Транспорт в Болгарии
На транспорте Болгарии преобладает автомобильный транспорт. По состоянию на 2024 год в стране было 879 километров автодорог и еще 117 км строилось. Общая длина сети составляет почти 40 000 км и разделена почти пополам между национальной и муниципальной дорожной сетью. [1] [2] Кроме того, здесь 57 000 км улиц. [2] Автобусы играют значительную роль в междугороднем общественном транспорте, автобусы эксплуатируются частными компаниями. В столице Софии есть три основных национальных автовокзала: Центральный, Западный и Южный.
Железнодорожная система хорошо развита, но средняя скорость сравнительно низкая; однако проекты модернизации продолжаются. Болгарские государственные железные дороги (БДЖ) являются национальной железнодорожной компанией с 1879 года, но присутствуют и частные грузовые операторы. Общая протяженность сети достигла 4029 км, из них удвоено 995 км и электрифицировано 3001 км . [3] С 74,4% железнодорожной сети электрифицировано, Болгария занимает пятое место в Европе и одно из первых в мире. [4] По состоянию на 2023 год Софийское метро имеет четыре линии.
Воздушные перевозки растут с 2000-х годов, чему способствовала модернизация аэропортов, а также внедрение новых направлений и маршрутов. Флагманским авиаперевозчиком является Bulgaria Air , но существует также ряд частных чартерных компаний, выполняющих внутренние и международные рейсы. В стране четыре международных аэропорта — аэропорт Софии , аэропорт Бургаса , аэропорт Варны и аэропорт Пловдива , а общее количество аэропортов составляет 111. [5]
Порты на Дунае и Черном море являются наиболее важными для водной транспортной системы Болгарии. Двумя крупнейшими из них являются порт Варна и порт Бургас .
Воздушный транспорт
[ редактировать ]После строительства второго терминала международного аэропорта София общее количество пассажиров в стране выросло и в 2008 году достигло 6 595 790 человек. [6] а в апреле 2011 года аэропорт София обслужил 282 694 пассажира, что на 13% больше, чем за тот же период 2009 года, когда рекорд составлял 250 000 пассажиров. [7] В 2011 году пассажиропоток в трех крупнейших аэропортах Болгарии – Софии, Варне и Бургасе – вырос почти на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 3,89 млн в первой половине 2011 года, благодаря увеличению числа клиентов, пользующихся международными маршрутами, и открытию новых направлений. [8] В 2014 году аэропорты Болгарии обслужили 7 728 612 пассажиров и обработали 23 101 тонну грузов. [6]
В прошлом авиация по сравнению с автомобильным и железнодорожным транспортом была второстепенным видом грузовых перевозок, и в 2001 году болгарскими авиалиниями воспользовались только 860 000 пассажиров. [9] В 2013 году в Болгарии было 68 аэропортов, 57 из которых имели взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием. [10] Два аэропорта, София и Бургас , имели взлетно-посадочную полосу длиной более 3000 метров и четыре вертолетные площадки. [9] Второй и третий по величине аэропорты — Варна и Бургас — обслуживают в основном чартерные рейсы и имеют регулярное внутреннее сообщение со столицей. [9] В начале 2000-х годов аэропорт Софии был капитально отремонтирован при помощи консорциума, возглавляемого Кувейтом , в ожидании увеличения воздушного сообщения с Европой. [9] Трехэтапное расширение планировалось завершить в 2010 году. [9] Государственная авиакомпания коммунистической эпохи Balkan Airlines была заменена компанией Bulgaria Air , которая была приватизирована в 2006 году. [9] В 2004 году компания Bulgaria Air перевезла 365 465 пассажиров по международным направлениям, включая все крупные города Европы, а в 2014 году это число составило 897 422 человека. [11]
железные дороги
[ редактировать ]В 2005 году в Болгарии было около 6 238 километров путей открытого доступа, принадлежащих государственной компании «Национальная компания железнодорожной инфраструктуры», в том числе узкоколейная железная дорога длиной 125 километров длиной 760 мм - узкоколейная линия Септември-Добриниште , и 4 316 км считались основными линиями. [12] София, Пловдив и Горна Оряховица являются узлами внутренней системы и международного железнодорожного сообщения. [12]
Железнодорожная система Болгарии не расширялась с 1980-х годов: в 2014 году протяженность магистральных линий составляла 4023 километра. [13] Есть проекты по модернизации. [12] После завершения строительства высокоскоростной линии Пловдив - Димитровград 1 июля 2012 года максимальная эксплуатационная скорость была увеличена до 200 км/ч, а между Искаром и Елин Пелин установлен национальный рекорд максимальной скорости в 197 км/ч на арендованном электрическом автомобиле Siemens Taurus. Ожидается, что локомотив вскоре выйдет из строя. [14] Существуют также планы по модернизации для высокоскоростной эксплуатации и удвоению (при необходимости) железной дороги Пловдив - Бургас . Всего к концу 2013 года 461 км высокоскоростных линий . предполагалось построить [15] [16] [17]
В середине 2000-х годов железные дороги оставались основным видом грузовых перевозок, но с ростом проблем с содержанием инфраструктуры и снижением скорости автомобильные дороги перевозили все большую долю грузов. [12] Национальный пассажирский и грузовой оператор называется «Болгарские государственные железные дороги» , но есть также ряд частных операторов, включая «Болгарскую железнодорожную компанию» и «DB Schenker Rail Bulgaria».
В 2014 году болгарские железные дороги перевезли 14 225 000 тонн грузов. [18] и 21,3 миллиона пассажиров в 2019 году. [19]
Метро София
[ редактировать ]В 1998 году в Софии открылись первые шесть километров часто прерываемого проекта метро стандартной колеи длиной 52 км ( Софийское метро ). [12] Позже были построены дополнительные станции, а в 2012 году открылась вторая линия. [20] К апрелю 2015 года общая длина составила 36 км с 31 станцией и линией 2, обслуживающей аэропорт Софии . В 2016 году расширение сети продолжилось: начались работы по строительству третьей линии, общая протяженность системы достигла 40 км, на двух ее линиях насчитывается 35 станций. [21] В 2021 году общая длина метро увеличилась до 52 км с 47 станциями на 4 линиях. Дальнейшее расширение ожидается в период 2021-2027 годов. [22]
Автомобильный транспорт
[ редактировать ]Болгария имеет почти 40 000 километров дорог, из которых 19 968 км составляют национальную дорожную сеть, а еще 19 500 км являются частью муниципальной сети. [1] [2] В 2024 году введено в эксплуатацию 879 километров высокоскоростных автомобильных дорог. [23] [24] Более 98% всех национальных дорог имеют твердое покрытие. [23] [24] [25] Автомобильные дороги вытеснили железные дороги в качестве основного способа грузовых перевозок.
Долгосрочные планы предусматривают модернизацию дорог более высокого качества и интеграцию дорожной системы в европейскую сеть. Основное внимание уделяется улучшению дорожного сообщения с соседними странами и внутреннего сообщения, связывающего крупные города, такие как София, Пловдив, Бургас, Варна и Русе . Болгария откладывала строительство некоторых ключевых автомагистралей с 1990-х годов, но членство в Европейском Союзе является сильным стимулом для завершения строительства. Строительство 114-километрового сообщения между восточной Болгарией и турецкой границей планируется завершить в 2013 году. По состоянию на 2004 год через Болгарию проходили две международные автомагистрали, а главная автомагистраль проходила от Софии до побережья Черного моря . Предлагаемые международные коридоры пройдут с севера на юг, от Видина до границы с Грецией и от Русе до границы с Грецией, а также с запада на восток, от Сербии через Софию в Бургас, Варну и Эдирне (Турция). Мост Видин-Калафат был завершен в 2013 году, что позволило разгрузить автомобильное и железнодорожное движение в Румынию. [26]
Автомагистрали и скоростные дороги
[ редактировать ]- Автомагистраль Тракия - София - Пловдив - Стара Загора - Ямбол - Карнобат - Бургас (завершено)
- Автомагистраль Хемус - София - Ябланица - Шумен - Варна ( оставшиеся Ябланица - Шумен )
- Автодорога Струма – София – Перник – Благоевград – Кулата (Греция) (в стадии строительства)
- Автомагистраль Марица – Чирпан – Капитан Андреево (Турция) ( завершено )
- Автомагистраль Черно Море - Варна - Бургас (планируется)
- Автомагистраль Европа - София - Калотина (Сербия) (в стадии строительства)
- Автомагистраль Велико Тырново – Русе Велико Тырново - Русе (Румыния) (планируется)
Основные дороги
[ редактировать ]- дорога И-1
- дорога И-2
- дорога И-3
- дорога И-4
- дорога И-5
- дорога И-6
- дорога И-7
- дорога И-8
- дорога И-9
- Софийская кольцевая дорога
Общественный транспорт на дальние расстояния
[ редактировать ]Автобусы в Болгарии часто используются для поездок на дальние расстояния. Автобусы дальнего следования отправляются из Софии с Центрального, Западного и Южного автовокзалов, международные маршруты обслуживает станция Сердика. Помимо общественных автобусов, автобусами также управляют частные компании, такие как Union-Ivkoni, Biomet или Etap-Grup. Билеты можно приобрести в офисах этих компаний, на вокзалах и у водителя автобуса. Некоторые компании предлагают онлайн-бронирование. Есть множество международных направлений в ряд европейских стран, а также в Турцию. [27] [28] Маршрутные такси, называемые маршрутками, курсируют в Софии и в сельской местности между небольшими населенными пунктами. [29]
Водные пути
[ редактировать ]- 470 км (2006 г.) по Панъевропейскому коридору VII длиной 2300 км вдоль реки Дунай . Другие более мелкие реки, такие как Камчия и Ропотамо , судоходны только для рекреационных целей.
Трубопроводы
[ редактировать ]В 2005 году в Болгарии было 2425 километров газопроводов, 339 километров нефтепроводов и 156 километров трубопроводов для продуктов нефтепереработки. [12] Однако в трубопроводной системе были запланированы существенные изменения и дополнения. [12] 279-километровый трубопровод Бургас-Александруполис, переговоры по которому между Болгарией, Грецией и Россией все еще ведутся в 2006 году, обеспечит обход перегруженного пролива Босфор. [12] Эта линия позволит российской нефти, поступающей в болгарский нефтяной порт Бургас, достичь средиземноморского порта Греции в Александруполисе. [12] 900-километровый альтернативный маршрут, финансируемый США, известный как трубопровод АМБО, должен доставлять нефть из Бургаса через Болгарию и Северную Македонию в албанский порт Влёра на Адриатическом море, минуя Босфор и Грецию. [12] По состоянию на октябрь 2006 года ожидалось одобрение обоих трубопроводов. [12] [ нужно обновить ] Благодаря международным инвестициям Болгария начала строительство новой внутренней газотранспортной сети, начиная с 2005 года. [12] Российская компания «Газпром» планировала провести газопровод из Димитровграда в восточной Болгарии через Сербию до Адриатического моря в Хорватии. [12] Около 400 километров планируемого трубопровода Набукко , по которому газ из Азербайджана и Ирана будет доставлен в Центральную Европу, должно было пересечь Болгарию где-то до 2011 года. [12]
Порты и гавани
[ редактировать ]Речные порты
[ редактировать ]Лом , Никополь , Оряхово , Русе , Силистра , Свиштов , Тутракан , Видин — речные порты на реке Дунай . [30]
Морские порты
[ редактировать ]Морские порты [31]
Ахтополь , Балчик , Бургас , Несебр , Поморие , Созополь , Царево , Варна
Контейнерные терминалы
Важнейшими и крупнейшими портами международного значения являются Варна и Бургас .
Яхтенные порты [31]
Балчик , Бургас , Бяла , Золотые пески , Несебр , Созополь , Свети Влас , Варна
Торговый флот
[ редактировать ]- всего : 31 корабль [32]
корабли по типу :
- сухогруз : 31 судно, сгруппированное по объемам дедвейтом 35 000–25 000 тонн 24 000–13 000 тонн, дедвейтом и дедвейтом 43 000–36 000 тонн.
Городской транспорт
[ редактировать ]В то время как большая часть городского и пригородного транспорта в Болгарии состоит из автобусов (использующих все большее количество автомобилей, работающих на КПГ ), около десятка городов также имеют троллейбусные сети. В столице Софии также есть трамвай и сеть метро .
См. также
[ редактировать ]- Болгария
- Список мостов в Болгарии
- Исполнительное агентство по разведке и обслуживанию реки Дунай
- Общественный транспорт Софии
- Панъевропейские коридоры
- Международная сеть дорог Е
- Трансъевропейская транспортная сеть
- Список самых загруженных аэропортов Европы
- Список систем метро
- Список систем трамвайного и легкорельсового транспорта
- Список самых высоких дорог с твердым покрытием в Европе по странам
- Список самых высоких дорог с твердым покрытием в Европе
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Национальная дорожная сеть по категориям дорог» . Национальный статистический институт . Проверено 29 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Состояние муниципальных дорог и уличной сети» . Национальная ассоциация муниципалитетов Республики Болгария . Проверено 29 мая 2024 г.
- ^ «Протяженность железнодорожной сети» . Национальный статистический институт . Проверено 29 мая 2024 г.
- ^ «Процент железнодорожных линий, используемых в Европе в 2021 году и электрифицированных, по странам» . Статистика . Проверено 29 мая 2024 г.
- ^ «Болгария» . Всемирная книга фактов ЦРУ . Проверено 29 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Воздушный транспорт» . Национальный статистический институт. 31 июля 2015 г. Проверено 29 апреля 2016 г.
- ↑ Аэропорт Софии обслужил рекордное количество пассажиров, апрель 2011 г. , Софийское информационное агентство, 16 мая 2011 г.
- ^ Пассажиропоток в крупнейших аэропортах Болгарии вырос на 10% по сравнению с прошлым годом в первом полугодии 2011 г. , The Sofia Echo, 18 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Профиль страны в Болгарии, стр. 15.
- ^ «Болгария» . Всемирная книга фактов (изд. 2024 г.). Центральное разведывательное управление . Проверено 2 мая 2016 г. (Архивное издание 2016 г.)
- ^ «Статистика» . Управление гражданской авиации . Проверено 2 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Профиль страны в Болгарии, стр. 14.
- ^ «Протяженность железнодорожной сети» . НСИ . Проверено 2 мая 2016 г.
- ^ «Поезда из Пловдива в Димитровград теперь развивают скорость 160 км/ч» (на болгарском языке). Dariknews.bg . Проверено 3 июля 2012 г.
- ^ «Идет монтаж связи между Болгарией и Турцией» . Железнодорожный вестник Интернэшнл . Проверено 11 мая 2012 г.
- ^ «Божков строит Марицкую железную дорогу » . Стандарт (на болгарском языке) . Проверено 11 мая 2012 г.
- ^ «Поезд Пловдив-Бургас будет лететь со скоростью 200 км/ч» (на болгарском языке). Snews.bg . Проверено 11 мая 2012 г.
- ^ «Перевозимые грузы и показатели перевозок - Национальный статистический институт» . Нси.бг. Проверено 16 октября 2017 г.
- ^ «Статистика железнодорожных пассажирских перевозок» (PDF) . Европа ЕС. 8 декабря 2019 г. Архивировано (PDF) из оригинала 09 октября 2022 г. Проверено 9 января 2021 г.
- ^ «Президент ЕК и премьер-министр Болгарии запустили вторую линию Софийского метро» . Новинит. 31 августа 2012 г. Проверено 3 мая 2016 г.
- ^ «Строительство третьей линии Софийского метрополитена начнется 20 января» . СМОТРИТЕ новости . Проверено 13 апреля 2016 г.
- ^ «Действующее метро» . Проверено 24 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Национальная дорожная сеть по категориям дорог» . Национальный статистический институт . Проверено 29 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Национальная дорожная сеть по типам дорожных покрытий» . Национальный статистический институт . Проверено 29 апреля 2016 г.
- ^ Примечание: по состоянию на 2002 год дороги категории IV не считаются национальными дорогами, но находятся в ведении непосредственно муниципалитетов и не сообщаются центральному агентству.
- ^ «Мост через Дунай длиной в одну милю скоро откроется» . Би-би-си . 14 июня 2013 г. Проверено 2 мая 2016 г.
- ^ «Автобусы в Болгарии» . Вьетнамки Народные . Проверено 2 мая 2016 г.
- ^ «Болгария: Автобус» . Одинокая планета . Проверено 2 мая 2016 г.
- ^ «Болгария: Местный транспорт» . Одинокая планета . Проверено 2 мая 2016 г.
- ^ «Реестр портов» (на болгарском языке). Исполнительное агентство «Морская администрация» . Проверено 2 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Реестр портов» (на болгарском языке). Исполнительное агентство «Морская администрация» . Проверено 2 мая 2016 г.
- ^ «Все суда» . Навбул.com . Проверено 16 октября 2017 г.
В этой статье использованы общедоступные материалы из «Профиль страны в Болгарии» (PDF) . Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований . Октябрь 2006 г. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 29 апреля 2016 г.