реке Шабац самым важным является порт , а на реке Бегей - порт Сента . [24]
Торговый речной флот включает 149 судов: 146 грузовых судов (общей грузоподъемностью 173 тыс. тонн) и 3 пассажирских судна . [3]
Трубопроводы
[ редактировать ]По трубопроводной сети в 2018 году транспортировано около 6,2 млн тонн газа и нефти. [1] Система транспортировки природного газа включает 3177 километров магистральных и региональных газопроводов, а также подземное хранилище газа объемом 450 миллионов кубических метров в Банатском дворе . [25] 155 километров нефтепроводов соединяют нефтеперерабатывающие заводы Панчево и Нови-Сад как часть транснационального нефтепровода Адриа . [26]
См. также
[ редактировать ]- Дороги в Сербии
- Номерные знаки транспортных средств Сербии
- Сербские железные дороги
- Сербский поезд
- Аэропорты Сербии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Общий объем пассажирских и грузовых перевозок, 2017 и 2018 годы» (PDF) . publikacije.stat.gov.rs . Статистическое управление Республики Сербия.
- ^ «О нас – ЧП «Дороги Сербии» » . Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 года . Проверено 30 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Статистический ежегодник 2016» (PDF) . pod2.stat.gov.rs. Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ «Путна мрежа Республики Сербия» . putevi-srbije.rs . Архивировано из оригинала 17 декабря 2011 года.
- ^ «Tesla «надеется» открыться в Хорватии и Сербии в начале 2020 года – Илон Маск» . 24 сентября 2019 г.
- ^ «Найди нас | Тесла» .
- ^ «Сербия вводит субсидии на большинство электрифицированных автомобилей» . 17 марта 2020 г.
- ^ «Сербия и Rio Tinto совместно ищут инвестора для завода по производству аккумуляторов и электромобилей – премьер-министр» . См. Новости . 27 февраля 2020 г.
- ^ «Правительство Сербии и Rio Tinto ищут партнера для производства аккумуляторов для электромобилей» . 27 февраля 2020 г.
- ^ «С 1 июля у железных дорог будет четыре компании» . blic.rs (на сербском языке). Вспышка. Танджуг. 17 марта 2015 г. Проверено 12 января 2018 г.
- ^ "BG voz: Rampe za putnike ipak od 1. Avgusta" .
- ^ «СЕРБСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ – Общая информация» . Архивировано из оригинала 25 мая 2013 года.
- ^ «Пресс-релиз | Белградский аэропорт Никола Тесла» .
- ^ «Статистика | Аэропорт Ниш Константин Великий» .
- ^ «Аэропорты Сербии» .
- ^ "O koncesiji | Aerodrom Nikola Tesla Beograd" .
- ^ «Air Serbia зафиксировала рекордную чистую прибыль в 21 миллион евро за 2022 год» . 18 января 2023 г.
- ^ «Авиабилеты | Забронировать рейс онлайн | Air SERBIA» .
- ^ "Неизвестный" . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с Белградский аэропорт Никола Тесла. «История: Международный аэропорт Белграда (1927 г.)» . Архивировано из оригинала 5 октября 2007 года . Проверено 24 июля 2007 г.
- ^ Компания по воздушному транспорту AD - Aeroput на europeanairlines.no
- ↑ История JAT: лучшее и худшее из авиаперелетов на Балканах на сайте bturn.com, 31 июля 2012 г., получено 17 мая 2018 г.
- ^ «Общий объем перевозок пассажиров и грузов, 2015 и 2016 гг.» [Общий объем перевозок пассажиров и грузов, 2015 и 2016 гг.] (PDF) (на сербском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2017 года . Проверено 21 июля 2017 г.
- ^ «НОВИ САД ПОРТ»: В 2016 году достигнута рекордная перевалка грузов» .
- ^ «Транспортировка природного газа» . Србиджагас. 31 июля 2013 г.
- ^ «Транснафта – Главная – О нас – Деятельность компании» . Транснафта.рс. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года.